Беседы с батюшкой. Неделя о блудном сыне. Протоиерей Михаил Зазвонов 12 февраля 2023

12 февраля 2023 г.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы.

– Сегодня особое воскресенье – Неделя о блудном сыне. Вчера в храмах мы пели о покаянии и «На реках Вавилонских». Церковный календарь уже готовит нас к Великому посту. Что сегодня за Неделя?

– Все знают притчу о блудном сыне. Но для современников Христа она была сродни революции сознания. Мы сейчас это не учитываем, но в то время принципы были очень прагматичные и жесткие. То общество жило по закону «око за око». Для нас притча выглядит очень мягкой и даже логичной. Замечательный отец простил сына. Но тогда это было невозможно. Рассказывая эту притчу, Господь поворачивал, изменял сознание людей.

Один сын решил, что хочет жить самостоятельно: Отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил… имениеНо так как сын был неразумный и молодой, естественно, все быстро растратил. Потом его все бросили, работать он устроился, но был молод и не имел определенной специализации. В той местности был голод, всем было не до него. И он в своем смирении возвращается домой, чтобы устроиться работником к своему отцу, понимая, что его никто не ждет. Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом... Но отец принимает его очень радушно. Принимает в статусе сына, обнимает и плачет, накрывает для всех стол, велит всем радоваться вместе с ним.

Брат неразумного блудного сына очень возмущается. И его возмущение справедливо. Оно как раз было понятно тем, кто слушал Господа. Им был непонятен отец. Что это за размазня? Что это такое? Око за око. Взял – иди и не возвращайся. Господь пытался изменить сознание слушателей. И Ему это удалось. Мы сейчас совершенно по-другому смотрим на эту притчу.

Треть Евангелия посвящена теме прощения, изменения главной парадигмы – око за око. Даже этот закон был милосердным. Тогда общество было дикое, нужны были порядок и строгость. Закон «око за око» был милосердный, потому что он позволял регламентировать травмы и разногласия. Если тебе нанесли одну травму, то ты имеешь право нанести точно такую же, не больше. Если ты нанес больше, значит, уже у того есть право тебе добавить. А в притче Господь говорит о прощении; оказывается, можно жить еще по-другому, взойти еще на одну ступень выше. И для тех людей, кто Его слушал, это было что-то необычное. Некое ноу-хау, что-то такое, что они не могли сразу вместить.

Господь говорит очень много подобных притч. Его Нагорная проповедь посвящена теме прощения. В нашей жизни прощение очень много значит. Почему именно эту притчу мы слышим перед Великим постом? Это тоже очень логично. Господь говорит: пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Бесполезно какое-то служение Богу (молитвенное, постное, аскетическое), если на душе у тебя нет примирения. Эта тема ключевая.

Что просит Ефрем Сирин в своей молитве? Любви, не осуждать брата своего, зреть свои прегрешения. Прощение – это начало пути, а не итог. Если кто-то не простил, не сделал все необходимое, что может, для того, чтоб простить, то зачем тогда поститься? Бесполезно. Тема о блудном сыне самая важная. И поэтому мы ее слышим перед Великим постом.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Известно, что Бог создал помимо материального мир духовный. Также из учения Церкви известно, что Бог – это Дух. Получается, что Бог является частью сотворенного Им же мира. Творец должен всегда быть вне творения, тогда не возникнет соблазна, как у Денницы, который посчитал себя по природе равным Богу. Горшечник не может быть частью горшка, который сам же и создал».

– Люди сейчас в биолабораториях начали создавать какие-то элементы плоти. Это же не значит, что это что-то необычное для нас. Сказано: Бог есть Дух. «Дух» в переводе «ветер». Ветер невидим и невесом. В понятиях тех людей ангел тоже ветер, ведь и он невидим. Но на самом деле мы много чего не видим. Например, ультрафиолет, бактерий, хотя бактерии даже имеют какую-то плотность, материю и вес. Можно ли назвать их духом? Нет. У них есть своя определенная материя. Мы не видим наноформы, микоплазмы, грибы, дрожжи, плесень и так далее. Но это не значит, что все это невидимое едино. Ангелы серьезно отличаются от Божьей природы. Да, они духи, но другие духи. Какая-то разница есть. На сегодняшний день еще не изобрели такой измеритель, чтобы поймать ангела и измерить, что у него такая-то природа, обратиться к Богу, получить благодать и измерить ее. Таких примеров нет. Вот когда они будут, тогда можно поговорить на эту тему. А сейчас мы можем только предположительно сказать, что Божия природа совсем другая. Она резко отличается от природы ангела, человека и от природы, созданной Им. Конечно же, горшечник не может быть из горшка. Хотя люди, по преданию, из глины, то есть из того, что уже было сотворено, тогда, в принципе, и горшечник тоже глиняный.

– Вопрос от телезрителя: «Один человек интересуется различными восточными практиками, при этом являясь православным христианином. И совсем недавно он начал доказывать мне, что якобы в этих практиках (тибетских медитациях и так далее) есть действительно настоящий дзен, который ты постигаешь и начинаешь в жизни наводить порядок. Есть ли аналогичные духовные практики в православии?»

– Как раз православие и предлагало всегда очень хорошую форму – единение с Богом. В принципе, цель всех этих восточных практик похожая. Но у дороги два пути: вперед и назад. Как и у каждой вещи. Ничего нового под солнцем не придумано. Наша мистическая душевная сущность одна. И она может служить Богу, а может не Богу. И в данном случае дело в выборе, а не в форме. Метода очень схожа. Человек действительно стучится к высшей форме своей души, к этим струнам, которые нам неведомы, но мы их чувствуем и играем на них. Важно: кому принадлежит эта музыка, к кому она относится? Это принципиальный вопрос. Какая цель у восточных практик? Раствориться в нирване? Тогда ты – никто. Ты растворяешься, и тебя нет. Ты этого хочешь? Восточная мистическая суть в том, чтоб исчезнуть. Кто хочет, чтоб мы исчезли? Враг рода человеческого. Ему мы мешаем. Он нам мстит. Он не хочет, чтобы человек, Божие творение, жил на земле. Поэтому он ставит цель – «исчезни». А Бог говорит: «Человек, ты Мне дорог. Я Сына Своего отдал за тебя». А практики одни. И святые отцы нащупывают эти душевные струны и в своем молитвенном деле приближаются к большей беседе с Богом, но не чтобы исчезнуть, а чтобы жить с Ним. Это цель. Исихазм как раз путь высшего служения Богу. Метода везде одна. У многих религиозных течений.

– Продолжение вопроса телезрителя: «Его мнение, что в православии очень много обрядовости, что она тянет куда-то в другую сторону, нежели к общению с Богом. В истории Церкви бывало, что обрядоверие занимало всю жизнь».

– Это было с самого начала. Мы сотворены из земли. И важно, чтоб тело тоже участвовало в богообщении, в движении к Богу. Когда хотим выразить почтение какому-то хорошему человеку, мы невольно начинаем кивать головой, показывать руками, что рады его видеть. Это естественно, но это не значит, что есть только движение. Без духа тело бездвижно. Оно ничего не делает. Я скажу в защиту обряда – это совершенно естественная ситуация. Другое дело, когда ты обращаешь внимание только на обряд. В этом нет никакого смысла. Это труп. Тело ценно только с душой. Нужно посмотреть, для чего через Моисея даны обряды израильскому народу. Вовсе не с той целью, чтобы все это регламентировать.

– Просто они укоренились в язычестве.

– Вот именно: чтоб они не шли к язычникам, чтобы у них было свое.

– Грубо говоря, это хитрость? Подмена?

– Конечно. В христианской среде была точно такая же ситуация. Иоанн Златоуст организует крестные ходы, потому что в крестные ходы шли еретики. И людям было весело. Они вспоминали свою прошлую языческую сущность. Начали с крестных ходов. Что-то в них плохого есть? Нет. Хорошего? Ну, людям нравится.

– До сих пор нравится.

– Верно, дух захватывает, ходят, гимны придумывают. Даже Ефрем Сирин стал сочинять гимны, чтобы перенести внимание людей, потому что их начали сочинять еретики. Так у нас складывалось богослужение: с гимнами, песнями, псалмами и так далее. Это естественный процесс. Кто хочет посмотреть, как эта обрядовость возникала, почитайте историю богослужения, как формировалась литургика. Это очень интересно. Потом вы будете ценить любой обряд, но понимать, что сама ценность не в обряде. Без души это всего лишь какое-то движение руками. А можно руки вознести к Богу.

– Но в то же время каждый из нас замечал, как это тяжело, даже батюшки, наверное.

– Конечно.

– Но мы все равно это делаем.

– Мы тренируем свою душу. Дух бодр, плоть же немощна. Это некая закономерность. Мы тренируем душу (как спортсмены), чтобы сразиться с врагом рода человеческого. В данном случае изнурение тела помогает возвыситься духу. Когда мы ленимся или объелись, нас посещают различные нехорошие мысли. Лень, чревоугодие – это та опасность, которая убивает молитву и благодать в нас. Потому и существуют посты. Есть разное время: для радости, для сосредоточения. Поэтому есть и постные дни. Это некая метода. Она постоянная. В течение недели есть разгрузочные дни – среда и пятница. И посмотрите, как это не нравится врагу рода человеческого. Какие главные проблемы современного общества? Гиподинамия, когда человек мало движется. Врачи ему советуют заняться спортом, и он покупает абонемент в фитнес-центр. Раньше такой проблемы не было, потому что все трудились, и тело было в норме. Сейчас оно расслаблено. Такое тело не может хорошо служить Богу. Это нужно понимать. Человеку свойственно всегда что-то делать. Гиподинамия – проблема современного общества.

– У нас просто нет столько фитнес-центров. В глубинках, например.

– Там трудятся. Это проблема урбанизации. А вторая проблема в том, что мы стали есть больше, чем раньше. В советское время мы так не ели. Мясо было не каждый день.

– Сейчас в магазинах изобилие.

– Это проблема современного человека. Каждый врач скажет: «Дорогой, меньше кушай». А мы уже привыкли. Это вредит нам и нашей душе. Почему враг рода человеческого старается нас завести в эту ловушку? Раньше говорили: «Сытое брюхо к молитве глухо». Потом стали говорить: «к учению глухо». Действительно, ко всему глухо.

– Спать хочется.

– Конечно. На это нужно обратить внимание. Пост как раз хорошая гимнастика для трезвости ума, сердца и души. Это важно. Если не позволяет здоровье, найди ту степень, при которой будешь держать пост. Все это обсуждается со священником. Индивидуальные нормы. У спортсменов же тоже все индивидуально. Один может 300 кг поднять, другой 20 кг. У каждого свое. Это нельзя унифицировать, но есть среднестатистическое значение.

– А кого-то готовят к олимпийской медали.

– Верно. Если меня туда взять, я продержусь лишь пару часов.

– Вопрос от телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Господь говорил: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Как научиться каяться по-настоящему, чтобы покаяние было угодно Богу, а не формальное?»

– Первое – надо вспомнить молитву Ефрема Сирина: «Даруй ми зрети моя прегрешения». Оказывается, мы можем не видеть свои грехи. Не видеть их так, как они на самом деле есть. Поэтому человек и произносит формальное покаяние. Он понимает, что грех есть, но глубину этой катастрофы не осознает. А следовательно, какое может быть раскаяние? Для священника, который принимает исповедь, важно, чтобы человек видел глубину этого проступка. Это осознание дает Бог. Это не в наших силах. Мы должны просить Его об этом – дать нам видеть наши прегрешения и их глубину. Это первая необходимость.

Второе – это раскаяние. Одно дело – видеть, а другое – раскаиваться. «Ну да, есть у меня такой грешок, но все ведь так делают. Что ж такого?» А должно быть раскаяние, понимание, что этот грех уязвляет душу, ранит ее. Мы же не ходим постоянно с занозой, а пытаемся вытащить ее из пальца. Обязательно нужно что-то делать, надо раскаиваться в этом.

Но оказывается, и это не самое главное. После раскаяния надо иметь четкое намерение, что ты так больше не поступишь. Человек слаб, скорее всего ты снова подобное сделаешь, но на тот момент у тебя должна быть четкая убежденность, что ты так больше поступать не будешь. Эта убежденность нужна для того, чтоб исповедь не была формальной.

И четвертое – это прощение, примирение с ближним. Без этого ничего не будет. Ты не сможешь побороть это все. Если не примирился с ближним, действие благодати не коснется твоего сердца. А если ты думаешь, что сможешь что-то без Бога, то ты или глупец, или просто не осознаешь всю серьезность этого действия.

Четыре составляющие, которые важны в деле покаяния, чтобы исповедь не была формальной: видение своих грехов, раскаяние, намерение исправить свою жизнь и прощение обидчиков (или попросить прощения, если ты кого-то обидел).

– Вопрос от телезрителя: «Нужно ли исповедовать помыслы?»

– Помыслы являются предвестниками греха. И их тоже нужно исповедовать. Единственное, что к ним нужно трезво относиться. Потому что большинство помыслов не наши, это враг рода человеческого бросает их как семя и смотрит, будем мы реагировать или нет. Когда мы идем по улице, разве с каждым здороваемся? Нет. Каждого запоминаем? Нет. Мы реагируем только тогда, когда у нас есть какой-то интерес. Спросит кто в конце улицы, сколько человек мы видели и как они выглядят, то скорее всего мы не вспомним, если у нас нет специальной подготовки. С помыслами так же. Враг рода человеческого бросает нам разные помыслы для того, чтобы понять, зацепимся мы за них или нет. Одни помыслы имеют целью шокировать нас, вывести из равновесия, другие – изучить нашу душу, на что мы реагируем, в чем наша уязвимость, чтобы потом сфабриковать для нас дело и бить именно в эту точку. Если человеку приходит помысел, который ему не совсем свойствен и шокирует, что даже страшно об этом подумать, нужно исповедоваться: «Прости, Господи, что не отбрасываю это». Если их не фиксировать, не убирать, не запретить себе думать в эту сторону, тогда они приведут нас в уныние, что и нужно врагу рода человеческого.

– В самоедство.

– Конечно, в чувство вины. Иногда приходит такой помысел, что думаешь: «Ужас!» Но это не твое. Надо посмеяться такому помыслу, сказать: «Враг, ты меня не осилишь, это не мое». И запретить себе на это обращать внимание. Другие помыслы, когда вы чувствуете, что они сродни вашей душе, тоже нужно блокировать, чтобы враг рода человеческого не нанес стратегическое поражение вашей душе, поняв, где ваша уязвимость.

– Вопрос от телезрителя: «Дочь 13 лет попала под влияние подруги. Я нашла у нее в соцсетях переписку с молодыми людьми и ужаснулась. Накричала, ругала, забрала телефон. Разговаривала, но бесполезно, а ведь с раннего детства ходит в воскресную школу. Подруга ей плохо говорит обо мне, я боюсь, что дочка меня возненавидит. Не знаю, что делать, как быть. Молюсь перед иконами, плачу, чтоб такие проблемы обходили стороной».

Безусловно, молиться нужно и дальше. У дочери подростковый возраст. Важно здесь заниматься профилактикой. Когда уже появилась такая подружка, Ваш авторитет она растопчет, иначе она не сможет свое злое видение предложить Вашей дочери. Конечно, тут мы опоздали, и очень важно молиться.

Давайте разберем этот важный момент. Я всегда всем, особенно тем, у кого есть дети (тем более Ваша дочь ходила в воскресную школу), говорю о важности регулярного причащения. Потому что только благодать Божия нас может спасти. Другие моменты (как влияние родителей на ребенка) настолько ничтожны, что это чудо, что дети еще сохраняют что-то доброе. Потому что тенденция такая, что они, скорее всего, должны превратиться в чудовищ.

Второй очень важный момент: ребенок должен позитивно воспринимать поход в храм и само Причастие. Он должен понимать, что в этот момент Господь касается его души и исцеляет ее. И взрослым не надо лениться приводить ребенка каждое воскресенье причащать.

В педагогическом плане что здесь важно? По мере возрастания ребенка вы с ним будете договариваться. Запреты не помогут. Конечно, нужно как-то реагировать, но надо очень умно это делать. Как нужно договариваться с ребенком? Вы видите, что, несмотря на все ваши усилия сделать поход в церковь на причастие позитивным, ребенок со временем начинает капризничать. «Может, я пропущу сегодня?» Нужно проговаривать с ребенком эти вещи, стараться выждать время. Потому что у подростка есть всплески гормонов, в нем нет постоянства, сейчас это состояние возникло, а потом все нормально.

Вы видите, что уже насилие над ребенком начинается. Тогда надо говорить: «Я вижу, что тебе тяжело. Давай так: два воскресенья ходим, а одно ты отдыхаешь, если тебе тяжело». И эти уступки надо, насколько возможно, отдалять по времени. И надо поставить цель так, чтобы через какое-то время вы все же пришли на причастие, проговаривая, что это очень важно и больше откладывать нельзя, чтобы ребенок причащался не реже, чем раз в месяц. Это уже должно произойти к 16–17 годам.

Конечно, в этот период надо сугубо молиться, чтобы Господь помогал, чтобы благодать Божия развивалась в ребенке и помогала ему противиться этому внешнему воздействию подруг, телевизора, гаджета – всего того, что утягивает ребенка в другую сторону. Его будет утягивать, а здесь время может быть на вашей стороне.

Что в конкретном случае пожелать этой маме? Как я уже сказал, молиться, и нужно договариваться с ребенком. Сказать: «Я понимаю, давай разберем эту ситуацию спокойно, за чаем. Чем я тебе могу помочь? Я разве враг тебе? Ты же понимаешь, что я по любви это сделала. Прости, если я это сделала остро, но ты понимаешь, чего я хотела». Надо изучить ребенка, понаблюдать за ним. Не стоит сразу выкладывать все карты. Если Вы получили доступ к ее переписке, посмотрели бы сначала психологический портрет Вашей дочери.

– Кстати, ребенок может закрыться в этой ситуации, будет еще больше прятаться и хитрить.

– Конечно… Понятно, что это только слова. В переписке ребенок хочет быть крутым, и это тоже нужно учитывать. Не надо ужасаться: «Неужто это моя дочь? Неужто она такое чудовище?» Нет. Она хочет так выглядеть там. В некоторые моменты дети хотят подстричь волосы, перекрасить их в какой-то цвет, начать красить ресницы, ногти, ухо проколоть. Надо отдалять этот момент, насколько это получается. И тогда понять, как развивается в этом контексте душа ребенка, насколько все эти моменты становятся острыми.

Говорить больше в этот момент о любви, проявлять ласку, доверие. Сказать: «Ты можешь на меня всегда рассчитывать, не закрывать дверь». Потому что в кризисной ситуации дверь должна быть открыта. Если ребенок в этот момент не придет к вам, то даже страшно подумать, куда он придет. Тогда будет беда. Но молиться надо сугубо, если есть какие-то такие моменты. Господь его приведет, тем более если ребенок ходил в воскресную школу, то он очень близок Богу. То, что долгое время любовь Божия была в его сердце, это бесследно не исчезнет, все равно даст свои плоды. И на это тоже нужно родителям обращать внимание.

Да, сейчас не то время, но надо его ждать, стремиться, надо что-то делать умно, спрашивать совета у священника, педагога, психолога, вместе найти подход, чтобы вернуть отношения. Конечно, уже не будет как раньше, но какие-то формы нужно активизировать.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Мне теребят душу одни и те же страсти и грехи. И плачу над ними, и сердцем их чувствую, горько мне от них, тяжело, готовлюсь к исповеди. Прихожу к батюшке на исповедь – и произношу их холодно. Что это такое? Дома их чувствую, а там нет. Или, может быть, так говорю холодно потому, что не раскаялась в них, не изменяюсь?»

– Это наша эмоциональная сторона. На эмоции вообще особо обращать внимание не стоит. Мы иногда поплачем, но мы же при людях не плачем, например. Дома, когда одни, можем поплакать, что-то еще сделать, а вне дома у нас есть какие-то психологические блоки. Поэтому я не думаю, что исповедь становится формальной потому, что у Вас нет этих эмоций. Вы же понимаете, осознаете эти грехи, Вы же о них плакали, значит, у Вас правильное к ним отношение. Следовательно, Вы в них каетесь. И священник это видит, накрывает Вас епитрахилью и читает молитву.

И не надо здесь смущаться. Нужно перестать думать о тех грехах, в которых Вы каялись. Если новые возникают, снова в них сокрушаться и снова идти на исповедь. А если Вы будете жить только прошлым, то скорее всего это приведет и к неправильному чувству вины, и к унынию. Потому что большой груз очень тяжело нести, почти невозможно.

Поэтому нужно успокоиться. Если Вас это тревожит, тогда, по апостолу, просите и дастся вам (Мф. 7, 7). Апостол Иаков говорит, что не получаете потому, что не просите. Надо просить своими словами: «Господи, мне так хочется сокрушаться в грехах перед аналоем, Крестом и Евангелием так же, как дома. Дай мне это». Может быть, не сразу, но Господь Вам даст это состояние. Потому что оно тоже действие благодати Божией. Поэтому у нас иногда возникает какой-то естественный плач о наших грехах. Это дар Божий.

– Телезритель нам написал: «Зачем нужны покаянные недели к Великому посту, если люди как грешили, так и грешат?»

Нужно ли думать обо всех людях вообще?

– Но если человека не остановить, то он будет грешить еще больше. Это закономерность. Границы всегда нас останавливают. Если не будет никаких границ, то даже страшно подумать, что будет тогда. Люди грешат, и они всегда будут грешить. Но если не будет границ, они будут грешить больше. Поэтому нужны и покаянные недели, и покаянные службы. На самом деле каждый день человек читает вечерние молитвы, которые имеют покаянное значение. Значит, это очень важно для человека. Если он не будет анализировать, что хорошо, а что плохо в его сегодняшнем прожитом дне, он не сделает благие выводы и эти же ошибки совершит и в следующий день.

Это процесс. Да, человек слаб, на следующий день он, может быть, согрешит столько же, но уже в какой-то другой мере. Это процесс, и он действительно нас потихонечку очищает, если мы работаем над собой. Это труд: постепенно ты уже можешь выходить на какие-то другие высоты. Но если ничего не делать, то так и будешь лежать.

– На самом деле, если человек живет церковным календарем, ходит на богослужения, во многих аспектах вопросы отпадают сами собой. Очень просто становится, ты начинаешь понимать, что, зачем, куда и почему. Там одни стихиры послушал, здесь другие, там батюшка что-то расшифрует, расскажет, тут поют «На реках Вавилонских», там – «Покаяния отверзи ми двери», скоро поклоны начнутся, а потом и пост. Вроде и не так резко, правда? Это на личном опыте знаю. Но для этого нужно чуть почаще бывать в храме.

– Да, нужно старание.

– И вслушиваться в то, что происходит. Для этого и наша программа. Мы еще расскажем о богослужениях Великого поста.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать