Беседы с батюшкой. Мировоззрение, идеология, традиционные ценности. Священник Георгий Кобрин 16 февраля 2023

16 февраля 2023 г.

Сегодня у нас в гостях священник Георгий Кобрин, руководитель катехизаторских курсов Казанского кафедрального собора города Санкт-Петербурга.

– Тема сегодняшней передачи: «Мировоззрение, идеология, традиционные ценности». Поговорим, что из чего вытекает (и вытекает ли). Тема серьезнейшая для нашего сегодняшнего общества. Есть разные мировоззрения – начиная от плоскомирников и заканчивая православием. Можно бесконечно говорить о разных точках преломления мира в наших умах и душах. С другой стороны, сразу представляется конфликт, и если этого нет в человеке, то он либо счастливый, либо равнодушный. А если сюда добавить еще и традиционные ценности, то получается гремучая смесь. Как же все это соотносится?

– Стоит обратиться к словарю. Мировоззрение и идеология – два термина, которые относятся к нашим убеждениям и идеалам. Мировоззрение – это то, как кто-то видит и интерпретирует мир, а идеология – это набор убеждений и идеалов, особенно тех, которые составляют основу экономической или политической теории. Ключевое отличие в том, что идеология часто используется в политическом и экономическом контексте, тогда как мировоззрение используется для обозначения общей точки зрения человека на мир. Отсюда сразу можно сделать вывод, что мировоззрение – это нечто общее, а идеология больше относится к социальной, политической жизни общества.

– Можем ли мы, благодаря нашему мировоззрению, подчинять собственную идеологию или влиять на общественную?

– Термин «идеология» возник в начале XX века. Его активно использовали Фридрих Энгельс и Карл Маркс, обосновывая свои различные идеологические теории. Мировоззрение имеет каждый человек. Что это такое? То, как человек смотрит на мир. Это авторитет ценностей, их иерархия (что для данного человека является абсолютной ценностью, а что второстепенной). Философ Александр Дугин писал: «Мировоззрение – это система представлений о мире, его сущности, его устройстве, а также вытекающая из нее иерархия ценностей. Мировоззрение может быть основано на вере, и тогда оно является составной частью религии (в ее теоретическом аспекте). Мировоззрение любого традиционного общества, независимо от того, какая религия в нем преобладает, обязательно является религиозным». Алексей Ильич Осипов дает такое определение: «Мировоззрение – это совокупность взглядов на самые основные вопросы бытия в целом и человека (сущность бытия, смысл жизни, понимание добра и зла, существование Бога, души, вечности)». Это основа основ.

К сожалению, сейчас у нас в стране нет никакого мировоззрения. Но это основа. Без него другие наложения зыбки, будь то какая-то идея, идеология. Святейший Патриарх Кирилл на последних Рождественских чтениях предложил вместо слова «идеология» использовать словосочетание «национальная идея» – то, что может объединить народ страны независимо от убеждений.

– Слово можем заменить, но суть останется.

– Суть останется. Набор каких-то идеалов и убеждений у человека останется. Идеология все-таки больше относится к социальной жизни людей, а мировоззрение – это фундамент, на котором мы строим наш дом, без него не получится.

– Мировоззрение формируем не мы сами? Его в детстве закладывают родители, и потом нужно пройти серьезный путь, чтобы выработать свое собственное мировоззрение, отличное от родительского.

– Что делал Христос? Он пришел в избранный народ, который о Боге должен знать все, и что Он делает? Говорит о традиционных ценностях? Нет. Говорит о какой-то идее? Нет. Он дает учение, меняет мировоззрение.

Теперь возьмем пример Руси. До принятия христианства это была языческая страна. Были человеческие жертвоприношения, многоженство, то есть свои традиционные ценности. Потом Русь приняла православие, и сразу все изменилось. Что она приняла? Новое мировоззрение. И из него стали вытекать традиционные ценности. Мировоззрение стало их формировать, они изменились, стала другой семья, отменилось многоженство.

А что такое традиционные ценности? К сожалению, в словаре нет этого определения. Но можно обратиться к Указу президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Там написано: «Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России».

Хочу обратить внимание на первые слова, что традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России. А мы только что сказали, что все-таки они вытекают из мировоззрения. С другой стороны, они влияют на мировоззрение; безусловно, обратные процессы тоже есть. Но мировоззрение – первично.

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Если человек при жизни совершал добрые дела и ушел в иной мир, будут ли они ему во спасение, если совершались не ради Бога, а ради близких и доброго имени?»

– Добрые дела угодны Богу. Но есть такой момент, когда нам кажется, что человек делает доброе дело, а через некоторое время оказывается, что это было зло. Например, в 1917 году провозгласили добрые намерения: сделать всех людей счастливыми.

– Строители светлого будущего.

– Построить рай на земле. А в результате это все превратилось во зло. За 30 лет правления большевиков население страны сократилось на треть или даже наполовину. Две войны, голод, репрессии – вот итог неправильно выбранного мировоззрения.

В основе должен лежать Творец. А коммунистическая идеология заменила Бога на материю. В. И. Ленин дал такое определение: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». А что такое философская категория? Сюда же была притянута саморазвивающаяся материя и дарвиновская теория происхождения видов (человек произошел от обезьяны), которую сейчас уже не поддерживает ни один ученый мира. Все это оказалось ложью. Сюда была притянута и философия Гегеля о том, что противоположности входят в противоречие, из которого возникает новая категория. Так происходит развитие. Это было философское обоснование. И, наконец, марксистская теория экономического развития. Все это искусственно созданная структура. Она продержалась девяносто лет и, к сожалению, одурачила многих людей. Но тем не менее она ложная. Точно так же и нацистская идеология. Вдруг одна нация провозглашает себя избранной, а остальные – люди низшего сорта. Там тоже Бога нет.

– Хотя на пряжке у фашистов было написано: «С нами Бог».

– Мировоззрение дает нам Бог. Он дал человечеству единственное правильное мировоззрение, и оно непоколебимо на все времена существования нашей истории. Оно изложено в 1–3 главах Книги Бытия. Причем этот текст есть и у иудеев. Они его признают как Священное Писание. Даже в исламе есть то же самое. В Коране рассказывается, что Бог сотворил человека Адама и сказал ему не есть с древа, иначе будет плохо. В Библии сказано все: как человек должен жить, в чем смысл жизни, Кто такой Бог (сначала прикрыто, а в Новом Завете уже открыто), как должна существовать семья.

Нужно выполнять всего три правила, и будет нормальная семья. Первое: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. Измена супругов означает, что единой плоти уже нет, и, соответственно, фактически нет семьи, хотя юридически она может существовать.

Второе: Бог есть любовь. Он есть высшее добро, в Нем нет зла. Он создал человека для того, чтобы тот научился любить. Любовь создать невозможно, ей можно только научить. И Он для Адама создает все условия, жену. Семья это три лица: муж, жена и Бог.

И третье, что необходимо для крепкой семьи, – послушание. Послушание жены по отношению к мужу во всем, кроме греха. Муж – глава семьи. Это установленный закон. Если жена становится главой семьи, то разрушает установление Божие и саму природу и все вокруг себя. Это наиболее частая причина развода. Простые правила. У мужа тоже есть послушание по отношению к жене: он должен любить ее, защищать, считаться с ней, не быть диктатором и так далее. Все это сказано в Библии. Вот вам и мировоззрение.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Раньше в нашем государстве была коммунистическая идеология. А какая сейчас?»

– У нас сейчас нет идеологии. Мы пытаемся ее создать. У нас есть программа развития государства, его суверенитет, но это не идеология. Это идея быть самостоятельными, но каждое государство хочет быть самостоятельным и независимым. Есть программа развития страны. Идеология дает некую идею, по каким правилам мы живем. И сейчас мы говорим о традиционных ценностях. Почему? Это реакция на то безобразие, которое творится в западном мире из-за потери Бога. Какая там идеология? Либерализм, основанный на идее свободы человека. Свободы во всем, в том числе и в грехе. Свободы от всего. Либерал говорит: «Вы, христиане, называете себя рабами Божьими, а я свободный, что хочу, то и делаю. Хочу – пол поменяю, хочу – однополый брак создам. А вы ничего не можете, ведь вы рабы Божии». Но почему мы так называем себя? Раб – это тот, кто находится в послушании у своего господина. Мы хотим быть в послушании у Бога, а не у дьявола.

–  Давайте заменим слово «идеология» на «национальную идею». Христианское мировоззрение не основное в мире,  даже в России. Христиан мало, и православное мировоззрение не доминирует. Если мы смотрим на мир с христианской точки зрения и видим его иначе, он меняется? Или мы все-таки должны пытаться объективно посмотреть на мир? Но что тогда делать с нашим христианским мировоззрением?

–  С моей точки зрения, надо христианское православное мировоззрение предложить всем людям и пообсуждать это. Что вы имеете против? Давайте посмотрим, как оно действует. Есть один закон, установленный Богом, – закон любви. Ради этого был создан человек – чтобы пребывать с Богом в любви. Можно взять четыре периода: один человек, семья, народ, человечество. Один человек не выполнил закон любви. Адам и был изгнан из рая. Дальше патриархальная семья пытается выполнять закон любви. Проходит несколько поколений, выясняется, что закон любви не исполняют. Что сделал Бог? Всех утопил. Всемирный потоп доказан наукой. Ученые не могут понять, почему он был, но мы-то, христиане, понимаем: люди перестали исполнять закон любви. Бог поддерживает жизнь на земле, пока есть люди, которые исполняют этот закон. Дальше Бог избирает народ и освящает его для того, чтобы через него освятить все другие народы. Но они тоже с этой задачей не справились. Тогда Сам Бог приходит на землю Человеком и выполняет ту задачу, которую не выполнил Адам в раю. А дальше уже христиане, как избранный народ, говорят, что должны освящать все другие народы. Мы все знаем, что произойдет в результате.  

– Судья придет.

– Сначала будет отступление. Люди перестанут исполнять закон любви, и тогда придет Судья. Отсюда следует, что Россия сейчас, как будущая православная страна, является удерживающим фактором для мира. Это нам открыто полностью, и нам дана возможность соединения с Богом. Церковь создана, чтобы исполнять закон любви, который установил Сам Бог. Мы с Ним соединяемся и исполняем закон любви.

– Я был бы счастлив, если б это случилось в каком-то обозримом времени. Но сколько соли нужно для того, чтобы осолить весь этот мир? Может быть, щепотка или, наоборот, пуды. На Ваш взгляд, христианское мировоззрение в обществе возрастает или угасает?

– Оно востребовано. Зайдите на сайт mariyagatchinskaya.ru. Там есть курс «Введение в аскетику». Первая лекция про православное мировоззрение, ее можно послушать. Курс был прочитан в 2015 году. Его слушают атеисты, неверующие, мусульмане – и ничего не могут сказать против.

– Но они остаются по-прежнему неверующими.

– Надо, чтоб люди задумались об этом. Если мы не задумаемся, то будем блуждать среди трех сосен и так и не найдем выхода.

– Последние слова в Евангелии от Матфея: Итак, идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа. Из Откровения мы знаем, что Евангелие должно быть проповедано каждой твари, и тогда придет Судья. Но возможно ли в принципе проповедать каждой твари? Все люди должны знать христианское мировоззрение, чтобы отречься от него или принять. Тогда мы можем представить, что будем жить вечно по причине того, что никогда не будет возможным каждого человека ознакомить с Благой Вестью Христа о Царствии Небесном.

– Краткое мировоззрение есть, его можно рассказать за час. Собственно, мы это и делаем, когда ходим по общественным организациям (тюрьмы, школы, вузы, особенно военные).  У нас аудитория 20–60 человек, и мы должны рассказать, как православный христианин понимает этот мир. Эта беседа помогает понять, почему Бог поступил именно так, в чем смысл жизни. Его для нас определили наши прародители Адам и Ева, которые захотели на своем опыте узнать, что такое добро и зло. Произошел разрыв с Богом и соглашение с дьяволом. Идея построения жизни без Бога. Три последние общественные идеологии: коммунизм, нацизм и либерализм – строились без Бога. Все, что без Бога, ведет к разрушению. Это закон, который подтверждается историей человечества.

– Вопрос от телезрителя Александра из Подмосковья: «В нашей стране нет национальной идеи. Задача христиан донести до людей традиционные ценности?»

Для кого-то традиционные ценности выглядят особо. Кто-то считает, что аскетика должна быть как в монастырях и в IV веке. Понятно, что даже сейчас существуют монастыри, в которых очень строгая жизнь, и городские монастыри, где жизнь более мягкая. Есть православный взгляд на то, что женщина может ходить без платка и в брюках. А есть люди, которые считают, что отступление от этой нормы уже ведет человека в ад.

– Это формы. А форма должна поддерживать содержание, но форма может меняться.

– Да. Но и тот человек считает себя православным, и этот. В этом случае традиционные ценности подвержены какой-то коррекции времени? По городам, столицам или деревням?

– Мне очень понравилось высказывание философа Александра Дугина, он говорит: «Традиция – это не прошлое. Это – вечное… Из вечного мы черпаем содержание будущего». И это вечное как раз есть то, что было установлено Богом, что описано во второй и третьей главах Книги Бытия. Там даны все традиционные ценности: какая должна быть семья; для чего сюда пришел человек – пройти испытание добром и злом. Мы проходим испытания… Важно, что человек приобретет в течение своей земной жизни. Приобретет добродетели, уподобляясь Богу, или приобретет грехи, уподобляясь дьяволу. Туда он и попадет.

Все просто, элементарно. Единственное, еще важный вопрос: почему Бог пришел на землю? Если ты делаешь добро, то угодил Богу – иди в Царство Божие. А до прихода Христа в Царство Божие было не попасть. Оно было закрыто. Потому что в раю произошел договор, соглашение между двумя личностями: дьяволом и человеком. И все люди, в той или иной степени, на земле угождают дьяволу, то есть делают грехи. Нет человека, который бы не согрешил. Отсюда получается: раз соглашение остается в силе, то чтобы разорвать это соглашение, нужен человек, который, пройдя все испытания от дьявола, не сделал бы ничего в его угоду. А таких людей нет на земле. Поэтому Бог становится Человеком, оставаясь при этом Богом. Проходит в течение трех с половиной лет все испытания от искушения в пустыне до самого тяжелейшего: отдать ради любви свою жизнь за други своя. Он отдает Свою жизнь за спасение людей. Смерть в Него вошла (а смерть является производной грехов: не грешили бы – не умирали), а грехов нет. До того, как идти на крест, Господь говорит: идет сатана и во Мне не имеет ничего.

Это как в шахматах: игра, когда соперник вынужден делать те ходы, которые заставляет его делать противоположный игрок. Дьявол ничего не мог сделать. Все способы, которые только у него были во власти, он применил для того, чтобы искусить Христа, чтобы Иисус сделал что-то в угоду дьяволу. А Он этого не сделал. Поэтому последнее испытание (когда вожди иудейские говорят: «Если ты Бог, сойди с креста») Он претерпел до конца. И претерпел страшно. Потому что в нас смерть есть потенциально и рано или поздно она тебя заберет. А для Него это было противоестественно. Это была просто жуть, которую не испытывал никогда ни один человек. Когда подступила к Нему смерть, Он сказал: «Отче, для чего Ты Меня оставил?» Это было самое тяжелое.

Этот подвиг Он совершил для спасения человечества. Поэтому нет другого имени у вселенной. Нет, не было и не будет, кроме Иисуса Христа, благодаря Которому человек может войти в Царство Божие. Мировоззрение – элементарное. Все совершенно понятно. И если мы это поймем и будем принимать то, что произошло в раю, и то, что совершил Христос, если будем накладывать это на свою жизнь, на жизнь семьи и жизнь всего общества и человечества, то мы будем понимать, как правильно ориентироваться, как понимать те или иные события.

Вот сейчас почему идет военная операция? Потому, что с той стороны люди, наши братья, потеряли полностью ориентацию. Они потеряли мировоззрение. Если бы у нас до революции было православное мировоззрение, краткое, понятное, то революции бы не было. Потому что люди бы поняли, к чему их ведут, к чему призывают: счастье для всех, только без Бога. Они бы сказали: «Нет! Нам этого не надо! Мы знаем, к чему это приведет». А у нас были традиционные ценности до революции. И это помогло нам бороться с богоборческой властью?

– Я вот думаю, что здесь как раз и не было традиционных ценностей. Они были подменены. Потому что осталась часть Церкви та, которая молилась. Но была и часть Церкви, которая как раз занималась социальными делами. Это было поставлено во главу угла. В этом случае действительно не на камне был основан дом. Это тоже очень интересная тема. Настолько интересная, что о ней тоже имеет смысл поговорить. В советское время говорили: по сравнению с 1913 годом у нас вот это, это и это лучше. По той причине, что 1913 год считался пиком экономического развития России. Но экономического. Никто не думал о духовном. Здесь опять то же самое, та самая идеология, которая имеет тяготение к деньгам.

Вообще каким-то образом соотносится зависимость от денег в нашем обществе как от эквивалента труда с нашими традиционными ценностями, нашим мировоззрением и национальными идеями?

– Я бы не сказал, что не было традиционных ценностей. Все-таки и купечество у нас было, которое жертвовало очень много.

– Революции не было бы тогда.

– Да. Я говорю, что не было понятного мировоззрения. Если бы оно было – не было бы революции. Традиционные ценности были. Была десятина. Если заключали сделку, слова было достаточно. Было доверие, была открытость. Были хорошие семьи. У нас не было официальных разводов и абортов. Как-то поддерживалось это общество. Традиционные ценности были. Но это не спасло Россию. А мировоззрение бы спасло. Я так думаю. Могу, конечно, ошибаться. Это фундамент. Понимаете, если дом строится без фундамента, он разрушится. Какое бы наполнение этого дома ни было. Это должно быть четко выработано и представлено. Давайте обсудим это мировоззрение. Я же неспроста сегодня говорил, что и христиане, и католики, и протестанты, и православные имеют Библию. Иудеи, мусульмане похожи. Так давайте на этом создадим мировоззрение, так сказать, обсудим его. Предложите. И тогда уже традиционные ценности появятся, потому что их определил Бог.

– С 1 сентября будут в школах введены уроки религии и, соответственно, уроки, которые называются «Беседы о важном». Я когда посмотрел уроки, мне показалось очень странным, что с людьми разного возраста говорят одинаково – детским языком. И я подумал, что, может быть, это пока просто проба пера. Так это все выглядит. Но, боюсь, в результате национальной идеи возрождения, в том числе через уроки «Разговоры о важном», все это превратится в некую обязанность и эти уроки станут одними из самых нелюбимых. Как это можно исправить и не начинать ли бить в колокол еще до начала занятий?

– Вы совершенно правы. Недавно мне сказали, что темы уроков «Разговоры о важном» спускают сверху. У нас есть проблема: из пяти направлений, по которым мы работаем, больше всего буксуют школы Центрального района, расположенные вокруг нашего собора, а также вузы.

В вузы нас не пускают ни под каким предлогом. Нам говорят: «Конечно, мы вас выслушаем, но только тогда, когда у нас будет на это время». В Университете имени А. С. Пушкина нам предложили: «Давайте мы отведем вас на кафедру философии», – и мы прекрасно там поговорили. Потом мне позвонили и сказали: «Давайте запланируем это на следующий год». То есть пускать нас не хотят.

Но в школах один раз в неделю есть урок «Разговоры о важном», на котором можно поговорить с детьми о том, как они понимают мир и в чем видят смысл жизни. Дети же задаются вопросами: «Зачем я живу? А что будет после смерти?»

Бог не проводит эксперимент, Он не создает личности ангела и человека, чтобы потом их уничтожить. Все мы будем существовать вечно, значит, мы пришли сюда для того, чтобы пройти испытания добром и злом. А чтобы творить добро, нужно иметь эталон добра, то есть нам надо жить в Святом Духе, в Церкви, участвовать в церковных таинствах и получать помощь от Бога.

История человечества показала, что без этого научиться жертвенной любви невозможно, потому что дьявол слишком сильно воюет против человека. Конечно, я не претендую на то, что создам какое-то мировоззрение. Оно у нас есть. У нас есть Катехизис, есть догматическое богословие, просто нужно кратко, в течение часа все это изложить и обсудить.

– Скажите, Вы были в Иерусалиме в Храме Гроба Господня?

– Конечно.

– Помните, там  просто толпы людей, но при этом это никоим образом не влияет на молитвенную атмосферу храма.

– А у меня другой опыт.

– Да? Расскажите.

– Как-то мы стояли в очереди вокруг Кувуклии, и я чувствовал такую благодать, что у меня из глаз текли слезы. Я посмотрел вокруг и увидел, что у рядом стоящего человека по лицу тоже текли слезы, и еще один человек был в слезах. То есть эта благодать реально ощущается всеми. Творец касается Своего создания, и от этого умиления, от этой радости текут просто потоки слез.

Вот стоит мужчина и плачет, и ему как бы стыдно, ведь он же не ребенок, чтобы плакать, но он не может сдержаться, потому что он ощущает потоки этой благодати. Когда мы с супругой были там этим летом, в храме то и дело появлялись вспышки. Сначала я думал, что это вспышки фотоаппаратов, но ничего подобного! Они появлялись откуда-то сверху и были видны всем. 

– Кувуклия пострадала в землетрясении 1927 года, и в настоящий момент она укреплена снаружи и с боков стальными балками и стяжками. Ранее же она была обтянута двутавровыми балками, но сейчас этого уже никто не помнит.

– Я тоже не помню.

– Видите, как интересно. Это к разговору о том, что мировоззрение может треснуть из-за каких-то событий, например из-за землетрясения, но измениться оно не может. Весь мир переживал из-за землетрясения в Турции, и какая там была молитва! Люди молились постоянно, но для того, чтобы молитва так зазвучала, наверное, нужно было пережить землетрясение. Что же должно произойти с обществом, чтобы молитва вернулась, чтобы мировоззрение было заново осознано и люди наконец поняли, что такое традиционные ценности?

– Люди ХХI века – это уже люди не XIX и даже не ХХ века. Сейчас люди очень рациональные. Молодежь говорит: «А вы докажите, что нужно ходить в храм. Не рассказывайте нам, что там хорошо. Мне и с наркотиками хорошо, и в блуде хорошо». И именно в доказательном ключе и нужно говорить об этом, и особенно молодежи.

Мы избрали именно такой формат и говорим только об одном – о православном мировоззрении, и люди это воспринимают. Потом они подходят и тихонечко благодарят. Меня попросили поговорить с учениками неуправляемого класса (по-моему, 5-го или 6-го) именно так, как я говорил на педсовете, рассказать им о мировоззрении. Они слушали, и стояла просто гробовая тишина, а потом они подходили ко мне и говорили: «Спасибо». Их все же что-то коснулось.

То есть слово Божие должно идти через слово. Нет проповедующего – нет слова Божия. С этой миссионерской задачей нам и нужно идти и об этом говорить. Нужно показывать, что по-другому нельзя. Если же человек хочет жить по-другому, если он строит свою жизнь неправильно, то у него рано или поздно все развалится – жизнь, семья, и дети вырастут эгоистами. Мы расскажем, как жить правильно.

– Апостол Павел сказал: вера – от слышания, а слышание – от слова Божия. Но разве можно услышать то, чего ты не хочешь слышать?

– Да, сопротивление, конечно, есть. Почему люди не могут прийти в храм? Да потому, что они подвержены воздействию темной силы. Это единственная причина. Людям нужно покаяться в своих грехах, и они сразу увидят Бога. Но они не могут этого сделать. Они говорят: «Вы всё выдумываете. Никакого Бога, никакой благодати нет. Это все выдумки». Они живут в другой реальности и менять свою жизнь не хотят, боятся, потому что их удерживает этот рогатый. Для того чтобы у этих людей что-то сдвинулось с места, нужны потрясения. К сожалению, такие потрясения сейчас на Украине.

– Отец Георгий, благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры! Сегодня мы попытались разобраться, что такое иерархия ценностей и что она заключается в мировоззрении. Я предлагаю вам зайти на просветительский сайт преподобномученицы Марии Гатчинской и послушать первые беседы из цикла «Введение в аскетику». Если у вас появятся какие-то вопросы, вы можете написать прямо на сайт, и мы с вами их обсудим.

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать