Беседы с батюшкой. Что мы пообещали Богу? Игумен Филарет (Пряшников) 19 января 2023

19 января 2023 г.

В гостях игумен Филарет (Пряшников), настоятель Старо-Ладожского Никольского мужского монастыря.

– Тема сегодняшней передачи: «Обещания, которые мы дали Богу». В Послании к Ефесянам апостол Павел говорит: Вы были некогда тьма, а теперь  свет. После этих слов вся жизнь как-то по-другому выглядит. Но вместе с тем мы не слишком часто вспоминаем о тех обетах, которые даем Господу. Часто ли Вы встречаете людей, которые их не держат и живут так, как будто ничего не говорили Богу?

– Заповеди Божии являются целью человека, верующего в Бога. Есть три таинства, которые установил Сам Господь Иисус Христос. Самое важное по значимости – таинство Евхаристии, или Причастия, которое мы совершаем очень часто в своей жизни. Потом таинство Покаяния. Перед причастием мы идем на исповедь и получаем разрешение от своих прегрешений. А все начинается с таинства Крещения. Здесь очень показателен опыт Древней Церкви, потому что раньше, прежде чем стать членом христианской общины, человек учился. Были специальные катехизаторские курсы. Из истории Древней Церкви мы знаем, что такие курсы продолжались от трех до пяти лет.

Человек, прежде чем стать настоящим, полноценным членом Церкви, проходил подготовку – катехизаторские курсы богословской школы, оглашения. Они были очень востребованы и необходимы. Этот опыт в современной жизни очень актуален, потому что сейчас мы сталкиваемся с тем, что люди хотят просто покреститься потому, что ложатся на операцию или просто появились серьезные проблемы в жизни. Детей крестят чисто на бытовом уровне, чтоб не болел, чтоб в жизни что-то появилось. Сейчас в обществе потребительское отношение к богоустановленным таинствам, которые являются основополагающими в духовной жизни человека.

Евангелие от Матфея заканчивается обращением Господа к Своим ученикам: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Таинство Крещения было установлено Богом, и подходить к нему надо уже подготовленным, пройдя определенный путь. Когда мы подходим к купели, то должны понимать, от чего мы отказываемся и Кому что обещаем. «Сочетаваешься ли Христу?» – спрашивает священник у человека, который хочет принять крещение, обещает ли он быть Ему верным. Но в чинопоследовании перед обетами Господу на верность идет вопрос: «Отрекаешься ли ты от сатаны, всех его дел и всех его ангелов, всего его служения и всей его гордыни?» Перед обетами идет еще очень серьезная работа. Человек должен осознать свою греховность, эту тьму, которая живет в нем, пока не придет в нее свет. Свет, который есть вера в Господа Спасителя.

Встречаем ли мы людей, которые нарушают обеты верности Христу? Безусловно. Но Господь не оставляет нас в унынии, Он простирает нам другое таинство – покаяния. Как его еще называют? Второе крещение. Удивительно, насколько Господь (зная нашу природу, что зачастую человеку на борьбу со своими грехами требуется какое-то время, ведь бывают и падения) имеет милосердие, сострадание, снисхождение к тем людям, кто пытается не только дать Ему обеты, но и соблюдать их.

– Вопрос от телезрительницы Юлии из Москвы: «Как Вы относитесь к тенденции, что сейчас не крестят детей, если родители невоцерковленные? Меня крестили в бессознательном возрасте, в 3 года, и я запомнила свое первое причастие.  Хотя до 20 лет я не была воцерковлена, я знала, что у меня есть ангел-хранитель. Моя семья была абсолютно не церковная, но я молилась ангелу, когда мне было тяжело или страшно. И я знаю, что за меня молились добрые женщины, которые были в учебном заведении, в котором я училась. На основании этого мне больно, когда я слышу, что детей не крестят. Мне кажется, что каждая душа заслуживает, чтобы у нее хотя бы был ангел-хранитель и возможность, чтоб ее помянули в записках».

– Принятие Тела и Крови Христа есть залог будущей жизни. Это не просто физическое соединение с Господом, но еще и залог вечности. Что касается таинства Крещения – это ведь тоже некий залог на будущую духовную жизнь, это то семечко благодати Божией, которое всевается в душу человека, взрослого или маленького, осознанно для него или бессознательно.

Крестили даже в древние христианские времена. Но, как и сегодня, кто обязательно присутствовал на крещении? Восприемники, крестные родители, которые исполняли функцию неких поручителей. И если семья неверующая, мама с папой еще не пришли к Богу, но не против крестить ребенка (может, бабушка настаивает), то почему нет? В этом нет никакого препятствия. В этой ситуации важны крестные, восприемники, потому что на них возлагается определенная ответственность воспитать своего крестника в вере Христовой.

Другой вопрос, будут ли родители разрешать крестной маме или отцу водить ребенка на причастие и прочее. Вопрос очень сложный. Будучи священником, я никогда не отказывал людям, не совсем воцерковленным, в крещении ребенка, но просил, чтобы восприемники понимали свою долю ответственности, были воцерковленными людьми, практикующими, верующими, которые впоследствии научат всему своего крестника.

Крестить детей – древний обычай. И мы крестим по вере родителей и восприемников. Но еще бывает, что супруга хочет покрестить ребенка, а супруг нет, и в семье возникает конфликт, чуть ли не озлобление. В этом случае надо немножко подождать.

Расскажу и свою историю крещения. Я крестился, когда мне было 11 лет. Это были 1990-е годы, семья была советская, но я сам захотел креститься. Но благодаря тому, что я пришел в Церковь, воцерковились и мои родители. Безусловно, нужно внимательно относиться к тому, как мы крестим. Если это не ведет к ссоре между родителями, если есть хорошие крестные родители, которым разрешат воспитывать ребенка в вере. Но это сложная задача.

– Здесь есть еще один серьезный момент, когда мы, обещая что-то Господу, не понимаем, что обещаем. И это некая инфантильность нашей жизни. «Лучше я буду жить, как я считаю нужным, а Господь так и так обо мне позаботится». Но если мы не исполняем обетов, данных Богу, то и не можем в этом случае рассчитывать на любовь и ответ Господа?

– Нет, такого не должно быть. Даже если я ошибаюсь, у Господа всегда есть для меня ответ: «Я тебя прощаю». Вопрос в другом: насколько искренне человек дает эти обеты.

Что значит сочетаться Христу? Вы вспоминали слова апостола Павла о тьме и свете. Мне вспоминаются еще одни его слова: Подобни мне бывайте, якоже аз Христу. То есть «смотрите на меня, будьте похожими на меня, а я подражаю Христу». Когда мы всматриваемся в Личность Господа, то находим там все: и благородство, и милосердие, и сострадание, и высоту послушания Богу Отцу до смерти. Так же и здесь. Апостолы были настолько сверхпослушны своему Учителю, что шли туда, куда никто не шел; они говорили такие слова, которые побоялись бы говорить люди-риторы. Они шли и это делали, так как были послушны Христу, потому что знали, что Господь с ними, что Он сочетал их Себе. Он говорит Своим ученикам: не вы Меня избрали, а Я вас избрал. Так же происходит и здесь: Господь дает ищущему человеку Свою благодать, и уже она, живя даже в человеке, который еще не крещен, открывает ему какие-то стороны жизни, дает разумение.

Мы сегодня празднуем день Богоявления, Крещения Господня. Второй смысл этого праздника: Бог в трех Лицах являет Себя людям. Как понять эту тайну? Господь отчасти открывает нам какие-то вещи, но до конца понять Его мы никогда не сможем, потому что это непостижимая глубина мудрости мироздания и всего прочего. Безусловно, когда мы сочетаемся Христу, то берем на себя все, к чему Господь призывает верующего человека. Это сведено к двум моментам: любовь к Богу и любовь к ближнему. Нагорная проповедь – это жемчужина Священного Писания, это такая высота, к которой мы обязаны прийти. Хотим или не хотим, мы должны прилагать все усилия, чтобы идти за Господом, и тогда наши обеты и обещания всегда будут исполняться.

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Когда Иоанн Креститель крестил в Иордане Спасителя, он знал, что это Сын Божий. Он сам сказал: Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви. Так почему же он послал учеников к Нему, чтобы задать вопрос: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? Значит, он в Нем сомневался».

– Действительно, в Священном Писании мы такое встречаем. Новый Завет однозначно нам говорит, что Иоанн Предтеча был тот предшественник, тот ангел, про которого Бог говорил: Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Иоанн Предтеча знал, Кто Иисус. Это подтверждает и диалог у реки Иордан. Иоанн говорит: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? А Иисус ему отвечает: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. В этом тоже был некий смысл.

– Соблюдать закон.

– Учеников он к Нему отправляет, уже когда находится в заточении. Я не знаю, как толкуется это место, надо посмотреть, не хочу быть голословным. Но я предполагаю, что все-таки это были не сомнения, а потребность еще раз убедиться, что все сделано правильно. А возможно, это было для учеников. Иоанн Креститель уходил, и что должны были сделать его ученики? Пойти ко Христу и стать Его учениками, они не должны были быть самостоятельными. Надо посмотреть толкование этого места.

– В обряде венчания тоже происходит сочетание. Когда мы говорим, что отдаем весь помысел свой Господу, то есть сочетаемся с Ним в единстве, все в нашей жизни меняется. Но если человек произносит эти сакральные слова в три года или в одиннадцать лет, то ему не совсем понятно, что происходит в этот момент. Но ведь эти обеты все равно действительны? Священник совершает таинство. Но если человек не понимает, какие обеты дает Христу, может ли быть так, что священник крестит, а Дух Святой нет?

– Интересные слова, но есть предыстория этого выражения. Например, кто-то крестился ради чего-то. Допустим, ради получения каких-то привилегий. В первохристианские времена, после правления Константина Великого, объявили тотальное уничтожение языческой религии. И многие крестились ради того, чтобы остаться на должности, чтобы просто остаться в живых, чтобы не забрали имущество. Если мы крестимся ради выгоды, то это обман. Человек крестится без веры, без понимания того, что происходит. И если ты обманываешь, то священник крестит, а Дух Святой нет.

Поэтому и существует подготовка как некое испытание. Некоторые батюшки заставляют учить и понимать Символ веры, изучать веру. «Ты принес обет, а теперь иди и читай, в какого Бога ты веришь и что ты должен понимать и осознавать». Крещение – это осознанное понимание. Что значит «неосознанно»? Это может быть у того же ребенка, подростка. В этом плане у нас есть восприемники, крестные родители, родные родители, которые будут воспитывать. Но семечко-то благодати уже посеяно.

В крещении что дается каждому человеку? Благодать Святого Духа, частичка Божественной энергии. Которая что делает? Когда я готовлю людей к крещению, всегда привожу в пример египетские пирамиды. Когда их открыли, внутри нашли захоронения фараонов, и там была запечатанная в кувшинах пшеница. Когда ее сеяли, она прорастала. Благодать Божия, как семечко, может упасть в душу и не принести никакого плода, если не будет полива и возделывания. С маленьким ребенком родители ходят вместе на богослужение, вместе вечером читают Библию для детей и прочее. Они воспитывают его в христианской вере.

У взрослого человека, безусловно, крещение должно быть осознанным. Василий Великий, Иоанн Златоуст крестились в 26–28 лет. Сначала они готовились, ходили в церковь, но не крестились, потому что воспринимали эти обеты очень серьезно. Для них это было поводом подумать: «А смогу ли я?»

– В литургии есть такие слова: «Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните»; «вернии о оглашенных помолимся». Но, к сожалению, когда дьякон произносит эти моления, поет хор, и, как правило, его слов не слышно. Но мы просим Господа, чтобы Он открыл нам слово правды.

– В это время, когда поет хор и читает дьякон, батюшка в алтаре читает специальные молитвы об оглашенных. И там тоже приводятся хорошие мысли: «Соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви» просвети их ум, сделай их такими, как и мы»). Это очень интересно. Традиция подготовки ко крещению должна серьезно соблюдаться и в наше время. Конечно, есть и какие-то исключения из правил. Когда нет возможности подготовить человека, но необходимо совершить крещение, батюшка может использовать 10–20 минут, чтоб настроить человека, посоветовать ему: сегодня мы тебя покрестим, потому что завтра ты уезжаешь в армию (или ложишься на серьезную операцию), но хотя бы ты должен понимать, что вот это так, а это так…

– Вопрос от телезрительницы Лидии из Ульяновска: «Меня крестили в раннем детстве, может, даже до года. Вы говорите, что есть восприемники, которые должны вести по духовному пути. Крестные у меня были, но не воцерковленные. Просто было так положено, пригласили знакомых. И в результате получилось, что крещение было неосознанным вообще, никто меня не приводил в храм, никто не причащал. Насколько мое крещение действительно? Сейчас мне уже 65 лет, после 40 лет Господь мне открыл Себя, я пришла к Нему. Я хожу сейчас в храм и участвую во всех таинствах. То есть я сама пришла к Богу, но мое крещение, получается, было формальное? Я не осознавала его, и никто меня потом не вел».

– То, что Вы пришли в церковь даже в таком возрасте, показывает, что крещение дало свои плоды именно сейчас. Помните, я говорил о семечке? Пускай бессознательно, но семя благодати Божией было посеяно в Вашей душе. Да, никто его не возделывал, не получалось. Было такое время. Правильно телезрительница сказала, что как-то формально подошли тогда к ее крещению.

 Часто говорят: «Мы хотим крестить ребенка, а можно обойтись без крестных? Не можем никого найти». Конечно, иногда такому напору приходится уступать. Понимаю, что надо крестить ребенка, но тогда на них возлагаю обязанность быть восприемниками. Иногда и сам говорю за восприемника какие-то слова и молюсь об этом ребенке.  

Поэтому, конечно, нельзя подходить к этому формально. Крещение совершилось, оно действительно, но плоды этого таинства проявились через много лет. Та благодать Божия, то семя, которое упало в сердце, в душу, проросло, пройдя через такие испытания. Слава Богу, что человек через столько лет, после даже такого случайного крещения, встретил Господа и стал членом Церкви. Это замечательно. 

– То, что описала телезрительница, – это обыденная ситуация. Здесь есть еще один сложный момент, когда мы думаем, что крещение – это просто некий обряд. В одних храмах катехизация протекает год, где-то считают, что не меньше четырех часов должна быть беседа. Может быть, действительно подходить к этому индивидуально? Мы часто видим, как на Крещение очень многие люди окунаются в воды иордани и думают, что это в том числе омывание всех их грехов. Как бороться с этой суетной верой? Каким образом объяснять людям, что таинство Покаяния и участие в Евхаристии и есть возможность избавиться от грехов?

– Есть такая вещь, как обрядоверие, когда люди верят, что действие уже само по себе спасительное. То есть веришь ты или нет – не важно, произнес что-то – произошло. На Западе есть такое, что таинство там совершается независимо ни от чего. То есть вера человека не нужна. Нужна формула, священник – и все это совершается. Обрядоверие – чрезмерная надежда на действия, которые проводят священнослужители.

Но вопрос-то совершенно в другом. Таинство совершается над человеком, который осознает и понимает, что происходит. Безусловно, можно прочитать все. Зачастую так бывает, что тебя уговорили окрестить кого-то без этих формальностей, бесед. У меня был один случай в Александро-Невской лавре. Подошел человек, исповедуется, я хотел помочь, посоветовать, но он не был готов к этому и говорит: «Слушай, не усложняй мне жизнь. Ты выслушай мои слова, и я пойду». Такого не должно быть. Когда уговаривают окрестить ребеночка (допустим, срочно надо, через час на самолет), ты чувствуешь некую пустоту. Потому что что-то вроде и произошло, а они пользы не получили. Поэтому катехизация, подготовка обязательна.

Когда я занимался такой подготовкой, у нас надо было три воскресенья подряд посетить школу для оглашенных. Каждое часовое занятие было посвящено определенной теме. Это совершенно немного, но есть возможность познакомиться со священником, задать какие-нибудь каверзные вопросы, недоумения, услышать, что такое грех, заповеди, почему надо ходить в церковь. Вопрос в другом: согласятся со священником-лектором или нет? Потому что люди говорили: «Вы все хорошо говорите, но у меня есть свое мнение, и Вы меня не переубедили». Здесь нужен комплексный подход, комплексная работа.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Хочу спросить у батюшки, как мне быть. Я сама хожу в церковь, мне 82 года. Меня крестила бабушка, и я потом в 27 лет сама пришла в церковь. Мне сказали, что надо покреститься как следует, и я все сделала. У меня сейчас уже есть внуки и правнуки. Все они крещеные, но в церковь не ходят. Сейчас у внуков есть маленькие детки: одной 2,5 года, второй в школу ходит. Прошу их, уговариваю. В крестные они взяли знакомых, и, конечно, те никуда их не водят. Я прошу: "Дайте мне детей, я их свожу в храм, чтобы причастить хотя бы раз в год". Отвечают: «Зачем это нужно?» У меня душа болит, сил нет. Как мне быть, как их убедить? Помогите мне, пожалуйста, в моем горе. Это горе для меня».

– Можно сказать, что такие случаи сплошь и рядом, когда верующий человек в семье (как правило, бабушка) понимает важность воцерковления, христианской жизни. Знаете, безвыходных ситуаций не бывает. Не нужно отчаиваться, прежде всего нужно молиться. Молитесь за своих близких, за детей, внуков, ставьте свечи – сегодня это Ваша обязанность, и Господь, видя Ваши молитвы, просветит Ваших близких. Потому что нельзя найти какое-то средство, нельзя нажать на некую кнопку, и дети, а затем и внуки сразу станут верующими. Они должны сами к этому прийти. И здесь вопрос – воспитывали ли их в вере.

Наверное, в этом случае очень важны эти беседы. Придет время, и захотят крестить маленького, и они как будущие крестные пойдут в храм на эти беседы. Конечно же, мы не можем до конца понять, как действует благодать Божия, просвещающая людей, но вдруг эти крестные попадут к достойному, грамотному, умному батюшке – и он их раскроет. А потом они придут к вашим знакомым и скажут: «Представляете, мы такого батюшку встретили! Он нам сказал то-то и то-то, а ведь он прав. Он сказал, что нам еще нужно прийти причаститься и потом мы еще с ним поговорим».

Понятно, что сердце переживает за семью, за близких, но я считаю, что всему свое время, в том числе свое время и для воцерковления. И если сегодня у нас есть возможность молиться за людей, которые не ходят в храм, хоть они, возможно, и крещеные и когда-то даже причащались, нам нужны молитва и терпение. Самое главное – не оттолкнуть их, а как бы невзначай дать какой-то совет, заронить в них какое-то зернышко веры.

Сегодня молодежь очень продвинутая. Они общаются в соцсетях, смотрят различные телепередачи и зачастую негативно отзываются о священнослужителях. Они не понимают, что весь негатив – это черный пиар, что корреспондент, снимающий негативное, проплачен, что информация преподносится однобоко и так далее. То есть здесь нужен такт, терпеливое отношение к близким, чтобы своей назойливостью не оттолкнуть их. И самое действенное средство – это молитва за них. Молитесь за своих близких, и, поверьте, все разрешится наилучшим образом.

– Помните, в ходе литургии есть такой возглас дьякона: о святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся. А я считаю, что в данном случае нужно бы молиться не «о входящих в онь», а о тех, кто не ходит в храм, чтобы они вошли в церковную ограду.

В праздник Крещения Господня за водой приходит множество людей. Может быть, кто-то приходит в храм один раз в году именно за крещенской водой, за магией, за волшебством, за колдовством, как они считают. И очень хорошо, что сейчас во многих храмах есть миссионеры, которые рассказывают людям, стоящим в очереди, о Крещении Господнем, о том, что такое Великая агиасма.

– Да, это замечательно. Более того, людям еще раздаются печатные буклетики с описанием этого праздника и молитвой, которые они могут унести с собой. Прекрасно, что сегодня существует молодежное волонтерское движение и что рядом с молодежью встают и люди постарше в накидках, на которых большими буквами написано слово «волонтер».

– В нашем городе есть еще добровольческая волонтерская организация под названием «35+».

– Да. И я радуюсь тому, что сегодня в нашей Церкви, несмотря на различные проблемы, переживаемые нами, есть неравнодушные люди, которые помогают другим, и здесь, разливая воду, они говорят что-то хорошее, нужное, полезное. Поэтому дай нам Бог, чтобы мы развивались и чтобы как можно больше людей приходило в храм, находя смысл жизни рядом со Христом.

– В вашем Староладожском Никольском мужском монастыре насельников немного, но с каждым разом прихожан у вас все больше и больше. На Крещение у вас было девяносто причастников, и для небольшого храма это немало. Скажите, если в церкви будет один человек или сто человек, что-то будет по-другому или благодать Божия неизменна?

– Мы всегда радуемся, когда в нашем храме много людей, много горящих глаз, когда мы видим, что люди искренне каются в своих грехах, причащаются. Но нам нужно понимать, что Господь пришел спасти не народ в целом, а отдельную личность. Даже если в храме будет один прихожанин, это уже будет Церковь – священник, клирос и верующий человек. Вообще христиан никогда не было много. Сегодня приводят статистику: крещеных столько-то, а в церковь ходит столько-то людей. Возможно, их немного потому, что где-то мы недорабатываем.

– Большое спасибо, отец Филарет, за то, что Вы нашли время приехать из такого отдаленного, в общем-то, монастыря. Можно сказать, что именно с него и началось православие на нашем Северо-Западе. Благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры! Пусть благодать Святого Духа, которая сегодня освящает водное естество, освятит и наши жизни, и наши дома, и близких наших, и тогда все у нас будет хорошо.

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать