Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы. Игумен Павел (Полуков)

6 сентября 2022 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает насельник Сретенского монастыря игумен Павел (Полуков).

– Скоро праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Расскажите немного об этом.

– Это главный праздник не только Сретенского монастыря, но и города Москвы, ведь это событие послужило спасению столицы.

В то время многие русские земли, в том числе и Москва, страдали от частых набегов Золотой Орды и других кочевников и следовавшего за этим разграбления. После них очень сложно было каждый раз восстанавливаться. В 1382 году было достаточно тяжелое, жестокое нашествие хана Золотой Орды Тохтамыша. Причем оно произошло через два года после Куликовской битвы. Это нашествие было страшным, разорение было сильное, не щадили никого: ни людей, ни скот, ни книги, ни здания. Много погибло в том нашествии. Для москвичей такие события были смертельным ужасом.

И всего лишь через тринадцать лет после этого нашествия прошли военные слухи, что идет Тамерлан. Мы знаем о его особой жестокости, целые регионы и государства погибали под его нашествием. И он пришел на Русь, разорив ее предыдущего обидчика хана Тохтамыша в пух и прах. Русские князья не могли справиться с Тохтамышем, а Тамерлан легко его победил. Теперь он шел на Москву, и спасения фактически не было. Уже подверглись разорению рязанские земли, был уничтожен древний город Елец. И Василий I принимает решение, несмотря на неравенство сил, собрать войско и идти на Коломну, чтобы встретить врага на берегу реки Оки, тем самым показав смелость, храбрость и достоинство русского народа.

Привозят икону Владимирской Божией Матери из древнего града Владимира. Эта икона считалась национальной святыней. Москвичи очень надеялись на нее. Икона прибыла в столицу 26 августа по старому стилю, и по свидетельствам летописцев ее встречал весь город, от мала до велика, все сословия: и монашествующие, и миряне, и прихожане, и купцы, и князь, и бояре. Страх был великий.

Встреча состоялась на том самом месте, где сейчас находится Сретенский ставропигиальный монастырь города Москвы. Молитва была очень сильная, очень эмоциональное воззвание народа к Богу и Божией Матери, и случилось чудо, которое спасло город от разорения: Тамерлан повернул, не пошел на город, не стал его разорять. Летописные свидетельства говорят о том, что ночью ему было явление Божией Матери с великим войском. Он отошел, и это было знаком великого спасения для города, для жизни каждого человека. В истории нашего государства появилась передышка, шанс укрепить силы. Тем более что Золотая Орда в тот момент была сильно ослаблена. Вот такая история этого праздника и основания Сретенской обители, святого исторического места в городе Москве.

– Очень важно помнить, что Сретенский монастырь посвящен Сретению Владимирской иконы Божией Матери, а не Сретению Господню. В обиходе многие это путают.

– Да, иногда на молодежных встречах задаю такой вопрос на засыпку: «А чему посвящен Сретенский монастырь? Когда у него престольный праздник?» Многие отвечают, что Сретению Господню. Восьмого сентября праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

– Какие празднества пройдут в обители в этот день?

– Монастырь, находящийся на территории Сретенской духовной академии, многочисленные прихожане – все готовятся к этому празднику. Ядром праздника является торжественное, праздничное, благодарственное богослужение. На него стекается большое количество людей. Удивительно, что прошло столько сотен лет, а мы до сих пор помним это событие и благодарим Божью Матерь. Будет всенощное бдение и две Божественные литургии. По последним сведениям, возглавят престольный праздник нашего монастыря митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), председатель Патриаршего отдела по культуре, возобновитель этой обители, многолетний ее наместник и строитель, митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству, епископ Петергофский Силуан, ректор Санкт-Петербургской духовной академии, многолетний насельник Сретенской обители. Будет архиерейское богослужение, Сретенский хор, прихожане. Это большое торжество в молитве и общении.

– Вопрос телезрителя Евгения из Екатеринбурга: «Что значит «нести свой крест»? Чем отличается несение креста от наказания? Несение креста – это судьба, уготованная Богом?»

– Чтобы найти ответ, мы всегда смотрим на Спасителя в Евангелии. Он пришел добровольно для того, чтобы спасти человечество и разрушить ад, вывести из него праведников, чтобы Своим воскресением показать нам путь. Физическое несение настоящего креста и страдание на нем были реальны. И это было Его выбором.

Крест нам необходим. Есть многочисленные церковные истории из видений, рассказов, когда крест, с которым человек идет по жизни, не только давит своей тяжестью, но в нужные моменты помогает преодолевать испытания. Например, в одной притче человек подрезал свой крест, так как посчитал, что он слишком тяжелый, но потом он подошел к обрыву, и оказалось, что как раз этой отрезанной части не хватает, чтобы перекинуть крест через пропасть и перейти. Такой образный пример.

Что такой крест в нашей жизни? Большинство телезрителей взрослые люди, прошедшие какие-то годы жизни. Мы понимаем, что в жизни не бывает все светло и радостно, в каких бы хороших условиях человек ни находился, какие бы у него ни были финансовые возможности, условия рождения, уровень образования. Всегда у человека находится какая-то скорбь. Но христианское воспринятие скорби может сделать нас лучше, добрее, мягче, опытнее. Мы более мягко относимся к другим людям, меньше осуждаем, начинаем их понимать. Неся крест, мы оказываемся в каких-то ситуациях, когда без него, без этой скорби жизнь пошла бы совсем по другому руслу, и отнюдь не положительному.

Крест всегда по силам. Нет непосильных крестов. Господь всегда держит этот крест, а порой и нас вместе с ним. Пожилые люди, когда рассказывают о своей жизни, повествуют и о каких-то скорбях, лишениях, неудачах. Но если задать им вопрос: «Если бы была возможность вернуться к началу, хотели бы Вы прожить свою жизнь по-другому?», они отвечают: «Нет, это моя жизнь, и она была полная».

Теперь о «наказании». Это славянское слово ближе к русскому слову «научение». Господь дает нам наказ, по какому пути идти. Крест – это по большому счету наше спасение, это то, что нужно воспринимать даже иногда с радостью, с благодарностью и просить у Бога силы на преодоление этой скорби.

– Сегодня день памяти одного из покровителей Москвы – святителя Петра, митрополита Московского. Утром Святейший Патриарх совершил Божественную литургию в Успенском соборе Кремля, где покоятся мощи святителя. Каково  значение святителя в истории Русской Православной Церкви?

– Это удивительный человек. Раньше был особый день памяти, посвященный митрополиту Петру. Через 13 лет после кончины он был канонизирован. Для москвичей это была очень важная фигура. По летописям известно, что его называли «высоким». Есть версия, что Высоко-Петровский монастырь назван так именно по прозвищу святителя Петра. «Высокий» значит «великий». Оказывается, Петр Великий уже был у нас за несколько столетий до Петра I.

Когда перестраивался заложенный им Успенский собор, раку с мощами пришлось перенести на другое место. Но для людей настолько важным было сохранение мощей, что праздник их перенесения стал одним из главных.

Сегодня мы праздновали именно это событие – перенесение мощей святителя Петра, хотя это действие произошло на очень небольшом участке Успенского собора. Также его память празднуется в день святителей Московских.

– И еще празднуем день его преставления 3 января.

– Да. Святитель Петр очень важная фигура в истории Церкви, города Москвы и нашего государства. Он уроженец Волыни, это современная территория Западной Украины. Этот человек был действительно благочестив, он никогда не мечтал о епископском сане. Он старался прилежать к изучению Священного Писания, научился иконописи. Известны как минимум две иконы, написанные им: Успение Пресвятой Богородицы и Петровская Богородичная, которая находится в Успенском соборе. Он основал монастырь на притоке Южного Буга. Подвизался там, учил братию, трудился и не собирался быть епископом.

Но Господь благословил иначе. Святитель за послушание отправился в Константинополь.  Патриарх Афанасий не стал разделять Русскую митрополию на две части и митрополитом общей митрополии неожиданно поставил будущего святителя Петра. Его предшественник с титулом Киевский находился во Владимире. Святитель Петр по просьбе князя Ивана Калиты переносит кафедру в Москву, в то время еще не столичный и небольшой город. Этим переносом он фактически предначертал будущее Москвы, ведь где митрополит, там и князь, и бояре, и торговые люди. Одно следует за другим, а за всем этим идет расцвет. Вот такая удивительная история.

На самом деле, с одной стороны, не так много известно о нем из летописей, а с другой стороны, не так уж и мало. Мы знаем, что он проходил разные искушения, был оклеветан, состоялся необычный для Руси Церковный суд, на котором он был оправдан. Во Владимире, куда он прибыл уже в чине общецерковного митрополита Киевского, его не очень хорошо приняли. Нельзя сказать, что это были периоды славы и почивания на лаврах. После него сохранилось «Слово к священнослужителям», в котором он давал научения по обычаю того времени. Он обошел многие земли и монастыри, а время тогда было непростое: монголо-татарское иго, разорение, неграмотность населения. Люди нуждались в слове святителя. Для Москвы он явился основателем Успенского собора. Мы знаем из летописи, как он увещевал князя построить именно каменный собор. «Если послушаешь меня и построишь каменный храм в честь Пречистой, то много благословений Божиих будет на граде сем». Через построение храма он пророчил великое будущее этому городу. На протяжении пятидесяти лет после монголо-татарского нашествия на Руси не строили каменных храмов, только деревянные. Исключая Великий Новгород и Псков, которые не были под властью Золотой Орды. Построить храм из камня было непросто и очень дорого по тем временам. Но святитель на этом настоял, предвидя значение будущего храма.

Рака с его мощами столетиями находится в Успенском соборе Московского Кремля. Она стала сакральным местом не только для церковной власти, но на долгие годы и для гражданской власти, для многих людей. Возле нее заключались договоры, ставились на московское княжение митрополиты, а после и патриархи. Если действие проводилось где-то в другом месте, то тогда непременно с посохом святителя Петра. И Святейший Патриарх Кирилл во время своей интронизации был с посохом митрополита Петра, соблюдая эту давнюю преемственность московских митрополитов и святителей.

– Уникальная реликвия, оставшаяся от первого московского иерарха, первого митрополита, переехавшего в Москву.

Вопрос телезрителя: «В Книге Бытия рай описывается как определенное место на земле, даже указаны координаты, а Царство Божие не имеет конкретного места. Христос говорит: Царствие Божие внутрь вас есть. Получается, что рай и Царство Небесное не одно и то же? В чем разница между ними?»

– В Библии есть координаты рая, Эдема. Физический райский сад имел свою площадь и ограждение. Ученые на протяжении долгого времени пытались понять, где он находился. В координатах есть названия некоторых рек, например Тигра и Евфрата, некоторых мест, где добываются драгоценные камни и металлы. Споры идут до сих пор. Представители разных богословских школ на заре христианства, в том числе и те, которые признаны святыми, высказывали разные мнения по этому поводу. И о том, что рай – физическое место, и о том, что это некая аллегория и ее нужно понимать по-другому.

Духовный рай начинается здесь, на земле. Царствие Божие внутрь вас есть. В чем его отличие от рая? О рае больше говорится как о саде, насажденном на земле. В проповеди Спасителя не так часто встречается слово «рай». Словосочетание «Царствие Божие» звучит гораздо чаще. Это понятие более всеобъемлющее, что-то великое, более широкое, проникающее сквозь время и пространство. Даже если рай восстановится, то за историю человечества прошло уже столько миллиардов людей!

Все же представление о рае и Царствии Божием условное. Апостол Павел говорит: теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу. Единственное, что мы знаем, что Царство Божие – это место особой благодати пребывания с Богом, к чему мы стремимся, ради чего живем.

– В Книге Бытия мы читаем про библейский рай. А в Откровении Иоанна Богослова говорится про новое небо и новую землю. Вероятно, это уже новое географическое пространство.

– Господь говорит разбойнику на кресте: ныне же будешь со Мной в раю.

– Если Царство Божие действительно внутри нас, видимо, это какое-то духовное состояние? Господь призывает стяжать это состояние, обрести его внутри себя. Как это сделать?

– На этот вопрос может быть много ответов. В духовной христианской жизни мы стремимся к исполнению заповедей. Кроме заповедей Декалога есть еще более возвышенные заповеди блаженств. Кроме того, есть понятие теозиса, или обожения, – состояние, которое мы все призваны стяжать. Это не только монашеское делание и цель жизни в каких-то великих монастырях.

Что же такое Царствие Божие? Будучи на Афоне, я задал вопрос одному монаху, долгое время жившему там: «Отец, ты живешь здесь уже давно. У вас такие продолжительные службы, такие святыни, такие старцы, и живые, и почившие, после которых осталась живая память, ученики, преемственность, книги. Вас мало что здесь отвлекает от Бога. Скажи, по такой жизни, по такой молитве, по такому бдению какой у тебя результат? Что ты чувствуешь?» Мне было интересно узнать, может, появились какие-то особые состояния, может быть, видения. Мы не стремимся к этому в духовной жизни, но вдруг... Он мне ответил просто, но вместе с тем поразительно: «И тут тоже все бывает: иногда дремлешь на ночной службе, отвлекаешься, съедаешь лишнее. Мы стараемся. Но когда хорошо помолишься, все выполнишь, с Богом поговоришь, приходит состояние мира. И это состояние для меня самое ценное и самое высшее, что я испытал за почти пятнадцать лет пребывания на Афоне». Состояние мира. Когда на душе мир, все остальное легко дается, тогда нам трудно кого-то осудить, сказать плохое слово, хочется делать добрые дела, хочется быть с Богом. Состояние мира – это состояние пребывания с Богом. Для меня это так. Такое ощущение Царствия Божия, может, и простое, но вместе с тем этот ответ меня поразил.

– Понятие мира в Евангелии очень важное. Когда воскресший Христос появляется перед учениками, Он говорит: мир вам. Апостолы пишут Послания и внизу подписывают: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа».

– «Мир всем!» – говорит священник множество раз во время Божественной литургии.

– Может быть, Фаворский свет, который видели исихасты XIV века, – это состояние мира от Бога, которое они испытывали?

– Мир Христов. До Храма Святой Софии в Константинополе был храм святой Ирины. Это имя на греческом языке означает «мир».

– Как святая София – «премудрость».

– Получается, храм мира Христова. Насколько это важно и значимо... Однокоренные слова: «смирение», «мирный дух». Это то, что помогает нам на пути спасения.

– Наверное, на Афоне возможно это испытать, приблизиться к этому состоянию. А как нам в повседневной жизни обрести хотя бы частичку этого мирного духа? На Афоне и так мирно, природа, тишина. А у нас шумный город, метро, транспорт.

– Есть много свидетельств, когда подвижники живут и в больших городах. Недавно был день памяти Московских святых. И сейчас в современной Москве есть большие молитвенники, часто это бывают миряне. Однажды ко мне на исповедь подошел мужчина лет сорока, работающий, имеющий семью. Один раз исповедался, второй, а на третий раз с некоторым стеснением, смущением рассказал, что занимается деланием молитвы Иисусовой, чтобы получить какой-то совет и наставление. Он не просто ее читает по четкам или выполняет правило, а именно занимается деланием, то есть занимается ею глубоко и по святым отцам. Это удивительно и необычно, человек занимается светом и не пребывает в какой-то прелести.

Слова «ищите дарований больших» обращены ко всем нам. Господь видит, где мы живем и в каких условиях. И наша редкая в силу обстоятельств молитва может быть более глубокой, сильной и настоящей, чем та, которую мы читаем, когда есть время. Откровенно говоря, когда у нас появляется время, мы редко тратим его на молитву. Мы хотим отдохнуть, куда-то поехать, что-то посмотреть. В принципе, это естественное желание человека. Но для верующего молитва – это общение с Богам. Когда ты нашел время, встал на колени и от сердца, из глубины души сказал что-то Богу в течение двух-трех минут – это гораздо дороже нашего мучения во время вечернего правила или большой подготовки к причастию. Бывает, что это прямо какое-то мучение. Конечно, есть различные средства к преодолению этого состояния, но иной раз именно через такую молитву дается мир.

– Вопрос телезрителя: «Как отличить крест от Бога от самодельного креста? Как понять, что тот крест, который ты несешь, именно от Бога?»

– Мы на молодежной встрече недавно обсуждали вопрос самодельного креста. В христианской традиции не принято просить себе крест. Наоборот, мы молимся на богослужении и в своих молитвах о том, чтобы Господь избавил нас от всякой скорби, гнева и нужды. Но христианин через молитву, через исполнение заповедей, частую исповедь и причастие должен быть чувствителен и понимать, какое испытание от Бога. Он не хочет, не ищет его, может быть, предвидит, но всегда смиренно молится, чтобы Господь дал ему силы.

Иногда люди действительно ищут крест. В первые века христианства даже были споры об этом. Были некоторые христиане, которых не искали гонители, не принуждали к совершению каких-то жертв, но они искали мученичества, а потом многие не выдерживали и отрекались от веры. Такие случаи обсуждались на Поместных Соборах, и  было принято решение, что не надо специально искать мученичества.

Мы говорим о тех случаях, когда на глазах какого-нибудь язычника, воина, охранника произошло чудо во время мучения христианина – и человек уверовал и пострадал. Например, как с историей о сорока Севастийских мучениках, когда один воин занял освободившееся место и был награжден за свое мучение венцом. 

Это лучше видно со стороны, чем самому человеку. Ведь иногда человек находится в прелести или в непонимании каком-то и накладывает на себя неудобоносимые бремена, от которых страдает не только он сам, но и окружающие. Это важный момент: если от твоего креста страдают окружающие, надо задуматься, не самодельный ли он.

– Стоит ли искать исповедничества? Надо ли как-то открыто исповедовать свою веру? Одно дело, когда ты выходишь на улицу и начинаешь людям рассказывать о Боге, а другое дело, когда крестишься, проходя мимо храма.

– Это вопрос непростой. Отчасти это дело меры благодати личности. Митрополит Антоний Сурожский, когда прочитал и открыл для себя Христа, ближайшие дни проповедовал Евангелие в Парижском метро, будучи иностранным подростком. Мы знаем и другие случаи.

Отец преподобного Силуана Афонского был благочестивейшим человеком, исполнял все правила, был очень набожным. Однажды он пришел в гости к Силуану в пятницу, а тот накормил его мясом. Может быть, забыл, какой день, а может, в тот момент по своей молодости не соблюдал пост. Отец не сказал ему ни слова и лишь через несколько лет в беседе для какого-то назидания напомнил ему об этом случае.

Когда человек крестится, проходя мимо храма, важно, как он это делает: с внутренним страхом, сомнением или напоказ, искусственно. Был один случай, когда на православной ярмарке широко крестящийся человек, который продавал крестики и иконы, очень грубо ответил женщине, которая в рядах повернулась к нему спиной: «Что ты задом повернулась к святому распятию?» А на ярмарке было тесно и нельзя было пройти по-другому.

Хорошо, если мы крестимся перед храмом спокойно, уверенно и без оглядки, тогда это может служить проповедью. В моей жизни был один случай. Однажды, будучи студентом, я ехал на трамвае и знал, что сейчас между домами покажется храм и что нужно будет перекреститься. Вокруг было очень много народа, мне казалось, что все смотрят на меня. Я очень боялся осуждения, смешков, но в последний момент собрал волю в кулак и перекрестился. Вроде бы ничего страшного не произошло. А через несколько лет, общаясь с одним молодым прихожанином, узнал, что он тоже ехал в том трамвае с такими же чувствами. Он увидел, что какой-то худенький парнишка крестится, и его это успокоило. Он тоже перекрестился. Вот такая вышла тонкая проповедь.

Проповедовать нужно своими поступками и своей жизнью.

– Вопрос телезрителя: «Чем ближе к изучению христианской веры, тем больше скорбей

– Не соглашусь. С одной стороны, подвизаясь, человек старается исполнять заповеди, духовно очищается и начинает видеть лучше свою внутреннюю грязь, свои грехи. От этого он может прийти в уныние. Но это может быть и болезнь роста.

С другой стороны, жизнь по вере должна быть интересной и радостной. Может ли быть так, что Господь, видя нашу силу, дает нам больше скорбей? На самом деле сколько людей – столько и историй. Но я бы не стал говорить столь категорично.

Ведущий Александр Черепенин

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает насельник Донского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Филарет (Бердников).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать