Беседы с батюшкой. Мечта и прелесть – в чем разница? Священник Виктор Ленок. 3 октября 2023

3 октября 2023 г.

(В расшифровке сохранены особенности устной речи)

Сегодня у нас в гостях клирик Богоявленского кафедрального собора в Елохове иерей Виктор Ленок.

– Какое определение слову «мечта» Вы могли бы дать?

– Вероятнее всего, каждому из нас нужно обратиться к своему детству. Все мы мечтаем. Но, как правило, наши мечты начинаются с чего? Какой подарок мне подарят на Новый год, где провести каникулы, куда поехать на отдых, какой выбрать диван и как он впишется в интерьер? Многие мечтают о машине, чтобы она была поинтереснее, побогаче. Мечтают о квадратных метрах. Мечтают о том, что можно потрогать руками.

Но это всё проявления материального мира, а, как мы знаем, духовный мир стоит над этим. И как раз мечта – это отсутствие воображения, отсутствие духовного понимания. Это некая иллюзия, некая утопия вне Бога.

Действительно, мечта, скорее, очень близка тому человеку, у которого Господь не на первом месте, который не открыл для себя Истину. А Истина – это Христос. И если в твоей жизни Бог не на первом месте, то, конечно, ты будешь мечтать, воображать и ничего не делать.

Святые отцы тоже говорят об этом. Как правило, многие мечтательные помыслы имеют греховную сущность. И эта сущность проявляется в том, что человек читает, слушает, смотрит, даже что кушает и с кем общается. Круг общения очень важен для понимания себя.

Мечта – это некое воображение, некий творческий процесс, но при этом он материален и имеет тяжелое земное наполнение, потому что Господь стоит вне этого понимания. Он где-то в стороне. И человек даже не заботится о том, чтобы подумать, что в его жизни должен быть еще Кто-то, кроме него и его мечты о 15-м айфоне.

– Вопрос от телезрителя: «Что такое прелесть? Как это понять? В свое время я слышал, что все мы находимся в прелести.  Как узнать, не в прелести ли я нахожусь?»

– Увы, мы все в прелести. В той или иной степени мы все подвержены тому, чтобы уходить от Господа. Это удаление своей мысли, своей жизни от Него. Сначала, как мы знаем, появляется прилог, потом помысел. Он рождает определенное действие: слово или дело, которое противоречит замыслу и воле Бога о каждом из нас. И чем дальше ты удаляешь свою жизнь, свои мысли и слова от Господа, тем глубже погружаешься в прелесть. Она приводит к мыслям, что все виноваты и только ты один, такой святой, хороший, стоишь на первом месте. И даже Господь оказывается виноват в том, что происходит в твоей жизни. Не получается это, не получается то, здесь не так, это не эдак – все виноваты, кроме тебя.

Есть разные степени духовной прелести. Ее источник – лукавый. Он подает сигналы в наше сознание, которые мы либо отсекаем молитвой, либо принимаем. Воздержание очень помогает отрезвить свой ум, обновиться. Как правило, многие не задумываются об этом. Даже когда едешь в общественном транспорте, начинаешь озираться по сторонам и искать в других людях что-то негативное. А ты попробуй найти что-то хорошее. Попробуй хотя бы, когда едешь с работы или учебы домой, просто помолиться, повторять Иисусову молитву, чтобы во время твоего передвижения среди этого большого количества людей отсечь плохие мысли и попытаться уйти от состояния прелести в более легкое.

– Как аскетический опыт Церкви относится к мечтательности?

– Святые отцы говорят о том, что мечтательность имеет греховную природу, поскольку в ней отсутствует Сам Господь, так как мы просто забываем о Нем. Забываем и пытаемся делать что-либо не во славу Его, а во славу себе, ради своего тщеславия, эгоцентризма, ради своей гордыни. И очень часто это приводит к тому, что мы просто теряем доверие к Богу. Наше сердце перестает доверять Ему. Мы начинаем доверять людям, своим способностям, талантам, связям – всему, что у нас есть, гораздо больше, чем Господу. И тем самым летим вниз, в греховное состояние.

– Какая связь между добродетелью трезвения и мечтательностью?

– Если бы не было трезвения, то состояние духовной прелести было бы настолько удручающим для нас, что мы просто забыли бы про Того, Кто дает нам все, Кто дал нам жизнь, Кто дал нам свет, Кто есть Истина.

Мы забываем о Христе. И как только мы перестаем бороться со своими страстями, начинаем накручивать их в большей степени. Бывает, не задумываешься, не видишь этого, но одна страсть порождает вторую, вторая – третью, третья – четвертую. Тебе уже не хочется приходить в храм, не хочется исповедоваться. Да зачем нужно исповедоваться, причащаться? Зачем нужно в храм ходить? Зачем мне звонить родственникам? Зачем кому-то помогать? Мне бы самому кто помог, ведь мне плохо. А другой человек мне неинтересен.

И это все скатывается к тому, что приходишь в состояние материального умерщвления своего сознания. Происходит глубокое погружение в материальную жизнь без того, чтобы обновлять свое тело, душу и дух, без состояния бодрствования. Ложиться нужно не в час ночи, а хотя бы в 22 часа. Уже край. А вставать в 6 утра. И это, конечно, идеальные примеры. Очень часто мы пренебрегаем этим. Одно дело, когда ночью встаешь на молитву. Но кто это делает? И тут как раз все зависит от того, чтобы взбодриться, отрезвиться и спуститься с небес на землю, наконец увидеть Господа, Который рядом с тобой. Он всегда рядом, просто ты Его не видишь, потому что сконцентрировался на своей мечте, на том, чтобы с «Жигулей» пересесть на китайский внедорожник.

– Мечта и прелесть одно и то же?

– Одно вытекает из другого. Это взаимосвязанные процессы.

– А где грань между мечтой и прелестью?

– Обе говорят о том, что в твоем сознании, в твоем сердце все меньше Господа и все больше твоего «Я». Твое «Я» вытесняет Бога из твоего сердца, из твоей жизни, всего того, что тебя окружает. Тебе это становится неинтересно. А еще ты начинаешь искать плохое в своих близких, в своих коллегах, в научном руководителе, в ведущем телеканала «Союз». Начинаешь искать плохое в священниках, которые тебя окружают, в епископе, которого видишь, так доходишь до Патриарха и далее. Этот процесс неумолим. Если ты не остановишься в самом начале, то можешь очень быстро глубоко упасть. Мы осуждаем даже комаров, которые пристают к нам в летние месяцы. Очень сильно раздражаемся на них. А может быть, комары помогают нам немножко взбодриться, отрезвиться и понять, что не все так хорошо в нашей жизни, что, может, все-таки твое «Я» не должно стоять на первом месте, а там должен стоять Господь?

Бодрствование человека – очень глубокий и интересный процесс, у которого очень много граней. Но нужно понимать, что мечта и прелесть взаимосвязанные процессы. Все зависит от того, насколько далеко ты свою жизнь и сознание ставишь от Христа, какое место занимает Господь в твоей жизни. Это очень серьезные вопросы.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Как Вы считаете, исповедь, которая делается без покаяния, не является ли прелестью?»

– Покаяние – это процесс, который занимает всю нашу жизнь. Другое дело, если человек приходит на исповедь не для того, чтобы как-то начать бороться со своими страстями, с этим постоянным бунтом против Господа. Такое состояние, конечно, приводит к духовной прелести.

Очень многие мужчины боятся прийти на исповедь. Ощущение, что они не понимают, что люди исповедуются не священнику, а Самому Христу. Священнику совершенно неинтересно, что говорит человек. Люди говорят Богу. Но тут нужно переступить через себя, через свое «Я», прийти в храм и искренне покаяться перед Ним: «Господи, прости меня, пожалуйста, согрешил перед Тобой, дай мне силы справиться и не повторять этого». Искренне, с пониманием того, что, может быть, завтра уже не будет второго шанса для того, чтобы убрать из своей жизни эту страсть.

Конечно, это тоже состояние духовной прелести. Но люди этого не понимают, не знают. И задача христиан в том, чтобы говорить об этом. Какие первые слова Спасителя? Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Покаяние – это изменение ума. Человек всю жизнь пребывает в этом состоянии. Для того чтобы быть ближе к Господу, необходимо участвовать в таинствах Церкви, проветривать свою душу на исповеди. И делать это еженедельно, а не раз в месяц. От причастия к причастию, от литургии к литургии. Это очень важный момент.

Исповедь – это не пропуск к таинству Причастия. Нет. Это возможность получить от Господа силу исправить свою жизнь, возможность примириться с Богом и с теми людьми, на которых ты в обиде и которые в обиде на тебя.

Очень сложно выйти из этого состояния прелести, где твое «Я» стоит на первом месте. Многие не могут переступить через себя. Поэтому мы и призываем людей в храмы, на исповедь. Постарайтесь приходить не от случая к случаю, а делать это на регулярной основе. Это большой труд, это очень сложно. То, что невозможно человеку, возможно Богу. Надо лишь доверить Ему свое сердце, попытаться включить в свой привычный график Самого Творца мира, исключив на некоторое время пребывание в виртуальной реальности.

В основном мы все сейчас пребываем в виртуальной реальности. Даже в среду и  пятницу, многодневные посты. Замечательно, когда человек начинает заниматься богомыслием, начинает открывать свою веру и регулярно читать Священное Писание и толкования к нему, пытается воплотить в своей жизни слова Христа, то есть жить Евангелием. Но об этом мало кто задумывается. В основном мы делаем все для галочки, а Господу галочки не нужны. Ему нужно наше сердце.

Может ли мечтать обычный христианин? Полезно ли это?

– Если мечтание лежит вне Бога, то это, скорее, духовно вредно. А планировать, конечно, можно. Планировать что-то сделать, заполнять ежедневник, составлять определенный порядок действий на день. Не забыть поздравить, сходить в магазин, выбросить мусор, помочь ближнему, написать письмо, прийти в больницу и т.д.

– А что делать, если ты не можешь отойти от этой мечты и все время к ней возвращаешься?

– Тогда надо продать наконец-то iPhone 14, чтобы не думать о 15-м. А на вырученные средства купить себе смартфон с Android и остальное потратить на дела благотворительности. Потому что это все приводит к тому, что ты только думаешь об этом, а все остальное тебя разрушает. Получается некое саморазрушение, когда в центре стоит твое эго, твое желание обладать материальной ценностью, которая по большому счету без света работать не будет, – это просто коробка. При этом вокруг тебя много людей, которым просто покушать нечего, надеть нечего, ребенка в школу невозможно собрать, потому что цены растут постоянно. Но ты вместо того, чтобы помочь людям, которые окружают тебя, берешь очередной кредит на эту коробку. И, получается, просто загоняешь себя в крепостное право – в зависимость от материального.

– А может ли мечта заменить человеку реальность?

– Многие так и живут. Сегодня пребывание в виртуальной реальности стало нормой: и дети, и юноши, и взрослые, и даже люди пожилого возраста – все играют. Бывает, даже с утра до вечера играют и полностью отключаются от того, что их окружает. Выйдет какая-то новая часть какой-нибудь игры, и человек пропал, на неделю его просто нет. Все, что происходит вокруг него, для него не является абсолютно ничем, потому что он погрузился в эту виртуальную реальность, в этот мир, который ему нарисовали, вместо того чтобы как-то этот мир преобразить; он просто забывает обо всем. И если кто-то вдруг его потревожит, может случиться непоправимое: закрывается на ключ, все отключается, только 24/7 играет. Это очень большая боль. Играют на телефоне, на компьютере, на приставке. Это к чему приводит? Во-первых, к тому, что утрачивается физическое здоровье; во-вторых, к тому, что ломаются все дружеские связи, про молитву вообще забывают...

Конечно, можно войти в Олимпийскую сборную России по какой-нибудь виртуальной игре, и это замечательно будет для кого-то, можно научиться управлять беспилотником, это, может, тоже поможет как-то, но если ты столь много времени тратишь (например, неделю), не отходя от монитора, какое физическое состояние твое будет в дальнейшем? Ресурс твой ограничен, помни об этом. Но ты не чувствуешь, не понимаешь, что будут сложности с ресурсом через некоторое время. Ты мечтаешь пройти новый уровень, прокачать себя, достигнуть каких-то виртуальных бонусов, но при этом не живешь в моменте. И Господь просто стоит и плачет рядом, потому что ты попался на эту уловку и не проявляешь внимания к окружающим, ты еще глубже спустился, твое состояние духовной прелести стало еще более плачевным. И ты все погружаешься, погружаешься, погружаешься…

– А где проходит граница между обычным планированием и мечтательностью?

– Если понимаешь: то, что ты делаешь во славу Христа, не будет каким-то образом тебя отвлекать, уводить от Самого Господа. Тут как раз эта грань понимания. Это особенно четко проявляется, даже когда ты находишься в храме. «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Если житейское в твоем сознании довлеет и ты думаешь об этом житейском круглосуточно, это говорит о том, что твоя мечтательность привела к такому состоянию, что ты не можешь бороться с этими материальными помыслами. Ты постоянно думаешь только об этом, а Господь из твоей жизни просто пропал.

Например, вместо того чтобы совершить молитвенное правило, ты играешь в танчики. Так часто бывает. «Ладно, хорошо, сейчас для галочки правило исполню и пойду в танчики играть» – это тоже состояние прелести. Ты уж выбери, пожалуйста, что для тебя главнее – Царство Небесное или прокачка твоей виртуальной бронемашины. Что для тебя важнее? Этот вопрос очень серьезный, и завтра будет уже поздно на него отвечать, нужно отвечать на него сегодня, потому что у Господа нет прошлого и будущего, у Него только есть настоящее. Как ты используешь свое время и какое место занимает Господь в этом пространстве, все зависит только от тебя.

– А может ли христианин планировать? Мы знаем, отцы учат нас, что каждый день должен проживаться как последний. Значит ли это, что нам не нужно думать о завтрашнем дне?

– Мы прекрасно помним из Священного Писания, что планировать можно. Просто ради чего ты это делаешь? Какой смысл в том, что ты будешь делать? Что является для тебя основой в этом планировании? Поэтому делай что должно – и будь что будет. Как птицы небесные, к примеру. Они разве планируют свой перелет с юга на север и с севера на юг? Они просто летят, когда Господь им дает какие-то определенные знаки. Да, нам нужно сделать это и это и про это не забыть. «Господи, во славу Твою. Помоги, пожалуйста, сделать все ради Тебя, Господи. Только ради Тебя. Помоги сделать так, чтобы это не мне было ради моего тщеславия, ради моего эго, как люди ко мне относятся, а ради того, чтобы Ты мне дал силы это сделать». Это высший пилотаж, к этому нужно стремиться.

Это сложный процесс, когда ты ставишь не себя на первое место, а Самого Бога. Но мы к этому стремимся, мы призваны к святости, призваны к тому, чтобы выйти на состояние нулевой прелести духовной. Мы к этому должны ежедневно стремиться. Но тяжело, не получается. Как раз молитва, пост, воздержание, трезвенность этому очень сильно способствуют. Даже когда живешь в большом городе, ты можешь этим заниматься спокойно – духовным, молитвенным деланием. Даже когда отвечаешь на экзамене, проводишь презентацию на работе: Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 17). Не мою хвалу. Не чтобы мне хлопали: какой хороший, какой мудрый, какой молодец! А хвалу Твою. И когда это понимание приходит, конечно, все как по маслу – Господь ведет нас всех к Себе, Он ждет нас всех к Себе. А дьявол мешает этому, раз – реклама всплыла нового iPhone. Опять. Что ж такое-то?..

– Давайте ответим на вопросы, которые нам задали телезрители.

Ираклий спрашивает: «Я православный христианин, понравилась девушка из ислама, общаемся с ней. Как быть дальше?»

– Если она станет христианкой – все будет хорошо. А если нет – уже вопросики.

– Мне кажется, тяжело объяснить, если человек живет другой верой.

– Почему? Как раз необходимо показать, Кто есть Истина. Где этот путь – жизнь и где мы действительно славим Бога правильно. Для этого нужно быть очень хорошим, добрым, внимательным. Может быть, она посмотрит на такого, скажет: слушайте, а у нас там как-то все по-другому. Особенно если ты с заботой, с любовью, с миром, спокойствием. Когда понимаешь, что Христос дал равноправие, но при этом муж стоит во главе жены, как мы знаем. Но муж любит свою жену и относится к ней как к немощнейшему сосуду, как к бриллианту, изумруду, диадеме, как к экзотическому цветку, за которым нужен особый уход... Поэтому тут все зависит только от молодого человека. Если молодой человек покажет красоту православия, покажет действительно пример такой внимательности, честности, мужественности, то, конечно, девушка подумает: а где же Истина?

– Батюшка, Христос нас учил: подставь другую щеку… В каких ситуациях правомерно давать сдачу? Когда можно постоять за себя?

– В том контексте, если видишь какое-то беззаконие и понимаешь, что у тебя есть ресурсы предотвратить зло, то необходимо это зло предотвратить. Эти ситуации, как правило, возникают очень часто сегодня, потому что люди  относятся друг к другу очень негативно, агрессивно, немиролюбиво. И эта агрессия порождает агрессию. Господь призывает к миру, к тому, чтобы не сходить к своим немощам. Мы, как правило, в сторону никогда не отходим, но в состоянии того, когда происходит беззаконие, если у тебя есть силы, беззаконие надо предотвратить. Особенно когда, например, толпа молодых людей нападает на девушку или начинается агрессивное поведение по отношению к более слабому человеку. Конечно, нужно заступиться за более слабого человека. Но для этого необходимо тоже укреплять и свое физическое здоровье, не забывать про зарядку, не забывать про то, что помимо духовной жизни необходимы и физические нагрузки.

Раньше все работали в поле, на земле, все были сильными, выносливыми. А сегодня мы все стали крючками – мы чаще сидим либо лежим. Поэтому физические нагрузки необходимы всем. Рекомендую всем ежедневно делать зарядку, это очень поможет как раз в критической ситуации предотвратить насилие. Господь все сделает так, ты, главное, прояви мужество в эту секунду, не проходи мимо беззакония, остановись, обратись к Богу. Господь тебе даст возможность найти правильный выход из ситуации.

– «Батюшка, есть ли смысл просить у Господа что-либо для себя и своих близких, если все заранее прописано?»

– Мы молимся в целом о здравии наших близких, о том, чтобы они ни в чем не нуждались, как птицы небесные. Но если человек не трудится, ленится, избегает помощи (ведь Господь постоянно протягивает руку), он этой руки не видит. Молиться о других людях, особенно близких, крайне необходимо постоянно, особенно если к тебе обращаются за помощью. А если видишь, что нужна помощь молитвенная, это замечательно, когда ты еще не только сам помолишься, но и постараешься попросить других людей тоже молитвенно обратиться и помочь, чтобы Господь помог твоим близким людям. Тут тоже смотря о чем просить.

Может быть, лучше сначала поблагодарить Бога за то, что есть, а потом уже подумать о том, что необходимо тебе? Господь же и так все даст. Соверши маленький подвиг ради Господа – встань утром в воскресенье и приди на раннюю литургию, а после нее приди к своей бабушке, которую не видел давно, и помоги ей прийти в храм Божий. А если она не может передвигаться, пригласи священника, чтобы Сам Господь пришел к ней и она причастилась Святых Христовых Таин. Это же тоже подвиг ради Христа. Для этого нужны силы, для этого необходимо желание. Как только желание появится, возможность Господь даст, твои силы Господь восстановит всенепременно. Только ты соверши маленький подвиг ради Господа, не ради себя, не ради галочки, не ради копилки заслуг, а просто ради Христа. И так, от подвига к подвигу, от маленького доброго дела к маленькому доброму делу ты постепенно будешь духовно возрастать.

– Благодарим Вас, батюшка, за эфир и просим дать наставления нашим дорогим зрителям.

– Благодарю вас за приглашение, очень рад снова прийти на телеканал «Союз». Хотел бы пожелать всем телезрителям поменьше мечтать и побольше молиться, поменьше говорить и побольше делать, поменьше осуждать и больше стараться исправлять себя. Помни: за что осудишь, то и получишь. Храни всех Господь!

Ведущий Павел Денисик

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать