Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

24 августа 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогирееве (Патриаршее подворье). 

– Сегодняшний выпуск программы посвящен ответам на вопросы телезрителей. Итак, отец Алексий, телезрительница спрашивает: «Что нужно читать дополнительно в Успенский пост?»

Псалтирь, Акафист Пресвятой Богородице?..

– У каждого свое молитвенное правило. Важно, чтобы оно было. Сложно советовать дополнительное чтение, если мы не знаем, что человек читает обычно. Конечно, в пост мы молимся усерднее. Можно почитать Акафист Божией Матери. В любые дни нашей жизни важно читать Святое Евангелие. Хорошо – другие книги Нового Завета: апостольские послания и Деяния святых апостолов. Все зависит от того, что читает человек во время, когда нет поста. Усерднее молиться надо обязательно.

– С чем это связано?

– Пост – время большего духовного напряжения, молитвенного переживания. Мне нравится такой пример: в жизни спортсмена есть тренировочной режим, а есть сборы, усиленная тренировка, подготовка к соревнованиям. А в духовной жизни перед великими праздниками – Пасхой, Рождеством, Успением – мы концентрируем все духовные силы. И молитва – обязательная составляющая духовной жизни. Конечно, в пост молитва усиливается. Мы стараемся чаще бывать в храме, причащаться Святых Христовых Таин, усерднее молиться дома.

Если вернуться к аналогии со спортсменами, ради чего тренируется христианин?

– Это борьба со своими страстями и грехами. Наша духовная жизнь, аскетические упражнения в меру наших сил, возраста, обстоятельств жизни направлены на то, чтобы мы победили свои грехи. Цель – Царствие Божие, радость в сердце.

Грех удаляет нас от Бога, лишает радости, счастья духовного, наполненного состояния. Ведя борьбу с грехами и страстями, мы приближаемся к Богу и побеждаем свои грехи и страсти. Как идеал, главная цель, финиш – Царствие Божие, которое, к слову сказать, есть не только тогда, когда Господь сподобит перейти в жизнь вечную. Христос говорит: «Царствие Божие внутри вас есть».

Не надо думать, что это обещание на потом. Человек может быть сейчас в Царствии Божьем. В радости пребывать. А может быть в печали, отчаянии, унынии. В сердце человека может быть Царствие Божие, а может быть ад кромешный.           

– Это итоговая участь, то, что мы наследуем.

– Мы наследуем то, что наполняет нашу душу. Если нашу жизнь наполняют страсти, грех, как мы с ними войдем в Царство Божие? Что там будем делать? Для нас там не окажется места.

– Мы не обретем этого состояния?

– Да, нужно искать Царствия Божия. Так, в Евангелии Господь говорит: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его… А другое приложится. Не отнимется, а приложится.

– Правильно ли я понимаю, что человек навечно остается в том состоянии души, в котором умирает?

– «В чем застану, в том и сужу» – известны такие слова. Я думаю, что суд Божий милосерден, мы с вами не можем его провести: не можем судить и осуждать. Конечно, важно, в каком состоянии духа, души человек встретит смерть. Но суд Божий глубже.

– Мы говорим о Царствии Небесном и об аде, которые человек может обрести уже здесь. У него будет либо состояние блаженства, либо мучения уже здесь. Но ведь благоразумный разбойник на кресте изменил свое состояние в один момент…

– Это тайна Божия. Мы знаем многих страдальцев, которые тяжело болеют, претерпевают какие-то лишения, мучения (нравственные и физические), наказания. Их состояние может быть очень тяжелым. По примеру святых мучеников мы знаем, что Господь Своей благодатью укрепляет, ободряет страдальцев, которые смиренно ради Христа несут страдания. Но заявление о том, что состояние, которое было в предсмертный час, перейдет в вечность, спорное. Представьте себе человека, который претерпел много болезней, страдал, каялся в грехах. Его настиг тяжелый недуг. У него было тягостное состояние последние дни или часы его жизни. Конечно, мы знаем случаи, когда Господь укрепляет таких страдальцев. У них на сердце бывает радость, утешение, надежда на встречу с Богом. А бывает, что человек умирает в состоянии  пограничного сознания – под действием лекарств, препаратов.

Но мы никогда не должны сомневаться в милосердии Божьем. Оно безмерно. Бог милует нас, Он прощает нам наши грехи. Главное, чтобы мы этого хотели. Как можно простить человека, который не видит своих грехов, не считает себя грешным? Помните слова евангельские, что Господь пришел не праведников спасти, а грешников? Надо осознать себя грешником, ради которого пришел Господь: ради спасения меня, грешного человека. Если мы грешим, нужно каяться, менять свою жизнь.

– Вопрос телезрителя: «У меня сильно упало зрение, я не могу читать даже с лупой. Как мне подготовиться к исповеди и причастию?»

– Если Вы не можете читать даже с лупой и тем более с очками, то можно послушать молитвенное правило в записи. Сейчас есть такие технические возможности. Можно и нужно читать Иисусову молитву и те молитвы, которые Вы знаете, по памяти. Старайтесь чаще причащаться, поскольку причащаться Святых Таин Христовых православный человек должен регулярно.

Вопрос телезрителя: «Грех ли менять имя и фамилию? Мне не нравится мое имя, но свою святую я люблю. Буду ей молиться. Однако по паспорту хочу другое имя. Я недовольна жизнью, собой. Хочу поменять стиль и город проживания тоже. Не является ли это предательством по отношению к святой и родителям?»

– Мне кажется, тут дело не в предательстве. Можно поменять все внешнее, но от себя не уйдешь.  Может быть заблуждение в том, что человек связывает свои неудачи, проблемы с тем, что он не в том городе или у него не то имя. Это ошибка.  Это ложный путь. Нужно менять себя изнутри: принести покаяние, стяжать благодать Божию, надо стремиться к этому. Важно стараться жить по заповедям Божиим. Уверен, что эта перемена более значима, чем смена имени.

 Конечно, мы не знаем, какое имя, какая фамилия у вопрошающего, бывают неблагозвучные фамилии, которые создают проблемы, в таком случае смена возможна. Если родители живы, надо обсудить это с ними. Мне кажется, что человек принял твердое решение, но его волнует вопрос, предает ли он родителей. С ними нужно все обсудить, прийти к согласию. Если родители будут против, не нужно этого делать.

– Так менять фамилию – это грех?

– Все зависит от мотивации. Это нечто внешнее. Что за этим стоит? Очень часто есть такое заблуждение, что имя влияет на судьбу, жизнь, успешность, отношения с другими людьми. Влияет внутреннее наше состояние, а не внешнее. Господь нам посылает то или иное – в зависимости от нашего внутреннего состояния.

– Мне кажется, проблема интересна тем, что, как говорят, можно начать жизнь с чистого листа…

– Это покаяние. Покаяние – второе крещение. В крещении прощаются все грехи человека. В таинстве Покаяния человеку тоже прощаются все грехи. Это не смена имени.

– А как же начать с чистого листа, полностью поменять все, что вокруг тебя? О чем речь в вопросе: поменять имя, фамилию, место жительства, круг знакомых, круг общения, работу – все.

– Так обычно поступают преступники, чтобы никто их не нашел. (Смеется.) Но мое мнение: этого недостаточно. Заблуждение думать, что все будет по-другому. Человек другим не станет из-за того, что поменяет паспорт, фамилию, имя, отчество, место жительства…Человек останется тем же.

Обстоятельства, которые существуют в нашей жизни, связаны не с нашей фамилией или именем. В первую очередь они связаны с нашим внутренним состоянием.

Конечно, если человек является потомком знатного рода, его фамилия – некий бренд, который придает дополнительный имидж, продвигает… От таких фамилий обычно не отказываются. Перемена должна быть внутренней. Когда человек внутренне меняется, приходят и внешние перемены.

Если все начинать с чистого листа, мы очень быстро заполним его тем же самым. Сердце же человека осталось прежним, как и душа, мысли, образование, воспитание, пороки, добродетели. Все то же самое.

– Но ведь внешнее оказывает влияние на внутреннее.

– Оказывает. Но внутреннее больше оказывает влияние на внешнее. Первично духовное, а не внешнее.

– С чего бы Вы порекомендовали начать?

– С глубокой исповеди. Хорошо бы найти духовника. Здесь вопрос именно духовной жизни, она приведет человека к настоящим переменам. Исповедоваться, причащаться – регулярно. Стараться жить по заповедям Божьим. Повторюсь: очень важно найти духовника для настоящей духовной жизни.

– Что должно быть первым, когда встаешь на этот путь? На что необходимо обратить внимание? Куда смотреть?

– Надо быть честным, смотреть нужно внутрь себя. Не нужно думать, как и что сказать, как это будет выглядеть, что о тебе подумают... Господь все про нас знает. Он дает нам Свою благодать, которая исцеляет язвы греховные, прощает нам наши грехи, врачует наши страсти, чтобы мы изменились, начали другую жизнь, ушли от пороков, грехов, приобрели добродетели.

Здесь нужна вера (она у нас, конечно, несовершенна), желание веры, движение к Богу и искренность, честность. 

Дело в том, что иногда люди беспокоятся о том, как это сказать, как этот грех назвать. Нужно просто сказать о том, что ты чувствуешь. Главное – содержание. Мы опять пришли к тому, что важно содержание, а не оболочка.

– Вопрос телезрителя: «Почему человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается?»

– Потому, что у него все есть. Мне очень понравился этот хороший вопрос. Это даже утверждение, а не вопрос. Блаженная Матронушка говорила: «Не проси много денег, проси достаточно». Богат тот, кому достаточно. А тот, кому всегда мало, сколько бы у него ни было, остается неблагодарным и никогда не будет ощущать себя богатым. Я говорю не только про материальную составляющую. Если ты умеешь ценить то, что у тебя есть, слава Богу.

Представьте себе ребенка, который капризничает. Если родитель мудрый, он должен его воспитывать. Он не должен потакать детским прихотям. А Господь – наш любящий Отец – не просто мудрый, Он премудрый. Можно ли что-то давать человеку, если он не благодарит, не умеет пользоваться тем, что у него есть, если он недоволен? Нет, конечно.

Начни отдавать – тебе Господь еще даст. Рука дающего не оскудеет. Очень важно, чтобы человек был благодарен, чтобы у него было устроение: «Слава Богу за все!» Чтобы он умел делиться. Тогда он будет богатым. А если он жадный, не умеет делиться и при этом неблагодарный, будет всегда бедным.

 – Вопрос телезрителя: «Обязательно ли во время коронавируса прикладываться к иконам и ко Христу?»

– Есть правила, принятые Церковью, общие рекомендации: не прикладываться, можно поклониться, прикоснуться лбом;  или священники возлагают крест на голову, а не дают для целования. Так же и с иконами. Конечно, мы соблюдаем все нормы. Это не первый раз в истории Церкви, у нас были эпидемии и страшнее.

– Это актуальный вопрос, потому что в начале Успенского поста выносился Крест для поклонения. Когда закончится пост, будет вынос плащаницы Богоматери.

Что Вы рекомендуете?

– Я думаю, что в подавляющем большинстве храмов соблюдаются все санитарные нормы: обработка спиртом, дистанция, маски и так далее. Нельзя этим пренебрегать, поскольку остается угроза заражения и распространения заразы. Нужно все это соблюдать. Можно сделать земной поклон перед плащаницей. Матерь Божья не обидится. Мы опять говорим о том, что есть внутреннее и внешнее, подходим к Ней со смирением,  любовью, молитвой, почтением. Вот что важно Матери Божьей. А как это будет происходить – непринципиально.

– Вопрос телезрителя: «Знакомая посоветовала читать в Успенский пост “Псалтирь Божьей Матери” Дмитрия Ростовского».

– Можно почитать. Ведь молитв очень много. Если на сердце ложится, почитайте. Ничего плохого в этом нет.

– Чем отличаются слезы душевные от слез духовных?

– Если мы говорим, что человек – это дух, душа и тело, то под душевностью понимаем некую эмоциональную сферу. Под духовным – отношения с Богом. Духовная жизнь человека – это молитва, душевное – это некие переживания, эмоции, они могут быть положительными или отрицательными. Это не духовная, а эмоциональная жизнь.

Иногда говорят, что человек состоит из души и тела.  Но мы говорим о трехсоставности (дух, душа, тело),  душа – это эмоции, а дух – то, что связывает нас с Богом. Молитвенные переживания, покаяние – духовные слезы. А умиление от того, что ты видишь маленьких деток или слушаешь трогательную песню, смотришь фильм, – это душевные переживания.

– Когда даешь милостыню, обязательно ли надо думать, что это во славу Божью? Иначе Господь ее не примет?

– Можно вообще ни о чем не думать, а просто давать от чистоты сердца. Как в Евангелии сказано: «Пусть одна рука не знает, что делает другая». Это самое лучшее.

Кто нуждается в милостыне? Очевидный ответ – бедные люди, нищие. А Иоанн Златоуст говорит, что богатые нуждаются в милостыне. Богатые, заботясь о бедных, проявляют любовь. Милостыня – возможность проявить любовь. Это благословение Божье: «Блаженны милостивые...» Милосердным, милостивым христианин должен быть обязательно. Поэтому слава Богу, что есть возможность кому-то помогать.

Но если из корысти, напоказ – это не богоугодно. Это подпитывает тщеславие, гордыню. А надо с чистым сердцем, желанием помочь, с благодарностью Богу, что у тебя есть возможность кому-то помочь, сделать доброе дело. Надо понять, что милостыня тебя исцеляет. Она приносит больше пользы тебе, чем тому, кому даешь.

Вопрос телезрителя: «В связи с пандемией возникают разные ассоциации. Например, когда родной человек лежит в реанимации, ты находишься рядом, видишь его, обращаешься к Богу, и в течение дня все то же самое. Умом понимаю, что обратилась не к соседу, который может о чем-то забыть, не понять. Бог все услышал, все понял. Сколько можно говорить? Это признак слабой веры?  Можно так делать, опять просить о помощи?»

– Можно. Только просить надо смиренно. К сожалению, мы не богаты этой добродетелью. Но всегда, когда мы просим Бога, добавляем: «Да будет воля Твоя, Господи. Ты видишь желание моего сердца, я молю Тебя: исцели и помоги. Исправь ситуацию». Это связано не только с болезнью. В любом случае: «Да будет воля Твоя. Не как я хочу, а как Ты». Мы не знаем воли Божьей, каков Промысл Божий. Тут проявляется наше доверие к Богу.

Конечно, тяжело принять, допустим, смерть близкого человека, если ты молился, имел надежду на выздоровление; казалось, что это реально. Но Бог любит каждого человека. У Него Свое видение жизни каждого человека, и сроки жизни у каждого свои. Это тоже грань нашей веры – доверие к Богу и принятие Его воли. Молиться можно, нужно, но всегда со словами: «Да будет воля Твоя, не как я хочу, но как Ты».

– Бог же лучше знает участь наших родных и близких.

– Конечно. Например, несколько месяцев назад у меня умер близкий человек – мой тесть. Ему было более 70 лет, но он был здоровым, сильным, занимался спортом. До того как он попал на ИВЛ, прошло всего шесть дней. Конечно, для нас, близких, это очень большое горе. Мы молились, но все равно тяжело. Однако Богу виднее, мы верим в Его милосердие. Размышляя, мы понимаем, что для тестя и для его бессмертной души так лучше. Но это же не значит, что должно быть легко.  Нужна вера, усилие над собой, чтобы принять это. Многие сейчас переживают страх и горе в связи с пандемией...

– Вы в своем ответе затронули такое: ведь действительно для человеческой души лучше быть после смерти, чем здесь, в этом мире?

– Есть такая мудрость: Бог берет не старых, а спелых. То есть Бог забирает человека в тот момент, когда для человека это лучше, когда он максимально готов к этому. Очень трудно принять по-человечески безвременную кончину близких людей, но вера помогает.

– Вопрос телезрителя: «Что делать, если нет молитвы? Как достичь чувства в молитве?»

– Надо не чувств достигать, некоторые чувственные переживания могут быть ложными, прелестными и от лукавого. Нужно проявлять усердие. Редкое бывает исключение, когда человек легко молится, когда любит молиться, мы все по большому счету не умеем молиться, здесь нужно усердие, нужно понуждать себя. Иногда спрашивают: «А угодна ли Богу такая молитва?» Угодна. Наша свободная воля, наша вера – мы хотим идти к Богу, мы хотим познавать Бога, мы хотим научиться молиться… Это очень трудно. И – да, нужно преодолевать свои немощи, лень, расслабленность, неумение – то есть понуждать себя. Хорошо, когда молитва происходит в одно и то же время, это тоже помогает. Мы все не умеем молиться, но учимся потихонечку.

– Вы говорите: чувств в молитве быть не должно?

– Чувственности. Я не говорю, что молитва должна быть бесчувственная, но  чувственность чувственности рознь. Я заменю слово «чувственность» – эмоциональности быть не должно. Ведь по мере очищения сердца, по мере молитвенного и духовного опыта человек начинает молиться не умом, а сердцем. Да, так должно быть, мы к этому стремимся, но в сильных, экзальтированных чувственных, эмоциональных переживаниях ложные молитвы.

– А скорбь по ближним – это же тоже эмоции?

– Здесь мы просто разные вещи называем одним и тем же словом. Можно сказать: любовь. Любовь меня подвигает к молитве.

– Как разделить чувственность и те эмоции, которые допустимы в молитве?

– Не нужно экзальтации. Не нужно вызывать искусственно какие-то слезы из чувства умиления – ничего искусственного быть не должно. Все-таки это должна быть в православном понимании «умная» молитва, то есть умом и сердцем (ум соединяется с сердцем). Трудно говорить об этом, надо спросить тех, кто совершенный в молитве.

– Мне кажется, важный вопрос, ведь мы много говорим о том, что нужно в молитве; например, достичь раскаяния в грехах, а это ведь тоже связано с эмоциями…

– Молитвы разные есть: покаянные, благодарственные, прославляющие. Если это искренняя благодарность Богу от сердца – хорошо, но если мы ищем какого-то особенного состояния, умиления, экзальтации, особого чувственного переживания – это ложный путь. Господь может дать это переживание, может не дать, и надо смиряться, что я такой чурбан, как умею, так и молюсь. Если Господь дает эту радость, это одно, если это искусственное, то это неправильно.

– Вопрос Татьяны из Смоленска: «В понятие „упокой, Господи” я вкладываю надежду на то, что усопшему Господь поможет очистить душу от обид, боязни, злой памяти о скорбных событиях земной жизни. Очень хочется, чтобы это было так. Я это придумала или можно на это надеяться?»

Усопшие близкие Татьяны пережили войну и много скорбей.

– Я думаю, милость Божия много больше, чем то, что перечислено в этом вопросе. Мы просим прощения грехов усопших, упокоения их души. Дело даже не в памяти. Понимаете, есть вечная память, память молитвенная, память любви… Даже самые скорбные переживания (о войне, например, в вопросе звучит) наполнены разными событиями. В трагические события часто люди совершают подвиг, они проявляют настоящую любовь, ведь нет больше той любви, чем жизнь свою отдать за ближнего. Почему же это надо забывать? Хотя это было, может быть, и во время тяжелейших испытаний, но был совершен христианский подвиг милосердия, любви, молитвы, веры.  Такое не надо забывать, поэтому убежден, что милосердие Божие, милость Божия, помилование Божие много больше и слаще, глубже, даже благодатнее, чем то, что было перечислено в вопросе. Думаю, что милость Божию мы никак не должны ограничивать, и мы с верой молимся об упокоении наших сродников.

– Как Вы думаете, души усопших забывают потом о скорбных событиях, которые случались в их жизни? Остаются только хорошие моменты или нет?

– Я думаю, не забывают, просто все по-другому. Мы, находясь в бренном, грешном теле, являемся весьма грешными людьми со многими страстями. А там просто иначе. Святой человек, человек, сподобившийся Царствия Божия, который встретился с Богом, видит все в другом свете, по-другому. Допустим, человек может увидеть вечность (я предполагаю), уже по-другому оцениваются события… Когда-то, например, это был ужас, а потом человек прозрел, увидел, что именно этими скорбями Господь его и спас. Поэтому все по-другому: нельзя по нашим земным меркам измерить вечность.

– Вопрос телезрителя: «Подскажите, должен ли человек всегда ощущать присутствие Божие и Его благодать или есть периоды, когда это чувствуется, а когда нет?»

– Бывает, человек вообще не чувствует присутствие Божие.

– Верующий?

– Если спросить, у нас 80% верующих людей, но на исповедь каяться в своих грехах приходит несколько процентов людей, а живут в постоянном присутствии Божием единицы. Да, мы должны стремиться жить в присутствии Божием. Это идеал. От Бога не утаишься, не спрячешься. Насколько у нас это получается, насколько мы готовы к этому, вопрос. Мы часто к этому просто совсем не готовы, но стремиться к этому нужно, верующий человек живет в присутствии Божием. Помните в Евангелии, когда Господь исцеляет гадаринского бесноватого, жители Гадаринской страны просят Христа уйти. Он их лишил греховного промысла, заработка, свиней погубил – это был запрещенный промысел для иудеев, но они обогащались за счет этого запрещенного промысла, продавали римлянам свинину, мясо, кожу. И то, что Бог избавил их от греховного промысла, привело их не к покаянию, а к послаблению, говорят: «Уходи, не хотим жить в Твоем присутствии». Когда мы прячемся от Бога? Когда грешим, когда не хотим жить по воле Божией. Как настоящие христиане мы должны стремиться жить в присутствии Божием. Сладость от присутствия Божия ни с чем не сравнится. Мы хотим в Царствии Божием через день находиться? Там же надо научиться жить в присутствии Божием.

– А бывает такое, что ты ощущаешь присутствие, а потом оно проходит?

– Конечно. Не надо идеализировать: разные периоды жизни бывают у одного и того же человека, человек может испытывать богооставленность. Мы знаем из житий и жизнеописаний святых праведных людей, что они испытывали такие искушения богооставленности. Такое бывает.  

– Что делать человеку, которому казалось, что все хорошо и Бог рядом, но в какой-то момент он ощущает, что все пошло не так?

– Лукавый подошел близко, сей род изгоняется только молитвой и постом. Молись и кайся.

– Это всегда связано с грехами человека?

– Это может быть испытание, в любом случае это связано с нашей греховной природой. Это может быть не конкретно за какой-то грех, необязательно, что этот грех привел к этому, но в целом – да, наше греховное устроение не дает нам быть с Богом.

– Следующий вопрос: «Подскажите, можно ли передать сыну венчальное кольцо?» Есть ли что-то в этом особенное?

– Вопрос: почему человек сам это кольцо не носит?

– Такое бывает, когда передают от бабушки венчальное кольцо…

– Можно, суеверного страха не должно быть точно. Вопрос: почему, допустим, отец перестал носить кольцо? Возможно, оно стало маленького размера, тут разные варианты могут быть, но не должно быть точно суеверного страха.

– Может быть, тут мысли, что с этим кольцом перейдут какие-то вещи?

– Это и есть суеверные мысли – их быть не должно. С кольцом ничего не перейдет.

– Олег из Уфы спрашивает: «Как бросить курить, если куришь почти 40 лет по три пачки в день? Что только не пробовал – ничего не помогает».

– Как жив-то еще такой бедный человек?! По три пачки в день 40 лет курить – это же ужас. Какая нагрузка на организм…

– Он все-таки жив. Что делать дальше?

– Сокращать. Очевидно, что не получается бросить разом. Борьба с грехом должна быть постоянная; с каждой сигаретой, каждый день сокращать. Захотел закурить – не закуривать, закурил – туши, пошел на перекур – остановись, молитву прочитай, чайку попей, позвони маме, жене, детям. Нужно именно желание. Если нет настоящего желания, ничего не получится, какими бы прекрасными советы ни были, какие бы лекарства ни были, еще что-то… Если нет настоящего желания бросить какой-то грех, страсть – ничего не получится. Если же есть настоящее желание, то эта борьба должна быть постоянной. Я уверен, если с Божией помощью будут постоянные усилия, то человеку удастся это сократить. Это будет уже результат. А потом, возможно, последний рывок – полностью бросить. Хотя, конечно, стаж угрожающий.

– Можно ли в борьбе с грехами и вредными привычками все-таки ожидать, что когда-то будет одержана полная победа? Можно ли в это верить, ведь можно сорваться и начать заново?

– И заново бороться. Бывает такое, что человек борется с какой-то пагубной страстью, с грехом, побеждает, в какой-то момент вдруг оступился – опять бороться, опять побеждать.

– И это же подрывает веру в свои силы?

– Я думаю, чтобы победить любую пагубную привычку и страсть, нужно не в свои силы верить, а в милосердие Божие, в помощь Божию, в благодать Божию, в Господа. Только своими силами победить невозможно. Ни одну страсть, находящуюся внутри своей природы (наша природа греховная), человек не может преобразить сам – нужна благодать Божия. Усилия наши нужны, воля, желание, борьба, но еще и благодать Божия. Своими силами это просто невозможно сделать.

– Как может Церковь помочь в этом?

– Покаяние, молитва, причащение Святых Христовых Таин. Ведь мы причащаемся во исцеление души и тела, а зависимость – это болезнь души.

– Валерий, 12 лет, задает вопрос: «С какими мыслями нужно окунаться в святые источники?»

Хороший вопрос, я никогда не задумывался над этим, когда окунался…

– От холодной воды мысли все могут оставить. Надо помолиться. Надо сказать, что это совершенно необязательное упражнение – окунание в холодной воде, в святых источниках, в Крещение в проруби. Это не является свидетельством праведной духовной жизни. Есть многие люди, которые любят купаться, но живут совсем не праведной жизнью, есть люди, которые живут праведной жизнью, но боятся по состоянию здоровья купаться (или врачи не рекомендуют). Надо помолиться, с верой призвать благословение Божие. Некоторые говорят такие слова: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Троекратно погружаются, троекратно крестятся – так можно сделать.

– Что-то происходит в духовном плане, когда окунаешься в источник?

– Непростой вопрос. Все зависит от настроя человека, от его внутреннего состояния. Если человек с верой приходит туда, то да.

– С верой во что?

– В Бога. Мы призываем благословение Божие, верим в действие святой воды. Еще раз повторю: не надо преувеличивать значение купания в святых источниках. Это часто люди делают из спортивного интереса и, кстати, тоже чувствуют какой-то духовный подъем. Кровь приливает, отливает, холодно, жарко становится – преодолел себя, справился, смог, это ощущение эмоционально очень богатым может быть. Это переживание может быть абсолютно не христианским; «я победил, я смог, преодолел себя» – человек тоже чувствует какое-то удовлетворение от этого, радость может чувствовать, через стресс тела душа радуется, но это необязательно благодатные переживания. Благодатные переживания сопряжены все-таки с обращением к Богу, с молитвой. В источниках купаются не только верующие люди, но и неверующие.

– Действительно, интересная мысль… Когда окунаешься с мыслью победить себя, твой взгляд направлен на самого себя: я победил, я смог, я преодолел. А правильно как?

– «Я не могу, я слабый, немощный, нерешительный; Господи, в Тебя верую, Ты мне помоги, благослови, на то святая воля Твоя, исцели мой недуг, укрепи меня в духовной борьбе с моими грехами и страстями». Люди часто молятся о телесном, о выздоровлении, гораздо реже молятся, чтобы избавиться от какой-то страсти, греховной привычки, от каких-то пороков. Я думаю, что об этом тоже надо молиться, но смиренно, просить у Бога благословения Божия, признавать свою немощь и в то же самое время иметь решимость с Божией помощью победить грех.

– Еще такой вопрос: «Как Вы относитесь к молитве запрещения?»

– Есть такая молитва в Требнике, ни в коем случае не надо никому (ни мирянину, ни священнику) читать эту молитву с мыслью, что он изгоняет демонов и запрещает бесов. В таинстве Крещения мы всегда читаем запретительные молитвы, каждый раз в начале крещения, еще когда совершается оглашение. Мы верим в силу Божию, уверены, что Бог сильнее дьявола, что благодатные силы Божии победят бесовские силы в человеке. А можно относиться к этому как к некому заклинанию, некой магии – это неправильно.

– Обычно когда светские люди приходят на крещение, практически не очень знакомые с жизнью Церкви, и слушают чин запрещения (а там: «заклинаю, запрещаю, дунь и плюнь»), видны смешки. Что все-таки происходит в этот момент, когда священник и оглашаемый находятся в таком диалоге?

– Это важная часть крещения. Сейчас, мне кажется, поскольку проходят огласительные беседы перед крещением, люди более подготовленными подходят к крещению своих детей в качестве родителей, крестных – и это очень важно. Крестить ребенка, не веруя в Бога, не зная, что такое крещение, не подготовившись к таинству – это ошибка, это формальное крещение. Ко мне иногда подходят, говорят: может, мы без собеседования? –«Хорошо, вы хотите формально ребенка крестить?» – «Нет, нет. Формально не хотим». – «Вы знаете, что такое крещение?» Выясняется, что не особенно знают.

И когда беседу проведешь,  обычно довольны бывают: слава Богу, мы многое узнали, более осознанный шаг делаем. Ведь ребенка важно не только крестить. Принять решение крестить ребенка – это тождественное решение воспитывать его в вере. И если ребенок крещен, он должен причащаться Святых Христовых Таин. И если крестные родители подготовлены, смешков быть не должно, на это тоже часто обращают внимание во время огласительных бесед. Дуновение и плюновение – это символ отречения от сатаны. Да, это некий архаизм, немного устаревшая форма, тем не менее мы даже интуитивно понимаем, что плюнуть на человека (не дай Бог это делать никому никогда) – это некий вызов, объявление войны ему, некое оскорбление, отречение. Действительно, дуновение и плюновение – древние символы в таинстве Крещения отречения от сатаны. Крестные, родители, все, кто присутствует на крещении в этот момент, поворачиваются на запад (запад символизирует сатану), после дуновения и плюновения они отвечают на вопрос: «Отрицаешься ли от сатаны?» – «Отрекаюсь» (говорят трижды), поворачиваются на восток. Восток символизирует Христа, и они, собственно говоря, исповедуют свою веру во Христа – это сознательное участие в таинстве.

– Отец Алексий, спасибо, что были с нами, мы ответили сегодня на много вопросов. Надеюсь, что многие нашли свои ответы.

Ведущий программы Александр Черепенин

Записала Елена Чурина

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать