– Начнем со второй части Вашего вопроса, с самого важного: почему и для чего? Кто главный в Церкви? Главный в Церкви – Христос Спаситель. Почитая святых, мы почитаем Бога, Который во святых просиял Своей благодатью. А возглавляет лик всех святых Пречистая Дева Мария Богородица. Именно Ее Сын Божий избрал стать Матерью в Своем воплощении. Именно совершенная любовь Девы Марии к Богу, Ее нравственная чистота привели Бога, на Которого не смеют взирать ангелы, в наш мир. Как действует Господь в мире? В том числе и через человека. Поэтому мы прославляем Деву Марию как Мать воплощенного Бога. Именно через Нее Бог соделал наше спасение. Это самое важное, самое главное.
Когда-то святитель Филарет Московский спрашивал, почему одни иконы являются чудотворными, а о других такого нельзя точно сказать, и сам же отвечал: «Не знаю». На самом деле честь, воздаваемая образу, по определению VII Вселенского Собора, восходит к первообразу. Поэтому источник чудес – Сам Христос Бог, источник чудес – Пречистая Дева Мария Богородица. Мы обращаемся к иконе как к окну, через которое видим духовный мир, через которое поклоняемся Всевышнему. Действительно, некоторые иконы наиболее прославлены в истории, но любая икона – это предмет нашего благоговейного отношения. Потому что иконы являют Бога, ставшего Человеком, иконы являют Деву Марию Богородицу, Которая послужила Боговоплощению.
– Храм, который изображен у нас на заднем плане, посвящен Порт-Артурской иконе Божией Матери. Я так понимаю, что каждое название иконы – это целая история, которая нам рассказывает о явлении самой иконы. Мы знаем о чудесном явлении Казанской иконы Божией Матери, которую мы особенно почитаем сегодня. Порт-Артурская икона Божией Матери – это, наверное, одна из новейших икон. Расскажите об этом.
– Зачастую Богородичные иконы носят название, связанное с теми или иными географическими местами. Таким образом, когда называется область, земля, город, это свидетельство того, что вся земля освящена молитвами Девы Марии Богородицы. Когда-то Порт-Артур был базой российского флота на Тихом океане. Сейчас это территория Китая. С Порт-Артурской иконой связаны трагические события времен Русско-японской войны. То, что в нашем храме на берегу Финского залива, откуда видно Кронштадт, из которого когда-то уходили самые современные тогда военные корабли, броненосцы на войну, то, что в нашем городе построен такой храм, – знак, символ того, что вся земля от Балтики и до Тихого океана находится под молитвенным покровом Девы Марии Богородицы. Конечно, это еще и исторический памятник российским морякам, российским воинам, которые когда-то воевали вдали от Родины и на Родину больше не вернулись.
– У нас есть много разных икон Пресвятой Богородицы. Например, у нас есть икона Божией Матери, которая называется «Неупиваемая Чаша». Каждый раз, когда мы произносим название этой иконы, в большинстве случаев люди вспоминают, что именно перед этой иконой молятся об избавлении от страсти винопития.
– Это прекрасная традиция. Неупиваемая Чаша – это Чаша Евхаристии прежде всего.
– В связи с этим возникает такой вопрос. Мы часто слышим, что у нас много Богородиц: есть такая, есть такая. Может, наше знание иконографии Пресвятой Богородицы может нам помочь отделить знание об иконах от знаний о Богородице? Что мы должны знать о Пресвятой Деве такое, чтобы могли в этом вопросе легче разобраться?
– Знание основ веры, основ богословия, конечно же, необходимо для всякого верующего человека. Потому что у нас есть сердце, мир эмоций. У нас должна быть в сердцах любовь к Богу. Но в голове должно быть еще и знание о Боге. Более того, Бог есть Любовь, и прийти к Нему можно, только возлюбив Его всем сердцем. А о предмете любви необходимо знать и как можно больше. Вы в начале программы сказали, что всей жизни не хватит для того, чтобы раскрыть тему поклонения Деве Марии Богородице, не хватит всей жизни, чтобы познать все церковное учение. Но мы – Христовы ученики. Прежде чем назваться христианами, а это произошло в середине I века в Сирии, в Антиохии, последователи Христа назывались учениками. Мы всю жизнь учимся Бога любить, всю жизнь учимся Богу молиться, и это можно сказать еще и о Деве Марии Богородице.
Конечно, необходимо церковное знание, в том числе необходимо понимание символики икон Божией Матери. Возьмем сами названия иконописных типов. Существует три основных иконописных типа: «Путеводительница», когда Дева Мария указывает на Своего Божественного Сына как на Путь, Истину и Жизнь для всякого христианина; «Умиление», куда входят те Богородичные образы, которые показывают любовь Девы Марии и Ее Божественного Сына; и «Знамение», то есть исполнение ветхозаветных пророчеств.
– Вопрос телезрителя из Гатчины: «Я хотел сказать, что всей своей жизнью могу засвидетельствовать о помощи Пресвятой Богородицы, о том, что в беде Она никогда не оставит и всегда поможет. Она каждого слышит, и какими бы тяжелыми ни были обстоятельства, Она всегда помогает как любящая Мать. Я всегда чувствую на себе Ее материнскую любовь. Четыре года назад я потерял маму, и Она всегда теплом Своим согревает и всегда Сына Своего умоляет обо мне. У меня была мироточивая Феодоровская икона Божией Матери. Где-то месяца полтора было мироточение, а потом я отнес ее в храм. Батюшка мне сказал, чтобы я не держал ее дома. В храме она еще недолго мироточила, а потом мироточение прекратилось. Вот такой прекрасный был случай».
– Наш телезритель сказал очень правильные слова, что Дева Мария как Мать Церкви, Мать Сына Божьего в каком-то смысле является нашей Матерью. В трагические моменты казни с креста Спаситель произносит следующие слова о Деве Марии Своему любимому ученику Иоанну Богослову: се, Матерь твоя! И мы можем надеяться, что Дева Мария действительно является Матерью Церкви, христиан. Потому что от Нее рождается Христос, и до сих пор Ее молитва приводит нас к Богу.
– В нашей гимнографии также есть слова почитания Пресвятой Богородицы. Например, во время Великого поста мы поем: «Не плачи, Мати». Во время Рождества у нас есть особые песнопения. Недавно я услышал колыбельную, которая называется: «Спи, Иисусе». Там как раз и возникает такая тема, когда Сама Пресвятая Дева поет колыбельную Своему Сыну. Мы недавно говорили о том, как построить живые отношения с Богом. А как у нас выстраиваются живые отношения с Пресвятой Девой, в том числе через эти самые псалмы, гимны и песни, посвященные Богородице? Можем ли мы пытаться говорить своими словами или только используя молитвы, которые нам уже известны?
– Как говорил святитель Феофан Затворник, необходимо учиться молиться своими словами. Молитвы, которые входят в молитвословы и которые мы призваны читать утром и вечером, учат нас тому правильному, что можно и нужно просить у Бога; они показывают нам правильные слова, с которыми достойно обращаться к Богу. Но основа основ наших личных отношений с Богом – смирение и понимание своей малости, своей греховности перед Богом. Мы обращаемся к Богу не потому, что чувствуем себя достойными, а потому, что Сам Господь призывает нас приходить к Нему (и в молитве, и в церковных таинствах).
То же самое со святыми: мы должны чувствовать свою малость. Мы – грешники, тем не менее Господь Бог нас не отвергает, и святые нас тоже не отвергают. Вся история почитания Богородицы говорит о Ее снисхождении и любви к людям, грешникам. Потому что Ее Сын тоже пришел к грешникам.
Мы обращаемся к Богу, осознавая свое греховное положение, свое падшее состояние. Но мы не можем жить без Бога; такова духовная реальность. Ища Бога в своей жизни, учась молиться Богу, мы на этом пути учимся поклоняться Деве Марии, почитать Ее и приносить Ей нашу смиренную молитву.
– Самая известная молитва Богородице – «Достойно есть...» Все мы знаем эту молитву: Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего... И дальше сказано: Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим...
– То есть святость Девы Марии превосходит ангельскую меру. Нет никого ни на земле, ни на небесах столь близкого к Богу, как Дева Мария.
– Наше отношение к Пресвятой Деве меняется от праздника к празднику. Во время Рождества Пресвятой Богородицы поются одни песнопения, в другие праздники – другие. Меняется отношение к празднику – и меняется наше отношение к Пресвятой Деве, наша тональность. Это нормально?
– Мы видим тайну Боговоплощения, тайну материнства Девы Марии. Все праздники, которые так или иначе связаны с Девой Марией, по-разному раскрывают нам тайну Ее любви к Богу. Все люди разные. Каждое утро мы начинаем новую жизнь, каждое утро учимся любить Бога, молиться Богу. День – это маленькая модель жизни, и на этом пути мы должны, естественно, меняться и возрастать.
– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Вы сказали, что нужно молиться Богу, Пресвятой Богородице, святым именно молитвами святых отцов. А я дома подхожу к иконам и говорю: "Мамочка Богородица, Папочка Небесный, Творец мой…" И так далее. То есть я молюсь своими словами. Так нельзя делать?»
– Еще раз повторю: это необходимо делать. Потому что от избытка сердца говорят уста. Мы призваны молиться и своими словами. Другое дело, что этому надо еще и учиться, просить веры, надежды, любви, христианской добродетели. Нужна молитва церковная; нужна молитва святых отцов; нужна молитва, которой научил нас Сам Господь и в которой мы дерзновенно называем Бога нашим Отцом Небесным. Но нужны и свои воздыхания от сердца. А Вы как считаете, Глеб Борисович?
– Я тоже так считаю, но могу засвидетельствовать, что мне потребовалось тридцать лет молитвы, чтобы однажды почувствовать, что я могу обратиться к Господу своими словами, чтобы это не было кощунством.
– Страшно предстоять Живому Богу, потому что Он в ангелах Своих усматривает недостатки. Что же говорить о нас, грешниках?..
– Но по любви Его мы приобретаем духовный опыт, который помогает нам справиться со всеми нашими бедами... У нас бывает молитва детская, когда мы к Пресвятой Богородице обращаемся как к Маме. Только ли в беде мы прибегаем к Богородице? Или это возможно и в радости?
– Человек – существо испорченное, поэтому чаще всего, к сожалению, прибегает к Богу с плачем, в горести, беде, а на радостях может забыть о самом главном. Но в идеале человек должен славословить Бога и когда хорошо, радостно, и когда приходят искушения. Хорошо Бога благодарить, хорошо Бога просить обо всем необходимом.
– Что делать, когда мы еще не понимаем этого?..
– Мы всегда не понимаем, всегда не совсем доросли. Так всю жизнь.
– Правильно. Просто по отношению к Богородице мы подразумеваем, будто Она обязана нам помочь; ведь Она же Мама Христа, поэтому Она не осудит, Она нас любит безусловно. Она никогда не скажет, что мы не правы...
– Но ведь мы же бываем не правы. Обязательно скажет. Сын Девы Марии оказался распятым, был предан лютой казни на кресте нас ради человек и нашего ради спасения. Это наши грехи (всех людей, кто живет, жил и будет жить) привели Ее Божественного Сына на крест. Вот какова мера нашей личной ответственности. Поэтому к Богородице мы все-таки прибегаем исходя из нашего греховного состояния, надеясь на Ее любовь и милость.
– Я иногда думаю: если бы мы могли, то все время пребывали бы в молитве к Пресвятой Деве. Но мы не пребываем постоянно в молитве. Вспоминается правило Серафима Саровского, когда трижды читается «Отче наш» и трижды «Богородице Дево, радуйся». Преподобный говорил, что нужно прочесть по четкам не меньше ста пятидесяти молитв подряд «Богородице Дево, радуйся». Насколько необходимо в нашей повседневной жизни совершать это молитвенное правило?
– Все люди разные и молятся по-разному. Краткая Иисусова молитва хороша тем, что она содержит самое главное – прошение о спасении, и на этой молитве легче сосредоточиться, ее можно легко повторять между любыми делами. То же самое касается и коротких призывов к Богородице: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Чем чаще человек прибегает к имени Божьему, тем лучше, потому что человек изначально сотворен для богообщения, для молитвы.
Кстати, почему мы просим Богородицу о спасении, если Спаситель один – Христос Бог? Потому, что в Деве Марии полнота Божией благодати. Не Она спасительница, но Она спасает силой Своего Божественного Сына. И к Ней единственной изо всех святых наше прошение о самом главном – о спасении.
– То есть когда мы говорим: «Пресвятая Богородица, спаси нас»...
– …мы свидетельствуем о том, что Деве Марии дана такая сила Христовой Божией любви, что по Ее молитвам Сын Божий нас действительно спасает.
– Вы являетесь настоятелем строящегося храма; он выглядит как корабль.
– Один из символов Церкви – это корабль.
– Когда смотришь на кресты храма, они напоминают якорь...
– Якорь – древний символ надежды.
– Знаю, что у вас дружный приход. Были ли случаи, когда прихожане свидетельствовали о защите Пресвятой Богородицы, о чудесах, которые Она совершала?
– Жизнь каждого верующего человека – это непрестанное чудо. И каждый верующий человек это знает. Больше двадцати лет я служу в священном сане и все двадцать лет вижу, как в жизни людей происходят Божии чудеса, причем чудеса происходят и по заступничеству святых, и по прошениям Пречистой Девы Марии. Вся жизнь человека – сплошное чудо.
– Следующий вопрос связан с происхождением Казанской иконы Божией Матери. После пожара в Казани Богородица несколько раз являлась отроковице Матроне и говорила ей найти чудотворный образ. В результате сейчас мы обладаем образом Казанской иконы Божией Матери.
– Это один из самых чтимых образов Пресвятой Богородицы.
– И завтра, в день Казанской ионы Божией Матери, мы будем особенно молиться об этом. Мы можем вспомнить Константинополь и историю иконы «Покров Пресвятой Богородицы». Богородица защитила город, но ведь были люди, которые погибли. Возникает вопрос: если люди неверующие, то они могут быть вне любви Пресвятой Богородицы?
– Вера не гарантирует нам сытую, спокойную, счастливую жизнь. Вера гарантирует нам то, что мы знаем, ради чего живем, ради чего проходим те или иные испытания. В своих бедах, искушениях мы, верующие, не остаемся одни – мы со Христом Богом.
Жизнь полна несправедливостей, болезней, печалей, слез, страданий. Мы еще и смертны. Но во что верит и чего ожидает верующий человек? Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Жизнь вечная для нас, верующих людей, начинается уже здесь и сейчас, когда мы посвящаем свою жизнь Богу, когда живем в Церкви и становимся причастниками Святых Христовых Таин, то есть причастниками Христа Спасителя.
– Есть праздник Благовещения Пресвятой Богородицы...
– Прекрасный праздник, с которого начинается история нашего спасения.
– Есть праздник Успения Пресвятой Богородицы...
– Прекрасный праздник, который говорит о смысле, итоге человеческой жизни.
– Получается так, что церковный год начинается Рождеством Богородицы и заканчивается Успением.
– Это не случайно, потому что на Деве Марии явлена спасительная забота Бога о творении. Начинается церковный год с Рождества Богородицы, от Нее рождается Сын Божий и становится Сыном Человеческим. Заканчивается церковный год Успением Пресвятой Богородицы. Успение Богородицы стало началом Ее совоскресения Божественному Сыну, потому что смерти невозможно было удержать Ту, Которая стала Матерью Начальника жизни.
Когда-то преподобный Иоанн Дамаскин сказал, что в имени «Богородица» заключена вся суть Божественного домостроительства, ибо если Она Богородица, то рожденный от Нее – непременно Бог, но еще и Человек, рожденный Матерью. Поэтому, прославляя Деву Марию, прославляем Христа Спасителя. Богородичные праздники говорят о том, какую роль Дева Мария играет в нашем спасении.
– Сейчас я задам сложный вопрос, который, к сожалению, встречается на просторах Интернета. Когда мы слышим обращение к Деве Марии не «Богородица», а «Христородица», объясните, почему это является ересью.
– Когда-то некий человек, которого звали Несторий, сказал, что Бог же неизменен (все правильно: у Отца света нет ни тени перемены), поэтому лучше всего назвать Деву Марию не Богородицей, а Христородицей. Чтобы осудить это ошибочное мнение, был собран Третий Вселенский Собор, который догматически утвердил именование Девы Марии именно Богородицей, потому что Она родила не Человека, с Которым потом соединилось Божество, а родила Сына Божьего, Который становится еще и Человеком. Именно после Третьего Вселенского Собора начинается общее всецерковное почитание Богородицы.
– В наше тяжелое время, когда всякие испытания приходят к нам, в том числе не связанные с нашей религиозностью или вероисповеданием, мы должны четко понимать, где сторона света, а где сторона не света, иначе нам будет очень тяжело. Мы обращаемся к Господу, к святым воинам. Обращаясь к Богородице, о чем мы сейчас должны особо Ее просить?
– О милости. Мы были и есть грешники. И все, что мы можем ждать от Господа Бога, – Его милующей любви, которая распространяется и на нас, грешников. Соответственно, мы просим о милости Господа Бога и просим милости у Богородицы, понимая свое недостоинство. Покаяние – это начало, середина и завершение духовного пути человека. Всю жизнь мы каемся, но не для того, чтобы испытывать комплекс неполноценности, а чтобы наша духовная жизнь была реальностью, потому что перед Богом мы грешники. Грешники, Богом помилованные, но все равно люди несовершенные.
– Наверное, когда-то мы научимся молиться полностью своими словами; может быть, такое произойдет. Обращаясь к Господу и Богородице, мы можем возрастать в вере? Или нам не нужно умножать свою веру, а нужно беречь ее и не думать о том, чтобы она стала еще сильнее?
– Беречь. Но вера – это чудо Божие. Апостолы молились: «Господи, умножь в нас веру». Мы верим, и это определяет нашу жизнь, но мы призваны возрастать в вере, надежде и любви.
– Благословите наших телезрителей.
– Дорогие друзья, будем молить Господа Бога и Его Пречистую Матерь, чтобы вся наша жизнь была наполнена светом Божией любви и заступничеством Богородицы.
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!