Беседы с батюшкой. Как стать православным. Священник Александр Асонов

15 июля 2022 г.

– Тема сегодняшней передачи: как стать православным. Отец Александр, как не только стать православным, но вообще понять, кто такой православный христианин? Мне кажется,  тема просто бескрайняя.

– Я думаю, мы не сможем охватить всю тему за одну передачу, но хотя бы чуть-чуть подумаем над тем, как стать православным. Это очень интересный вопрос, актуальный для многих людей. По разным причинам. Мы живем в стране с очень серьезной христианской историей, преимущественно именно православной, где православное христианство играло, играет и будет играть серьезную историческую роль. Мне кажется, большинство тех людей, которые нас окружают, ассоциируют себя (если уж думают о том, что они религиозные) именно с Православной Церковью. Но все ли они понимают, что такое православное христианство и что значит быть православным христианином? Я бы сказал: чтобы быть православным человеком, надо априори быть христианином и не забывать, что «православный», «православная» или «православные» – это только лишь прилагательные. А то, что определяет суть, – это понятие «христианство»: христианин, христианка, христиане.

Тема насущная, интересная. Она касается не только тех людей, которые постоянно приходят в храм или посещают разные православные храмы на праздники или в связи с какими-то своими жизненными событиями, но и тех, что крайне редко приходят в православный храм, но тем не менее исторически связаны именно с православным христианством у нас в России, да и за рубежом, где находятся приходы, епархии, экзархаты Русской Православной Церкви. Надо понимать, что Русская Православная Церковь, Московский Патриархат – это территория не только лишь Российской Федерации, но и других сопредельных государств, даже за океаном.

Есть очень много людей, которые, может быть, даже тянутся к храму, хотят для себя понять, как им стать частью православного христианства, но на данный момент это у них не получается в силу определенных жизненных обстоятельств. Они вроде бы видят храм, видят, что есть православные христиане, но чуть-чуть до храма не дошли. Может быть, многие из них даже к этому стремятся, но пока еще не случилось у них полноты вхождения в Церковь.

– Есть еще один интересный момент. Откуда нам взять более-менее понятное представление о том, что такое православная вера? Есть много людей с абсолютным убеждением, что Церковь – это красивый храм, золото, облачение батюшек, иконы, свечи и непонятный для многих язык. Хочется, чтобы можно было понять, что православная вера – это то, то и то...  Наше представление о нашей вере, может быть, больше интуитивно, нежели подтверждено каким-то логическим представлением. Кому-то необходимо именно знание, кому-то, может быть, помогает интуиция. Вы часто становитесь участником разных миссионерских встреч, причем в разных конфессиях. Вы приходите на эти встречи с православным крестом и общаетесь и с лютеранами, и с католиками, то есть с очень разными людьми.

– Я это делаю в силу одной из своих должностей в епархии – я ответственный за связи с общественностью. Да, мне приходится общаться с представителями не только лишь христианского вероисповедания, но также и иных религий: ислама, иудаизма и других. Дело в том, что православное вероисповедание очень хорошо изложено в нескольких исторических катехизисах. Самый известный – «Православный катехизис», составленный митрополитом Филаретом. Его можно найти в Интернете. Там тезисно, в очень простой форме излагается, что такое православное христианство и во что верят православные христиане. Есть катехизисы Петра Могилы и Тян-Шанского. Они все между собой перекликаются. Широкую известность приобрел именно катехизис митрополита Филарета, поэтому я его порекомендовал первым. Я рекомендую почитать именно его тем, кто хочет каким-то логическим образом, через изучение вероисповедных документов понять, что такое православие. Это очень легко сделать, необязательно идти в специализированный магазин, хотя можно и так, но все есть в открытом доступе в Интернете.

– Сейчас есть еще последний из катехизисов митрополита Илариона Алфеева.

– Да. Но я перечислил первые три потому, что они более историчны. Они были раньше написаны, и их авторитет зиждется на опыте многих поколений.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «У первых христиан не было деления на конфессии. Тогда же не было ни православных, ни католиков. Я думаю, главная проблема и главный вопрос в том, как стать настоящим христианином, а все остальное уже приложится».

– Полностью согласен. В самом начале передачи я сказал, что для того, чтобы стать православным, надо прежде всего быть христианином.

– Тогда наша передача была бы посвящена тому, как стать христианином.

– Нет, очень важно, что мы назвали тему передачи именно так: как стать православным. В основе всего лежит, естественно, христианское вероисповедание, вера во Христа, распятого, погребенного и воскресшего. Но суть в том, что «православный», katholikos (или «вселенская») – греческие термины, которые на заре христианства постепенно стали использоваться церковным сообществом по отношению к самому себе. Это была некая самоидентификация. Тогда все были правоверными католиками.

Интересно отметить тот факт, что это название сохранилось именно за христианами Рима, латинянами, хотя когда-то использовалось по отношению ко всем поместным христианским общинам, которые мы сейчас именуем патриархатами, епархиями, архиепископиями и т.д. Суть в том, что все это указывает на глубокую христианскую историю и на один источник, что все когда-то начиналось с очень близких по своей культуре и традициям общин, расположенных вокруг Средиземноморья. Это очень интересный момент.

– У меня возникает вопрос. Мы довольно часто слышим, что люди говорят: «Нет, ты не православный. Христианин, но не православный». Потому что в этот термин включается некий особый образ поведения, особый способ мышления. Более того, у нас даже существуют разные виды «правильного поклонения». Кто-то ходит все время в обязательном порядке особым образом одетый. Такое народное благочестие... Каким образом можно было бы представить себе, что в этом есть ошибка?

– Православие само по себе как историческое явление очень многолико. В большинстве случаев мы знакомы лишь с русским православным христианством. А ведь есть православие сербское, болгарское, греческое, киприотское и т. д. Все эти виды православного христианства могут быть даже древнее нашего русского, и многое из того, что мы имеем в наших исторических традициях, пришло именно от этих народов. Я имею в виду греческую культуру, византийскую культуру. Христианство пришло на Русь через традиции Византии, поэтому в нашей лексике присутствует очень много греческих терминов. Мы уже неоднократно об этом говорили и отмечали тот факт, что эти термины часто некорректно используются в нашей церковной речи. Но сейчас не об этом.

В отличие от христианского мира Запада, где особую культурную акцентуацию сделал латинский мир (у христиан Запада больше латинизмов), у нас больше греческих вариантов. Но, так или иначе, если мы будем сравнивать вероисповедные документы (а до нас они дошли с апостольских времен) и учитывать постановления Вселенских и последующих Поместных Соборов, то увидим, что между христианами Запада и Востока, которых мы сейчас начинаем именовать традиционно католиками и православными, связей больше, нежели разделений.

Я не хочу сегодня заниматься анализом в отношении христиан той или иной традиции, но, поскольку Вы упомянули, что я встречаюсь и с католиками, и с лютеранами, и с иными представителями религиозных организаций, которые считают себя продолжателями христианского вероисповедания, я затрагиваю и этот момент. Это отдельная тема, но мы не можем не обсуждать ее.

Когда мы говорим «православие», еще раз хочу подчеркнуть, что это греческий термин «ортодоксия», который можно перевести в двух вариантах: «православие» и «правоверие». До сих пор еще есть дискуссии о том, правильно ли было использовать в русской речи перевод «православие»; или надо было оставить греческий термин «ортодоксия», или перевести как «правоверие». Но эти дискуссии уже не играют никакой роли в силу того, что исторически мы свыклись с термином «православие». Но если посещать другие страны, везде используется термин «ортодоксия». Я уже сказал, что когда-то христиане (Церковь) в своем самоназвании использовали два термина: «православная» («ортодоксия») и «вселенская». То есть Православная (правоверная) Вселенская Церковь.

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Когда Господь забирает человека в иной мир? Когда видит, что он готов к вечной жизни, или зная, что человек уже неисправим и может натворить много бед?»

– Я не имею ясного ответа на этот вопрос, потому что пути Господни – не мои пути; мысли Мои – не ваши мысли, и ваши пути – не Мои пути, говорит Господь. Я не знаю таких мистических нюансов, поэтому не могу дать адекватный ответ на этот вопрос. Я смертный человек, и мой жизненный опыт ограничен временем и пространством. Поэтому приношу свои извинения, что не даю четкого ответа.

– У нас есть такие праздники и такие обряды, которые имеют отношение только к русской православной культуре...

– Потому что православное христианство очень интересно развивалось на территории тех государств, где появлялись ранние христианские общины. Если мы будем внимательно исследовать этот аспект, то увидим, что раннее христианство не уничтожило национальных традиций, но в некотором смысле проникало в эти национальные традиции, и если они в открытой форме не противоречили христианскому вероисповеданию, то сохранялись у тех или иных этносов и народов, которые принимали христианство.

В России есть свои традиции, которые не являются исторически церковными, не связаны с христианским вероисповеданием, но стали частью христианской православной культуры. На Кипре – свои традиции, в Греции – свои, в Германии – свои. В Германии меньше всего представлено православное христианство, но оно есть. И так далее. Есть определенные религиозные традиции, которые мало связаны с основами вероисповедания, тем не менее продолжают существовать, и Церковь от них не отказывается, хотя иногда они выглядят, может быть, нелепо.

– Есть, на мой взгляд, абсолютно языческие вещи, которые воспринимаются как православные. Например, на могилку – рюмку с хлебом, конфеты...

– Или покушать на могиле (некая тризна).

– Мне понятно, откуда это идет. Раньше угощали нищих, чтобы они помолились за умершего. Но сейчас это выглядит совершенно иначе. Еще, например, была такая традиция: люди, которые венчались, накрывали стол для нищих, чтобы их накормить. Конечно, есть настоящие и интересные христианские традиции, но в том числе встречаются и абсолютно языческие, которые мы каким-то образом все равно отождествляем с православием.

– Самое интересное, что все эти традиции и нюансы не имеют никакого отношения к вероисповедным и вероучительным документам. Я уже сказал, что есть три исторических катехизиса, которые рекомендую всем почитать. Там рассматриваются именно основы вероисповедания, а все эти национальные этнические традиции никак не рассматриваются.

Православное христианство – прежде всего христианство историческое, об этом надо помнить. Просто прилагательное «православный» сохранилось именно за Восточными христианскими Церквами, в том числе теми, которые мы сейчас называем Дохалкидонскими Церквами. С ними было нарушено общение, но не только в богословском языке; и в научных кругах они называются Древневосточными Православными Церквами (то есть они древнее, чем обычные Восточные Церкви). Это Церкви Элладская, Кипрская, Русская и так далее.

– Вопрос телезрителя из Фрязино: «Как мне с Божьей помощью определить, готов я уже идти в вечность или нет? Господь же забирает человека только в двух случаях: когда человек уже готов уйти на тот свет или когда уже нет никакой надежды на его исправление».

– Интересно, что вопрос повторяется. Сегодня все интересуются этой темой. Я не знаю ответа на этот вопрос, я не работаю в небесной канцелярии. Я работаю в Гатчинской епархии, у нас там все иначе решается – мы по факту определяем, жив или мертв человек. По поводу таких мистических моментов я не обладаю никакой информацией. Я, конечно, могу сейчас благочестиво разводить руками и говорить красивые и пафосные речи, но все это будет не больше чем мое личное убеждение, которое ничем не подкреплено. А вводить кого-то в заблуждение я не хотел бы.

Красиво сказал однажды устами Гамлета Шекспир: «И в небе, и в земле сокрыто больше, чем снится вашей мудрости, Горацио… Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Мы не знаем, по каким принципам все происходит и как решаются эти вопросы в небесной канцелярии. Один человек получает ответ на свои молитвы, а другой не получает. Один умирает молодым, а другой доживает до глубокой старости. У одного человека постоянные отклики по молитвам и видно, что он имеет поддержку, а кто-то молится, лоб себе расшибает, но ничего не происходит. Все очень индивидуально, и применить какой-то общий шаблон здесь нельзя.

– Буквально в двухстах метрах друг от друга на Гатчинском кладбище находятся два храма.

– Храм Иоанна Крестителя и храм во имя всех святых.

– Последний был практически разрушен в богоборческие времена...

– Сорок восемь процентов осталось от здания.

– Меня всегда поражало удивительное желание людей уничтожить не только храмы, но и христианскую веру в принципе. Ваш храм находится на кладбище, и люди туда приходят для того, чтобы почтить память своих близких. Как сочетается в нашем православном христианстве этот антагонизм?

– Начнем с того, что подлинно православных христиан не так уж много. Я в начале передачи сказал, что есть много людей, которые находятся лишь на пути к храму; они, может быть, приходят на какие-то праздники, но не погружены в христианство как таковое, они знакомы с ним внешне, но не внутренне. А есть много людей, которые просто страдают какими-то религиозными чувствами, но без опыта богообщения, без того, что мы называем Божественным Откровением. Божественное Откровение принципиально важно в жизни христианина. Когда нет живой веры, ощущения, что на твою молитву отвечают, что ты не просто совершаешь какой-то мертвый ритуал, а это жизнь, воздух, без которого ты не можешь существовать, тогда говорить о каком-то православном христианстве очень тяжело. Поэтому надо учитывать, что есть много людей, которые находятся, скажем, в некотором околоцерковном пространстве, то есть приходят в храмы, совершают какие-то действия, но все это происходит по инерции в силу национально-исторических традиций.

У меня на днях была смешная ситуация. Мы приехали на территорию какого-то монастыря. Было жарко, и я был в шортах. Люди, которые были со мной, предложили зайти в храм, но сказали, что меня не пустят, потому что я в шортах. Кто-то спросил: «А что, разве не пускают в шортах?» Девушка говорит: «Мне муж так сказал». Тот говорит: «А мне в Череменецком монастыре сказали». Я говорю: «Прекрасно. Этот монастырь на территории моей (Гатчинской) епархии, где я в шортах, кстати, спокойно хожу». Круг замкнулся.

Вот так вырастают традиции. Кто-то кому-то сказал, и уже я, православный батюшка, боюсь заходить в храм... Это то, что касается состояния околоцерковности. Это разговоры о каких-то внешних религиозных формах, но не об основе вероисповедания. Это надо понимать и учитывать.

Теперь об антагонизме. Вот эти самые люди, которые рассуждают о внешнем, находятся в группе духовного риска, если можно так выразиться. Сейчас они очень религиозные, а завтра  могут стать нерелигиозными и пойти крушить святыни. Потому что для них святыни – внешняя форма, идолы, которых надо уничтожить. Они не вкладывают опыт вероисповедания в свои религиозные убеждения – у них нет этого опыта христианства, нет опыта общения с Христом, и они поклонялись только внешнему идолу.

Знаете, откуда происходит слово «идол»? В Древней Греции понятия «идея» и «идол» – одно и то же. Это связано с греческим понятием «эйдос» – «видеть», «видение». Мировоззрение – для грека очень важное понятие. Как человек смотрит на мир, так он и живет. У человека есть свои какие-то внутренние убеждения – и возникает определенное видение мира. У каждого человека своя точка зрения, каждый по-своему смотрит. Тем не менее внутренние убеждения человека, его мировоззренческие концепции создают определенные идейные убеждения, которые становятся идолом, и человек поклоняется своим убеждениям. «Эйдос», «эйдолон» – это одно и то же. Так мыслили древние греки. Мы сейчас используем эти термины и думаем, что идея – это одно, идол – другое. Но это однокоренные слова.

Это согласуется с Евангелием, когда Христос говорит: если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло (Мф. 6, 22). Все зависит от того, как ты смотришь на мир. Это согласуется со многими вопросами, которые в Своих проповедях, обращаясь к народу, затрагивает Спаситель. И в Евангелии мы об этом читаем. Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Идея может стать человеку ненавистной в какой-то момент, как идол, который затмевал разум. И вдруг пелена с глаз спадает – и человек понимает, что за этим пустота. Тогда он начинает уничтожать все, что было с этим связано; ему становится ненавистна вообще какая-либо форма идолопоклонства, которая порабощала его много лет. И в этом порыве антагонизм может распространяться на все, что об этом напоминает, и на людей в том числе.

Мы за последнее время видели, как легко человек может превратиться в животное. К сожалению, ничего не изменилось. Общество очень легко управляемо. Геббельс говорил, что можно использовать, по-моему, три принципа для того, чтобы общество стало стадом баранов, свиней. Он говорил: «Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней». Первое и самое главное – использовать сумасшедшую, умопомрачительную ложь, в которую вообще сложно поверить. Второе – преподнести это в самой простой форме. И третье – побольше эмоций. Вот три принципа. И люди больше поверят в какую-то нецелесообразную чушь, чем в логические утверждения, убеждения.

Мало кому интересны лекции высокообразованных людей. На лекциях человек засыпает. Толпа требует хлеба и зрелищ. И кто-то начинает это очень умело использовать, в том числе против христиан. Вообще христиане всегда были гонимы. Они и сейчас гонимы, просто мы делаем вид, что этого не происходит. Но это происходит.

На днях произошла история с алтарником нашего храма. Он работает водителем автобуса, возит людей на экскурсии. На днях к нему подошли и сказали: «Мы тебя снимаем с рейса, дальше группа поедет с другим водителем». Он удивился: мол, аварий не было, со всеми был корректен, в чем же причина... Ему сказали: «Вы совершаете крестное знамение, когда начинаете движение, – это раздражает группу». Он был поражен! Он даже не говорил о православии, просто совершал крестное знамение, и это стало раздражать людей, они попросили поменять водителя. Как вам такое?

Те же люди ездят в исламские страны, где благочестивые мусульмане в течение дня пять раз совершают намаз. Но никто этим не возмущается ни в Турции, ни в Арабских Эмиратах, ни в Дагестане. Потому что понимают, что это неприлично. А здесь?..

В силу каких причин люди так себя ведут? Они, может быть, иногда и в храм приходят, чтобы свечку поставить, исполнить ритуал... Потому что людям двадцать лет вдалбливали в головы определенную идею, идеологию, определенное видение – и это стало их идолом. Они не видят из-за этой пелены на глазах и в сознании, что такое православное христианство; они видят то, что им вложили в сознание.

– Потрясающая история. Если бы мне сказали, что это произошло где-то, но не в России...

– Здесь, в России. Человека сняли с рейса. Можно сказать, это было нарушение конституционных прав и свободы вероисповедания. Ему просто сказали: «Ты православный христианин. Люди не хотят с тобой ехать».

– Получается, что он пострадал за веру свою.

Последний вопрос. Вспомним время, когда проповедовал Иоанн Кронштадтский. Тысячи людей присылали ему телеграммы с просьбами о молитве. В алтаре стояли мешки писем – люди писали и просили помолиться. Люди стояли на улице, чтобы услышать проповедь отца Иоанна.

Философ Орнатский: в Казанском соборе и даже на улице не было места – люди хотели услышать проповедь отца Философа. Можно и дальше продолжать. Но потом все закончилось революцией. Вопрос: насколько можно остаться православным, зная, что люди, которые слушали проповеди, потом, как Вы говорили, становились врагами?..

– Это связано с опытом богообщения. Если есть свой жизненный вероисповедный опыт...

– Откуда мы его возьмем?

– Если человек искренне ищет правду и истину, ему это открывается; и этот опыт становится незыблемой основой всех его убеждений. Другой вопрос, что он может искренне от этого отказаться, принять свое волевое решение. Но чаще всего этого не происходит, потому что опыт веры становится неотъемлемой частью человеческого мировоззренческого бытия, без него человек уже не может жить. И благодаря этому опыту веры любое, даже глубокое, испытание – большая радость. И это удивительно! Так апостолы шли на смерть, были готовы пойти до самого края (образно выражаясь), в том числе на край земли за свои убеждения. Ведь разговор не о том, что они шли за прекрасного молодого Раввина, Которого убили в 33 года, или за свои иудейские убеждения. Нет; у них был свой внутренний опыт.

Всегда вспоминаю Эзопа. Радзинский написал хорошее произведение, посвященное этому историческому персонажу. Там Эзоп говорит, когда его ведут на казнь: «Где здесь пропасть для свободных людей?» Настоящие христиане повторяют эту фразу; они хотят понять, где здесь пропасть для свободных людей. Потому что жить в духовном рабстве невыносимо страшно...

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать