Беседы с батюшкой. Иеромонах Стефан (Игумнов)

22 августа 2022 г.

 В студии иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям.

– Отец Стефан, у нас есть один вопрос от телезрителя, я его берег специально для Вас, потому что он касается Вашей профессиональной тематики: «Почему мы лукавим в том, что католиков, протестантов и иже с ними считаем тоже христианами, ведь это ересь и они нам не братья по вере?»

– Важный вопрос, и он действительно по профилю моей деятельности, моего церковного послушания, поскольку я занимаюсь связями с неправославными христианами. Такие отношения действительно выстраивает наша Церковь, и очень давно. Эти связи лежат в сфере практических контактов, тематика широка: проблемы защиты традиционных ценностей, которые все-таки сегодня разделяет большинство христиан – тех, что называют себя христианами, защита христиан в разных частях мира и много-много других вопросов.

Сегодня христиане живут в таком мире, когда атака на веру и христианство настолько сильна, что это не дает нам права размениваться на то, чтобы перед лицом внешнего мира устраивать какие-то разбирательства между собой – между теми, кто называет себя христианами. Так что повестка большая – это с одной стороны.

С другой стороны, есть огромная часть этого общения, касающегося богословского диалога. Есть проблемы, которые привели к разделению в церковной среде и к тому, что появились католики, потом протестанты, очень много разных сообществ, называющих себя Церквями. Это вопросы богословские, очень важные, и они до сих пор не решены.

Именно поэтому мы до сих пор не молимся с католиками, протестантами, представителями других Церквей. Мы крепко стараемся держать единство в нашей семье Поместных Православных Церквей, что, к сожалению, тоже было подвергнуто очень серьезным вызовам в последнее время, как вы знаете. И с некоторыми из Православных Церквей такое общение было нарушено.

Но вопрос о том, лукавим мы или не лукавим, когда называем христианами тех, кто не относится к Православной Церкви, из разряда тех, в которых может возникнуть просто терминологическая путаница. Во-первых, те люди, которые заявляют, что они верят во Христа, сами считают себя христианами, могут быть названы таковыми именно поэтому. Если люди сами себя так обозначают и говорят, что они не мусульмане, не атеисты, не буддисты, не индуисты, а веруют во Христа, наверное, это дает повод для того, чтобы их так называть. Но мы ведь не говорим, что они православные христиане, что они право верят во Христа, так, как Церковь исповедовала это с самого начала.

То есть слово «христиане» стало общим наименованием. Хорошо это или плохо? Вопрос, конечно, непростой, но это факт. Также мы называем разные сообщества, которые я перечислил, Церквями. Конечно, мы знаем, что Церковь одна – Единая Святая Соборная Апостольская. Но мы знаем, что есть несколько Поместных Православных Церквей. Мы общаемся и молимся с Сербской Церковью, Грузинской, Антиохийской. Разделение на Поместные Церкви условное: есть одна Церковь Христова, но она выражает себя в разных частях мира, в разных местах вот такими Церквями, поэтому они и называются Поместными. В широком смысле Церковь одна.

Что касается неправославных Церквей, то здесь условность обозначения их Церквями еще большая, потому что если в какой-то момент истории та или иная Церковь отделилась от единого церковного древа, от нашей общей семьи, то она, конечно, отпала. Там произошли те или иные уклонения, иногда очень и очень значительные. Вы знаете, даже одно серьезное богословское догматическое уклонение, безусловно, уже нарушает эту связь, чистоту веры.

В значительной степени тут применение термина, имеется в виду, что мы понимаем, о чем  говорим. Мы же не можем как-то иначе это назвать, тем более когда все живем в открытом мире, общаемся друг с другом, – это общепринятая терминология. Но православный человек никогда не должен забывать, что есть Православные Церкви, которые хранят чистоту апостольской неповрежденной веры и Церковное Предание, что очень важно. И есть Церкви, которые мы так называем, но они не являются православными, у них все вышеперечисленное было нарушено или повреждено на тех или иных этапах истории.

Поэтому, конечно, современному человеку нужно хорошо это понимать и в этом разбираться. И также понимать, как мы должны выстраивать отношения с теми людьми, которые нас окружают. Мы тут не только о христианах можем говорить. Мы живем в мегаполисе, Москве, нас окружают люди, многие из которых очень далеки от православия и даже к христианству не относятся. Есть определенные правила, по которым мы должны с ними общаться, их нам заповедал Сам Господь, они содержатся в Евангелии. И также есть правила, по которым нам можно и нужно общаться с теми, кто в этом пестром, многообразном религиозном или антирелигиозном море именует себя христианами.

А Христов закон общения с людьми один. Не лукавим ли мы, когда называем инославных христиан братьями? Нет, не лукавим. Для христианина братом или сестрой является каждый человек, который живет на земле. Мы знаем притчу о самарянине, как помогли тому человеку, который совершенно, казалось бы, был чужд ветхозаветной чистой религии, богоизбранному народу; ему нельзя было помогать, потому что он нечистый, не относился к  синагоге. Тем не менее Господь привел в пример того, кто оказал ему помощь. И много-много других евангельских примеров о том, кто наш ближний, кто наш брат, кто наша сестра.

Но если мы говорим о тех, кто есть наши братья и сестры во Христе, – здесь уже вопрос несколько иной.

– Да, именно самарянин помог несчастному пострадавшему человеку, хотя был совершенно далек от его веры, но, невзирая на веру, все равно по-человечески помог. Вернемся еще к этой теме.

Вопрос телезрителя: «В нашей церкви после исповеди мы кладем денежки. Почему это делается и так ли бывает во всех церквях?»

– Я знаю, что так бывает не во всех храмах. Вот видите, у нас даже в рамках нашей единой Церкви на разных приходах в разных епархиях порой несовпадающая традиция, которая касается, конечно, второстепенных вещей. Потому что есть совершенно разные способы, как собирать деньги на существование храма, прихода.

Кто-то действует таким образом, где-то есть другой способ: люди покупают свечи. Где-то вообще нет никаких ценников, но прихожане в таких храмах, наверное, более воспитанные в том смысле, что они сами знают, сколько нужно жертвовать на храм, потому что приход не может существовать без пожертвований.

Мы знаем, что есть заповедь о церковной десятине. То есть каждый христианин в принципе должен иметь в виду эту десятину, ее никто не отменял. Поэтому способы действий в таких вопросах, которые не касаются сути нашей веры, очень разные даже на наших приходах. Все, что я могу сказать.

– Я знаю еще два способа, которые практикуются в храмах. Например, в некоторых храмах на сугубой ектенье во время литургии прихожан обходят с подносом. И когда после целования креста раздают антидор или просфорки, точно так же можно положить денежку. Действительно, храму на что-то нужно существовать.

Я хотел бы вернуться к предыдущему вопросу. Человек в вопросе квалифицировал католичество и протестантизм как ересь. Являются ли католичество и протестантизм ересью?

– Определение «ересь» связано с тем, когда есть общецерковное решение Вселенской Церкви относительно той или иной заблуждающейся группы лиц. Парадокс в том, что у нас последний Вселенский Собор состоялся в первом тысячелетии. А католицизм – разделение с западным христианством – возник в XI веке, протестантизм – еще позже, чуть больше 500 лет назад.

Не было больше ни одного Вселенского Собора, который бы обозначил эти явления – католицизм, протестантизм (причем протестантизм очень многообразен) – как ересь. Есть, конечно, отдельные, даже соборные, решения на этот счет и высказывания святых отцов, но это все-таки не статус решения Вселенских Соборов.

С другой стороны, для нас совершенно очевидны те отличия, которые существуют между католиками и тем более протестантами и древним христианством. Мы знаем, что появился целый ряд новых догматических положений. Например, в католичестве догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы совершенно чужд православному учению. Или знаменитое филиокве – положение о том, что Святой Дух исходит и от Сына. И целый ряд более поздних положений, говорящих о примате папской власти, от чего, кстати, католики потихоньку стараются отходить в последнее время.

Но все это не так важно, потому что, как я уже сказал, даже одно из таких заблуждений, уклонений не позволяет находиться нам в догматическом единстве. В этом, собственно говоря, и парадокс: никто католиков и протестантов еретиками на уровне Вселенских Соборов не называл, но мы прекрасно понимаем, что те учения, которые у них есть, очень далеки от православного.

Но что для нас должно быть еще более важно? Да, не было богословского определения о том, что это еретические учения; допустим, в рамках богословского диалога мы придем к тому, что какие-то догматические вопросы, нас разделяющие, будут сняты. Но есть вещи, как говорят опытные в этих вопросах люди, которые даже поважнее богословских отличий. Есть церковная традиция духовной жизни.

Алексей Ильич Осипов, наш известный богослов, часто и достаточно понятными словами об этом говорит: очень важно, как люди молятся, какая традиция молитвы существует, как хранится предание, которое говорит о святости, о самой духовной жизни. Вот это, пожалуй, будет даже поважнее, потому что если мы придем к тому моменту, когда богословские вопросы будут решены (а мы можем к этому прийти), встанут вот эти вопросы. А как мы молимся, одинаково или нет? И это уже вопросы не из догматики, а из области практической церковной жизни. И, к сожалению, годы и века разделения приводят к тому, что появляются отличия и в этой сфере.

Приведу один пример, который мы неоднократно упоминали, в том числе и в наших передачах. Некоторые протестантские сообщества, например, дошли до того, что стали признавать либеральные нововведения в сфере семьи и брака. Мы хорошо знаем, что это за нововведения, не будем сейчас об этом упоминать. То есть у них получилось совершенно исковерканное представление о семье, о традиционном браке, и мы с такими даже прервали общение. Утрачены евангельские самые основные, базовые принципы.

Хотя мы иногда говорим, что некоторые протестанты даже используют в своих храмах православные иконы или в каких-то положениях догматики, как это ни парадоксально, бывают ближе, чем католики. Они не признают догмата о непорочном зачатии Богородицы, есть и какие-то другие вещи.

Некоторые протестантские сообщества дошли до крайностей. Даже если эти сообщества полностью признают православную догматику, восемь Вселенских Соборов и все решения, какие были приняты, они допускают такие вещи, что, наверное, не может быть и речи о том, что мы будем с ними общаться, тем более молитвенно.

Поэтому сфера эта очень сложна и многообразна, и в первую очередь в ней могут сориентироваться специалисты, хорошо в ней разбирающиеся. Но и каждому из нас нужно знать какие-то базовые, основные вещи и слушать то, о чем говорит Церковь в отношении этих сложных вопросов.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли сказать, что Богородица стоит на одном уровне с Христом, учитывая Их кровное родство? В Евангелии Христос никогда не давал понять, что Мать Его выше тех людей, с которыми Он общался и которым проповедовал. В Евангелии есть такие слова: Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».

– Здесь в самом вопросе уже частично содержится ответ. Господь Сам показывает, как следует относиться к этому. С одной стороны, мы видим, как Он любит Пресвятую Богородицу, Которая приходится Ему Матерью по человеческому естеству, насколько высоко в христианстве ставится образ матери. С другой стороны, Господь показывает, что, помимо человеческой природы, Он имеет и Божественную природу и, конечно, выше всякого человека и даже Пресвятой Богородицы.

Поэтому опять же для нас неприемлем догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Все-таки Она обычный человек, но Она достигла высшей степени святости. Ее святость выше святости ангелов и архангелов, херувимов и серафимов, и Она достигла ее благодаря молитвам Ее прародителей, родителей и собственным духовным усилиям.

Природа Божией Матери, как и человеческая природа Христа, ничем не отличается от нашей природы, но при этом не содержит в себе греха. Господь же был совершенным Богом и совершенным Человеком, поэтому в Евангелии Он и явил это такими примерами.

– В дополнение к отрывку из Евангелия, приведенному телезрителем, вспоминается еще один фрагмент Евангелия от Иоанна о том, как уже распятый на Кресте Христос практически последними Своими словами поручает Мать Свою ученику Своему, чтобы тот позаботился о Ней.

– Да. И это как раз подчеркивает Его отношение к Матери по его человеческой природе и является примером того, как мы должны относиться к своим матерям. В самый трудный час, когда душа покидала Его Тело, Господь думал о Матери Своей.

– Вопрос телезрителя: «Как Православная Церковь относится к занятиям православного христианина йогой?»

– К такого рода занятиям Православная Церковь относится отрицательно. Конечно, мы можем рассуждать о том, что есть некоторые практики восточной медицины, которые не содержат в себе ничего вредного, что они являются лишь оздоравливающими процедурами и так далее, тем не менее здесь нужно быть очень осторожным.

Йога есть йога. Это, скажем так, духовно-телесная практика. В ней, безусловно, содержатся вещи, касающиеся духовной сферы, поэтому заниматься йогой нельзя. Если же есть какие-то варианты восточной медицины, совершенно очищенные от всех этих духовных вещей, они могли бы быть допустимыми. Но как здесь не заблудиться, не потеряться, как обезопасить себя от того, чтобы не пойти не в ту сторону? Вопрос очень сложный, поэтому лучше держаться от этого подальше.

– То есть нужно понимать, что в таких вещах есть духовная составляющая?

– Да. Йога возникла на почве индуизма, и это вполне конкретная духовная практика.

– У апостола Иакова мы читаем: если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов. Скажите, когда мы ведем диалог с католиками или протестантами, не этими ли словами мы руководствуемся? Не состоит ли наша задача в том, чтобы отвратившихся, отпавших от православия людей вернуть в лоно Православной Церкви и тем самым, по слову апостола Иакова, спасти душу свою от смерти и покрыть множество своих грехов?

– Когда начинались богословские диалоги с инославными Церквями, Православные Церкви решили, что нужно вступать в эти диалоги, чтобы по возможности привести инославных к единству в вере, к тому, чтобы они вернулись к первоначальному Апостольскому Преданию, и именно это и было поставлено во главу угла.

Цель диалогов – прийти к единству в вере, но на том основании, что к нему возвращаются когда-то уклонившиеся от Апостольского Предания, то есть они возвращаются к Православной Церкви. На общецерковном уровне диалог и ведется именно таким образом.

Если же мы говорим о нашем личном отношении к этому вопросу, то здесь нужно быть очень осторожным, чтобы с дерзновением брать на себя такие бремена. Для того чтобы кого-то обращать в православную веру, сначала нужно нам самим стать по-настоящему православными. К сожалению, очень часто бывает так, что, едва переступив церковный порог, мы сразу же стремимся обратить кого-то в веру. Это типичная неофитская болезнь, до сих пор очень распространенная у нас.

Иногда возникает такое ощущение, что нам дано какое-то огромное сокровище, но мы не знаем, что с ним делать. Мы даже не до конца понимаем, что нам дано. Поэтому сначала все это нужно для себя определить, нужно глубоко полюбить Христа, Церковь Православную и все, что в ней содержится.

А у нас до сих пор возникают вопросы: а почему у нас в Церкви то, другое, третье, пятое? Так кого и во что мы будем обращать, если сами ничего не знаем? Нам нужно полюбить каждую клеточку церковного организма, все, что хранится в Церкви как в святом драгоценном сосуде, наполненном благодатью Божией, все таинства, нужно понять их смысл; в конце концов, нужно понять, почему мы православные.

А православные мы не потому, что мы какие-то очень хорошие и этим отличаемся от всех остальных, а потому, что Господь дал нам эту драгоценность, чтобы мы ее познали и понесли. И когда мы этого достигнем, перед нами уже не будет стоять вопрос обращения и вразумления несчастного и спасения погибшего. Мы будем понимать, что мы сами нуждаемся в спасении.

Когда братия спросила Макария Великого, лежавшего на смертном одре, видит ли он уже ангелов, он ответил: «О чем вы говорите? Мне не хватает времени на покаяние». Вот в каком состоянии нам нужно быть. В этом состоянии человек уже не может не делиться наполняющей его благодатью и любовью. Эта любовь исходила от святых, например от Серафима Саровского, к которому приходили и католики, и атеисты. Эта любовь изливалась от старцев Оптинских на приходивших к ним людей, и даже на людей неверующих.

Заблуждения наших знаменитых интеллигентов, ездивших в Оптину, отстояли от истины еще дальше, чем католичество первоначальных христиан. Порой в голове у людей были вообще не христианские воззрения. Они приходили к старцам, и старцы от своей любви, от полноты сердца и благодати делились с ними, и кто имел уши, тот слышал.

Это действительно путь христианской православной проповеди через любовь, через отдание того, чем преисполнено твое сердце. И совсем не то состояние, когда в сердце у нас пустота, когда сами мы ничего не знаем, но стремимся кого-то обращать в веру, думая, что за это Господь простит нам грехи.

– Вопрос телезрителя: «Скажите, пожалуйста, сколько раз в году можно собороваться?»

– На этот вопрос давно уже ответила полнота соборного разума нашей Церкви, ответили Священный Синод и Архиерейский Собор. Таинство Соборования, или Елеосвящения, дано для того, чтобы исцелять больных. Об этом сказал Сам Господь. Это таинство оставлено нам с самых первых апостольских времен. Когда человек тяжело болеет, к нему приступают семь священников и соборуют его. Именно в таких случаях к этому таинству и прибегают. Если болезнь прогрессирует и появляются какие-то новые ее проявления, к таинству Соборования можно приступать снова.

К сожалению, у нас укоренилась традиция, которую священноначалие не благословляет, – собороваться по любому случаю, что называется, по каждому чиху. Конечно, это несколько кощунственное и пренебрежительное отношение к таинству. Также у нас есть очень распространенная традиция собороваться здоровым людям раз в год Великим постом. Но это хотя бы можно оправдать тем, что за год у нас накапливаются какие-то болезни, неисповеданные забытые грехи, от которых, как принято считать, происходят эти болезни и так далее.

Наверное, не будет большим грехом, если человек все-таки пособоруется один раз в год. Хотя, если человек абсолютно здоровый, зачем это делать? Нужно понимать, что к этому таинству следует прибегать, когда человеку становится совсем худо. Вот тогда нужно идти в церковь, если это возможно, или призвать домой семь священников, и таинство совершится с горячей молитвой и упованием на Бога, что Господь исцелит тяжелую болезнь. А поминать имя Божие всуе, когда не болеешь, но просишь исцеления, несколько странно.

– Вопрос телезрителя. «У меня не всегда получается причаститься в воскресенье на литургии (не подготовилась либо по какой-то другой причине). Как поступать в таком случае: оставаться на службе до конца или уходить до причастия?»

Дополню от себя вопрос. Может быть, нужно уходить на словах: елицы оглашеннии, изыдите, или перед началом Херувимской песни, Евхаристического канона, или действительно перед причастием, выслушав большую часть песнопений?

– Эти вопросы очень важные, на них нужно давать ответ самим себе. Есть заповедь Божия почитать день воскресный. В воскресный день каждый христианин должен быть в храме. Также каждый христианин должен почитать великие праздники Божии, приступая к Чаше, молясь со всем собором, со всей Церковью.

Каждый человек должен быть членом прихода, у него должен быть духовник – священник, который знает его, знает всю его семью, который венчал его, крестил его детей, отпевал его близких и так далее. Это нормальное устроение приходской и нашей личной духовной жизни, и это аксиома. Если мы не посетили храм Божий в воскресенье или в праздник, это грех, ненормальная ситуация, и мы должны стремиться к ее исправлению. Конечно, причины этого могут быть разные, но это исключение из правила, это не то, чего ждет от нас Господь.

Мы празднуем воскресение Христово – самое главное, что есть в нашей жизни, что дает нам надежду на жизнь вечную. И, конечно, когда мы присутствуем на литургии, в идеале мы должны причащаться, а к причастию нужно готовиться. Мы должны быть честны перед собой: когда мы за литургией не причащаемся, причиной этого по большей части является наша леность и расслабленность. Но в Православной Церкви есть идеал, к которому мы стремимся, и есть осознание того, что мы на деле собой представляем.

А что касается воскресного дня, это заповедь Божия – мы должны быть в храме. Почему же так бывает не всегда? Наверное, потому, что были эти очень тяжелые 70 лет, когда нас пытались оторвать от Церкви. До прихода безбожной власти на Руси чтили воскресный день и праздники Божии и старались ходить в храм. Именно поэтому у нас есть много традиций, связанных с тем, что происходит в дни праздников после литургии, хотя некоторые традиции мы должны восстановить.

Когда в воскресный день бываешь в церквях, где эти традиции не прерывались (а такие церкви в мире существуют), неизменно видишь полные храмы. Мне доводилось бывать во многих храмах мира, и я интересовался тем, как люди живут церковной жизнью. И мне говорили, что если человек в воскресный день не приходит в храм, то священник, настоятель прихода, который знает каждого своего прихожанина, берет это на заметку и спрашивает, почему его не было.

Если же этот человек не был в храме два воскресных дня подряд, священник идет к нему домой, опасаясь, как бы с человеком не случилась какая-то беда. Вот нормальная христианская жизнь, связь человека с храмом и приходом.

Все мы составляем Церковь Христову, и когда в воскресный, в праздничный день мы собираемся вместе во главе со священником, тогда мы – Тело Христово. Мы молимся, приступаем к таинствам, и Господь подает нам Свою благодать.

– Но все-таки нам никуда не деться от того факта, что люди приходят на службу, не готовясь к причастию, не собираясь причащаться. И каким все же должен быть ответ на вопрос телезрительницы – в какой момент уходить из храма?

– Безусловно, нужно стоять до конца службы, осознавая свою немощь, свои грехи, каясь в этих грехах и стараясь молиться, внимая словам церковной молитвы.

– Вопрос телезрителя: «Вы сейчас страшную вещь сказали, мне даже не по себе: если в воскресенье не сходишь в церковь… Простите, не буду дальше. А вопрос мой такой: Господь говорит, что начальство нужно слушаться, но по делам их не поступать. Как это понимать – слушаться, но по делам не поступать? Приведите пример, пожалуйста».

– Пример приведу, но сначала вернемся к воскресной службе. Чего Вы пугаетесь? Это заповедь Божия – чтить воскресный день, приходить в храм, если ты не болен, если можешь прийти. А вот отговариваться какими-то делами – стиркой, уборкой, приездом гостей – не нужно. Конечно, какие-то нюансы могут быть в нашем обществе, в нынешнем состоянии, в котором мы находимся после этих тяжелых безбожных лет.

Необходимо четко понимать: в воскресный и праздничный день нужно быть в храме, и не просто быть, потому что это не какое-то механическое действие – прийти в храм. Если ты приходишь в храм и не понимаешь, зачем пришел, то, наверное, тебе ходить не нужно. Мы должны идти в храм как к Богу, мы должны понимать, что в храме живет Господь.

Недавно у нас был праздник Преображения, и в Евангелии мы слышали, как три апостола, поднявшись с Христом на Фаворскую гору, сказали Ему: хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи. То есть, исполненные радостью от увиденного, апостолы предложили построить три жилища и никуда оттуда не уходить. На тот момент они еще многого не понимали из того, что говорил им Христос, и поняли всё в день Пятидесятницы. Но уже тогда у них было чувство, что лучше того, чем быть с Богом, нет ничего на свете.

Сегодня горой Фавор для нас является храм. Мы должны стремиться в храм, должны стремиться к тому, чтобы нам не хотелось оттуда уходить. В воскресный день, да и в любой другой день в храме происходит наша встреча со Христом, поэтому хотя бы один день в неделю мы должны посвящать Богу. В моих словах ничего страшного нет. Если понять, для чего мы ходим в храм, у нас будет только радость, ведь мы идем к Тому, Кто является для нас самым близким.

А что касается второго вопроса, если я правильно понял, речь идет о том, что нужно обязательно слушаться духовных наставников – пастырей, архипастырей Церкви, нужно слушать то, что они говорят, но не всегда поступать в соответствии с их делами. На мой взгляд, это очень просто. Люди немощные, служители Церкви бывают разными, и сейчас перед вами сидит весьма грешный батюшка, но священник и тем более архиерей, но пока Церковь благословляет их служение, они вещают с амвона правильные вещи. Они говорят о том, чему учит Церковь.

Если священник один раз скажет что-то неправильное, другой раз скажет неправильно (а такие примеры, к сожалению, у нас есть), то Церковь поступит так, как заповедал Господь. Сначала ему скажут о его неправоте один на один, потом обличат церковно, а если и тогда не послушается, то этого священника, который проповедует неправильно, так, что это идет вразрез с учением Церкви, просто лишат сана.

Слушать, что говорится в церковной проповеди, что говорится на исповеди и так далее, конечно же, нужно, но, к сожалению, каждый человек, в том числе и священнослужитель, может совершать ошибки в своей жизни. Эти ошибки могут быть разными, и если батюшка оступился, совершил какой-то проступок, не соответствующий тому, о чем он только что говорил нам в проповеди, это не значит, что мы должны делать так же.

Если позволите, я хочу продолжить вопрос, который Вы задали: что делать, когда мы видим ошибки духовенства? К примеру, священник в своей проповеди призывал нас к какому-то очень высокому идеалу, а потом мы увидели, что он сам согрешил в этом. Допустим, он говорил не обманывать, а сам в чем-то слукавил. И как нам поступить?

У нас был вопрос о том, как исправлять ближнего, как покрывать, не замечать его грехи. Господу совсем не нравится, когда мы, сами будучи грешниками, разглашаем грехи ближнего, когда в каком-то якобы праведном гневе мы кого-то обличаем. А когда мы из любви входим в положение человека и покрываем любовью его грех, конечно, Господу это нравится, если эта ситуация не связана с постоянным потаканием греху. Это относится ко всем людям без исключения.

В отношении же священников нужно поступать особенно осторожно. Нужно бояться несправедливо обвинить священника, бросить на него какую-то тень в глазах других людей, ведь он может согрешить, а потом исправиться. Но если на приходе складывается ситуация, когда возникает конфликт между священником и паствой, а тем более по вине человека, который сказал: «Смотрите, какой батюшка плохой», – эта ситуация сродни расколу, а раскол – страшный грех.

Рознь на приходе – это страшное дело, и если мы становимся зачинщиками, виновниками, источниками этой розни, мы совершаем очень серьезный грех. Нам нужно понимать, что приход – это одна семья, нужно стараться жить так, как проповедует, как учит нас батюшка. Нам нужно стараться видеть хорошие поступки священнослужителя, а какие-то его человеческие слабости иногда не замечать.

Священник очень много трудится. Представьте, скольких человек, своих прихожан, он исповедует, и ведь он покрывает их грехи. Когда мы открываем ему наши грехи, он никому не может о них говорить, он не начинает нас ненавидеть за эти наши грехи, но покрывает нас своей любовью. Так неужели мы не можем немножко потерпеть, когда батюшка в чем-то ошибается, конечно, в допустимых пределах, и не сеять вражду и рознь, а все покрывать любовью?

– Как относиться к случаям мученичества за Христа в других Церквях или инославных сообществах? Например, мы знаем, что в XVI веке в Японии христиане были убиты за веру во Христа, мы знаем о таких же случаях в Египте. Мы знаем о Фатимском явлении Богородицы в Португалии, о Зейтунском явлении Богородицы в Каире. Подобные явления происходят и в других Церквях и инославных сообществах. Как нам, православным, относиться к таким случаям?

– Я вам больше скажу. Очень часто Господь через Церковь являет Свои чудеса, например, для мусульман. Известно много таких случаев в Антиохийской Православной Церкви в Сирии, в других странах на Ближнем Востоке, когда мусульмане получали исцеления, происходили какие-то другие чудеса при их обращении к Пресвятой Богородице, к православным святыням или святым. Здесь речь идет о Православной Церкви, хотя чудеса явлены людям неправославным.

Вообще все-таки нужно разделять две вещи. Различные чудеса, которые происходят в других церковных сообществах и о которых зачастую мы не можем получить достоверную информацию, – это один момент. Другой момент – когда люди умирают с именем Христа на устах, не отрекаясь от Христа.

В 2015 году в Ливии были казнены сначала коптские христиане, затем эфиопские, потому что они не отреклись от Христа. Это были простые люди, их несколько раз выводили на казнь, и погибли они христианами. Этот пример должен трогать наши сердца, потому что здесь слишком все очевидно. И, наверное, эти люди – мученики.

Но Господь Сам все рассудит. Мы знаем, что обителей у Господа много, но как Господь вершит судьбы людей в вечной жизни, мы до конца не знаем. Главное – в этой ситуации бояться кого-то осудить.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Ксения Будченко и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать