Беседы с батюшкой. Честная жизнь и вера

24 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма во имя Державной иконы Божией Матери (г. Санкт-Петербург) протоиерей Игорь Илюшин. 

Тема сегодняшней передачи очень интересная и сложная. Когда мы говорим о честности и честной жизни, можно потратить на это не один час и не один день. Но когда говорим еще и о вере в сочетании с понятием «честная жизнь»,  то это – тавтология, поскольку, на мой взгляд, вероисповедание и есть честная жизнь. С другой стороны,  если человек считает себя честным, но живет без Бога, то его честность – ложь.  Возможно, я не прав. Давайте попробуем разобраться. Что такое, на Ваш взгляд, честная жизнь?

–  С христианской точки зрения честная жизнь предполагает исполнение заповедей Божиих. Ведь заповеди Божии раскрывают полноту честности. Бывает так, что человек надеется на собственные внутренние ресурсы, которые даны Богом. А бывает так, что человек живет честно, не задумываясь над верой в Бога, и мерилом его честности становится он сам. В этом  заключается ошибка, поскольку есть понятие, которое раскрыто святыми отцами Церкви: лукавая совесть. Когда священник во время Херувимской песни читает молитву, всегда просит у Господа о том, чтобы Господь избавил его от лукавой совести.

Мы обращаемся к Господу: что же является мерилом честности? Сам Господь, потому что Господь Иисус Христос сказал:  «Я есмь путь, и истина, и жизнь». Истина – Сам Господь. Человек, не верующий в Бога, может иметь правильные ориентиры в жизни. Но к каждому человеку имеет доступ дьявол через ум, через сердце и  пытается его совратить. Человек, не имея твердой основы, веры в Господа как гаранта истины, начинает отходить от верного пути и падает. Если у человека нет веры, то нет возможности соединения с Господом, нет возможности исправления своих грехов, искушений, которые подстерегают человека на каждом шагу. Тогда он совершает ошибку. Христианин, имея веру, всегда может обратиться к Господу. И Господь Своею благодатью открывает человеку его изъян, в котором можно покаяться и исправиться.  И снова приблизиться к честной жизни.

– Это в высшей степени честная жизнь. Но есть еще и другие понятия. Мы говорим: честная жизнь, честный человек, он  живет праведной жизнью, но этот же человек бывает не только не открыт в своих помыслах Господу, но и не очень знаком с церковной традицией, не имеет знания о Христе. В этом случае мы говорим, что этот человек поступает так, как должен поступать любой.  Каким критерием мы должны руководствоваться, чтобы оценить человека так или иначе? Если у нас самих  понятие о христианстве как о лайт-варианте, тогда у нас нет критериев оценки самих себя. И  если мы готовы оценить человека, тогда это и гордыня, и осуждение. Или одно присутствие имени Господа способно изменить что-то в нашей жизни и превратить человека, думающего, что он честный, в человека, по-настоящему живущего по чести?

– Человек  сотворен по образу и подобию Божьему. Господь наделил человека особым даром. Этот дар – совесть. Пусть даже человек не верит в Бога и не признает Его существование.   Без Господа человек начинает уходить от истины по той причине, что у него нет возможности покаяния, нет возможности снятия с себя греха. Грех копится в человеке, появляется привычка… А вера дает возможность обновления, пересмотра своей жизни.  Это прописано в годовом круге богослужения. Например, Великим постом мы читаем Покаянный канон Андрея Критского, в котором перечисляются все прегрешения. Также постоянно человек проходит исповедь, то есть работает над своей душой, пересматривает свои помыслы. Он читает слово Божье. Пытается почувствовать благодать Святого Духа, что таинственно вскрывает изъяны души, ложь, которая пытается прикрыться правдой.  Дьявол всегда приходит в овечьей шкуре, он не приходит в виде страшного зверя, дракона. Он приходит в виде ангела, потому и обольщает человека. И человек, не имеющий опыта духовной жизни, попадается в эти сети.

– Когда мы приходим на исповедь, необходимо быть честным, чтобы обличить самого себя. Это другой аспект честности. Можно быть честным по отношению к себе в покаянии?

– Покаяние – это скорее желание исправиться. На исповеди человек, после того как  покаялся в грехах, не может полностью исправить свой  изъян, потому что наша человеческая природа пронизана грехом. Мы больны грехом. Когда мы совершаем грех, мы приносим себе вред.  И на исповедь приходим для того, чтобы залечить эту рану и получить от Господа силу в преодолении греха, с которым боремся.  Но это не значит, что Господь по тому, что мы признаем в себе факт греха, полностью избавит нас от этого греха. Это наша собственная работа. Господь хочет, чтобы человек сам преодолел, победил в себе грех. Тогда это будет настоящей победой. И будет радость и утверждение в добродетели.  Это процесс целой жизни.

– Вопрос телезрителя: «Наркоман сжег моего внука, похоронили его без черепа. Что дальше делать?»

– Помоги Вам Господи. Это проявление самого величайшего зла. С маленьких обманов, с маленькой лжи дьявол пытается подвести нас под самое ужасное, страшное дело. Можно вспомнить книгу «Несвятые святые» владыки Тихона (Шевкунова). Был в его жизни период, когда он и его друзья увлеклись спиритизмом, сначала ради интереса, задавали интересные вопросы, получали ответы, получили мистический опыт. И бежали бегом в этот спиритический кружок, чтобы проводить новые опыты. Впоследствии «добрый дух» сказал, что ему нужно помочь. Они ответили, что с удовольствием помогут. И спросили, что надо сделать. На это был ответ, что надо убить себя.

Дьявол ненавидит человека по той причине, что мы являемся его потенциальной заменой в Царствии Небесном. Человека Бог сотворил, когда совершилась небесная война между ангелами.   Денница ниспал с неба. Дьявол ненавидит даже грешника, он его презирает, потому и низводит (сказали, что к этому страшному злодеянию привела наркомания того, кто совершил это зло). Что касается внука, то, конечно, Господь принял его в небесные обители как мученика, как ангела. Поэтому это нужно пережить, принять. Господь, видимо, попустил это как жертву. Помощи Божией пережить Вам это!

– Вы сотрудник Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму. Я видел очень многих людей, подверженных этому греху. С чего все начинается? Начинается ли это с того момента, когда человек отказывается от Бога? Или это происходит, когда он еще не знает Его? Ведь мы все сотворены по образу и подобию Божьему, мы все дети Божии, все называем его Отцом. Почему же все-таки такое происходит и с чего все начинается?

– Человек выбирает сам свой путь: идти к Богу или идти от Бога. Господь наделил человека самым сильным даром – свободой выбора, свободой воли. Только обладая этим даром, возможно любить Бога.   Начинается все с малого. Маленький ребенок начинает с непослушания. Когда человек вырастает и не делает выбора в сторону поиска истины, основывается лишь на своих убеждениях и понятиях, то он выстраивает свою иерархию ценностей. И тем самым отрекается от главной иерархии, которую нам дал Господь и которая является истиной. Это Сам Господь Христос.  Он создал Церковь. И Церковь – это Сам Христос. Если человек ищет истину,  он ее обязательно найдет, найдет заповеди Божьи, обязательно обретет Бога. Так мы снова приходим к вере в Бога.

–  Вопрос телезрителя: «Может ли православный христианин жить только для самого себя? Для начинающего христианина попытка примерить на себя образ жизни святых часто приводит к разочарованию в себе. Ведь очень сложно вести чистую жизнь, обязательно где-нибудь да споткнешься».

– Что значит жить для себя? Один из святых нарисовал схему пути к Богу: в центре он ставил точку – это Господь. От центра линии в разные стороны, как лучи от солнышка, и точки на этих линиях. По мере того как человек приближается к Богу, он приближается к другому ближнему. И эти точки воссоединяются. Невозможно  в отрыве от другого человека, без любви к другому угодить Богу.  Господь говорит: первая, наибольшая заповедь – возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою, всем разумением и всей крепостью твоей. Следующая заповедь – возлюби ближнего, как самого себя. Если ты себя не любишь, то и от ближнего отдаляешься. Значит, это уже не любовь, это уже эгоизм. Следует посоветоваться со священником, проработать на исповеди этот вопрос, чтобы это движение к Богу было внутри соединено с любовью к ближнему.

– Авва Дорофей всю свою жизнь нес эту заповедь.

Если вспомним время, из которого мы все выросли как из гоголевской шинели, из Советского Союза и времен богоборчества,  то придем к терпимому отношению к тем людям, которые навсегда остались в этом мышлении. В вашем храме много пожилых людей, которые практически всю  жизнь прожили в атеистическом государстве. И если они пришли в храм, то слава Богу. И мы с них не спрашиваем полного исповедания веры, не требуем от них знания всех деяний апостолов. В этом случае может ли быть вера честной, наивной?

–  Об этом ведает Господь, сердце человека зрит Господь. Наша задача – принять человека.

Бывает не только наивная вера. Бывает много разных подходов, иногда даже и умная, но еще не живая вера. В Церкви Господь Своей благодатью врачует всех. Сказано: муж неверующий освящается женою верующей. Есть такая история. Один язычник в древности пригласил в свой сад садовника. Садовник был христианином. Язычник узнал об этом и сказал: «Только не проповедуй мне о Христе, с этим условием я приму тебя на работу». Этот христианин согласился и работал у него три года. Ни слова он не сказал о Христе. Через три года хозяин вызывает его и говорит: «Рассказывай мне о своем Христе, я хочу стать христианином!» Откуда это? Человек, который ищет истину, находит ее. Благодать Божия врачует, человек наполняется этой благодатью, просвещается, изменяется, исцеляется. На каждой исповеди человек, может быть, не исправляет грех полностью, но какую-то меру греха уменьшает. Впоследствии наступит такой момент, когда человек полностью отвергнет грех и сделает шаг на очередную ступень духовного возрождения.

– Поговорим о другом аспекте – нечестной жизни. В нашем современном обществе чрезвычайно тяжело жить по чести: искушений столько, что просто невозможно. Например, идет пост. Мы знаем, что пост – это не диета, а ограничение себя в страстях и так далее. И думаем: ну,  не буду поститься, потому что я и больной, и не святой, и не монах… В этом случае человек себе позволяет это, потому что ничего страшного в этом нет. Тут есть нечестие?

– Надо все решать по любви, я так считаю. В Церкви есть разные подходы: принцип акривии – строгое исполнение всех правил; и принцип икономии – послабление. В нашем современном мире больше работает принцип икономии. По всем приходам это общая тенденция. Наверное, она правильная, потому что основное общество все-таки не может нести тяготу полного исполнения законов. Священник, глядя на приход, может увидеть особых людей, которые много лет трудятся над своим духовным возрождением, и может применять к ним более усиленные «меры». А если человек делает первые шаги или озабочен многотрудной жизнью, воспитанием детей, то таким в отношении поста очень многие священнослужители дают послабления. Но здесь надо смотреть индивидуально, по мере каждого. Наверное, нельзя полностью охарактеризовать эту сферу как нечестность. Скорее всего это индивидуальный подход.

– Вопрос телезрителя: «Есть такое высказывание: проще найти святого, чем по-настоящему честного человека. Как Вы это прокомментируете?»

– Так и есть, наверное. Святость и есть критерий честности, по той причине, что Господь нас всех призывает к святости. Мы помним фразу Господа Иисуса Христа: «Будьте святы, как свят Отец ваш Небесный». С другой стороны, есть такое сопоставление, из Псалтири: всяк человек ложь. Самое главное, чтобы человек стремился к честности. Если человек ставит себе благую задачу и идет к ней, даже если у него не получается на данный момент, даже если он совершает ошибки, падения, рано или поздно Господь поможет ему достичь этой цели.

– Очень часто нам приходится не говорить правду. Таких примеров много. Однажды у нас с одной женщиной был разговор о том, нужно ли всегда говорить правду. Например, если человек умирает, зачем ему говорить об этом? Может, скрыть это от него – и он спокойно отойдет ко Господу? Мы решили, что все-таки человеку нужно говорить правду, потому что за это время он сумеет и покаяться, и принять Христа, и исповедоваться, и причаститься. Насколько нужно откровенно и честно поступать, когда мы говорим человеку неправду потому, что жалеем его?

– Да, когда человек лежит на смертном одре, будет грехом не сказать ему о его смертельной болезни, потому что мы лишим этого человека возможности покаяния. Бывает, что даже боятся приглашать священника для причащения, чтобы у человека не было ассоциации со смертью. Это страх языческий. Но есть случаи, когда у престарелых родителей погибает сын или дочь, и иногда им не говорят правды.

– Потому что это убьет их.

– Да, это может их убить. Есть случаи, когда человек узнавал о таких трагических событиях и сразу же умирал. Наверное, в таких случаях, если человек совсем престарелый, надо его как-то подготовить. Может быть, не сразу сказать…

Например, святитель Иоанн Златоуст признавал ложь во спасение. В «Семи словах о священстве» он как раз доказывает святителю Василию Великому, что ложь во спасение уместна. Он приводит разные примеры. Например, больной лежит и просит сладкого вина, а ему под видом вина дают горькое лекарство. Он пьет, а иначе бы отказался. Так что, в принципе, ложь во спасение подтверждена святителем Иоанном Златоустом.

– Но это не является нечестностью?

– Мы должны смотреть дальше: каков будет результат. Нужно не строгое выполнение буквы Устава – нужно посмотреть, к чему это в дальнейшем, в итоге приведет.

– Вопрос телезрительницы: «Господь есть любовь, но для чего и в Ветхом Завете, и в Новом Господь делает попущение дьяволу? Для чего над нами издеваться? Нигде нет ответа. Скажу по себе: лукавый надо мной смеется постоянно, на каждом шагу ставит подножки. Я не хочу ему служить, хочу Господу служить и прошу: Господи, огради меня от него, я уже устала. Или это тайна?»

– На всю эту ситуацию надо посмотреть немного по-другому. Дело в том, что выбор, быть  с Богом или с дьяволом, делает сам человек. Если Вы хотите служить Господу, то Господь Вам дает возможность побеждать дьявола. Поэтому Он попускает что-то дьяволу в той мере, в которой мы можем его победить, проявить себя, а Вы можете победить и встать на очередную духовную ступень. А если мы просто будем видеть в этом только игру дьявола… такого нет. Господь дает человеку возможность быть воином. Сказано: каждый крещеный человек – воин Христа Бога. Побеждая дьявола, мы становимся опытными, и чем дальше живем, тем более опытными становимся. Если мы не трудимся, не работаем духовно, не молимся, если слушаем дьявола и делаем то, что он хочет, идем у него на поводу, конечно, ни на какие духовные ступени мы не поднимемся. Мы опять подходим к тому, как необходимо веровать в Господа и к Нему стремиться.

– Ну и в «Отче наш» мы говорим: не введи нас во искушение (то есть дай нам столько испытаний, сколько мы могли бы преодолеть). Мне кажется, телезрительница это преодолевает, потому что все время говорит, что хочет служить Господу.

– У апостола Иакова сказано, что Господь никого не искушает. Человек сам искушается своими страстями. С другой стороны, мы можем вспомнить искушение Господа Иисуса Христа в пустыне после крещения. Дьявол всегда искушает человека, как и Господа Иисуса Христа, тремя параметрами, это: хлеб (материализм, вещизм, алкоголь и прочее), власть и чудо. Это как бы «высший пилотаж»: какое мне чудо сделать, чтобы все сказали «ах!»? Но это все равно искушение.

– Я подумал: если бы нам попустили быть чудотворцами, мы бы тут натворили…

– Это и есть прелесть, это последнее искушение, которому подвержены даже отцы (на иконе Иоанна Лествичника мы видим, как по лестнице взбираются отцы монахи, а их оттуда, с самых верхних ступенек, где уже рядом Господь, сдергивают злые духи)… Вот три искушения. По сути, дьявол ничего нового не придумал, эти искушения до сих пор действуют на каждого из нас. Если мы не поддаемся им, если следуем как раз заповедям Господа Иисуса Христа, то наши духовные очи открыты.

Мне вспоминается эпизод из «Хроник Нарнии». В конце всех времен, когда всех бросали в сарай (это символ смерти), многие боялись этого сарая, а перед этим всем предлагали поклониться богине. Главные герои не поклонились богине, и когда они попали в этот сарай, то поняли, что попали в страну Аслана (символ Христа). Они увидели, что там красиво, светит солнце, растет трава. Там были гномы. Они жили своей честной жизнью, но не верили в Аслана и поклонялись этой богине (это символ дьявола). Когда гномы попали в этот сарай, они находились в ступоре (а ведь сарая на самом деле не было). Они сбились в кружок и повторяли: «Мы находимся в темном сарае!» Главные герои говорили им: «Посмотрите, кругом голубое небо, зеленая трава!» – «Нет, мы находимся в темном сарае». Это некое ослепление. Поэтому для человека атеистически настроенного, неверующего это и будет самозомбированием. Человек настроен на нечто темное, и он просто по своему состоянию не сможет принять Христа.

– Это к разговору о честности и нечестности. Честный взгляд на происходящее часто помогает нам увидеть те грани нашей жизни, которые требуют вмешательства не человека, но Бога. Если этого не происходит, человек начинает в этой своей человечности (пусть и хорошей) превращаться в Каина – в человека, отказавшегося от Бога. Это, на мой взгляд, очень серьезная проблема.

Вернемся к теме о Координационном центре по противодействию наркомании и алкоголизму. Я видел этих людей, много с ними общался. Я понимаю, что, наверно, чтобы измениться, им необходимо прежде всего честно признаться в своем грехе, своей страсти. Так ли это?

– Действительно, так. Бывает, приводят человека, и по объяснениям близких понимаешь, что у него есть очень серьезная зависимость. А человек ничего не хочет менять в своей жизни, его это устраивает. Преодоление зависимости сопряжено с отказом от чего-то, к чему человек привык. Если удается раскрыть при первичном приеме такого человека и дать надежду на то, что человек сможет преодолеть это, человек начинает пробовать. Бывает, оступается, не получается у него. Но самое главное – чтобы было желание, это необходимое условие в преодолении любой зависимости.

Конечно, мы молимся о наших зависимых. Как только они приходят, я сразу записываю их имена. Очень важно, чтобы человек сам увидел свою немощь и обратился к Господу. Тогда у человека будет мотивация что-то изменить, от чего-то отречься.

– То есть честная жизнь – это прежде всего честное отношение к самому себе. В христианском понимании человек честный честен по отношению к самому себе, а не в гордыне (смотрите, какой я честный).

– Человек может нарисовать себе образ честной жизни, вроде бы делать добрые дела. Если человек живет в отрыве от Господа, от возможности исповедоваться, поговорить с духовником, такой  может очень долгое время сам себя обманывать и искренне верить, что он живет честной жизнью, а по факту будет без Христа (я провожу параллель: честность – истина – Христос).

– Подведем итоги. Я так понимаю, честная жизнь без веры – это нечестие, потому что иначе это просто гордыня. Так ли это?

– Кардинально, конечно… Я бы сказал, что даже если человек начинает жить по своей совести, он рано или поздно прочитает заповеди Христа и к Нему придет. Была некая хананеянка (то есть язычница). Она подошла к Господу и стала просить, чтобы Он исцелил ее дочь. Откуда она это узнала? Она была язычницей, в Единого Бога не верила. Она просто увидела Христа, услышала, что Он исцеляет, и сердце у нее раскрылось внезапно, единомоментно. Но Господь ее проверил: «Я пришел спасать детей дома Израилева, а не псов». А она ответила, что и псы едят крошки у господ. И тогда Господь сказал: «Велика вера твоя, исцелена дочь твоя». Та пришла к себе домой и увидела, что дочь исцелилась. Это факт из Евангелия, пример человека-язычника, познавшего истину.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Божена Пивоварова и Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала - клирик храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке города Москвы протоиерей Александр Березовский. Беседа будет посвящена воспоминаниям о выходивших в течение девяти лет эфирах с протоиереем Димитрием Смирновым, которые вел отец Александр.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​