Беседы с батюшкой. Институт оглашенных: история и современность. Священник Василий Равлик

14 ноября 2022 г.

На вопросы телезрителей отвечает священник Василий Равлик, клирик храма Животворящей Троицы в Пушкино.

– Тема сегодняшнего разговора: «Институт оглашенных: история и современность». К таинствам нужно относиться осознанно. В древности был специальный период подготовки к крещению. Мы знаем: был институт оглашенных, который и помогал подготовиться к крещению. Некоторое время к крещению не было вообще никакой подготовки. Но в последнее время наметилась тенденция к реставрации практики оглашения. Давайте, батюшка, поговорим о ней. Что в древности представлял из себя институт оглашенных?

– Это действительно очень древняя практика. Она восходит к апостольским временам. Мы можем открыть Книгу Деяний, в которой повествуется о первых годах христианской Церкви, как происходило ее становление, как люди входили в Церковь. Здесь мы, конечно же, не видим никакой предварительной практики оглашения.

Вспомним пример Корнилия Сотника: на него сначала сошел Святой Дух в процессе проповеди апостола Павла, а затем он принимает крещение. Также мы можем вспомнить пример апостола Филиппа, который встречает на пути эфиопского евнуха, читающего Священное Писание, и крестит его, когда они приближаются к водоему. Тем не менее уже в I веке мы можем говорить и о появлении института оглашенных, или, скажем, катехумената, который способствовал тому, чтобы люди осознанно входили в Церковь, потому что времена были непростые, Церковь подвергалась постоянным гонениям. Мы знаем, что уже в конце I века и на протяжении II и III веков Церковь была гонима, христианство было религией недозволенной, воспрещенной. Поэтому христиане существовали нелегально, закрыто, но проповедь продолжалась.

Люди желали вступить в Церковь. И, казалось бы, что на этом фоне можно было привлекать к себе как можно больше людей, всех крестить... Но Церковь идет по иному пути: она, несмотря на тяжелое положение, сознательно усложняет путь вступления в Церковь, чтобы этот выбор был по-настоящему сознательным и ответственным.

Мы можем говорить на основании памятника конца I начала II века, «Учения двенадцати апостолов», или иначе Дидахе, что уже появляется определенная подготовка. Так первые шесть глав этого памятника повествуют о пути жизни и пути смерти. В конце шестой главы, в начале седьмой сказаны такие слова: «Преподав это все желающим креститься, дальше можно их уже крестить». Таким образом, мы видим, что любой желающий вступить в Церковь сначала должен обучиться чему-то. Чему именно? Такие свидетельства древности позволяют убедиться в том, что преподается, конечно, Священное Писание, проповедь Евангелия, но с изучением Ветхого Завета. Постепенно также все желающие креститься изучают то, что мы на сегодня называем Символом веры. Для каждой древнехристианской Церкви такой символ мог быть своим. Сегодня мы знаем только один Никео-Цареградский, утвержденный для всей Православной Церкви единый символ, в нем кратко содержится учение о Святой Троице, Иисусе Христе, Его Пришествии в мир, о нашем спасении. Собственно, с этого начиналось вхождение в Церковь. Нужно было для себя эти вещи понять, и, кроме всего этого, конечно же, важной составляющей частью подготовки было исправление нравственное, потому что люди приходили в Церковь из язычества.

Язычество подразумевало жертвоприношение, участие в жертвоприношениях – все то, что можно назвать служением дьяволу, потому что язычество – поклонение дьяволу. Поэтому эти люди должны были не просто отречься от прежней жизни, но показать пример того, что они готовы свою жизнь переменить. Готовы исправиться, готовы стать по-настоящему христианами. Не только теоретиками, но и практиками. Тогда уже их допускали к крещению. Мы можем утверждать, что первые два-три века такая практика длилась целых три года. Это нам сообщает, во-первых, священномученик Климент Александрийский. Об этом же говорит и священномученик Ипполит Римский в «Апостольском предании», которое приписывается ему многими учеными-историками.

Если проговорить процедуру, то это выглядело так: люди, которых мы назовем восприемниками, ближайшие друзья желающего креститься, получали от него изъявление желания, узнавали, что он хочет принять крещение. Его приводили к епископу или священнику и свидетельствовали: «Этот человек хочет принять крещение, мы готовы за него поручиться, что намерения его серьезны, и сам он – человек добродетельный и искренний, поэтому никаких лукавых мыслей он в это не вкладывает». После этого его включали в список, он продолжал три года изучать основы и менять свою жизнь. Затем, спустя три года (этого периода было достаточно, а иногда возможно было его сокращение), если человек действительно показывал пример добродетельной жизни, то принимал крещение.

В Церкви издревле были отведены определенные дни для крещения. Оно не совершалось, как сегодня, в субботние и воскресные дни, в приходской практике для этого были отведены праздники Пасхи, Богоявления, Пятидесятница. По сути, те праздники, которые и сегодня сопровождаются ношением белых облачений за богослужением, как отсылка к этой древней практике крещения.

– Как относились к оглашенным в христианских общинах?

– Христианские общины воспринимали их почти как полноправных участников, считалось, что с момента внесения в списки имени такого человека он был как бы уже христианином, Церковь молилась за него. Мы видим это и в литургии. Молимся за оглашенных столько, сколько существует Церковь. Тем не менее в своих правах они были несколько ограничены. Они собирались, слушали вместе с верными поучения епископов или священников в рамках этой самой подготовки, при желании совершали социальную деятельность, могли помогать вдовам, нищим как рядовые члены Церкви. Тем не менее на богослужение они либо не допускались, либо, в случае какого-то прогресса в их обучении, в случае их исправления, перемены жизни допускались к слушанию Евангелия. Впоследствии они допускались к присутствию за литургией оглашенных.

– Что влияло на изменение практики оглашения?

– Процесс перемены положения самих оглашенных и вообще этого института происходит в IV веке; как мы помним, Миланский эдикт равноапостольного императора Константина Великого дарует Церкви легальное положение в Римской империи. Более того, в том же IV веке, уже во времена императора Феодосия Великого, христианство становится вовсе религией государственной. Для христиан открываются широкие возможности, им открывается доступ к государственным должностям и другим сферам общественной жизни. Более того, с какого-то момента в IV веке критерий занятия любой должности подразумевает исповедание христианской веры. Именно на этом фоне многие люди стремятся в Церковь из корыстных побуждений для того, чтобы получить какое-нибудь хорошее место или благоволение в глазах своего господина (если мы говорим о рабах) или своего непосредственного начальника (если говорим о каких-то должностях).

Кроме этого, христиан становится количественно больше, а вот качественно, мы знаем, появляются некие проблемы. Люди для себя обнаруживают, что для них идеалы христианства уже как-то недостижимы: они записываются в разряд оглашенных, но крещение принимать не спешат. Мы видим об этом свидетельство святителя Амвросия Медиоланского, который сокрушается, что у него записано огромное количество желающих принять крещение, а сами они не изволили принять это крещение в том году, в котором для них это было уже разрешено совершить.

Включение в число оглашенных уже подразумевало, что ты – христианин. Это значит, ты должность уже мог занять, а креститься было необязательно. Крещение очень часто пытались оставить до смертного одра, чтобы отпустили тебе все грехи и ты вошел в вечную жизнь очищенным. И блаженный Августин, и святитель Амвросий, и многие восточные отцы протестовали против такого прагматичного или даже расчетливого отношения к христианству.  Поэтому к V веку все эти принципы пересматриваются, упрощаются, и период оглашения этой практики сокращается от трех лет до сорока дней Великого поста (если Антиохийская Церковь, то там было 30 дней, в Иерусалимской – 40, а где-то, может быть, даже меньше).

Период Великого поста является периодом подготовки к крещению. Но затем, в V веке, даже и эта практика теряется, постепенно люди принимают крещение сразу, получают начатки веры, уже приняв христианство. В принципе, мы можем допустить мысль о том, что VI век – это период, когда наконец-то более-менее выстраивается система христианского обучения. Поэтому вполне логично, что с тех пор, когда можно было, приняв крещение, получать образование в богословских школах, не стало необходимости, например, этой предварительной практики: обучаться всему до крещения...

– Была ли практика оглашения на Руси?

– У нас есть основания считать, что на Руси такая практика существовала. Во-первых, как мы можем предположить, сам святой равноапостольный князь Владимир, судя по свидетельствам, крещение принимает не тотчас же. Значит, вероятнее всего, он изучал какое-то время основы христианской веры и только затем принял крещение. Но на самой Руси у нас нужных свидетельств не так много.

Интересно, что только с XVII века Требник патриарха Филарета (Романова) говорит нам об оглашении для тех, кто вступает в Церковь из других религий или ересей. То есть если нет никаких предписаний оглашать самих будущих христиан, например, отроков или взрослых людей, пожелавших креститься, то любой переходящий из ереси человек должен был пройти период оглашения. Но здесь мы видим использование византийской поздней практики: это период оглашения в течение Великого поста. Такой человек должен был примерно раз в неделю приходить к священнику или к епископу и слушать поучения о начатках христианской веры. Вероятнее всего, мы понимаем, что в отношении людей, просто родившихся в христианской Церкви, таких норм не существовало, потому что крестили в младенчестве. Это, кстати, надо заметить, еще одна из причин, почему оглашенные уходят из Церкви: переход к крещению в младенчестве. Для таких младенцев необходимости в оглашении не было, а их взрослые родители уже довольно-таки хорошо ориентировались в начатках своей веры.

А теперь еще можно сказать о том, что кроме Древней Руси у нас еще есть Синодальный период и период после 1917 года. Здесь мы понимаем, что в Синодальный период налаживается на Руси система образования. Поэтому есть возможность крестить детей (а детей хотят крестить сразу), а затем их уже обучать кроме основ грамотности и «Закону Божьему», как мы привыкли это называть. Мы понимаем, что на Руси именно богослужебные книги были книгами, по которым учились: по Псалтири учились читать; Апостол, Часослов – это книги, которые встречались в домах наших верующих предков. Если мы скажем о положении после 1917 года, то как раз одним декретом большевики отнимают у Церкви право доступа к школьному образованию, поэтому «Закон Божий» из программы школьного образования уходит. Взамен мы получаем советскую школу, советское образование, курс которого, наоборот, идет на искоренение религии. Поэтому дальше мы имеем 70 лет безрелигиозного образования, последствия которого  испытываем на себе до сегодняшнего дня.

– Батюшка, а нужна ли катехизация в современной Церкви?

– Безусловно, нужна. Церковное возрождение начинается с 1988 года, когда Церковь получила свободу. По свидетельству священников того времени, люди крестились сотнями, тысячами. Из-за нехватки священников крестили их без оглашения, без преподавания им начатков веры, поэтому сегодня мы столкнулись с тем, что люди, крещенные в тот период, приходя в церковь крестить своих детей, не знают, зачем они это делают.

Тогда многие родители крестили своих детей только потому, что так было принято, и с тех пор с таинством Крещения связано много стереотипов и даже предрассудков. Например, когда спрашиваешь у родителей, зачем они хотят крестить своего ребенка, звучит ответ: «Чтобы наш ребеночек не болел, чтобы Бог его защищал, чтобы у него был ангел-хранитель и все было хорошо».

Мы можем ответить таким родителям, что, возможно, вектор их мысли и правильный, но они усматривают в таинстве Крещения второстепенный смысл. Да, ребенок получит в крещении ангела-хранителя, Господь действительно примет его как Свое чадо, но не это является ключевым в таинстве Крещения. Поэтому сегодня нужно говорить с людьми о христианской жизни после принятия таинства Крещения.

– В течение какого времени может проводиться катехизация в современных условиях?

– В 2011 году Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил документ, который называется «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Во второй главе этого документа говорится о необходимости оглашения в виде бесед для готовящихся принять крещение, и таких огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни должно быть не менее двух.

Однако количество бесед, их содержание и продолжительность должны определяться настоятелем храма, а также катехизатором, которого предлагается включить в штат сотрудников храма на постоянной основе. Должен сказать, что зачастую в храмах проводится одна огласительная беседа, но есть свидетельства о том, что в некоторых храмах проводится и по двенадцать бесед, что нельзя не приветствовать, и это поневоле отсылает нас ко временам Древней Церкви, когда оглашение длилось годами.  

– Что Церковь может предложить современному оглашенному?

– Церковь может предложить такому человеку учение об истине, саму истину и ответ на вопрос, что ждет его после перехода в вечность. К сожалению, в наше время сложилось так, что о смерти стараются нигде не упоминать, понятие смерти вынесено на периферию жизни человека. Достаточно вспомнить, что когда человек умирает, ритуальные агентства спешат забрать усопшего из семьи, организовать вместо семьи все необходимые хлопоты, связанные с процессом погребения, а семья, близкие в этом практически не участвуют.

Так происходит практически везде, и, наверное, Церковь – это сегодня единственный институт, который продолжает взывать к людям: «А что вы будете делать, когда лично к вам все-таки придет смерть?» Мы же привыкли вообще об этом не думать.          

Вчера у меня состоялся разговор с женщиной, которая пришла как раз на такую беседу. Женщина сказала мне: «Я уже крестила в вашем храме ребенка. Можно мне не проходить беседу перед крещением второго ребенка? Пожалуйста, дайте мне справку и отпустите меня». И я ответил ей: «Хорошо, мы не будем обременять Вас второй беседой, но скажите, зачем Вы хотите крестить Вашего второго ребенка?» И последовал ответ, подобный тому, о котором я уже говорил: «Чтобы Бог его защитил, чтобы все у него было хорошо».

Тогда я сказал: «Самое главное в крещении заключается в том, что Ваш ребенок сможет наследовать вечную жизнь, – жизнь в раю». На это она мне ответила: «Мне пока не хотелось бы говорить о смерти. Он еще маленький, пока рано об этом говорить». Конечно, по-человечески эту женщину можно понять, но мы все-таки христиане и должны понимать, что здесь мы ненадолго, что пришли в этот мир, чтобы потрудиться, а затем родиться в настоящую жизнь. Но современные люди в условиях стремительно ускоряющегося ритма жизни не задумываются об этом, и Церковь старается помочь им все это понять.

– А как проходит катехизация, огласительные беседы в современном мире? Как людям найти время на эти беседы? Что Вы предлагаете им у себя на приходе и что вообще Церковь сейчас предлагает современному человеку?

– Церковь предлагает формат беседы, причем эта беседа должна иметь характер не монолога, а живого диалога. Мы встречаемся с людьми в специально выделенном для этого помещении. Кто-то приходит за день до крещения, кто-то за неделю, кто-то за месяц в зависимости от имеющихся у человека возможностей. Нужно сказать, что такая практика существует в нашем приходе уже одиннадцать лет, и люди не ропщут, не жалуются, не говорят, что мы могли бы просто покрестить, не заставляя их проходить беседу. Наоборот, часто люди слушают с интересом, и иногда после этой беседы у них появляются жизненно важные вопросы.

В нашем приходе мы предлагаем людям одну беседу. Конечно же, мы понимаем, что в одну беседу все вместить невозможно, потому что христианство богато, насыщенно, и людям нужно так много сказать, поэтому мы стараемся вместить в этот час-полтора беседы хотя бы самое важное. На своем примере скажу, что единой концепции, как нужно рассказать людям о Христе, нет, каждый священник или катехизатор выбирает ее для себя сам. Но есть понимание того, о чем нужно сказать.

Я для себя определил, что важно людям хотя бы кратко рассказать историю нашего спасения, что первые люди совершили падение, как это отразилось на жизни последующих поколений даже до сегодняшнего дня и что принципиально новое произошло с пришествием в мир Господа нашего Иисуса Христа и Его воскресением, давшим людям надежду на вечную жизнь.

Выработался некий формат, о чем конкретно нужно рассказать людям в течение этих полутора часов, возможно, с какими-то параллелями с нашим современным миром, и главное – рассказать о том, что человеку после крещения нужно стараться исполнять заповеди, жить по заповедям, и для этого Церковь дает в помощь таинства.

Я надеюсь, что люди уходят с беседы с какими-то мыслями, задумавшись об услышанном. В конце беседы я всегда говорю: «Постарайтесь все услышанное применить к себе, понять, что рождением в вашей семье еще одного ребенка или возможностью для вас стать крестным Господь дает вам шанс что-то исправить в своей жизни. И когда ваше чадо или ваш крестник вырастет и вы расскажете ему все то, что сегодня услышали, но не исполнили в своей жизни, это будет иметь нулевой эффект».

– Отче, видели ли Вы на своем опыте реальные плоды оглашения? Стали ли люди, которые присутствовали на Ваших беседах, ходить в храм, участвовать в церковных таинствах?

– Вообще мой священнический опыт пока не очень богатый, но даже из своего небольшого опыта общения с людьми я могу сказать, что после таких бесед люди приходят в наш храм, возможно, они идут в другие храмы, но они действительно решают для себя с этого момента что-то изменить.

Иногда будущий крестный приходит впервые на исповедь и говорит: «Я хочу исповедоваться и причаститься». Я спрашиваю: «А почему Вы решили это сделать?» – «Потому, что я стану крестным». Тогда я задаю вопрос: «А Вы хотите сделать это один раз или для Вас это станет регулярной практикой?» Человек отвечает: «Я надеюсь, что исповедоваться и причащаться буду регулярно». Тогда я прошу, чтобы человек пообещал Богу, что он хотя бы будет стараться, чтобы его появление в храме было не последним, и он обещает это и в дальнейшем приходит в храм.

Мне очень отрадно осознавать, что люди после беседы все-таки стараются приходить в храм и участвовать в церковных таинствах. Конечно, таких людей не так много, как хотелось бы, но я для себя сделал вывод и часто делюсь им со слушателями бесед: если после беседы человеку уже не так спокойно живется, когда он знает, что может ожидать его после смерти, значит, наша встреча не была напрасной.

– Вы говорите, что Вам даже приходится идти как бы на такие уловки: «Пообещайте, что будете приходить в храм, исповедоваться и причащаться».

– Нет, я прошу, чтобы человек старался это делать.

– А что делать, если я хочу, чтобы, к примеру, мой лучший друг или брат стал крестным моего ребенка, но он не хочет исповедоваться и причащаться? Мы же знаем, что, прежде чем стать крестным родителем, человеку нужно исповедоваться, причаститься.

– Я сейчас озвучу лично свою позицию. Действительно, такие случаи бывают. Когда ко мне приходит будущий крестный, я ему говорю: «Вы хотите исповедоваться и причаститься, потому что Вам нужно стать крестным. Но на крещении Вас не спросят, причастились, исповедовались ли Вы накануне. И если Вы все же это сделаете и больше не собираетесь приходить в храм, то для чего Вам это? Кого Вы пытаетесь обмануть? Бога не обманешь, Он и так все знает. И в итоге получается, что это никому не нужно».

Поэтому моя позиция такая: если человек после крещения больше не собирается исповедоваться и причащаться, то и до крещения лучше ему этого не делать, если только у него на совести нет каких-то тяжелых грехов, которые препятствуют ему стать крестным (например, если человек совершил убийство, живет в блуде, прелюбодеянии и так далее).

Еще всем нужно помнить, что грехом человекоубийства считается аборт, и в нем всегда повинны и женщина, и мужчина. Если люди не исповедовали этот грех, то, конечно же, без исповеди здесь не обойтись, и мы просим их отнестись к исповеди сознательно, чтобы это не стало однократным действием.

Часто я говорю людям, что очищение души – это как помыть руки. Мы знаем, что руки мы еще запачкаем, но все равно не перестаем их мыть, так же и с очищением души. Даже если мы знаем, что еще не раз согрешим, все равно идем на исповедь и очищаем ее столько раз, сколько нужно.

– Батюшка, я думаю, что многие наши телезрители уже стали крестными родителями или собираются ими стать. Какие обязанности Церковь возлагает на крестных родителей, которых еще называют восприемниками?

– Начну ответ на этот вопрос с некоторого отступления. Часто, когда мы собираемся на беседы, я задаю такой вопрос: «Зачем мы будем крестить Вашего ребенка или Вашего крестника?» И чаще всего я слышу ответ: «Чтобы у него были крестные родители». Тогда я спрашиваю: «А для чего ребенку нужны крестные родители?» И тут люди вспоминают древнюю практику: если с родителями ребенка что-то случается, их заменяют крестные родители. Но мы, конечно, надеемся, что такое не будет происходить.

Главная же обязанность крестных родителей – это молитва за своего крестника и стремление воспитать его в вере. Именно поэтому критерий отбора крестного или крестной заключается в том, чтобы этот человек был верующим, посещал богослужения, старался приступать к таинствам и чтобы его жизнь могла быть нравственным примером для его крестника.

Но мы знаем, что сегодня очень часто стараются сделать крестными близких друзей, родственников, чтобы создать какую-то новую родственную, духовную связь между людьми. Конечно, все это замечательно, но все же второстепенно. Главное же – чтобы человек был примером доброй христианской жизни.

– Вопрос телезрителя: «В детстве меня не крестили. Сейчас мне 16 лет, и я чувствую острую необходимость в крещении, но мне некого взять в крестные. Скажите, обязательно ли нужны крестные?»

– Я считаю, что в 16 лет наличие крестных необязательно, потому что в таком возрасте человек уже сам в состоянии произнести обеты верности Богу, отречения от сатаны, которые предусматривает чин крещения и оглашения.

– Вопрос телезрительницы: «Подруга хочет тайно крестить своего сына, но скрывает это от мужа. Скажите, как мне поступить?»

Скорее всего, муж другого вероисповедания, и подруга переживает, стоит ли ей давать согласие на данное действо.

– Вопрос сложный, потому что каждый подобный случай индивидуален, и нужно входить во все подробности ситуации. Наверное, в первую очередь стоило бы разобраться с позицией мужа, каковы его взгляды на религию, почему он не хочет, чтобы его чадо было крещеным. Наверное, этой женщине все же нужно сделать выбор в пользу крещения, потому что христианину в каждом случае нужно задавать себе вопрос, будет ли это полезно для его души. А мы понимаем, что крещение, безусловно, принесет пользу для души и ребенка, и крестной, потому что у нее будет необходимость лишний раз за него помолиться.

– Вопрос от Елены: «Мне 65 лет. Могу ли я стать крестной для девочки? Мама ребенка сказала, что возраст крестных родителей должен быть не более 40 лет. Правда ли это?»

– При выборе восприемников нет возрастных ограничений. В таком случае лучше ориентироваться на нравственные качества потенциального восприемника. А 65-летний возраст может свидетельствовать о житейской мудрости человека, в том числе и о мудрости в духовных вопросах. Я считаю, что такой человек может стать по-настоящему хорошим крестным. Единственное, что этот ребенок может лишиться крестной в молодом возрасте, потому что мы знаем, что продолжительность жизни человека не столь велика. Если человеку уже 65, то возникает вопрос, как долго он сможет быть полноценным крестным для ребенка.

– Вопрос от Светланы: «Могут ли быть крестными ребенка две женщины? Среди моих друзей, знакомых нет порядочных мужчин».

– Если мы посмотрим чинопоследование крещения, то это таинство предусматривает наличие одного восприемника, наша же традиция предполагает двух крестных. Но существуют традиции, когда допускается огромное количество восприемников. Однажды я был на крестинах в семье родом из Молдавии, и там у ребенка было двадцать крестных. Но все же в нашей традиции возможен и один крестный того же пола, что и ребенок. То есть у девочки может быть одна крестная, и этого будет вполне достаточно.

– Такой практический вопрос: «Что должен покупать крестный своей крестнице на крестины?»

– Обычно я советую подарить икону святого, в честь которого будут крестить ребенка. Вообще детство связано с какими-то приятными воспоминаниями о подарках, поэтому вместе с иконой или детской Библией я советую подарить какую-нибудь игрушку, чтобы у ребенка остались приятные ассоциации со своим крестным, желание видеться с ним. Конечно, здесь важно не перейти ту тонкую грань, за которой будут уже преследоваться какие-то корыстные цели, что крестный должен каждый раз дарить игрушки. Но если соблюдать здравую середину, то было бы очень хорошо, чтобы подарки имели отношение и к духовной, и к обычной, мирской жизни.

– Вопрос от Татьяны: «Я крещена, а мой муж нет. Можно ли крестить нашего сына? И будет ли это как-то влиять на его жизнь?»

– Конечно, ребенка лучше крестить… Не так давно в социальных сетях была целая дискуссия с одним известным священником, который отказал семье в крещении ребенка из-за того, что родители не были крещеными. Наверное, священник все же должен был попытаться подвести родителей к мысли о необходимости крещения и их самих, и ребенка.

– Вопрос от Светланы: «Мой муж мусульманин. Он не возражает против крещения ребенка, но из уважения к родителям хочет сначала отвести ребенка к мулле для совершения мусульманского обряда имянаречения. Что мне делать?»

– Здесь надо выбирать что-то одно, а иначе это станет попыткой усидеть на двух стульях. Почему Церковь не венчает браки с иноверными? Потому, что встает вопрос о воспитании детей. Поэтому здесь, пожалуй, даже нужно проявить какую-то твердость. Хотя каждый случай индивидуален. Мы не знаем всех обстоятельств в этой семье, не знаем настроения мужа и стремлений жены, поэтому лучше этой женщине обратиться к духовнику, если он у нее есть, или просто прийти в ближайший храм и обсудить со священником этот вопрос. В рамках же телепередачи такие советы давать не стоит.

– «Во время таинства Крещения священник не пронес младенца, мальчика, в алтарь. Правильно ли это?»

– Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно ответить еще на один вопрос: совершил ли священник обряд воцерковления? Мы знаем, что обряд воцерковления мальчика сопровождает внесение его в алтарь. Но если священник совершил обряд воцерковления, но не внес мальчика в алтарь, то здесь есть вопросы к священнику.

Если обряд воцерковления не был проведен, нужно прийти в храм к этому или другому священнику и попросить воцерковить ребенка, что, как правило, делается через неделю после крещения. Но, к сожалению, нужно констатировать, что многих мы видим на крещении в первый и в последний раз, поэтому обряд воцерковления присоединяется непосредственно к таинству Крещения.

– «Как подготовить шестилетнюю дочку к крещению?»

– Опять-таки при помощи Церкви. Если эта семья прихожане какого-то храма, я бы порекомендовал обратиться к священнику. Возможно, ребенку разрешат посещать воскресную школу, где он познакомится с начатками веры и созреет для этого решения самостоятельно. Может быть, священник благословит это чадо сначала покрестить, а потом отдать в воскресную школу, где у девочки будет возможность уже после крещения получить необходимые знания о таинстве, которое было над ней совершено.

– «Является ли крещение завершенным, если младенца не причастили?»

– Безусловно, таинство Крещения является завершенным. Мы говорим о том, что таинства Крещения и Миропомазания, которые соединяются в единое чинопоследование, дают ребенку возможность участвовать в церковных таинствах, и логичным их продолжением будет участие ребенка в таинстве Евхаристии. Если же этого не произошло, возможно, где-то в катехизации, в процессе оглашения было какое-то упущение, люди не уловили важности дальнейшего продолжения осознанной христианской жизни.

– Батюшка, давайте подведем итоги сегодняшней нашей беседы. Прошу Вас дать наставление нашим телезрителям, которые или сами собираются креститься, или хотят крестить своих родных, близких.

– В первую очередь я хочу пожелать всем духовных поисков, чтобы вопрос о нашей посмертной участи беспокоил всех без исключения и чтобы эти поиски приводили людей в Церковь. А мы как священнослужители, как члены Церкви дадим вам возможность не только узнать о Христе, но и узнать Самого Христа.

Ведущий Павел Денисик

Записали Наталья Мухлынина и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать