Беседы с батюшкой. Всегда ли нужно бороться с гневом. Иеромонах Филарет (Бердников) 28 ноября 2022

28 ноября 2022 г.

В студии насельник Донского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Филарет (Бердников).

Сегодня поговорим о том, всегда ли нужно бороться с гневом. Гнев называют страстью. Что это значит?

– Саму природу гнева (а он, безусловно, относится к смертным грехам) разделяют; это и страсть, и грех. Страсть – это, например, когда я могу раздражаться, но не даю проявляться этой внутренней гневливости, стараюсь ее держать в себе. Страсть, когда внутри кипит, это то, что называют злопамятством. А если гнев уже выходит наружу, проявляется в злоречии, когда может даже доходить до рукоприкладства, то это, конечно, уже само проявление греха действует в человеке.

А можно ли проследить какие-то этапы этой страсти, как, например, в других страстях?

– Безусловно, каждый на себе это может проследить, потому что все равно вольно или невольно мы гневаемся, ведь разные бывают аспекты в жизни. Это зависит от каких-то жизненных ситуаций, даже и от физического состояния человека, его здоровья. Человек может быть болезненным и из-за этого становится раздражительным, просто у него нервная система может не справляться. Из-за этого ему очень сложно что-то выдерживать. И здесь, конечно, может быть причина не духовная, а именно медицинского плана.

А если духовные причины? Человеку что-то не нравится, раздражает его, как подойти к этому? Вот раздражает тебя кто-то. Можно на него злиться, можно даже делать какие-то козни ему, и это, безусловно, будет злом, потому что апостол Павел говорит: Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками (Рим. 12, 17). И Господь нас учит тому, чтобы мы научились молиться за ненавидящих нас, любить врагов своих. А если нас кто-то раздражает, мы должны прежде всего посмотреть на себя, почему в нас это раздражение. Раздражение идет из-за того, что мы видим в человеке то, что есть в нас. Нам кажется, что в нас этого нет, но обычно святые отцы говорят: в другом человеке мы видим явное проявление того, что скрыто в нас, и нас это начинает раздражать. Бывает, что раздражение может быть из-за зависти. Человек более успешный, например, и я могу завидовать, раздражаться и из-за зависти гневаться на него. Василий Великий зависть сравнивает с ржавчиной. То есть зависть может стать причиной гнева.

Бывает, гнев идет из-за того, что что-то сделали не по-твоему. К примеру, сегодня мы собрались на передачу, попали в пробку, можно раздражаться, можно гневаться, а можно принять как данность, которая нам посылается. Слава Богу, мы добрались, все хорошо, благодарим Господа.

Всегда ли гнев – это плохо? Можно ли как-то оправдать гнев?

– Святые отцы оправдывают гнев тогда, когда человек гневается на нечистых духов, то есть когда идет борьба с духами злобы. Это человека мотивирует на подвиги телесные, духовные, когда он именно вооружается на брань против дьявола. Но и здесь тоже момент очень сложный: как говорит Исаак Сирин, человек думает, что он может дать брань нечистому духу. И выходит на битву с тем, кому уже сейчас от сотворения мира более семи тысяч лет. Какую брань ты можешь ему дать?

Мы вспоминаем диалог Мотовилова и Серафима Саровского. Мотовилов говорит: «Ваше преподобие, как бы мне с бесами бороться?»  На что Серафим Саровский ему ответил: «Ваше боголюбие, разве Вы не знаете, что малый бес может землю ногтем перевернуть?» Он говорил о его силе. Это не значит, что надо бояться нечистых духов, бояться надо не их. Все равно мы верим, что Господь с нами, и Господь не попустит нам впадать в искушения больше наших сил.

А чем праведный гнев отличается от греховного гнева? И где эта допустимая грань между гневом праведным и неправедным?

– Праведный гнев направлен против духов злобы. Но здесь тоже жизненные ситуации разные бывают. Если, например, было совершено насилие над человеком или его ближними, то у него, безусловно, будет гнев. И какой он, праведный или неправедный? Простить или не простить? И если нанесли урон здоровью, как это пережить? Бывают же случаи, что человек шел, напали на него, избили. Простить тех, кто его избил? Силы хватит? Конечно, если мы посмотрим на Христа, то Христос смог простить, и Господь нас к этому призывает: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Но это опять же огромный труд над собой, чтобы научиться именно прощать и этот гнев остановить. Пусть даже это будет гнев на наших врагов.

Святые отцы говорят, что существует гнев Божий. Что это значит?

– Гнев Божий мы знаем из Священного Писания.  Это когда был Потоп, то есть гнев Божий, Господь раскаялся, что сотворил человека и говорит: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть (Быт. 6, 3), то есть не может в них дух жить. Есть грехи, которые разрушительные. Ну, например, такой любимый для нас грех - чревоугодие. Когда человек ест и какую-то грань переходит, то легко и лишний вес наберет, и проблемы со здоровьем начинаются…

А можем ли мы гневаться на свои грехи?

– Вот на них мы как раз можем гневаться, просить Божией помощи, чтобы стараться этот грех с Божией помощью побороть.

Что бы Вы посоветовали людям, гневливым по своему характеру, темпераменту?

– Когда мы чувствуем, что мы на взводе, уже закипаем, надо читать Иисусову молитву. Она короткая, удобная. Хотя бы несколько раз прочитать. Или: «Господи, помилуй!» Постараться в уме призвать имя Божие, чтобы наш ум очистился. Вспылили – и выждать паузу, пусть даже небольшую. Разные могут быть обстоятельства, житейские неурядицы (в магазине, в транспорте кто-то толкнул) – здесь, безусловно, надо научиться сдерживаться, прощать, потому что это наша жизнь.

А что делать после гнева? Как вернуться к мирному расположению духа?

– Для нас врачебница – исповедь, покаяние. Вспомним Ефрема Сирина, который грех гнева замаливал 30 лет. Вся наша жизнь – это призыв Спасителя: покайтесь, веруйте в Евангелие! Мы всю жизнь каемся, всю жизнь исправляемся. И, бывает, время проходит, а мы видим, что лучше не становимся. Это естественно. Священное Писание говорит: да приидет кротость Твоя на нас, и накажемся (Пс. 89, 4).

С годами, безусловно, человек истощается, но если он работает над собой духовно, то остается его остов, то, какой он есть, его сущность…

А что значат библейские слова: Гневаясь, не согрешайте?

– У апостола Павла, как я уже говорил, есть слова, что нам не надо отвечать злом на зло. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26). То есть гнев может долго не отпускать, но все равно надо трудиться над собой, чтобы этот гнев от нас отступил. Гнев может служить человеку для того, чтобы его мотивировать на добрые поступки. Он увидит какую-то несправедливость и скажет себе: я не буду так поступать. И праведный гнев его мотивирует на то, чтобы делать совсем противоположное злу.

А что делать, когда гневаешься на самого себя до разрушения изнутри, когда понимаешь, что все делаешь не так?

– Бывает и такое. Все-таки мы творения Божии и должны понимать, что для Бога мы дороги такие, какие есть. Все равно Господь создал нас. У каждого свои таланты, у каждого  какие-то немощи. Но мы дороги для Бога, Господь пострадал и за все человечество, и за каждого из нас. Пусть я несовершенный, у меня есть немощи, недостатки, но Господь меня принимает, любит… Если человек в этом русле мыслит,  понимает, что все-таки он для Бога дорог, тогда этот разрушительный гнев уйдет.

Вопрос от Ирины: «Как не потерять себя и мир душевный при агрессии близких? А если агрессивен ребенок?»

– Тут тоже надо смотреть, почему ребенок агрессивный. Здесь может быть вопрос и здоровья ребенка, и психического здоровья. Надо разбираться в этом, заочно не скажешь, когда не знаешь. Можно общими словами, конечно, ответить, что надо уделить внимание ребенку, посмотреть, почему он агрессивен, что его беспокоит, что его тревожит… Надо именно заботу о ребенке проявить.

Вопрос от Татьяны: «Мой муж достаточно гневливый человек, невозможно терпеть, постоянно срывается по разным пустякам. Подскажите, как себя с ним вести. И стоит ли жить с таким человеком?»

Вопрос тоже неоднозначный, сложный… Бывают из-за чего-то срывы, например, раз в месяц. Но человек хочет изменить себя, он борется с собой на протяжении всей жизни и не манипулирует другим человеком, не унижает его. И если у него произошел какой-то срыв и он просит прощения, причем просит искренне и старается исправиться, – это один момент. Если же человек, как деспот, просто издевается над другим человеком, это уже, конечно, другой вопрос, и здесь нужно принять для себя решение, как с этим быть.

– Вопрос от Светланы из Москвы: «Часто слышу, что, как сказано в Библии, с выходками злого начальника нужно мириться, что якобы Бог дал этому человеку полномочия, а подчиненным остается терпеть унижения и гнев. Правда ли это?»

– В Библии говорится: начальствующего в народе твоем не злословь. У человека бывают такие жизненные обстоятельства, когда, например, трудно с трудоустройством и он вынужден терпеть выходки унижающего его начальника. Безусловно, начальствующий не имеет права издеваться над своими подчиненными. Если человек – хороший специалист, он может найти себе другую работу и другого начальника. Но если он не уверен, что сможет найти другую работу, потому что с работой трудно, то ему приходится терпеть.

Вспомним, как Моисей молился Богу, чтобы Господь смягчил сердце фараона, когда было десять казней египетских, но фараона это только ожесточало. И в нашей жизни бывает, что человек начинает молиться за начальствующих, а они, наоборот, озлобляются еще сильнее. Но мы должны понимать, что молитва – это не действие золотой рыбки, тут же исполняющей все желания. Если мы посадили яблоню, она не сразу приносит плоды, нужно какое-то время подождать. Так и здесь.

Если мы не можем найти другую работу, значит, нам нужно потерпеть. А чтобы потерпеть, нужно молиться за своего начальника и понимать, что результат наступит не сразу. Правда, мне приходилось общаться с людьми, которые начинали молиться за тех, кто унижал, оскорблял их, и отношение к ним быстро менялось. Безусловно, начальствующий должен требовать от человека выполнения его работы, но не унижать, не оскорблять его.

– Вопрос от Натальи: «Как совладать с гневом, осуждением и обидой, когда тебя публично, при большом скоплении людей из зависти незаслуженно опозорили, оскорбили?»

– Ну, здесь даже трудно себе представить, что человек испытывал, когда его публично оскорбляли, унижали, насколько болезненно это ему далось. Но, как говорят, время лечит, и еще говорят, что наши враги – это наши суровые друзья. Как золото очищается огнем, так и душа человеческая очищается страданиями. Но иной раз страдания могут сломать человека, в нем может произойти какой-то надлом.

Часто наша проблема заключается в том, что мы живем или прошлым, или будущим, но не живем настоящим. Нам нужно, возложив руку на орало, не оглядываться назад, на то, что уже случилось, но мы часто возвращаемся к происшедшему. Нам нанесли обиду, и воспоминание о ней живет в нас до сих пор. Мы всё обращаемся к этому, может быть, думаем, что нам нужно было сказать, как ответить, и это может продолжаться до бесконечности. Конечно, это нужно прекратить.

– Вопрос от Елены: «Можно ли доверять своим предчувствиям?»

– Если у человека развита интуиция и она его не подводит, то иной раз нужно и прислушаться к своему сердцу. Нет ничего плохого в том, что, предчувствуя что-то, человек может выстроить какие-то логические рассуждения. Вообще дар рассуждения – это великая добродетель, когда человек может поступать рассудительно. Но нужно и здравый смысл включать. Я считаю, что если человек способен что-то предчувствовать и имеет здравый смысл, то это вполне нормально.

– Вопрос от Надежды из Беларуси: «Батюшка, зачем нужно читать Псалтирь и как правильно читать ее дома?»

– Иоанн Златоуст говорил, что даже если солнце померкнет и луна не даст света своего, не следует оставлять чтение Псалтири, потому что Псалтирью Господь разговаривал. Псалтирь играет важную роль в наших богослужениях. Псалтирь – это беседа с Богом, и поэтому чтение Псалтири очень важно для христианина. Раньше благочестивые христиане учили Псалтирь наизусть. В патериках можно прочитать, что монашествующие, занимаясь рукоделием, пели псалмы, причем они не читали их по книге, а помнили наизусть, и душа человеческая получала от этого огромную пользу.

– А как правильно читать Псалтирь дома?

– В принципе, в Псалтири указано, как нужно начинать ее чтение. Если говорить о чисто внешних способах чтения Псалтири, то нужно помнить, что слово «кафизма» в переводе с греческого означает «сидящий», и если у человека есть какие-то проблемы с ногами, он может читать Псалтирь сидя. Кто-то подкладывает под коленки подушечку, опирается на что-то, кто-то читает Псалтирь стоя, но ведь Господь зрит на сердце человека. Поэтому для домашней молитвы нет каких-то ограничений.

– Вопрос от Аркадия: «Семья столкнулась с проблемой игромании. Играет наш сын, ему 21 год. Как нам быть?»

– Это серьезная зависимость. У меня есть знакомые, в семьях которых есть игроманы, и я знаю, что без специалистов и личного желания самого человека избавиться от этой тяжелой зависимости практически невозможно. Здесь нужно обращаться в специальные реабилитационные центры, в которых оказывается помощь таким людям. Главное – чтобы у вашего сына было желание это прекратить.

– «Узнала, что моя 12-летняя дочка пробовала курить. Сама я курю, и она это знает. Я понимаю, что воспитание детей начинается с воспитания себя, осознаю свою вину в этой ситуации, но как мне помочь дочери? Я очень не хочу, чтобы курение стало для нее зависимостью».

– Здесь весь парадокс в том, что мама сама курит, а ребенку она должна объяснять, что это вредно, неправильно. Конечно, это будет своего рода лицемерием, и дочь может спросить: «А зачем же ты куришь, если это вредно?» Здесь нужно показывать все своим личным примером. Можно сказать: «Да, я курила, но я бросила курить. Видишь, я же сейчас не курю, и тебе не нужно этого делать, потому что ничего хорошего от этого не будет».

Апостол Павел говорит: все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. И если какая-то страсть все же обладает нами, конечно же, это неполезно.

– «Я хочу вести духовную жизнь, но иногда падаю. Мне уже стыдно идти в храм на исповедь. Что делать?»

– Здесь стыдиться не надо. Человек постоянно падает и встает, и так до конца жизни. Есть периоды, когда у него духовная жизнь идет более ровно, когда он держит правило, соблюдает пост, а потом позволяет себе послабление, и после этого бывает падение. Так случается, потому что он подумал о себе, каким он стал хорошим. И когда у человека развивается самомнение, благодать Божия отступает, потому что он приписывает свою праведную жизнь себе, а не благодати Божией.

Благодать отступает от человека, чтобы он вспомнил слова Господа: без Мене не можете творить ничесоже. А чтобы благодать Божия удерживала человека от падения, ему нужно иметь смирение, то есть он должен понимать, что удерживается от греха он не своими заслугами.

Состояния благодати и прелести очень похожи. Когда человек пребывает в прелести, он тоже не грешит, он может выдерживать посты, молиться, но он наполняется духовной гордыней, большим самомнением. Если же человек в благодати, он молится, но этого не показывает, то есть это его тяжелый внутренний труд, который дается не сразу. И здесь не нужно унывать, нужно помнить, что нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы.

– Вопрос от Галины: «Могу ли я молиться о рождении внуков или я не должна вмешиваться в жизнь сына и невестки? Они считают, что время для этого еще не пришло».

– Но Вы же должны молиться за своих детей. Я считаю, что можно об этом молиться, можно просить Господа. Господь говорит: просите, и дано будет вам. Нет ничего противоестественного в просьбе о том, чтобы рождались дети. Конечно, можно молиться, чтобы Господь вразумил Ваших детей и они поняли, что время жизни коварно, оно быстро проходит. Человеку кажется, что впереди еще много времени, но не успеет он оглянуться, как много времени уже позади…

– «Священник накричал на меня на исповеди. Я не могу простить ему этот грех. Что мне делать?»

– В молитве «Отче наш» мы просим: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Безусловно, к духовенству предъявляются высокие требования, и пастыря правильно называют пастырем добрым. Но нужно понимать, что и врачи тоже болеют, и священник прежде всего человек с какими-то своими немощами, но ему при хиротонии дана благодать, и эта благодать через него действует.

Известный писатель и богослов русского зарубежья И.М. Концевич писал, что старец Оптиной пустыни Лев (Наголкин) очень строго относился к курению. Однажды к нему на исповедь пришел человек, и старец его выгнал, потому что перед этим тот покурил. Старец сказал ему: «Как ты можешь бороться с грехами, если ты куришь?» – и не стал его исповедовать. Казалось бы, человек должен был обидеться на старца, но это делалось для того, чтобы подвигнуть человека к борьбе с его страстью.

– «Можно ли молиться Богу своими словами, не зная молитв?»

– Молиться своими словами, конечно же, можно, но, как говорит Священное Писание, вера от слышания, а слышание от слова Божия. Мы можем молиться своими словами, не зная молитв, но Господь говорит: не говорите лишнего, как язычники. Нам дано веками проверенное слово Божие, Псалтирь, и если человек хочет молиться, ему и нужно это читать, нужно стремиться к познанию слова Божия, потому что это тоже молитвы. Если человек начинает читать утреннее, вечернее правило, но не все понимает, то сейчас в этом большой проблемы нет, потому что у нас есть Интернет, где можно найти объяснение всех молитв, можно найти псалмы на русском языке.

– «Дочери 18 лет. Она стала жить с парнем и не хочет со мной общаться. Живут они во грехе. Что мне делать? Как ей помочь?»

– Это очень большая проблема... В этой связи мне вспоминается рассказ Порфирия Кавсокаливита о женщине, которая молилась святому священномученику Харалампию  за своего сына, чтобы тот не грешил.

Сын потом рассказывал, что в молодости кровь его кипела и вроде бы дело должно было доходить до греха, но в последний момент он останавливался. И потом Господь послал ему девушку, на которой он захотел жениться, и все у них срослось. Мать молилась священномученику Харалампию, потому что она его очень любила и доверяла ему, и священномученик Харалампий оберегал ее сына от грехопадения.

А в наше время, наверное, мы не сильно молимся, не возносим свои молитвы горячо и усердно. Сейчас для человека нет авторитетов. Авторитетом для него становится Интернет, а традиционные ценности, к сожалению, размываются. Но и сейчас есть народы, которые придерживаются традиционных ценностей.

Один мой знакомый как-то поехал на Афон. Пришел он к старцу и спросил: «Батюшка, что делать?» Тот ответил: «Молиться надо». – «А что делать, чтобы молитва была?» – «Ты молись, и молитва тебя всему научит». То есть на все вопросы у старца был один ответ: «Надо молиться». Так, может быть, и нам нужно молиться? Ведь молитвы родителей утверждают основания домов. Помните, как в евангельской притче сын ушел на страну далече, а отец ждал его и дождался? Сын расточил все свое имение, пришел к отцу и принес ему покаяние. Поэтому и мы должны не отчаиваться, а молиться.

– «Батюшка, скажите, в чем разница между кротостью и смирением? Как научиться кротости? И какая страсть противоположна добродетели кротости?»

– Кротость – это незлобие, соответственно, кротость является противоположностью злобе, злу. Вспомним слова Матери Божией, которые Она со смирением произнесла: се, Раба Господня: буди Мне по глаголу твоему. Мы же проявляем смирение, когда принимаем волю Божию. То есть мы не проявляем свою волю, а даем место воле Божией вместо своей воли.

– «Можно ли обращаться к психологу? И как Церковь относится к психологии?»

– Сейчас у нас есть православная психология, хорошие священники психологи, поэтому, если появляются какие-то проблемы, можно обратиться к такому психологу. Если человек почувствует его помощь, то в этом не будет ничего предосудительного.

– «Батюшка, можно ли исправить человека в лучшую сторону?»

– Говорят, если ты хочешь изменить мир, сначала нужно изменить самого себя. Но обычно мы готовы исправлять любого другого человека, только не себя. А если мы себя не можем исправить, то как же мы можем исправить в лучшую сторону другого человека? Иной раз бывает так, что Сам Господь исправляет человека.

В моей жизни был такой случай, что сильно пьющий человек упал, стал инвалидом, и теперь он не может больше пить. Слава Богу, он ходит, правда, двигается плохо, и исправление пришло к нему через такую скорбь. Бывает так, что человек исправляется через какие-то скорби, испытания, и он не становится лучше, но ему невольно приходится смириться перед обстоятельствами, и это его как бы ограждает от греха. А если у человека нет чувства сострадания, как его выработать? Вот когда он переживет какие-то испытания, может быть, и научится состраданию.

– «Как правильно выбрать религию? Есть очень много различных вероисповеданий, и все говорят очень убедительно. Как здесь не ошибиться?»

– Христос говорит: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Поэтому для нас истинная религия – это христианство. Вспомним иеромонаха Серафима (Роуза), известного духовного писателя, автора многочисленных трудов, миссионера, в жизни которого было много духовных поисков и метаний, изучения разных религий и философий, в том числе и восточных. В конце концов он пришел в русский православный собор в Сан-Франциско и понял, что пришел туда, куда ему нужно было прийти. Для него примером в жизни всегда был Христос. Так и я, придя в храм, понял, что сюда мне и нужно было прийти.

– «Постоянно раздражаюсь на жену. Что бы она ни делала, все выводит меня из себя. Что мне делать?»

– Когда люди живут вместе, безусловно, они привыкают друг к другу, притираются. А вообще семейная жизнь – это жертвенность, то есть супруги должны чем-то жертвовать друг для друга. Бывает так, что одного из супругов что-то раздражает в другом, но он должен подумать, не раздражает ли он чем-то свою вторую половину.

Апостол Петр говорит: мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом. Но есть ли у нас эта забота? Если муж полностью отдается жене, а взамен ничего не получает, то ему стоит задуматься. А если он ничего не делает, а все чего-то требует, это тоже повод для того, чтобы серьезно подумать о своей семейной жизни.

Иной раз человек привыкает, как говорится, играть в одни ворота, чтобы все было только для него, а для другого ничего не хочет делать. Но семья – это совместный тяжелый труд. Так что здесь нужно смотреть, нет ли игры в одни ворота, то есть мы все чего-то требуем, а сами ничего не хотим делать.

– «Дочь десяти лет все время сидит в телефоне. Можно ли мне проверять его содержимое, когда она не видит?»

– Родительский контроль должен быть, и это нормально, потому что все-таки речь идет о вашем ребенке, ведь неизвестно, куда его может занести. Мы же помним, сколько в Интернете было разных групп, «Синий кит» и прочих, когда детей вовлекали в клубы самоубийц, вынуждали совершать суицидальные поступки. Здесь безразличия быть не должно.

– Батюшка, Вы являетесь насельником Донского монастыря – древней обители, которая находится в центре Москвы. Расскажите, пожалуйста, о вашем монастыре.

– В 1591 году в Москву пришла весть о том, что хан Казы-Гирей со своим войском идет на столицу. Когда враг был уже недалеко от Москвы, царь Федор Иоаннович приказал совершить крестный ход вокруг города с Донской иконой Божией Матери и затем поставить ее в стане русского войска в палаточной церкви. Всю ночь царь молился перед Донской иконой, и хан Казы-Гирей отступил. В 1953 году по указу царя Федора Иоанновича на этом месте был заложен Донской монастырь.

Когда в монастырь приходят мои знакомые, даже нецерковные люди, они чувствуют, что это место особой благодати. Донскому монастырю повезло – в нем долгое время был музей архитектуры, и поэтому он сохранил свою самобытность и свое историческое лицо. Безусловно, это некрополь, здесь захоронено много известных людей Москвы.

В иконостасе Большого собора находится Донская икона Божией Матери, написанная в XVI веке, практически во время основания монастыря. Другой святыней Донской обители являются святые мощи святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, почивающие в серебряной раке в Большом соборе.

18 ноября мы отмечали день памяти святителя Тихона, избранного в 1917 году на Всероссийском Поместном Соборе патриархом Московским и всея Руси. И хотя святитель Тихон в результате тайного голосования набрал наименьшее число голосов из всех претендентов на этот пост, Божий жребий выпал на него, и в это тяжелое для России время ему пришлось управлять Церковью. Мы просим помощи у святителя Тихона, и он всегда нам помогает.

Я приглашаю всех прийти в Донской монастырь, увидеть все воочию, пройтись по древнему некрополю, соприкоснуться с живой историей.

Ведущий Павел Денисик

Записали Полина Митрофанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать