Беседы с батюшкой. Как преодолеть религиозную безграмотность. Священник Илия Макаров

26 августа 2022 г.

– Тема сегодняшней передачи: как преодолеть религиозную безграмотность? Религиозная безграмотность – это бич, который преследует нас с самого начала, когда мы приходим в храм и вообще ничего не знаем: ни церковнославянского языка, ни того, как себя вести. Мы мучаемся от своего собственного незнания. Кого-то что-то останавливает от ухода из храма. Может, потому, что на богослужении кто-то чувствует высшие материи…

Тем не менее мало кто из людей пытается узнать о своей вере, мало кто ежедневно читает Священное Писание и толкование к нему, ходит в воскресную школу. Как правило, вместо того чтобы отправить и своего ребенка в воскресную школу, его отдают учиться фигурному катанию. Сами люди мало ходят в воскресные школы. А если ходят, то откуда у нас берутся такие понятия, как «народное благочестие», «народная вера», «народные верования», «суеверия»? Почему люди идут в секты? Почему люди не разбираются в своей собственной вере?

Это просто удивительно! Хочется, чтобы этого не было. Хотя, наверное, это было всегда. Вы, как директор курсов катехизации имени Иоанна Кронштадтского, видите разных людей, и молодых, и пожилых, которые приходят к Вам, чтобы распроститься хотя бы с частью этой безграмотности. Объясните, откуда берется религиозная безграмотность и что это такое?

– Спасибо, что Вы начали с мистического переживания богослужения. Действительно, когда человек присутствует на богослужении, у него происходит некое мистическое переживание. Конечно, под мистическим мы подразумеваем таинственное переживание другого бытия, другой реальности, Божественной. Но вот эта мистика может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Здесь человеку важно не попасться на тот крючок, который вместе с сетями и удочками расставляет лукавый. Поэтому важно правильно понимать, что с тобой происходит.

Чтобы не уйти в нездоровую мистику, нужно уметь различать духов, как нам предлагает Священное Писание. Для различения духов мы должны иметь некий опыт. А если мы его не имеем, то к чему нам обратиться? Где та энциклопедия, тот справочник? Это уже как раз область того самого религиозного знания, религиозного учения, о котором мы и говорим. Здесь ведь совершенно необязательно иметь образование на уровне духовной академии, пусть будущий священнослужитель достигает этого уровня.

Понятие религиозного образования очень широкое: начиная с катехизации (когда человек просто хочет узнать основы веры, потому что недавно крестился или собирается креститься, продолжая образование в воскресной школе для детей или для взрослых, в виде лектория, встреч, бесед со священником) и заканчивая полноценным религиозным образованием в церковном высшем учебном заведении, когда человек хочет стать церковным специалистом.

Сегодня Церковь может предложить человеку очень много. Требуется только желание и усердие. Но мы здесь сталкиваемся с другой проблемой. Сегодняшний человек – человек, конечно, читающий. Я не говорю про людей, читающих книги в библиотеке, но в гаджетах все читают. Сложно себе представить человека, который сегодня вообще не притрагивается к этим аппаратам. Таким образом, сегодняшний человек – читающий. Он все равно эту информацию воспринимает. Даже если просто смотрит картинки, так как это тоже считывание некой информации. Вот и удивительно, что, несмотря на существование Интернета, на то, что практически все его просматривают (сегодня можно просто нажать на кнопку и получить информацию, хотя Википедия тоже не является энциклопедией в научном, академическом смысле, но тем не менее какие-то первые данные в ней можно получить), мы вынуждены признать, что сегодня (может быть, даже в большей степени, чем в 1990-е годы) у людей столько суеверий, столько своих собственных представлений о том, какой должна быть вера и какой они хотели бы видеть Церковь! А еще и предъявляют, что она должна быть такой и такой. А как у них сформировалось впечатление, что Церковь должна быть вот такой? С чего они это взяли? А им где-то кто-то сказал, они где-то что-то прочитали и так для себя решили. Когда человек сам для себя что-то решает, не имея для этого никакой образовательной базы, – это самое ужасное! Это активная, даже агрессивная безграмотность. Вот что самое страшное. Потому что с этого начинаются все революции и все проблемы.

Ликбез придумали, конечно, не большевики. Да мы и не собираемся преодолевать религиозную безграмотность этими большевистскими темпами. Это все-таки удел еще и предыдущих эпох, в том числе и в России. В России же очень много внимания уделялось чему-то народному. Народные школы появились в XIX веке. Не надо думать, как иногда говорят, что Церковь всегда выступала против образования мирян, потому что большое знание умножает скорби. Мне нравится, как оппоненты Церкви, критикуя ее, приводят цитаты из Священного Писания. Это сейчас очень модно: щегольнуть своими познаниями – и, как всегда, невпопад.

Церковь никогда не выступала против образования народа; наоборот, всегда была «за» и впереди этого образования. Откуда исходило наше древнерусское просвещение? Из монастырей. Европейское просвещение, первые университеты происходили из монастырей. Не Вольтер с компанией придумал всю эту эпоху Просвещения. Все это давно зрело, формировалось. Просто наступает момент, когда этим нужно заняться активно.

Сегодня Церковь прикладывает все усилия, чтобы ликвидировать эту самую религиозную безграмотность, в которой мы вынуждены признаться. Это касается в том числе столь уже, может, надоевшей темы, как преподавание православной культуры в светской школе. Как бы мы ни говорили, что это культурологический предмет, все равно это предмет, который позволяет детям погрузиться в религиозную культуру и даже в религиозную действительность. Но не соприкоснуться с ней. Вот этого мистического сопереживания на занятиях, конечно, не происходит. Для этого человек должен проявить свою волю и сам пойти в храм.

Но, получая религиозные знания, человек начинает хоть как-то ориентироваться в этом мире духовных сущностей. А потом он может знания сам пополнять. Именно к этому призван школьный предмет: чтобы человек продолжал дальше сам этим интересоваться. Не надо ждать, когда тебе предложат очередную порцию духовного знания. Человек должен сам его искать. Источник для приобретения этого знания найдется. Но не нужно думать, что кто-то за тебя решит, сколько тебе этого знания нужно получить.

Когда школьник с этим соприкасается, он становится менее уязвим со стороны темных сил. Я буду говорить глобально. Я не буду говорить: со стороны сект, со стороны кликуш, со стороны тех, кто хочет направить вас на политическую борьбу. Кстати, слабость человека и его падкость на всякие лозунги, а 100 лет назад мы уже все это пережили в нашей стране, – это как раз эффект от отсутствия духовного сознания, то есть человек не совсем самокритичен. Он не разграничивает добро и зло. Он духов не различает. В связи с этим он становится падким на скорые лозунги и думает, что вот здесь и сейчас можно добиться какого-то результата. Только духовно зрелый человек понимает, что это все процесс целой жизни.

– Вопрос телезрителя: «У нас прошли уже два праздника – Происхождение Честных Древ и Преображение Господне. Сейчас приближается праздник перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа. Но большинство православных считает, что мы «праздновали мед, яблоки», а сейчас будем «праздновать орехи». Почему Церковь пошла на поводу этих языческих преданий и оставила эти названия? Почему праздники принципиально не называют так, как они называются?»

– Церковь на поводу чего-то, конечно, не шла, а, наоборот, вела народы за собой. Эта идея освящения плодов, что и отразилось потом в народном сознании в названии этих церковных праздников, не нова. Это было придумано не только в христианстве. Идея принадлежит древней истории. Это просьба к Богу благословить то, что для нас насущно, что нам нужно, что мы делаем своими руками и без чего нам трудно обойтись в своем земном существовании.

Это сконцентрировалось подряд в трех праздниках. Да, называются они Спасами, что прекрасно, потому что это празднование в честь нашего Спасителя. Почему-то забывают еще празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, что тоже связано с чередой этих праздников: ближе к Успению или после Успения. Есть вариативность в дате празднования этого дня. Исторически в том числе в эти дни также могло совершаться празднование престольного праздника храмов, посвященных Премудрости Божией Софии (это библейское наименование Второй Ипостаси Божией, Иисуса Христа); на самом деле это было отнесено к разным датам: в каком-то к Рождеству, в каком-то к Богородичному празднику. Храмов в честь Софии, Премудрости Божией, не так много за всю историю христианства.

Тем не менее смысл Спасов глубже. Назовите праздник маковым, яблочным, хлебным Спасом. Какая разница, как мы его назовем? Есть Неделя ваий. Почему это название нас не смущает? Это торжественный вход Господень в Иерусалим, а мы говорим, что это пальмовое воскресенье! Никого же это не смущает. Где-то пальму освятили, где-то вербу. Почему-то этот момент освящения нами не воспринимается так, что это какая-то дань народным слабостям, как будто мы не сможем отметить вход Господень в Иерусалим без освящения вербы.

По аналогии с этим какое будто бы может быть Преображение без освящения яблок или винограда? Смысл не в этом! Но когда второстепенное (все-таки освящение плодов – это второстепенно) вдруг встает на первое место по отношению к литургии и причащению, то это проблема, мне кажется, уже не народного сознания, а информационной политики. Обратите внимание, к чему склоняется интерес большинства журналистов или информационных интернет-ресурсов: как что-то освятить и что можно делать в этот день, а чего нельзя. Назовите мне хоть одну статью светского журналиста, который писал бы подробно о том, как в этот день христианин идет на причастие. Тема причастия для журналистского сообщества остается табуированной или просто непонятной, никто об этом не говорит.

– Потому что не понимают.

– Или не хотят понимать. Потому что это уже приобщение к Божественной реальности, а этого человеческая душа боится. А вот освятить яблоки – это понятно, это не требует от тебя никакой внутренней работы, и Господь тебя благословит через эти яблоки.

Церковь, конечно же, пытается делать все возможное, но есть такие вещи, которые не пересилить даже земной Церкви, к сожалению.

– У нас обычно такие размышления: сейчас много обрядоверов, суеверных, но я-то знаю, как надо верить. Совсем недавно был случай: пришел в храм мужчина. Было жарко, он был одет в джинсы и рубашку с коротким рукавом. Он поставил свечу. Тут же подошла какая-то женщина, свечу затушила и бросила в ящичек. Возник недоуменный вопрос: почему? Ответ: так батюшка благословил. Позвали батюшку, и он объяснил, что эта женщина приходит в храм и делает какие-то непонятные вещи. Оказалось, она потушила свечу потому, что человек был в рубашке с коротким рукавом. Вот такое народное благочестие.

Другой случай. Мужчина в храме поставил большую свечу. В это время подошла женщина и начала тушить уже маленькие, почти сгоревшие свечки. Он сказал, что этого делать нельзя, и дал удивительный ответ: когда горит свеча, душу человека, о котором молятся, отпускают погулять. Понимаете, у человека своя собственная вера. И если бы женщина не тушила свечи, мы никогда об этом не узнали бы. Вот такие народные верования. И таких моментов невероятное количество.

Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы – так говорит Священное Писание. А что нужно делать сейчас, чтобы быть помилованным в будущем?»

– Как мы иногда говорим, на сегодняшний день, чтобы идти по пути спасения, достаточно просто оставаться нормальным человеком, добрым христианином, никаких особых подвигов не нужно.

Сделаю небольшое отступление. Знаете, пандемия дала нам возможность почувствовать, как наша душа тянется к Богу, как она хочет приблизиться к Источнику Жизни, Чаше Христовой. Мы смогли осознать, насколько мы верны Церкви, насколько скорбели, что в какой-то момент в каких-то регионах было запрещено посещать храмы. Кто-то вернулся в храм, когда отступил жесткий период, а кто-то до сих пор не вернулся.

Количество людей, молящихся в храме, – это обратная сторона подлинного религиозного образования. Зайти на минуточку в храм и поставить свечу потому, что так надо и кому-то что-то за это будет, – это тоже приемлется. Самое интересное, в Церкви даже эта свечка нерелигиозного человека тоже приемлется. Но не в этом смысл религиозной жизни.

Теперь вернусь к вопросу. Если сегодня достаточно оставаться добрым христианином, чтобы как-то идти по пути спасения (особых подвигов Церковь сегодня не ждет, не требует), то, наверное, нужно быть милостивым, добрым. Как творить милостыню, чтобы Господь тебя помиловал? Купить милость Божию невозможно, как невозможно купить любовь человека. Если мы кого-то любим и хотим, чтобы любили нас, мы же не можем эту любовь купить. Это уже будет извращенная любовь. Тот, кто считает, что он может купить уважение и любовь, – больной человек. Сколько бы денег у него ни было, нереально купить любовь, в лучшем случае это будет притворство и, кроме ненависти, ничего не вызовет.

Если человеку нужна такая извращенная любовь, тогда надо подумать, что происходит с его душой. Такой человек уже здесь, на земле, живет в аду, если так извращенно воспринимает высшее из всех человеческих чувств, которое нам даровал Господь.

Милость Бога тоже не купишь. И прощение грехов не купишь. Как оказывать милость сегодня? Путей для этого много. Можно просто улыбнуться. Расскажу сегодняшний случай. Нужно было решить одну ситуацию в одном очень серьезном заведении в нашем городе, чтобы дальше наша церковная миссия смогла успешно осуществляться. Кстати, это в области телевизионных программ. Когда человек туда шел, очень переживал, не знал, какой будет разговор. И ему посоветовали: все будет хорошо, только улыбайтесь. Он внимательно слушал, соглашался, отвечал на вопросы и улыбался. И это помогло. Казалось бы, всего лишь улыбка.

Улыбка – это уже милость другому человеку. Обратите внимание, как реагируют на маленьких детей. Маленькие дети естественно улыбаются – и у любого проходящего человека это вызывает улыбку. Говорю это как папа маленького ребенка. Лицо маленького ребенка, его поведение вызывают у другого человека улыбку. Улыбка – это уже милость человеку. Дети дарят ее просто так. Давайте и мы, как дети, просто так будем ее дарить. И творить разные добрые дела. Например, у тебя могут попросить денег взаймы. Может быть, они действительно спасут человека от социальной гибели. Поводов и возможностей много.

– Вопрос телезрительницы из Ленинградской области: «Вы сейчас говорили о том, что женщина сделала замечание мужчине, что он в храме был в рубашке с коротким рукавом. Знаете, во всех храмах продаются книжечки, где написано, как вести себя в храме, как одеваться, как ставить свечи. И там как раз написано, что в одежде с коротким рукавом нельзя ходить в церковь. В брюках женщинам тоже нельзя, потому что это оскорбление Господа. Написано, что надо ходить в однотонной одежде. Еще сказано, что во время службы нельзя ходить. А сейчас все ходят, разговаривают. Женщины – в пестрых платьях, мужчины – в шортах. Как быть?»

– В церковной лавке разные книги продаются, но почему-то больше пользуются спросом такие книги. Но есть еще книги, например, преподобного Симеона Нового Богослова, его стихи о том, как душа воспаряет в небеса. Когда читаешь вот такие книги, тогда вопрос о коротких рукавах как-то уходит. Если бы все читали именно такие книги, таких вопросов не возникало бы.

Конечно, мы стараемся одеваться соответственно месту. Пресловутый пример: если человек придет в спортивном костюме в Мариинский театр, на него странно посмотрят, но ни у кого это не вызовет никаких вопросов.

В храм мы должны одеваться соответственно. Не знаю, где Вы прочли про однотонную одежду. В храм мы наряжаемся, в хорошем смысле этого слова, но не для того, чтобы выделяться, а чтобы подчеркнуть праздничность происходящего с нами. Идя в храм в воскресный или праздничный день, мы надеваем действительно лучшие одежды. Вопрос в том, на что мы обращаем внимание, что для нас является главным.

Расскажу свою историю. Когда-то я продолжительное время жил в Астрахани. В ту эпоху еще не были так сильно распространены кондиционеры, а жара была сорок градусов в тени. В храме было очень душно, и я, бывало, падал в обмороки. Стоять два часа на службе было очень тяжело, я выходил на улицу. Вот там не было никаких вопросов, когда мужчины или женщины приходили в одежде с коротким рукавом.

Возьмем Сочи, там тоже жарко. Там множество храмов. Если даже зайдет человек в храм в шортах – ну и что? Что случится? Мироздание рухнет? Другой вопрос, если человек заранее собирается идти на богослужение, а не просто забегает в храм на минуточку. Например, в театр человек не забегает на минуточку, чтобы услышать верхнюю ноту в арии Германа в спектакле «Пиковая дама». Его даже не пустят. Раньше и в храм не пустили бы во время литургии после возгласа: «Двери, двери!..» Сейчас двери храмов открыты всегда и для всех.

Нужно быть уважительным к тому, что происходит на богослужении, и выглядеть соответственно. Мне кажется, этот вопрос решается с помощью ликвидации религиозной безграмотности как минимум, а как максимум – с помощью духовной культуры. Должна быть внутренняя духовная культура, тогда мы не будем позволять себе появляться в храме в недостойном виде и не будем никого смущать.

Кто сегодня думает о том, что так себя не надо вести потому, что это смутит соседа? У скольких людей первая мысль именно такая? Помню, мое поколение воспитывали именно таким образом, говорили: «Неприлично так себя вести на глазах у другого человека». Например, идти по улице и есть мороженое – в мою бытность это было неприлично. Сейчас люди удивятся и скажут: что за глупость?

Мы теряем уважение к ближнему. Теряя уважение, теряем и любовь. И чего мы тогда удивляемся? В книгах много чего пишут; важно, как мы пользуемся тем, что написано.

– Многие люди, приходя на литургию, совсем не понимают происходящего: что означает выход с Дарами, почему мы поем «Иже херувимы», что за возглас о растворении воздухов. И так далее. Многие совершают действия автоматически: диакон крестится – и они крестятся. И человек литургический пропадает, остается человек, исполняющий обряд. Каким образом человеку понять, услышать происходящее? Неужели для этого необходимо перевести литургию с церковнославянского на доступный язык?

– Будет еще хуже. Обратите внимание, как мы смотрим различные публикации: мы их пролистываем. Представляете, если бы мы так молитвы пролистывали! Мы же до этого можем дойти. Ни в коем случае не надо ничего переводить. Это не означает, что Церковь старомодна и регрессивна. Церковь всегда осторожна перед лицом каких-то нововведений. Я уверен, что в свое время были возгласы иерархов относительно изобретения атомной энергии, особенно бомбы. Просто тогда особо не давали высказываться. Да и кто слушал иерархов? Но они предчувствовали, к чему это может привести: к опасности всеобщей атомной войны и гибели планеты.

Так же и в предыдущие столетия Церковь призывала к осторожности. В том числе когда начали препарировать людей, проводили первые опыты по вскрытию тел. Понятно, что это нужно было, чтобы понять, как лечить. Это благие цели. Но со стороны церковных мыслителей всегда был призыв к осторожности.

Церковь никогда ничего не отрицает, потому что она мудрая. Отрицать факт – это странно. Но Церковь вправе давать оценку какому-то факту, потому что у нее есть критерии. Оценки дает тот, у кого есть критерии, и эти критерии должны быть четко сформулированы. Причем мы не сами должны выдумать эти критерии. Это уже теория общественного договора, и на этой теории общественного договора Европа сейчас споткнулась, мы это видим. Храмы – долой, все извращения – на дыбы, а дальше – как пойдет. Мы себе примерно можем представить, как пойдет. Дай Бог, чтобы мудрые люди постарались все это удержать.

У Церкви есть критерии, данные свыше, поэтому она вправе давать оценки. Церковь всегда предупреждает, она осторожна. Например, в сфере эмбриологии (извините за этот термин) Церковь держится категорично, как бы ее ни клеймили. Потому что каждый шаг в этой сфере должен быть осторожен, ведь дальше – смерть. Как атомная война – это всеобщая смерть, так и повальное абортирование. Это же миллионы смертей! Церковь не может не высказаться против этого. Церковь всегда старается предупредить.

Как быть на литургии? Быть обрядовером – мы на этом уже спотыкались, это уже проходили. Сам по себе обряд мало что дает, а если и дает, то на непродолжительное время. Именно осознанное мистическое переживание литургии дает те плоды, которые меняют человека. Готов сегодня современный человек меняться? Если да, то он будет искать возможности для повышения своего религиозного образования и понимания литургии.

Столь востребованные так называемые миссионерские литургии – это литургии необязательно на русском языке или с остановками и комментариями. Миссионерский характер литургии для молящихся наступает уже тогда, когда священник свои молитвы читает вслух. Можно это делать с остановками хора, а можно так, как, например, на литургиях Святейшего Патриарха: хор поет, а Святейший вслух читает молитвы. У Святейшего Патриарха Кирилла очень четкий, дикторский голос, и чувства его видны, и все слова понятны. Вот реальная литургическая жизнь, в которую мы включаемся. Но представляете, какая для этого должна быть работа и служащих, и мирян! Нужно воспринимать слова молитвы. Ведь эта служба идет не по шаблону, как мы привыкли. Это уже труд.

– Хочу спросить про курсы, которыми Вы руководите. Их посещают люди разного возраста, разных интересов. Что ими движет? Почему они приходят на курсы катехизации и религиозного образования?

– Приятно отмечать, что внутренний запрос, жажда религиозного знания есть у многих людей. Просто немногие находят возможность получать религиозное образование. Высшие епархиальные курсы имени Иоанна Кронштадтского, которые уже более тридцати лет существуют в Санкт-Петербурге, – для всех. Человек, окончив школу, уже может приходить к нам на курсы. Верхний возрастной предел не ограничен.

Что интересно, люди за несколько лет обучения (у нас есть разные программы) действительно меняются. И нам приятно осознавать, что тысячи людей, которые за эти годы получили религиозное образование в таком академическом варианте, несут здоровую атмосферу на приходы. В силу своих служебных обязанностей мне приходится интересоваться этими вопросами. В последние годы были всякие ситуации, когда общество шатало туда-сюда, но климат среди мирян на приходах Санкт-Петербургской епархии все-таки здоровый. И я считаю, что закваской этого являются выпускники наших епархиальных курсов. Я об этом не с гордостью говорю, а с удивлением. Мы на каждом приходе встречаем наших выпускников; это необязательно активные сотрудники прихода, но это те самые миряне, которые со знанием дела относятся и к Божественной литургии, и ко всей церковной жизни.

– Мне на страничку в социальных сетях прислали пост: курс-интенсив «Богословие за 24 часа». Что это такое?

– Знаете, это как курс молодого бойца: попробуй себя в православном богословии. Для этого есть всего неделя, несколько вечеров, условно говоря, 24 часа. Если человеку это понравится и он поймет, что это его, дальше он может продолжить свое религиозное образование. В этом году в самом начале сентября мы решили попробовать этот интенсив с нашими ведущими преподавателями. Все, кстати, с удовольствием согласились. Уже много заявок. Поэтому надо торопиться. Думаю, все у нас получится. Хотя мы рискнули.

– Ударим религиозным образованием по религиозной безграмотности! Замечательно!

Сегодня я вывел для себя еще одно понятие: есть выражение «надмевающее знание», а бывает надмевающая безграмотность. Когда человек гордится своей безграмотностью – это беда... Но можно попробовать курс-интенсив «Богословие за 24 часа».

 

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать