Беседы с батюшкой. Как Бог дает веру?

18 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин. 

– Тема сегодняшней передачи: «Как Бог дает веру?» Вроде бы довольно простой вопрос, хотя всем нам хочется ответить на него таким образом: Бог дает веру, и мне все равно, как Он это делает. Но вместе с тем мы настолько, кажется, огрубели и настолько в нас истощилась любовь, что иногда мы даже не слышим призыва Господа, не слышим призыва любви. Нам кажется, это не мы глухи, а Господь не хочет нас слышать, не любит нас, посылает нам всякие испытания для того, чтобы просто обратить нас к вере. А мы говорим: мы-то верим, просто Ты нас не слышишь, Господь… Как все же Бог дает веру?

– Нужно всегда помнить о том, что мы сами должны обращаться к Богу. Если мы к Богу обращаемся и просим Его, чтобы Он нам помог, вразумил нас, просветил, то, конечно же, Господь нас не оставит. Но для этого мы должны проявить инициативу, сами должны сделать шаг навстречу Господу. Господь каждый раз ждет нас с распростертыми объятиями. И если мы идем к Богу, причем идем совершенно бескорыстно, только с одним желанием – иметь жизнь с Господом (разобраться, как нам правильно здесь, на земле, жить, как подготовиться к вечной жизни), тогда и Господь, видя  наше желание, наше внутреннее состояние (Он ведь Сердцеведец каждого человека), конечно, отвечает таким образом, что мы действительно идем по тому пути, что приведет нас в итоге в Царствие Небесное.

Но если у человека нет внутри искорки любви, то любовь Божественная никаким образом не может человеку помочь. Потому что сам человек пребывает настолько в тяжелом состоянии, что не хочет никакой жизни с Богом. И нередко мы слышим в нашей повседневной жизни (и много таких исторических случаев знаем), когда люди прямо говорят, что они богопротивники, не желают никакой жизни с Богом и ничего общего не хотят с Ним иметь. Господь, несмотря на то, что желает спасения каждому человеку (мы знаем, что Господь Творец, Благ и Человеколюбец), не может ничего сделать с тем, кто пребывает в состоянии озлобления. Если у человека такое внутреннее состояние гордыни, оно не допускает его до Творца и Создателя.

Мы помним слова Священного Писания о том, что не надо метать бисер перед свиньями. Некоторые говорят: а почему Господь тому-то не помог, с тем человеком не проявил Себя так? А Господь уже при Своей жизни разъяснял людям, как здесь, на земле, они должны себя вести, чтобы быть чадами Божьими. И если они поступают соответствующим образом, Господь таким людям помогает. А если ведут себя так, что остается только сказать, что нельзя метать бисер перед свиньями, тогда эти слова являются очень важными в понимании того, насколько Господь любвеобилен и насколько не нарушает человеческой свободы.

Сейчас говорят об искусственном интеллекте, цифровизации, о тех вещах, которые имеют те или иные компьютерные программы. Но за каждой компьютерной программой все равно стоит человек. И этот человек имеет какие-то взгляды, убеждения, определенные пристрастия. Исходя из этого он уже и будет направлять даже искусственный интеллект... То есть мы каждый раз упираемся в свободу выбора человека: насколько человек может выбрать жизнь с Богом, предать себя в руки Божии и тогда уже быть проводником воли Божьей на земле и насколько может быть противником Божьим, действительно врагом Бога и людей как творений Божьих.

– Буквально сегодня я был в одной военной организации и просил показать мне храм, который находится на территории части. Только десятый человек сказал мне, где он находится. А все остальные говорили: «Понятия не имею»…Возникает очень интересный вопрос: неужели эти люди созданы Спасителем нашим для погибели? Есть же уличная миссия, когда мы идем на улицы и пытаемся разговаривать с людьми. Причем это уже распространенная форма общения с неверующими людьми. Кто-то откликается, но ведь большинство-то нет. Разве они созданы для погибели?

– Мы знаем, что есть действительно Божии люди. И есть другие, когда из рода в род  грехопадения увеличивались и увеличиваются. Люди были богопротивниками и своих детей воспитывают именно как богопротивников. Но бывают случаи, когда Господь, проявляя Свое милосердие и сострадание, человеколюбие, используя различные возможности, в земной жизни дает человеку шанс преобразиться. Кто-то, может быть, этим шансом и воспользуется, если будет поставлен в определенные условия, а кто-то не воспользуется. То есть здесь свобода выбора имеет место.

Один человек пребывает в благодати Божией и всю жизнь живет как праведник. Кто-то к Богу приходит раньше, кто-то позже, а кто-то и никогда не приходит. А кто-то, придя к Богу, тем не менее потом может закончить так, как закончил Иуда Искариотский. Здесь вариантов весьма и весьма много. И они напрямую зависят от того, что человек в тот или иной миг своей жизни будет выбирать: жизнь с Богом или, наоборот, без Бога.

– Вопрос телезрительницы: «Как избавиться от маловерия? Как стать духовно богатым?»

– Очень важно, чтобы Вы молились, просили Бога, чтобы Господь Вам помог. В истории христианства было и есть много таких случаев. Например, был Пахомий Великий, подвижник благочестия. В древности, когда разные люди его убеждали в том, что он неправильно исповедует и верует, он взмолился Господу и стал Его просить, чтобы Господь ему помог, вразумил его, просветил и указал, где же истина. И так горячо он молился (это было в начале его подвижнической деятельности), что Господь ему дал свидетельство: прозвучал голос, который сказал, что истина в Православной Церкви и может для него открыться более полно, если у него будет общение со святителем Александрийским Александром. Это стало для него откровением, которое помогло ему дальше жить во славу Божию.

Много и других примеров можем мы привести из житий святых, когда в тех или иных состояниях сомнения будущие святые угодники Божии пытались молиться Господу и просить Его, чтобы Он проявил к ним любовь, помог им в чем-то разобраться. И Господь им помогал.

Как Вам справиться с маловерием? Ходить в храм Божий, исповедоваться, причащаться и читать Священное Писание, просить Господа, чтобы Он Вам помог. Если Вы будете общаться с Господом, то Он обязательно сделает все возможное для того, чтобы в Вас окрепла вера, знание того, что наша истинная православная вера помогает человеку  подготовиться к жизни вечной. И, ощущая Божественную помощь, каждый раз чувствуя присутствие Божие, Вы будете укрепляться в своей вере и идти по тому пути, который Вам Господь указал. И так дойдете до вечной жизни; надеюсь, и до Царствия Небесного.

Общение с Богом предполагает, что мы регулярно молимся, читаем утренние молитвы, молитвы на сон грядущим. Вспоминая даже и непрославленных наших великих соотечественников, например Александра Суворова, мы помним о том, что он с детства был благочестивым христианином. Он постоянно молился, посещал богослужения и благочестиво провел свою жизнь до конца своих дней. И таких примеров у нас в России очень и очень много. Каждый пример помогает нам в нашей повседневной жизни следовать за Христом. Поэтому я надеюсь, что Вы будете посещать регулярно храм, постоянно молиться, читать Священное Писание, жития святых и так дойдете до меры духовного совершенства.

– Помните, у Булата Окуджавы была песня?..  «Не оставляйте стараний, маэстро, не убирайте ладони со лба»... Смотришь на наших пастырей и понимаешь, что постоянство в доброделании, наверное, помогает быть все время в духе, потому что иначе как-то все пропадает. В нашей мирской жизни я сталкиваюсь именно с тем, что стоит только отвлечься на всякие бытовые дела – и вдруг становится  скучно и неинтересно. Как в таком бытовом состоянии, когда мы зачастую не можем быть в храме чаще раза в неделю, сохранить созерцание Бога?

– Во-первых, когда мы живем в таком крупном городе, как Санкт-Петербург, у нас есть возможность посещать храм каждый день. Или до работы, или после нее мы обязательно можем посетить храм, если этого хотим, тем более в те дни, когда вся Церковь единым сердцем, едиными устами молится в двунадесятые праздники. Слава Богу, есть ранние богослужения, есть возможность прийти в храм и помолиться.

Я знаю очень многих людей, которые так поступали и поступают. Более того, у меня, например, тетушка и в советские годы, работая недалеко от Александро-Невской лавры, постоянно посещала Троицкий собор и постоянно молилась. Так молится и по сей день. То есть у меня есть пример, как это делал человек, даже работающий на светской работе. Она работала в военной организации, где дисциплина, опоздать нельзя, раньше уйти нельзя, и проработала там почти тридцать лет (ветеран труда), при этом постоянно посещала храм, постоянно молилась. А в дни Великого поста (на первой неделе и на Страстной) брала отпуск, чтобы обязательно посещать богослужения.

То есть даже в советское время возможно было жить с Богом. У нас немало было таких верующих православных христиан, которые вели благочестивый образ жизни. И здесь тоже очень важен настрой человека, насколько человек ощущает потребность в жизни с Богом, потребность в молитве, потребность посетить храм Божий, богослужение, помолиться в храме или даже просто заехать туда и помолиться перед той или иной иконой, святыми мощами угодников Божиих и попросить у них помощи. Всегда можно зайти в храм, поставить свечу, прочитать тропарь, молитву, даже когда не идет богослужение.

В каких-то местах и по сей день храмов не хватает, у людей нет возможности постоянно посещать храмы, тем не менее открыть дома Священное Писание человек может. Дома поставить свечу или затеплить лампадку перед иконой тоже человек в состоянии, прочитать и тропарь, и молитву. И попросить у Бога помощи. Может быть, даже вместе с семьей почитать Священное Писание, жития святых. На сегодняшний день много прекрасных и документальных, и художественных фильмов, посвященных духовной жизни. Их тоже можно посмотреть вместе с семьей. То есть на сегодняшний день все, что есть у современных людей, может служить для их спасения. И очень важно, чтобы мы этим воспользовались настолько, насколько это возможно.

Я многодетный отец. Мы регулярно занимались с детьми уроками, и нужно было посещать те или иные курсы, заниматься образованием. Тоже на все это нужно время. Старались распланировать свой день так, чтобы времени хватало на все. Хотя, если бы его было немного больше, было бы значительно лучше. Но времени есть столько, сколько есть, и нужно укладываться в отведенное нам.

Я рекомендую всем православным христианам составить план на день, на неделю, на месяц, на год. Тогда жизнь будет более духовной, потому что все будет идти по порядку. И в воскресный день у вас будет все не спонтанно происходить, а в определенное время встанете, в определенное время помолитесь; и так проведете весь день. Это будет правильно. То есть надо приучать себя в том числе и к дисциплине. И тот период времени, который вроде бы является свободным, тоже надо заполнить так, чтобы это пошло на пользу. Выходные дни, время отпуска, каникул тоже можно провести во славу Божию и с пользой для своей души.

– Вопрос телезрительницы: «Можно ли вымолить веру для другого человека?»

– Действительно, у нас есть такая возможность – просить Бога о том или ином человеке или о тех или иных людях. Когда мы приходим в храм, как раз и молимся о властях, воинстве и  тех или иных людях, которые в этот день что-то празднуют (может, у них день тезоименитства); кто-то заболел – и мы всей Церковью молимся за него. Каждый раз, когда мы просим Бога о помощи, мы веруем в то, что наша соборная молитва может помочь человеку, если он сам проявит к Богу любовь.

Но если человек находится в состоянии, которое не позволяет ему прийти к Богу, Господь уже ничего сделать не может – человек сделал свой выбор. Более того, человек совершает уже и соответствующие дела. Когда мы верим в Бога, то и совершаем дела любви. У нас уже есть определенные добродетели, и мы совершенствуемся, подготавливая себя к вечной жизни. А человеку, который пребывает в состоянии гордости, озлобленности или просто в состоянии равнодушия, помочь очень и очень сложно. Нужно, чтобы мы сами тоже проявили такие дела милосердия, которые помогли бы этому человеку обрести жизнь с Богом. Здесь нужны определенные беседы духовного плана, благочестивый пример, который помог бы этому человеку (или этим людям) по-другому посмотреть на жизнь. Благодаря различным усилиям у нас есть определенная надежда до последнего нашего вздоха, что человек преобразится. Конечно, мы не должны упускать никакой возможности проявить со своей стороны любовь в том объеме, в каком можем ее проявить.

Только что говорили о том, что у каждого есть своя семья, работа, и в эту жизнь вписать кого-то еще достаточно непросто. Тем не менее мы знаем, что Господь некоторым людям дает столько сил и энергии, что они могут вести за собой и других людей, помогать им. Я вспоминаю отца Иоанна Кронштадтского, скольким он помогал, каждый день ходил к людям, беседовал с ними, вразумлял их. И Господь ему давал силы, чтобы он помог людям обрести веру, жизнь свою преобразить.

Если у Вас будет желание помочь людям деятельным образом, конечно, можно помочь по Вашим силам. Но Вы при этом должны быть человеком, который и горячо верит в Бога, и в состоянии разъяснить людям, о которых есть определенные переживания, нашу веру, донести ее так, чтобы человек после этого захотел воцерковиться, захотел иметь жизнь со Христом, чтобы Ваш пример помог ему в жизни.

Мы видим много фильмов, известных артистов, известных священнослужителей; кто-то может им подражать в своей жизни. Если Вы будете вести праведный образ жизни, конечно, Господь будет помогать Вам в Вашем служении, если на то есть воля Божья. Здесь очень важная грань: когда мы полностью предаем себя в руки Божьи, когда говорим: «Господи, я хочу жить с Тобой, помоги мне прожить эту жизнь по воле Твоей и во славу Твою», тогда Господь будет управлять так, что, может быть, через Вас тысячи людей спасутся. Главное, чтобы Вы предали себя в руки Божьи. После этого сразу увидите, насколько Господь  будет помогать в Ваших делах и начинаниях, которые Вы хотите совершать ради Бога. Не ради гордыни, не ради удовлетворения своего тщеславия, а именно Христа ради. Ради той  любви к Богу и ближним своим, которая преображает, просвещает.

– Никогда не думал, что даже самые бытовые просьбы к Господу должны вызывать в нас молитвенный подвиг. Правильно?

– Когда готовим пищу, нужно ее готовить с молитвой, чтобы она давала силы. Творить про себя Иисусову молитву. Можно распределить, кто чем занимается (кто-то чистит картошку), и при этом каждый может про себя творить Иисусову молитву, читать «Богородице Дево». В этот период мы тоже можем быть со Христом.

– Начинается подготовка к Великому посту. Мы читали Евангелие о Закхее, сейчас Неделя о мытаре и фарисее… В этом году длинный мясоед. Вдруг возникает ощущение, что все расслабились. Но Великий пост совсем не за горами, уже заканчивается февраль. Пост начнется 15 марта. Что сейчас нам нужно делать, чтобы вера возгоралась больше и больше, чтобы любовь в нас возрастала?

– Сейчас нужно почувствовать, что мы приближаемся к периоду Великого поста. Мы должны настраиваться на то, что нам предстоит самый древний пост, который должен нас подготовить к Празднику праздников – Светлому Христову Воскресению. Каждый раз я вспоминаю молитву преподобного Ефрема Сирина. В нас не должно быть духа праздности. Каждый раз, когда мы думаем, как нам провести свободное время, очень желательно нам его провести с пользой для своей души. Посвятить субботу и воскресенье Богу, потому что у нас есть заповедь: после трудов мы должны обязательно посвящать день Богу и молиться. Это очень важно, когда мы и храм посещаем, и читаем духовную литературу. Сегодня у нас есть возможность проявить свою любовь, когда мы помогаем тем, кто нуждается в помощи. Кто-то после болезни в ослабленном состоянии, ему трудно пройтись по магазинам; может быть, нужно пожилого человека на улицу вывести, на свежий воздух. К кому-то, наоборот, нужно прийти домой, потому что человек нуждается в духовном общении. Мы должны творить дела милосердия и сострадания.

Очень важно, насколько мы открыты другим людям, насколько готовы помочь тем, кто нуждается в помощи. А таких людей сегодня очень много. Каждый, кто имеет какие-то дарования, способности, может помогать этим другим. Такая помощь действительно нужна, она может быть деятельной. Человек может быть современным волонтером, который приходит на помощь нуждающимся.

При Санкт-Петербургской митрополии, в нашей епархии, есть разные отделы, в том числе по социальному служению. Желающие деятельно потрудиться могут прийти и оказать помощь. На нашем приходе немало людей, которые желают потрудиться во славу Божию. Мы предлагаем это, работы очень много. Вы можете потрудиться в том или ином направлении. У кого-то есть, например, машина, он может подвезти пожилого или больного человека (который, например, сломал ногу) до больницы, до храма. У нас прихожане действительно помогают. Это деятельное служение своим ближним.  

– Жатвы много…

– Да, сегодня очень много возможностей проявить себя. Если кто-то имеет такую направленность, приходит в Церковь и говорит, что желает потрудиться во славу Божию, может что-то делать, то, конечно, ему найдется применение. Главное, чтобы мы сделали этот шаг, чтобы пришли и захотели дальше трудиться во славу Божию. Очень важно, чтобы это происходило на постоянной основе, а не было просто спонтанным чувством: вот сегодня на меня что-то нашло, хочу как-то себя проявить, а потом – все, другая жизнь, другие чувства... Главное, чтобы человек проявлял постоянство. Готовясь к Великому посту, мы должны настраиваться на то, чтобы у нас не было праздности, которая свидетельствовала бы, что мы живем без Бога.

Вспоминая молитву преподобного Ефрема Сирина, мы должны обращаться к Богу с верой в то, что Он нам поможет, и эту веру подкреплять конкретными делами.

– Вопрос телезрителя: «Вера нужна нам для всего. А если люди в Бога не верят, вера все равно остается или нет?»

– Если человек не верит в Бога,  он и не совершает дел, которые совершают верующие. Человек верующий имеет знание о том, что Господь Благ и Человеколюбец, что Он нас любит и готов каждому из нас подавать то, что необходимо, и в том объеме, в каком это необходимо. Некоторые молодые люди начинают просить Бога: хочу такую-то девушку (или девушки – такого-то парня), большую семью, чтобы было много детей; у кого-то меркантильные интересы... А кто-то, желая устроить личную жизнь, тем не менее хочет устроить ее во славу Божию, провести эту жизнь на земле так, чтобы она стала духовной, была со смыслом; прожить на земле ради того, чтобы именно приготовиться к вечной жизни.

Более того, подготовить и будущее поколение. Это тоже важнейшая задача. Это становится очень актуальным на сегодняшний день, когда мы видим, как силы зла пытаются воздействовать на нашу молодежь. Есть откровенные преступники, которые действуют совершенно разрушительно, неокрепшие молодые души пытаются всячески озлобить, превратить их в отошедшие от истинного Бога души, которые не имели бы в себе ничего общего с духовной жизнью. Об этом мы тоже не должны забывать. Перед нами сегодня задачи весьма актуальные. От того, насколько мы, верующие в Господа люди, будем сами жить во славу Божию, показывать пример, достойный подражания, настолько наша молодежь будет дальше ориентирована на продолжение жизни в нашей стране с верой в истинного Бога.

– Могу себе представить время, когда в храмах у нас молодежи будет не меньше, чем бабушек. Хочется верить, что будет много молодежи, как в девяностые годы. Молодых людей тогда приходило в храм невероятное количество. Это было настолько впечатляюще...

– Когда-то и мы с вами были молодыми.

– Я об этом все время забываю. Тем не менее тогда казалось, что Церковь на пороге чудесного обновления в хорошем смысле.

– Я благодарен тем духовным пастырям, которые нам помогали. Эта помощь была деятельной. Они очень кропотливо объясняли что-то. Я им благодарен за все усилия. Мы бы не были такими, какими предстаем перед этим миром, если бы не труд наших учителей.

– В то время приход в Церковь казался каким-то протестом, даже бунтом, а сейчас Церковь уже не надо отстаивать ежедневно, ходить ремонтировать храм, все благостно и хорошо, и дети наши уже не воспринимают это как что-то новое. Как объяснить нашим молодым людям, что Церковь всегда нова и никогда в ней не бывает застоя? Или бывает?

– Прежде всего должна быть площадка для общения. Я благодарен тем учебным заведениям, которые меня приглашали и приглашают и предоставляют возможность беседовать с молодежью.

– Наверное, с неверующей?

– С разной. Там бывают не только православные верующие, не только неверующие, но и исповедующие другие религии. Когда есть диалог, у нас есть возможность помочь молодым людям в обретении смысла жизни, который поможет им в течение всей жизни быть достойными гражданами нашего общества. Перед нами стоит большая задача построения гражданского общества. Построить его возможно только на основе духовно-нравственных традиций. Православие, которое уже на протяжении тысячи лет является  основой, благодаря которой существует наше государство, и дальше будет способствовать тому, чтобы люди в нашей стране жили во славу Божию. Мы можем увидеть этих молодых людей, которые пойдут в Церковь, в том случае, если мы сами, представители старшего поколения, будем показывать пример, достойный подражания. Если то, о чем мы говорим, не будет расходиться с делами.

Сегодня у нас немало священнослужителей, которые не только молятся в храмах, но и являются преподавателями в высших учебных заведениях, школах. Это тоже проповедь, которая позволяет тем, кто общается с таким преподавателем-священнослужителем, увидеть в представителе Церкви настоящего человека. Увидеть, что есть возможность в нашей повседневной жизни сочетать в себе и подлинную веру в Бога, и повседневные светские проявления. Необязательно уходить в монастырь, можно жить и в миру во славу Божию.

У нас есть хороший пример – отец Иоанн Кронштадтский и многие другие праведники, которые своей праведной жизнью в большом городе показали своим современникам, что возможно и молиться Богу, и вести праведный образ жизни. Иоанн Кронштадтский организовывал дома трудолюбия и приложил много усилий, чтобы люди не пребывали в состоянии праздности, чтобы у них было какое-то дело. Это позволяет человеку почувствовать себя  личностью перед Богом: я здесь, на земле, живу и тружусь во славу Божию и пытаюсь быть проводником воли Божией. Но без веры это просто невозможно. Если человек искренне верит, он являет соответствующие дела.

Я искренне желаю всем нашим телезрителям, чтобы каждый на своем месте стремился все делать во славу Божию, с любовью, чтобы это было не какой-то повседневной рутиной, а шло из глубины души; чтобы в сердце чувствовать состояние любви как к Богу, так и к ближним своим. Конечно, тогда наша жизнь будет преображаться и мы будем иметь подлинную жизнь со Христом.

Но не надо забывать, что испытания были и будут у всех людей. Проверка веры будет у каждого человека. Каждый человек в течение своей жизни сталкивается с ситуацией, когда ему надо проявить свою веру. Более того, Господь периодически дает человеку возможность проявить свою веру. Господь немного оставляет человека, чтобы он почувствовал, что без Бога у него никакой содержательной жизни дальше не будет. Без Бога все будет совершенно другое. Человек должен сказать: да, я верую. Одна телезрительница сегодня спрашивала, что делать с маловерием. Вот вспоминать апостола Фому, как он сказал: верую, Господи, помоги моему неверию. Когда человек уповает на Бога, Господь, безусловно, помогает. Как Пахомию Великому, как апостолу Фоме. Он может дать каким-то зримым, естественным образом почувствовать, что это не просто слова. Господь ведь предложил Фоме: вложи перста, посмотри, это действительно Я. Эти события реально происходили. А Пахомию Великому даже был голос с неба. И апостол Павел тоже услышал голос.

 Сколько было таких угодников, праведников Божьих, веру которых Господь укрепил... Самое главное, они были готовы принять в себя Господа. Если человек не готов принять в себя Бога, что тут может сделать Господь? Именно нам Господь даровал возможность иметь веру и жизнь с Ним, потому что мы созданы по образу Божию и должны достичь подобия Божьего. Ведь Господь не дал такой веры, какую дает нам, тем же обезьянам. А вот нам дал. Поэтому важно сохранить в себе веру в Бога и не превратиться в животного.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Елена Кузоро и Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​