Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

24 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель прихода во имя святого страстотерпца врача Евгения Боткина в Первоуральске священник Иоанн Парамонов.

– Прежде всего хочу поздравить Вас с праздником Торжества православия и с началом Великого поста. Как эти дни встречали у вас на приходе?

– Мы рады, что Господь сподобил нас вступить в подвиг святой Четыредесятницы, Великого поста. В прошедшее воскресенье мы совершали Торжество православия. Наш приход небольшой, но помещение, в котором мы находимся, было переполнено. Практически все прихожане причащались Святых Христовых Таин. Далее мы отслужили молебен чина Торжества православия, прославили Христа Бога, возгласили многолетие предстоятелям Поместных Православных Церквей и вечную память всем тем, кто потрудился на ниве благовестия Христова: всем благоверным князьям, княгиням, святейшим патриархам, преосвященным архиереям, всем православным христианам, благодаря чьим трудам мы имеем возможность быть чадами Святой Православной Церкви.

– Насколько я понимаю, богослужебная жизнь у вас сейчас проходит во временном помещении. Приход есть, а как такового молитвенного помещения и храма во имя святого врача-страстотерпца нет. Расскажите об этом подробнее.

– В этом плане не скажу, что наш приход уникальный, но в чем-то своеобразный. Дело в том, что сравнительно недавно, в 2016 году, святой страстотерпец врач Евгений Боткин был причислен к лику святых. Нашлась группа прихожан тогда еще Петропавловского храма, особо почитавших царскую семью, святого страстотерпца Евгения, врача, и эта небольшая группа была инициатором того, чтобы в городе Первоуральске был приход, а в дальнейшем и храм в честь святого страстотерпца Евгения.

Надо сказать, что Первоуральск – особый город. В чем его особенность? Он появился в 30-х годах XX века, и памятников, связанных с периодом царской семьи и вообще с подвигом людей в дни безбожных гонений, в городе нет. Изначально храм задумывался как храм-памятник тем людям, которые пострадали от безбожной власти именно в Первоуральске и его окрестностях (такие списки есть, людей большое количество), и, конечно, святой царской семье и святому страстотерпцу Евгению, врачу, который был верен долгу врача, дворянина и вообще православного человека до последнего своего вздоха.

В 2017 году владыка митрополит Кирилл благословил создание прихода, мы стали активно заниматься соответствующей документацией. Вскоре встал вопрос о том, где же мы будем совершать богослужения. Тогда владыка благословил меня стать настоятелем этого прихода, и мы стали искать помещение, поскольку община должна начинаться именно с литургической, богослужебной жизни. И что только не происходило!..

– Хочется услышать подробности, как это вообще происходит.

– Расскажу, как у нас произошло. Представьте небольшой провинциальный заводской город. Мы со старостой Светланой Владимировной Богодяж стоим в центре города. Я говорю: «Ну что, Светлана Владимировна, куда пойдем место искать?» Речь шла о помещении, которое приход арендовал бы, подготовил под богослужебные нужды. Она предложила пойти в Центр детского творчества, возможно, мол, там сдают какие-то помещения. Мы пришли к руководству, на нас посмотрели и отказали, если сказать деликатно.

– У виска пальцем не крутили?

– Явно не крутили, но отказали, к сожалению. Дальше мы пошли в помещение, которое находится в Корабельной роще. Кстати сказать, рядом администрация города выделила землю для прихода, и там владыка митрополит заложил камень в основание храма. Это было в 2018 году. Почему именно в этом году? Потому, что это был юбилейный год, – год 100-летия со дня расстрела царской семьи, в том числе святого страстотерпца Евгения, врача. Торжества проходили в Екатеринбургской епархии на высоком уровне и, конечно же, коснулись Первоуральска, но постольку-поскольку... Это город заводской, и о царской семье и их подвиге мы узнаем только из средств массовой информации, а какого-то храма-памятника, который привлекал бы внимание к их подвигу, в городе не было. И вот владыка митрополит благословил строительство храма, и в 2018 году был заложен камень в основание храма в Корабельной роще.

Рядом с этим местом стоит двухэтажное здание Первоуральской типографии. Несмотря на то, что оно было выстроено в 30-х годах, это был, по всей видимости, стратегический объект – там мощные стены, большой подвал. В общем, здание – загляденье. Но в силу объективных причин и времени оно приходит в ветхое состояние. И мы подумали: может, в типографию зайдем? Так посмеялись. А было прохладно, ноябрь. И мы решили зайти хотя бы погреться.

Зашли к директору типографии, объяснили, что мы из прихода и хотим здесь арендовать помещение. Он говорит: «Вот вас-то я и ждал. Пойдемте, я вам все покажу». Сначала мы пошли на второй этаж, у них там было помещение, приспособленное под актовый зал. Все было чистенько, аккуратно, и можно было бы там все приспособить, но, к сожалению, народ в приходе в основном пожилой, сложно было бы подниматься на второй этаж. К тому же там ступени далеко не такие, к каким мы привыкли в подъездах домов.

И тогда нам предложили склад. Это был склад готовой продукции. Представляете, что такое складское помещение с 30-х годов? Но оно нас привлекло, поскольку отвечало всем требованиям: во-первых, легко до него добраться; во-вторых, помещение находится в пятидесяти метрах от закладного камня, от строительства будущего храма.

Но надо было вложиться, чтобы приспособить это помещение под богослужение. Что значит приспособить? Сделать  косметический ремонт, изготовить иконостас, приобрести соответствующую церковную утварь. Как вы понимаете, это немалые средства для любого прихода. К тому же наш приход начинал свою деятельность, как я всегда говорю, не с нуля, а с минус единицы: у нас не было ничего.

Как только приход был зарегистрирован (я еще тогда был священником в Петропавловском храме), первое, что мы сделали, – написали икону святого страстотерпца Евгения, врача. Это была первая его икона в городе Первоуральске, которую мы заказали. С этого и начинался наш приход. По субботам мы читали акафист святому страстотерпцу Евгению, врачу. Вот такая была богослужебная жизнь в Петропавловском храме. Но время диктует свои обстоятельства, и владыка благословил начинать богослужебную деятельность. Здание Первоуральской типографии нам показалось приемлемым.

– Вас не напугала паутина, местами разрушенная кладка, масляные пятна, отвалившаяся штукатурка...

– Нас привлекло то, что это помещение находится в пятидесяти метрах от закладного камня. Это было очень важно, поскольку в дальнейшем мы каждое воскресенье совершали крестный ход к закладному камню, тем самым люди, живущие рядом с Корабельной рощей, уже психологически, духовно были готовы к тому, что здесь будет храм. И без богослужения уже люди не мыслят своей жизни. Даже люди, далекие от храма, встречают меня и спрашивают: «Вы сейчас начнете здесь свои песни петь?» Я говорю: «Да, подключайтесь, вместе помолимся». – «Мы как-нибудь потом. Но вы интересно поете. Летом можно открыть окно, послушать». То есть все равно люди по-доброму относятся.

Но начинали мы свою деятельность, конечно, не с таких добрых веяний. Владыка заложил камень в октябре, а уже 1–2 ноября было совершено первое покушение, святотатство, надругательство: люди облили закладной камень красной краской. Но, наверное, все промыслительно. Мы сказали, что все символично, поскольку красная краска напоминает кровь мучеников, которая была пролита в сорока километрах от нас. Все это было представлено в прессе, был соответствующий сюжет местного канала. Но буквально через несколько дней кувалдой стали долбить по закладной плите. Эти следы остались. Человека вовремя остановили. Что руководило этим человеком – сказать очень сложно. Тем не менее с таким недоброжелательством, недопониманием важности данного вопроса мы столкнулись.

– Причем буквально в первые же дни.

– Да. Поэтому владыка и благословил начинать богослужения: в связи с такими актами святотатства, когда начинаются богослужения и усиленная молитвенная жизнь, начинают работать духовные законы. Можно этому верить или не верить, но это очевидно. Постепенно все налаживается: люди начинают совершенно по-другому на все смотреть, и наступает благодать, мир и понимание того, что храм нужен.

Итак, арендуемое помещение нужно было приспособить под храм. Как-то не принято говорить о финансовой стороне, но она очевидна: надо было ежемесячно платить аренду, надо было подготовить иконостас...

– И все это нужно было сделать не в пролонгированный промежуток времени, а прямо здесь и сейчас.

– Да, нам дали помещение с середины ноября, и надо было за это помещение платить, надо было его ремонтировать. Где брать средства? Вот если бы Вы были настоятелем, как поступили бы?

– Я не настоятель, я журналист. И как журналист я знаю разные истории о том, как происходило строительство храмов. Например, одну из историй могу рассказать. Думаю, это будет интересно. В молодой многодетной семье священник с матушкой получили так называемый материнский капитал. Что они сделали? Им тоже было благословлено строительство в деревне храма. И они на все эти деньги от государства купили открытки, конверты, марки, написали более десяти тысяч писем и разослали по всему миру с просьбой помочь в строительстве. И это сработало. Вот один из примеров.

– Гениальный подход. Мне такая мысль не пришла. Я – человек-практик и пошел на определенный риск. Буду говорить честно, я пошел просить: «Дайте, пожалуйста, взаймы. Как будем отдавать – не знаю, но, пожалуйста, дайте». Я прекрасно понимал, что, во-первых, нужны деньги на ремонт, во-вторых – на иконостас, церковное облачение и церковную утварь. В целом я понимал, что это около пятисот тысяч минимум. Пошел к состоятельным людям. Мне сказали: «Батюшка, с удовольствием бы дали, но времена сейчас такие, что надо как-то вернуть». Я говорю: «Будем как-то возвращать». В крайнем случае, подумал, возьму кредит и буду как-то отдавать; все равно Господь не оставит. Появились деньги – можно работать. Началась активная работа.

Деньги надо было соответствующим образом направить. Приход был по количеству небольшой – буквально тринадцать человек; народ в основном пожилой, и своими силами ремонт было сделать очень сложно. Поэтому мы наняли соответствующую бригаду. Об этом узнал владыка митрополит. Я, конечно же, испрашивал у него благословения, сказал, что мы нашли временное помещение для совершения богослужений, все подробно рассказал. И владыка спросил: «Сколько вам надо денег?» Мне как священнику очень неожиданно было слышать эту фразу от архиерея. Я сказал, что нужно около двухсот тысяч рублей. Он сказал: «Деньги будут». Не знаю, уместно ли все это говорить, но владыка нам помог. Еще владыка сказал, чтобы через месяц все было готово, что 9 января на святки он будет у нас служить. Представьте себе: паутина, плесень, иконостаса нет...

– Что Вы ощущали?

– У меня был колоссальнейший стресс. Тут еще чисто личный момент: мне нужно было сделать все так, чтобы было красиво, комфортно и приятно. Даже если это временное помещение, но это помещение, где совершается Божественная служба. Поэтому все, что от нас зависит в плане чистоты, удобства, эстетичности восприятия того, что происходит, должно быть на соответствующем уровне. Безусловно, можно было поступить и проще, и, возможно, был какой-то бюджетный вариант, но я в этом плане выбрал другой путь.

Мы заказали иконостас, престол, жертвенник. Мне сказали: месяца через три будет готово. Я говорю: «Да вы что! Мне нужно через 20–25 дней». Мне сказали, что это нереально. Я говорю: «Мы будем молиться. Скажите, за кого молиться». Мне ответили: «Вы там молитесь, но мы говорим, что это будет готово месяца через три».

Я говорю: «Умоляем вас, давайте как-то будем решать...» В общем, как-то договорились. Делаем ремонт. Ждем иконостас. Проходит три недели. Иконостаса нет, с церковной утварью тоже проблема. Тогда откликнулись отцы благочиния. Они понимали всю сложность этого вопроса и сказали: «Отец Иоанн, мы тебе поможем». И приходы, которые уже существовали в городе Первоуральске, помогли: кто-то приобрел Евангелие, кто-то облачение, кто-то крест, кто-то семисвечник. Один приход отдал Минеи; комплект стоит больших денег. Мол, чтобы совершать богослужения, на первых порах вам хватит.

– Это и называется «всем миром».

– По всей видимости, да. Так и получилось. Те приходы, которые, что называется, на ногах, живут более-менее стабильно, откликнулись, и мы им премного благодарны – без их помощи мы вряд ли смогли бы стать полноценным приходом, готовым к совершению богослужений. У нас на сегодняшний день есть вся необходимая церковная утварь, все облачения.

Тридцатого декабря мы уже решили совершать Божественную службу; 24 или 25 декабря нам сказали: иконостас готов. Мы выдохнули: не зря же молились. Нам установили иконостас, привезли иконы, аналой. Мы самостоятельно изготовили скамейки, церковную лавку. Помещение у нас небольшое, около ста двадцати квадратных метров. Но есть церковная лавка, есть алтарь (то есть алтарь отгорожен иконостасом) и основное храмовое помещение.

Тридцатого декабря мы совершили первую Божественную литургию, 31 декабря – память праведного Симеона, а 9 января, на святках, владыка митрополит приехал к нам совершать богослужение. Не в Петропавловский храм, а именно к нам, в здание Первоуральской типографии. Конечно, людей было не просто много, а очень много. Люди стояли на улице, потому что помещение небольшое, не всех могло вместить. Владыка, совершая богослужение в алтаре, подозвал меня и сказал: «Отец Иоанн, хорошо, молодец». Эти простые слова, сказанные владыкой, лучше всяких наград.

Мы, конечно же, выложились как могли. Владыка митрополит имеет особое молитвенное попечение о том, чтобы память о царской семье и верных слугах святой царской семьи все-таки была на Уральской земле. Он прекрасно понимает, что представляет собой Первоуральск и что значит построить такой храм в городе Первоуральске; он знает, с чего начинает жить приход. Поэтому мы премного благодарны владыке митрополиту, что он так по-отечески отнесся к нам и в дальнейшем координировал всю нашу деятельность, всю проектную документацию до последнего пребывания здесь, на Уральской земле.

С благословения владыки мы стали совершать богослужения. Конечно, приходская жизнь на сегодняшний день не ограничивается только богослужениями. Это активная социальная, просветительская работа. У нас открыта воскресная школа. Мы ограничены в помещениях, у нас всего лишь небольшой зал, но после богослужений мы искусственно делим его на два класса. Кроме того, по воскресным дням администрация Первоуральской типографии предлагает воспользоваться их актовым залом, где у нас регулярно проходит кинолекторий, мы проводим там праздники, встречаемся всем приходом.

Приход у нас хоть и небольшой, но помещение в сто двадцать квадратных метров по воскресным и праздничным дням переполнено. Всех прихожан я знаю по именам и в лицо. То есть у нас настоящая семья. Наверное, этого сложно достичь в больших соборах, там своя специфика, свои моменты. Что касается нашего прихода, мы живем в тесном взаимодействии. У нас есть своя группа в WhatsApp, где мы пишем соответствующие объявления, просим о помощи, если таковая нужна. Например, в воскресной школе ребят надо чем-то кормить. У нас нет своей трапезной, но у нас есть дежурные родители, которые соответствующим образом готовятся, и мы знаем, что у детей будет что перекусить. Организуется помощь прихожанам, если нужно.

При приходе организованы курсы церковного пения. Все получилось милостью Божией. Нашелся регент (но это отдельная тема), и мы организовали впервые за все время существования православных приходов в Первоуральске с 90-х годов полноценные курсы для церковных певчих. Мы испросили благословение у владыки митрополита (наше прошение слушали даже на епархиальном совете) и получили соответствующее благословение. Мы разработали программу на два года. Что это за курсы? Это курсы для тех прихожан, которые желали бы в дальнейшем нести послушание певчего, чтобы это послушание было осознанным, чтобы они понимали церковный устав, специфику пения как такового. Ведь люди приходят на клирос с нуля, не имея вообще элементарного музыкального образования, но имея колоссальнейшую потребность служить Господу именно на клиросе. И с людьми, конечно, надо заниматься. У нас два раза в неделю проходят занятия по два с половиной часа. Там идет и изучение церковного устава, и последовательности богослужения, и «Закона Божьего», и непосредственно церковного пения. И люди откликаются, с удовольствием идут на курсы.

Несмотря на то, что у нас помещение небольшое, к нам приходят на курсы прихожане из других храмов, где таких курсов нет в силу различных причин. У нас на приходе стоит небольшое электронное пианино (я из дома привез), и после службы в определенные часы (как правило, после шести вечера) проходят так называемые спевки. Недавно у нас служил священник (я был в командировке), и его порадовало, что певчие свободно поют Божественную литургию митрополита Илариона (Алфеева). Вроде бы хор непрофессиональный, но регент нашла соответствующий подход, чтобы люди себя раскрыли.

– Какая работа проделана за эти три года!

– Гигантская работа. Без просветительской, социальной направленности приход существовать может, но это будет какой-то неполноценный приход. Наша задача – научить людей, дать им лучшие традиции православной культуры, в том числе певческой культуры, если мы говорим о церковном пении.

Что касается воскресной школы, то активность родителей и детей налицо. Наш приход также пытается активно освоить интернет-пространство. И пандемия этому поспособствовала. Мы регулярно вели онлайн-богослужения. У нас есть приходской сайт http://hrambotkina.ru, где вы всё можете посмотреть. Есть группа «ВКонтакте», можно подписываться, оставлять свои комментарии. Есть также группа в Instagram. И прихожане чувствуют свою сопричастность к жизни прихода.

Я постоянно нахожусь в теме, что называется; отслеживаю приходскую жизнь даже тогда, когда не могу прийти на богослужение. Это очень важно, значимо; я уверен, что современный приход должен осваивать интернет-пространство, поскольку это новые возможности для проповеди, миссионерства, новые возможности коммуникации. Там тоже есть свои законы, свои правила, которые мы пытаемся осмыслить, перенять. Этому нас никто не учил, мы с матушкой вместе садимся и пытаемся сделать так, чтобы было минимум информации для чтения, но по максимуму все визуализировано.

– Вы сейчас перечислили далеко не все направления своей деятельности, но даже они говорят о том, что тех ста двадцати метров, которые сейчас у вас есть, явно недостаточно для осуществления текущей деятельности. Уже тесновато...

– Когда приход только-только организовали, когда администрация города выделила землю, очень остро стоял вопрос: кто в приход-то ходить будет? «Чем вы там заниматься будете?» Мол, вот есть храм, туда и ходите.

Но практика показала, что сегодня приход, помимо основной богослужебной деятельности, ведет активную социальную, миссионерскую, просветительскую деятельность, и это востребовано. Но совершение богослужений – это все-таки основная деятельность. Конечно, мы нуждаемся как в самом храме, в храмовом помещении, так и в административно-подсобных помещениях, которые смогли бы удовлетворить наши нужды.

Буквально в эти дни нами подготовлен соответствующий пакет документов для разрешения на строительство. Думаю, администрация положительно на это посмотрит, нам будет выдано соответствующее разрешение. И очень остро перед приходом встает вопрос строительства храма. Это, конечно, вопрос финансовый; к сожалению, наша община не сможет его целиком поднять. Поэтому мы очень нуждаемся, как и любой приход, в строительной помощи. Необязательно вопрос идет о деньгах, но в том числе о строительных материалах, каких-то организационных аспектах, советах. Мы всегда открыты и будем рады, если кто-то в этом плане найдется.

Кстати, я упомянул и вопрос о том, что занял деньги, крупную сумму...

– Да. Как все закончилось?

– Закончилось очень трагично. Я всех прихожан поставил в известность, что за все то, что они видят (уважаемые телезрители могут тоже зайти на сайт и увидеть, как выглядит наш приход, как мы живем), что мы уже имеем, надо отдавать долги, и жертвы прихожан идут именно на то, чтобы отдавать долг, что называется. Вскоре та женщина, которая нам помогла, поделилась тем, что у нее очень тяжелое состояние здоровья, и всю ту сумму, что мы ей должны, она оставляет на Промысл Божий, просит только помолиться. У нее был рак, тяжелое состояние; она сама этого не ожидала. Конечно, мы все за нее молились, и для нас было абсолютной неожиданностью, что вскоре она почила в Бозе. Поэтому первый строитель нашего храма – это раба Божия Галина. Всех призываю помолиться о ней, если будет такая возможность. Она первая внесла существенную лепту в строительство и созидание храма Божьего. Вот так она распорядилась, и это многого стоит. Любого строителя храма, как мы знаем, поминают на каждом богослужении. Это милость Божия – быть сопричастником в строительстве храма. Вот такой суммой она располагала, была весьма обеспеченным человеком, и так по-доброму она распорядилась. Вот так этот момент был завершен.

– Какое счастье, когда за человека молятся...

– На нас всех это налагает особую ответственность. Каждую заупокойную службу я всегда призываю: братья и сестры, все, что здесь есть, это милость Божия и по трудам рабы Божией Галины. Давайте за нее молиться. Это первая наша благодетельница, за которую весь приход молится. Дай Бог, чтобы за всех нас так же молились.

– Сейчас на каком этапе все находится?

– Подготовлена соответствующая документация, и она тоже стоит определенных денег, поскольку проект храма надо создать...

– Любой нарисованный квадратик на листочке с подписью и печатью стоит денег.

– Это немалые деньги для нашего прихода. Откуда это деньги? Это деньги прихожан, то, что люди жертвуют. Каждый месяц я стараюсь отчитываться в том, сколько и куда потрачено. Приходской совет внимательно ведет соответствующую документацию. У нас на приходе все гласно, и все люди всё понимают. На сегодняшний день документация готова, но встает вопрос о первом этапе строительства – фундаменте. Подготовлена соответствующая смета...

– Сколько требуется на первый этап строительства?

– Порядка восьми миллионов рублей. Это полностью первый этап: подготовка площадки, заливка фундамента. Храм будет стоять на скале, то есть грунт скальный...

– Как помочь?

– На сайте есть соответствующие координаты прихода, банковские реквизиты. Мы будем рады любой помощи, даже советам, куда обратиться. Потому что есть люди, которые знают, куда обратиться. Поэтому, пожалуйста, звоните, пишите. Есть группа «ВКонтакте», где тоже есть реквизиты. Все доступно. Если есть возможность помочь – мы будем только рады.

– Человек скажет: «Батюшка, хочу пожертвовать. А за меня будете молиться?»

– Это вообще не обсуждается. Прихожане знают, что есть так называемые кирпичики и есть синодики, большие журналы. Кирпичики по доступной сумме – сто рублей. Благодаря этим кирпичикам мы собрали средства на соответствующую документацию. У нас есть синодики, читаем и Псалтирь, и синодики, поминаем людей (как о здравии, так и об упокоении). Эти списки мы отслеживаем, храним и за всех, конечно же, молимся. Потому что храм должен быть построен на молитве, должен быть построен всем миром и только с миром: никакой вражды, никаких ссор не должно быть.

Мы очень благодарны людям, которые некогда были настроены враждебно, что в Корабельной роще будет храм, но сейчас они видят нашу активность, наше желание и то, что мы прибираем рощу и участок, который дан нам администрацией для строительства, и понимают, что это место будет облагорожено. Сейчас они на это уже смотрят по-другому. Некоторые говорят: «Я денег не дам, но доски прибить помогу». То есть люди готовы откликнуться.

Помощь, конечно же, нужна. Еще раз скажу, что финансовый вопрос очень остро стоит, и не только перед нами, но перед любым приходом, который строится. Конечно, сейчас кризис, это мы все прекрасно понимаем. Но лучшие храмы на Руси строились в период монголо-татарского ига, и тогда был кризис, все было сложно. В этом, наверное, и проявляется наша вера: все самое лучшее мы должны посвятить в нашей жизни Богу. Благо Господь дает нам эту возможность.

У нас замечательный приход, но все-таки мы молимся Господу, чтобы Он нам даровал возможность молиться в храме. Храм надо заслужить, мы это прекрасно понимаем; его надо вымолить, выстрадать, исповеднически получить, что называется, как некую награду. А быть частью храма – это большое счастье.

Поэтому всех всегда призываю: стремитесь быть частью храма, чтобы ваша душа была именно в храме. Речь не идет никоим образом о деньгах, хотя это тоже вопрос актуальный, а о том, чтобы быть сопричастным именно церковной жизни. Если мы хотя бы помоем в храме полы, уверен, добрый ответ будет от Христа Бога. Потому что ради Господа мы это делаем – жертвуем своим временем, своими возможностями.

Служение Богу любого человека, будь то священник или прихожанин, – это всегда жертва. С утра рано встать и пойти на службу – это же жертва: свое нежное тельце нужно же поднять! Без жертвы духовная жизнь немыслима. Чем-то мы всегда должны пожертвовать ради Господа. Даже сейчас, в пост, мы чем-то должны пожертвовать: отказаться, например, от какой-то еды, используя это как некое средство воздержания страстей. Это тоже жертва. Для чего мы постимся? Ради Господа. «Господи, помоги, вразуми начать новую духовную жизнь, посмотреть на себя и на пространство вокруг себя по-иному». На этих основаниях должен созидаться приход. Благо он созидается.

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать