Беседы с батюшкой. Как преодолеть навык греха

17 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин. 

– Тема сегодняшней передачи: «Как можно избежать навыка греха?» Когда мы говорим о навыке греха, возникает очень интересное ощущение. Может быть так, что мы этого греха не понимаем и не видим. Он уже привычный и родной грех (или грехи). Более того, даже с помощью исповеди мы не всегда можем его осознать.

Как преодолеть навык греха, как это сделать? У Вас огромная пастырская практика. Вы много внимания уделяете и тем людям, которые могут даже и не покаяться по причине своего здоровья (духовно общаетесь с людьми, которые лишены, на наш взгляд, разума, ведь они находятся в клинике для умалишенных)… Каким образом вообще нам бороться с силой греха?

– Прежде всего я вспоминаю Священное Писание, прекрасные слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Если мы хотим, чтобы Христос был в нас, с нами, мы должны через покаяние приблизиться к Богу.

Говоря о навыках, мы говорим о страстях. Вспомним наших святых угодников Божиих: этому уделял большое внимание святитель Игнатий (Брянчанинов). Он говорил, что очень важно исповедоваться. Чем чаще мы исповедуемся, тем лучше. Тем самым мы постоянно просим у Бога помощи, сами себе напоминаем о грехе, имея надежду на то, что Господь нас не оставит. Таким образом мы имеем возможность справиться с этой страстью, грехом.

Но здесь нужен труд. И святые угодники Божии тоже на этом заостряли внимание и говорили: очень важно, чтобы у нас было время на наше преображение. Когда грех совершается автоматически на протяжении длительного периода, нужно время для того, чтобы избавиться от греховной привязанности. Здесь уже многое зависит от Господа. Даст ли Господь время на покаяние? Даст ли нам Господь возможность избавиться от страсти, чтобы получить те блага, которые Он уготовал любящим Его?

Очень многое зависит от нашего внутреннего настроя. На приходе было немало случаев, когда приходили люди, которые зависят от табакокурения. Каждый раз я обращал их внимание на то, что им нужно исповедоваться так, чтобы они почувствовали, что искренне раскаиваются в этой страсти. Много было таких случаев, когда люди приходили и несколько раз искренне каялись, с желанием оставить этот навык. И Господь им действительно помог, они оставили эту привычку. Я радуюсь за этих людей, которые перестали курить, у них просто преобразилась жизнь.

Немало тех, которые были зависимы от алкоголя и тоже через исповедь сумели оставить именно эту привязанность. Это было сложно, тяжело, было связано с внутренним состоянием, когда идет ломка, раздрай, полное нестроение, нет мира и покоя в душе. Но они проявили твердость. У них была решимость: «Мы хотим преодолеть эту зависимость». И они ее преодолели именно с Божией помощью, а до этого без Божией помощи хотели избавиться, но не могли. И только придя в храм и попросив помощи у Бога, они ее получили. Без труда ничего бы не было. И они проявили твердость, силу воли, чтобы избавиться от того, что над ними довлело.

Святые угодники много внимания уделяют и чревоугодию. От того, что мы едим и пьем, во многом зависит и наше внутреннее состояние. Праведники всегда указывали: когда перед тобой стол с яствами, нужно помнить о часе смертном, чтобы держать себя под контролем, чтобы не съесть лишней пищи и не выпить лишних напитков. Мы знаем, что даже святые угодники Божии испытывали определенные трудности, связанные с питанием.

Вообще все, что связано с питанием, представляет для нас определенные сложности. Казалось бы, в современном мире в магазинах есть практически все продукты питания. Но нужно выбрать для себя именно те, которые пойдут нам на пользу, и есть их именно в том количестве, которое нам не навредит. К сожалению, многим на сегодняшний день с этим очень трудно справиться.

– Вопрос телезрительницы: «Допустим, я узнала, что грешу (иногда мы даже не знаем, что грешим). Мне надо захотеть сначала бросить этот грех. Что я должна делать? Просить Господа, чтобы Он мне дал желание бросить этот грех? А потом я должна просить о том, чтобы Он мне помог избавиться от этого греха? Я исповедовалась на протяжении десяти лет. Но я не хотела бросать грех. И когда я уже начала просить Господа: «Помоги мне захотеть бросить грех», тогда Он помог, и я начала хотеть бросить этот грех. А потом я начала просить, чтобы Он меня избавил от греха. И только я обиделась на Господа, что Он меня не избавляет от греха (я уже несколько лет Его просила), Он вдруг избавил от него совсем, в одно мгновение. Я не знаю, так я делала или не так».

– Мы услышали самое главное: человек действительно стремился оставить грех, страсть, просил у Бога помощи и верил в то, что Господь поможет. И человек дождался этой помощи Божией, проявляя твердость. Это важно, просто необходимо – чувство, когда мы очень много пострадали от страсти и действительно имеем намерение избавиться от нее, просим Бога уже в изнеможении, чтобы Господь нам помог. И помощь Божия приходит, когда Господь действительно видит, что силы, которые у человека были, он отдал тому, чтобы противостоять страсти.

Господь помогает! Так что, надеюсь, и телезрители, которые смотрят сейчас эту передачу, вспомнили какие-то ситуации из собственной жизни. Думаю, многие просили у Бога помощи и, прикладывая усилия, эту помощь действительно получали. Если у кого-то есть сейчас такое желание, звоните к нам в студию, рассказывайте, как Господь проявил к вам любовь и милость.

– Бывает еще такое, когда мы на исповеди говорим «джентльменский набор» грехов. Это гордыня, осуждение, раздражение, празднословие и прочее. Но вдруг понимаем, что у нас есть грех, который мы очень сильно любим, который нам нравится. Я очень часто спрашиваю у людей, которые курят, почему они не бросают, и ответ очень простой: «Мне это нравится. Я могу бросить в любую секунду, но не хочу этого делать». Уверен, что многие телезрители со мной согласятся: мы часто не понимаем, что то или иное наше состояние – это грех, который мы не всегда способны осознать. Мы можем покаяться на исповеди и сказать о нем, понимаем, что надо об этом сказать, но не собираемся с ним прощаться. Бывает такое?

– Конечно, бывает. И я бы хотел сказать еще о том, что во время Великого поста мы постоянно читаем молитву Ефрема Сирина, молимся и искренне просим Бога, чтобы Он дал нам возможность понять: то, что мы совершаем, является грехом – и нам нужна помощь Божия. Без помощи Божией мы не в состоянии внутренне правильно, грамотно оценивать то, что совершаем.

Когда мы говорим про гордость, мы помним о том, что Денница пал именно по гордости. Поэтому гордыня – корень всех зол. Вот человек каждый раз проявляет эгоизм, говорит: «Я хочу съесть сладенького». Ест и ест, и в конце концов появляется какое-то заболевание, и человек в этом состоянии умирает, к сожалению, без связи с Богом. Это совершенно чудовищное состояние, когда человек пытается получить радость не от жизни с Богом, а именно от земных пристрастий, связанных или с продуктами питания, или с напитками, или употреблением чего-то другого (например, сигарет).

– Мы говорим о плотских грехах (это чревоугодие, табакокурение, алкоголизм), но ведь существуют еще и те грехи, которые нас подводят к этому.  Да, гордыня – мать всех пороков (в советское время говорили, что лень – мать всех пороков, но лень – это тоже продукт гордыни). Это всем понятно, но тем не менее мы все время в этом состоянии находимся. Греховная жизнь нам навязывается, мы слышим постоянную пропаганду: «Наслаждайся, живем один раз». И позволяем себе съесть лишний тортик, осудить брата своего. Скоро Троицкая родительская суббота… Вдруг мы начинаем задумываться о том, что жизнь заканчивается. Но спокойно грешим – все равно же умрем.

– Тот человек, который имеет здесь, на земле, жизнь с Богом, уже приобщился к вечной жизни. И приобщившись к ней, уже испытывает страх благоговения перед Богом, потому что он не хочет огорчить Господа, а хочет пребывать именно в радости от общения со своим Творцом и Создателем. Поэтому то, что такой человек совершает на земле, он совершает уже во славу Божию. И если какие-то страсти были, человек сумел их преодолеть.

– Вопрос телезрителя: «Кто-то из святых говорил, что самое страшное в вере –  привыкание к ней. Отсюда в таинстве может остаться только обрядовая сторона и выработается привычка поговорить на исповеди, привычка причаститься. Это все превращается в каждодневный труд, но не служение. Может, в этом проблема?»

– Действительно, если у человека вера является знанием, тогда человек совершает все свои действия разумным образом. Если он знает, что ему это навредит, он этого не совершает. Скажем, человек знает, что у него есть какое-то заболевание и он имеет то или иное ограничение в пище. У него может быть пожизненный пост из-за этого, и человек совершает это автоматически. При этом он может, с одной стороны, быть  духовным, а с другой – совершенно бездуховным человеком, который заботится только о своем теле.

А для верующего очень важно понимание и осознание: то, что он совершает, он совершает Христа ради. Когда мы совершаем что-то во славу Божию, Христа ради, мы за это получаем благодать Божию. И благодать Божия нам дает возможность надеяться на вечную жизнь с Богом. А жизнь без Бога – это уже совершенно другая жизнь, и в ней человеку бывает очень непросто разобраться, что с ним происходит на самом деле.

Как верующий человек, Вы каждый день стремитесь прожить по своей вере и руководствуетесь именно теми установками, что есть в лоне нашей Церкви. Это очень важно. У человека, который живет вне лона Церкви, жизнь не так структурирована, он находится в неопределенном состоянии. Может быть, придумывает какие-то диеты, стремится еще как-то вести свою жизнь. Но у него нет очень важного стержня внутри, который позволяет ему с пониманием относиться к тому, что он делает и что вокруг него происходит.

Я искренне желаю каждому из тех, кто смотрит нашу передачу, постараться разобраться в своей жизни так, чтобы ваша вера была таким знанием, которое помогало бы вам в повседневной жизни. Эта помощь – как воздух, потому что это жизнь в буквальном смысле этого слова.

Каждый раз вспоминая тех или иных праведников и угодников Божиих, мы видим, как они возлюбили Бога всем сердцем и всей душой своей. Они выстраивали свою жизнь так, чтобы она была для них благодатной, чтобы они имели мир и покой в своей душе и радость от того, что имеют жизнь с Богом. Даже если в их жизни происходили какие-то сложные ситуации, даже если их гнали, они радовались. Вспомним апостолов, они не роптали, не злословили тех, кто им сделал больно и плохо, а благодарили Бога, что Он дал им возможность пострадать и укрепиться в своей вере.

В нашей повседневной жизни мы тоже должны постоянно проходить те или иные испытания без ропота,  раздражительности, чувствовать в себе любовь, которая была бы творческой, созидательной, испытывать радость от того, что мы действительно являемся чадами Божиими. И стремиться на земле провести свою жизнь не как придется, а с Христом, нашим Богом. В этом помогает исповедь.

Бывают ситуации, когда мы устаем: целый день крутимся как белка в колесе; то одно, то другое. И в конце дня человек не выдерживает, срывается, впадает в раздражение и гнев. Человек на исповеди говорит: «Срываюсь, не могу сдержаться; трудно, тяжело». Тогда Господь приходит на помощь, если мы Его просим. Говорим Господу, что совершили грех, и просим, чтобы Он помог в дальнейшем в подобной ситуации преодолеть это состояние. Надеемся, что Он даст силы, Свою благодать, Свою Божественную энергию, которая будет удерживать нас от того или иного греха.

Некоторые говорят, что больших грехов не делают; но перед Богом грех есть грех. Очень важно, чтобы была постоянная работа над собой. Эта работа предполагает, что мы регулярно исповедуемся. Этим мы говорим Господу: мы понимаем, что неправильно поступили. Но мы в этом раскаиваемся и просим, чтобы Он помог в дальнейшем стать лучше. Это серьезная, кропотливая, постоянная работа человека над собой; причем в течение всей жизни.

Для современных людей (в отличие от советского периода времени) время сейчас является достаточно благодатным, потому что есть возможность посещать храмы, исповедоваться, причащаться регулярно, вести христианский образ жизни. Надо только приложить к этому усилия. Бывает, что страсть одолевает сильно и не дает никакого покоя; человек только этим и живет. В этом случае надо прикладывать очень большие силы. Важно поститься, молиться, обращаться к Богу, просить у Него помощи, верить в то, что Господь не оставит, и Он обязательно поможет. Но для этого нужно проявить силу и твердость.

Если формально к этому будем относиться, результата никакого не будет. Наше желание должно быть деятельным. Хорошо, если есть грамотный священнослужитель, еще лучше духовник, с которым можно посоветоваться и который все объяснит; священнослужитель в данном случае – помощник в этом нелегком труде. Не должно быть привязанности к тому или иному священнослужителю, а должно быть определенное постоянство в нашем желании обращаться к Богу и в желании избавиться от той или иной страсти, от того или иного греховного навыка.

– Один мой друг-священник  как-то сравнил грех со жвачкой: мы жуем ее, она теряет вкус, но мы все равно ее жуем. Грех как жвачка: он в нас существует, но мы не понимаем опасности этого навыка греха, потому что к нему привыкли. Если мы не понимаем этого греха, что нам делать? Как его увидеть?

– У нас есть возможность читать Священное Писание, творения святых отцов, современную прекрасную духовную литературу; например, «Опыт построения исповеди» отца Иоанна (Крестьянкина). Надо трудиться над собой. Если мы не будем прикладывать усилия, то ничего не получится.

– И тогда грех заполнит все наше существование.

Вопрос телезрителя: «Можно ли, читая Акафист за единоумершего, перечислять всех своих родных?»

– Есть молитвы за многих людей, а есть за одного человека. Такие молитвы есть и в Требнике, которым пользуются священнослужители; и есть специальные молитвы для мирян. У нас всегда существовала традиция читать Псалтирь царя Давида, которую я очень рекомендую всем. Можно составить список всех родных и близких, поминать их – и это будет очень правильно, важно и необходимо.

Есть возможность, посещая храм, подавать записки за своих родных и близких на проскомидию. В конце службы священник, опуская частички за каждого в чашу, специально молится, чтобы Господь простил всех, кто был помянут. Это тоже является очень важным.

В памятные дни (когда совершается память в день рождения или в день смерти) есть возможность во время литургии помянуть человека. Мы подаем на заупокойную ектению и молимся об усопшем. На панихиде можем помолиться как за одного человека, так и за многих родных и близких, написав большую записку. Поэтому я искренне надеюсь, что Вы познакомитесь с нашими церковными традициями более подробно и будете поминать так, как принято в Церкви.

Всегда есть возможность подойти к священнослужителю и уточнить, как правильно молиться. Ко мне не раз подходили в храме и спрашивали, как надо читать Псалтирь. Я спокойно объяснял, как правильно нужно читать и молиться, в какой момент читать поминальные молитвы. Не стесняйтесь, приходите в храм и спрашивайте у батюшек.

Духовно-нравственные традиции нашей Церкви сегодня нуждаются в разъяснении, потому что советские годы наложили неизгладимый отпечаток непонимания на многие моменты. Поэтому ни в коем случае не надо стесняться, нужно приходить в храм, задавать вопросы. Но перед этим желательно подготовиться. Как только возникает тот или иной недоуменный вопрос, попытаться в нем разобраться, прочитав соответствующую литературу; а потом подойти к священнику с конкретным непонятным вопросом. Сейчас существуют достаточно большие возможности, чтобы читать духовную литературу. Есть библиотеки при храмах, можно взять книжку и прямо с ней прийти к священнослужителю. В воскресных школах можно получить различные разъяснения; на катехизаторских курсах. Надо этим всем пользоваться.

– Это прекрасно, когда есть такая возможность. Но далеко не каждый идет в библиотеку в храм или покупает литературу в церковной лавке. Чаще всего мы спрашиваем у своих знакомых, что и как нужно делать в Церкви. Не каждый из нас читает правила исповеди по Иоанну (Крестьянкину). Чаще всего на исповеди мы руководствуемся правилом, который берем просто из головы. Как исповедоваться, чтобы очистить свою душу, попытаться так представить свою духовную жизнь, чтобы понять, что грех мой и навык моего греха можно исправить?

– Для этого есть возможность исповедоваться вечером. Вечером батюшка, как правило, никому не отказывает, потому что на следующий день утром служится литургия. Очень хорошо, когда люди с вечера исповедуются, потому что во время литургии времени очень мало. Хорошо также, если с батюшкой договориться на какое-то определенное время. 

Некоторые говорят, что хотят исповедоваться во время литургии или до начала литургии. Но мало кто приходит рано, до литургии, объясняя это тем, что долго добираться до храма; детей трудно поднять; или еще какими-то семейными делами. Хотя при этом есть желание исповедоваться и причаститься. К сожалению, для человека это становится большой проблемой. Потому я искренне желаю, возлюбленные братья и сестры, чтобы к вопросу исповеди Вы относились очень серьезно.

А если возникают какие-либо вопросы, то я советую обращаться на сайт Московского Патриархата. Нужно набрать ключевое слово: например, о причастии, об исповеди, и можно почитать все эти материалы. Мы всем своим прихожанам советуем обращаться к этому сайту, чтобы разобраться в тех или иных вопросах.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Елена Кузоро и Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​