Беседы с батюшкой. Архимандрит Дамиан (Цветкович) 22 февраля 2023

22 февраля 2023 г.

В студии архимандрит Дамиан (Цветкович), секретарь Жичской епархии Сербской Православной Церкви.

– Во-первых, хочу Вас и всех ваших зрителей поздравить с праздником и поблагодарить митрополита Евгения, который меня пригласил сослужить с ним. Я сегодня служил вместе с митрополитом и потом немного успел с ним пообщаться. Я очень рад, что наконец-то познакомился с вашим митрополитом, я раньше немного слушал его проповеди и давно хотел познакомиться и с ним, и с Екатеринбургом. И мне кажется, самый лучший способ начать знакомство с каким-то городом или районом – это познакомиться с его епископом, духовенством.

– А какие первые впечатления от города? Вы же впервые в Екатеринбурге?

– Впечатления сильные. Конечно, я первый раз приехал в Екатеринбург, очень долго мечтал об этом. Сразу меня встретил батюшка в аэропорту, привез в Храм-на-Крови, и там мы служили акафист. Мне рассказали, что это то самое место, где расстреляли нашего царя, святую царскую семью. Просто для нас, сербских людей, это очень важно. И это, по сути, основная причина моего приезда, я считаю это долгом всех нас, сербских людей. Наш владыка Николай (Велимирович) в своей проповеди в 1932 году наказал нам, чтобы мы никогда не смели забывать наш огромный неисполненный долг перед святым царем Николаем II. Если бы не было его, его защиты Сербии, то Сербия бы, наверное, сейчас вообще не существовала как православная страна.

И мы знаем, что это в том числе могло стать причиной его убийства, убийства его семьи. Но, слава Богу, он нас защитил, и мы бесконечно ему благодарны за это, и просто наш долг прийти и поклониться, помолиться, послужить на этом месте.

– Вы для нашего телеканала человек новый, поэтому хотелось бы познакомиться с Вами поближе. Расскажите, пожалуйста, о себе и о своем служении на земле Сербии.

– Во-первых, я бы заранее хотел попросить прощения у Вас и у всех зрителей, я иностранец и еще пока плохо говорю по-русски, поэтому прошу прощения за свои ошибки.

Я живу в Сербии, служу в Сербской Православной Церкви. Восемь с половиной лет я живу вместе со своим епископом в городе Кралево и занимаю пост секретаря епархии. Это, можно сказать, необычно для монаха, не так много монахов трудятся секретарями в епархии, но просто так сложились наши отношения. Раньше, в другой епархии, я тоже был секретарем, и когда владыка был избран епископом Жичским (а это самая старая и самая большая епархия в Сербии), то он пригласил меня и отца Савву (это мой собрат, тоже архимандрит), чтобы мы вместе с ним уехали в эту новую епархию. И я сейчас живу там в доме владыки и тружусь на должности секретаря. И то, что я сейчас живу в городе, – для монаха это непривычно. Я 16–17 лет раньше жил в серьезном общежительном монастыре, но такое послушание у меня теперь, и надо его выполнять.  Сейчас все хорошо.

Где-то в конце 2018 года меня владыка отправил в Москву, чтобы я немного подучил русский язык. Потом я поступил в аспирантуру и сейчас учусь в аспирантуре города Москвы.

– Как учеба?

– Слава Богу, хорошо. Мы работаем в согласии с моим научным руководителем, работа над моей кандидатской диссертацией приближается к концу, и надеюсь, что в этом году я закончу свою диссертацию и защищу ее.

– Вы даже сейчас к нам прилетели из аспирантуры.

– Буквально прямо из аспирантуры. Я там встречался с ректором, там новый ректор, и я хотел с ним познакомиться. Вообще там все сотрудники очень хорошие, серьезные, нам действительно много помогают, и у меня очень хорошее сотрудничество сложилось с моим научным руководителем.  Но надо было встретиться, поговорить, чтобы он посмотрел, что нужно добавить в диссертацию, что нужно изменить.

– Отец Дамиан, расскажите, пожалуйста, о том, как в настоящее время складывается жизнь православных на земле Сербии?

– Мне кажется, как и повсюду, православным людям у нас живется нелегко. У нас нет какой-то конкретной проблемы, слава Богу, нет войны, нет конкретной угрозы войны. Но, наверное, ваши зрители знают, что у нас серьезная проблема по поводу Косово. Вопрос Косово, конечно, не решен. Он для нас может решиться только в том ключе, что будет одна, единая Сербия, наша святая земля. Это нас волнует, мы переживаем по этому поводу. Но, слава Богу, наш Патриарх вместе со всеми епископами и вместе с властями, насколько это возможно, стараются, чтобы мы сохранили эту самую важную, самую значимую часть нашего государства, нашей земли, нашей Церкви. Там очень серьезные, очень хорошие, большие монастыри.

Жизнь нормально идет. По поводу православной жизни, церковной жизни мы можем сказать, что мы живем спокойно. Но во всем остальном – мы живем посреди Европы, которая, конечно, вражески относится к нам, и это немного напрягает. Они оказывают на нас огромное давление по поводу того, что мы не хотим вводить санкции против России, не хотим стать их послушными рабами и делать так, как хотят они. Мы хотим жить в своем суверенном государстве, православном, с правильным отношением к жизни. И мы считаем себя географически частью Европы, но те «ценности», которые они сейчас считают ценностями, – мы, конечно, с ними не разделяем. Нам с ними в этих вопросах не по пути. И это является сложностью.

– В своем недавнем интервью Вы говорили о том, что мирянам не следует бегать за духовниками из числа монашествующих, а искать наставников среди белого духовенства. Почему Вы так считаете?

– Это не догма. Просто это был мой разговор с Вашим коллегой, хорошим человеком, журналистом, и я откровенно говорил о том, что это просто я так считаю. Просто потому, что, мне кажется, стало модным иметь духовником какого-то звучного, известного батюшку, чтобы люди гордились этим и говорили, что их духовник – такой известный, к нему большая очередь, всю ночь люди ждут, чтобы исповедоваться. Мне это просто непонятно. А что тогда делать тем, кого вы в России называете белым священством? У нас они называются мирским священством. Что они будут делать? Мы, монахи, выбрали жизнь отдельно от мира, чтобы мы могли спокойно заниматься собой, изучать себя, рассматривать свои слабости, свои ошибки, свои грехи. Молиться, конечно, за себя и за весь мир. И, мне кажется, гораздо полезнее, чтобы нас мир оставил в покое, чтобы мы молились за мир, а не исповедовали всю ночь множество людей.

И снова хочу подчеркнуть: по моему мнению, очень важно, чтобы белое священство имело прямое отношение к своим прихожанам. Просто чтобы они знали своих прихожан, знали их проблемы. Ну как я, монах, могу понимать серьезные семейные проблемы и отношения? Что я могу посоветовать? Как я могу посоветовать человеку, как надо относиться к своей жене? Это мне непонятно. Это та причина, по которой я рекомендую, советую каждому человеку, чтобы он исповедовался у своего приходского священника.

Священники могут быть разные. Но ведь мы верим в Бога, в истинность этого Бога, Который все знает, Который все слышит, Которому мы молимся. А исповедь – это только последняя часть таинства Покаяния. Мы еще дома должны были молиться, рассматривать себя и видеть, что в нас есть плохого. Мы верим в Бога, и, мне кажется, совершенно не важно, чтобы наш духовник был какой-то знаменитый батюшка-чудотворец. И если мы чаще исповедуемся у своих батюшек, своих приходских священников, то и они сами станут лучше, станут больше думать о нас, больше стараться. А монахи станут спокойно молиться. Это просто мой взгляд на эту тему. Но я, конечно, никому не хочу этого навязывать, просто это мое мнение.

– Отец Дамиан, перед какими вызовами современности сегодня стоит Сербская Православная Церковь и в целом православие?

– Мне кажется самый важный вызов, который стоит пред нами, – это возможность стать и остаться человеком. Во-первых, обычным, нормальным человеком, а потом – православным христианином. Это сейчас непросто. Не могу говорить про Россию, я здесь не живу и ничего не знаю, но то, что я вижу в Сербии, – это огромное влияние Европейского союза на нашу жизнь. Мне кажется, они сильно стараются, чтобы человечество потеряло смысл человеческой жизни, то есть сделать из нас каких-то зомби, людей, которые не думают, которые только служат государству. Сделать из нас людей, которые только покупают у государства идейные продукты: идеи, выдумки, разные сказки, которые нам преподносят через СМИ.

Мне кажется, чтобы бороться с этими вызовами – нам нужно суметь посмотреть внутрь себя, познакомиться с самими собой, и тогда мы справимся. Несколько дней назад наш епископ в своей проповеди сказал, что одна из самых опасных проблем человека –  самолюбие. И он сказал, что самолюбие в нас возникает потому, что мы не познакомились с самими собой. Если бы мы знали, какие ужасные вещи находятся внутри нас, то мы бы не могли любить себя. Мне эта мысль очень понравилась. Мне кажется, что первый вызов – это серьезно, глубоко познакомиться с собой. Когда мы в себе увидим злобу, увидим зависть, увидим ревность (не хочу говорить про остальные очень серьезные проблемы: похоть, сребролюбие, тщеславие и прочее), то увидим, что нам не за что так сильно любить себя, и тогда мы станем настоящими православными христианами.

И особенно трудно оставаться православным христианином, живя в Европе, которая сейчас вроде бы и шутя, но, с другой стороны (и на полном серьезе), больше ценит собак, животных, нежели человека, человеческую жизнь. Все добрые качества, которые они сумели в себе сохранить, какую-то чувственность, добро, отзывчивость, они проявляют не к людям, они не ухаживают за человеком, но ухаживают за собаками, дельфинами, разными птичками. Это еще больше разделяет людей, все дальше человек уходит от образа и подобия Божия. Надо вернуться к человеку, человек – образ Божий.

– А есть какой-то рецепт от Вас, как посмотреть в себя?

– Рецепт, как познакомиться с собой? По-моему, очень важно, даже необходимо быть мужественным, храбрым, чтобы мы сами себе не врали, не обманывали  себя. Каждый из нас каждое утро что делает в первую очередь? Надевает на себя какую-то маску. И вместо того, чтобы смотреть в зеркало, видеть свои слабости и стараться исправить их, мы красками рисуем картину, как бы мы хотели выглядеть, замазываем свои грехи. И мы просто боимся увидеть себя настоящих, мы трусим, но не сознаемся себе, что мы трусим. Мы говорим, что живем спокойно, что все у нас хорошо.

Вообще мы не готовы познакомиться со своими слабостями. И поэтому ежедневно человек перед всеми остальными людьми ходит в маске. Но это не так страшно. Страшно то, что мы и самих себя видим в этих ужасных масках. И, к сожалению, в течение нашей жизни мы привыкаем к этим маскам. Мы принимаем эту нашу роль и считаем себя такими, какими мы сами себя нарисовали в нашем зеркале. Надо почистить это зеркало, серьезно почистить. А это часто бывает очень больно, когда надо все разрушить, всю эту картину себя, такого хорошего, добродетельного.

Недавно мы слушали евангельскую притчу о мытаре и фарисее. Этот фарисей действительно соблюдал закон, а это тогда было совсем нелегко, но он его соблюдал. И важно, что он сам думал о себе как об очень хорошем, добродетельном человеке. Мне не нужно сейчас пересказывать эту притчу, большинство из зрителей знают эту притчу, знают, как ее растолковать. Но просто хочу напомнить, что мы себя всегда видим лучше, чем мы есть на самом деле. Надо разрушить этот образ. Это больно, и к этому надо подготовиться.

По-моему, таинство Исповеди начинается буквально с этого… Кто мы есть на самом деле? Попробуйте познакомиться с собой!

– Мы живем в такое время, когда кажется, что мир полностью погрузился в какой-то мрак. А есть ли в нашем мире еще праведники?

– Конечно. Мне кажется, поэтому Господь еще и сохраняет этот мир. Я абсолютно убежден в том, что праведники есть, и я абсолютно убежден, что многие из этих праведников нам совершенно не знакомы. Это может быть какая-то бабушка, которая 15 лет живет одна, и мы не знаем о том, что она постоянно старается кому-то помогать, что она, может быть, больше молится за батюшку, чем батюшка за нее. И много таких добродетельных людей.

Сегодня после богослужения с митрополитом вокруг него собралась компания людей, и он хотел познакомить нас, на что один из батюшек сказал, что мы все люди простые. Мы все люди простые, обычные, и, мне кажется, добродетельные люди являются причиной того, что Господь еще сохраняет этот мир, а мы часто этих добродетельных людей просто не видим. Нам непонятно, что такие добродетельные, праведные люди, может быть, сохраняют весь город, район или мир своими молитвами (например, какая-то бабушка в далекой деревне). Я знаю, что и среди монахов, и среди мирских священников много добродетельных батюшек, которые не стараются быть популярными, известными, просто молятся, живут своей жизнью.

Мне кажется, все нормальные православные христиане – абсолютные оптимисты. Для нас всегда открыто Царство Небесное, путь нам ясен.

– Наверное, правильно, что мы этих праведников не знаем. И если бы вдруг они стали заявлять о том, что они праведники, они тут же перестали бы ими быть.

– Абсолютно согласен. Мы бы их испортили. (Смеется.) И слава Богу, что мы их не знаем. Но есть примеры в житиях. Там описаны монахи, которые вначале думали про себя высоко, что они совершают такие подвиги, и хотели знать, есть ли кто-то лучше их. И Господь отправлял их познакомиться с каким-то обычным человеком, которого даже никто не почитал. И они узнавали, что этот человек гораздо лучше, чем они.

Слава Богу, что мы не знаем этих праведников. Нам надо стараться, чтобы мы были нормальными, а все остальное будет как надо.

– Вы уже отметили, что из-за учебы приезжаете в Россию, какое-то время здесь пребываете. Как быстро начинаете скучать по дому?

– Интересный вопрос. Не знаю. Я полтора года (или чуть больше) прожил в Москве. Поскольку я секретарь, очень часто должен был ездить в Сербию. Но мне действительно сильно нравится Россия, здесь есть очень много того, что стоит увидеть, познакомиться с этим, посмотреть. Я не могу в прямом смысле сказать, что скучаю. Конечно же, я не был в это время с моим епископом, с моими собратьями, друзьями. Но мне здесь действительно так сильно нравится, что, может быть, я и не скучаю. Я себя здесь очень хорошо чувствую.

У меня нет ощущения, что я какой-то иностранец, я здесь просто как дома. Буквально вчера я приехал в Екатеринбург, и здесь я себя спокойно чувствую. У меня есть какие-то друзья, мы договариваемся, где встретиться. Мне кажется, это очень легко, когда есть друзья в России. Это мой опыт.

– Хороший опыт. Расскажите, пожалуйста, о патриархе Сербском Павле, с которым Вы были знакомы. Большинство православных людей у нас не были лично с ним знакомы. Но даже по видеохронике и фотоматериалам можно сказать, что он всегда внушал какое-то глубокое доверие и, кажется, был святым при жизни.

– Я с этим абсолютно согласен. Могу сказать, что я лично считаю его святым человеком. И мне кажется, что большинство православных людей Сербии тоже считают его таким. Это не только потому, что он так спокойно, кротко себя вел, очень скромно жил. Просто он действительно внутри был святым человеком, глубоко рассуждал и очень хорошо управлял своей епархией, а потом и Церковью. Наш владыка Жичский Иустин принимал от него монашеской постриг, хиротонию в диакона, в иеромонаха и потом в епископа. Потому что тогда патриарх был епископом Рашко-Призренским, а монастырь, который наш будущий владыка выбрал для своего жительства, был в Косово. И у них были очень хорошие отношения. Патриарх не раз приезжал в гости, был в нашем монастыре.

Была такая интересная история. Он начал ужинать с нами примерно с семи часов вечера. И мы вообще не заметили, что ужин продлился до одиннадцати часов. И потом мы все отмечали, как быстро мы забыли, что сидим и говорим с патриархом. Буквально считали его нашим старшим братом и откровенно с ним говорили о послушании, о ревности между братиями, как поступить, если брат сказал или сделал что-то.

Когда человек говорил с ним, то не чувствовал его важную должность и то бремя, которое несет патриарх. Он был прямым, нормальным, спокойным человеком. Он много говорил нам о монашеском послушании, рассказывал притчу о блудном сыне и пояснял ее нам,  вел себя совершенно нормально. По-моему, это одно из самых важных отличий людей, о которых мы сейчас говорили. Они не имеют обязанности молиться за весь мир, но они это делают.

Между прочим, он произнес какую-то мысль (я, может быть, не совсем удачно ее переведу), смысл которой примерно такой. Каждый человек хочет быть особенным, никто не желает быть обычным. Но только особенные смогут быть обычными. Этим он хорошо нам объяснил, как надо вести себя и как он проводил свою жизнь.

Когда он говорил с нами и очень живо шел разговор о монашеской жизни, о послушании, он в какой-то момент практически извинялся: «Я не виноват, просто мне дали должность патриарха». Он действительно чувствовал себя обычным человеком, который принял должность патриарха, но это ничего не меняло в его жизни. Он просто был таким, как есть. По-моему, это одна из очень важных черт святости – не быть каким-то хорошим и умным батюшкой, которого все любят, с удивлением и восторгом слушают его слова, а быть обычным человеком, который серьезно познакомился с собой.

Мне кажется, что патриарх Павел всю свою жизнь точно знал, кто и какой он, и старался сохранить себя таким, какой он есть. И я просто убежден, что это святой человек. Эту дорогу нам открыл святой Савва, потом Иустин (Попович), Николай (Велимирович). И наш патриарх просто еще раз подчеркнул, что нам, сербам, можно идти по такому пути. Это наш путь в Царство Небесное. Я так считаю.

– Что Вы можете сказать о фильме «Ласточки Христовы», который посвящен владыке Амфилохию?

– Конечно, могу сказать, что это очень трогательный фильм. Это счастье – не раз встречаться с митрополитом, быть вместе на литургии, сослужить с ним. Он был первым духовником нашего владыки. Когда наш владыка был еще юношей, именно митрополит Амфилохий отправил его в монастырь. Он помог ему выбрать монастырь, и у них всегда сохранялись очень хорошие отношения.

Могу сказать, что это великий человек, который много сделал для нашей Церкви, для сербского народа Черногории, для всего мира. Такого человека мы долго не имели. Фильм мне очень понравился. Я посмотрел комментарии к нему в «Яндексе» (для изучения русского языка стараюсь много читать на нем), увидел, что многим русским этот фильм очень понравился. Даже на каком-то совершенно не церковном сайте этот фильм размещен для просмотра и получил там очень хорошую оценку. Меня это удивило, я не ожидал увидеть там ему хорошую оценку. Значит, не только в кругу церковных людей, но и вообще в обществе ценят этот фильм.

Прекрасный фильм о великом человеке. Мне кажется, что очень качественно там представили его жизнь (точнее – один кусочек из его жизни). Его жизнь действительно великая, он много сделал такого, что невозможно описать. Люди могут подумать, что мы описываем какие-то чудеса. Может, это и были чудеса, но это действительно так и было. Он много сделал.

– Мы посмотрели этот фильм в кинотеатре во время проката со всеми студентами нашей Екатеринбургской духовной семинарии. Действительно, пробрало до глубины души, под конец даже слезинка появилась.

 Конечно. Трогательный фильм. И трогательной была его жизнь.

– Наступает время Великого поста. Начнутся великопостные богослужения, особый строгий пост. Как правильно человеку настроиться на время поста и на что в это время обратить особое внимание?

– Мы уже начали готовиться к нему. Прошли две предуготовительные Недели Великого поста. И притчи, которые читаются на воскресных службах (о мытаре и фарисее и о блудном сыне), очень хорошо нас готовят к Великому посту. Мне кажется, пост – самое хорошее время немного посмотреть на себя.

Мы сейчас говорили о том, как патриарх Павел рассказывал нам притчу о блудном сыне. Он сказал нам буквально следующее: «Братия, если бы мы потеряли все книги и Святое Писание и сохранили бы только притчу о блудном сыне, то этой притчи было бы достаточно, чтобы спастись и увидеть Царствие Небесное». И он нам детально все рассказывал. Когда он говорил о притче, это было сравнимо с каким-то очень грамотным научным обсуждением, потому что он говорил как опытный человек, который сам все это исполнял.

Я точно помню его движение руки, когда он нам рассказывал, что самое важное – сделать поворот на сто восемьдесят градусов, то есть вернуться к себе. Он это подчеркивал жестом и говорил, что надо вернуться к себе. И тогда мы очень быстро придем к нашему Отцу и скажем правду: «Да, я действительно блудный сын».

Мы любим рассматривать себя через евангельские притчи как участников в добродетелях. И когда мы говорим, что мы тоже как блудный сын, то считаем себя блудным сыном, который уже вернулся к отцу. А мне кажется, что очень полезно было бы подумать, что мы еще не вернулись к нему и, может быть, еще и не собираемся вернуться. А может, мы не этот блудный сын, а тот ревностный сын, который сказал: «Что ж ты мне и козленка не дал, а ему отдал теленка!» Мы просто всегда видим себя как положительных персонажей, которые уже все сделали как надо.

Наш владыка очень часто рекомендовал, кроме чтения житий святых и слушания прекрасных гимнов и песнопений, насколько это возможно, чаще ходить в церковь, слушать эти молитвы на богослужении и серьезно задуматься о себе и своей жизни. То есть не развлекать свой ум проблемами политики, общемировыми вопросами, а подумать конкретно о себе: не в общем, не о том, что думают другие обо мне, но какой я в своей семье, кому я помогаю и помогаю ли вообще.

Где-то я прочитал, что Великий пост – самое лучшее время познакомиться с собой и своей семьей. Я бы рекомендовал попробовать так сделать.

Ведущий Сергей Новиков

Записали Полина Митрофанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать