Беседы с батюшкой. Нецензурная брань

20 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря. 

– Сегодня я хотел бы уделить внимание такому явлению (а для кого-то и образу жизни), как нецензурная брань, ее использование, вред и так далее. Но прежде хочу задать вопрос. Батюшка, правильно ли я понял, что Вы вакцинировались?

– Да, вакцинировался последней вакциной, которую выпустила наша фармакологическая индустрия. Я считаю, что мне посчастливилось быть привитым, потому что знаешь последствия этой новой коронавирусной инфекции. И, конечно же, у меня немного успокоилась душа.

– Это как эффект плацебо?

– Нет, эффекта никакого нет. Я медик и понимаю, какие процессы вызывает коронавирус, какие могут быть осложнения и как они могут сказаться на моем организме. Я немного побаивался, чтобы не заразиться, не заболеть.

– Береглись?

– Да, выполнял рекомендации по профилактике, это: ношение маски, использование антисептических средств, самоизоляция. Старался долго не контактировать напрямую с людьми, особенно с теми, кто не носит средства защиты. Поэтому, когда после вакцинации в крови определили титр защитных антител, немножечко успокоилось сердце. Конечно же, я не снижаю внимания в сторону профилактики,  так же использую средства индивидуальной защиты, в людных местах надеваю перчатки, ношу маску, использую санитайзер. Но вместе с тем понимаешь, что в твоем организме уже работает армия антител, которая готова, если что, встретиться с врагом и одолеть его.

– А Вы не почувствовали, что Вашим разумом, Вашими действиями овладевает некая сила, что Вы стали подконтрольны, перестали молиться?

– Абсолютно нет.

– Это я про жидкий чип говорю.

– Я вообще удивлен, что люди до такого могут додуматься. Иногда посмотришь фильм, какую-нибудь фантастику заграничную, даже там такого нет. А когда слышишь различные доводы, рассуждения людей, диву даешься, что может придумать человеческий разум. Поэтому все эти состояния, о которых Вы говорите, я не испытывал.

– Надеемся, что все будет хорошо.

– Да, я тоже думаю, что так и будет.

– На самом деле эта проблема сейчас самая обсуждаемая, и она еще долго будет обсуждаться.

– Вакцинация?

– Да. А почему так происходит? Почему люди против этого? Казалось бы, несколько сотен лет прошло, как появилась первая прививка.

– Первая прививка, наверное, появилась, как только человек пришел на грешную землю и столкнулся с бактериями, с теми факторами и явлениями, которые затрагивали человеческий иммунитет. Прививка помогает выработать защитные антитела на агрессивную внешнюю среду. И как только человек соприкасается с этим невидимым миром, у него начинают нарабатываться определенные факторы защиты. Поэтому естественные факторы наработки собственных антител очень давно существуют. Как человек пришел на эту землю, они и включились.

В науке, мы помним, был Дженнер, который прививал от коровьей оспы, чтобы человек не заболевал этим смертоносным поветрием. И эти прививки были очень успешные. То есть было замечено, что доярки, которые доят коров, не заболевали черной оспой, которая поражала буквально всех. И Дженнер это наблюдал, делал записи, а потом понял, что надо использовать тот материал, который образовывался у доярок.

Было замечено, что привитые люди, которые еще не сталкивались с оспой, не заболевали. Даже если они сталкивались с самим возбудителем, дальше температуры или легкого недомогания дело не доходило. И потом уже он описал этот научный случай, опубликовал его, и в дальнейшем его начали использовать повсеместно. Но в газетах или сообщениях тех лет написано, что раз это берется от коров, то человек в последующем превратится в корову, у него вырастут рога, будут копыта, хвост, он будет похож на черта.

– Мы иногда тоже похожи на чертей, может быть, невидимым образом. Внешне мы люди, а внутри совершенно другие.

Вопрос телезрителя: «Злые люди, используя черную магию, наложили проклятие на меня и на весь мой род. И что бы я ни делал, все оборачивается против меня. Как от этого избавиться?»

– Сразу хочу успокоить нашего вопрошателя. Страшного ничего не может быть с крещеным человеком, какие бы черные книги ни использовали, потому что Господь Иисус Христос Сам лично участвует в церковных таинствах невидимым образом. И участие Святого Духа в таинстве духовным образом человека укрепляет и защищает от всякого демонского страхования, боязни. Прочитываются длинные запретительные молитвы Василия Великого над оглашенным человеком, и он, как сосуд, запечатывается, чтобы духи злобы поднебесной не имели над ним силы.

Если Вы человек верующий, если крещены, то никто проклятие на Вас наложить не мог. Вы должны успокоиться внутренне, душевно, духовно, сердечно, молиться Богу, благодарить Его, постараться сходить в храм Божий на исповедь, исповедоваться во всех грехах и, получив благословение духовника, приобщиться Святых Христовых Таин и радоваться жизни.

– Мы не безгрешные люди, грехом мы обезображиваем свою душу. Человек, который задал вопрос, считает, что его прокляли – и у него все плохо получается. А мы сами себя можем проклясть или оттолкнуть от себя Бога тем, что попросту материмся и говорим бранные слова?

– Когда человек матерится, использует бранные слова, это говорит прежде всего о его низкой культуре.

– Сейчас это очень модно, кстати. Если в YouTube включить блогеров, услышишь матерные слова постоянно.

– Я не смотрю YouTube.

– Молодежь смотрит.

– Молодежь и через рельсы перебегает, и ходит по рельсам с наушниками в ушах (а поезда людей сбивают), и за силовой кабель цепляется. Это все делает молодежь, но это не значит, что это повсеместное явление. Так же и блогеры, которые сквернословят, ставят такой антисоциальный эксперимент… Это не значит, что они нормальные люди с точки зрения духовности, душевности, психологии. Очень часто это какие-то экстравагантные личности, которые хотят привлечь на свою сторону большое количество внимания, выражающегося в лайках, просмотрах, репостах. Это какая-то психологическая проблема, которая пытается выйти наружу определенным образом. Своей эклектичностью они пытаются привлечь на свою сторону большое количество последователей. Но если посмотреть их рассуждения, какую-нибудь пошлятину или похабщину в их блогах, я не думаю, что человек от этого обогащается.

Может быть, бывают такие состояния, когда человек без Бога; не помолившись с утра, он своему уму не дал определенную духовную работу. Когда человек утром молится, он себя программирует, чтобы день был хороший, чтобы все спорилось, чтобы Господь благословлял его дела, начинания, чтобы ангел-хранитель его защищал. Это своего рода духовное программирование личности на предстоящий день, на предстоящие события. А когда человек этого не делает, ленится, не хочет даже заниматься своей душой, получить от Бога защиту, благословение, конечно, он начинает как бы занимать время, пространство всякой нелепицей, которая для души не имеет никакой пользы.

– Но это настолько доступно… Многие говорят, что это входит в обиход речи. Многие слова уже даже считаются «литературными». Как научиться себя контролировать?

– Дело в том, что идет определенная работа внешних сил, которая направлена на то, чтобы поставить над человеком,  обществом, над некоторыми слоями населения определенные опыты. Проводятся опыты – и смотрят границы дозволенного, когда они поломаются, когда их перейдут, когда что-то станет в обществе вопиющим фактором, когда человек с ума сойдет... Такие опыты ставятся для того, чтобы познать границы общества, а может быть, вести какую-то работу по разрушению внутренних духовных устоев.

– То есть это прививка некультурного языка, выражения своих мыслей нецензурной бранью.

– Да, попытка привить.

– Это элемент работы по разложению общества, так?

– Давайте обратимся к Священному Писанию. Апостол Иаков говорит: так и язык небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны (Иак. 3, 5–6).

Эта проблема существовала очень давно. О том, что человек существо разумное, словесное, духовное, мы должны помнить. Очень часто человек прибегает к нецензурной брани только тогда, когда он беспомощен, духовно слаб и опустошен. Он получает легкое облегчение на какой-то момент времени. Это как наркотик: получил облегчение, а проблема-то не решена. Еще больше распаляешься, еще больше эмоций высказываешь в этот адрес. Но вместе с тем улучшения ситуации не происходит, дело доходит до конфликта, люди начинают проявлять друг к другу агрессию либо в окружающую среду эту агрессию транслируют. Таким образом, человек начинает себя просто-напросто закапывать живьем. Он сам себя съедает изнутри, переполняется желчью.

Вылечиться от такого состояния бывает очень трудно, потому что у человека возникают неврозы, неврозоподобные состояния. Они могут перейти в конце концов в какие-нибудь психиатрические статусы, и человек может нуждаться в психиатрической врачебной помощи, которая может оказываться в стационарах. За собой надо следить, потому что человек тонко устроен, Бог очень тонко поработал над человеческим организмом, но в силах человека это все расстроить.

– Вопрос телезрительницы: «Что значит уйти в затвор? Я читаю жития святых, и там написано: ушел в затвор. То есть, я так понимаю, он просто закрылся в какой-то келье и оттуда вообще никогда не выходил? Это правда?»

– Мы можем сказать, что это правда. У нас есть жизнеописания киевских святых. Они пребывали в пещерах, которые сами вырывали. В определенный момент времени они понимали, что им необходимо уйти на особый молитвенный подвиг, и брали на это благословение. То есть сами они этого не делали, они брали на это благословение у своего духовного наставника, руководителя, настоятеля монастыря, с его благословения уходили заниматься этим высокодуховным богоугодным деланием. И действительно закрывались в келье.

Когда мы посещали пещеры, мы видели пещеры затворников, где только маленькое окошечко для того, чтобы им могли передать воду и хлеб и забрать оттуда ненужное. И еще таким образом человека причащали. То есть вот так поддерживалась и физическая, и духовная жизнь человека. Бывало так: шли с Причастием, а человек уже не появлялся. Тогда понимали, что он почил, и оставляли это место, и его останки поныне находятся в таком состоянии, в котором он почил.

Если брать более позднее время, человек тоже уходил в затвор, если он имел нужду, имел особенные духовные потребности в этом. Если священноначалие или настоятель монастыря видели в этом необходимость, то они благословляли уходить человеку в затвор. Если он сам уходил в затвор, то всегда подвергался духовному испытанию, его выдергивали из затвора. Если человек сопротивлялся, оказывал неповиновение священноначалию, своему настоятелю, то ему ставился духовный диагноз, что он находится в духовной прелести. А если человек понимал, что должен подчиняться настоятелю так же, как апостолы подчинялись Господу Иисусу Христу, то такой человек повиновался священноначалию, настоятелю. И тогда, видя его смирение, его духовную зрелость и духовную необходимость, ему благословлялось продолжить затвор. Настоятель видел, что это от Бога, от Духа Святого, что такой человек ведет этот образ жизни для спасения.

– Есть какие-то способы отучиться от постоянного сквернословия? Есть ли какие-то практики?

– Есть. Во-первых, надо больше читать книг.

– Расширять словарный запас, получается?

– Расширять кругозор. Человек избавляется от этой тупости ума, от тупости сердца, становится более интересным и может ткать из слов красивую ткань, которой могут наслаждаться люди. А когда человек не имеет возможности соткать такое словесное полотно, не может создать красивую словесную картину, тогда он прибегает к тому, что умеет. А умеет он громче сказать, сильнее задеть. То есть первичные, инстинктивные, глубинные качества у человека начинают выходить наружу. А должна выходить наружу его духовная составляющая, должно быть видно, что человек духовно обогащен, работает над собой. Культура – это возделывание, ее должно быть видно.

А если человек над собой не работает, если не пытается соответствовать даже званию христианина, то это очень печальная картина. Это могут быть люди и других религий, других вероисповеданий, но вместе с тем человек должен все-таки работать над собой. Есть даже в пастырской практике такая методика: хочешь оскорбить кого-то, выругаться, сначала прочитай молитву медленно – и перехочется.

– Молитву в этот момент будет очень сложно прочитать.

– Надо же работать над собой! Если уже произнес хуление, то некоторые духовные отцы рекомендуют делать несколько земных поклонов. Одно слово – десять или сто поклонов, если хочешь очень сильно избавиться от этого. Когда в следующий раз скажешь, уже подумаешь, делать сто поклонов или нет. И уже на инстинктивном уровне прививается состояние, когда начинаешь понимать, что надо работать над собой, контролировать свои мысли, эмоции, движения души.

Человек – существо разумное. Он не должен находиться в скотском состоянии. Мы Великим постом вспоминаем песни Канона Андрея Критского, и там очень часто обращение в сторону именно воспитания человеческой души. Он описывает различные падшие состояния, все время призывает душу очнуться, украситься красивой одеждой, чтобы она предстала перед Господом в благоухающем состоянии, приятной для Него.

– А как быть, если ты в военной среде? Можно сказать, что в большинстве случаев на том языке просто разговаривают, но при этом у людей священный долг, они порой защищают наши жизни, наш мир и покой. Как это соотносится? Это же должны быть духовно сильные люди?

– Если какой-то грех совершается, это все равно грех. Сквернословие – это грех, безусловно. И говорить, что он является нормой для кого-то, – это лгать самому себе. Если в армейской среде кто-то у кого-то ворует, то что – не обращать внимания на этот грех, если они защищают Родину? Я думаю, они очень сильно обращают на это внимание. Или какой-нибудь другой грех: обман, поклеп, разбой. Это тоже происходит в любой среде, в том числе и военной. Поэтому грех надо отделять и понимать, что это делают бездуховные люди, это для них является нормой. Но сам этот процесс задевает нормальных людей…

– Вопрос телезрительницы: «У меня есть сильное желание уйти в монастырь. Когда дети были маленькими, я не могла себе этого позволить. Сейчас они выросли».

(Далее диалог с телезрительницей)

– Сколько Вам лет?

– Мне 43 года.

– Вы еще молодая.

– Как понять: правильно я хочу поступить или неправильно?

– Сколько лет детям?

– Младшему 18 лет.

– Понятно. Спасибо большое. Мне что-то подсказывает: Вам не надо идти в монастырь.

(Окончание диалога с телезрительницей)

– Может быть, есть какая-то другая форма служения в монастыре? Например, помощь на кухне.

– Да, надо попробовать приблизиться к этому. Если это твое, то Господь заберет тебя к Себе на монашеское служение (это посвящение своей жизни Богу). Если нет, то будет понятно: что-то не вяжется, не клеится. Когда не можешь преодолеть барьер (может быть, психологическая неустойчивость или какие-то другие факторы), то, возможно, и не нужно этим заниматься. Но обязательно надо молиться.

Необходимо найти хорошего духовника, решать с ним эти вопросы. Не надо искать на них ответы в Интернете, потому что это может пагубно сказаться на вашей жизни. Духовник должен нести ответственность за человека, его жизнь. Просто получить благословение (идти  или не идти?)– это несерьезно.

Есть физиологический запрет. По древним канонам женщина может идти в монастырь и посвящать свою жизнь Богу в возрасте не моложе 60 лет. Поэтому правильно идти в монахини и спасаться после этого возраста.

Ребенку 18 лет. Ему надо поступать в вуз, за ним нужно присматривать. Необходимо что-то подсказывать, чтобы он выбрал правильный жизненный путь. Его надо поддерживать. Ответственность за ребенка этого возраста не меньшая, чем до его 18 лет.

Мое видение: занимайтесь семейной жизнью, помогайте в храме. А дальше – как Господь управит.

– Каким должно быть желание уйти в монастырь?

– У тебя должен быть выбор: идти туда или нет. Это в современных условиях.

– А если ты очень устал от жизни?

– Тогда не надо: там нужно трудиться, молиться. Всенощные бдения, послушание настоятелю (он один: не побежишь никуда, не пожалуешься)... Тебя там никто не пожалеет, не приголубит, а, наоборот, загрузят работой. Необходимо будет работать прежде всего над своим «я».

«Я не хочу. Я не буду. Я устал. Я не раб. Я не последний человек». Монах говорит: «Я раб. Я последний человек. Я должен больше всех трудиться. Я должен сильнее всех уставать». Он проходит через искус. Быть монахом – определенное искусство (через искус). Это сложный жизненный путь.

Человек думает: «Ах, пойду в монастырь…» Ну пойдешь… Через месяц сбежишь оттуда по снегу без тапочек. (Смеется.) Бывают такие ситуации, что понимаешь: в миру намного проще жить. Когда человек спасается в монастыре, дьявол посылает своих подчиненных, чтобы они искушали, говорили, что не нужно спасать душу, а надо грешить. Они устраивают различные козни.

Надо знать вкус Христа, чтобы твой ориентир не был неправильным. По сломанному компасу пойдешь – заблудишься. Надо настроить внутренний компас.

– Вопрос: «Что делать, если в моем окружении все сквернословят, а работать очень нужно?»

– Читать Священное Писание. В частности, Послание к Ефесянам, глава 4, стихи 29–30. Там говорится: Никакое гнилое слово пусть не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, чтобы оно доставляло благодать слушающему. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.

Мы одними устами Бога славим и ругаем. Человеку надо выбрать, что он хочет. Если ему все равно, пусть ест грязной ложкой, не стирает одежду. Какая разница: чистое, грязное? Наплюй на все, отложи все правила! Если ты все-таки надеваешь чистую рубашку, пользуешься чистой посудой, хочешь есть свежую пищу, то от внутренней гнильцы надо избавляться, работая над собой.

Когда человек читает Священное Писание, Дух Божий невидимо работает, расчищает его сердце. Худые сообщества развращают добрые нравы. Если ты об этом помнишь, то не входишь в такие сообщества. Когда поднимаешь свой уровень образования, тебе с подобными людьми неинтересно: это какие-то муравьи. «Я хочу помолиться, сходить в церковь, театр, кино. Мне нравится быть человеком, а не пресмыкающимся».

– Вопрос телезрителя: «Я звоню из Смоленской области. У нас в деревне есть церковь, но службы бывают очень редко. Правильно ли это?»

– Мне кажется, этот вопрос надо адресовать митрополиту Смоленскому Исидору.

– Или хотя бы благочинному этого района.

– Или благочинному. Обычно люди сразу стреляют из больших пушек. Мы не можем повлиять на эту ситуацию, поэтому должны посоветовать обратиться куда нужно и получить внятные разъяснения.

Если службы бывают редко, возможно, на это есть причины. Но это не значит, что вы не можете молиться дома. Обязательно молитесь дома, читайте Священное Писание. Если в соседней деревне есть храм, то можно съездить туда причаститься. Бывает один священник на три-четыре храма. В это воскресенье он служит в одном храме, в следующее – в другом, на праздник – в третьем. Большой охват. Трудно восполнить священнические места: приписать к каждому храму священника. Наше государство не обеспечивает его содержание: оно идет от храма. Может быть, этим вызвана проблема. Но это не должно отвлекать человека от молитвы.

– Продолжаем нашу тему. Есть изощренные способы оскорбления человека.

– Их очень много.

– Это всегда существовало, в той или иной форме. Сейчас есть такое явление, как троллинг.

– Буллинг, троллинг.

– Буллинг – в школах среди детей. Есть хейтеры. Например, нас сейчас кто-то смотрит и смеется над нами, если ему что-то не нравится или мы что-то не то сказали. Он будет что-то плохое говорить – значит, хейтить.

– Диванный профессор.

– Разное бывает, по делу тоже. Это становится частью культуры. Мы уже говорили о блогерах.

– Это не культура, а бескультурье.

– Можно и так сказать.

– Это прослойка общества, которая появилась вместе с новыми средствами получения информации. Ну и этим людям на полу сидеть? Стоять возле какого-нибудь ларька или в магазине? Нет, сидят в хороших и мягких креслах, просматривают информацию: это нравится, это не нравится. У человека большой выбор. Он, может быть, даже несерьезно относится к этому.

Это проблема не того человека, который насмехается, а того, кто принимает насмешки. Мне все равно, кто и что про меня пишет.

– Даже если это оскорбления?

– Я не тот человек, о котором пишут. Они вообще меня не знают. Мало ли что увидели. Им показалось. Сначала меня надо идентифицировать, что это именно я. А просто показать пальцем… Высуньте из форточки палец – и пусть все смеются. Та же самая провокация. Ну, написал и написал. Что дальше? На это расточаться? У меня есть молитвослов.

Я никогда не читаю комментарии. Даже когда сообщают «Батюшка, там…», я отвечаю: «Прочитали – и молчите. Не надо мне ничего говорить». Потому что у меня жизнь спокойная, размеренная, монашеская. Люблю помолиться, помолчать, почитать, сделать что-то полезное. Иногда занимаюсь рукоделием: вышивкой, шитьем. Люблю творить что-нибудь интересное. На всякую мелочь, базарную ругань, шлейф ненужных вещей я не обращаю внимания.

– Это Вы про себя рассказали.

– Да.

– А как быть людям, когда идет поток оскорблений? У каждого человека своя психика, душа, восприятие внешнего мира. Иногда люди специально поддевают, оскорбляют очень изощренно, не употребляя матерные слова.

– Бывает, говорят что-то в лицо. Отвечаю: «Вы меня так красиво нарисовали! Это не я. Я еще хуже. Вы даже не знаете, какой я». Всё! Основы нет. База сломана. «Помолитесь за меня, чтобы я был лучше. Слава Богу за все!»

– А как простому человеку реагировать на оскорбления?

– Простой человек должен знакомиться с опытом, который есть в святоотеческом наследии. Надо читать святых отцов, Священное Писание, «Православную газету», смотреть православный телеканал «Союз», помогать ему, участвовать в деле созидания. Если просят, оказывать помощь. Тогда (поверьте мне!) не будет времени и возможности обращать внимание на какую-то ерунду.

Ты занимаешься делом: поддерживаешь Церковь, канал, духовное просвещение нашей страны. Что здесь плохого? Когда тебе кто-то что-то скажет, отвечай: «Слава Богу! Я буду заниматься своим делом».

– Для этого нужно иметь определенный духовный уровень.

– Я говорю, как надо поступать. Не нужно обращать внимание на мелочи, семейные, служебные склоки. Отвернулся, помолился, пошел: «Слава Богу!» Что люди сделают? Как они поступят? Не надо участвовать в этих делах. Сказано: не участвуйте в… делах тьмы.

– Когда в жесткой форме оскорбляют твое достоинство, личность, семью, как отвечать?

– Я не настолько высокомерен, чтобы принимать все на свой счет. Оскорбляются высокомерные, гордые люди. У меня этих качеств нет. Я могу не заметить.

– То есть лучше не замечать.

– В храм идешь – и начинаешь молиться: «…Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему…» У тебя уже туннельное православное зрение: ты никого не видишь, идешь на Свет, Который впереди. Бывает, люди подходят со словами: «Батюшка, Вы не заметили меня, не обратили внимания! Я хотела получить у Вас благословение, а Вы прошли мимо».

Думаю: «Ничего себе! Я же шел в храм. Уже молитву читал. Просто отключил все свои внешние рецепторы (слух, обоняние, осязание). Я иду к Богу, Божией Матери, святителям, апостолам (приложиться, помолиться, попросить у них поддержки, благословения)». Если в это время кого-то не заметил, простите меня: я шел заниматься более важными делами, чем какие-то ненужные разговоры. Так должен делать каждый человек.

Если на кого-то нападают, оскорбляют, ему нужно опустить планочку – и уже будет неинтересно его трогать. Чем сильнее колешь червяка иголочкой, тем он больше сокращается. Когда он уже не шевелится, его и колоть не хочется: нет ответной реакции. Занимайся другим делом. Так и здесь. Надо обесценить раздражитель. Тогда он не будет срабатывать.

– Для этого нужно иметь очень сильный дух.

– Господь говорит через Своих апостолов, что надо каждый день молиться, трудиться и поддерживать огонь веры.

– Батюшка, попрошу Вас обратиться к нашим телезрителям, подытожить сегодняшнюю беседу.

– Дорогие друзья! В жизни бывает очень много трудных ситуаций, из которых мы должны найти правильный выход. Для того чтобы все было хорошо, необходимо просить помощи у Бога, поддержки и молитвенного благословения у Его святых. Всем вам хотелось бы пожелать крепчайшего здоровья и многих лет жизни.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать