Беседы с батюшкой. О молодежи

21 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает протоиерей Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор.

– Отец Сергий, примите мои поздравления! Держу в руках Вашу очередную книгу, плод Ваших больших творческих трудов. Называется книга «От культуры к духовности». Я так понимаю, книга о молодежи прежде всего. Чем не прекрасный повод поговорить, в том числе о духовности, культуре, образовании современной молодежи? Тем более Вы уже много лет занимаетесь преподавательской деятельностью, научной работой, взаимодействуете со студентами и школьниками. Вы прекрасно представляете, какова ситуация сейчас...

– Пятьдесят пять лет я преподаю. Собственно, вся история образования прошла перед моими глазами с советских времен и до сегодняшнего времени. Конечно, я хотел бы сказать, что со временем все улучшается, но, к великому сожалению, должен признать, что все не так просто. Да, мы сейчас получили огромные возможности: у нас есть Интернет, всякие технические средства обучения. Но не потеряли ли мы что-то за этим?

Наблюдая за современной молодежью, я, конечно, не могу не тревожиться. Потому что замечаю в этой молодежи не только хорошее. Много хорошего есть в нашей молодежи, но, увы, есть и моменты, которые вызывают опасения, беспокойство и требуют какого-то решения. И время решения сейчас, наверное, наступило.

Молодежь идет вслед за нами, это наше следующее поколение. В условиях такого воспитания, такой культуры и такой нравственности, как это мы видим сейчас, думаю, это поколение не проявит себя патриотами, не совершит благих дел на благо нашей Родины, не поднимет новые культурные слои в этом обществе. И это, конечно, беспокоит.

Эта книга как раз посвящена вот таким вопросам: что мы имеем, что должны делать и кто это должен делать. Молодежь пока еще готова что-то воспринять от нас, пока готова слушать старших и прислушивается к тем вещам, которые мы говорим. И этим нельзя не воспользоваться.

– Вторая глава книги называется «Кто к нам идет», где буквально с первого предложения Вы пишете (чувствуется рука высокообразованного человека, профессора), что не будете говорить обо всей молодежи в общем, но о какой-то ее части.

– Конечно. Для нас особенно важна та часть молодежи, которая идет в медицину. Все-таки медицина – милосердная, нравственно-духовная область, которую должны созидать люди с чистыми руками. И чтобы подготовить этих людей, надо направить основные усилия как раз в эту сторону. К сожалению, мы получаем из 9–11 классов (у нас два набора: после 9-го и после 11-го класса) далеко не тех ребят, которых хотелось бы. Многие из них пришли к нам случайно, родители направили их в эту сторону; многие приходят без четкого представления, что такое вообще медицина. И наша задача, особенно на первых курсах, – мотивировать их, то есть показать им медицину так, как она есть, во всех ее самых лучших, самых милосердных аспектах. Если это удастся, тогда дальше будет возрастать и культура наших студентов – и мы получим хорошие, профессиональные кадры, которые будут не только уметь что-то делать руками, но самое главное – делать с душой, сердцем, а это самое важное.

– Почему Вы всегда говорите, в том числе в наших передачах, что культура и духовность – это вещи одного порядка?

– Я плохо себе представляю нравственного человека, не имеющего культуры. Казалось бы, у нас молодежь получает образование: школьное, профессиональное в колледже и даже высшее. Но довольно часто среди образованных людей есть люди безнравственные или с низким уровнем нравственности. Вот это меня и смущает.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорит, что образованный человек сам придет к вере, к высокой нравственности; не приходят к этому полуобразованные люди, у которых есть какие-то знания, но воспитание которых не дало возможности овладеть им тем культурным богатством, что есть у нашей Родины. Это важный момент.

Поэтому говорить о нравственности без культуры, мне кажется, неправильно. Нужно все-таки иметь хорошую культурную базу, куда входят история, литература, мировая культура, российская культура, наша вера. Только на этом базисе можно воспитать нравственного и образованного, то есть просвещенного человека. Вот о чем речь. Поэтому я не могу разорвать эти два понятия – культура и нравственность; они следуют друг за другом.

– А вообще возможно ли образование без нравственности? Или – образование без культуры?

– Вы знаете, что сейчас в школе воспитательный момент как-то сглажен, а то и вообще исчез. И посмотрим на результат, который мы получаем, на статистику. Шестьдесят процентов мальчиков 10–11-х классов курят. Сорок процентов девочек курят. Сорок восемь процентов (обратите внимание – половина!) детей 10–11-х классов участвуют в драках. Четырнадцать процентов (это большой процент) участвуют в коллективном избиении кого-то. Двадцать процентов совершают мелкие кражи в магазинах. И это еще без наркотиков, пива, алкоголя. Такова статистика.

Совершенно понятно, что образование без воспитания представить себе просто невозможно. Поэтому сейчас, сталкиваясь с этой проблемой, мы пытаемся ее решить. Сейчас в нашем колледже специально создан Центр духовно-нравственной культуры и традиций милосердия в медицине. Этим центром я руковожу по благословению владыки Евгения, по распоряжению министра здравоохранения. Мы столкнулись с проблемой: что делать с этими ребятами, которые пришли к нам? Эти ребята во время учебы в достаточной степени потерялись в культурном плане. Они настолько плохо знают историю, культуру! Ни на один вопрос не могут толком ответить...

У меня есть такая привычка: перед тем как начать лекцию, я ставлю музыку. Студенты входят и слышат произведения Штрауса, Шопена, Чайковского, Глюка. Когда начинаются занятия, я спрашиваю: «Ребята, узнали, чье произведение?» Если кто-то из них говорит, что узнал, я ему ставлю более высокую оценку, потому что понимаю, что имею дело с культурным человеком. Но из 30–40 человек таких один или два. И я очень уважаю этих людей, потому что кроме всего прочего они еще разбираются в музыке и знают, кто такой Глюк, узнают Шопена. Это большое дело! Но таких мало.

Понятно, что упущенное мы должны наверстывать. Да, профессиональные умения мы им привьем, им двадцать раз покажут, они в итоге всему научатся, всё будут уметь. А дальше что? Как они будут разговаривать с больными? Умеют ли они вообще общаться? Будут ли они иметь милосердие к пациенту?..

Вот сейчас мы начали, по-моему, важнейшее дело: мы будем из волонтеров, из людей, не имеющих медицинского образования, готовить специалистов по уходу за умирающими. Волонтеры паллиативной помощи – пока мы их так называем. Кто-то из них дойдет до уровня сестры милосердия; кто-то останется на уровне волонтерском. Но представляете, какая это ответственность, какая моральная и нравственная нагрузка! Какая должна быть психологическая подготовка у этих людей! Совершенно понятно, что из тех молодых людей, которые есть, далеко не все смогут этим заниматься. Но есть надежда. Есть волонтеры, и их тысячи. Думаю, один раз начав, они, наверное, захотят продолжить это на более высоком и серьезном уровне.

– Одна из глав Вашей книги называется «Формирование культуры студента». Почему Вы об этом отдельно говорите, посвящаете этому отдельную главу?

– Знаете, я все-таки хочу найти ответственных. Я не буду искать, кто виноват, но хочу найти, кто будет за это отвечать. Потому что виноватых найти очень легко. Это и семьи, где, прямо скажем, культура на достаточно низком уровне. Это и тот факт, что школа в свое время отвернулась от воспитания, меньше тратит времени на это. И другие учебные заведения тоже.

Что мы видим по телевидению, чем насыщен Интернет?  Наверное, можно поставить какие-то грани... Но я не хочу сейчас об этом говорить. Виноваты все, в том числе и мы. Наверное, надо было раньше об этом думать, как-то заранее готовиться к наплыву американизма, влиянию Запада. Наверное, надо было противопоставить этому что-то свое. А что мы можем противопоставить? У нас поют о чем? Об изменах, суициде, о брошенных, одиноких. Как живем, так и поем, как говорится.

– К сожалению...

– Это же сплошная тоска слушать...

– Недавно слушал интервью с Чулпан Хаматовой. Она собирает деньги для фонда на лечение людей. Так вот, она рассказывала, что когда задумались о том, каких музыкантов, исполнителей пригласить, она стала называть людей более старшего поколения. А ей говорят: «Ты что? Если мы их позовем, никто не придет. Надо звать современных исполнителей». Но когда понимаешь, кто эти современные исполнители...

– К сожалению, они еще почему-то называются элитой. Это меня выводит из себя. Какая же это элита, когда там бесконечные дрязги, разводы, скандалы?.. Это пример чего и для кого?

– Пример успешности и богатства.

– Только если богатства. Да, богатство можно добыть, но нравственность – вряд ли. Совершенно безнравственное поведение и совершенно безнравственная жизнь. А богатство – да, получить можно таким образом...

Мы остановились на том, что все-таки делать. У нас две категории студентов: одни пришли после 9-го класса, другие – после 11-го; это разные студенты. После 9-го класса они еще тяготеют к своим родителям, и здесь мы работаем и со студентами, и с родителями, пытаемся поднять, образовать в культурном плане и тех, и других, потому что пока еще они связаны между собой. Поэтому одни и те же культурные мероприятия делаются и для студентов, и для их родителей, чтобы родители хоть понимали, о чем речь. Чтобы не получилось так, что ребенок культурно стал выше своих родителей; это будет не совсем правильно, должно быть наоборот: родители в культурном отношении должны быть выше своих детей и постоянно их поднимать. У нас так не получается. Поэтому для этой категории студентов вот такая работа.

После 11-го класса приходят уже достаточно самостоятельные люди, которые от родителей уже сильно не зависят. Поэтому здесь появляется вторая категория воспитателей – педагоги, преподаватели. Да, у нас есть штатные воспитатели, классные мамы, классные папы, но этого совершенно недостаточно! По сути, мы сейчас ставим задачу, чтобы каждый педагог вносил свой вклад в культурное развитие студентов (желательно и школьников, которые учатся в школах). Только в этом случае мы сможем поднять эту огромную массу. Только через каждого преподавателя, через каждого учителя мы сможем до этого дойти. Если это удастся, тогда мы сможем поднять общую массу культуры и потихонечку, постепенно перейти к нравственной категории. Когда дети начнут говорить и думать на нормальном человеческом языке, на нашем русском замечательном языке, тогда уже можно говорить с ними о духовности, нравственности.

Сейчас я много говорю с молодежью, у меня есть лекции, в которых в обязательном порядке идет знакомство с религиями. Конечно, я обращаю внимание на православие. Но отзыва нет. Они не знают истории, не знают элементарных вещей из нашей истории, культуры. На чем базировать духовно-нравственные разговоры?..

– Всегда вспоминаю наши беседы и отмечаю для себя, что Вы не сгущаете краски и далеки от того, чтобы посыпать голову пеплом. Наоборот, Вы дарите надежду, ощущение, что не все так плохо, что есть и плюсы, и минусы, есть хорошие примеры и плохие. Еще одна глава Вашей книги называется «Творить или разрушать?» Это ведь тоже выбор человека. Любой человек сам волен выбирать, что делать.

– Волевой и культурный человек не станет разрушать. Дело в том, что именно этими двумя компонентами – разрушением и творчеством – мы отличаемся от животных. Ни одно животное разрушать окружающую среду не будет. Где вы видели лося, который поджигает лес, предположим? Или зайца, который разбрасывает пластмассовые банки? Животные не могут этого делать. Они не могут и созидать. Они могут только приспосабливаться к жизни: вить гнезда, строить норы...

И только человек может либо разрушать, либо созидать; середины нет. Поэтому если мы не научим нашу молодежь созидать, творить, она будет разрушать. Так и есть сейчас, и мы это прекрасно видим. Все зависимости, все неблаговидные поступки, курение, алкоголь – это не что иное, как агрессия против себя. Молодые себя не любят. Они накалывают татуировки, делают себе больно, потому что не любят себя, иногда даже ненавидят. Это уже первый шаг к тому, что дальше они будут разрушать все вокруг себя. Пока они не могут это делать – занимаются собой. Возникла агрессия – нос себе проколол или пупок. И так далее. Понятно, что это психологическая метка о том, что человеку нехорошо.

Поэтому поможет только воспитание. Причем я не представляю педагога без таланта. Что это за педагог, у которого нет собственного хобби, который не любит литературу, музыку? Как он вообще стал педагогом, не имея никаких талантов? Это невозможно в принципе. Педагог просто должен раскрыться, должен отдать своим студентам, школьникам то, что у него есть, и не жадничать. Он прекрасно должен знать, что чем больше он отдаст любви, своего таланта, тем больше ему вернется. Это закон, установленный Господом.

Поэтому речь именно об этом: каждый, кто имеет отношение к молодежи, должен раскрыть свой талант, покопаться в себе и об этом рассказать студентам, школьникам. Например, я однажды открыл для себя Глюка. Раньше я его не слушал, слушал других композиторов. И я открыто сказал  об этом: «Ребята, послушайте эту музыку, вслушайтесь в эти мелодии. Я был поражен. Думаю, и вы будете поражены. Для меня это стало открытием, пусть и для вас это будет открытием». Только так.

Если ты рисуешь – сделай выставку своих работ. Пусть она будет не такая профессиональная, пусть тебя покритикуют студенты: мол, чего это он тут нарисовал?.. А педагог себя проявил: «Ребята, мне это нравится. Я это люблю. Кто за мной? Кто рядом со мной?» Только так.

И, конечно, это история. Понимаете, историю мы проходим. Многие предметы, к сожалению, мы «проходим». Прошел историю, прошел географию, прошел биологию... Прошел – и до свидания, география, история, биология, литература! Это обидно. Значит, преподаватель не сумел привить любовь к своему предмету.

Самое главное в деятельности педагога – привить любовь к своему предмету. Ведь рассказать обо всех знаниях по предмету невозможно в принципе – они нарастают каждый день как снежный ком. Но полюбить этот предмет, показать его внутреннюю красоту, рассказать, для чего он нужен каждому, увлечь – задача педагога. Когда мне говорят: «Я прошел историю», я понимаю, что от истории ничего в голове не осталось. Представляете, медик скажет: я прошел физиологию, прошел анатомию....

– Да, для медиков это особенно страшно...

– Вот это прохождение никуда не годится; это говорит о слабости педагога, о том, что он не сумел ничем увлечь.

Еще на один компонент я хочу обратить внимание. Мы в разных науках (медицинских и общих) встречаемся с разными людьми. Клод Бернар, Пирогов, Павлов... Но они опять же проходят мимо. Педагог должен показать этого человека как живого, он должен познакомить студентов (или школьников) с этим человеком: с его жизнью, его открытиями, страданиями, может быть. И тогда Павлов, Пирогов, Лука (Войно-Ясенецкий), Склифосовский, Юдин, Ковалевская будут лично знакомы нашим ребятам. Вот уровень. И тогда они смогут рассуждать о Чехове, Клоде Бернаре, Гоголе, Достоевском вечером на лавочке, в кругу друзей. Вот куда подняться бы...

– Одна из глав книги названа «Почему не вера?»

– Дело в том, что те, кто говорит о культуре, постоянно открещиваются от веры, они о вере не говорят. Вера – это что-то запретное, о чем наши культурологи, наши преподаватели боятся говорить. Как будто это к культуре вообще не имеет отношения. Но культура зародилась тогда, когда появилась вера; они развивались вместе. Культура была только надстройкой над верой. И как не говорить об основании, о самом главном?..

Причем учителя, педагоги иногда верующие, иногда лоб перекрестят. По статистике девяносто пять процентов студентов молятся перед экзаменом. Конечно, об этом надо говорить. Почему не вера? Почему мы так боимся об этом говорить? Мы забыли, что Россию с колен все предыдущие века поднимала православная вера. Почему мы об этом не говорим?.. Если все это сложится вместе, тогда у нас появится совершенно четкая перспектива.

– Подводя итог, поделитесь своими мыслями, своими надеждами...

– Мне хочется как можно больше успеть сделать. Это самое мое большое желание. Я понимаю, что нужно, и мне хочется как можно больше сделать. Как можно больше встречаться с молодежью, с педагогами, учителями, стараться объяснить им что-то. Подспудно ведь они всё понимают, надо просто объединить эту огромную массу. Для этого, мне кажется, никаких сил не жалко.

– Помогай Вам Господь.

– Буду стараться.

– Сил Вам в Ваших трудах и долгих лет жизни.

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать