Беседы с батюшкой. «Несчастье. Кто виноват и что делать». Протоиерей Игорь Илюшин

25 июня 2022 г.

– Тема сегодняшней передачи: «Несчастье: кто виноват и что делать?» Хотелось бы все разложить по полочкам. Всегда хочется, чтобы все было понятно и просто и жить было бы так легко и радостно, чтобы тяжелых вопросов вообще никогда не возникало. Но нас посещают несчастья. И когда мы говорим о том, кто в этом виноват, то понятно, что тут два ответа, один из которых: действительно я виноват, и, наверное, именно этот ответ и подразумевается в православном контексте. Но если на эту тему порассуждать серьезно, ответы не так очевидны. Давайте попробуем начать с того, как Вы представляете себе несчастья. Тем более что Вы работаете в отделе по противодействию наркомании и алкоголизму и имеете опыт общения с людьми, которые несчастны. Скажите, кто виноват в наших несчастьях?

– Наверное, когда человек сознает себя несчастным – это основная проблема. Соответственно, он разрешает себе какие-то варианты выхода из этого несчастья благодаря тем легким путям, суррогатам счастья, которые предлагает грешный мир человеку. Для того чтобы понять, что такое счастье, однозначно необходимо обратиться к Богу. Если мы посмотрим на наше русское слово «счастье», мы увидим, что это человек «с частью», с такой неотъемлемой частью, которую невозможно отнять.

Здесь вопрос в ориентировании человека: как он выстраивает цель своей жизни. По этому признаку можно сказать, человек счастлив или несчастлив. Если цель незыблемая, если цель христианская, то есть соединение с Господом, постижение Бога, любовь к Богу, к ближнему, то эта часть никоим образом не может быть разрушена. Человек всегда идет к этой цели, и все остальное становится на свои места.

Если же ориентир на что-то другое, например, на то, о чем мечтают молодые люди: богатство или здоровье, семья, – то в итоге получается, что любая из этих целей рано или поздно подводит человека и он становится несчастным. Если человек хочет стать богатым, но не может, он от этого несчастен. Если человек наконец-то добивается богатства, он не знает, куда девать эти деньги, и они ему тоже счастья не приносят. Точно так же и с другими целями.

Даже возьмем семью. Случается так, что человек может предать, неправильно поступить, и сразу все обрывается, становишься несчастным. Об этом говорят разводы. Поначалу люди любили друг друга, была большая любовь. Потом что-то случилось, и появляется ненависть... Потому что ориентир был на человека.

Понятно, что все эти трудности, испытания преодолеваются и тем, кто ставит своей целью Господа, то есть когда цель остается незыблемой. Но человек не приходит к полному краху. Его цель остается достижимой, и он идет к ней. Возьмем пример, когда происходят какие-то трудности в жизни, например, потеря близких, что является отдельной темой про несчастья, когда кто-то теряет самого дорогого человека, с которым у него были выстроены счастливые, добрые отношения. Вот этот человек перешел в вечность. Понятно, что даже для верующего это является испытанием.

Но если мы посмотрим на учение Господа Иисуса Христа, то увидим, что Он как раз призывает нас к счастью, но это счастье несколько не такое, как мы его представляем в мирском плане. Пример тому показал Сам Господь Иисус Христос. Он родился не в каком-то дворце, а в вертепе, в яслях. Далее мы смотрим, о чем проповедует наш Господь Иисус Христос. А Он как раз говорит, что блаженны, то есть счастливы, нищие духом (если мы возьмем первую заповедь блаженств). Казалось бы, счастливы те, кто богат. А тут Он говорит, что счастливы нищие духом, то есть те, кто ищет Бога, хочет найти Бога. Так можно разобрать остальные заповеди блаженств, и они все как раз говорят о духовном. Именно это и приносит человеку счастье, именно к этому и может стремиться человек в жизни.

– Вопрос телезрителя из Новороссийска: «В каноне архангелам и ангелам есть такой тропарь: «Земленаго и бреннаго и перстнаго смешения имею бытие». Что означают эти первые три слова?»

– Имеется в виду наш мир. Несмотря на то, что этот мир дает нам жизнь, он скоропреходящий, увядающий. Царь Соломон некогда восторгался красотой мира (или царь Давид в своих псалмах), а Господь Иисус Христос говорит: Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Все равно это все увядает, потому что эта слава, это прекрасное мироздание, которое сотворил Господь, говорят лишь о премудрости, величии тех Божественных благ неизреченных, которые Господь уготовал всем любящим Его: нам, православным христианам, людям, верующим в Бога и стремящимся к той самой Божественной части, стремящимся обрести счастье.

– У меня есть вопрос по поводу счастья и несчастья. Что такое счастье, мы себе определить не можем. В фильме «Доживем до понедельника» учитель литературы задал своим ученикам сочинение на тему «Что такое счастье?». Наверное, тяжелее темы невозможно себе представить. Но один мальчик написал, что счастье – это когда тебя понимают. Здесь возникает вопрос: кто тебя понимает? Мы ищем человеческого понимания, потому что понимания Господнего мы не стремимся понять по той причине, что для этого нужно иметь опыт молитвы, опыт общения с Богом, в том числе за Божественной литургией, если только Господь Сам не коснулся тебя.

Но при этом несчастье мне как раз понятно, и оно понятно очень многим. Потому что несчастье – это активная материя, если можно так сказать. Несчастье мы все ощущаем. Может ли быть так, что несчастье заменяет нам богатство нашей души? Ведь если мы не пускаем к себе Господа, то несчастье превращается для нас в жизнь.

– В том и дело, что можно сказать, что несчастье – это следствие грехопадения человека и сознание того, что все плохо. Лишь в людях, верующих в Господа, мы видим светлую радость и преодоление скорби несчастья, преодоление этого недуга, можно сказать, болезни. Потому что человек в своей жизни всегда должен благодарить Бога. Об этом говорит апостол Павел: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите.

Если мы посмотрим на жизнь апостола Павла, то для радости поводов было немного: его чуть камнями не побили, да и практически всю свою жизнь он провел в кандалах. Даже свои к нему очень долго относились с подозрением. Но этот человек пребывает в такой радости! Он даже говорит: если он живет, это хорошо, потому что он проповедует о Господе, а если он умрет, то это еще лучше, потому что тогда он с Ним встретится. Поэтому для него смерть – приобретение.

Вот это состояние несчастья, уныния, угнетающего человека, является греховным. Можно сказать, что это состояние является некоей формой ропота на Бога. Скрытой, даже, может, неведомой для человека. Просто человеку то не нравится, это не нравится: от погоды до всего остального. А на самом деле, если мы начинаем обращаться к Господу в молитве, начинаем вдруг по-новому смотреть на свою жизнь и обретать радость жизни от всего, понимая, что у нас всё есть.

Бывают, конечно, такие ситуации, когда приходится идти на определенную жертву. Потому что христианин все равно сталкивается со злом этого мира. И прежде всего мы должны смотреть на Господа Иисуса Христа, Который пришел для того, чтобы искупить род человеческий. Например, во время проскомидии, когда священник берет просфору, он произносит такие слова: яко овча на заколение ведеся, и яко Агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих… То есть Господь, как Агнец, которого ведут на заклание, не произносит даже никакого слова против того, что должно свершиться.

И здесь можно вспомнить величайший пример, как Авраам вел своего сына Исаака на гору на заклание. Исаак был уже сильным молодым человеком, он сам нес дрова на эту гору, потому что Авраам был уже престарелым. Исаак мог бы убежать, не повиноваться отцу, но он шел. Почему он является примером Господа Иисуса Христа? Потому, что  безгласно, безропотно идет за своим отцом. Он только спросил отца: Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?.. Исаак дал возможность отцу связать его, лег на жертвенник поверх дров. И когда Авраам уже занес кинжал, ангел остановил его.

Вера Авраама, конечно, незыблема, и он – отец всех верующих. Но мы сейчас говорим именно о подвиге Исаака: насколько безропотно он принял эту волю!

И в нашей жизни мы иногда бываем в таких ситуациях, когда нужно проявить смирение, терпение. То есть мы приносим себя в жертву. И это не есть несчастье. Неправильный путь – раздражаться от этого, осуждать человека, гневаться каждый раз, рассказывать своим друзьям, подругам о том, как вам плохо, как вы несчастны, как вас досаждает эта ситуация, просто вам деться некуда и приходится так жить.

Другой путь, – путь христианина, который прощает, любит и настолько широк душой, что может преодолеть и принять любую ситуацию.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Я верю в Бога, но не верю в промысл, что все в жизни происходит не случайно. Я почему-то думаю, что все хаотично. То есть случилось так, как случилось. Хочу спросить, грех ли верующему человеку думать так, как я?»

– Наверное, Ваша вера правильная и Вы говорили не о Промысле Божием, а о некой судьбе, некой обреченности, когда все предрешено, предначертано. Это как раз и есть ложное понимание. Учение о неизбежной судьбе Церковь не признает.

...Все, что в нашей жизни происходит, – не случайно, но не потому, что это запрограммировано. Жизнь дает нам шансы, возможности обрести счастье. Например, бывает, человек размышляет, выбирает, на какую работу ему пойти. Можно пойти и на одну работу, и на другую. Или человек стоит перед сложным выбором, когда выбирает супругу (или супруга). Надо просто прислушиваться к своему сердцу. Господь как раз и дает возможность что-то выбрать. И с любым человеком, кого бы ты ни выбрал, можно обрести счастье. Но это не значит, что этот человек сделает счастливым тебя. Задача брака (и вообще жизни) состоит именно в том, что ты должен сделать другого человека счастливым.

Счастье – это не какое-то эйфорическое состояние удовольствия, в котором человек пребывает и упивается этим. Нет. Счастье может состоять даже из скорбей, из каких-то страданий, перенесения тягот. Но если у человека в душе нет озлобления, осуждения, если он смотрит на Господа и радуется – он счастлив.

Есть такая притча. Ехал по дороге какой-то посыльный, а старец в это время переходил дорогу. Проезжая мимо старца, посыльный хлестнул его плеткой за то, что он не вовремя переходил дорогу, и поехал дальше. Старец в ответ только сказал: «Будь счастлив». Рядом стоял другой человек, который видел все это. Он спросил старца: «Ты, наверное, святой или очень смиренный, раз говоришь такие слова?» Старец ответил: «Нет, я обычный человек. Просто если тот человек может ударить неповинного прохожего и причинить ему боль, наверное, он несчастен».

Счастливый человек настолько чуток, что хочет, чтобы и все вокруг были счастливы. И он старается это делать: говорит добрые слова окружающим, пытается кому-то помочь. Он не думает о своем счастье и благополучии, он думает о другом человеке. Благодаря этому он как раз и счастлив.

– Господь создал нас свободными. Соответственно, мы можем спокойно пребывать в несчастье и ничего не делать для того, чтобы понять, что такое счастье, любовь к Господу и так далее. Возникает вопрос: кто в этом виноват? С одной стороны, мы должны понимать, что во многом виноваты сами. Почему во многом? Потому, что бывают ситуации, когда виноваты не мы, и тогда ощущение собственной вины в происходящем может быть частью лжи. Вы согласны со мной?

– Действительно, бывает, когда страдают неповинные люди. Вопрос в том, как человек это принимает. Я всегда восторгаюсь и радуюсь добрым христианским примерам. Например, был такой случай, одной женщине ампутировали ноги. Ее муж пришел после этой операции ко мне и попросил причастить жену. Они оба верующие, воцерковленные. В разговоре я сказал, что, наверное, ему сложно все это преодолеть. Он ответил: «Нет. Видимо, Господь решил, чтобы моя супруга не была похожа на человека, а была похожа на ангела, поэтому забрал ее ножки». Когда я задал подобный вопрос этой женщине, она ответила так же: что, видимо, Господь хочет, чтобы она молилась и пребывала вот так. То есть у них не было никакого уныния, ощущения несчастья.

И, наоборот, есть множество примеров, когда люди страдают и готовы даже покончить со своей жизнью из-за того, что где-то их не услышали, обидели. Получается, человек слаб либо по гордости не может избавиться от этого ощущения несчастья, какого-то позора.

Люди пьющие, алкоголики, например, ищут несчастья просто на каждом шагу как повод выпить. Алкоголь – это для них суррогат счастья, чтобы убежать от проблем. Но этим они только усугубляют ситуацию, потому что проблемы не решаются.

– Вопрос телезрительницы Веры из Санкт-Петербурга: «Я хожу в храм, воцерковленная. У меня уже взрослые дети, но они несчастны. У меня в жизни были очень тяжелые времена из-за моих детей, когда мне даже жить не хотелось из-за того, что несчастливы мои дети, в частности мой сын. Люди, которые со мной ходили в храм, помогли мне, вывели меня из такого состояния. Господь действительно помогает, я это чувствую. Сейчас я испытываю радость от жизни, от природы, хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь. Но дети мои несчастны. Имею ли я право на счастье, если мои дети несчастны?»

– Многие люди осознают, что их близкие выбрали неправильный путь, и от этого могут пребывать в состоянии несчастья, скорби. Но прислушаемся к Нагорной проповеди Иисуса Христа, которая как раз о счастье. Заповеди блаженств – это заповеди о счастье, о том, каким должен быть человек. В них ни разу не упоминается о счастье земном, как ни странно, а говорится, можно сказать, о скорбных вещах. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. То есть блаженны сознающие нищету, желающие соединиться с Богом. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Плачущие о своих грехах и, может быть, о тех родных, которые тоже в грехах. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны кроткие, блаженны миротворцы, блаженны изгнанные за правду... Везде, как кажется, какая-то скорбь, какое-то лишение. Но это и есть путь к обретению счастья, духовной радости.

Мы вспоминали сегодня слова апостола Павла: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. Жизнь у апостола Павла была очень скорбной, очень тяжелой: были сплошные испытания, искушения; и итог жизни – усечение мечом. Но это если смотреть с точки зрения земной жизни. Если смотреть духовными глазами, он достиг Царствия Небесного, и это величайший первоверховный апостол, покровитель города Санкт-Петербурга в том числе. (У нашего города два величайших покровителя: апостол Петр и апостол Павел.)

Ни в коем случае нельзя лишать себя радости от прославления Бога, от красоты этого мира и ограничивать себя печалью о том, что кто-то сейчас грешит. Вспомним притчу о блудном сыне: отец, видя, что сын согрешает, отдал ему часть имения и отпустил его. Он не пребывал в каком-то унынии (в Евангелии ничего об этом не сказано), он просто ждал его.

Есть еще такая притча. Один мудрец встретил человека, несущего очень тяжелую ношу. Мудрец спросил: «Что ты делаешь?» Человек ответил: «Я несу ношу, но я страдаю для того, чтобы мои дети были счастливы». Тогда мудрец спросил этого человека: «А твои родители были счастливы?» Человек ответил: «Нет, они тоже несли непосильную ношу, чтобы был счастлив я». Мудрец спросил: «А твои праотцы?» Человек сказал: «Они точно так же несли непосильную ношу, чтобы были счастливы их потомки». В итоге мудрец сказал этому человеку: «Пока ты сам не станешь счастливым, ты не сделаешь счастливыми своих детей».

Поэтому очень важно самому быть счастливым. Только благодаря тому, что человек счастлив сейчас, стяжанием благодати Духа Святого он может помочь спастись окружающим его близким, родным, детям, знакомым.

Господь в Нагорной проповеди сравнивает человека со светильником и солью. Он говорит: вы – свет мира; вы – соль земли (см. Мф. 5, 13–14). Что делает соль? Соль отдает себя, чтобы сохранить, законсервировать продукт. Раньше ведь не было холодильников и в течение всех прошедших тысячелетий соль использовали для консервации.

Точно так же свеча: она горит, можно сказать, погибает, чтобы светить всем в доме. Вспоминаются слова Господа Иисуса Христа: Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10, 39).

Счастье – это состояние благодарения, состояние радости. Прямо сейчас каждый может задать себе вопрос: я счастлив? Если ответ будет отрицательным, значит, надо работать над собой. Потому что именно сейчас человек должен быть счастлив. Этот день, этот момент – самый лучший в жизни. И так всегда, в любой момент.

– Телезрительницу, которая задала вопрос, зовут Вера. И это тоже промыслительно.

– Господь сказал: По вере вашей да будет вам.

– В нашей жизни столько всего! Когда мы преодолеваем какие-то неприятности, когда находимся в несчастье, у нас возникает ропот. Что же делать человеку с самим собой?

– Преодолеть этот скрытый ропот. Преодолеть состояние, искаженное грехом.

– Как преодолеть?

– В молитве обращаться к Господу. Потому что Господь – наш Свет; Он – Источник силы, Который наполняет нас благом. У апостолов поначалу было смутное представление о Господе, и им раскрылась вся полнота только в день Пятидесятницы, когда на них снизошел Святой Дух. Три с половиной года следуя за Иисусом Христом, они напитывались благодатью, и их жажда Бога в какой-то мере была утолена, произошло духовное насыщение.

Господь – Источник воды живой. Человек, вкусивший из этого Источника, всегда наполняется благодатью и хочет еще пребывать с Господом, не хочет от Него отходить. Главное, чтобы у человека была потребность в Боге, желание молиться и делать что-то благое ради ближнего. Например, можно навести порядок, создать какую-то красоту, сказать доброе слово, благодаря которому человек расцветет, остановится в чем-то плохом и сделает что-то благое. Если так поступать, все это будет только во благо.

– Когда священник нас с супругой венчал, сказал, чтобы теперь всегда, даже в минуты нестроений, мы обращались друг к другу словами: «Радость моя!» Я тогда подумал, что если в свой лексикон ввести такие обращения, как «радость моя» или «дорогая моя», то, наверное, даже просто слова будут привлекать благодать.

Последний вопрос. Представим себе несчастного человека, который пока несет тот самый неподъемный груз и еще не встретил старца, который сказал бы ему, что пока он сам не станет счастливым, он не сделает счастливыми своих детей. Если этот человек придет в церковь и будет участвовать в литургии, он сразу сбросит этот груз? Или потребуется время для того, чтобы распрощаться с этими неподъемными гирями?

– Потребуется много времени, вся жизнь. И человека будут ждать испытания, искушения на каждом шагу. Чем дальше человек идет, тем сложнее путь.

Все знают икону «Лествица преподобного Иоанна Лествичника», где изображена лесенка, по которой люди поднимаются вверх; и вроде бы уже виден Христос, протягивающий руки, но человек падает. Почему? Потому, что возгордился, возомнил о себе, начал сознавать свою святость, осуждать других, впадать в какое-то фарисейство; в результате лишился Божественной части – и пал.

И вспомним благоразумного разбойника, который много согрешил в своей жизни: он даже не осмелился попросить Бога, чтобы Бог взял его в Царство Божие. Он только сказал: «Господи, помяни меня во Царствии Твоем». То есть: вспомни меня – и мне уже будет легче. И Господь сказал ему: «Ныне же будешь со Мною в раю». Вот насколько Господь милосерден, широк! Такой же широкой душой должны обладать и мы – тогда будет нам счастье...

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Крестовоздвиженского храма в Митине священник Константин Кокора.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    СЛУЖЕНИЕ ЛЮБВИ: Центр защиты семьи «Колыбель» в Екатеринбурге. Александра Цурилло

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ: о святом цесаревиче Алексии и регате его имени

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ХРОНИКА ПЕТРОГРАДСКОЙ ГОЛГОФЫ. Выпуск 12.

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий

Вопросы и ответы

X
​​