– Тема сегодняшнего разговора: «Больничное служение». Кто такой больничный священник? Что входит в его обязанности?
– Это обыкновенный священник, который совершает все то же, что и другие батюшки. Исключение здесь только в доступе в медучреждение. Существуют определенные требования со стороны Департамента здравоохранения, особенно во время пандемии. Например, наличие антител к COVID-19 в крови у этого священнослужителя. Регулярно требовалось сдавать тесты. А когда пересекаешь эту красную зону, там все обычное. Может быть, необычным еще был костюм СИЗ. Это требовало подготовки.
Но больничное служение началось не в пандемию, а гораздо раньше. Просто именно пандемия сблизила медицинские сообщества в лице заведующих отделениями и простых врачей со священниками. Раньше они недооценивали присутствие священнослужителей в палате, а здесь стали свидетелями многих чудес, что вызвало уважение и произвело серьезные подвижки в плане доступа священника в медучреждение.
– Вы состоите в Комиссии по больничному служению. Расскажите об этой миссии и как давно она существует.
– В 2020 году у нас появилась необходимость организовать наше больничное служение особым образом. К этой работе подключился колл-центр. Сейчас существует горячая линия, сидят операторы и ежедневно и круглосуточно принимают вызовы. Любой человек может позвонить и пригласить священника к себе или своему родственнику в больницу или домой. Подчеркну, что это одно и то же, как если бы приходские священники окормляли своих духовных чад, с тем только исключением, что в этом случае часто обращаются люди не церковные, далекие от храма, которые просят сделать что-нибудь в последний момент. И такое бывало, но это касалось больше больничных священников, которые трудились на местах. Возьмем, к примеру, НИИ им. Склифосовского. Там есть храм, где много лет это все делается по отношению к пациентам этого НИИ. А сейчас появилась универсальная возможность охватить большую аудиторию. Теперь священники вхожи во все медицинские учреждения, в любую больницу. В любой ГКБ есть свой список священнослужителей, которые имеют пропуск, и стоит только позвонить и сказать фамилию батюшки, он тут же придет.
– Часто ли сами пациенты обращаются за помощью к священникам?
– У самих пациентов есть ограничения. Там нет мобильной связи, нет доступа к городскому телефону, поэтому этим занимаются родственники. Но больной может обратиться к заведующему отделением или к медсестре и выразить свое пожелание. И тогда уже она обращается к соответствующему волонтеру. Слава Богу, это уже налажено. При большинстве больниц сегодня существуют ответственные волонтеры, которые взаимодействуют с РПЦ. Зачастую это ребята верующие, воцерковленные. Они знают, как правильно подготовить человека к исповеди, как помочь подготовиться к принятию Святого Причастия, объясняют, что такое таинство Соборования и для чего оно нужно. Они помогают и священнику, когда он входит на территорию больницы. Элементарно покажут, как пройти по этим бесконечным коридорам. Сотни больниц в одном только городе Москве, и в голове ни у какого священника не поместятся все эти лабиринты. Нужен проводник, который покажет. Замечательно, если волонтер еще принесет с собой и требную корзину. Это обыкновенная корзина, в которую помещаются салфетки, запивка, свечка, рушничок. Волонтер все расстелет, зажжет свечку, во время исповеди отойдет в сторонку… Есть одно ограничение: мы просим, чтобы волонтеры никогда не предлагали таинство: «А хочешь причаститься?» Мы этого не делаем. Если человек хочет, сам попросит. А потом уже приходит священник и идет по маршруту. Что такое маршрут? Это когда ты в больницу едешь не к одному человеку, а сразу к нескольким. Они находятся в разных отделениях, на разных этажах.
Чаще мы получаем вызовы в колл-центр от родственников: супругов или детей. Есть классическая ситуация, когда верующий человек ходит в храм, а его папа с мамой не ходят и слышать про это не хотят, запрещают говорить. Но болезнь расставляет все на свои места. Когда человек немощен, он смиряется. И тогда дочь с полуслова все понимает, что, во всяком случае, папа уже не возражает, а значит, мы уже сможем пообщаться. Это первый шаг, потом следующий шаг, и мы, дай Бог, дойдем с человеком и до глубокой веры.
Хорошо, если это сознательно верующий человек, хуже, если дочь просто хватается за последнюю соломинку и обращается к священнику: «Сделайте хоть что-нибудь...» Хорошо, если больной в сознании и у него есть возможность исповедоваться, рассказать свою жизнь, попросить прощения: «Господи Милосердный, прости меня, грешного, за такие поступки». Хуже, если этой возможности нет, если человек уже без сознания. Всякое бывает в жизни. Батюшка должен сделать все возможное, что в его силах. Если человек без сознания, есть возможность его соборовать, это не требует общения, но требует доброй воли, чтоб это было добровольно. Мы спрашиваем у родственников: «Подтвердите, что человек верующий, никогда не возражал против этого». Бывало и такое, когда человек открыто говорил: «Не хочу видеть возле себя никакого священника, никакой молитвы». Все, тогда доступ закрыт. Единственное препятствие – это злая воля самого человека. Если она есть, то ничего не поможет, даже благодать не может пройти. Бог не нарушает волю человека. А уж тем более священник не должен этого делать. Если есть техническая возможность, то тогда все хорошо, мы и соборуем, и исповедуем. Если не пробита трахея и нет искусственной вентиляции легких, тогда можно подумать о том, чтобы причастить человека Святых Христовых Таин. Все зависит от ситуации.
– А не пугает ли священник других больных? Люди бывают разные: верующие и неверующие. Как относятся к священнику, когда он входит в палату? Может быть, они впервые встретились с ним так близко на смертном одре.
– Когда не один, два, а много больных, тогда можно сравнить. Это уже становится интересным. Бывают очень разные реакции пациентов. Для меня самое радостное, когда приходишь к воцерковленному человеку, вы на одной волне, и с полуслова все понятно, а иногда даже и слова не нужны. Иногда просто придешь и скажешь: «Вот Вам подарок». А у него горло пробито, и он только губами говорит: «Спасибо, Господи». И все понятно – наш человек. Ты понимаешь, что он с верою, с благоговением, со страхом Божиим приступает к святому таинству, и так хорошо тогда на душе. А бывает, что человек вообще ничего не понимает, не то что глубины богословия, но и обыкновенных, элементарных вещей. Спрашиваешь: «Что в Чаше?» И начинается: вино или хлеб. И тогда мы договариваемся: «Давай так, я еще вернусь к тебе, а ты пока подумаешь и узнаешь, что в Чаше. Потом я приду, и ты мне расскажешь». А бывает, что кто-то вообще неправильно относится к этому, не понимает, кто такой батюшка, воспринимает его как какого-нибудь кудесника. Бывает, что боятся, физический страх от того, что священники представляются как некие колдуны. Это с советского времени, будто священник – это какой-нибудь языческий колдун, которого лучше не трогать и обойти, как черную кошку. Чего только не бывает в головах, когда нет правильного воспитания...
Главное, чтоб человек не боялся, подпустил к себе. Каждый священник должен быть немного психологом, человечным. Когда все лично воспринимаешь, все совсем по-другому. Для этого у нас в колл-центре есть такая практика: когда формируем заявку, не только спрашиваем фамилию, имя, отчество, возраст и диагноз, но еще и номера телефонов родственников. Они же переживают и пребывают в неведении, так как часто врачи вообще ничего им не говорят. А когда человек не знает, он еще больше боится. И батюшка выступает здесь в качестве связующего звена, который что-то передаст, скажет больному: «Тебе, брат, надо выздороветь, потому что у тебя дочка на сносях, у тебя будет внук. Ты же хочешь увидеть его? Ты должен выбраться отсюда и вернуться домой, чтоб внук увидел тебя, а ты его». И родственникам подскажет что-нибудь: «Не унывайте, не печальтесь, он борец, он сильный. А Вы очень хорошая дочь, Вы все сделали правильно, сделали самое главное: вызвали батюшку. Да, он скончался, но ушел напутствованный святыми таинствами». На каждый случай свои акценты. Но в целом выглядит именно так: лично и оптимистично.
– Вопрос от телезрителя: «Вы сказали, что родственники должны подтвердить, что болящий не был против приобщиться к церковным Божественным Таинам. Но может получиться так, что он был не сторонником этого, противником, но в самый последний момент истинно хочет прийти к Богу?»
– Вы очень справедливо заметили. Невозможно что-то решить про человека без него самого. И для этого нужна личная встреча. Она происходит в больничной палате, когда ты смотришь ему в глаза, когда вы вдвоем, и к священнику там относятся как к посланнику. Все очень лично и откровенно. Бывают случаи как с евангельским разбойником, который покаялся в последний момент. Бывает, что человек прямо перед смертью покрестился. Ты ехал туда, спина в мыле, приехал, успел – он дышит и в сознании, но уже отходит. Ты покрестил его, причастил, сел в машину, едешь домой, и буквально через 10 минут раздается звонок, его дочь говорит, что этот раб Божий отошел. Ты чувствуешь это, перерождение случилось прямо на твоих глазах. Ты представляешь, что когда-нибудь, когда кончится время и пространство, все мы встретимся, ты выйдешь на перроне, а тебя встретят все крещенные тобой люди. И стоит он, Владимир с Коммунарки, я запомнил его имя. Он улыбнется и скажет: «Отец Владимир, спасибо, что успел». А я скажу: «И ты, Владимир, молодец, что позвал».
Это жизнь, и это ее особенный пласт. Наверно, это и есть любовь, когда ты хочешь сделать все для своего родного. Так люди проявляют любовь: зовут батюшку. Я бы только хотел снова и снова сказать: зовите нас пораньше, пока ваши близкие еще дома, еще в сознании, пока есть возможность хотя бы исповедовать, соборовать, причастить их. Зовите их и сами идите в церковь.
– Действительно ли болезнь помогает человеку измениться к лучшему?
– Об этом много слов сказано, книг написано, проповедей произнесено. Это опыт. Только его невозможно передать. Кто не болел, никогда не сможет по-настоящему оценить все блага болезни, как она смиряет гордыню, учит милосердию и живой молитве к Богу, открывает возможности любви. Вокруг родственники, и каждый хочет для больного сделать добро. И не на словах, а именно сделать для него какое-то добро, позаботиться о нем. Сколько людей сейчас заботятся друг о друге? Это любовь. Получается, что зло стало поводом для добра. Ведь очевидно, болезнь – это зло, это противоестественное состояние человека. Мы не должны были болеть. Грех стал причиной болезни и смерти, но вот так зло может послужить добру.
– О чем пациенты просят священника?
– Чаще всего они уже знают, чего хотят. Они хотят, чтоб батюшка помолился об их здоровье. Больные этого желают больше всего на свете. Господь спрашивает евангельского слепого: что хощеши, да сотворю тебе. Слепой говорит: Господи, да прозрю. Каждый хочет исцелиться, получить здоровье, вернуться к нормальной жизни, к своим родным, выйти из больничной палаты и дальше трудиться, радоваться жизни. Все этого хотят. В первую очередь здоровья просят, молитв о здравии. Но параллельно возникает еще очень много прошений. Может, даже человек не озвучивает их, но, выйдя оттуда, он научится радоваться, научится благодарить Бога за то, что имеет. Ведь это так элементарно: нужно было заболеть, слечь с тяжелой болезнью, чтобы переродиться. Ты же знал и так, что Господь мир создал и твое здоровье тоже в руке Божией, что ты как трава. Дыхнет Господь – живешь, заберет дыхание – увял. Ты знал об этом, но просто не прочувствовал это, не верил в это. Ты знал, что надо благодарить Бога за все, надо заботиться о ближнем, не гордиться, не впадать в грехи. Ты знал об этом. Но надо было сковать твое тело, чтобы тебе грешить не хотелось, а просто лишний раз вдохнуть полной грудью, встать на ноги, пройти пешком, просто посмотреть, как растет твой сын. Взглянуть, остановиться, сказать, какая красивая у тебя жена и не нужен никто другой! Но для этого нужно было обессилеть. Вот такой путь проходим, потому что, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать… Так и живем.
– Что особенно важно для больничного пастыря?
– Самое важное – научиться любить человека. Будет это – даст Господь и силы, и крепости, и слово разумное, и терпения матушке, чтобы она держала дом, детей, пока батюшка колесит. Попробуй покатайся по Москве от одной больницы к другой. Полтора часа в одну сторону, полтора в другую.
– А отношение к больным, пациентам?
– Опять же любовь. Чтобы лично воспринимали больного. Я, например, читаю, что больной родился в 1951 году, и сразу мысль такая: а ведь мой папа родился в этом году. Или мне позвонили, сказали, что священник умирает, и, конечно, я еду как к самому себе, потому что это мой собрат, и кто знает, может, когда-нибудь и я слягу.
У всех нас полно болезней, и они могут в любой момент выстрелить. Может, и мы тоже сляжем, к нам батюшка придет, и мы тоже успеем причаститься и умрем со Христом.
Один замечательный мой друг сказал: «Ко мне сегодня пришел Христос». Я говорю: «Что ты такое рассказываешь?» – «Ну, Вы же принесли Тело Христово, я причастился». Да, он прав. Вот какая ответственность! От меня нужно только одно – проявить любовь, все остальное Бог сделает.
– А как правильно нам относиться к тяжелой болезни, когда понимаем, что болезнь одолевает и уже нет сил с ней бороться?
– Преподобный Амвросий болел тяжелой болезнью много лет. И ему помогала, например, веселость. Веселость прогоняет уныние и печаль, она помогает человеку радоваться, быть в бодром состоянии. А Господь говорит, что будет судить в том, в чем застанет. Боже упаси застать нас в унынии, печали, ропоте. Лучше в радости, лучше в веселье.
Святой апостол говорит: но паче исполняйтеся духом. А дух – в песнях духовных, в чтении Священного Писания, в молитве. Когда почитаем молитвы – забудем про все свои недуги, увидим себя в истории, увидим, что у нас за спиной такая короткая жизнь, а впереди вечность, бесконечная жизнь нашей души. Увидим себя, осознаем себя, поднимемся над своей болезнью и увидим смысл в ней.
То, о чем мы говорим: милосердие, смирение, отзывчивость, кротость, – это же все познается как добродетели через скованное тело, через какую-то немощь. И тогда мы скажем: слава Богу! А ведь Промысл Божий ведет нас ко спасению через эти немощи. Посмотришь на физически сильного человека, как он бежит по жизни: словно лошадь, копытами бьет и пыль поднимает, – и бестолково все. И куда бежит – не знает, а все бежит. И посмотришь на лицо больного человека, девушка это или юноша, взрослый ли человек, – взгляд ровный, спокойный. Понимаешь, что у него Бог внутри. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Так вот, смотришь на этих двоих и думаешь: а кто из них пойдет в Царство Божие? Очевидно, что этот, в инвалидной коляске, он прямо туда на ней и покатится, туда, к Богу.
– Вопрос от телезрителя: «Отец Максим, Вы как пастырь окормляете пациентов больницы, а я медработник в тюрьме. Да, я хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь. Работаю в темнице, исполняю свой долг. Но я тоже грешница. А Господь говорит, что, не исполнив одну заповедь, мы нарушаем и другие. Какой мой путь ко спасению? Простит ли мне Господь мои грехи за мое служение?»
– Ваши переживания близки каждому человеку. Но я хочу сказать, что мы не можем сами себя судить. У нас есть Судья, Который будет взвешивать все наши «за» и «против». Наша задача как раз вкладываться в эту копилочку добра, копилочку исполнения Христовых заповедей. Слово, сказанное про нарушение одной заповеди, звучит ведь довольно категорично: ибо тот, кто соблюдает закон в целом, но споткнется пусть даже на чем-то одном, виновен в нарушении закона в целом. Но я так и не нашел подтверждения того, что мы все погибнем.
Вы работаете в темнице – замечательно, это исполнение Евангелия. Мы делаем все, что в наших силах. Мы должны так жить, мы должны в темницы идти, мы должны в больницу идти, должны помогать нуждающимся словно Самому Господу Иисусу Христу. Но мы не должны вменять это себе в заслугу. Мол, пошли в тюрьму – значит, теперь пойдем в рай. Нет, никто этого не говорил. Там, в этой темнице, сквернословят, и одно только это сквернословие может погрузить человека в пучину греха. И в больнице тоже. Там столько ропота бедных людей, что этот ропот может нивелировать все наши заслуги, и терпение, и долгострадание. Мы не должны выстраивать с Богом юридических отношений: что-то сделали и теперь ждем от Бога, что Он в долгу не останется.
Но есть и другая крайность. Мы не должны говорить так, как сейчас сквозит в Вашей речи: что бы ни сделали – погибнем, потому что грешники. Это две крайности, они уравновешиваются верой в Божие милосердие, потому что Господь Долготерпелив и Многомилостив. И вот вернемся к началу: мы не судьи, мы не знаем, чем наша история закончится, но мы во всем полагаемся на Божие милосердие.
Когда идем к Чаше, мы не бьем себя в грудь и не говорим, что мы это заслужили, что у нас неделя прошла замечательно, мы всё вычитали и готовы. Никто не готов. Напротив, складываем руки крестообразно и говорим: «Ты, Христе, пришел грешных спасти, из которых я первый». Вот так и живем. Трудимся, совершаем какие-то духовные движения, но верим, что Господь Милосердный простит и очистит всякие наши согрешения не нашими заслугами, но Своей Кровью.
– А с какими искушениями сталкиваются христиане на одре болезни? Многие унывают, для многих это очень большое искушение, когда кажется, что уже нет сил, они унывают, думая, что уже конец.
– Обида: почему я? Ведь кругом столько злодеев, и так и хочешь сказать: «Премудрость, почему Ты так несправедлива? Почему этот разбойник благоденствует, почему я, который никого не убил, лежу и умираю?» Вот самое первое искушение, которое приходит любому гордому человеку. Стоит только смириться и сказать себе честно: ты не то что лежать, а уже и жить-то недостоин. Столько грехов налепил вокруг себя, что уже давно прогневал Божие долготерпение. Господь дал тебе сейчас что-то, но не из-за того, что Он тебя наказывает (как-то не хочется верить, что Господь такой судья, у Которого палка и Он нас бьет). Наоборот, жизнь показывает, что Господь нас вразумляет. И даже слово «наказание» – это «наказ», какое-то послание Господь дает.
Тебе явно не хватает такой или такой добродетели, а все они в комплексе достигаются через болезнь. Раз – и сердечко прихватило, полежал, времени хватает переосмыслить свою жизнь. Полежал – и совсем другой человек. Но искушения есть. Это ропот и обида. Искушение ропотом возникает там, где нет понимания этой целесообразности, где нет веры в Промысл Божий. А когда будет вера, тогда человек примет этот промысл о себе и скажет: слава Богу за все!
– А как поддержать тяжелобольного человека, как в этом случае вести себя родственникам, близким людям?
– Помогать делом. Позвать священника – хорошее дело. Принести апельсины – замечательное дело. Нужно обеспечить тыл. Он кормилец, а тут вдруг и супруга, и дети остались без кормильца. Значит, позаботиться о супруге и детях. Деятельная любовь и деятельная забота. Но при этом и слово, конечно, очень важно, чрезвычайно важно доброе слово. А иногда надо просто прийти, подержать за руку и сказать: «Я с тобой!» А можно и не говорить ничего, просто подержать за руку и спросить, что нужно, чем помочь. Выяснить, какие дела остались недоделанными…
– А что, на Ваш взгляд, самое тяжелое в этом служении больничного священника?
– Я не чувствовал никогда тяжести. Что самое полезное – это я могу рассказать.
Физически это нелегко. Мы говорили сегодня, что бывает неприятие священника, бывает, что больной чего-то не понимает. Едешь к нему через весь город только потому, что дочь его очень попросила. Приезжаешь, а перед тобой сидит человек и не понимает, зачем ты пришел. И ты начинаешь рассказывать, что ты батюшка, что тебя позвали, а он говорит: «Это не я звал». А ты два часа к нему ехал. А он говорит, что он не звал, ему этого не надо. Это, конечно, очень смиряет, и это трудновато. Но все равно, раз я тут, – давай пообщаемся, а там уж как Бог даст.
Святой апостол говорит: мы сеем, а пожинать будут другие. И жизнь показывает, что любая встреча со священником уже полезна. И плод, может, не созреет сразу в этот вечер, но я глубоко убежден, что эта встреча не останется без следа. Просто сама встреча с батюшкой и беседа о главном, даже если человек не причастился, не соборовался, не исповедовался, а хотя бы с тобой побеседовал, принесет свои плоды. Я в этом уверен.
Нет тут ничего тяжелого; наоборот, одна только отрада, одна только радость и пастырский опыт. Даже личный опыт. Хочешь, чтобы человек воцерковился, познал Бога, делаешь все, что в твоих силах. И этот процесс вдохновляет, он дает силы еще и на что-то другое.
– Вопрос от телезрителя Андрея: «Как общаться с онкологическим больным, как быть честным, как внушить ему надежду, с одной стороны, и не тешить себя и его пустыми иллюзиями, с другой? И я, и больной, мой хороший знакомый, ходим в храм, участвуем в таинствах».
– Онкологическое заболевание уникально тем, что это продолжительная болезнь, она не сразу забирает человека, это не внезапная смерть, когда машина переехала или что-то еще произошло. Эта болезнь дает возможность покаяния, дает возможность переосмысления своей жизни. И многие люди именно в этот период воцерковляются. А еще могу свидетельствовать, что если люди умирали, то уже отходили с надеждой, утешенные, они понимали, что земля уже отпускает, а небо призывает. Что временная короткая жизнь заканчивается, а впереди уже вечность и они это больное тело посеют, как семя, только сеется в тление, востает в нетлении; сеется не в честь, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе; сеется тело душевное, востает тело духовное. И так далее по Посланию к Коринфянам. И это четко понимают больные люди.
А есть свидетельства, когда человек не выздоравливает, а в процессе болезни еще может жить долго, десятилетиями, но он нашел Бога через болезнь. Может, даже сейчас слушают нас такие люди, мои знакомые. И я благодарю Бога за этих людей, я очень рад, что они через болезнь познали Бога, воцерковились и их жизнь приобрела высокий смысл. А они еще живут, еще нужны близким. Тут остается только порадоваться за них.
Мы как-то зациклились на том, что надо обязательно выздороветь, как будто батюшка – это доктор. Вот у доктора действительно забота о теле, он обязан сделать все, чтобы исцелить человека, помочь ему и химиотерапией, и всякими манипуляциями – это его работа. У батюшки совершенно иная задача. Во-первых, дать силы бороться с этой болезнью, во-вторых, дать смысл, осознание, почему Господь попустил эту болезнь. Наконец, как-то напутствовать человека, если он прямо сейчас уходит к Богу. У батюшки забота о душе, а это совершенно другие акценты. И тут не важно, выздоровеет этот человек завтра или завтра уже к Богу пойдет. Это уже на втором месте. Главное, чтобы он понял, что, почему и для чего.
– А как молиться о даровании ребенка?
Вопрос телезрителя: «Мы не можем зачать второго ребенка. Восемь лет хождения по врачам ничего не дали, одна надежда на чудо».
– Дети, конечно, плод любви. Но бывает, что Господь удерживает чревоношение, не все могут родить, на то есть причины и духовные, и обыкновенные физиологические. Все решается. Духовные проблемы решаются у аналоя с крестом. А физические решаются где-то на кушетке у врача, но все равно выход есть всегда. Жизненные примеры показывают, что много раз люди все же зачинали. И Господь удерживал чресла жены, но потом даровал долгожданного, вымоленного ребенка. И в Священном Писании такие примеры есть. И в истории Церкви такие примеры всегда будут. Люди будут молиться, просить – и Господь в ответ даст ребенка. Надо только верить.
Но бывает, что и не дает. Тут уж нам приходится по-другому на это смотреть. Опять же к разговору о задачах священника. Очень серьезный вопрос деторождения – это только повод к воцерковлению. К тебе приходят и ждут от тебя, что ты совершишь чудо. Но ты же не фокусник, даже не доктор, ты батюшка, священник, и ты знаешь толк в душе. А не каждый доктор знает такие глубины души, как батюшка, который исповедует всю жизнь. Ты видишь, что Господь через болезнь призывает человека к Себе. И тут не важно, выздоровеет он или нет, важно по-человечески вселить в него волю к борьбе с болезнью. Важно по-человечески убрать из души уныние и печаль. Но еще важнее донести до человека обычную мысль, что через болезнь его призывает Господь.
– Сегодня нашему телеканалу исполняется 18 лет. Хотелось бы попросить Вас дать какие-то наставления.
– В Вашем лице, Павел, я приветствую и всю редакцию, руководство, всех корреспондентов, операторов, всех, кто принимает участие в работе телеканала «Союз». Мне очень приятно быть сегодня здесь. Это первый православный телеканал, и я со всем смирением должен признать это как ведущий другого православного телеканала. Снимаю шляпу! И этот канал общероссийский и международный. Мне было приятно смотреть эфиры, когда я жил еще далеко за океаном, тогда еще не было «Спаса», а был «Союз», и за это особая благодарность всем, кто начал эту работу. Я желаю, чтобы эта работа продолжалась, набирала обороты. Я желаю вам, дорогие телезрители, чтобы вы назидались через наши передачи, через «Беседы с батюшкой» и многие другие проекты телеканала «Союз». С днем рождения, «Союз»!
Ведущий Павел Денисик
Записали Анна Вострокнутова и Полина Митрофанова
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!