Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы телезрителей. Игумен Флавиан (Матвеев) 1 февраля 2023

1 февраля 2023 г.

В гостях у нас наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга игумен Флавиан (Матвеев).

– Отец Флавиан, предлагаю сегодня ответить на вопросы, которые поступили от наших телезрителей.

Совсем недавно прошел праздник Крещения Господня, и многие по традиции окунались в крещенские купели. Как Церковь относится к этой традиции? И почему многие в эти дни приходят к купелям, чтобы окунуться в них?

– Наверное, в первую очередь надо сказать, что обычай погружаться в купель – это все-таки мода. Потому что нигде в церковных уставах не предписывается православным христианам такого погружения. Собственно, и проруби не везде можно прорубить, потому что в силу нашего климата водоемы замерзают. Если мы посмотрим чин освящения воды на праздник Крещения Господня (Богоявления), то не увидим там никаких призывов и благословений, чтобы окунаться в воду. Там говорится о том, что благословение Господне получат те, кто этой воды испивает, кто ею мажется в случае разных болезней и кропится. Вот это указано. А про погружение в освященную воду ничего нет; это уже какое-то народное, можно сказать, экстремальное изобретение.

Надо сказать, что и я поддался этой моде в свое время. Несколько лет мечтал об этом, набирался сил, думал, что надо когда-то решиться. И в начале 2000-х годов несколько лет подряд мы с молодежью организовывали специально подготовленную прорубь со специальным поддоном, чтобы все было безопасно, чтобы никто не утонул, и погружались. Конечно, мы это делали днем, после того как отслужили Божественную литургию, причастились, друг друга поздравили, пообедали. Потом чинно ехали на прорубь, освящали воду и купались.

Для чего люди погружаются в прорубь? Для того, чтобы испытать силу духа. И это переживается, конечно, как большое приключение: среди серых будней вдруг появляется такой праздник, в который можно это сделать, чтобы искры из глаз посыпались. Пока позволяло здоровье, несколько лет я погружался. Это было приключение, своего рода самоиспытание. Но и тем, кто погружается, и тем, кто не погружается, я проповедую всегда одно и то же: духовную пользу от такого погружения, от такой экстремальной прогулки в воду человек получает только тогда, когда исполняет самое главное, что есть в христианстве, – когда приобщается ко Христу через таинство Святого Причащения. Если исполняется главное, есть надежда, что в этом обычае погружения в ледяную воду есть какое-то самоотвержение. Человек как бы говорит: «На все я способен ради Господа, даже на то, чтобы прыгнуть в холодную воду».

Ради чего пришел на землю Христос? Чтобы не просто познакомить нас с Самим Собой, не просто пообщаться, помолиться вместе, что-то рассказать, а для того, чтобы вовлечь, пригласить нас в Свою жизнь и чтобы мы могли Христа Спасителя пригласить в свою. Когда человек причащается, тогда этот экстрим становится доступным хотя бы по смыслу. А когда обойдено вниманием главное и человек просто на словах называет себя христианином, не исповедуется, не причащается, не ведет церковный образ жизни, но в праздник прыгает в прорубь, то прорубь ведь не объединит со Христом. Объединит Причастие. Опытные духовники говорят об этом, проповедуют, предостерегают. И я присоединяюсь к таким нужным в наше время словам.

– Вопрос: «Почему я молюсь, соблюдаю посты, но в моей жизни все не складывается, а многие вокруг меня ведут безответственную и грешную жизнь, но у них все прекрасно?»

– Тут надо порассуждать о тех, у кого, со слов телезрителя, все прекрасно. То, как человек выглядит, как себя ведет, иногда не отражает его внутреннего мира. И здесь определенную роль тоже играет мода: как нужно себя вести, показывать перед другими людьми. И человек себя определенным образом настраивает, организует, а внутри у него может быть совершенно другое.

Вспоминаю сериал под названием «Богатые тоже плачут», где через перипетии судеб героев как раз показывалось, что даже если ты наделен большим количеством денег и изображаешь счастье, внутри ты можешь быть глубоко несчастен. Священники, наверное, в первую очередь это видят, когда люди приходят на исповедь и предстают совершенно не такими, какими видятся другим. Как священник могу сказать, что это не редкость, когда человек приходит на исповедь с душевной болью и говорит, что пришел даже не для того, чтобы покаяться, а для того, чтобы хоть как-то приглушить внутреннюю душевную боль. Священнику приходится работать с таким человеком, объяснять, что приходить на исповедь надо для того, чтобы покаяться, а душевная боль утихнет из-за того, что прекратится действие греха. И благодать, которая посещает человека во время таинства Исповеди, может сыграть свою целительную роль.

Мы сравниваем себя с другими и волей-неволей поддаемся завистливому чувству, говорим, что у того и у этого все хорошо, не так, как у нас. Может быть, нам просто хочется относиться к жизни так, как эти люди относятся, а мы так не можем, не умеем, у нас так не получается. Например, другой человек демонстрирует какую-то легкость, а у нас нет такой легкости. Здесь надо думать не о других, а подумать о том, как мы переживаем отсутствие того, что нам кажется таким желанным: например, нам хочется получить какие-то жизненные блага, или навыки, или еще что-нибудь, а у нас этого нет. Каждый христианин призван к тому, чтобы размышлять о том, что такое Промысл Божий именно в его жизни; каков тот путь, которым Господь его ведет. Этот путь может совершенно не совпадать с тем, что человек для себя желал бы.

Здесь надо понимать, что Господь, по мере духовного роста человека, все больше может проявлять Себя, но не как нянька или мать. Например, мать сначала учит ребенка ползать, реагировать на игрушки, потом учит его ходить, несмотря на то, что ребенок падает. Потом идет процесс воспитания: ребенок хочет одного, а надо другое; ребенок хочет все сделать по-своему, а мать воспитывает и готовит его к такому будущему, в котором ему будет хорошо. Ребенок должен быть подготовлен для этого будущего.

В жизни часто мы думаем, что для нашего будущего лучше будет так, а Господь говорит: нет, дорогой, для твоего будущего лучше будет по-другому. Человек, конечно, вечность признает, в вечность верит, о Боге говорит – все это хорошо, но он смотрит на вечность как на нечто неопределенное, которое будет когда-то, за жизнью. А Бог живет именно в вечности и именно в вечность приглашает человека. И получается, что человеческое восприятие счастья и то счастье, к которому Бог ведет человека, могут быть очень разными.

По мере духовного роста человека Бог все меньше проявляет Себя как мать и как нянька, а все больше проявляет Себя именно как Воспитатель. К этому надо быть готовым и искать в жизни не человеческое, а Божие. И важно уметь давать себе окорот: может быть, мне просто не нужно того, что имеет другой человек. Может быть, мне не нужно столько ума, сообразительности, ловкости или денег, потому что я возгоржусь и буду вести неумеренную и глупую жизнь. Об этом нужно все время думать и себя воспитывать. И молиться Богу о том, чтобы увидеть свой путь. Иногда бывает так, что человек погрязает в своих страстях, желаниях и никакого пути не видит. А каждый христианин должен видеть путь. Поэтому нужно обязательно обращаться к Богу, молиться, чтобы видеть этот путь.

И наконец очень важно понимать, что содержание души человеческой нам неведомо. Чужая душа – потемки. Мы действительно не знаем, что с душой того или иного человека. Господь наделил каждого человека какими-то инструментами для самосовершенствования,  спасения, для того, чтобы построить в душе замок, в котором мог бы жить Бог. Поговорка говорит: по себе людей не судят. Мы не знаем, сколько у нас каких-то инструментов, не знаем, сколько их у людей, которые нас окружают, и не знаем, чего от них потребует Господь. Может быть, у меня в душе есть бульдозер, экскаватор, подъемный кран, всевозможная техника – и я смогу, распорядившись всем этим, построить прекрасное здание. А у человека, на которого я смотрю с завистью или каким-то подозрением, нет никаких экскаваторов, есть только отвертка, изолента и больше ничего, и от него Господь не потребует ничего особенного. А мы от этого человека ждем чего-то необыкновенного. Мы ничего не знаем.

Не судите, да не судимы будете. Эту цитату из Нагорной проповеди каждый христианин должен держать, что называется, на кончике своего внимания.

– Вопрос: «Подруга потеряла в специальной военной операции двоих своих сыновей. Как ей помочь? Чем утешить?»

– Это страшное испытание. Наверное, каждый христианин, каждая христианка обязательно будут молиться за такую подругу. Это наш христианский долг – молиться за тех, кому тяжело. Но, помимо молитвы, надо помочь в первую очередь тем, чтобы побыть рядом. Но надо это правильно сделать. Многие христиане стараются избегать каких-то негативных эмоций, горестных переживаний, потому что не чувствуют в себе силы, сами чувствуют себя унывающими. А если все вокруг окажутся унывающими и никто не придет и не поддержит? Это будет ужас.

Подругу нужно обязательно поддержать, но сделать это правильно. Это тонкий духовный и психологический момент. Некоторые люди, когда возникает необходимость побыть рядом с горюющим человеком и поддержать его, широко раскрывают свою душу, чтобы горе проникло в их душу. Но ведь если этим горем пропитается тот, кто пришел поддержать, посочувствовать, человеку, который горюет, легче не станет. И это очень важный момент.

Очень важно беречь свою душу и понимать, что тот человек, который горюет, в любом случае будет горевать, он должен пройти через этот период, должен это испытание пережить. И он его переживет, а вы ему помогите. Как? Побудьте рядом, внимательно выслушайте. Но выслушать – не значит проникнуться всей глубиной этого горя. Этого не надо делать.

Священникам нередко приходится встречать такие переживания, особенно со стороны женщин. Говорят: «Я сходила, поддержала свою подругу и так прониклась этим горем, что не могла прийти в себя 3–4 дня, в буквальном смысле собирала себя по каплям, потому что потеряла внутренний мир». Это свидетельство того, что человек неправильно себя подготовил к этому духовному труду. Это духовный труд, и нужно не растерять себя. Нужно понимать, что человек, который горюет, обязательно будет горевать, это его крест. А ваш крест – побыть рядом, потратить время, силы, отказаться от каких-то приятных дел и провести время с подругой. Но при этом важно четко осознавать: подруга – это подруга, а вы – это вы. У вас должны остаться силы, чтобы продолжать решать свои жизненные проблемы, работать, помогать в том числе и другим людям, а не разрушать себя, погружаясь в горе другого человека.

Это очень важный момент, и он требует предварительных размышлений, предварительной подготовки, молитвы: «Господи, помоги мне быть благоразумной в отношении подруги и в отношении самой себя. Господи, помоги мне сохранить свой внутренний мир, свою целостность. Господи, помоги быть искренней в отношении человека, которому нужно посочувствовать». Здесь одно не противоречит другому.

Для человека, который горюет, присутствие близкого понимающего человека рядом – уже огромная польза. Потому что не наступит отчаяние из-за ощущения одиночества: мол, когда было у меня все нормально – были друзья, а как случилось горе – так вокруг меня какой-то заговор молчания. Такого заговора молчания не должно быть, мы должны приходить на помощь друг другу, но нужно обязательно делать это правильно.

Когда пытаются вдохновить горюющего человека, который потерял своих близких, многие говорят: «Ты сильно не горюй, жизнь продолжается». Вот с этими словами не нужно спешить, потому что в самом начале горевания эти слова могут для человека прозвучать очень цинично. Нужно дать человеку пройти тот путь, когда нужно именно погоревать. Это просто неизбежно. Мы, люди, – сами по себе очень ограниченные существа. Человеку, который горюет, надо погоревать. У человека, который пытается горюющего вдохновить, вдохновение носит тоже очень ограниченный характер.

Поэтому вначале нужно вместе погоревать. А потом уже, убедившись в том, что у человека появилась хотя бы какая-то воля к продолжению жизни и он пережил самый острый этап, предлагать: «Давай подумаем о том, что мы смогли бы сделать вместе». Не просто дома сидеть или на кладбище бывать, а посмотреть, на что можно горюющего человека расположить, чтобы все больше и больше вдохновлять его на какое-то созидание, продолжение жизни.

Вначале это делать исподволь, незаметно, а потом уже так: «Давай мы с тобой построим какие-то планы, что мы можем сделать вместе, чем я могу быть полезен для тебя в дальнейшей жизни». Ведь жизнь должна продолжаться. Этот лозунг, призыв годится для такого времени. Так что дай Бог, конечно, благоразумия тем, кто помогает несчастным матерям, родителям, которые теряют сыновей в наше непростое время.

– Нас спрашивают: «В семье гиперактивный ребенок, и из-за этого маме все время делают замечания. Как быть и правильно реагировать на это?»

– Очень сложный вопрос. Тут, конечно, матери нужно обязательно правильно себя настроить. Во-первых, нужно быть на стороне ребенка, которого надо воспитать. Гиперактивный ребенок – это в большинстве случаев не приговор, потому что в разном возрасте гиперактивность носит разный характер. Но когда ребенок еще не понимает сам себя, своих чувств, характера своего взаимодействия с окружающими, даже с собственными родителями, в таком возрасте и самим детям очень тяжело, и их родителям, и окружающим.

Конечно, нужно ребенка, даже если он доставляет неприятности близким, оградить от каких-то дополнительных физических и психических травм. И нужно быть на стороне ребенка, помочь ему сохранить понимание самого себя: «Ты мой ребенок, не исчадие ада, как про тебя могут думать люди рядом. Их реплики – это их точка зрения, а ты, пожалуйста, знай, что ты, как ребенок, всегда под опекой матери». Но в то же самое время забота о ребенке должна быть построена таким образом, чтобы сам ребенок, даже если он стремится к общению со сверстниками, имел возможность соприкасаться с ними только в такой мере, чтобы не заполучить травм больше, чем это нужно для его назидания.

В отношениях с другими взрослыми, которые могут болезненно реагировать на такого гиперактивного ребенка (им кажется, что он слишком бойкий и толкает их чадо), нужно своего оттаскивать, но с чувством уважения и к своему ребенку, и к чужому. Своего ребенка нужно просто оттащить без лишних комментариев и иметь какие-то утешительные слова для окружающих, без попыток настоять на своем или создать какую-то конфронтацию на пустом месте. «Пожалуйста, потерпите, не сердитесь на моего ребенка, он у меня слишком бойкий. Давайте вместе подумаем о том, как мы могли бы наших детей уберечь от драки, опасного соприкосновения».

Именно такие слова должны быть дежурными, несмотря на то что реакция окружающих может быть совершенно капризной, дикой, агрессивной. Такие слова всегда должны быть наготове, и их всегда надо терпеливо произносить, не забывая о том, что своего ребенка надо держать в узде. Если гиперактивный ребенок почувствует отсутствие каких-то ограничений, то это может ему самому пойти во вред.

И, конечно, каждая прогулка мамы с таким особенным ребенком должна обязательно начинаться с молитвы о нем, о самой себе, о тех, кого они могут встретить на этой прогулке. Готовы ли дежурные слова, если что, достаточно ли реакции, чтобы обеспечить безопасность и своего ребенка, и окружающих детей? Помоги Господи таким родителям с особенными детьми.

– Следующий вопрос: «Как понять слова апостола о том, что боязливые не спасутся?»

– Наверное, речь идет об Апокалипсисе. Там апостол Иоанн приводит список людей, участь которых в озере огненном. Вообще надо сказать, что в Новом Завете есть не один такой список. И Христос Спаситель перечислял людей, которым будет горе: Горе вам, книжники и фарисеи (Лк. 11, 44). В апостольских посланиях тоже имеются такие списки, перечисления, предостережения, что есть определенного рода грехи, греховные страсти и наклонности, которые делают человека непригодным для Царствия Божьего. В частности, боязливые, участь которых в огненном озере.

Если я не ошибаюсь, в современном русском переводе это слово переведено как «трусы», «предатели» и «люди, которые совершают безумные, отвратительные идолослужения, служения иным богам». Всем им путь туда, в огненное озеро. Вообще современный русский перевод Российского библейского общества такой, что некоторые вещи проясняются в своей бескомпромиссности. Потому что этот список приведен с целью обнажить суть того, что может лишить человека надежды на Царствие Небесное.

Трусливость, боязливость – это и какая-то лень, и безынициативность, беспринципность. То есть это может быть все то, что человек в силу лени или настороженности ко всему новому может в себе воспитать. «Кто я такой, чтобы что-то в себе развивать, претендовать на какие-то занятия, на какой-то уровень образования?» Это просто пассивность. А Господь Бог, может быть, человеку в душе дал огромное пространство для развития. Все это пространство нужно заполнить удобным зданием, где бы мог жить Бог. А человек этого всего боится и говорит: «Что я в себе буду изменять, образование получать, заниматься еще чем-то? Я буду простым дворником».

Такая безынициативность, лень и пассивность, конечно, могут человека вывести за пределы надежд на Царствие Небесное. Потому что в его-то душе хочет жить Бог, ему даны пространство и инструменты, только строй и взаимодействуй с другими людьми. Жизнь состоит не только из того, что делает человек, а из того, в какое взаимодействие он вступает с другими людьми, получая образование, какие-то навыки, общаясь, трудясь. Он все время общается с другими людьми. И мы делаем друг друга лучше, по крайней мере, если у нас по отношению друг к другу светлые намерения.

А когда человек призван к чему-то серьезному, важному, рискованному, но проявляет трусость, не делает того, что ему надо делать, не отвечает согласием на призыв общества и даже самого себя (даже не говоря о войне, а о какой-то простой житейской ситуации, когда кто-то разворчался, раскричался, а он уже все бросает и уходит), – конечно, это делает его непригодным для Царствия Небесного. Потому что Бог ждет, чтобы человек реализовал то, что Он в него вложил, а тот это бросает, не реализовывает. И получается, что через такое отношение человек косвенно отворачивается от Самого Господа Бога, от Его благого Промысла, от того пути, на котором Господь его видит. Поэтому немудрено, что так резко сказано: огненное озеро для таких. Надо бояться этого.

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать