Беседы с батюшкой. «Как любить ближних, если мы говорим на разных языках?». Священник Александр Асонов 13 января 2023

13 января 2023 г.

В студии священник Александр Асонов, настоятель храма во имя всех святых на Гатчинском кладбище.

– Тема сегодняшней передачи: как любить и понимать ближних, если мы говорим на разных языках? Помните, был такой фильм «Доживем до понедельника»? Там была всем известная фраза: «Счастье – это когда тебя понимают». Я уверен: когда тебя понимают, это означает, что тебя любят. Если есть желание понять человека, значит, здесь присутствует любовь.

Другое дело, что мы часто этот термин опускаем и пытаемся любое наше общение превратить в какой-то очень простой разговор. В смысле – очень незатейливый. В результате часто, слушая друг друга, мы друг друга не слышим; пытаясь понять друг друга, мы друг друга не понимаем и христианскую любовь воспринимаем только так, что я – замечательный человек, а вы, христиане, любите меня. В чем же тогда вопрос, когда мы действительно пытаемся понять друг друга или не понимаем друг друга? Тем более когда говорим на разных языках. Здесь мы можем вспомнить и Троицу, и глоссолалию, можно о многом поговорить.

– Глоссолалия – это вообще отдельная история. Надо пояснить нашим телезрителям: когда мы говорим о глоссолалии, мы имеем в виду говорение на иных языках. Это один из тех даров, которые проявились у апостолов в день Пятидесятницы. Они стали говорить на разных языках, и многие люди, которые приехали в Иерусалим из разных уголков мира, слышали свой диалект. Кстати, в некоторых исторических христианских общинах есть харизматическое движение. Оно есть даже там, где нам сложно себе это представить. Это интересная тема. Опять же вопрос: а при говорении на других языках понимают ли люди друг друга? Мы-то их точно не понимаем.

Вы сразу обозначили так много аспектов, что сложно все охватить. Я позволю себе рассмотреть сейчас какое-то одно направление. Если говорить о взаимоотношениях между людьми в общем и целом, то, естественно, иногда возникает недопонимание. Я бы назвал это некоторой формой дискоммуникации. У лингвистов есть такое понятие, как когнитивный гэп, или когнитивный провал. О чем идет речь? Когда люди говорят на одном и том же родном языке (допустим, в России мы общаемся на русском), но друг друга недопонимают. Вроде бы мы говорим на одном и том же языке, на одном и том же наречии, используем один и тот же диалект, фонетику, синтаксис и все остальное, но тем не менее друг друга недопонимаем. Какая-то общая концепция существует, но не можем осознать главного значения нашей беседы, нашего общения. Это и называется когнитивным провалом или некоторой формой дискоммуникации, то есть коммуникативными проблемами. Это встречается часто. Мы просто не обращаем на это внимание.

Хочу сразу отметить следующее. Вы сказали о любви. Это такая сложная и пикантная тема, что я бы ее оставил на потом. Мы к ней еще вернемся в течение нашей передачи. Потому что любовь – это всегда однозначное понимание друг друга. Очень часто многие говорят, что когда любишь человека, тебе есть о чем с ним помолчать. А это тоже форма общения.

Вообще общение бывает разным. Оно бывает не только вербальным, но и визуальным, тактильным. Но суть в том, что люди очень часто друг друга недопонимают, даже используя одну и ту же родную речь. Все это происходит вследствие того, что каждый человек является индивидуумом, который происходит из определенной субкультуры, то есть имеет свое определенное прошлое, свой личный жизненный опыт: где-то этот человек вырос, с кем-то он до этого общался. Он воспринял определенные концепции, использует определенную терминологию.

Интересно, что даже есть термины, которые в разных сообществах нашей культуры по-разному воспринимаются. Это вообще такой филологический, психологический, психиатрический вопрос, но в том числе и теологический. Так, например, древний спор византийских христиан с латинянами о том, что происходит во время совершения таинства Евхаристии (пресуществление или преложение), опять же касается вопросов недопонимания и использования разных терминов, разных языковых форм.

Латинский язык обладает своим определенным синтаксисом, своей морфологией и фонетикой, но помимо этого он обладает разными формами времени, в отличие от греческого языка. Так, например, в греческом языке, как и в русском, настоящее неопределенное время предполагает и сейчас, и завтра, и вчера, а в латинском языке в некоторых вариантах существует форма настоящего продолженного времени, то есть действо происходит сейчас. Не знаю, понимают ли наши телезрители, о чем я сейчас говорю, но настоящее продолженное время – это когда действие совершается сейчас. Настоящее неопределенное – это когда действие вообще совершается.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «По своему опыту я заметила: иногда, даже если человек хороший, очень мешают общаться помыслы, подозрения, какое-то осуждение. Скорее всего, надо просто молиться в этот момент; может, читать Иисусову молитву, чтобы действительно полюбить человека, а не допускать каких-то мыслей о нем. Они очень мешают в общении».

(Далее диалог с телезрительницей.)

– У Вас, судя по звукам, там малыш играет?

– Да, дети играют.

– А как Вы с ними общаетесь? У Вас с ними полное взаимопонимание?

– Да, потому что мы все время вместе, с момента их рождения, и тут даже слова не нужны. Даже ученые говорят, что 80 % общения между людьми происходит на невербальном уровне, то есть и души общаются, почему и молча можно пребывать в общении. Просто мы этого, наверное, не осознаем в полной мере.

(Окончание диалога.)

– Я об этом как раз сейчас говорил, что общение бывает разным: вербальным, тактильным, визуальным. Я еще в самом начале сказал, что когда с человеком взаимопонимание, тебе есть о чем с ним помолчать. Так и есть! Кстати, здесь мы можем говорить о таком явлении, как дружба. Дружба ведь тоже предполагает некоторую особенность любви. Дружба вообще без любви не существует. Но только это особая любовь.

Именно по этой причине греки использовали разные термины для определения любви, это эрос, мания, филия, агапе и сторге. Все эти термины сейчас могли бы быть переведены на русский язык одним словом «любовь». Но каждый из них предполагает определенную форму любви. Мы понимаем, что «эрос» – это плотская любовь. «Филия» – это, скорее, семейная, братская любовь. Отсюда есть слово «филиал». Термин «агапе», кстати, активно стали использовать христиане. Это такая духовная любовь между людьми, когда действительно можно о чем-то помолчать, когда люди друг друга чувствуют. «Мания» – это тоже любовь к чему-то.

Эти разные формы любви для греков имели определенное значение. Эти термины не просто так использовались в греческой античной культуре. Мы сейчас это не используем. К сожалению, наш язык по сравнению с древними языками очень часто показывает некоторую бедность. Поэтому нам сложно что-то правильно выразить, какие-то мысли. В том числе поэтому и происходит недопонимание между людьми. Этого недопонимания очень много. Я вот начал рассказывать о латинском языке, древнегреческом языке, о том, что между христианами латинской и византийской традиций возникли некоторые разногласия именно в том числе и вследствие некоторого недопонимания с позиции использования разных языковых форм. Это очень интересная тема.

– Меня интересует еще одна тема. Я слушаю Ваши проповеди. А ведь тоже нужно объяснить, что такое проповедь.

– Да, в семинарии даже есть специальная дисциплина, которая называется гомилетикой.

– «Проповедь» – это же буквально «объяснение».

– Краткое пояснение услышанного текста. Краткое! Я иногда увлекаюсь. Академическая норма определяет от 5 до 15 минут, не больше.

– Так вот, часто, когда мы слушаем проповеди, мы готовимся к тому, что это язык, который нужно еще понять. Потому что священник в проповеди использует определенные, очень интересные термины, которые понятны не каждому человеку. Священники в проповеди используют определенные обороты. Проповедь – это какая-то особая штука. Действительно часто бывает так, что люди послушали проповедь, а вот о чем говорил священник, им непонятно.

– Я вспомнил, как в одном монастыре после литургии один из монахов на трапезе сказал: «Батюшка наш так красиво говорил, у него такие белые зубы!» Зубы-то заметил, а вот о чем говорил, непонятно. Суть оказалась не столь важна. Я, кстати, в таких ситуациях оказывался. Очень часто важно, как мы себя ведем, то есть внешняя форма превалирует над содержанием. Так устроен человек.

– В этом случае каким образом найти этот общий язык?

– Именно в вопросах гомилетики? Скажу так: нас всех учили понемногу чему-нибудь и как-нибудь. Всех будущих священнослужителей учат гомилетике, но быть хорошим проповедником – все-таки дар. Поэтому духовенству даже рекомендуется использовать сборники проповедей. Если ты не уверен, что и как сказать, чувствуешь, что у тебя получится косноязычно, лучше возьми уже утвержденные сборники проповедей (они есть практически на все случаи жизни) и используй то, что напечатано. Там все кратко, понятно, и людям будет полезно.

– Продолжу тему взаимоотношений и нахождения общего языка именно в Церкви. Часто бывает так, что мы даже при исповеди пытаемся подобрать слова, то есть даже в этом соблюдаем какой-то определенный разговор, чтобы священник нас понял. Но поговорим об этом после вопроса телезрителя.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Известно высказывание, что Церковь – это духовное единство людей, верующих во Христа и стремящихся жить по Его заповедям. Тогда уже и язык никакой не будет нужен, это будет второстепенно. Но как этого достичь? Вот в чем проблема».

– Начну с вопроса по поводу исповеди. Понимаете, исповедь – это очень интимный вопрос. Исповедь предполагает прежде всего внутреннее раскаяние. Даже не важно, как человек это выражает словами, что он говорит, главное, чтобы у него было сокрушение сердца. Это одно из тех таинств, которое происходит только тогда, когда внутренний человек сокрушен...

Так получилось, что в нашей русской традиции исповедует практически любой священник. Может быть, это даже неплохо, но, к сожалению, иногда некоторые батюшки забывают о том, что исповедь происходит не перед ними, а перед Господом Богом. Любой священнослужитель во время исповеди является только свидетелем, который должен перед Богом Всемогущим выслушать исповедующегося, объявить отпущение грехов и прочесть разрешительную молитву об отпущении грехов. Если человек раскаивается, священник обязательно должен отпустить грехи. Но некоторые батюшки, к сожалению, это забывают, пытаются иногда принять на себя функцию Бога, начинают учить уму-разуму. Но это частный вопрос.

К чему я все это говорю? На исповеди язык часто не так важен, важно состояние души, о чем говорил сейчас и наш постоянный телезритель из Белгорода. Для человека важно состояние души, внутреннее духовное состояние. Как этого достичь? Постоянным стремлением к Богу, постоянным внутренним духовным трудом, стяжанием Святого Духа. Потому что вера – это осознанный акт человеческой воли, это надо понимать; то есть это тоже дело. Вера связана с устремлениями, и это акт человеческой воли. Человек принимает какие-то решения, делает какие-то выводы, к чему-то устремляется и в результате начинает что-то делать. Поэтому очень важно, чтобы происходила постоянная внутренняя работа. Апостолы потому и говорили, что надо бодрствовать, наблюдать за собой. Все очень неустойчиво в этом мире, все очень сложно.

– Хочу привести такой пример. Однажды я попал в такое общество, где были люди с нарушением слуха и речи. Их было много, несколько десятков человек, и они общались друг с другом языком жестов. Я смотрел на них и вдруг понял, о чем они говорят. Например, двое из них объяснялись в любви, это было абсолютно точно, потому что они так смотрели друг на друга, что я совершенно четко это понял. Это к разговору о любви и понимании. В данном случае любовь была настолько сильна! Что называется, поверх барьеров...

– Но мы же не можем любить всех. Почему я и сказал, что вопрос любви оставил бы на потом. Понятно, что люди, которые любят друг друга, всё понимают без слов. Но мы живем в обществе, и нам нужно между собой общаться. В обществе может быть взаимопонимание даже без любви. Просто надо понять причины недопонимания и каким-то образом пытаться этот вопрос решать.

Есть даже такая профессия – медиатор (что в переводе на русский язык означает «посредник»), это человек, умеющий помочь и знающий, как помочь сторонам, которые недопонимают друг друга. Он со стороны объясняет, как лучше подойти к тому или иному аспекту, каким образом следует решить тот или иной вопрос. Не случайно же существует такая профессия. Медиаторами априори должны быть все дипломаты, то есть должны уметь договариваться. Это дорогого стоит.

Недостаточно понимать речь, надо понимать суть происходящего. И очень важно найти правильный подход к тем или иным аспектам и к тому или иному человеку, правильно объяснить что-то, правильно что-то рассказать. И это можно делать без любви, но надо обладать когнитивными способностями, которые некоторым людям даны, может быть, от рождения, но их все равно надо развивать. Любой человек может развивать когнитивные способности, но этим надо заниматься, это труд. При этом, чтобы понимать кого-то, необязательно любить этого человека. Я говорю об очень важном социальном явлении. У нас часто дискоммуникация, мы друг друга не понимаем. Говоря на одном и том же языке, дети могут не понимать родителей, родители – детей, но это не значит, что они друг друга не любят.

– Вспомнил фильм «Двенадцать»...

– Да, это хороший пример. Там показаны когнитивные провалы, когда люди в группе не могут принять какого-то элементарного решения, потому что у каждого своя точка зрения; все говорят на одном языке, но у каждого свой жизненный опыт, свой личный жизненный багаж, что тоже влияет на ситуацию. И это очень важно понимать.

Мы можем найти правильные точки соприкосновения в нашей культуре, в нашей речи, но этого надо желать, к этому надо стремиться. Иногда это невозможно, потому что кто-то просто не хочет взаимопонимания, у человека может быть своя точка зрения, и он просто не желает (бессознательно или сознательно) принимать какие-либо другие внешние концепции и точки зрения. Кстати, в современном обществе это очень хорошо видно, особенно когда общество переживает социально-геополитический кризис. Это иногда обретает массовый характер. Общество как социальный организм также подвержено некоторым психиатрическим отклонениям. Вообще психиатрические заболевания иногда заразны; и это не шутка, это такие вещи, с которыми шутить нельзя.

– Вопрос телезрительницы из города Чехова: «Я в жизни потеряла очень много родных людей. И было у меня такое состояние лет двенадцать назад, что я продала родительскую квартиру и почти все деньги раздала – видно, такой сильный  у меня был стресс. Сейчас, когда прошло четырнадцать лет, у меня появилось желание что-то делать, какой-то ремонт, моя душа успокоилась. Я обратилась к своей родственнице, даже не стала упоминать о продаже квартиры, просто сказала: «Помоги мне немножко». И попросила у нее всего пятьдесят тысяч. А дала ей тогда полмиллиона. И она мне отвечает: ˮЯ у тебя ничего не брала, я тебе ничего не должна. Ты ко мне не ходи и больше не звониˮ. Мне очень больно. А я ничего плохого ей не сделала».

– Можно сделать вывод, что это не близкие люди; такое отношение свидетельствует лишь только об одном. Ничего нового здесь нет. Как к этому относиться? Это печально, плохо. Могу только лишь молиться за Вас, чтобы Господь уврачевал Вашу боль, чтобы у Вас не было скорби по этому поводу. Но от себя скажу, что надо сделать правильные выводы. Что значит правильные выводы? Понять, что эти люди не дорожат Вами, если ведут себя вот так некрасиво, и отпустить ситуацию, потому что уже ничего не изменить. Попросить у Господа Бога в молитве, чтобы Он послал Вам помощь и поддержку. Господь через других людей Вам поможет, я в этом даже не сомневаюсь. А эти люди сами выбирают свой путь.

Мы видим похожие ситуации в жизни, это происходит в жизни каждого из нас. И я не имею в виду только лишь родственные отношения, а говорю вообще про человеческие взаимоотношения. Мы встречаем очень похожие ситуации. Конечно, может возникнуть желание каким-то образом повлиять на того или иного человека или воззвать к Господу: мол, как земля носит таких людей... Но этого не стоит делать.

Когда человек совершает неправильный поступок, включаются определенные невидимые механизмы. Пример я приведу очень простой. Когда кто-то поднялся на десятый этаж большого дома и сделал шаг с крыши, начинает работать физический закон гравитации – тело неизбежно притягивается к земле. Какое-то время человеку будет казаться, что он летит, но рано или поздно он встретится с поверхностью земли. Это невидимый закон, не мы его устанавливали, он до нас существовал.

Существуют невидимые духовные законы. Человечество об этом знает давно на уровне бессознательного. Любой человек, приходящий в мир, где-то внутри чувствует, что такое хорошо, а что такое плохо. Законы этики и морали не на пустом месте появились. Это не только лишь общественный опыт человечества или личный опыт того или иного индивидуума; это определенное внутреннее знание, которое человек имеет по факту рождения, поскольку был создан по образу и подобию Божьему. Мы все это чувствуем, знаем.

И мы видим в истории очень много примеров: когда человек сделал что-то неправильное (даже если этот проступок как нарушение не прописан в том или ином государственном праве), по совести нарушил какой-то очень важный закон, включаются невидимые системы. Примеров таких много, и заканчивается это всегда плохо.

Господь говорит: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Счастлив тот, кто никем и ничем не связан. Чаще всего счастлив тот, у кого нет особых материальных привязанностей, какого-то богатства. Почему Господь и сказал, что богатому сложнее всего войти в Царство Небесное. Заземление, привязанности, аддикция... Маму родную предадут ради своего богатства; человека родного закопают ради своего удовольствия. Ничего хорошего из этого никогда не получалось. Но для того чтобы это увидеть, надо пожить. Все механизмы не сразу начинают работать. Повторюсь, когда человек летит с десятого этажа, он тоже какое-то время находится в состоянии свободного полета... Нравится нам это или не нравится, принимаем мы это или не принимаем, но все эти законы работают и от нас не зависят.

Это, кстати, к вопросу о суде Божием. Мы говорим: «Куда же смотрит Господь!? Как же так? Почему так происходит?..» В данном случае мы неправильно задаем вопросы, поэтому не получаем никаких ответов. Бог здесь ни при чем. Существует определенная система взаимодействия тех и иных начал, как в вопросах физики, математики. Физика, математика – лишь попытка объяснить все метафизические законы, существующие за гранью; они существуют как бы вне Бога, Бог – над всеми законами, и это надо понимать.

Суд Божий состоит в том, что Бог дает человеку возможность избежать суда. Вот какая интересная ситуация. Он единственный Адвокат, единственный Защитник. И Он не судит. Приведу банальный пример: человек идет к обрыву. Ему говорят: «Ты сейчас упадешь». Он говорит: «Нет, не упаду. И вообще мне нравится обрыв, и я люблю летать». Это выбор человека. И когда он с этого обрыва шагает, мы уже ничего не можем поделать – он сделал этот выбор и полетел на камни. Вот и вся история. Как его можно удержать? Человек делает выбор – и включаются законы. Это и есть суд. Но это не потому, что Бог суров.

Иногда спрашивают, почему столько горя и несчастья в мире. Как почему? Потому, что в мире существуют законы, которые вступили в определенную реакцию между собою вследствие человеческого так называемого первородного греха. Все началось с нас, любимых; это мы запустили эту систему. Это благодаря нашему вавилонскому бунту существует то, что существует: и смерть младенцев, и убиение невинных, и многочисленные катастрофы на планете и во Вселенной. Все это благодаря человеку.

Мы, наверное, подумаем: «Как же так? От нас ничего не зависит, мы же такие маленькие...» Не надо этого лицемерия. Все зависит от человека. Еще древние утверждали, что всё от человека. Только нам не хочется признавать факта, что мы – соучастники преступления. Мол, это Бог виноват, это Он все сотворил; мы-то тут при чем? Мы вообще такие гладкие и пушистые... Мы как раз и есть те самые боги, которые мечтают о лучшем мире. Только почему-то он у нас постоянно не получается; мы его создаем, создаем, а он рушится. Вот такая история.

– Вавилон Вы хорошо вспомнили – это связано и с языками, и с пониманием. Смешал Господь языки, но по какой причине?..

– Вообще это интересное древнее сказание. Наверное, речь идет не о том, что появилось сразу множество разных языков. Между людьми было нарушено взаимопонимание, возникли когнитивные провалы, они перестали находить между собой согласие. Вообще что такое Вавилонская башня? Это же очень интересно. Недаром мы часто аллегорически используем выражение «вавилонский бунт», когда речь идет о горделивом восстании человека против Бога и Богом установленных правил и законов. Там ведь в чем смысл? Мол, не приемлем мы этих правил. Как-то работают эти законы, а мы сейчас их разгадаем, поднимемся еще выше и все переделаем, потому что мы знаем лучше...

Да ничего мы не знаем. Да, мы запустили процесс, а как дальше действовать? Управлять этим мы не умеем. Вот в этом вся проблематика человека: он не над битвой, он в битве. Да, мы знаем, что есть добро, есть зло, правое, левое. Но почему они иногда местами меняются? То есть о существовании добра и зла мы знаем, а правильно определить их в определенном контексте не можем. Потому что сегодня это добро, а через десять лет оказывается, что это добро было злом. И наоборот. Поди рассуди.

Посмотрите сейчас на геополитическую ситуацию: как быстро все переворачивается с ног на голову! Интересно все это наблюдать. А потом люди задаются вопросом, почему вдруг такое большое количество людей как с ума сошли (я образно говорю).

Когда-то, будучи мальчиком,  я был в Германии и еще застал поколение людей, которые видели Германию периода правления Адольфа Гитлера; и самого Гитлера видели. Я  спрашивал у этих пожилых немцев, как так случилось, что Германия, которая очень много столетий была страной, где творили очень просвещенные люди (Кант, Гегель и многие другие), вдруг превратилась в рассадник нацизма, шовинизма и всяких ужасов. Причем это не сразу рассмотрели, многие это поддержали (если внимательно изучать историю) и даже заигрывали со всеми этими идеями. И пожилая немка на мой вопрос вздохнула и сказала: «Я сама не понимаю; он был для нас богом».

– Вот как!

– И достаточное количество лет целый народ жил с этими убеждениями. И получилось то, что получилось. Почему это происходит? Гордыня, самолюбие, отсутствие Бога в жизни человека. Отсюда и недопонимание; я бы даже сказал, нежелание понять ближнего своего.

– Мы приходим в церковь, участвуем в общем деле, то есть в литургии, вместе едиными устами и единым сердцем славим...

– В литургии все о любви, взаимопонимании, милосердии. Диакон восклицает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы!» Если вслушиваться в богослужебные тексты, вся литургия насыщена проповедью милосердия, сострадания, любви; она вся из этого соткана. А если внимательно читать все наши молитвы в молитвослове, то это великое утешение. Надо просто это прочувствовать, понять. В этих молитвах практически нет разговора о каком-то страшном суде, там речь идет о том, что Бог – это любящий Отец, Милосердный и Сострадательный, что Он любит человека и всегда рядом с ним, как любящая мать, которая не оставит свое дитя, каким бы оно ни было. Все наши молитвы, вся наша вера – в этом.

Поэтому возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы. Пусть будет между нами, христианами, взаимопонимание. Пусть Господь силою Духа Святого созидает в наших сердцах любовь.

– Спасибо за этот разговор, я для себя открыл очень много нового. Очень люблю общаться с Вами. И очень благодарен за такую беседу.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать