Беседы с батюшкой. Что такое смертный грех. Священник Алексий Дудин. 1 июня 2023

1 июня 2023 г.

Сегодня в студии священник Алексий Дудин, руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Гатчинской епархии, настоятель храма в честь святого равноапостольного великого князя Владимира в г. Коммунар и строящегося храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в п. Кобралово.

– Сегодняшний эфир посвящен смертным грехам. Все связанные с этим вопросы всегда заканчиваются одним: «Правда ли, что от смертного греха умирают или это просто фигура речи?»

– Прежде всего, разберемся в понимании ветхозаветного и новозаветного греха. Если мы обратимся к истории Ветхого Завета, смертный грех – это тот, который по закону наказывался смертью. Убийство, прелюбодеяние и те грехи, которые современное общество посчитало бы не такими страшными. Например: злословящий отца или мать смертью да умрет. Человека побивали камнями, если он не почитал день субботний или осквернял его. Правда, подобные решения всегда выносил раввин той общины, в которой произошло преступление. И была общая традиция: после того как принималось решение, что этот грешник достоин смерти, каждый бросал в него камень, вкладывая таким образом свое решение и волю в то, чтобы этот грех был наказан. Действительно, смертные грехи, в общем-то, благополучно заканчивались смертью.

В нашем новозаветном восприятии смертный грех более сложное понятие. По сути, любой соделанный и нераскаянный грех ведет человека к смерти. Но, с другой стороны, мы знаем, что нет ни одного греха, который Господь бы не простил при должном покаянии и исправлении. Мы опытно это знаем. И многажды закон христианского милосердия перевешивал самые страшные человеческие грехи и преступления. Мы знаем примеры из житий святых, когда законченные грешники исправлялись, Господь принимал их покаяние, и те смертные грехи, которые они совершили, были уврачеваны.

Смертный грех для христианина – это грех нераскаянный. Все прекрасно знают, что есть структура семи смертных грехов, куда входят и гордость, и чревоугодие, и блуд, и остальные грехи, которые разрушают душу человека. Они называются смертными, потому что захватывают душу человека и не дают ему покаяться. Это страшные грехи, которые съедают человека изнутри. Как может покаяться гордый человек? Ведь он всех презирает и считает себя превыше остальных. У него даже нет возможности услышать от кого-то и принять, что он что-то сделал неправильно.

Как может покаяться человек, находящийся в крайней стадии чревоугодия? Этот грех угождения своему чреву простирается до пьянства и наркомании и заканчивается развалом и собственной жизни, и семьи. Вокруг него страдают и зачастую погибают созависимые люди. В конце концов жизнь человека заканчивается, и его душа умирает.

Сребролюбие, по апостолу Павлу, является идолослужением. Святые отцы говорят, что этот грех вообще не присущ человеческой природе. В человеке с рождения нет этой страсти. Если младенец с самого начала может быть жадноват или горд, если у юноши по мере его развития возникает блудная страсть, то сребролюбие человек полностью взращивает в себе сам. Эта страсть не зависит от возраста, но при этом заставляет человека полностью обесценить своих ближних и их интересы, забыть все те радости, которые дает Бог. Все то, что у нас есть, остается за бортом человеческого бытия. Это ужасная страсть. Она поглощает человека как черная дыра, съедает его. И при этом изначально ее в нем не было.

Эти страсти меняют сознание до такой степени, что человек уже не способен сам обратиться к покаянию, перестает чувствовать пленение страстью; более того, принимает его как некую норму. Эти страсти могут свести человека в адскую бездну, поэтому и называются смертными.

– Добавляются ли новые грехи к тем, которые описаны, скажем, у апостола Иоанна? Например, лень. Есть такая поговорка: лень – мать всех пороков. Прежние названия некоторых грехов нам непонятны. Гордость, к примеру. Для нас более понятно тщеславие. Непонятно осуждение, но понятно самооправдание. Существуют ли сейчас некие виды греха, которые мы ощущаем и понимаем по-новому?

– Может быть. Например, уныние, которое тоже является смертным грехом и лишает человека возможности молиться Богу и исправлять свою жизнь, в современном языке можно было бы назвать депрессией. Очень популярное слово. Но, пожалуй, в целом за те немногие тысячелетия, которые прошли на земле, сам человек и состав его грехов не сильно изменились. Какими бы различными наименованиями вещи ни называть, суть человеческих грехов остается та же, какой была с самого начала.

Похоть плоти, похоть очес и гордость житейская – это основные пороки, которые губят человеческую душу. В современном мире широко распространена похоть очес благодаря современным средствам массовой информации и гаджетам, можно приобщиться к ним и не отлучаться фактически 24 часа в сутки. За исключением краткого времени, когда человек отключается от своего мобильного телефона, погружаясь в сон. Но, по сути дела, это те же самые грехи. Механизм их воздействия на душу одинаковый.

Современному человеку тяжелее хранить свой взор и бороться с блудной похотью, потому что существует целая индустрия, которая использует эту человеческую слабость, чтобы привлечь внимание. С другой стороны, все то же самое было доступно благодаря воображению. Все мы прекрасно знаем, что блудить человек может не только очами. Он вполне может делать это в своем сознании. Господь сказал: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Одна только мысль, одно только мечтание может вводить человека в состояние греха. Для этого не нужно никаких специальных и технических вещей, которые окружают современного человека и на него воздействуют. В общем-то, грехи всегда были доступны для человека и будут доступны до конца этого мира.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В Книге Бытия сказано, что плата за грех – смерть. Там грехи не делятся на смертные, «полусмертные» и «малосмертные». В Послании апостола Иакова сказано: Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей. То есть если ты виновен в чем-то одном, то виновен во всем. Но Христос говорил: милости хочу, а не жертвы. Значит, никакими праведными делами мы перед Богом не оправдаемся, и единственное, на что можем надеяться, – на Его милость».

– Это больше не вопрос, а декларация. Мы можем только ее подтвердить. Действительно, в Ветхом Завете были грехи, за которые людей наказывали смертью. Но были и те, за которые не наказывали. Та же традиция праздника Йом Кипур: выбирали козла отпущения, первосвященник прочитывал все совершенные народом грехи за год и выгонял козла из стана. Это был вид покаяния. Не за каждый грех в Ветхом Завете человека подвергали смертной казни. Были и жертвы очищения – некое преддверие покаяния, которым пользовались ветхозаветные люди. Соответственно, не за каждый грех следовала смерть.

Любой нераскаянный грех приближает нас к смерти. Но милосердие Божие простирается на каждого кающегося грешника. А тот, кто старается вместо греха творить противоположную ему добродетель, Господом очищается и прощается. Понятие о покаянии и очищении всецело есть и в Ветхом Завете. Тем более им изобилует Новый Завет. Господь сказал: милости хочу, а не жертвы. Он исцеляет всякого человека, который обращается к Нему и хочет исправить свою жизнь.

В чем разница между страстью и грехом? Страсть – это некая наклонность человека, которая живет в нем и понуждает сделать грех. А грех – это уже непосредственно само действие. С греческого языка слово «грех» переводится как «промах», то есть это неправильное действие. Страсть понуждает человека сделать неправильное действие. А для того, чтобы ее искоренить, нужно воспитывать в себе противоположную добродетель.

Избавиться от грехов мы сможем только тогда, когда научим свое сердце любить добродетели. Если человек гордый, тщеславный, он должен смиряться. Это сверхзадача. На свете нет ни одного греха, который своим основанием не имел бы страсть гордости. Сначала появилась гордость. Есть емкая поговорка: «Сатана возгордился и с неба свалился, а мы погордимся – во аде очутимся». Гордость может перечеркнуть любую добродетель и любые добрые дела превратить в ничто. А противоположная ей добродетель – смирение – сама по себе способна привести человека к Богу, даже без дополнительных добрых дел.

Если ты гневлив, то должен воспитывать в себе противоположную добродетель – терпение.

В мире много жадных людей. Об этом часто говорят на исповеди. Я советую по чуть-чуть от себя отщипывать; если не действовать так, страсть будет расти. Не значит, что нужно все раздать, как делали совершенные мужи, после чего уходили в монастырь, но каждый человек должен от себя чуть-чуть жертвовать, что-то отдавать.

Если есть склонность к блудным страстям, нужно следить за тем, чтобы у тебя не было даже мыслей об этом, не нужно позволять себе услаждаться ими. Как похоть в мыслях зарождается, так и целомудрие в мыслях отстаивается.

Человек, который сумел отсечь страсть на уровне мысли, дальше грешить не будет. Грех так устроен, что чем чаще мы его повторяем, тем сильнее его власть над нашей душой. И чем чаще мы справляемся с грехом и укрепляемся в противоположной ему добродетели, тем больше в нашей душе становится желание не грешить. В идеале мы должны свое сердце воспитать таким образом, чтобы нам не хотелось грешить, чтобы это для нас было неестественным, неприемлемым, неприятным. Это извечная борьба и перевоспитание нашей души, которое проходит на земле.

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Если человек живет праведно и свято, может ли он оставаться без греха?»

– В Писании сказано: несть человек, иже жив будет и не согрешит. Человек склонен к падениям. Обратимся к патерику. Монахи вели очень серьезную мысленную брань. Они не пускали грех на уровне помысла. Один из учеников спрашивает старца: «Отче, мы стремимся к тому, чтобы даже наши помыслы были чисты. Скажи, пожалуйста, есть ли такой человек, который смог достичь чистоты помыслов и не грешить даже в мыслях?» Старец ответил: «Знаю одного, который девять мыслей врага отсекает, а на десятой все равно попадается». Судя по всему, он говорил про себя в третьем лице.

Действительно, человеку сложно жить и не согрешить. Грехи есть не только вольные, но и невольные, которые происходят по немощи или по неведению. Например, человек может огорчить другого, совершенно не желая этого. Жить полностью свято и чисто человеку на земле невозможно.

Чем праведник отличается от грешника? Праведник – это кающийся грешник. Причем кающийся очень быстро. Есть такая замечательная советская игрушка «Ванька-встанька». Ее качнешь, а она сразу опять выпрямляется. Праведные люди в духовном мире ведут себя подобным образом. Их враг склоняет к чему-то, а они через покаяние и возвращение к Господу встают опять и идут прямой дорогой.

Свят один Бог, а все остальные только отчасти святы, ровно настолько, насколько в духовной жизни у них получается быть верными Богу. Человек не может быть полностью чист от греха, но может быть помилован по великой Божией милости. Но это не значит, что нужно принимать грех как норму. Ни в коем случае грех не должен быть нормой. Человек не должен позволять себе грешить и говорить: «Все осуждают, и я осуждаю, все болтают, и я болтаю». Господь спросит тебя не про всех, а только про тебя. Очень важно самому никогда не примиряться с грехом. Есть замечательные слова в молитве таинства Соборования: «Сколько бы ты раз ни пал, восстань, и будешь спасен».

– Когда мы читаем жития святых, всегда восхищаемся как раз именно этим противостоянием злу. Мы часто говорим об аскезах, но при этом никоим образом не распространяем этот термин на себя. Мы говорим, что аскетика для монахов или людей, занимающихся духовными практиками, но не для нас. Верно ли это утверждение? Насколько в нашей сегодняшней жизни человек способен быть аскетом в борьбе с грехами?

– Подвизаться должен каждый человек, но этот подвиг должен быть разумным. Как правило, есть две крайности, через которые враг рода сего может погубить человека. Первая – крайность небрежения. «Ничего страшного, согрешил – и ладно. Христос же на кресте отпустил все грехи, значит, ничего страшного не произошло». Если человек начинает так размышлять, обесценивать последствия своего греха, то наступает гибель.

А вторая крайность противоположная, когда человек в погоне за какой-то своей праведностью начинает налагать на себя аскетические неудобоносимые бремена, которые или приводят его в состояние прелести, или лишают здоровья, или надмевают. Как я уже сказал, самый страшный грех – это гордыня. Можно почти не есть и не спать, но при этом через гордость своего сердца и осуждение других людей, которые не ведут подобного аскетического образа жизни, вполне себе погибнуть и оказаться в том месте, которое Господь приготовил не для рода человеческого, а для сатаны и его приспешников.

– Враг рода человеческого не ест и не пьет – аскет, но при этом он все-таки враг. В вашей службе милосердия «Святоград» ведется специальная реабилитационная работа, которая призвана людей из страсти винопития и наркомании привести в другую жизнь.

– Наша основная цель – вернуть человека к нормальному образу жизни. Тот, кто употребляет алкоголь и наркотики, теряет путь, который дал ему Бог, чтобы попасть в Царство Небесное. Наша задача – вернуть человека на стезю, которая ведет к Богу здесь, на земле. То, что это плохо и ужасно, понимают абсолютно все. Недаром нас поддерживают и власти, и Фонд президентских грантов. Нам выделили специальный грант на реабилитацию зависимых людей. Общество понимает эту проблему. Но самое важное – понимать, что когда человек выходит из состояния пьянства и наркомании, ему нужно возвращаться в нормальную жизнь и продолжать тот путь, который он по причине своей смертной страсти прекратил.

В Священном Писании сказано, что пьяницы не наследуют Царства Божия. Пьянство – это страшный, смертный грех, он поглощает душу человека и ведет ее не к Богу, а к дьяволу. Но человеку мало не пить, прекратить эту постыдную страсть, ему нужно вернуться на ту дорогу, которая ведет ко спасению. Это очень важно, и слава Тебе, Господи, в нашей Православной Церкви есть такие начинания, которые не только делают человека трезвым, но и возвращают ему полноту Божьего образа. Это такая особая реставрационная мастерская. Когда образы очень сильно замутненные, испорченные, для их реставрации требуется особый подход, методы, материалы, условия. Я, наверно, могу сравнить то, что происходит у нас, именно с такой реставрационной мастерской, которая справляется с особо сложными случаями.

– Вопрос от телезрительницы Юлии из Москвы: «Есть люди, через которых Господь действует почти напрямую. Я спросила батюшку, почему сама так не могу. Он сказал, что сначала я должна научиться быть послушной людям. Не родителям, так как уже большая, но мужу или духовнику. То есть душа в первую очередь должна научиться послушанию, чтобы Господь мог как-то на нее действовать? Я загорелась этим, решила, что буду учиться. У одного святого прочитала, что можно выбрать себе удобный путь ко спасению. Если сосредоточиться на послушании мужу, можно ли надеяться, что этим я спасусь? Или надо все-таки больше обращать внимание на конкретные духовные проблемы, которые у меня есть?»

– Послушание мужу – это, безусловно, добродетель. Но для того, чтобы полностью спастись через послушание мужу, он должен быть духовно мудрым человеком. Безусловно, если он светоч, на который можно положиться, то почему бы нет? Недаром послушание – это такая традиция Церкви, которая спасала многих людей самым коротким путем. Но для того, чтобы послушание было живым и действенным, нужно, чтобы наставник был человеком грамотным. Ведь, по сути дела, тот, кого мы слушаемся, является своеобразным проводником нашей души ко Христу. Он подсказывает, что нужно делать, а что не нужно, чего следует опасаться, а чего нет.

Мужья, к сожалению, бывают разные. Я уже сказал о проблеме пьянства и наркомании. Зачастую бывает, что муж пьет. Как такого слушаться? Его воля скована этой страстью. Поэтому нужно рассуждение. Очень здорово, что батюшка дал Вам такое благословение. Попробовать нужно, это спасительно и правильно, направление верное, осталось верно расставить вешки. Посоветуйтесь с батюшкой. Вы у него регулярно исповедуетесь, а муж? Здорово, когда муж и жена исповедуются у одного духовника, вся семья оказывается вместе с добрым советчиком, который ее знает и может что-то подсказать. Направление правильное, но Царство Небесное не достигается автоматически при соблюдении какой-то одной заповеди. Очень важно рассуждение с советом. Слушать мужа можно. Если он на чем-то настаивает, лучше смириться и принять его волю. Но если он скажет никогда не ходить в храм, не исповедоваться, не причащаться, такое послушание не будет спасительным. Все нужно делать с рассуждением.

– Юлия сказала очень интересные слова про удобный путь спасения. У меня это не вызвало какого-то протеста. Нам всем хочется найти тот путь спасения, который был бы для нас не то чтобы легок, но, во всяком случае, приносил бы радость. Можно ли употреблять слово «удобный» к пути спасения?

– Можно; более того, на нашем приходе мы стараемся осуществить именно такой удобный путь спасения для людей. Он не является чем-то особо секретным. Господь наш прежде всего Милосердный. И самый удобный путь спасения для человека – через дела милости. Наш храм и «Святоград» стараются через милосердие, через служение ближним и нуждающимся совершать этот путь спасения. Много людей, которые свидетельствуют о том, что Господь особо помогает тем, кто милует других. Он дает им особые силы, особые утешения. Этот путь прямой, правильный и удобный. Можно его всецело всем порекомендовать. В этом отношении мы реализуем все наши добрые, милосердные инициативы на приходе. Привлекаем людей, зачастую и неверующих, которые приходят для того, чтобы помочь кому-то другому. Каждая душа по природе своей христианка, она тянется к тому, чтобы делать добрые дела и помогать ближним.

И это доброе стремление всегда удобно использовать, чтобы помогать человеку через служение ближнему обрести Бога.

– Я знаю, что вы помогаете семьям, которые нуждаются в этом. И я был поражен, что люди, которые получали у вас наборы еды, средства бытовой химии, через какое-то время приходили и начинали помогать вашим волонтерам оказывать эту же помощь другим людям.

Вообще у нас есть представление, что все люди делятся на тех, которые дают, и тех, которые берут, а здесь получается, что приходившие за помощью стали оказывать помощь другим. Мне кажется, что работа милосердия «заражает» других людей.

– Да. Не только злой, но и добрый пример заразителен. Есть такой психологический закон: подобное всегда притягивает подобное. У нас на приходе наш проект называется «Антикризисный семейный центр», и этот проект понятен, востребован, он имеет поддержку, в том числе и от государства, от Фонда президентских грантов.

Конечно, мы испытываем особую радость, когда люди не только получают помощь, но и приобщаются к добрым делам, когда они начинают помогать творить эти добрые дела. Наверное, самая великая радость и самое большое приобретение, когда человеческая душа становится добрее по отношению к другому, когда она становится чище, милосерднее. В режиссуре есть термин «сверхзадача». Именно эта сверхзадача и реализуется на нашем приходе, и это, пожалуй, самое главное следствие тех добрых дел, которые у нас есть.

Мы уже говорили: чтобы бороться со своими страстями, с гордостью, самостью, эгоизмом, самый прямой путь – служить ближнему. Когда человек кому-то помогает в горе, нужде, сердце его становится чище, мягче, действительно происходит его преображение, и этот прямой путь доступен всем.

– То есть, получается, когда мы начинаем разговор о смертных грехах, говорить надо о добродетелях, помогающих нам бороться с этими грехами. У меня возникает еще один вопрос: может ли быть так, что один грех ведет человека ко всем остальным грехам, которые могут спровоцировать такое его состояние, что он перестанет видеть свои грехи?

– Наверное, грех проще всего уподобить некому клубку страшных змей, которые хотят ужалить, истребить человека. Бывает так, что один грех тянет за собой другой, но бывает, что один грех может подавлять другие. Например, если человек стал пьяницей, у него уже нет здоровья на какие-то плотские грехи, а если человек сребролюбив, ему уже не до каких-то других грехов.

Но нам нужно знать, что для нас не имеет никакого значения, какой грех погубит нашу душу. Когда человек умирает, не столь важно, от какой болезни он умер, и когда умирает душа человека, страшен сам этот факт, а не то, из-за какого греха душа умерла. Поэтому, может быть, и не стоит акцентировать на этом внимание своего сердца, ведь человек не может постоянно все контролировать и анализировать.

Человеку нужно каяться, собираясь в рай, и, так себя настраивая, он будет стараться воспитывать в своей душе те добродетели, раскрывать в себе те качества, которые сделают его достойным сыном или дочерью Царства Небесного. Поэтому не нужно часто думать о своих грехах.

Если же какой-то грех беспокоит человека, безусловно, нужно его изучать, нужно смотреть, какие противоположные этому греху добродетели существуют и как можно справиться с этим грехом. Но если не докучает тот или иной грех, зачем тратить на него свое драгоценное время и драгоценное внимание? Вполне вероятно, что, изучив этот грех, человек станет видеть его во всех окружающих и начнет давать людям советы, как избавиться от этого греха (да сохранит от этого нас Господь).

Христианин не должен поучать других. Он должен поучать себя, и если только у него спрашивают и он имеет благословение на то, чтобы учить народ, если у него больший духовный опыт, он может что-то кому-то посоветовать. Но самому поучать, врачевать других – да убережет нас от этого Господь.

– Подводя итог нашей передаче, можно сказать, что мы не должны упражняться в смертном грехе, мы должны его преодолеть. Но, придя к священнику, что нам нужно ему сказать, чтобы он помог разобраться нам в себе, может быть, как раз через какой-нибудь маленький наш грех?

– Я знаю, что точно не нужно говорить. Зачастую люди приходят и говорят: «Батюшка, я согрешил во всем». Обычно я в таком случае спрашиваю: «Вы и наркотиками тоже торговали?» И пока еще ни один не сознался в этом. Поэтому очень важно, чтобы человек изучал свою душу и понимал, что в ней происходит.

Покаяние невозможно без тщательного исследования своей собственной души. Без исследования того, что происходит у нас внутри, мы не сможем избавиться от власти греха, а любой нераскаянный грех приводит человека к смерти. Но грех, в котором человек покаялся и исправился, будет Богом прощен и очищен.

– Благословите наших телезрителей.

– Господи, благослови нас жить, сражаться с грехом и милостью Божией приобретать добродетели! Аминь.

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик Иваново-Вознесенской епархии, известный публицист и миссионер иеромонах Макарий (Маркиш).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать