Беседы с батюшкой. Главные ошибки, совершаемые во время Великого поста

2 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает наместник Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников).

– Тема сегодняшней передачи – «Главные ошибки, совершаемые во время Великого поста».

Действительно, очень много ошибок мы совершаем Великим постом. Может быть, это происходит по той причине, что мы безграмотны? Не только во время Великого поста, но в принципе безграмотны как христиане. Возникает вопрос: неужели те ошибки, которые мы совершаем Великим постом, могут привести нас к погибели? Или эти поступки и ошибки, которые мы совершаем, могут быть просто по неведению? И что делать в этом случае?

– Вопросов много, и тема непростая. Когда было предложено об этом порассуждать, я какое-то время даже был в растерянности, потому что говорить можно о многом.

Сам Великий пост – это время испытания для любого христианина, время какой-то напряженности, я бы сказал. Потому что обостряются и духовные наши чувства, и телесные. Плюс весенний период. Еще и искушения, которые мы получаем от врага нашего спасения, который, как говорит апостол, ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Поэтому Великий пост, как и любое время воздержания, – для христиан очень ответственный период.

Человек, который постоянно находится в этой традиции, не первый год постится, готовится к встрече Святой Пасхи, так или иначе натренирован и знает особые места, где нужно проявить внимательность. Часто задают вопросы: можно ли в Великий пост ходить к кому-то на день рождения? Можно ли отмечать свой день рождения и приглашать гостей? Что делать, когда на работе собирается коллектив: пойти или отказаться? То есть возникает очень много вопросов, когда на протяжении Великого поста мы должны принимать какие-то серьезные решения.

Я думаю, самое главное – закон любви к своим близким. Вспоминаю случай из святоотеческого предания (может быть, это собирательный образ). Жил некий старец, и к нему всегда приходило очень много людей: друзей, духовных чад. Он был настолько любвеобильный, хлебосольный, что всегда доставал на стол все, что у него было, порой даже не совсем скоромное, потому что ничего, кроме этого, не оказывалось. И старцу приходилось что-то вкушать вместе с гостями, чтобы их не смущать. Когда гости уходили, его ближайшие ученики говорили им: «Пожалуйста, не приходите к нему в это время, потому что потом он три дня вообще ничего не будет ни кушать, ни пить». То есть старец исполнял заповедь любви, приглашая людей за стол, угощая их, но потом...

– ... на себя накладывал епитимью.

– Поэтому я и говорю, что в первую очередь нужно проявить любовь к нашим близким. Даже если у нас и происходит какое-то нарушение Великим постом, не надо отчаиваться, надо себя в чем-то ущемить потом, но главное – никого не обидеть, показавшись суперправославным, совершая свой пост. То есть надо к посту подходить с рассуждением.

– Вернусь к вопросу о нашей безграмотности. Тут есть очень сложный момент нашего испытания: мы не готовы на себя возложить какие-то очень серьезные подвиги. Мы живем себе и живем: у нас все в порядке. Но когда мы приходим в храм Великим постом (а мы стараемся делать это чаще в этот период), начинаем ощущать себя несколько по-другому, нежели в другое время в течение года. Не скажу, что в нас просыпаются какие-то святые чувства, но что-то такое происходит, что заставляет нас вдруг задуматься о своей жизни, о своих близких, о жизни и смерти. Почему такое происходит? И вопрос: неужели просто прийти в храм, чтобы поставить свечку, – это тоже для нас подвиг?

– В религиозной жизни люди находятся на различных уровнях. Для кого-то приход в храм, чтобы поставить свечу, – это вся его вера, вся его религия. А кто-то понимает религию намного глубже, воспринимает свою веру так, как призывает Господь: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Изменение своей жизни, своего внутреннего мира начинается с покаяния. Когда мы приходим в храм во время Великого поста, мы видим, что все богослужение пропитано покаянием.

– Это нам помогает?

– Да, это помогает. Человек попадает в определенную обстановку и начинает задумываться над тем, что слышит, что поют, читают. Например, молитва Ефрема Сирина маленькая, но насколько важная! Слова молитвы: Господи, даруй видеть мои грехи и не осуждать брата моего.

Безусловно, для человека, который серьезно относится к своей душе, очень важное время Великого поста и нахождение в храме по субботам, воскресеньям, на литургии Преждеосвященных Даров. Или просто на уставном богослужении человек уединяется в храме, когда нет освещения, горят только свечи, лампады; и в этом созерцании он находит некое успокоение, в это время он сам с собой.

Еще раз повторю, у каждого свое отношение к вере, и выражается вера во время Великого поста по-разному и в различных моментах. Дай Бог, чтобы человек в своей вере постоянно возрастал. Даже те, что совершенные, также должны достигать наивысшего совершенства. Пост, как мы знаем, – это время особой молитвы и трудов, связанных с покаянием, с изменением  своего отношения к людям. Ведь часто бывает так, что мы на службе вроде помолились, сделали поклоны, а пришли домой – и все нас раздражает: кричим на ребенка, грубо отвечаем своей пожилой маме или отцу...

– В храме мы хорошие, а дома?..

– Хорошо бы, чтобы человек, внутренне понимая, что Господь его прощает, перенес это чувство на своих домашних.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Что означает начальная молитва ˮВо имя Отца, и Сына, и Святого Духаˮ? Какие ее смыслы?»

– Всегда радуешься, когда люди задаются вопросами, чтобы более четко понимать, что произносится и для чего это делается. Это радует. Когда начинается Божественная литургия, вы слышите, как священнослужитель в алтаре торжественно возглашает: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа...», тем самым он предвозвещает всем собравшимся в храме, что то действие, которое сейчас будет совершаться, посвящено имени Святой Троицы: Отцу, Сыну и Святому Духу.

Так же и вы, начиная какое-то молитвенное правило (будь то вечерние или утренние молитвы или подготовка к причастию), произносите имя Святой Троицы: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Тем самым свидетельствуете: то, что вы сейчас будете произносить, будет посвящено Святой Троице, Единосущной и Нераздельной. Вы одновременно прославляете Господа и свидетельствуете, что произносите все это во имя Бога, в Которого верите.

– Вы в монастыре встречаетесь с мирскими людьми, проводите встречи с игуменом. Расскажите об этом.

– Наш Никольский монастырь в Старой Ладоге – старинный (начало XIII века). Он овеян памятью благоверного князя Александра Невского. Монастырь строился как памятник воинской доблести. Рядом с монастырем – огромный холм. Когда вы попадете в Старую Ладогу (это древняя столица Руси), увидите там очень много холмов, курганов. У нас тоже рядом с храмом огромный курган. По преданию, он называется Победище: это место захоронения ладожан, воинов, которых Александр Невский привез в это место и, похоронив там, повелел построить Никольский монастырь.

Мы в монастыре стараемся встречать всех. К туристам необходим свой подход: они едут, чтобы посмотреть монастырь с исторической точки зрения. Паломник едет, конечно, совершенно с иным настроением, с иной задачей – впитать в себя все, что увидит вокруг.

Вы уже сказали, что у нас есть хорошая традиция, когда игумен монастыря после всенощного бдения у себя в кабинете принимает паломников. Либо это паломники из Зеленецкого монастыря, либо из Тихвинского монастыря, либо паломники тура выходного дня. Встречаясь, мы размышляем о смысле Великого поста, о покаянии, вообще о месте человека в современном мире. Вот у нас сегодня тема об ошибках: хорошо, что люди в процессе общения не боятся спрашивать. Иногда люди задают очень интересные и неудобные вопросы, а иногда вопросы предполагают детальный разбор, потому что люди разные и жизненные ситуации разные.

Вот сейчас мы живем в ковидное время, и люди спрашивают, как совершать пост человеку, который переболел ковидом. Сегодня ученые, медики говорят, что после болезни есть определенные сложности и с психикой, и с восстановлением здоровья. Мне задавали подобные вопросы: «Батюшка, мы переболели, насколько пост должен быть строгим?»

– Интересно, как Вы отвечаете.

– Во-первых, у каждого есть духовный отец. Я не беру на себя руководство и всегда отправляю к духовнику, к батюшке, у которого человек исповедуется. Человек сам для себя определяет меру поста. Если нужно воздержаться от чего-то – пожалуйста, но смотрите на самочувствие: если почувствовали себя хуже – надо себя подкрепить, рыбку лишний раз съесть. Тем более сейчас весна плюс тяжелые условия. Все это, конечно, решается индивидуально, в том числе вопрос о каких-то послаблениях. Внешняя сторона касается пищи, но духовная сторона, наверное, важнее. Главное не то, что я накладываю в тарелку, а что я думаю, на что смотрю, как размышляю.

– Вопрос телезрительницы из Абхазии: «Я христианка. Меня интересует, какое должно быть молитвенное правило в Великий пост в идеале».

– Это зависит от того, насколько Вы располагаете временем. Если у Вас есть возможность, то помимо утренних и вечерних молитв можно почитать дополнительно какой-то псалом из кафизмы или главу из Евангелия, а может быть, какую-то духоносную книгу. Молитвенное правило имеет силу не от того, сколько чего я прочитаю, а насколько то, что я читаю, будет производить на меня впечатление. Вы должны понимать, что сейчас идет пост, поэтому нужно больше читать о покаянии. Покаянный канон – удивительный, легкий; можно к нему прикоснуться. Но если посмотреть на богослужения, совершаемые в Церкви, то сейчас – упор на Псалтирь. Это настолько глубокая книга, что очень помогает.

– Пятидесятый псалом – это же что-то совершенно потрясающее. Мне иногда кажется, что одно прочтение от всей души этого покаянного псалма может заменить очень многое многословие.

– В продолжение ответа хочу сказать, что специально не надо ничего увеличивать. Если есть желание – пожалуйста, но, может быть, лишний раз сходить в храм? Это тоже будет плюсом к молитвенному правилу.

– У меня вопрос по поводу всенощных бдений. Раньше, если ты не приходил на всенощное бдение, а только на литургию, ты должен был покаяться, по какой причине не был на всенощном бдении. Потому что, по сути, это одно и то же богослужение. Но сейчас не считается каким-то грехом, если не пришел на всенощное бдение. Мы по неграмотности своей, может быть, не очень понимаем, не очень ценим всенощное бдение. Может, это особенный духовный труд, который нам необходим Великим постом?

– Подготовка к Божественной литургии для многих христиан начинается загодя. Как бы то ни было, если я причащаюсь, я обязан быть на всенощном бдении в любом случае. Почему? Да, мы можем взять благословение, и нас помажут святым маслом, но ведь на вечернем богослужении происходит исповедь. Человек, понимая, что завтра он будет причащаться, в любом случае должен прийти на всенощное бдение, чтобы исповедоваться, отрешиться от всего, приготовиться.

Всенощное бдение тоже очень назидательно. Мы слышим слова Священного Писания, во время Великого поста прибавляется тропарь: покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. В это время человек погружается в себя, выключается свет в храме. Слышим умилительные песнопения, касающиеся нас с вами. Поэтому всенощное бдение не надо рассматривать как что-то отдельное от твоей религиозной жизни, от литургии – это звено одной цепи. Если не побывал на всенощном, утром чего-то не хватает. Поэтому завтрашний день мы начинаем с вечера сегодняшнего. В этот вечер мы слышим молитвы, слышим, кому будет посвящен завтрашний день, уже читаются и поются стихиры, канон. Поэтому надо приучать себя быть на всенощном бдении.

– В руководстве для чтецов говорится, что во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. То есть это очень непростое пребывание на службе... Возникает еще один вопрос, связанный с богослужениями  Великого поста. Есть очень много таких служб, которым мы не придаем особого значения. Поговорим об этом после телефонного звонка.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Сейчас очень большое разнообразие духовной литературы. Я семьянин, у меня двое детей. Книги каких святых отцов посоветуете иметь в домашней библиотеке?»

– Каждый индивидуально подходит к выбору литературы. Я служу в храме святителя Иоанна Златоуста. Если вы приедете в наш монастырь в Старую Ладогу (кстати, приглашаю всех в гости) и зайдете в храм, то увидите, что он украшен фресками из жизни этого выдающегося учителя и писателя Церкви. Есть огромное количество духовных писателей: Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов), Тихон Задонский. Но мне очень нравится изложение мысли у Иоанна Златоуста. У него есть поучения на разные случаи жизни. Поэтому, если будет желание, начните с простого. У него есть прекрасное поучение о покаянии: какие аллегории он использует, когда говорит о падении человеческом и о возрастании человека в духовной жизни... Поэтому советую посмотреть труды Иоанна Златоуста. Остальные книги – на Ваш выбор. Действительно, литературы очень много. Но все-таки надо отдавать предпочтение какому-то писателю. Я так думаю.

Что касается вопроса о богослужениях, конечно, это родительские субботы. Допустим, сегодня у нас совершался парастас. В лавре сегодня совершался полиелей преподобному Серафиму Вырицкому. А так традиционно в пятницу совершается заупокойное богослужение, когда мы собираемся вместе в храме, чтобы вспомнить своих усопших родственников. На протяжении четырех недель поста совершается родительская суббота. На следующей неделе мы с вами будем присутствовать на Мариином стоянии, когда будет читаться житие преподобной Марии Египетской. На этой службе невозможно быть без слез, когда видишь, как Господь спасает человека (конечно, по желанию самого человека). Вновь читается Покаянный канон. Конечно, служба продолжительная, но она того стоит.

Поэтому Великий пост – это не время, бедное на богослужения, наоборот, очень богатое и разнообразное время. Да, мы больше слышим о покаянии, больше слышим песнопения, лишенные какого-то торжества, но ведь время постное. В конце этого пути мы встретим воскресшего Христа, поэтому нужно немножко поскорбеть, потосковать по Нему, по этому Божественному свету, по этой радости. Но в конце нас обязательно встретит Господь.

– Вы сейчас сказали замечательную фразу, и я хочу, чтобы Вы ее развили. Действительно, все мы взрослые люди. Когда-то, когда мы были совсем юнцами и учились в школе, мы мерили свою жизнь воскресеньями. Когда стали студентами, мерили ее семестрами. Когда мы уже стали православными людьми, меряем жизнь Пасхами.

И вот здесь очень интересный момент. Каждый из нас преодолел разное количество таких рубежей, каждый прошел какое-то количество постов: Великих, Рождественских (или Филипповых), Петровских, Успенских. Вот мы живем, и вдруг возникает странное ощущение: меняемся ли мы к лучшему благодаря всем нашим усилиям или все равно каждый раз каемся в осуждении, гордыне и так далее?

– Уже не представляешь своего времени без Великого поста, ждешь его. Я не знаю, как братья, сестры, другие люди, но для меня это особое время, действительно время перерождения, переосмысления. Потому что когда-то же надо остановиться, подумать о себе, не обращая внимания на земную суету.

Время поста – время поразмыслить над собой. Мы говорим о том, что чтение Канона Андрея Критского – это разговор. Люди очень любят этот канон. И очень приятно, когда священнослужители читают, а люди следят, чтобы не упустить интересную и нужную для себя мысль.

А ведь Покаянный канон – это твоя беседа с твоей душой: «Душа, что мы будем делать с тобой дальше? Посмотри, куда мы с тобой ушли. Как нам жить?» Человек обязан заниматься своим духовным миром. Вот Вы говорите о том, какие мы совершаем ошибки. Но основная ошибка в Великом посту – когда мы проживаем его бессмысленно. Просто пошел в храм, сделал какие-то действия…

– Или просто не ем мяса...

– Многие ждут соборования. «Слава Тебе, Господи, соборовался». Но за этим что-то должно стоять, чтобы, как я всегда говорю, мы от чего-то  отошли, что-то приобрели, какое-то рассуждение, какой-то багаж знаний, прочитали  интересное место из духовной литературы, которое зацепило – и ты готов поделиться им со всеми. Наверное, основная ошибка, которую часто допускают люди, и даже верующие, в том, что они не замечают поста.

– У меня есть очень хороший знакомый, не очень давно мы с ним общались. Смотрю, он открыл Священное Писание, стоит и читает. И мне было радостно это видеть. С другой стороны, я подумал, что в нашем синодальном Священном Писании очень мелкие буковки.

Можно ли позволить себе во время Великого поста читать на русском языке Священное Писание, Апостол, готовиться к литургии и читать на русском языке? И  насколько для человека полезно понимание Священного Писания, в особенности во время Великого поста?

– Это вопрос воцерковления человека, насколько он вхож в богослужебную практику. Если это новоначальный, то для него, можно так сказать, действуют определенные миссионерские условия, он может почитать на русском языке и Евангелие, и Апостол, и даже какую-то молитву. Сейчас есть молитвословы с параллельными переводами, доставайте их, читайте. Главное – чтобы было понятно. Но все-таки со временем в вашем обиходе обязательно должен появиться и славянский язык.

– Поэтический язык.

– Да. Он несложный на самом деле.

– У меня тоже была эта проблема, когда я был новоначальным. То есть для меня это тоже было сложностью, но сейчас, конечно, проблем нет.

Вопрос телезрительницы: «Бывает, думаешь: хватит себя жалеть; сколько можно? Или почитаешь что-нибудь про святых, послушаешь что-то и думаешь: все, не буду себя жалеть, буду надеяться на Бога. И делаешь что-то через силу. Я беременна, поэтому спрашиваю об этом. Не понимаешь, где эта золотая середина. В общем, я не понимаю, когда себя жалеть, а когда нет. Можно ли с упованием на Бога все-таки брать больше, чем сможешь понести?»

– Самое главное – не сломаться на пути, возложив на себя то, что не принесет пользы. То есть всегда надо рассчитывать на свои силы: что я могу сделать для ближнего, для Бога, для себя, какой подвиг могу на себя взять, чтобы он был для меня полезен. Потому что можно набрать по жизни много обязательств, а потом их не исполнить. А зачем обещать? Зачем говорить: «Во веки веков с сего дня не буду осуждать»? Вышел из автобуса и тут же осудил. Не надо давать никаких обещаний.

Жалеть себя?.. Господь все равно заповедует нам бережливо относиться к своей жизни. Для чего бережливо? Чтобы мы, не сломавшись, могли принести больше пользы своим близким. Вы говорите, что под сердцем носите дитя. Тут Вы уже должны думать не о себе, а о том, кто у Вас внутри.

Вот мы говорим о тех, кто нарушает пост. Если человека кладут в больницу и он не соблюдает тот рацион, который там (говорит, что пост и что есть это он не будет), что происходит? Его организм слабеет. Так же и военнослужащие, и школьники. Как школьникам быть во время поста в школе? Не есть то, что дают в столовой? То есть всегда ко всему нужно подходить с рассуждением. Но я не призываю нарушать все и вся.

Если я еду в командировку в поезде или зашел в столовую покушать, могу выбрать что-то. Если есть салат из морковки, лучше его возьму, чем салат оливье. Если будут бутерброды с мясом и рыбкой, конечно, возьму бутерброд с рыбой. То есть даже вот это маленькое для Вас будет постом.

Поэтому, конечно же, всегда ко всему нужно подходить с рассуждением, в том числе к  тому, чтобы жалеть себя. Но жалеть в каком плане? Мы же часто себя не жалеем. Когда гневаемся, ненавидим, мы же не жалеем себя, мы живем на износ, чтобы кому-то что-то доказать. Я уже говорил, что Великий пост – это время, когда надо остановиться и послушать, что хочет сказать нам Господь.

– В тишине.

– В тишине, через то же Евангелие.

– Если вспомнить, как переводится слово «жалеть», то это «любить». То есть понятия «любить себя» и «самолюбие», наверное, разные. И, наверное, один из самых главных вопросов Великого поста – как можно отделить любовь к себе, то есть самолюбие, от покаяния. Мы же не можем не любить себя, но при этом, когда нам говорят, что нужно выработать в себе покаянный дух, каким образом это все может соединяться?

– Вы верно сказали, что существует сверхъестественный нравственный закон. При сотворении человека Господь уже заложил в нем некие качества. Любовь к себе присутствует в каждом из нас, мы заботимся о себе – чистим зубы, умываемся, одеваемся, стараемся найти свое место в жизни и прочее.

Но когда любовь к себе превосходит любовь к другим, когда все только для себя, когда я – центр жизни, то уже возникает грех самолюбия: когда живешь, получая от жизни все только для себя, когда не учишься жертвовать кому-то своим временем, своей жизнью, всем тем, что у тебя есть, когда привязан к какой-то вещи, которую во веки веков никому бы не отдал, потому что это твое.

У кого-то из святых написано про одного старца: если кто-то приходил к нему в келью и ему что-то нравилось, старец сразу же это отдавал. «Тебе понравилась эта книга? Чадо мое, она твоя». Он даже не задумывался. Наверное, нужно понимать самолюбие и любовь к самому себе именно так.

– Удивительно. Все становится очень просто.

Хочу еще раз обратиться к вашему монастырю. Обычно, чтобы выйти из нашего обыденного круга, мы пытаемся что-то в нем изменить. Насколько это полезно для души – хотя бы раз в пост посетить монастырь и провести в нем если не неделю, то хотя бы два-три дня, в особенности на Страстной седмице?

– Понимая, какое место занимает наша обитель в религиозной жизни Ленинградской области и нашей епархии, мы, конечно же, приглашаем людей приехать к нам. Монастырь находится в удивительно красивом месте – на берегу реки Волхов. Здесь повсюду история, которой дышит земля Старой Ладоги. Мы приглашаем людей приехать к нам на субботу и воскресенье, называем это туром выходного дня. Поживите в нашей гостинице, покушайте с монахами, с братией в столовой.

– Можно встретиться с игуменом.

– Да. Самое главное – вы почувствуете связь времен, когда будете стоять на богослужении в храме под сводами, которые видели много удивительных людей. Мы всегда говорим, что, вырвавшись из своей обыденной жизни, можно приехать к нам, туда, где есть возможность побыть с самим собой. Но можно к нам приехать и всей семьей. Оторваться от всего. Мы приглашаем всех. Пусть и не в этот пост.

– Нет, в этот пост...

– Ладно, в этот. Главное, чтобы мы смогли принять всех желающих в нашем Никольском Староладожском мужском монастыре.

– Конечно, в нашей жизни очень много сомнений, искушений, проблем. Поэтому я попрошу Вас благословить наших телезрителей на свершение этого подвига Великого поста.

– Да, от всего сердца хочу пожелать нашим телезрителям, братьям и сестрам, достойно пройти время Великого поста, чтобы это время было временем приобретений, чтобы вы получили что-то новое до Светлого Христова Воскресения, от начала поста до его конца.

– Что у вас будет на Пасху, сколько будет людей?

– Пока не знаем. Мы ждем.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать