– Начнем со второй части Вашего вопроса, с самого важного: почему и для чего? Кто главный в Церкви? Главный в Церкви – Христос Спаситель. Почитая святых, мы почитаем Бога, Который во святых просиял Своей благодатью. А возглавляет лик всех святых Пречистая Дева Мария Богородица. Именно Ее Сын Божий избрал стать Матерью в Своем воплощении. Именно совершенная любовь Девы Марии к Богу, Ее нравственная чистота привели Бога, на Которого не смеют взирать ангелы, в наш мир. Как действует Господь в мире? В том числе и через человека. Поэтому мы прославляем Деву Марию как Мать воплощенного Бога. Именно через Нее Бог соделал наше спасение. Это самое важное, самое главное.
Когда-то святитель Филарет Московский спрашивал, почему одни иконы являются чудотворными, а о других такого нельзя точно сказать, и сам же отвечал: «Не знаю». На самом деле честь, воздаваемая образу, по определению VII Вселенского Собора, восходит к первообразу. Поэтому источник чудес – Сам Христос Бог, источник чудес – Пречистая Дева Мария Богородица. Мы обращаемся к иконе как к окну, через которое видим духовный мир, через которое поклоняемся Всевышнему. Действительно, некоторые иконы наиболее прославлены в истории, но любая икона – это предмет нашего благоговейного отношения. Потому что иконы являют Бога, ставшего Человеком, иконы являют Деву Марию Богородицу, Которая послужила Боговоплощению.
– Храм, который изображен у нас на заднем плане, посвящен Порт-Артурской иконе Божией Матери. Я так понимаю, что каждое название иконы – это целая история, которая нам рассказывает о явлении самой иконы. Мы знаем о чудесном явлении Казанской иконы Божией Матери, которую мы особенно почитаем сегодня. Порт-Артурская икона Божией Матери – это, наверное, одна из новейших икон. Расскажите об этом.
– Зачастую Богородичные иконы носят название, связанное с теми или иными географическими местами. Таким образом, когда называется область, земля, город, это свидетельство того, что вся земля освящена молитвами Девы Марии Богородицы. Когда-то Порт-Артур был базой российского флота на Тихом океане. Сейчас это территория Китая. С Порт-Артурской иконой связаны трагические события времен Русско-японской войны. То, что в нашем храме на берегу Финского залива, откуда видно Кронштадт, из которого когда-то уходили самые современные тогда военные корабли, броненосцы на войну, то, что в нашем городе построен такой храм, – знак, символ того, что вся земля от Балтики и до Тихого океана находится под молитвенным покровом Девы Марии Богородицы. Конечно, это еще и исторический памятник российским морякам, российским воинам, которые когда-то воевали вдали от Родины и на Родину больше не вернулись.
– У нас есть много разных икон Пресвятой Богородицы. Например, у нас есть икона Божией Матери, которая называется «Неупиваемая Чаша». Каждый раз, когда мы произносим название этой иконы, в большинстве случаев люди вспоминают, что именно перед этой иконой молятся об избавлении от страсти винопития.
– Это прекрасная традиция. Неупиваемая Чаша – это Чаша Евхаристии прежде всего.
– В связи с этим возникает такой вопрос. Мы часто слышим, что у нас много Богородиц: есть такая, есть такая. Может, наше знание иконографии Пресвятой Богородицы может нам помочь отделить знание об иконах от знаний о Богородице? Что мы должны знать о Пресвятой Деве такое, чтобы могли в этом вопросе легче разобраться?
– Знание основ веры, основ богословия, конечно же, необходимо для всякого верующего человека. Потому что у нас есть сердце, мир эмоций. У нас должна быть в сердцах любовь к Богу. Но в голове должно быть еще и знание о Боге. Более того, Бог есть Любовь, и прийти к Нему можно, только возлюбив Его всем сердцем. А о предмете любви необходимо знать и как можно больше. Вы в начале программы сказали, что всей жизни не хватит для того, чтобы раскрыть тему поклонения Деве Марии Богородице, не хватит всей жизни, чтобы познать все церковное учение. Но мы – Христовы ученики. Прежде чем назваться христианами, а это произошло в середине I века в Сирии, в Антиохии, последователи Христа назывались учениками. Мы всю жизнь учимся Бога любить, всю жизнь учимся Богу молиться, и это можно сказать еще и о Деве Марии Богородице.
Конечно, необходимо церковное знание, в том числе необходимо понимание символики икон Божией Матери. Возьмем сами названия иконописных типов. Существует три основных иконописных типа: «Путеводительница», когда Дева Мария указывает на Своего Божественного Сына как на Путь, Истину и Жизнь для всякого христианина; «Умиление», куда входят те Богородичные образы, которые показывают любовь Девы Марии и Ее Божественного Сына; и «Знамение», то есть исполнение ветхозаветных пророчеств.
– Вопрос телезрителя из Гатчины: «Я хотел сказать, что всей своей жизнью могу засвидетельствовать о помощи Пресвятой Богородицы, о том, что в беде Она никогда не оставит и всегда поможет. Она каждого слышит, и какими бы тяжелыми ни были обстоятельства, Она всегда помогает как любящая Мать. Я всегда чувствую на себе Ее материнскую любовь. Четыре года назад я потерял маму, и Она всегда теплом Своим согревает и всегда Сына Своего умоляет обо мне. У меня была мироточивая Феодоровская икона Божией Матери. Где-то месяца полтора было мироточение, а потом я отнес ее в храм. Батюшка мне сказал, чтобы я не держал ее дома. В храме она еще недолго мироточила, а потом мироточение прекратилось. Вот такой прекрасный был случай».
– Наш телезритель сказал очень правильные слова, что Дева Мария как Мать Церкви, Мать Сына Божьего в каком-то смысле является нашей Матерью. В трагические моменты казни с креста Спаситель произносит следующие слова о Деве Марии Своему любимому ученику Иоанну Богослову: се, Матерь твоя! И мы можем надеяться, что Дева Мария действительно является Матерью Церкви, христиан. Потому что от Нее рождается Христос, и до сих пор Ее молитва приводит нас к Богу.
– В нашей гимнографии также есть слова почитания Пресвятой Богородицы. Например, во время Великого поста мы поем: «Не плачи, Мати». Во время Рождества у нас есть особые песнопения. Недавно я услышал колыбельную, которая называется: «Спи, Иисусе». Там как раз и возникает такая тема, когда Сама Пресвятая Дева поет колыбельную Своему Сыну. Мы недавно говорили о том, как построить живые отношения с Богом. А как у нас выстраиваются живые отношения с Пресвятой Девой, в том числе через эти самые псалмы, гимны и песни, посвященные Богородице? Можем ли мы пытаться говорить своими словами или только используя молитвы, которые нам уже известны?
– Как говорил святитель Феофан Затворник, необходимо учиться молиться своими словами. Молитвы, которые входят в молитвословы и которые мы призваны читать утром и вечером, учат нас тому правильному, что можно и нужно просить у Бога; они показывают нам правильные слова, с которыми достойно обращаться к Богу. Но основа основ наших личных отношений с Богом – смирение и понимание своей малости, своей греховности перед Богом. Мы обращаемся к Богу не потому, что чувствуем себя достойными, а потому, что Сам Господь призывает нас приходить к Нему (и в молитве, и в церковных таинствах).
То же самое со святыми: мы должны чувствовать свою малость. Мы – грешники, тем не менее Господь Бог нас не отвергает, и святые нас тоже не отвергают. Вся история почитания Богородицы говорит о Ее снисхождении и любви к людям, грешникам. Потому что Ее Сын тоже пришел к грешникам.
Мы обращаемся к Богу, осознавая свое греховное положение, свое падшее состояние. Но мы не можем жить без Бога; такова духовная реальность. Ища Бога в своей жизни, учась молиться Богу, мы на этом пути учимся поклоняться Деве Марии, почитать Ее и приносить Ей нашу смиренную молитву.
– Самая известная молитва Богородице – «Достойно есть...» Все мы знаем эту молитву: Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего... И дальше сказано: Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим...
– То есть святость Девы Марии превосходит ангельскую меру. Нет никого ни на земле, ни на небесах столь близкого к Богу, как Дева Мария.
– Наше отношение к Пресвятой Деве меняется от праздника к празднику. Во время Рождества Пресвятой Богородицы поются одни песнопения, в другие праздники – другие. Меняется отношение к празднику – и меняется наше отношение к Пресвятой Деве, наша тональность. Это нормально?
– Мы видим тайну Боговоплощения, тайну материнства Девы Марии. Все праздники, которые так или иначе связаны с Девой Марией, по-разному раскрывают нам тайну Ее любви к Богу. Все люди разные. Каждое утро мы начинаем новую жизнь, каждое утро учимся любить Бога, молиться Богу. День – это маленькая модель жизни, и на этом пути мы должны, естественно, меняться и возрастать.
– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Вы сказали, что нужно молиться Богу, Пресвятой Богородице, святым именно молитвами святых отцов. А я дома подхожу к иконам и говорю: "Мамочка Богородица, Папочка Небесный, Творец мой…" И так далее. То есть я молюсь своими словами. Так нельзя делать?»
– Еще раз повторю: это необходимо делать. Потому что от избытка сердца говорят уста. Мы призваны молиться и своими словами. Другое дело, что этому надо еще и учиться, просить веры, надежды, любви, христианской добродетели. Нужна молитва церковная; нужна молитва святых отцов; нужна молитва, которой научил нас Сам Господь и в которой мы дерзновенно называем Бога нашим Отцом Небесным. Но нужны и свои воздыхания от сердца. А Вы как считаете, Глеб Борисович?
– Я тоже так считаю, но могу засвидетельствовать, что мне потребовалось тридцать лет молитвы, чтобы однажды почувствовать, что я могу обратиться к Господу своими словами, чтобы это не было кощунством.
– Страшно предстоять Живому Богу, потому что Он в ангелах Своих усматривает недостатки. Что же говорить о нас, грешниках?..
– Но по любви Его мы приобретаем духовный опыт, который помогает нам справиться со всеми нашими бедами... У нас бывает молитва детская, когда мы к Пресвятой Богородице обращаемся как к Маме. Только ли в беде мы прибегаем к Богородице? Или это возможно и в радости?
– Человек – существо испорченное, поэтому чаще всего, к сожалению, прибегает к Богу с плачем, в горести, беде, а на радостях может забыть о самом главном. Но в идеале человек должен славословить Бога и когда хорошо, радостно, и когда приходят искушения. Хорошо Бога благодарить, хорошо Бога просить обо всем необходимом.
– Что делать, когда мы еще не понимаем этого?..
– Мы всегда не понимаем, всегда не совсем доросли. Так всю жизнь.
– Правильно. Просто по отношению к Богородице мы подразумеваем, будто Она обязана нам помочь; ведь Она же Мама Христа, поэтому Она не осудит, Она нас любит безусловно. Она никогда не скажет, что мы не правы...
– Но ведь мы же бываем не правы. Обязательно скажет. Сын Девы Марии оказался распятым, был предан лютой казни на кресте нас ради человек и нашего ради спасения. Это наши грехи (всех людей, кто живет, жил и будет жить) привели Ее Божественного Сына на крест. Вот какова мера нашей личной ответственности. Поэтому к Богородице мы все-таки прибегаем исходя из нашего греховного состояния, надеясь на Ее любовь и милость.
– Я иногда думаю: если бы мы могли, то все время пребывали бы в молитве к Пресвятой Деве. Но мы не пребываем постоянно в молитве. Вспоминается правило Серафима Саровского, когда трижды читается «Отче наш» и трижды «Богородице Дево, радуйся». Преподобный говорил, что нужно прочесть по четкам не меньше ста пятидесяти молитв подряд «Богородице Дево, радуйся». Насколько необходимо в нашей повседневной жизни совершать это молитвенное правило?
– Все люди разные и молятся по-разному. Краткая Иисусова молитва хороша тем, что она содержит самое главное – прошение о спасении, и на этой молитве легче сосредоточиться, ее можно легко повторять между любыми делами. То же самое касается и коротких призывов к Богородице: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Чем чаще человек прибегает к имени Божьему, тем лучше, потому что человек изначально сотворен для богообщения, для молитвы.
Кстати, почему мы просим Богородицу о спасении, если Спаситель один – Христос Бог? Потому, что в Деве Марии полнота Божией благодати. Не Она спасительница, но Она спасает силой Своего Божественного Сына. И к Ней единственной изо всех святых наше прошение о самом главном – о спасении.
– То есть когда мы говорим: «Пресвятая Богородица, спаси нас»...
– …мы свидетельствуем о том, что Деве Марии дана такая сила Христовой Божией любви, что по Ее молитвам Сын Божий нас действительно спасает.
– Вы являетесь настоятелем строящегося храма; он выглядит как корабль.
– Один из символов Церкви – это корабль.
– Когда смотришь на кресты храма, они напоминают якорь...
– Якорь – древний символ надежды.
– Знаю, что у вас дружный приход. Были ли случаи, когда прихожане свидетельствовали о защите Пресвятой Богородицы, о чудесах, которые Она совершала?
– Жизнь каждого верующего человека – это непрестанное чудо. И каждый верующий человек это знает. Больше двадцати лет я служу в священном сане и все двадцать лет вижу, как в жизни людей происходят Божии чудеса, причем чудеса происходят и по заступничеству святых, и по прошениям Пречистой Девы Марии. Вся жизнь человека – сплошное чудо.
– Следующий вопрос связан с происхождением Казанской иконы Божией Матери. После пожара в Казани Богородица несколько раз являлась отроковице Матроне и говорила ей найти чудотворный образ. В результате сейчас мы обладаем образом Казанской иконы Божией Матери.
– Это один из самых чтимых образов Пресвятой Богородицы.
– И завтра, в день Казанской ионы Божией Матери, мы будем особенно молиться об этом. Мы можем вспомнить Константинополь и историю иконы «Покров Пресвятой Богородицы». Богородица защитила город, но ведь были люди, которые погибли. Возникает вопрос: если люди неверующие, то они могут быть вне любви Пресвятой Богородицы?
– Вера не гарантирует нам сытую, спокойную, счастливую жизнь. Вера гарантирует нам то, что мы знаем, ради чего живем, ради чего проходим те или иные испытания. В своих бедах, искушениях мы, верующие, не остаемся одни – мы со Христом Богом.
Жизнь полна несправедливостей, болезней, печалей, слез, страданий. Мы еще и смертны. Но во что верит и чего ожидает верующий человек? Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Жизнь вечная для нас, верующих людей, начинается уже здесь и сейчас, когда мы посвящаем свою жизнь Богу, когда живем в Церкви и становимся причастниками Святых Христовых Таин, то есть причастниками Христа Спасителя.
– Есть праздник Благовещения Пресвятой Богородицы...
– Прекрасный праздник, с которого начинается история нашего спасения.
– Есть праздник Успения Пресвятой Богородицы...
– Прекрасный праздник, который говорит о смысле, итоге человеческой жизни.
– Получается так, что церковный год начинается Рождеством Богородицы и заканчивается Успением.
– Это не случайно, потому что на Деве Марии явлена спасительная забота Бога о творении. Начинается церковный год с Рождества Богородицы, от Нее рождается Сын Божий и становится Сыном Человеческим. Заканчивается церковный год Успением Пресвятой Богородицы. Успение Богородицы стало началом Ее совоскресения Божественному Сыну, потому что смерти невозможно было удержать Ту, Которая стала Матерью Начальника жизни.
Когда-то преподобный Иоанн Дамаскин сказал, что в имени «Богородица» заключена вся суть Божественного домостроительства, ибо если Она Богородица, то рожденный от Нее – непременно Бог, но еще и Человек, рожденный Матерью. Поэтому, прославляя Деву Марию, прославляем Христа Спасителя. Богородичные праздники говорят о том, какую роль Дева Мария играет в нашем спасении.
– Сейчас я задам сложный вопрос, который, к сожалению, встречается на просторах Интернета. Когда мы слышим обращение к Деве Марии не «Богородица», а «Христородица», объясните, почему это является ересью.
– Когда-то некий человек, которого звали Несторий, сказал, что Бог же неизменен (все правильно: у Отца света нет ни тени перемены), поэтому лучше всего назвать Деву Марию не Богородицей, а Христородицей. Чтобы осудить это ошибочное мнение, был собран Третий Вселенский Собор, который догматически утвердил именование Девы Марии именно Богородицей, потому что Она родила не Человека, с Которым потом соединилось Божество, а родила Сына Божьего, Который становится еще и Человеком. Именно после Третьего Вселенского Собора начинается общее всецерковное почитание Богородицы.
– В наше тяжелое время, когда всякие испытания приходят к нам, в том числе не связанные с нашей религиозностью или вероисповеданием, мы должны четко понимать, где сторона света, а где сторона не света, иначе нам будет очень тяжело. Мы обращаемся к Господу, к святым воинам. Обращаясь к Богородице, о чем мы сейчас должны особо Ее просить?
– О милости. Мы были и есть грешники. И все, что мы можем ждать от Господа Бога, – Его милующей любви, которая распространяется и на нас, грешников. Соответственно, мы просим о милости Господа Бога и просим милости у Богородицы, понимая свое недостоинство. Покаяние – это начало, середина и завершение духовного пути человека. Всю жизнь мы каемся, но не для того, чтобы испытывать комплекс неполноценности, а чтобы наша духовная жизнь была реальностью, потому что перед Богом мы грешники. Грешники, Богом помилованные, но все равно люди несовершенные.
– Наверное, когда-то мы научимся молиться полностью своими словами; может быть, такое произойдет. Обращаясь к Господу и Богородице, мы можем возрастать в вере? Или нам не нужно умножать свою веру, а нужно беречь ее и не думать о том, чтобы она стала еще сильнее?
– Беречь. Но вера – это чудо Божие. Апостолы молились: «Господи, умножь в нас веру». Мы верим, и это определяет нашу жизнь, но мы призваны возрастать в вере, надежде и любви.
– Благословите наших телезрителей.
– Дорогие друзья, будем молить Господа Бога и Его Пречистую Матерь, чтобы вся наша жизнь была наполнена светом Божией любви и заступничеством Богородицы.
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Ольга Рожнева. Тихая пристань
Божественная литургия 9 сентября 2024 года
Этот день в истории. 9 сентября
День ангела. 9 сентября
Церковный календарь 9 сентября. Священномученик Владимир Соколов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!