Беседы с батюшкой. Крестопоклонная неделя. Протоиерей Александр Березовский. 9 апреля 2024

9 апреля 2024 г.

Сегодня у нас в гостях клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (г. Москва) протоиерей Александр Березовский.

– Тема сегодняшнего разговора: «Крестопоклонная неделя». Зачем она установлена?

– Установлено вынесение Креста на середину храма для поклонения, чтобы укрепить людей в их постном подвиге. Человек по-настоящему постящийся, желающий угодить Богу, немножко ослабевает к концу третьей недели поста. Вынесение Креста установлено, чтобы поддержать нас, напомнить нам о том, что мы движемся к спасению. Крест – это орудие нашего спасения. Его выносят, чтобы укрепить людей, может быть, уже уставших, немножко малодушествующих, немножко унывающих от поста не бросать его, а продолжать.

Дьявол же подступает к каждому человеку с таким предложением: «Ты уже много чего сделал, постился так, как мало кто может... Ты уже и похудел, и как-то осунулся, из-за поста возникли какие-то трудности в жизни. Давай его ослабим. Ты же не монах, зачем себя мучить?» Но, глядя на Крест, на котором распят Иисус Христос, человек укрепляется.

Мы знаем, что Господь тоже молился Отцу Своему Небесному о том, чтобы чаша, ради которой Он пришел, миновала Его. И чтобы мы, взирая на Крест Господень, тоже говорили: «Нет, Господи, не как я хочу, но как Ты. Ты сказал: претерпевший же до конца спасется. И я потерплю». Крест выносят для того, чтобы нам укрепиться в решимости идти до конца, потому что плох тот воин, который в последнюю минуту вдруг убежит с поля боя. Поэтому мы терпим. Дай Бог нам всем терпения.

– Не разрывает ли праздник в честь Креста всю архитектуру поста? Мы вспоминаем о Его страданиях на Кресте в конце, зачем необходим такой праздник в середине Четыредесятницы?

– Никак не разрывает. Мы знаем дни, когда Церковь особенно почитает Крест Господень, хотя эти праздники никак не совпадают со Страстной неделей. Эти дни для того, чтобы людям напомнить: жизнь есть несение креста. Для нас Крест есть орудие победы. Мы побеждаем полки демонов, ополчающихся на нас, именно Крестом Господним. Ибо человек сам без помощи Божией не может ни избавиться от греха, ни преодолеть какие-то соблазны и искушения в жизни. Человек укрепляется Крестом.

Пост, а особенно Великий, есть некий образ всей нашей жизни. Мы вступили в жизнь с тем, чтобы взойти в Царствие Небесное. Это такой Промысл Божий о каждом человеке. Родился младенчик в любой семье, христианской или нет, – Бог каждому желает познания истины и наследования Царствия Небесного. Мы движемся по этому пути. Господь ученикам сказал: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие. И далее: И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной. И, наверное, нет человека на земле, который никогда бы не слышал имени Иисуса Христа. Бог каждому дал возможность узнать об истине. Христос и есть истина.

И каждому человеку, вставшему на путь познания истины и христианской жизни, очень важно укрепляться на этом пути. Жизнь полна всяких соблазнов и падений. И для того, чтобы человек не унывал, не перестал трудиться ради своего спасения, ему нужно укрепление. Каждому человеку в любом деле нужен стимул. Крест выносят, чтобы мы, взирая на него, как-то двигались дальше, не останавливались.

Дьявол очень хочет отвратить нас от этого пути, чтобы мы перестали трудиться, успокоились на том, что уже сделали. Вот человек достиг некого уровня христианского благочестия: каждое воскресенье в храме, утром и вечером молитвенное правило, в среду и пятницу без скоромного, в день по главе Евангелия, и дьявол говорит ему: «Отлично. А что еще надо?» Человек думает, что все, о чем говорят священники, уже есть у него, и начинает этим довольствоваться, забывая, что цель христианской жизни, по слову преподобного Серафима, есть стяжание Духа Святого. Об этой главной цели жизни люди порой забывают за внешним соблюдением очень важных и нужных церковных правил. Нам нужно все время напоминать об этом, потому что мы унываем, особенно когда что-то в жизни складывается не так или рушится. Мы начинаем роптать. А посмотришь на Крест с распятым Господом, и сразу становится как-то совестно роптать. Что значат мои страдания по сравнению с Его страданием на Кресте? Он безгрешен. Он взошел туда за меня. Он претерпел эти страдания до конца. И теперь Он предлагает мне жизнь вместе с Собой на небесах. И у меня сейчас есть вариант либо свернуть, либо пойти дальше. Поэтому очень даже уместно в середине поста поклонение Честному Животворящему Кресту Господню при изнесении его на середину храма.

Это никак не нарушает всей стройности поста. На самом деле все на своем месте. Даст Бог, мы доживем до Страстной седмицы и будем вспоминать крестный путь Господа нашего Иисуса Христа. В течение всех дней Страстной недели будем вместе с Ним идти Его крестным путем и встанем у Креста Господня в Великую Пятницу. Всему свое время. Сейчас так. Это древнее церковное правило, не новодел, не то, что люди придумали недавно. Оно было установлено давным-давно для того, чтобы люди укреплялись. Христиане первых веков были в вере покрепче нас, и то они нуждались в таком укреплении в течение поста.

– Вопрос от телезрительницы: «У меня был такой случай: по телевизору шло вечернее правило, а я его читала в книге, и вдруг у меня на Библии загорелся огонек. Я перепугалась, преклонилась, оттуда шло тепло. К хорошему это или к плохому?»

– К хорошему. Когда во время молитвы случается что-то удивительное и чудесное, не надо этим смущаться, нужно продолжать молитву. Преподобный Зосима, который удалился в пустыню в дни Великого поста, молясь, вдруг увидел краем глаза человеческую тень. Он сначала испугался, но продолжил молитву, зная, что бывают всякие бесовские искушения. И только закончив, он повернулся и увидел некую женщину, которой оказалась Мария Египетская. Была у них такая встреча. Мне это запомнилось именно в связи с тем, что молитву не надо прерывать даже из-за какого-нибудь свершившегося чуда. Сначала завершите молитву, а затем сумеете обратить внимание и на то, что произошло.

– Чем устав поста на этой неделе отличается от предыдущих и последующих недель?

– Богослужение ничем не отличается, кроме того, что в понедельник, среду и пятницу происходит поклонение Кресту Господню, находящемуся на середине храма. В первом часе в понедельник и в среду, а в пятницу после часов на изобразительных мы выходим на середину храма и совершаем чин поклонения. В остальном никакие изменения не вносятся ни в правила самого поста, ни в богослужения.

Зачем верующие чтят Крест?

– Потому что это орудие победы над дьяволом. Для нас Крест – это надежда на вечную жизнь и спасение. Ибо Господь Своею волей взошел на Крест и пролил на Нем Свою кровь, окропив это древо. Тем самым указывая на то, что мы должны почитать Крест как орудие нашего спасения. И мы его почитаем. Так было издревле, с первых веков христианства.

– Можно ли молиться Кресту? Не является ли это сотворением идолов, что запрещали заповеди Моисея?

– Конечно, это не есть сотворение кумира или какого-то идола. Мы поклоняемся не  самому материалу, из которого сооружен Крест. Мы поклоняемся ему именно как орудию страданий Господа нашего Иисуса Христа. Есть канон Кресту, в котором мы обращаемся к нему как к живому, но на самом деле надо понимать, что все молитвы всегда обращены к Богу.

«Пресвятая Богородица, спаси нас». Спасает только Бог, но мы знаем силу молитв Богородицы и Ее заступничество за нас. Мы знаем, что Господь сделает все, о чем Она попросит. Поэтому мы так говорим: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

«Святителю отче Николае, спаси нас». В Токио возле храма святителя, который построил равноапостольный Николай Японский, есть памятник святителю Николаю. И был такой случай, когда один японец, слышавший о том, что это великий угодник Божий и Чудотворец, не будучи ни христианином, ни верующим, мало что знающим, однажды попал в очень сложную, трудную ситуацию. Он просто слышал о том, что это памятник человеку, сотворившему много чудес и помогающему людям в их нуждах и бедах. Японец закричал: «Дядька на площади, помоги». То есть он даже забыл, как зовут святителя. И помощь пришла.

Как помогает святитель Николай? По его молитвам Дух Святой ниспосылается человеку в той или иной ситуации: укрепляет, помогает, спасает и врачует все и вся. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Об этом нужно помнить. Мы всегда обращаемся к Богу, иногда напрямую, иногда опосредованно через Его угодников и последователей; и сами стараемся следовать за Ним. Поэтому для нас это очень важно.

Мы обращаемся к Кресту Господню как к живому, потому что на нем умер наш Бог. Мы обращаемся к Господу, распятому на этом Кресте. И от Него просим помощи, заступления и спасения. От Господа. А Крест – непосредственный участник страданий, смерти и воскресения Иисуса Христа. Крест теперь связан с Ним. Где Господь, там и Его Крест. Крест всегда продолжает быть неразрывно связан с Господом. Поэтому, обращаясь к Кресту, мы всегда испрашиваем благословения и помощи от Распятого на нем.

– Вопрос от телезрителя: «Почему Церковь однозначно отвергает людей, закончивших свою жизнь по своему усмотрению? Крест же у всех разный. Они просто не смогли понести свой. Неужели Господь любит их меньше? Церковь отвергает их категорически и однозначно. Причины окончания их жизни могут быть очень разные. Какова их участь за гробом, если их никто не отпевает, а они были очень хорошими людьми и, допустим, даже положили свою жизнь за кого-то?»

– Вы правы, люди сами заканчивают жизнь по разным причинам. Человек закрыл собою друга и погиб. Он знал, на что идет. Это называется подвигом, и такой поступок никак не воспринимается Церковью (да и вообще никем) как какое-то малодушие. Напротив, таких людей прославляют и в народе, и у Бога.

Бывает, что человек психически болен и в приступе обострения болезни кончает жизнь самоубийством. Но если есть врачебное свидетельство о его болезни, то такой поступок не вменяется в грех. Таких называют невменяемыми, ибо они не отвечают за то, что делают. Церковь благословляет отпевать и поминать таких людей в храмах.

Но, бывает, человек бросается в окно в результате греха; например, передозировки наркотика или запойного пьянства или в результате сильнейшей обиды на кого-то: поссорился с девушкой, она его бросила и знать больше не хочет. Человек не хочет жить. Понимаете? Здесь нельзя говорить о том, что человек не понес свой крест. Господь всегда каждому предлагает помощь на его жизненном пути, предостерегает и вразумляет. Когда человек начинает увлекаться спиртным, окружающие часто говорят ему, чтоб не увлекался, остановился, что это не кончится добром. Это тоже голос Божий. За столом часто говорят, мол, хватит, ему уже не наливайте. А человек отвечает: «Да что вы мне указываете? Я все сам знаю. Я знаю меру. Что вы меня жить учите?» Человек ничего не хочет слышать. Он сознательно идет к своему концу.

Человек попал в дурную компанию. Обязательно будут люди, которые будут говорить, что не нужно общаться с этой компанией, что все это добру не научит. Мол, посмотри на них: ты хочешь стать таким? А человек говорит, что ребята эти хорошие. Он их якобы знает, понимает. Но в конце концов они его все равно соблазнили: он начал принимать наркотики сначала тайком, легкие, зачем все тяжелее и тяжелее. И так дошел до смерти. Он сам себя убил. Бог пытался его остановить, вразумить.

Бывает, таких людей насильно отправляют на принудительное лечение, платят за них большие деньги, чтобы реабилитировать. Но нет, человек все равно устремляется к бездне и падает. Сказать, что Бог не оказал ему любви? Он всю жизнь ее оказывал, пока человек был жив. Но человек отверг Бога сознательно, сказав, что это все не его. Или впал в отчаяние, как я уже говорил, от какого-то сильнейшего душевного переживания.

У человека же есть возможность прийти в церковь. Двери церкви открыты с утра до ночи. Есть храмы, которые открыты круглые сутки. Например, монастырские подворья. Можно всегда постучать и сказать, что нужен священник. Разбудят батюшку обязательно, и человек сможет ему излить свое горе. Но человек выбирает другое, выбирает путь окончания своей жизни. Он отвергает помощь Божью. Отвергнув Бога, человек не наследует Царства Небесного.

Если почитать Ветхий Завет, то увидите, сколько раз Бог достаточно жестоко, с нашей точки зрения, наказывал любимых Своих людей, любимый народ. Когда предавал их в руки врагов, рассеивал по разным странам, потом остатки опять собирал, вразумлял. В Вавилонский плен на 70 лет отправил для вразумления, научения. А сколько людей там погибло, сколько потерялось... Малая часть вернулась обратно, чтоб населять свою землю и восстанавливать родной город.

И что поделать, если люди Бога отвергли? Бог не перестал любить человека, но человеку не нужен Бог. Человек всей своей жизнью свидетельствует о том, что Бог ему не нужен. Бог мешает человеку жить так, как тому хочется. Если жить по-Божьему, то нужно начать поститься, молиться, в своей жизни что-то изменять. Но не хочется. Бог никак в эту жизнь не вписывается. Человек родился в безбожной семье, прожил безбожную жизнь и умер безбожно. И что теперь? Надо его помиловать, но каким образом? Помиловать – это вернуть на землю? Дать ему наслаждаться и в грехах утопать? Что значит его помиловать?

У пьяниц говорится: «Душа просит выпить». Значит, это состояние души человека. Она изошла из тела. Тело уже ничего не просит, а душа просит… Это выбор самого человека. Для своей души он сделал выбор. И таким образом он наследует то, что выбрал. Каждый человек может выбирать: жить по правде или предаться лжи, быть жадным или щедрым, почитать родителей или от них отказаться и поливать их грязью.

Здесь мы никак не можем обвинить ни Бога, ни людей в жестокости и нелюбви. Всё, что могли, сделали. Когда человек уже переступил порог жизни и смерти, что он хотел, то и наследует. Это тоже милость Божья. Какую участь эти люди наследуют, мы досконально знать не можем. Царство Небесное не наследуют прелюбодеи, пьяницы, сквернословы. Так написано в Священном Писании.

А что они наследуют? Какую степень мучений и страданий? Нам это, к счастью, не открыто. Как сказал Господь, в Царствии Небесном обителей много. Так, наверное, и в аду обителей немало и они разнятся по степени страданий и мучений. Кто и где, не нам решать. Не дай Бог когда-нибудь рассуждать о человеке, что ему уготовано. Мы научены, что должны жить по-христиански, по заповедям. И мы стараемся этому следовать. А жизнь другого человека, тем более его загробная участь – это дело Божье.

Вопрос телезрителя: «Быть причащенным на земле и остаться непричащенным на небе... Объясните, как это понять».

Это на самом деле у разных святых отцов звучит. Дело в том, что человек может дерзать приступать к Чаше с нераскаянными тяжелыми грехами, не примирившись со своими обидчиками или будучи в ссоре. И тогда Господь не причащает благодатью такого человека. Например, человек совершил такой поступок, который сильно огорчил, расстроил другого. Совершил и не примирился с ним. Сказано в Евангелии: принеся свой дар к алтарю, вспомни, есть ли кто на тебя в обиде, тогда оставь твой дар; примирись, потом уже принесешь свой дар. То есть дар не будет принят Богом без примирения. И если человек дерзает приступить к Чаше, не примирившись с человеком, которого обидел, Бог его не причастит.

Есть такое понятие: причаститься в осуждение. И Святые Дары, которыми мы причащаемся, есть огонь попаляющий. Он либо попаляет грехи человека, в которых тот раскаивается, для чего у нас есть традиция предварять причащение исповедью, либо попаляет человеческую душу.

Мы знаем, что Иуда тоже причастился, но оказался предателем и погиб. Как сказано в Писании, вошел в него сатана. Если вы в обиде, ссоре, осуждении, если совершили тяжкий грех и в нем не раскаиваетесь, не принесли достойного покаяния, то повремените причащаться. Обязательно расскажите об этом священнику, и он решит, когда лучше и как подготовиться к причастию.   

Скажите, зачем нам совершать крестное знамение?

Во-первых, для свидетельства принадлежности нашей к Церкви Христовой. Например, в первые века христианства не было изображений креста, а крестное знамение уже было как первое свидетельство о принадлежности человека к христианской Церкви и как свидетельство его веры.

В осенении себя крестным знамением великая сила, прогоняющая бесов. Бесы приступают к нам со своими искушениями и соблазнами. Бесы не боятся наших слов. Они боятся только слов Божьих, Священного Писания и знамения Божьего. Поэтому они от него бегут, это жжет их как огнем. И когда к нам приступает какой-то соблазн, мы осеняем себя крестным знамением с молитвой: «Господи, помилуй». Господь ниспосылает нам силу благодатную устоять, оказывает нам помощь.

В первые века христианства не было Символа веры. Встречаем человека и можем спросить: «Ты верующий? Прочитай Символ веры». Верующий человек обязан знать Символ веры. А в те времена как было узнать: наш или не наш? И люди крестились и тем самым свидетельствовали о том, что они верующие.

Как христианам относиться к словам, что не бывает креста не по силам?

Очень даже правильно относиться. Ибо человек, совершающий свой жизненный путь, несет свой крест. Мы помним, что Господь наш Иисус Христос тоже нес часть Крестного пути свой крест. Считается, что вся наша жизнь – это несение креста. Каждый человек, если собирается жить христианской жизнью, обязательно столкнется со многими трудностями.

Внутренние нестроения начинаются, сомнения приступают. В семье не всегда людей принимают, мол, что ты фанатично в храм ходишь, так много молишься… Все время человеку приходится что-то претерпевать. Это и есть наш крест. Но Господь всегда помогает в его несении.

Был у нас вопрос: если крест оказался не по силам человеку? Это если мы добавили сами от себя. Например, человек несет какую-то поклажу и увидел: на земле что-то валяется. Прельстился и положил еще себе. А это может быть для него непосильно. То, что было ему поручено, было посильно. Если же человек соблазнился и взял на себя еще, то это бывает ему сверх сил и он может упасть.

Бог возлагает на человека всегда посильный крест. Он Сам сказал: Иго Мое благо. И бремя Мое легко. Бремя Христово легко, если мы идем путем Божьим. Но мы постоянно сворачиваем, мы своевольничаем. Зная заповеди, мы все равно их преступаем. Преступивший заповеди человек оказывается в непосильном состоянии…

Как сказано: Отымите лукавство от душ ваших. Если человек прельстился и соврал, понесет какие-то последствия своего вранья. Нет ничего, что не стало бы явным. Нет ничего потаенного, что когда-нибудь не открылось бы. И человек начинает страдать от последствий своего вранья. Даже не от своего поступка, который он хотел покрыть ложью, а от самого вранья. Ему перестают доверять, начинают подозревать, начинают испытывать. Человеку от этого горько, обидно, трудно, тяжело. А что делать? Он же сам прельстился. Бог сказал ему, что не нужно ему это, не нужно делать так.

И так во многом. Как только мы преступаем какую-то заповедь, тяжелее нести свой крест. Когда мы исполняем все заповеди Божьи, нам легко. Легко на душе, легко по жизни. Все нам Господь на нашем пути подает, в чем мы имеем нужду.

Когда Господь посылал Своих учеников на проповедь, Он говорил: не берите с собой ни двух одежд, ни обуви, ни денег, только посох. И когда они возвратились, с радостью свидетельствовали, что было все замечательно. Бесы им повиновались, беды отступали, ни в чем они нужды не имели. Господь позаботился обо всем, что им было нужно.

Нам бы с такой же верой в Господа совершать свой жизненный путь. И все нам будет посильно. Никогда мы не упадем под тяжестью креста Господня. Падаем, когда берем на себя что-то своевольно. Когда уклоняемся от пути Божьего, когда думаем, что можем пройти свой путь иначе, чем нас учит Господь. Человек говорит: «Я знаю дорогу без тебя. Не учи меня, я пошел». Иди. Далеко ли уйдешь?

Как относиться к словам: с креста не сходят, с креста снимают? Как правильно это понимать?

Я не знаю, как это понимать. Сходят люди со своего креста. Сколько людей разводятся по причине, что не сошлись характерами. Да, тяжеловато бывает. Нужно потерпеть характер другого человека. А что поделать? Люди говорят, что не хотят терпеть. Сошел человек с креста и взвалил на себя новый крест. Люди думают, что станет легче, а становится тяжелее.

Что значит снимают с креста? Это когда человек уже претерпел до конца и Господь снимает его Сам. Снять со креста может только Господь наш Иисус Христос. Человек на своем кресте распялся ради Христа, и Господь пришел взять его Себе. Снимает его с креста в жизнь вечную. Одни люди сходят с креста, а других Господь снимает, чтобы ввести в жизнь вечную.

Есть вопросы наших телезрителей: «Можно ли носить крест нательный без распятия четырехконечный или восьмиконечный. Есть ли какое-то правило? Или можно носить любой?»  

Я сейчас не вспомню, сколько конкретно есть форм креста православного. Начиная от древних, заканчивая теми, что для нас привычны.

Я считаю, самое главное, как к нему относиться. Крест – это не украшение, как бусы или медальоны, которые люди надевают на себя. И среди них иногда бывает крест, подобранный в стиле бус или украшений. Этого быть не должно. Тогда крест теряет свое значение. Он становится просто украшением. А к кресту нужно относиться, во-первых, как к свидетельству того, что мы христиане. Во-вторых, как к орудию нашего спасения. Поэтому к кресту мы относимся благоговейно.

У нас в православии есть традиция: нательный крестик обычно с распятием Господа. У католиков нет. У них четырехконечный. Мы не можем сказать, что это крест не Господень. Может, человек в какой-то ситуации и не может купить крест, свой потерял, цепочка порвалась, а он не может без креста. Можно взять две палочки, две спички, связать ниточкой и повесить себе на шею. Это будет крест. И если человек относится к нему как к кресту Господню, то он имеет абсолютно те же свойства спасать, защищать, помогать в любой жизненной ситуации.

Можно ли крестом благословлять, осенять других людей, детей, близких, знакомых?

Такую прерогативу имеют священники. Но почему нет, если мать благословит в дорогу крестом, распятием, которое висит в ее красном уголочке, своих детей? Или сын уходит в армию, и она крестом, который, может быть, ей достался от бабушки, благословит своего сына... Конечно, можно.

А если рукой иногда благословляют в дорогу?

И рукой благословляют. Почему нет? Если мы крестим перед едой тарелку супа, молимся, почему не можем перекрестить человека? Можем.

                                                                                                   Ведущий Павел Денисик

Записали Анна Вострокнутова и Анна Родионова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать