Беседы с батюшкой. Что нам надо от Бога. Протоиерей Михаил Браверман 23 декабря 2022

23 декабря 2022 г.

В студии протоиерей Михаил Браверман, настоятель храма в честь иконы Божией Матери Порт-Артурской и храма во имя равноапостольных Константина и Елены.

– Тема сегодняшней передачи: что нам надо от Бога, чего мы хотим от Бога? Когда мы сталкиваемся с этим вопросом не по отношению к другим людям, что им вообще нужно от Бога, а что мне нужно и что я вообще от Него хочу, то появляется множество вопросов.

–  Да, понять другого человека, что ему нужно от Бога, можно только через осознание того, что нужно мне.

– Познать Его – труд хороший, интересный, но сложный и бесконечный, если только ищешь этого понимания. С другой стороны, Маяковский замечательно сказал: «Любовная лодка разбилась о быт…» И о наш быт разбивается очень много, в том числе богоискательство. Тем более что в отношении моего желания познать Бога всегда возникает очень много препятствий, включая обыкновенную неграмотность, обыкновенное искательство на ощупь. Мы как слепые идем, а тросточки для ощупывания пути впереди у нас нет. Мы просто идем и даже руки не тянем, а просто врезаемся в разные стены, падаем с лестниц. Ладно, если не в пропасть.

Узнавая Бога, мы начинаем понимать, что Он может мне что-то дать; или что-то происходит со мной, когда я вдруг так или иначе начинаю осознавать нечто Божественное или вообще просто что-то связанное с высшей материей. Потому что я не всегда могу понять, где Бог, а где еще какой-то путь и знания. Чего я хочу от Бога? Я не знаю. А что мне сделать для того, чтобы понять это?

–  Мне кажется, мы хотим от Бога того, чего хотим вообще от жизни. Владыка нашей жизни – Господь Иисус Христос. По Его слову, у нас и все волосы на голове сосчитаны. Соответственно, наша жизнь зависит от Творца. А хотеть надо очень простых вещей, чтобы их можно было сформулировать и получить. Конечно, каждый человек желает быть счастливым. Этому очень много препятствий и вовне, и в самом человеке. Но надо сформулировать, что такое счастье. Для меня счастье – это полнота жизни, которая возможна лишь только тогда, когда человек помнит о Боге, когда человек, несмотря на свою малость, греховность, тем не менее устремляется к Богу. Сделать это очень просто. Нет никаких сложных правил и схем. Нужно просто обращаться к Богу и просить Его, конечно, обо всем, но прежде всего просить самого главного.

Господь говорит: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Человек, конечно же, заботится и о сегодняшнем дне, и планирует день завтрашний. Но Господь говорит, что вектор нашей жизни должен быть устремлен к тому, что важно сегодня, было важно вчера и будет важно в будущем, то есть к Богу. А все остальное приложится. Поэтому, конечно, чтобы у человека была полная жизнь (которая возможна тогда, когда есть смысл жизни, понимание того, для чего мы в этот мир пришли, для чего каждый день просыпаемся, каждый вечер засыпаем, знание того, для чего в конце концов мы этот мир покинем), необходимо просить о самом главном: вере, надежде и любви.

– Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.

–  Все хорошо в свое время и в своей степени.

– Да, это все хорошо, но мы сталкиваемся с совершенно элементарными вещами. Конечно, как бы мы хотели обрести веру больше, чем горчичное зерно!

–  Иногда хватает и такого маленького.

– Да, но мы думаем, что христианская жизнь и счастье, которое мы обретаем в познании Христа, абсолютно полноценны, а здесь у нас возникает огромное количество таких искушений, таких проблем, которые, на наш взгляд, никак не связаны с христианством. Потому что мы приходим в церковь и видим одно, а в жизни – другое. Каким образом нам это соединить? Или это не нужно соединять? Каким образом в данном случае пустить Господа в жизнь так, чтобы Он был не только в церкви в моем представлении, не только иконой в доме, но вообще в моей жизни? Вот еду я в трамвае, со мной Христос. Иду я в метро и слышу мат, со мною все равно Христос. Хотя, с другой стороны, хочется просто набить лицо человеку за то, что он так себя ведет.

–  Здесь есть два аспекта. Еще было бы полбеды, если бы мы были такими хорошими, если бы хорошей, духовной и светлой была наша церковная жизнь, а потом бы мы попадали в какой-то греховный мир. Само собой, мир греховен. По слову апостола: мир лежит во зле. Все, что в этом мире есть, – это похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Но Господь такой мир и посетил и даровал пример того, как человек должен жить посреди греховного мира. Проблема в нас. Проблема не в том, что мы со Христом, со святыми, светлые, чистые и любящие, попадаем в греховный мир, а в том, что в нас самих есть и свет, и тьма. В нас есть образ Божий и семена грехов, страстей. Поэтому борьба-то идет в человеке, а не только человека с окружающим миром.

Сказать: «Быть с Богом», – легко, а осуществить очень трудно. Но это и есть задача нашей жизни. А жизнь – школа любви к Богу. Все ли нам удается? Конечно, нет. Ученики бывают отличниками, и их мало. Ученики бывают двоечниками, троечниками, кого-то оставляют на второй год, кого-то на третий, но понемногу и двоечник изучает таблицу умножения.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я понимаю так, что большинству из нас от Бога в этом материальном мире достаточно благополучия. Наверное, многие с этим согласятся. Но у меня вопрос в другом. Я обычно по себе чувствую: когда просишь чего-то одного, то получаешь с точностью до наоборот. Может, лучше вообще ничего не просить? Будет жизнь спокойнее».

–  Начнем с того, что нужно человеку. Да, конечно, чтобы выжить в этом мире, человеку нужны пища, питие, кислород, одежда. Много чего надо человеку. В психологии даже есть такое понятие, как «пирамида потребностей» Маслоу, которую создали ученики, обращаясь к наследию своего учителя Абрахама Маслоу. Внизу располагаются физические потребности: есть, пить. Дальше идет потребность безопасности, потом –  потребность в уважении. Потом идет потребность в любви: любить и быть любимым. А где-то наверху находятся потребности в духовном. Таким образом, считается, что пока человек не удовлетворил базовые потребности, которые, в общем-то, и обеспечивают его жизнь, к самым высшим ступеням не перейти.

Мне кажется, в духовной жизни все наоборот. Получается перевернутая пирамида, которая держится на духовном основании. Если человек будет думать, что он разрешит все свои проблемы (и с работой все будет хорошо, и в семье все будет хорошо, и машину починит, и на даче крыша будет новая), а вот потом пойдет в Божий храм и начнет молиться, то так он никогда и не дойдет до своего духовного призвания. Потому что духовная составляющая человека – это данность. Человек многосложен. Он имеет физическое, материальное тело, он имеет эмоциональную сферу, душу, интеллект. Но у человека есть еще и высшая духовная потребность: быть с Богом, любить Бога, обращаться к Богу.

Что касается того, что мы к Богу обращаемся, просим, но не имеем... Почему? По разным причинам. Иногда потому, что просим не на пользу. Человек же подобен неразумному подростку, который просит мопед, чтобы зимой по льду на нем ездить, во многом причиняя себе вред. Но давайте начнем с духовных вещей! Давайте попросим у Бога сил приходить в храм, сил вставать на молитву. Вы увидите, что ваши просьбы будут исполнены. А когда у вас будет опыт того, что вам Господь действительно реально помогает в духовном, то посмотрим, что будет и с материальными благами.

Кроме того, все ли возможно просить у Бога? Все ли просьбы к Богу достойны нас как Его детей? Конечно, можно и нужно просить о здоровье и ближних, и своем. Конечно, можно и нужно просить о мире всего мира, о том, о чем мы просим за богослужением. Все это необходимо человеку. И человек именно молитвой о своих насущных потребностях освящает мир вокруг себя. Но, представляете, если бы все наши просьбы исполнялись. А где же подвиг веры? Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Если представить, что все, о чем бы мы ни попросили, исполнялось бы, кто тогда был бы самым верующим? Самые циничные, ушлые люди, которые меняют свое мировоззрение с меняющейся политической конъюнктурой.

Господь поставил нас в какую-то ситуацию неведения, и мы ходим верою, как сказал апостол. Мы не все можем объяснить и понять, но мы доверяем Богу, потому что знаем, Кто Он для нас: Он – любящий Отец, пославший в мир Своего возлюбленного Сына, Который взошел на крест, чтобы пролить Свою кровь за наши грехи. И это Дух Святой, Господь Животворящий, Который все наполняет и может пребывать благодатью в человеке. Вот что мы знаем о Боге, и это знание приводит нас к благоговению перед Его святым именем и к осознанию того, о чем действительно достойно Бога просить.

– Человек очень трепетно относится к Богу, говорит, что Бог в его жизни – всё, но при этом возникает постоянное ощущение, что Бог нужен как исполнитель желаний. Человек привык к тому, что Господь все время благ и щедр. Но вдруг случается беда. Способны ли мы справиться с бедой и не обвинить Бога в том, что Он несправедлив и нас не слышит? Мы же относимся к Нему утилитарно...

– Два аспекта в Вашем вопросе. Первый аспект, что человек, увы, действительно потребительски относится к Богу. Бог, как правило, нужен только в кризисной, драматической ситуации. Второй аспект: как пережить горе, беду, несправедливость? Действительно, наличие зла в мире ужасает человека. И когда зло торжествует, человек может спросить: где же Божия любовь и Божие милосердие? Но Господь Бог, как мы знаем из Священного Писания, учения Церкви, пришел в этот мир не для того, чтобы его изменить. Господь придет во Второе Пришествие, и тогда Его Царству уже не будет конца, тогда истребится смерть и Господь отрет всякую слезу. Но пока мир остается таким же, каким он был в дни рождения Христова. Что произошло, когда Господь родился? Царь Ирод, узнав о рождении младенца в Вифлееме, послал туда воинов, чтобы истребить всех младенцев, полагая, что рождение Спасителя угрожает его царству. Вот такой злой, несправедливый мир. И Господь попустил быть такой беде.

– Вопрос телезрителя из Воронежа: «Как сохранять спокойствие и молитву в экстремальных ситуациях? Например, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) сидел в тюрьмах. И другие. Когда вокруг тебя и нецензурщина, и происходит непонятно что, ты говоришь: ˮГосподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешногоˮ, но все внутри разрывается. Как сохранять спокойствие? Мы живем в благоприятных условиях: можно ходить в храм, на литургию. Но есть люди, которые живут совсем по-другому...»

– Как сохранить душевное спокойствие в сердце посреди мира, который бушует вокруг нас, в котором горести, беды, несправедливость, смерть? Конечно, мы не должны отгораживаться от мира, потому что Церковь очень серьезно относится к человеческой истории. История человечества – это и история падения человека, и история поиска Бога, и история Боговоплощения, и история спасения человека во Христе, и история всех Христовых святых. И человек не должен быть равнодушным к миру, к проявлению зла. Другой вопрос – как с ним бороться. Вспомним слова преподобного Паисия Святогорца, который говорил: я бы сошел с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последнее слово все равно будет за Богом.

В этой ситуации, которую все мы сейчас переживаем, что могут сделать христиане? Мир от Бога ушел, и Бог попускает этому миру жить по своим законам. Но если человек обращается к Богу, тогда уже не только законы греха или физические законы, законы природы действуют вокруг нас, но вокруг нас и в нас может действовать Божия сила, Божия благодать. Поэтому сейчас, как никогда, важно молиться. Для того чтобы молиться, необходимо открывать Богу сердце, какие бы бури вокруг ни бушевали. И тогда, несмотря на то, что снаружи будет шторм, внутри будет штиль и покой. Из глубины, сопереживая миру, сострадая миру, проливая слезы, мы можем приносить Богу молитву и полагаться на Его святую волю. В этом наша вера как доверие Богу, что то, что не можем сделать мы, немощные и грешные люди, может сделать Господь Бог. И надежда на Бога больше осознания нашей беспомощности в данной ситуации.

– Вспомнил сейчас апостола Петра, который шел по воде...

– Да, вокруг все бушевало, но Петр смотрел на Спасителя и шел по воде. Потом вдруг обратил внимание, что волны вокруг, – и начал тонуть. Очень легко утонуть в житейском море бушующем.

– Даже в луже легко.

– И в луже тоже.

– Совсем скоро будет величайший праздник – Рождество Христово. Но потом мы будем вспоминать о Вифлеемских младенцах, о том, как плачет Рахиль и не может утешиться. Будем вспоминать эту икону, которая, кстати, есть в вашем храме... Есть в нашей жизни преступления, которые государство давно превратило в некую норму. В данном случае я говорю об абортах, например, или о той модели поведения, которая раньше считалась в христианстве преступной (ростовщичество, например). Мы, живя в этом мире, должны жить по законам государства, которые существуют для всех нас как граждан. Но если мое христианское мироощущение вводит меня в конфликт с теми законами, которые существуют, что делать?

– Не надо искать новых ответов на старые вопросы. Все уже было в истории. В первые века христианства Церковь существовала в языческом мире. Христиане не были врагами государства, более того, христиане служили честно в армии. Они не могли сделать только одного – принести жертву идолам, для них это было выражением служения идолам, которым поклонялся весь языческий мир. Вот именно тогда, когда христиане не приносили жертву идолам, когда отказывались называть идолов термином «Кириос» («Господь»), которым они именовали Бога, тогда христиане считались еще и государственными преступниками. Во всех остальных случаях христиане были добропорядочными гражданами.

Кесарево кесарю, а Божие Богу.

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Всякая ли милостыня принимается Господом? И как Господь приучает людей к добру?»

– Господь, оценивая наши поступки, смотрит на наше сердце, с каким расположением мы совершили то или иное деяние. И из-за нашего расположения, а не по причине последствий поступков мы и получаем от Бога либо одобрение, либо осуждение. Как Господь приучает людей к добру? Все мироздание, все созданное Богом должно приводить человека к добру. А добро для человека – любить Бога всем сердцем и ближнего своего, как себя. Но человек упорствует в грехе, ибо человек – слишком сложное существо.

– Мы принимаем витамины, чтобы насытить организм микроэлементами. Мы насыщаем себя и свою жизнь всякими удовольствиями. А как насытить свою молитву, свои отношения с Богом? Как перезагрузить себя?..

– Вы начали вопрос с того, что сравнили духовные потребности с физическими и душевными. Действительно, тело нуждается в уходе: человек должен питаться, следить за собой, иначе он потеряет здоровье. Душа требует каких-то эмоциональных впечатлений. Точно так же и духовная жизнь: если не будет развиваться, то не будет действенна. Вроде бы есть человек: и душа, и тело, и дух. Но когда у него есть болезнь чего-то, тогда все не ладится. Если духовная жизнь не развивается, что будет с духовной составляющей человека? Эта составляющая будет искажена, человек будет поклоняться не Истинному Богу, а идолам нашего времени. Что и происходит вокруг нас повсеместно.

Чем насыщается духовная жизнь? Святитель Григорий Богослов когда-то сказал: насколько необходимо человеку дышать, настолько необходимо человеку молиться. Другое дело, что молитва требует усилия воли, усилия всей жизни. Молитва, как правило, не превращается в привычку. С одной стороны, это хорошо, потому что обращение к Богу, Создателю не может быть привычным, обычным делом для человека. Но человек должен заботиться о своей духовной жизни.

Конечно, хорошо, когда есть в жизни стабильность, когда человек на протяжении многих лет по воскресеньям приходит в храм. Потому что в духовной жизни необходимо исполнение даже каких-то внешних вещей, но эти внешние вещи должны быть наполнены смыслом. То есть надо приходить в храм как к Царю нашей жизни, с благоговением, подготовившись.

Молиться мы учимся всю жизнь. Я всегда говорю прихожанам, друзьям, что мы не столько молимся, сколько учимся молиться. И на этом пути обучения необходимо пробовать молиться словами святых отцов, теми молитвами, которые собраны в молитвословах, теми молитвами, которые мы находим у подвижников современности и прошедшего времени. И, конечно, необходимо учиться молиться своими словами. Молитва – это предстояние человека перед Богом. Поскольку человек – существо словесное, ему удобно выражать свое отношение к Богу именно в словесной форме. Но в первую очередь это – благоговение и хождение всю свою жизнь перед Живым Богом.

Для того чтобы обновить, перезагрузить, насытить свою духовную жизнь, сейчас есть столько возможностей! Интернет дает такую возможность. Для чего создан Интернет? Для того, чтобы играть в игры? Чтобы читать книги, или учиться, или смотреть православные телепередачи, слушать православное радио. Сколько возможностей! Еще несколько десятков лет назад читать Священное Писание в нашей стране было невозможно, а сейчас Священное Писание можно изучать, читать толкования и святых отцов, и современных авторов. Какая возможность! Кто, кроме нас, будет виноват, если мы этой возможностью в своей жизни не пользовались? Я человек технически безграмотный, но, мне кажется, Интернет для этого и был создан – чтобы жить насыщенной духовной жизнью.

– Вчера телезритель звонил в прямой эфир и сказал интересную вещь, о которой я до сих пор думаю. Он сказал, что для того чтобы все искушения из жизни ушли, надо твердо верить, что Господь тебя слышит и всегда поможет. Мне очень понравилась эта мысль.

– Прекрасная мысль! Какой смысл обращаться к Богу, если Он тебя не слышит?

– Искушения бывают от лукавого, который посылает нам всяческие соблазны. И нам всегда кажется, что Господь нас не слышит. Нет; мы должны быть убеждены, что Господь нас любит и слышит...

– Я убежден в этом. И об этом слова молитвы: не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. И после этого говорить о том, что Бог нам не помогает? Друзья, потрудитесь сначала над искоренением собственных грехов.

– Каждый раз, когда мы говорим о Боге, на какую бы тему мы ни говорили, связанную с христианством и нашими поисками Бога, мы всегда должны задавать себе вопрос: «Что мне нужно от Бога?» Чтобы не просить Его дать то или это, а просто благодарить Господа за все.

– У всех нас, кто приходит в Божий храм, уже есть то самое главное, за что мы Бога должны благодарить: это дар веры. Ибо вера – Божий дар.

– И о вере мы ведь тоже должны просить Бога.

– Просить, чтобы Господь умножил в нас веру. Так, как делали это ближайшие ученики, апостолы Христовы.

– У вас замечательный храм. Как я понимаю, в скором времени мы рядом увидим еще один храм. Я знаю ваших прихожан и знаю, сколько всего они делают для храма. Может ли делание на благо храмового здания помочь человеку обрести и перезагрузить отношения с Богом?

– Думаю, что любое доброе дело человека преображает. Вообще христианская жизнь наполнена парадоксами. С одной стороны, Господь спасает нас по благодати, и никакие добрые дела, даже подвиги, если у кого такие имеются, спасти нас не могут. Нас спасает Господь по дару Своей любви. Тем не менее от человека требуется жизнь, достойная того, что дарует нам Господь: Его любви, Его спасения. Поэтому любое доброе дело, которое делается ради Христа, ради любви к Нему, конечно, человека и окрыляет, и обогащает духовно.

Почему люди с такой любовью относятся к Божьему храму? Почему люди посвящают созиданию храма силы, время, средства? Они знают, что делают это для Бога. Потому что храм – Божий дом. Владыка Антоний Сурожский когда-то отметил, что Христос Спаситель во время земного служения был гоним; в той или иной степени мир гонит Бога из своей жизни. Иногда это открытые гонения, иногда нет. Но храм – то место, в котором мы даем убежище Богу, чтобы там Он как Царь царствующих, Царь Вселенной действительно царствовал. В этом плане храмом должен быть и человек, потому что и в человеке должно быть Божие присутствие. Но Божие присутствие и в человеке, и посреди людей являет на земле именно Божий храм.

– Вы не чувствуете себя белой вороной?

– Серой. Я себя чувствую рабочим человеком. Знаете, не хочется о себе говорить, но я начал трудовую деятельность в 15 лет; тогда у меня появилась рабочая специальность, трудовая книжка. С тех пор я и тружусь. Поэтому я считаю себя простым, обычным рабочим человеком. Вокруг меня такие же простые рабочие люди.

– Очень благодарен Вам за то, что Вы так подробно ответили сегодня на все вопросы. Нам хочется получить от Бога ощущение настоящего счастья – это хорошо, здорово. Остается поговорить о том, что же такое наше представление о счастье. Потому что, может быть, именно это и отделяет одного человека от другого. Один человек думает, что счастье – это какие-то весьма достижимые вещи…

– Хорошие вещи – яхта, самолет. Но не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. То, что нам дарует Господь Бог, больше наших ограниченных человеческих представлений о полноте счастья.

– Тогда и получается: всегда радуйтесь...

 – Всегда радуйтесь, несмотря на погоду за окном.

– «У природы нет плохой погоды». И ропота у нас тоже не должно быть... Благословите наших телезрителей.

– Попросим Господа Бога, чтобы дни, оставшиеся до Рождества Христова, мы провели как послушные христиане: в покаянии, молитве, смирении и любви.

– Хорошо. Так и сделаем.

– Будем стараться.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать