Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба) 23 апреля 2023

23 апреля 2023 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Сегодня воскресный день, который называется Антипасха. Почему?

– Этот церковный богословский термин известен с IV века. Заканчивается неделя празднования. Восьмой день называется Антипасхой («вместо Пасхи»). В этот день происходит отдание красочных светлых торжеств, и последний раз в Светлую седмицу чинопоследование богослужения совершается по пасхальному чину.

Святые отцы называли этот восьмой день октавой. Термин сохранился и у католиков, технически он означает отдание какого-либо праздника. У них богослужение называется Октава, у нас – Антипасха. Слово имеет греческое происхождение, где «анти» значит «вместо».

– А не «против».

– Этот термин имеет несколько значений, в данном случае – «вместо» Пасхи. Также этот день называется Фомина неделя, когда читается евангельское повествование об апостоле Фоме, который не верил в то, что произошло. Он был более практичный иудей и хотел подтверждения реальным увиденным фактом. Господь отдельно является ему, показывая, что может уверить и неверующего Фому.

Это очень красочно можно видеть и в наши дни. Много людей относятся к религии, к церковным событиям, к чудесам с великой долей скептицизма, который часто ломается о жизненный гранит. Они сталкиваются с такими обстоятельствами, которые не могут объяснить иначе, чем проявлением Промысла Божия в их жизни. Это касается всех людей, даже профессоров физики и точных наук, математиков. Люди, которые отрицают бытие Бога и Его Промысла, определенным образом сталкиваются с Ним и кардинально меняют к этому свое отношение.

Апостол Фома является примером. Он видел кровоточащие раны Христа, хотел вложить свои персты между Его ребрами, где было копье, и в те места, где были гвозди. Интересно, что евангелисты не описывают факт присутствия этих ран, но для Фомы Господь специально Своим преображенным телом говорит о том, что после воскресения произойдут очень большие метаморфозы: наше тело обновится, будет совершенным, изменятся его функции.

В воскресшем, измененном теле Он приходит к Фоме. Это Евангелие пишется по словам не самого апостола, а живых свидетелей того, как все было. Фома признал в явившемся Христе Господа Бога. Он восклицает: «Господь мой и Бог мой!» Есть люди, которые говорят, что это слова изумления, а не подтверждения Божества Иисуса Христа. Но тогда просто не существовало практики изумления. Еврейский язык в то время был особым, не было таких форм. И тогда было очень правильное, особое отношение к Богу, к Его имени, к Божественному.

– Еще мы называем этот день: Красная горка.

– Красная горка с завтрашнего дня. «Красная» – это «красивая», «горка» – «гулянье». То есть народные гулянья, которые посвящались встрече Радоницы. Люди идут на кладбище поминать усопших родственников. Священники служат краткие литии на могилках. Таким образом христосуются с умершими.

В Киево-Печерской лавре был случай, когда на Светлой седмице один священник совершал каждение среди гробниц с мощами усопших святых. Он воскликнул: «Христос воскресе!» И множество голосов ему ответили: «Воистину воскресе!» Бог не есть Бог мертвых, но живых. Само пасхальное приветствие дает нам надежду на то, что мы будем из дня забвения, в котором пребывают грешники, переходить в день вечности и радости о Господе, воскресшем Иисусе Христе.

Антипасха – это восьмой день творения, в котором мы пребываем; Господь творит все новое, ожидает нашего покаяния и хочет, чтобы мы изменились и были достойными войти в Царство Небесное. Также этот день называют «новым», с него запускается новый круг чтения Псалтири, происходит обновление богослужебного круга повседневной жизни, когда можно более углубленно молиться полными молитвами, которыми изобилует молитвослов.

На Светлую седмицу мы читаем часы, поем стихиры и читаем канон Пасхи, что заменяет утренние и вечерние молитвы. Перед причастием мы читаем эти последования и соответствующее молитвенное правило. А начиная со следующей недели молимся обычными молитвами, только вместо «Царю Небесный» трижды читаем «Христос воскресе» и ждем праздника Святой Троицы, когда вместе с народом будем петь «Царю Небесный».

– Вопрос от телезрителя: «Что такое артос? Его нужно принимать только в болезни или можно перед каким-то серьезным мероприятием, душевным недугом, когда чувствуешь, что тебе нужно благословение Божие?»

– «Артос» означает «квасной хлеб». Это видимый залог того, что мы празднуем литургические действия и совершаем таинство Евхаристии на квасном хлебе. Он имеет особое догматическое, богослужебное и историческое значение, чтоб мы не забывали, что хлеб имеет новую закваску – Христа. В нем используются мука, вода, соль и дрожжи, но закваска особым образом меняет субстанцию, и получается новый продукт. Это символизирует что-то новое для Царствия Небесного.

Католики говорят, что хлеб у них не подвержен тлению (так они называют дрожжи). Но это не тление, а жизнь, которая пышет и распространяется во всей этой субстанции и делает особое Тело. Сам артос по-своему существу мягкий, теплый, воздушный, как плоть. Это имеет воспитательный характер для православных христиан, которые приобщаются Святых Христовых Таин именно через квасной хлеб и виноградное вино.

Сам Господь на Тайной Вечере использовал именно артос. Об этом сказано в священных текстах – в греческих евангельских источниках. Там речь идет именно об артосе, а не об опресноках. Господь совершает новую Пасху. Он не празднует событие перехода евреев из плена в землю обетованную. Здесь совершается более величественное действие, а именно переход грешного человека в состояние человека кающегося и идущего к праведности, чтобы наследовать Царство Небесное. Более одухотворенный смысл, насыщенный Божественной мудростью. Мы должны благодатным духовным зрением смотреть на артос.

Эти хлебы в определенный день режутся и раздаются верующим для того, чтобы они имели залог в течение года до следующей Пасхи. Артосом можно причащаться, когда человек находится в состоянии болезни и не может приобщиться Святых Христовых Таин. Принимать эту святыню можно и при принятии важных решений, как хочет наш телезритель. Делать это нужно с верой, благоговением, натощак и вместе со святой водой. Это такой антидор. Хотя так называется и то, что остается после изымания Агнца из просфоры. Благодать этого вещества обладает огромной духовной силой. Если человек с верою и благоговением принимает его, то получает особую духовную пользу и радость.

– Вопрос от телезрителя: «Может ли женщина после родов пить святую воду и прикасаться к иконам?»

– Не нужно доходить до крайности. Есть понятие женской нечистоты, это естественное физиологическое состояние, когда женщина должна воздерживаться и не прикасаться к святыне. Но не из-за того, что она грязная по своему естеству, а ради дисциплины и особых церковных предписаний. Но никакое ее состояние не остановит православного священника от совершения таинства, если она нуждается в причастии или находится в смертельной опасности.

– А если она здорова, то не нужно?

– Пост нужен для того, чтобы ограничить себя в чем-то, обуздать свои желания, из плотского человека стать духовным, стремящимся к Богу, чтобы не жить эмоциями и инстинктами, чувствовать себя подобием Божиим, а не произошедшим, как некоторые думают, от обезьян. Мы считаем, что мы от Бога. И если Господь говорит сделать так, то лучше послушать Его и не задаваться вопросом, почему именно так.

Можно дать развернутый богословский ответ, но если церковные правила предписывают что-то не делать, то и не нужно. Если такой человек находится в определенной нужде и смертельной опасности, то он и соборуется, и причащается Святых Христовых Таин без страха. Когда женщина родила  это называется ритуальная нечистота, ее организм естественным образом очищается. Женщина рожает с крестиком, не снимает его. А крестик – это святыня. На Руси носили энколпионы, в которых хранились святыни – земелька из Иерусалима, ватка с маслом, частичка Животворящего Древа Господня. Некоторые люди имеют такие святыни, носят их при себе и не снимают ни при каких жизненных обстоятельствах, в том числе в родах.

Есть икона Божией Матери «Помощница в родах». И, наоборот, хорошо, если в родах женщина будет держать икону в руке и молиться. Тогда родоразрешение и всякие спомоществования пройдут успешно. Господь помогает по вере этой женщины, которая в таком радостном состоянии находится и становится матерью. По церковным правилам нужно 40 дней, чтоб женщина очистилась, чтоб все болезни, которые открылись, зажили и все пришло в физиологическую норму. Потом над женщиной должна быть прочитана особая молитва, и можно ходить в храм, причащаться Святых Христовых Таин.

Наша жизнь как бы состоит из особых Божиих благословений. Мы часто об этом забываем, думаем с утра: проснулся, значит – все нормально, Бог благословил, в воскресенье можно и службу прогулять, заняться своими делами, женой, детьми. Таким образом лукавый отводит нас от Божьих благословений. Мы ими питаемся и одухотворяемся. Каждый наш приход в церковь есть получение частички благодати, определенного заряда для нашей души. Мы получаем ее, используя духовную силу молитвы. Мы обращаемся к Богу и получаем духовную помощь. Она каким-то образом преобразуется в нас для нашей душевной поддержки и помогает функционировать всему нашему телу. Бывает, человек вроде здоровый лежит, но с душевным недугом, тогда никакие подвиги сделать не получится. Душа, не имея силы и благодати Божией, приводит даже здоровое тело в расслабление. Такой человек может лежать, ничего не делать и страдать.

Людям, которые подвержены таким нападкам, хорошо иметь при себе хорошего молитвенника, соседа или соседку, которые молятся за них и могут молитвенно подбодрить, поддержать. Тогда приходит духовная радость, и такие люди получают исцеление, но они не должны забывать ходить в храм и приобщаться Святых Христовых Таин, святынь, прикладываться к мощам, которые являются видимым носителем и источником Божией благодати.

Люди приходят к мощам святых, к иконам и получают даже физическое исцеление. Я по себе знаю, что такое возможно. Много раз сам испытывал это. Были одни анализы, потом чудесным образом они совсем другие. Таблетки не пьешь, придешь и молишься, изменишь свою жизнь, попостишься, и Господь отпускает... Я делюсь этим, радуюсь и советую людям жить с Богом, быть с Ним не в дружбе, а в повиновении Его закону. Тогда все в жизни будет хорошо.

– Вопрос от телезрительницы: «Можно ли после вечерних молитв сходить к соседке или в магазин? Или это неправильно?»

– В жизни бывают такие обстоятельства, когда вечерние молитвы вычитываешь заранее. Но есть краткая молитва перед сном: «В ру́це Твои́, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же мой, предаю́ дух мой: Ты же мя благослови́, Ты мя поми́луй и живо́т ве́чный да́руй ми». Перед сном перекрестите свое ложе, стены на четыре стороны, потолок, пол, прочитайте эту краткую молитву, ложитесь с Богом и не переживайте.

– Можно ли ходить на кладбище на Светлой седмице? Принято ходить на Радоницу, но у телезрительницы сегодня память отца.

– Запретить это невозможно. Люди ходят на могилку и в сам день Пасхи. Очень низкая культура и знание о том, что для души усопшего очень важна молитва. Если хочешь помочь, то лучше сходи в храм Божий, подай записочку, помолись, о своих грехах подумай, а потом уже иди на кладбище и делай там какую-то работу, может, нужно что-то покрасить, привести оградку и памятник в порядок после зимы. Одно другому не мешает.  Озаботиться этими вопросами можно, как только снег сошел, еще во время поста.

Пасхальный период все-таки не для того, чтобы унывать, а для того, чтобы радоваться. И хорошо, когда люди не носят на кладбище различные приношения в виде куличей, конфет, водки. С православной точки зрения это неправильно. Еще бывает, рюмку выливают в то место, где предположительно должно быть лицо. У людей какие-то языческие представления. Не нужно думать, что эти души нуждаются в какой-то физической подпитке, в водке и хлебе. Надо это все искоренять. Это грех и незнание своих православных корней и традиций.

Скажут, что так делали их деды и родители. Людям надо мягко объяснять, учить, рассказывать, показывать. И в конце концов они придут к правильному пониманию и отношению к памяти об усопших родственниках в пасхальные дни.

– Беременным можно ходить на кладбище?

– Конечно, если нет противопоказаний, отеков, токсикоза. 

– Считается, что на кладбище есть что-то негативное, что может навредить.

– Многие районы Москвы построены на территории бывших кладбищ. Когда готовят площадки, собирают черепа, косточки в коробки и потом куда-то закапывают. Многие люди, в том числе и беременные, живут на кладбищах и не знают об этом.

– И мертвые никак не влияют на них.

– Да. Нездоровый мистицизм нужно отпускать. Если хорошо себя чувствуешь – пожалуйста, сходи. Если нет, то лучше воздержаться. Или бывает невротическая личность: человек увидит кресты на кладбище, и сразу ему плохо становится. Поэтому таким людям лучше дома помолиться.

– Как правильно провести Радоницу?

– Во-первых, надо определить слои населения, о которых мы хотим сказать. Если это дети, то они пойдут в школу. Если это взрослые люди, они пойдут на работу, и, по всей видимости, рабочий день у них будет с 8 утра до 18–20 часов. Бабушки, дедушки, конечно, могут посмотреть богослужение и по телеканалу «Союз», и по другим церковным каналам и, напитавшись духовной пищей, помолиться дома о своих близких, накрыть стол. У кого есть силы, конечно, могут собраться и съездить на могилку, заказать панихиду и поставить цветы, помолиться об упокоении тех, к кому они пришли.

Нет прямого рецепта, кому как проводить этот день. Потому что в современных реалиях, пока доедешь до кладбища, домой приедешь только вечером. Хотя администрация города каким-то образом устраивает эти поездки (допустим, со станции метро ходит автобус), но это занимает много времени. Поэтому одного рецепта для всех здесь не дашь. Я знаю, что люди к этому дню очень трепетно относятся и стараются почтить память усопших молитвой. Главное, чтобы не было пьянства, разврата, чтобы этот день проходил в благочестивом состоянии духа и молитвенном устроении души.

– А эти дни как проводить вообще? Люди спрашивают, можно ли работать на огороде от Пасхи до Радоницы?

– Можно. Если человеку надо что-то сделать на огороде, то пусть делает. Если он такой вопрос задает, значит, церковные вопросы перед ним не стоят.

– У нас принято в праздники не работать. Везде по-разному, но воскресный день считается днем покоя.

– У людей уже такое расположение к работе в поле, на огороде. Верующий человек таких вопросов не задает, он знает, что надо сходить в храм. А если человеку надо что-то сделать, то даже совет священника не делать его не остановит. Человек скажет: «Бог простит, а я пойду делать».

– «Картошку нужно сажать, а то не вырастет».

– Да. Как потопаешь, так и полопаешь – такие отговорки. Поэтому здесь надо просто помолиться за этих людей, напомнить о том, что есть духовные вещи, а есть такие, которые необходимо делать в свое время. Одного рецепта не существует. Наше дело молиться за всех. Поэтому пусть тогда от плода дел своих приносят что-то в храм Божий, освящают плоды, кормят людей, которые нуждаются, жертвуют на храм Божий.

Кто в огороде работает, пусть особенно жертвует на телеканал «Союз». Потому что такие наверняка захотят посмотреть по телевизору духовную передачу, получить полезную информацию. А телеканал нуждается в поддержке. Поэтому людям, которые особенно любят работать, такое благословение: помогать телеканалу «Союз» материально, финансово. Работайте, а мы будем за вас молиться и вас просвещать.

– Да, Радоница – особенный день. Вопросов очень много: можно ли крестить на Радоницу или делать операцию? Можно ли поминать самоубийц на Радоницу?

– Если операция необходима, конечно, можно. Самоубийц поминают дома, в домашнем молитвенном правиле, и не так важно, в какой день. А на Радоницу близкие могут пойти на могилу, помянуть их там, ведь таких людей очень много. Если архиерей не рассмотрел этот вопрос, остается домашняя молитва. А многие люди сделали это в состоянии аффекта, поврежденности рассудка, и за них Церковь молится.

– У нас какое-то особое отношение к умершим и очень много разных предрассудков. Например, был как-то вопрос от телезрителя: «Батюшка вернул иконку, взятую из рук покойника. Что с ней делать?»

– Дело в том, что есть разные практики. Допустим, те иконки, которые кладутся в гроб, напечатаны на бумаге и приклеены на картон. В моей практике все это остается в гробу. Раньше снимали из красного угла именную или семейную икону и клали в гроб к покойнику. Люди приходили поклониться усопшему и целовали эту икону.

И здесь вопрос логики. Кладется венчик с иконкой на лоб, в руки вкладывается крест (это тоже икона), на теле оставляется крестик (это тоже как икона), в руки вкладывается разрешительная молитва, которая тоже с иконами. И чтобы забирать маленькую иконку из рук и отдавать ее родственникам,  я это не совсем понимаю.

– Может быть, это какая-то традиция.

– Если священник оставляет иконочку или забирает и отдает людям – бояться не нужно. Можно и дома ее оставить. Многие приносят ее в храм и оставляют, а люди, которые нуждаются, берут их, например, для других усопших. Если люди без денег и им надо помочь, есть резервный фонд, состоящий из таких иконок, которые могут быть переданы нуждающимся людям.

– Еще задают вопросы, касающиеся фотографий, которые остаются после умершего человека. Кто-то считает, что нужно их убирать. Нужно ли заморачиваться по этому поводу?

– В церкви очень много икон людей, которые уже усопшие, а память о них осталась. И что – нам теперь все иконы убирать, что ли? Изображение человека – это особенная память о нем. Если тебе этот человек не так дорог и ничего тебя с ним не связывает, можно все собрать и сжечь.

Перед нашим эфиром я смотрел книгу о бывшем псковском митрополите Иоанне (Разумове). И там очень много фотографий, которые свидетельствовали о его жизни, учебе. Они пригодились для того, чтобы у церковных людей сохранилась память об этом человеке. И я очень рад, что соприкоснулся с этим историческим источником для того, чтобы узнать что-то новое о жизни в те годы и об отношении к памяти сейчас. Поэтому я считаю, что если эти фотографии нужны, их надо оставить. Если не нужны, можно собрать и сжечь, чтобы не было попирания памяти человека.

– Вопрос телезрителя: «Кто такие баптисты? Это вера или секта?»

– Баптисты – это секта протестантского толка (есть много направлений). Баптисты –новокрещенцы, которые не признают крещение Православной Церкви. Они Бога не знают и людей не стыдятся и Церковь Христову не признают. Поэтому к ним и соответствующее отношение. Как это: Церковь тебя крестила, и тут какой-то приезжий из Латвии или Польши, Америки, плохо говорящий на русском языке, начинает тебя учить, как жить, и говорит о том, как попасть в Царствие Небесное? Относиться к ним надо осторожно, их интересуют не наши души, а наши кошельки и квартиры.

– Вопрос: «Услышала в храме от прихожан, что на Светлой седмице перед причастием достаточно прочитать только канон Святой Пасхи. Так и сделала. А уже после причастия прочитала на сайте одного православного издательства, что при подготовке к причастию читается еще и Последование ко Святому Причащению. Надо ли в этом исповедоваться перед следующим причастием?»

– Грех – это когда ты в цель не попал (слово «грех» означает «промах»). И здесь человек, совершая молитвенное правило, естественно, не достиг поставленной цели.

– Так он не знал об этом.

– Незнание не освобождает человека от ответственности.

– Неужели? Человек хотел причаститься, прочитал канон Святой Пасхи, но не прочитал десять молитв…

– Давайте этот сентиментализм опустим. Если человек не знает, что нужно готовиться, то надо, может быть, пройти какие-то курсы, в воскресную школу походить. Если человек хочет оформить пенсию, ему надо собрать очень много документов. Он же не придет туда и не скажет: «Вы знаете, я уже столько лет проработал, у меня должны быть где-то там документы, посмотрите на мой возраст. Оформляйте мне пенсию». А там скажут: «Нет, извините, у нас надо документы принести, то есть пройти определенную процедуру».

А здесь для духовной дисциплины необходимо проходить эту процедуру, чтобы самого себя воспитывать и не впадать в прелесть. Поэтому человек должен относиться к этому серьезно. Здесь есть исключения. Если человек не прочитал правило, а причастился, то ему советуют прочитать потом правило для того, чтобы восполнить молитву, соблюсти молитвенный баланс.

– И просто на будущее: человек будет теперь знать об этом.

– Да. Если человека так сильно гложет этот вопрос, пусть прочитает.

– Или батюшке скажет, если уж считает, что все плохо и это грех.

– Бывает такое, что люди приезжают к святыне и очень хотят причаститься, но не вычитали правило, не соблюдали пост. Есть такая практика, что их допускают к Причастию, но чтобы потом они вычитали правило и попостились. Но это если человек действительно верующий.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать