Беседы с батюшкой. Необходимость православной веры. Священник Алексий Дудин. 21 июля 2023

21 июля 2023 г.

В студии священник Алексий Дудин, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в г. Коммунар.

– Тема сегодняшнего эфира посвящена проблеме необходимости православной веры в современном обществе.

В нашем сегодняшнем обществе очень сложно говорить о том, что православная христианская вера столь распространена, что можно успокоиться и почивать на лаврах. Положение Церкви в обществе тяжелое (наверно, правильное слово) или все-таки это не так? Разобраться с сегодняшними проблемами очень сложно: у нас очень много разных групп, много увлеченных всяческими околодуховными (может быть, духовными) практиками, но вместе с этим мы не видим, чтобы в храмах было столько людей, что невозможно вместить. Может быть, я не прав, в таком случае поправьте меня. Наше общество способно в условиях каких-то испытаний стать более верующим, православных, христианским?

– Действительно, Церковь Христова редко пребывала в мире. Мы знаем, что с первых веков христианства Церковь была гонима. Впоследствии она прошла много испытаний. Не всегда быть христианином было почетно, даже выгодно. Мы знаем, например, в землях, где было турецкое владычество, чтобы быть христианином, было необходимо платить большие налоги. Тем не менее христианская вера всегда на земле была, есть и будет; если не будет христианской веры, не будет смысла существования в этом мире, не будет тех людей, которые соединяются здесь с Господом. Господь приостановит бытие этого мира, и настанет то время, которое называется Страшным Судом. Это естественный финал мира. Господь об этом говорил.

Мы не знаем, когда это будет, но зато знаем: пока земля плодоносит, пока в наших городах, странах есть люди, ищущие Бога и находящие Его, в этом мире есть смысл – в нем есть соль. В нем есть то, что наполняет этот мир самым главным. Чем главным? Давайте подумаем. Дело в том, что христианская вера никогда не была массовой. Даже когда в 90-х годах стало много людей, которые пришли в храмы (священники тогда порой не успевали крестить, ежедневно приходило сотни людей), – все равно это не явилось основой для того, чтобы наше Отечество стало полностью православным, как было, например, в Российской империи. Но при этом вера никогда не оскудевала. Даже когда были самые страшные гонения: 1937-й год, хрущевские гонения, – вера Христова не исчезала.

Я говорю это к тому, что не зависит желание человека быть с Богом от внешних воздействий. Частично это проявляется тем или иным образом, но если человек хочет быть с Богом, то он будет с Ним всегда. А если у него нет такого желания, то ничего не выйдет. Как у многих сейчас бывает целая проблема: приводят наши прихожане своих детей в воскресную школу, проходит какое-то время, и они говорят, что сын или дочь, которых они водили в храм, воскресную школу, выросли и пошли своей дорогой. Почему? Да потому, что вера в Бога всегда строго индивидуальна – это надо понимать. Невозможно сделать православной целую страну, но можно сделать, чтобы в этой стране жили православные люди, которые верят в Бога и стремятся к Нему всем сердцем. Невозможно православной сделать школу, но в эту школу вполне можно найти доброго законоучителя, который бы мог вести там «Закон Божий» из своего личного сердечного опыта, потому что наша православная вера – не некая совокупность знаний, а совокупность личного сердечного опыта, который можно успешно передавать только в том случае, если ты сам в этой духовной сфере живешь.

Хотелось бы еще добавить по этому вопросу: конечно, мы с вами хотели бы, чтобы наша страна вновь стала православной, чтобы та самая главная закваска, которая и создала великую Россию, вновь заквасила все то общество, которое сейчас, как Вы правильно сказали, шатается и зачастую имеет огромное количество всяких псевдорелигиозных и иных учений, которые смущают умы наших граждан, отвлекают их от того, чтобы прийти к Богу. Нам бы всем этого хотелось, мы об этом просим Бога, но сделать это не может даже Всемогущий Господь, потому что прийти к Богу может только свободная и любящая личность. Научить человека любить Бога, наверное, невозможно, но можно показать пример, как это делается. Причем этот пример показывается собственной духовной жизнью.

Невозможно заставить человека молиться. Можно заставить человека прийти в церковь, прочитать что-то по молитвослову, но мы прекрасно понимаем, что это не будет молитвой. Потому что молитва – это сердечное и умное обращение к Богу свободной личности. Если этого нет, то внешними факторами мы этого не достигнем, поэтому переживать излишне за это не стоит. Духовное движение к Богу нашего общества только тогда бывает успешным, когда находится должное количество людей, которые становятся «светлячками» – героями, примерами для других.

Что бы могло сделать наше государство? Как мы могли посодействовать тому, чтобы наше общество больше узнало о Христе и прониклось христианскими ценностями? Наверное, самый простой, естественный способ: чтобы в кино, на телевидении, в книгах существовало как можно больше добрых, христианских героев, которые были достойными сынами своей Церкви и своего Отечества. Ведь на кого человек равняется, по тому пути и идет. Где герои нации, туда нация будет потихоньку идти.

– Вопрос телезрителя: «Меня смущает название темы. Насколько я знаю, мы исповедуем веру в Христа, а православие – это одна из конфессий. Объясните, чем по существу отличается православная вера от католической».

– Спасибо большое за Ваш замечательный вопрос. Действительно, в этом мире существует огромное количество конфессий, которые называются христианскими. Почему мы называемся православными? Потому, что Православная Церковь в рамках своего опытного богообщения (я об этом сказал в первой части передачи) базируется на тех людях, которые имели личный опыт общения с Богом. За счет этого свою веру укрепляют.

Религия происходит от латинского слова religare, т.е. «связываю» – эту связь с Богом православные люди, наши святые сохранили неповрежденной. Потому что Писание – одно, но на основании Священного Писания возникает огромное количество всяких толкований, которые ничего общего с правдой Божией не имеют. Потому что человек может искать даже в словах Священного Писания не то, что хочет Бог, а то, что хочет его грешная страстная натура. В Святой Единой Апостольской Церкви (с древних времен так получалось) кто-то уходил в раскол, кто-то отпадал от этого единства, от традиции правильного понимания и истинного богообщения.

Поэтому Православная Церковь в этом плане на законных основаниях претендует на то, что православная вера является истинным богообщением,  мы опытно знаем, что наша Церковь во все времена и сегодня плодоносит святыми угодниками Божиими, которые в своей жизни достигли единения с Богом. Это единение явное, оно проявляется в той любви народа, людей, которые приходят к заступничеству этих угодников, в тех чудесах, которые совершаются при обращении к ним, в той живой, опытной вере, которая не заканчивается смертью человека. Это не просто отвлеченные идеи, а та живая связь, которая остается неповрежденной в нашей Церкви во все времена.

Это не значит, что у нас нет грешных людей. Православная Церковь не может быть абсолютизирована, потому что в Церкви всегда существует богочеловеческий союз. Все, что там святого и доброго, – от Господа; и не все, что туда приносит человек, является добрым и святым, очень многое из этого является страстным, никчемным, портящим неповрежденную связь с Богом. Самый простой, яркий пример, который мы имеем в Евангелии: фарисеи, книжники, которые прекрасно знали Священное Писание Ветхого Завета, они знали о пришествии Христовом все – все знамения, времена; тем не менее люди не захотели принять Христа, не захотели слышать, не захотели видеть даже самые ясные знамения и чудеса, которые Христос сотворил.

Таким образом, человек, даже используя Священное Писание, может оставаться далеким от Бога, поэтому Священное Писание мало принять как слово Божие, его еще нужно правильно понимать и правильно им жить. А эта традиция у нас хранится в Церкви, свято соблюдается. В этом отношении мы имеем великое сокровище, за которое с нас Господь и спросит, потому что тот, кто знал волю Господина своего и не исполнял ее, как мы знаем по Евангелию, биен будет много (Лк.12, 47). Наша живая православная вера, неповрежденный наш союз с Господом Иисусом Христом – не только великий дар, но и великая ответственность. В этом отношении мы всегда будем стремиться к Богу, всегда будем идти к Нему. Но в православной вере есть те механизмы, то наследие святых отцов, которые помогают нам на этой дороге не уклониться в сторону, не впасть ни в ересь, ни в прелесть…Наша православная вера претендует отнюдь не на праведность людей, которые приходят в Православную Церковь; она претендует на неповрежденность апостольского учения, которое в нашей Церкви сохранилось. Живой опыт святых, которые составляют, можно сказать, костяк нашей Церкви, ее побеждающую часть, дает человеку возможность соединиться со Христом истинно.

– Вы произнесли одно из очень важных условий христианского мироощущения – свободная личность. В «Святограде» оказывается очень серьезная помощь людям, страдающим от нарко- и алкозависимости. И в данном случае можно говорить о несвободной личности. Но речь не только об этих людях, которым вы помогаете. Мы видим, как много несвободы есть в нашем обществе. Когда мы говорим о свободной личности, как это можно понять именно в контексте несвободы общества, людей, не свободных от своих привычек и страстей?

– В Священном Писании мы имеем подтверждение, что всякий человек, который творит грех, становится рабом греха. Только свободный человек может прийти к Богу, и это законное следствие. Пока человек творит грех, он находится в рабстве греха. По мере освобождения от греха у него появляется возможность общаться с Богом. Только тот человек, который освобождается от греха, идет к Богу и соединяется с Ним.

Любая несвобода, которая есть в нашем обществе, прежде всего связана с теми греховными привычками, которые в обществе существуют. Вы привели самый грубый, самый яркий и понятный пример. Действительно, мы работаем с людьми, которые находятся в состоянии зависимости. Они бы и рады выйти из этого состояния зависимости, бросить алкоголь и наркотики, но у них не получается. Получается это только тогда, когда они признают собственное бессилие и обращаются к Богу.

Точно так же и во всех остальных сферах. Человеку может казаться, что он свободен и делает то, что хочет. Но пусть курильщик попробует не курить – он сразу почувствует, какая это степень несвободы. Или пусть обжора попробует перестать угождать своему чреву. Или то, что актуально для каждого современного человека: попробуйте отложить на несколько дней все гаджеты, побыть в тишине и посмотрите, как будет на это реагировать ваше сердце. Насколько вы готовы не читать хотя бы новостей, а возложить все свое упование на Господа? Скажите: «Господи, как знаешь, так и управь это дело. Сделай все так, чтобы было по воле Твоей святой, чтобы и Отечество наше спасалось, и люди, которые в нем». Попробуйте на несколько дней доверить свою жизнь Богу. Уверяю вас, это будет очень важный и интересный опыт, который даст вам возможность понять, насколько вы привязаны к этому миру и насколько мир имеет на вас влияние.

В Православной Церкви, например, есть замечательная практика паломничеств: можно поехать в монастырь трудничать. Монастырь – это место тишины, где можно собраться, помолиться. Это нужно абсолютно всем.

Недавно на территории Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря мы проводили трезвенническую конференцию, брали с собой наших зависимых. И для многих людей было просто откровением, что есть тишина, есть единение человека с Богом и можно вполне без всякой суеты быть счастливым и принимать то, что Господь хочет нам дать.

Ведь, по сути, современный человек лишает себя очень многих естественных радостей, которые для наших предков были доступны. Бесконечная суета не дает человеку возможности остановиться, задуматься, прочувствовать Бога, прочувствовать друг друга. Это очень важный момент. Давно ли мы собирались для того, чтобы несколько часов пообщаться, спросить у  человека, как он живет, чем живет, что интересное за это время узнал, как поживают его родственники и знакомые? Мы это теряем. А это очень много дает.

В каждом человеке есть частица Бога, и один из способов богопознания – общаясь друг с другом, относиться друг к другу как к образу и подобию Божьему, стараясь в этом образе и подобии увидеть свет. Господь сияет через каждого человека. Это тоже важный и серьезный опыт, который мог бы сплотить наше общество и дать ему определенную христианскую закваску. Как сказал пророк Давид, с преподобным преподобен будешь, а с нечестивым развратишься. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых (Пс. 1, 1). И далее говорит: Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе (Пс. 132, 1).

То есть единомысленные люди, которые в сердце своем имеют Бога, действительно являются закваской этого мира и теми друзьями, о которых пословица говорит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Если приобрести таких добрых друзей, то пойдешь вперед, к Богу. Это важный момент и рецепт для современных людей, как мы могли бы поступать, если хотим, чтобы наше общество стало более православным.

– Вопрос телезрителя из Подмосковья: «На сегодняшний день, к сожалению, основная масса детей школьного возраста в храм не идут. И наши священники тоже не приходят в школы, чтобы постараться привить нашим детям православное христианское мировоззрение, морально-нравственные нормы. К сожалению, пагубное влияние имеют на детей омерзительные телепередачи и Интернет. Наверное, работа с детьми в школах представляется на сегодняшний день самой главной и актуальной, ведь дети – наше будущее».

– Что я могу сказать из собственного священнического опыта на этот счет? В нашем городе, слава Богу, нам удавалось приходить в школы. Есть в Санкт-Петербурге замечательный православный молодежный клуб «Встреча», который уже много лет организует миссионерский проект «Наши приоритеты в современном мире». Мы с ними сотрудничали и провели вместе больше десятка конференций в нашем городе. У нас есть такой опыт, когда православная молодежь приходит в школу, ученики 9–11 классов снимаются в субботу с уроков и занимаются тем, что пытаются рассмотреть вопросы, с кем они построят свою жизнь в дальнейшем, как надо относиться к родителям, как относиться к здоровью, к спорту, какую профессию в будущем выбрать. Это, конечно, замечательно, когда ученики проводят целый день на таких конференциях. Но это один день в году. А все остальные дни они проводят в своих семьях.

Есть такие стихи, может быть, немножко несуразно звучащие на русском языке:

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему...

Церковь Христова начинается с малой церкви – с семьи. Школа – замечательное место, куда можно прийти, если есть талантливые батюшки, талантливые миссионеры, и общаться с молодежью. Но православие, как я уже сказал, начинается с личного, домашнего примера. Если родители не поступают по-христиански, то даже если бы все школьные уроки были посвящены христианству, это ничего не даст, потому что ребенок, приходя домой, видит совершенно другой уклад жизни. Вера не доказуется, она показуется собственным примером.

Повторюсь, мы приходили в школы. И это великое благо, когда в школы пускают священников; надо памятник поставить тем директорам, которые на это идут. Потому что сейчас система образования перегружена большим количеством всяких инструкций, нормативов, огромное количество рисков, директор, учитель отвечают абсолютно за все. Не дай Бог кто-то напишет жалобу. При этом они идут навстречу, открывают свои двери священникам. Но в эти открытые двери мало зайти, нужно еще зайти в двери сердца человеческого, а это уже высший пилотаж в духовной сфере.

Как показывает моя священническая практика, лучше всего получается, когда человек имеет перед глазами искренне верующего, искренне доброго человека. Это может быть бабушка или соседка Мария Ивановна, но которая не просто в церковь ходит, а потом с постной физиономией рассказывает, что все кругом грешники, делают неправильно, а она одна спасется. Нет! Это должен быть человек с добрым христианским сердцем, который всех жалеет и всех любит.

Если мы хотим, чтобы наше общество действительно стало православным, нужно начинать с себя, с того, что происходит в наших храмах. Потому что зачастую люди, которые ходят в храмы, тоже очень немного знают о Христе. Они знают о том, как надо ставить свечи, какие каноны прочитать ко Святому Причащению, как готовиться к исповеди, как правильно сформулировать, что «согрешил делом, словом, помышлением». При этом живого опыта веры и общения с Богом такие люди не имеют. Почему это происходит – очень сложный вопрос.

Тайна общения души с Богом – это всегда что-то индивидуальное, можно даже сказать, интимное. Это самое великое таинство, когда сердце человеческое к Богу обращается. Иногда это происходит на последнем издыхании. Бывает, позовут напутствовать человека умирающего, а его душа так раскрывается! А человек, который много лет ходил в храм, до такой глубины и не прочувствовал, насколько его любит Бог и как много Бог был в его жизни.

Можно об этом говорить много часов, учить детей, вводить предметы, но самое главное – наш пример. Давайте мы, кто сейчас смотрит телеканал «Союз», сегодня, читая вечернее правило, попросим Бога: «Господи, какой Ты есть, откройся мне. Научи, как мне Тебя познавать, как жить. Исправь те ошибки, которые я в жизни делаю. Если я иду не туда и что-то делаю неправильно, помоги мне исправиться».

Нам нужно учиться доверять Богу и слышать Его. Это, с одной стороны, момент личного богообщения, но, с другой стороны, это и есть сердцевина нашей веры. Наша вера имеет очень богатый опыт. Наша православная вера имеет очень глубокие символы. Мы имеем корень, который соединят нас с Церковью Христовой через апостолов. Но путь ко Христу человек может пройти только сам, и искать Бога человек должен сам.

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Православная вера обязывает каждого жить строгой жизнью на земле. А вот католикам обещают чистилище, в котором они могут покаяться и спастись. Объясните, что это означает. Я считаю, их учение совсем неверное».

– Вы уже сами ответили на вопрос. Православная вера основывается на словах Господа: «В чем застану, в том и судить буду». Мы говорим, что изменение человека происходит только здесь, на земле. Когда наступает момент перехода человека в мир иной, он попадает на суд Божий, и уже заканчивается тот момент, когда человеческая душа может изменяться.

Пока мы живем на земле, с одной стороны, мы находимся в постоянной зоне риска, потому что, как сказал апостол, дьявол рядом ходит и ищет, кого поглотить. С другой стороны, мы имеем возможность изменить свою душу. И, как я уже говорил, даже в самом конце своей жизни человек может покаяться и исправиться.

Православная Церковь учит, что загробная участь человека зависит от того, насколько человек здесь, на земле, соединился с Богом. Последующее соединение человека с Богом является как бы логическим следствием того, как человек использовал дар жизни, данный ему Богом.

Мы не принимаем учение о чистилище. Человек решает, где ему быть, уже здесь, на земле. Очень важный момент: некоторые люди представляют суд Божий, встречу с Богом как ответственное мероприятие, на котором будет решаться их участь. Ничего подобного. Твоя участь решается уже на земле. Царствие Божие внутрь вас есть, говорит Господь. Уже  на земле человек становится вместилищем Святого Духа, принимает Бога в свое сердце или отвергает Бога. На том свете он свою участь изменить никак не может.

Бог не хочет, чтобы человек страдал за свои грехи в каком-то чистилище. Богу не нужно отмщение, Богу не нужна даже справедливость в этом отношении, потому что Бог прежде всего Милостив. Ему нужно сердце человеческое. Господь говорит: «Даждь Мне, сыне, сердце твое». Если мы на земле отдали свое сердце Богу, то мы с Богом будем и там. Если этого не произошло, там человек уже ничего поделать не сможет.

Наше человеческое сознание всегда ищет определенную лазейку, какой-то способ, как получить милость Божию. И такая возможность существует. В каком плане? Мы все находимся в Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Сила Православной Церкви, ее святость, ее значимость заключаются в том, что эта Церковь объединяет и Церковь торжествующую, и Церковь кающуюся; и тех людей, которые уже преставились ко Господу, и тех людей, которые еще могут на земле за усопших помолиться и сделать дела милосердия. Мы неразрывно связаны единой тканью в Теле Христовом.

Можно усопшему человеку помочь, облегчить его загробную участь делами милосердия, например. Недаром мы в Церкви учим и говорим: если есть возможность делать добрые дела милосердия, обязательно их делайте.

Например, есть огромное количество добровольцев, которые еще не являются воцерковленными людьми, но по своей доброй природе (мы знаем, что душа человека по природе христианка) стремятся делать добро.

У нас есть антикризисный семейный центр, который, кстати, существует при поддержке президентского гранта. Мы стараемся сотрудничать с государством, и огромное спасибо, что Фонд президентских грантов нам оказывает помощь. Человек приходит в наш антикризисный центр, чтобы сделать какое-то доброе дело (например, приготовить набор для многодетных). И, делая это доброе дело, приходя на территорию церкви, он начинает чувствовать Бога в своем сердце. Сначала он даже не понимает, что это Бог, но чувствует, что Бог благ. И это простое делание начинает постепенно соединять его с Богом.

Наше общество сейчас чувствует, что необходимы благотворительные проекты, необходимо поддерживать больных детей, стариков. То добро, которое есть во всех душах, нужно стараться направить по традиции милосердия Православной Церкви. Потому что эта традиция заключается не только в том, чтобы дать человеку часть материальных благ или позаботиться о нем во внешней сфере. Традиция учит, что необходимо такого человека пожалеть, поддержать и дать ему не только кусочек своего материального блага, но и тепло своего сердца. Когда человек этому учится, происходит деятельное воцерковление, и христианство начинает деятельным образом в человеке возрастать.

– О вере можно говорить очень просто. Самое главное – искренность. Что нужно для того, чтобы понять, что жить без христианской веры невозможно?

– Нужно попросить об этом Бога. Господь сказал: просите, и дастся вам. Надо в простоте сердца обратиться и сказать: «Господи, покажи мне, как поступать, как действовать, как познать Тебя, как научиться любить ближних». Без такого искреннего и простого обращения ничего не получится.

Можно строить огромное количество всяких проектов, можно их очень грамотно описывать, очень красиво показывать в СМИ. Но если Бога не попросить, Бог и не приблизится. Бог – это сознательно любящая Личность, и Он ждет от нас такого же сознательного и любящего обращения. Пока мы не попросим Бога, Он не приблизится к нам.

– Спасибо! Благословите наших телезрителей.

– Господи, благослови нас познать Тебя, найти Тебя в этой жизни, наполнив Тобою наши сердца.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Людмила Кедысь и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик Иваново-Вознесенской епархии, известный публицист и миссионер иеромонах Макарий (Маркиш).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать