Беседы с батюшкой. Cвященник Павел Зуев 10 апреля 2023

10 апреля 2023 г.

В гостях – священник Павел Зуев, секретарь подворья Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате.

– Началась Страстная седмица – наверное, самый главный период в году. Как этот период правильно провести, о чем думать, вспоминать в эти святые дни, на чем остановить свой взор?

– Самое важное для православного христианина – это Воскресение Христово, самый яркий и кульминационный момент. Но, чтобы говорить о воскресении, нужно еще уточнить, некоторым даже доказать, что Христос действительно умер. Если человек не умер, он не может и воскреснуть. У некоторых нецерковных и даже у церковных людей возникают сомнения, действительно ли Христос умер или это был сон, мнимая смерть. Одним из аргументов является тот факт, что когда воин копьем пронзил ребро Христа, из него истекла вода с кровью. Это сукровица, и на медицинском языке это означает, что человек действительно уже умер, процесс смерти уже вступил в силу.

Мы вступили в дни Страстной седмицы. Время Великого поста, Святой Четыредесятницы уже закончилось, но промежуток между Великой Четыредесятницей и Светлым Христовым Воскресением называется Страстной неделей; это время страданий Господа нашего Иисуса Христа.

Думаю, уместно сказать, что чуть ранее Христос воскресил Лазаря Четверодневного, и этот момент явился отправной точкой в особой заинтересованности людей Личностью Иисуса Христа, особом следовании за Ним. Все мы знаем историю с воскрешением Лазаря, думаю, повторять ее не стоит. Христос, когда узнал, что Лазарь, брат Марфы и Марии, заболел, специально немножко замедлил, чтобы Лазарь умер и прошло достаточно времени (Лазарь находился во гробе четыре дня), чтобы чудо его воскрешения было ярким и неоспоримым.

На следующий день после воскрешения Лазаря Христос въезжал в Иерусалим на молодом осленке (во исполнение пророчеств Ветхого Завета). Народ разделился на две группы. Одни заинтересовались Им, потому что было много слухов, и все хотели увидеть, кто этот Человек, Который воскресил Лазаря, сотворил чудо. Вторая группа людей находилась с Ним. Когда Христос входил в Иерусалим, эти два потока людей объединились в один и приветствовали Его. Это Вход Господень в Иерусалим, праздник, который отмечается в воскресный день.

В понедельник, вторник и среду Страстной недели богослужения совершаются, если можно так сказать, однообразно: утром – литургия Преждеосвященных Даров, вечером – утреня. За утренними богослужениями, которые предшествуют литургии Преждеосвященных Даров, читаются Евангелия, которые описывают последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа.

В Великий Понедельник вспоминается, как Господь проклинает смоковницу. У православного человека здесь возникает неоднозначное чувство: Христос ни разу никого из грешников не осудил, Он есть любовь и всегда с добром относится ко всему, а тут вдруг проклинает эту смоковницу, хотя время принесения плодов еще не пришло. Толкователи говорят, что это произошло для того, чтобы ученики увидели: Он идет страдать добровольно. И Его слово – не как наше слово, когда сказал, но лучше бы и не говорил. Господь говорит с властью, и в Евангелии мы неоднократно встречаем, люди отмечали, что Он говорит как власть имеющий. Господь говорит человеку: «Исцелись», – и тот исцеляется. За Его словом всегда следует дело. И Он имеет власть даже над этой смоковницей: Он не смог насытиться от нее, поэтому проклинает ее.

Это аллегорический образ, и это относится и к нам с вами. Не нужно ждать момента, откладывать это, думать, что когда-то мы всерьез начнем увлекаться православной верой и всерьез исполнять заповеди Христа. Господь может призвать человека в любую минуту, мы не знаем, когда это произойдет. Поэтому этот эпизод со смоковницей лишний раз служит нам напоминанием, что мы должны быть готовы в любой момент дать ответ перед Господом и принести плоды своего крещения, в котором Господь нас усыновляет (удочеряет) и призывает служить Ему до конца.

Это только один из евангельских эпизодов, на котором хотелось заострить внимание; в понедельник Страстной седмицы их читается достаточно много.

Во вторник вспоминается притча о десяти девах (мудрых и неразумных), которые ожидали пришествия жениха. Если неискушенным взглядом посмотреть на этот евангельский эпизод, тоже кажется странным, что Господь, Который есть любовь, однозначно говорит тем, кто не успел войти в брачный чертог: «Не знаю вас». Это страшные слова, которые, думаю, никто из живущих людей не хотел бы услышать; особенно мы, готовясь к встрече со Спасителем в Царстве Небесном. Но если окунуться в ту среду, в которой Господь это произносил, никакой странности не происходит. На Востоке до сих пор сохраняется традиция, когда невеста находится в ожидании пришествия жениха, но жених не говорит, когда именно он придет на брачный пир, на свадебное торжество. Все это, конечно, сопровождается большим количеством людей, приготовлениями множества разных блюд, вина. Много девушек, которые сопровождают невесту, ждут жениха у входа, и, когда он идет, кричат: «Жених идет». И сопровождают его вот такими светильниками. Если какие-то девушки не задумались о том, чтобы наполнить свои светильники елеем (маслом), то тем девушкам, у которых масло есть, придется с ними его разделить. Но они не знают, когда придет жених, возможно, он уже на подходе, и, если светильники угаснут, свадьба превратится в ужас и все до конца жизни будут это вспоминать.

Как мы знаем, Господь лично присутствовал на браке в Кане Галилейской. Он мог бы не вмешиваться, когда закончилось вино, но Он знал, что это клеймом останется в жизни жениха, потому что тот не смог красиво и благородно вступить в супружеский союз, и потом с ним никто не захочет иметь дел. И Христос спасает ситуацию в лучшем виде.

В церковных песнопениях этого дня поется: «Жених грядет в полунощи». В монастырях ранним утром совершаются богослужения, и это песнопение распевается всеми монахами. Мы, конечно, не монахи, но тоже призываемся, чтобы разделить обед, ужин (разные слова используются в Священном Писании) со Спасителем, Который всех зовет на это событие.

В среду вспоминается предательство Иуды. Иуда, увидев, как некая жена возливает елей на голову Спасителя, рассчитал, сколько это могло стоить, и начал возмущать учеников, мол, почему такая бесполезная трата драгоценного масла. И Господь сказал, что она доброе сделала, а ученики просто не понимают этого. Хотя Он много раз приуготовлял их, говорил, что наступит время, когда Его убьют и Он умрет за всех людей. Но ученики до конца отказывались в это верить.

Когда Христа убили на кресте, а до этого жесточайше избивали до такой степени, что куски тела отрывались от костей (Туринская плащаница является свидетельством того, каково было тело Спасителя в момент снятия с креста), Его не успели должным образом похоронить, потому что вечер близился к закату и наступал день субботы. У иудеев суббота – особый день, когда ничего не разрешается делать. Доходит (и раньше доходило) до абсурда (и это уместно сказать, никакого антисемитизма здесь нет, просто это констатация того, насколько глубоко религиозные лидеры того времени находились в отдалении от Бога): люди нанимают рабочих из числа не иудеев, которые за них исполняют элементарную работу.

Нужно было обязательно снять тела умерших с крестов. Спасителя сняли, завернули в плащаницу (льняную ткань) и положили в гроб. Мы рассказываем об этом благоговейно. Евангельские чтения, тем более на славянском языке, все это облекают в благодатную форму. Но тогда это выглядело очень неблагоговейно по отношению ко Христу, все было сделано наскоро: сняли тело, завернули и захоронили. А вообще существовал целый обряд: нужно было умастить тело особыми благовониями... Но этого не было сделано со Христом. И вот как раз та женщина, которая умастила Его тело, когда Он проповедовал, сделала это как бы заранее.

Четверг – самый важный момент в жизни православного христианина – установление таинства Евхаристии. Господь посылает Своих учеников приготовить пасху. «Пасха» в буквальном переводе означает «перепрыгивание», наиболее распространенный вариант – «прохождение мимо». Все это идет из Ветхого Завета, когда Господь выводит Свой народ из египетского рабства.

Верные иудеи, которые ждали выхода из Египта, должны были заколоть пасхального агнца с особым условием – не преломив ни одной его косточки. И мы не можем не увидеть исполнения пророчества в том, что разбойникам, висевшим на крестах по обе стороны от Христа, перебили голени, а Иисуса, заметив, что Он мертв, не тронули. Таким образом сбылось Писание: кость Его да не сокрушится.

И вот иудеи, уже готовые уйти, вкусив агнца, кровью его помазали косяки и перекладины у дверей своих домов, и ангел Господень, поразивший всех первенцев в земле Египетской, от человека до скота, прошел мимо их домов, а иудеи рано утром вышли из Египта. Эта традиция соблюдается иудеями до сих пор.

Историки заинтересовались, сколько агнцев, то есть ягнят, закалывалось во время жертвоприношения, и оказалось, что во время пасхальных трапез закалывалась четверть миллиона агнцев. Если учесть, что каждый агнец готовился примерно для десяти человек, то получается, что на это событие, на это воспоминание в Иерусалим приходили около двух с половиной миллионов человек.

Все это имеет отношение к Евхаристии – главному таинству Православной Церкви. Готовясь к пасхальной трапезе, иудеи ходили на рынок и покупали горькие травы, чеснок, лук, и они вкушали их до тех пор, пока из глаз не начинали течь слезы.

Ветхозаветная пасха совершалась иудеями в воспоминание об Исходе евреев из Египта, и все действия, которыми сопровождалось празднование, исполнялись именно так, как это происходило в первый раз – в ночь перед Исходом. Они запекали агнца, одевались в соответствующие одежды и так далее.

– Это был ежегодно исполняемый определенный обряд.

– Да. Я бы сказал, что это был обряд, доведенный до автоматизма. Самый младший член семьи спрашивал у самого старшего, для чего все это происходит, как это было установлено, и получал ответы на свои вопросы. В иудаизме существовал специальный обряд в воспоминание слов Христа о потерянной вдовой драхме, которую, взяв светильник, она нашла, а затем попросила друзей и соседей порадоваться этому вместе с ней. Иудеи заранее прятали в доме монетку, все вместе ее искали и радовались, найдя ее. Детям это было особенно интересно, они принимали в этом непосредственное участие.

Господь сказал двум ученикам идти в город, увидев человека, набирающего воду, следовать за ним к хозяину дома, в который он идет, и сказать ему, что Учитель хочет совершить в его доме Пасху. И в этом тоже есть исполнение пророчеств. Христос велел найти человека, набирающего воду, но в то время за водой обычно ходили женщины. То есть это было подобно тому, как увидеть мужчину крепкого телосложения, ярко выделяющегося из толпы людей, шедшего в дождь под детским зонтиком.

Но ученики увидели этого человека и пришли к хозяину дома, весьма состоятельному. Дом его был в двух уровнях, на каждом располагалось по одной большой комнате. Комната на втором этаже как раз и предназначалась для таких случаев – праздновать в ней пасху. В качестве платы за предоставление этого помещения хозяину дома отдавалось то, что оставалось от ягненка, – его шкурка.

Находясь в Сионской горнице, уже после того, как Христос воскресил Лазаря и сотворил огромное количество чудес, ученики стали думать, кто окажется справа, а кто слева от Него, и между ними произошел спор. Думаю, что это сохранилось и до наших дней. Мы видим, что в любом собрании справа от человека во главе стола находится второй в этом собрании человек, слева – третий и так далее.

Ученики возлежали вокруг Христа, и нам это может показаться странным, потому что на иконе «Тайная Вечеря» они изображены сидящими за столом. Но Евангелие повествует, что они возлежали, и нам становятся понятными слова о том, что Иоанн, любимый ученик Христа, припав к Его груди, вопросил, кто Его предаст.

Это был обычный ужин в восточных традициях, велись какие-то разговоры, Иоанн задавал Христу вопросы, Христос отвечал ему, и все шло своим чередом. И вдруг Христос взял хлеб и, сотворив благодарственную молитву и благословив, разломил его и подал ученикам со словами: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и вновь вознеся благодарственную молитву, Он сказал: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.

И тут ученики встрепенулись, удивились: «Он говорит совсем не то, что обычно говорят люди, что мы привыкли слышать. Как такое может быть? Это невозможно». И у обычных людей может возникнуть закономерный вопрос, как ученики вкушали Тело и Кровь Христа воскресшего еще до того, как Он умер. Но ничего необъяснимого здесь нет, потому что жертва Христа принесена вне времени и вне пространства. Я знаю людей, которые предлагают совершить литургию в космосе, чтобы в космосе все было освящено.

И еще Господь сказал: сие творите в Мое воспоминание, – потому что Он знал, что память человека кратковременна, даже то сверхъестественное, что он видит в своей жизни от Бога, все Его очевидные благодеяния через время забываются, когда какая-то небольшая скорбь входит в жизнь человека.

Мы не должны забывать слова Господа: сие творите в Мое воспоминание, – когда присутствуем на Божественной литургии, за которой совершается Евхаристия – кульминация литургии, и мы вкушаем от одного и того же Тела и пьем из одной и той же Чаши и через это соединяемся со Христом. То есть мы действительно становимся единым Телом с Богом, и Он – Глава, а мы – члены, то есть части этого Тела.

Когда мы каждый раз вкушаем от единого Хлеба и пьем из единой Чаши, мы участвуем именно в той Евхаристии, которую Господь со Своими учениками совершил в Сионской горнице. На таких моментах мы должны быть особо сконцентрированы. Мы можем знать все литургические молитвы, которые слышим в храме или которые втайне читает духовенство. Сейчас это не проблема, достаточно открыть Интернет или купить книгу с параллельным переводом с церковнославянского языка.

Все богослужебные молитвы литургии направлены лишь на это: когда мы лучший хлеб и лучшее вино, имеющиеся в церковной общине, в определенный момент богослужения ставим на престол, мы обращаемся ко Христу: «Сделай с этим хлебом и этим вином то же, что Ты сделал с хлебом и вином в Сионской горнице».

И когда звучит возглас дьякона или священника: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся, – мы как бы говорим, что у нас нет ничего своего, что все мы берем у Господа и все возносим Ему и просим, чтобы Господь освятил и благословил все лучшее, что у нас есть, чтобы мы соединились со Христом.

На Тайной Вечере Христос в какой-то момент сказал, что им приятно быть вместе, но среди них есть человек, который предаст Его на смерть. И все начали спрашивать: «Кто же этот человек? Не я ли, Господи?» Иуда же лишь спросил: «Не я ли?» То есть в нем все же оставалась какая-то доля богобоязненности, ведь если бы он добавил «Господи», то стало бы понятно, с Кем он решил сражаться.

Господь ничего ему не ответил, лишь произнес: ты сказал. И тогда Иуда удалился. Ученики подумали, что Господь велел ему что-то купить или раздать нищим, потому что Иуда был казначеем их общины. Но Иуда, уверившись в том, что ему со Христом не по пути, пришел в Синедрион и сказал, что готов за тридцать сребреников выдать им Христа в укромном месте, чтобы против них народ не восстал. Сумма в тридцать сребреников в Ветхом Завете не случайна – столько платили человеку, возвратившему хозяину убежавшего раба. Можно сказать, что Христос был этим максимально унижен.

Думаю, здесь уместно сказать вот о чем. Из Евангелия мы знаем, что еврейский народ находился в римском рабстве, и все ждали Мессию, Который придет и спасет их от этого рабства, и они начнут управлять миром. Но Господь из раза в раз такие их желания опровергал.

По мнению иудеев, Христос совершал необъяснимые поступки: призвал сборщика налогов Матфея, который работал на язычников, и все удивились, зачем Он это сделал, пошел в дом Закхея и обедал с ним. Иудеи считали, что это неправильно, ведь Иисус как бы какой-то особенный. Он творил такие чудеса, которых до Него никто не совершал, а тут такое – идет в дом Закхея, этого грешного человека.

Мы помним слова американского актера и режиссера Вуди Аллена: «Если хочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах». Господь как раз и делал то, чего от Него никто не ждал. Конечно же, нет ничего плохого в том, чтобы планировать свою жизнь, но апостол Иаков говорит, что запланированное осуществится, только если на это будет благоволение Божие.

Иуда был учеником Христа, и он думал так же, как и другие ученики. Он считал, что наступит момент, когда наконец откроется, что Христос – настоящий царь, владыка вселенной и мира, но это все не наступало и не наступало. И тогда Иуда решил спровоцировать Христа, мол, когда Он увидит угрозу для Своей жизни, Он проявит Свои Божественные свойства в явном, очевидном для всех виде, и тогда уже никто ни в чем не будет сомневаться, а Иуда станет почивать на лаврах. Но он увидел, что все идет не по плану, жизнь его рухнула, и он пошел и удавился.

После Тайной Вечери Иисус Христос со Своими учениками отправился на Елеонскую гору для молитвы, уча их дорогой исполнять заповеди и утешая их. Затем они отправились в Гефсиманский сад, где Христос молился до кровавого пота. Бывает такое особое состояние человека, когда его тело и душа максимально сконцентрированы и напряжены, так что через кожу проступают капли крови.

Господь трижды обращался к Богу Отцу, чтобы, если это возможно, миновала Его эта чаша, и в этом мы тоже видим проявление человеческой природы Христа. То есть, зная, что воскреснет, Христос не шел на смерть с легкостью, все Его человеческое естество ужасалось.

Мы не знаем, что такое смерть, и само слово «смерть» не отражает ее сути. Если же произнести, скажем, «стол» или «стул», то мы как бы сможем дойти до сути, из чего все это сделано, и, зная это, мы даем этим вещам свои имена. Если мы знаем имя, мы знаем, из чего это существует. А о смерти мы такого сказать не можем.

Но нужно понимать: когда мы обращаемся к Богу, это не означает, что это Его имя, что мы называем Его Своим именем. Помните, в истории с Моисеем, когда куст пламенел и не сгорал, был оттуда голос Моисею: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Моисей разулся и спросил: «Кто ты?» И это тоже нужно воспринимать в контексте – люди в языческом мире думали, что, зная имя, они могут влиять на человека, или на дьявола, или на какого-то духа так, чтобы тот служил им.

В мифах мы можем видеть спор двух божеств, один из которых захотел узнать настоящее имя другого божества, чтобы влиять на него. Но произносилось несколько имен, а какое из них было истинным? А истинное вообще никогда не произносилось, и все знали этого духа под каким-то иным именем.

Я считаю, что отсюда идет неправильная, что ли, традиция, когда люди приходят крестить ребеночка и говорят, что одно имя его в документах и все его знают с этим именем, а крестить его нужно с иным именем, чтобы никто его не узнал. То есть, получается, мы уводим христианство в некий магизм.

Так вот, Моисей спросил: «Кто ты?» И услышал ответ: я есмь Сущий. То есть «Я есть Тот, Кто существовал до этого, существует сейчас, и не будет времени, когда Я не буду существовать. Я Единственный, Истинный, Настоящий Творец вселенной». А у Моисея все-таки была мысль узнать настоящее имя, чтобы как-то на Него влиять. То есть Моисей даже не понимал, с Кем имеет дело.

В самом начале мы говорили, как православному христианину нужно провести Страстную неделю. Я знаю, что некоторые люди так и делают – берут отпуск на Страстную неделю, чтобы утром и вечером находиться в храме на ежедневно совершаемых богослужениях. Эти богослужения очень насыщенные, особенно в Великий Четверг, и на литургии нужно обязательно причаститься Святых Христовых Таин, а вечером выслушать двенадцать Страстных Евангелий.

Эти эмоционально насыщенные богослужения, атмосфера в храме заставляют человека задуматься о его жизни, о том, какие у него отношения с Богом. Я рекомендую прочитать Книгу пророка Исайи, хотя бы 1-ю и с 52-й по 54-ю главы. Первая глава является как бы неким огнем для православного христианина.

А вот в 50-х главах Книги пророка Исайи рассказывается о рабе Господнем Яхве и абсолютно недвусмысленно говорится о Христе. За 700 лет до Рождества Христова пророк Исайя сказал о том, что Христос пострадает добровольно, то есть никто не будет заставлять Его это делать.

– Отец Павел, в завершение программы хочу задать Вам последний вопрос. Идет Страстная седмица, которая обязательно закончится Светлым Христовым Воскресением. Что на этой неделе обязательно нужно сделать каждому из нас, чтобы ощутить радость Воскресения Христова?

– Помимо того, что я уже сказал об участии в особо насыщенных богослужениях на этой неделе, нужно обязательно встать у распятия, которое есть в каждом храме, не стесняясь и не смущаясь, посмотреть на Христа и заново родиться. В принципе, это нужно делать регулярно, но особенно в дни Страстной недели, когда мы вспоминаем, что произошло 21 век назад.

И когда мы посмотрим на Христа распятого, образ Которого каждый христианин носит на груди, а священник – поверх всех одежд, может быть, у нас не найдется никаких слов, но мы прослезимся, понимая, что Он распят именно за наши грехи, которые мы совершили раньше, в которых мы живем сейчас и которые мы обязательно совершим в будущем. И, может быть, взгляд на убитого ради нас Бога изменит нашу жизнь.

Однажды в Великую Пятницу один священник вышел произнести проповедь у Святой Плащаницы. Он подготовился к проповеди о мучениях и смерти Христа, но, помолчав, только и смог сказать: «Сегодня Бог умер за нас». После этого он заплакал и ушел. И это самая лучшая проповедь из всех возможных.

– Отец Павел, спасибо большое за эту интересную беседу. Надеемся, что для многих наших телезрителей Ваши слова станут хорошим напутствием на завершение Страстной седмицы и встречу Светлого Христова Воскресения.

– Поздравляю всех с Пасхой Христовой! Христос воскресе!

Ведущий Александр Черепенин

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать