Беседы с батюшкой. Дети и родители в Церкви и вне церкви

10 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святого пророка Илии на Пороховых и настоятель планируемого храма Сретения Господня в Выборгском районе священник Евгений Фомин. 

–Тема сегодняшней передачи – «Дети и родители в Церкви и вне церкви». Казалось бы, «отцы и дети» – проблема вечная и обсуждалась несчетное количество раз, существовала во все времена. Но в современном обществе эта тема звучит по-особому. Родители приводят в храмы детей начиная с грудного возраста и заканчивая возрастом 9, 10, 11, 12 лет, а потом дети куда-то исчезают. И кто в этом виноват: родители или дети, которых мы начинаем воспринимать как отрезанный ломоть и говорим, что ребенок вырос и с ним можно по-другому строить взаимоотношения? Так ли это? Ведь проблема серьезнейшая.

– Да, проблема серьезная. И хочется об этом поговорить, потому что часто от прихожан можно услышать вопросы: «Что делать с детьми?» Тема потому и звучит так: «дети и родители», поскольку чаще всего мы рассматриваем отношения между поколениями с позиции отцов, а не детей. В вопросе веры детей эта точка зрения, снизу вверх, имеет принципиальное значение. Мы, наблюдая за взрослением ребенка, теряем нить развития его веры, трансформацию, даже не видим эту трансформацию, так как не задумываемся над этим вопросом, не воспринимаем его. Это очень важный момент в воспитании веры ребенка (как он верит в младенчестве до семи лет, как он верит, становясь подростком и взрослым человеком, как идет со своей верой по жизни).

Мы упускаем видоизменение веры ребенка. Рассматривать этот вопрос лучше, разделив его на этапы. Как ребенок верит маленьким; как верит он, будучи подростком, со своим юношеским максимализмом, бескомпромиссностью подросткового мышления, когда весь мир может встать с ног на голову; и как формируется религиозное мировоззрение ребенка, когда он вступает во взрослую жизнь. И если говорить о маленьких детях, то это, с нашей точки зрения, наивное понимание веры как радости, как чуда. Но важно это понимание сохранить, когда дети начинают взрослеть. Детям рассказываем о рождении Иисуса Христа, что Он был таким же маленьким, как они, но Его рождение – чудо, которое изменило жизнь на земле. Рождественские сказки, рождественские колядки, праздники наполнены ощущением этого чуда, и даже взрослые люди это чувствуют, но в суете мира мы это чувство в себе не удерживаем. А дети живут этим чувством, чувством того, что вокруг них все хорошо. Если дети живут в любви, в согласии с родителями, радостные, – они всегда живут в ощущении этого чуда. И если мы общаемся с ними через призму веры, рассказывая о Боге, о чудесах, о святых – ведь есть много детской литературы, где с позиции совершения чуда рассказывается о вере, – дети этим живут.

Когда дети достигают определенного возраста и начинают смотреть на мир более осознанно, они начинают постепенно утрачивать это чувство чуда. Почему? Потому, что они сталкиваются, чаще в школе, с несправедливостью мира, с тем, что не всегда вокруг только добро, встречаются, к сожалению, и с подлостью. И чувствительная детская душа очень остро на это реагирует. А если ребенок верующий, он все это рассматривает с позиции веры в чудо, но чудо начинает меркнуть от тех испытаний, с которыми ребенок сталкивается. Поэтому вопрос формирования веры и ее трансформации в ребенке нужно рассматривать еще и в связи с его жизнью вне стен храма, когда ребенок выходит в мир.

– Вопрос телезрителя: «Мы ходим в храм с детьми с их рождения. Но сейчас я вижу, что интерес ходить в храм у них угасает. Как мотивировать детей, чтобы им не было это скучно? Как их заинтересовать?»

– Вернемся к тому, что ребенок воспринимает веру как чудо или праздник: хорошо бы устраивать ребенку в этот день настоящий праздник, чтобы храм ассоциировался с чем-то радостным. Ребенок десяти лет – это разумный человек, который хорошо и активно воспринимает достаточно серьезную информацию, и поэтому начиная уже с шести лет ему нужно растолковывать то, что происходит на службе. Если говорим о Божественной литургии, то в течение всего богослужения мы вспоминаем всю жизнь Господа Иисуса Христа от Его рождения до Его Вознесения. Если мы сами попытаемся в этом хоть немного разобраться, то заинтересуем ребенка: смотри, сейчас такой момент, когда вспоминается рождение Господа, малый вход – это выход на проповедь Иисуса Христа, великий вход со Святыми Дарами – воспоминание Его погребения.

И потом после прочтения об этих событиях в Евангелии ребенок будет ассоциировать службу не просто с каким-то действом, которое он не понимает и ходит на литургию из обязательств, а с евангельскими сюжетами. Также интерес детей к посещению храма укрепляет участие в храмовых проектах, посещение воскресной школы, где верующие дети могут общаться с такими же сверстниками, как они, и где они узнают о вере, углубляют свои познания, делают интересные вещи, участвуют в мастер-классах. Это все подогревает интерес ребенка к посещению храма. А когда ребенок приходит в сознательный возраст десяти лет и старше, мы должны на своем примере показывать острую необходимость в участии в таинствах. Почему ребенок может не хотеть ходить в храм в десять лет? Боится исповеди, ведь ребенок идет к человеку, к священнику, он еще не очень понимает, что идет к Богу на исповедь, а Бог уже все знает. Детский страх наказания, страх стыда говорить о своих проступках – тоже сдерживающий фактор. Объясняем ребенку, что участие в таинствах, в исповеди, в причастии будет помогать нам, потому что с нами Бог; после участия в таинстве Причастия мы выходим из храма, содержа в себе Божественное Существо, Бога, и это даст нам силы в наших трудных ситуациях за стенами храма (и это касается не только детей, но и взрослых). Для сознательного ребенка десяти лет это может послужить хорошей мотивацией.

– Сейчас все наши дети невероятно много учатся, семь уроков считается нормой. И после этого они занимаются, кто в музыкальной школе, кто в танцевальных кружках и так далее, потом надо делать уроки, и после этого ребенок ложится спать в 9–10, а то и в 11 вечера. Такая история повторяется еженедельно, еще и в субботу, и ребенок невероятно устает. Воскресенье он воспринимает не как время для Бога, а как время для отдыха. И если папа и мама говорят, что завтра они все встают в 7 утра, потому что нужно идти на литургию, то ребенок это воспринимает так: «Еще и в воскресенье не отдохнуть». И эта ситуация очень распространена. Ведь верующих семей, где ребенок с радостью бежит на литургию, единицы. Что в этом случае делать? Каким образом организовать в семье жизнь так, чтобы ребенок и, конечно, его родители, понимали, что седьмой день надо отдать Господу?

– Вернемся от седьмого дня к предыдущим шести: родители должны четко понимать нагрузку ребенка. Чаще всего дополнительные занятия, кружки и так далее, – это желание родителей реализовать то, что они не реализовали сами. Не является ли причиной того, что дети так сильно загружены внеурочной деятельностью, то, что родители хотят видеть своего ребенка лучше, образованнее, более развитым физически и творчески, чем они сами? Что касается уроков, то современные обстоятельства требуют, чтобы мы были образованными. Поэтому родители стремятся дать детям как можно больше образования, лишая детей свободного времени. И в этом вопрос: организовать деятельность ребенка в будние дни так, чтобы у него осталось время на отдых, на дела, которые он считает для себя важными. Первые два класса ребенок еще маленький, потом он все больше и больше начинает ощущать себя личностью, а родители все еще ощущают его младенцем. И личностные интересы ребенка родители игнорируют, не замечают, либо когда ребенок проявляет свои личные стремления, родители их блокируют, иногда грубо («Что ты сидишь без дела, займись уроками!»). Поэтому возникает конфликт и в воскресенье. Хочется посоветовать родителям организовывать жизнь ребенка в течение учебной недели так, чтобы он не чувствовал себя как выжатый лимон к воскресенью. А в воскресенье устроить ему праздник. Набравшись сил после молитвы и причастия, сходить в парк, покататься на велосипеде, на кораблике, сходить в кино. И он будет ждать этого, будет понимать, что, напрягая свои душевные силы, получит награду. Родители должны четко давать понять ребенку, что любое послушание родителю будет вознаграждено, что ребенок получит утешение.

– Вопрос телезрителя: «Известно, что самое главное в Церкви – это духовное единство. Сам Иисус Христос поставил духовное родство выше кровного. Как достичь этого духовного единства?»

– Духовное единство с ребенком достигается путем донесения до ребенка мысли о необходимости соединения его с Богом. Чем характеризуется вера ребенка, приходящего в сознательный возраст? Он ищет ее опытным путем, в школе он познает все больше наук и в вопросах, касающихся веры, ребенок все больше требует доказательств. Чудеса куда-то деваются, хотя это не так, просто ребенок перестает их видеть, и то, что раньше он воспринимал как чудо, в этом возрасте чудом уже не является. Поэтому важно не потерять нить веры, показывать ребенку, что Господь никуда не девается и что каждый момент нашей жизни наполнен этими чудесами. И говорить об этом не с позиции «родитель дает знания», а с позиции личной: сам родитель в это верит, видит чудеса, показывать, как он это видит. И давать понять ребенку, что он тоже достигнет этого восприятия. И ребенок будет смотреть и замечать глазами своего родителя. Духовное единство достигается путем передачи ребенку своего духовного опыта, своего внутреннего переживания веры, внутреннего переживания общения с Богом, видения Бога в своей жизни. И ребенок тоже будет это видеть. И будет оставаться с родителем на одной духовной волне. И это духовное единство будет углубляться и развиваться путем обмена духовным опытом между родными людьми.

– Чтобы объяснить ребенку, как я верю и в Кого, я должен понимать, что я верю и я знаю, как я верю. Исповедь раньше начиналась так: «Како веруеши?» И прежде чем говорить о вере со своим ребенком, готов ли я ответить на этот вопрос: «Как я верю?» Может ли то, что я сам ничего не знаю о своей вере, быть причиной невозможности духовного единения с ребенком?

– Это тема для отдельной беседы. С моей точки зрения, это катастрофа современного общества православных верующих. Ведь мы сейчас имеем колоссальный доступ к любой информации, в частности богословской. Непонятно, почему взрослые люди, ходя в храм, некоторые даже по многу лет, не стремятся к этому познанию. Ведь это настолько расширяет границы веры, настолько помогает углубить свою веру! Почему мы не идем за книгами? Сейчас много православных библиотек в электронных версиях, очень много литературы, написанной доступным языком. Одна из проблем также в том, что новоначальные взрослые, приходя к вере, стремятся сразу все поглотить и, бывает, хватаются за очень сложную литературу: древних святых отцов, богословов.

– Даже за Паламу.

– Их стремление к знанию разбивается вдребезги о камень науки, написанной сложным, витиеватым языком. Но есть и то, что написано значительно проще, современными нам священниками и богословами, теми, кто стремится донести веру до своих современников. Отсутствие стремления к познанию своей веры – одна из причин, почему мы не можем донести свою веру до детей. Это колоссальная беда, потому что отсюда возникает «бабушкино богословие» и прочее.

– Такая вера, о которой святые отцы могли бы сказать: что это за ересь?

Вопрос телезрителя: «В детстве ребенок часто ходит в храм с родителями, а в подростковом возрасте эта связь с Церковью становится слабее. Подростков влекут новые друзья, развлечения, музыка. Как добиться того, чтобы связь с Церковью не разорвалась окончательно?»

– Мне казалось, мы уже затронули этот аспект. Достичь этого можно, помня о трансформации веры ребенка от младенческой к юношеской. Когда ребенок заявляет, что у него другие друзья, музыка, другие увлечения, это значит, что на более раннем этапе мы недосмотрели, в какой момент ребенок стал с настороженностью относиться к словам о чуде, когда чудеса стали рушиться в его глазах. Мы перестали говорить с ним о Боге; точнее, даже не начинали говорить с ним как с более взрослым человеком, учитывая его личностный рост.

Что касается друзей и музыки, можно приводить достаточно примеров влияния среды на человека – и пагубного, и благотворного; обращать внимание растущей личности на возможные последствия, давая правильные ориентиры, пока он еще восприимчив к нашим словам как к практически абсолютному авторитету. Когда ребенок будет смотреть в сторону того, что нам кажется неправильным, ориентиры, которые мы закладываем, все равно будут критериями оценки. Нужно не потерять момент закладки этих критериев оценки, которые помогут ребенку оценить свои действия с точки зрения последствий. Только так. Тогда, на основании этих критериев, он будет понимать, что где-то  будет  не очень приятная обстановка для душевного состояния.

Конечно, это не только работа родителей. Очень хорошо, когда этот момент успевает уловить и священник. В процессе разговора мы не затронули этот момент: находясь в храме, ребенок никогда не бывает один. Он подходит на исповедь: сначала на первую исповедь в семь лет, и пока он еще сам тянется в храм, в эту работу вступает священник. Он тоже должен эти моменты улавливать и помогать родителям, что-то подсказывать. Родители, улавливая моменты разрыва связи ребенка с Богом, должны идти к священнику, чтобы он помог (либо сам пообщался с ребенком, либо дал какое-то наставление, совет родителям, чтобы связь ни в коем случае не прервалась). Такое, к сожалению, часто происходит. Если это произошло, уповаем только на милость Божию, что Господь в свое время все равно это семя веры, которое было заложено в ранние годы, взрастит, обратит сердце ребенка к Себе, дай Бог, положительными моментами.

– Есть интересный момент, когда мы говорили об авторитете. Мы часто думаем, что наша жизнь в Церкви – это одно, а жизнь дома – это другое. Папа, сидя за столом, курит и говорит: сынок, курить очень вредно. Ребенок никогда не воспримет это, потому что папа курит. Я специально обострил эту ситуацию, но авторитет часто – это «несть пророка в своем отечестве». Папа или мама дома ведут себя иначе, чем в Церкви, и ребенок это чувствует, видит. Он видит эту ложь и думает: какой смысл в моем походе в церковь, если родители не меняются после этого?

– Да, это одна из проблем. Вне церкви, то есть за стенами храма, мы все равно должны оставаться православными христианами, стремящимися к изменению себя, чтобы иметь надежду достичь нашей главной цели – спасения, райских врат. Очень важно оставаться православными христианами и вне стен храма. Это проблема не только авторитета родителя к ребенку в плане веры, но и вообще авторитета веры внутри семьи, где кто-то воцерковлен, верующий, а остальные невоцерковленные, теплохладные, считающие себя атеистами. Ведь наша жизнь вне стен храма (если мы не имеем богословской подготовки, опыта миссионерской работы или просто даже не можем выразить свое знание доходчиво, словами, чтобы огонь нашей веры зажег сердце собеседника, близкого), единственная возможная проповедь – это то, как мы живем. Наша жизнь во Христе, наши старания соблюдения заповедей, наши добрые дела, изменение себя, своего характера (если он считается скверным), ассоциирование нашего изменения к лучшему с нашей верой – это самая лучшая проповедь. Дети в первую очередь воспринимают информацию, видя пример.

– Абсолютно верно.

– Если ребенок вне храма не видит в родителях этого благообразия, которое очень чутко чувствуется детьми, не видит этой работы, если родитель приходит домой – и начинается ругань, неподобающее поведение, конечно, не будет никакой духовной связи, о ней даже речи не идет. Связь ребенка с Богом будет катастрофически рваться.

– Вопрос телезрительницы: «Как объяснить ребенку, что умер его папа, что Господь так не хотел, что Бог очень добрый, Он любит и его, и его папу; и что дальше все будет хорошо? Ребенку исполнилось семь лет, мама с ребенком пока невоцерковленные. Я купила детскую Библию, мы периодически с ребенком ее читаем, но, к сожалению, постоянства нет. Я живу отдельно, периодически приезжаю к ним».

– Это очень сложно объяснить не только ребенку, но и взрослому человеку. Очень тяжело видеть горе людей, потерявших своих близких. Мы должны и сами помнить, и напоминать нашим близким, что Господь Всеблагой. Что это значит, чего хочет Господь для нас в первую очередь? Господь хочет для нас спасения от греха, чтобы человек наследовал Царствие Небесное. Одно из объяснений, которое можно донести до ребенка: Господь забирает людей из временной жизни в вечную жизнь. Человек не умирает окончательно. Нужно донести до ребенка идею о вечной жизни. И забирает Он их в самый подходящий для спасения  момент. Ребенок в семь лет, наверное, воспримет это легче, чем взрослый, потому что он будет с детства помнить, что его папа не умер, он переселился в другой мир, он жив, он смотрит на своего ребенка, молится за него Богу. И наступит день, когда по воле Божией все будут воскрешены.

Ребенок должен помнить, что если и он будет обращаться к Богу с просьбой о спасении своего папы в течение своей жизни, то есть большие шансы, есть возможность в вечной жизни (которая ждет нас всех) быть вместе со своим папой, снова воссоединиться и вместе жить в Царствии Небесном, славя Бога. Очень важно донести до ребенка, что момент встречи зависит и от него тоже. Это к вопросу о детской молитве. Молитва наших близких, особенно детей (у них самая искренняя и самая громкая молитва), поможет облегчить участь папы в той жизни, где он сейчас находится. Из истории Церкви, из Предания мы знаем, когда молитва Церкви кардинально меняла загробную участь умерших. Ребенку мысль о том, что его отец не умер, он живет в другом мире, куда Господь его переселил, может служить большим утешением. Отец уже не будет болеть, его никто не обидит, не ранит, он не будет испытывать тягостей, которые могли бы постичь его в земном мире.

– В жизни вечной он жив.

– Да, у Бога мертвых нет.

– Вернемся к нашей теме. Часто возникает некая шизофрения, когда мы выходим из храма и становимся другими людьми. Можем кого-то обругать, потому что нам наступили на мозоль или мы встретили человека, который нас страшно раздражает. Да, возникает в нашей жизни страшный диссонанс. Что нужно сделать мне, чтобы преодолеть это, чтобы стены, которые отделяют храм от улицы, не заканчивались, чтобы можно было сказать, что границ Церкви нет? Если представить себе, что мы не выходим из церкви, а продолжаем быть в ней, может ли это нам помочь?

– Конечно, границ у Церкви нет. Мы должны всегда помнить о вездеприсутствии Бога. В каждом шаге мы должны помнить, что мы перед Богом, перед Его очами, в каждом своем поступке. Каждый наш помысел доходит до Его ушей. Выходя за стены храма, мы позволяем себе сразу окунуться в суету мира. Та духовная концентрация, в которой мы находимся, когда готовимся к причастию, к исповеди, совершаем молитвенное правило, просто морально готовя себя к посещению храма, теряется, иногда практически моментально. Это сила воли плюс характер с Божьей помощью. Это уже область нашей ответственности. Человек – существо с абсолютно свободной волей. Если мы постоянно живем с мыслью, что наша воля должна быть в синергии с волей Божией, которая ведет нас к спасению, если мы постоянно возгреваем в себе эту мысль, тогда, выходя за дверь храма, мы будем все равно находиться в храме. Это наш труд.

Мы часто слышим, что когда взрослые приходят к вере, они будто летают. «Меня Господь носит на руках». Это действительно так. Люди становятся младенцами в вере, поэтому Господь дает «молоко»: какие-то благодеяния, утешения, радость. Некоторые взрослые, приходя к вере, становятся как дети в своем вновь открывшемся мировоззрении, основанном на познании Бога. А потом-то надо что-то делать самому.

Хорошо, когда на этой волне мы находим себе духовника, который поможет нам. Когда мы уже окунаемся в работу над собой, приходит момент – и Господь ставит нас: «Я рядом, а ты теперь иди сам». В этот момент помощь духовника очень важна, чтобы человек был научен труду сохранения этой духовной концентрации, постоянного богомыслия, постоянной мысли о присутствии Божьем рядом всегда. И Он не только Тот, Который следит, чтобы мы не нашкодили, но и Тот, Кто нам поможет, нас утешит.

– Утешитель.

– Мысль об этом и помощь духовно опытного наставника помогут удержаться и быть всегда как в Церкви.

– Свобода воли, а не свобода безволия.

– Совершенно верно.

– Эту свободу воли мы должны понимать и в наших детях, видеть ее, ведь ее дал им Господь.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать