Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

23 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель прихода во имя святого страстотерпца врача Евгения Боткина в Первоуральске священник Иоанн Парамонов. 

– В праздник Троицы люди по телефону друг другу посылают в большом количестве открытки, видеозарисовки, слова поздравлений. Скажите несколько слов об этом торжестве.

– Наверное, это здорово, когда нас кто-то поздравляет, когда о нас помнят. Современная культура гаджетов позволяет нам это делать. В воскресенье мы действительно отметили очень важное событие – день Святой Троицы, Пятидесятницы, день сошествия Святого Духа на апостолов. Вся эта неделя является праздничной, и по церковному уставу даже в среду и пятницу нет поста (неделя именуется сплошной). Очень хорошо, что сейчас, в XXI веке, мы так беспрепятственно от сердца к сердцу делимся радостью, что есть возможность праздновать день рождения Церкви.

День Святой Пятидесятницы еще называют днем рождения Церкви. Богу было так угодно, чтобы апостолы, собравшись вместе, получили в виде огненных языков благодать Духа Святого. И что же произошло? А произошло то, что они стали говорить на разных языках. Мы не можем с уверенностью сказать, что это были за языки: то ли  наречия тех людей, которые их слушали; то ли особая проповедь благодатью Духа Святого, которая доходила до сердец и умов людей так, что тысячи решили принять крещение.

Как бы там ни было, мы знаем, что дары Духа Святого действуют и сегодня, в XXI веке, потому что Церковь живет благодатью Святого Духа. И все, что в Церкви происходит, –происходит силою Святого Духа. Все те таинства, с которыми мы сталкиваемся, тоже благодать Святого Духа. Господь наш Иисус Христос, возносясь на небо, покинул нас физически, но Он дал нам обещание, что даст Утешителя, Который как раз и будет править нашу жизнь. Мы знаем, Господь предупреждал Своих учеников, что если будут тяжелые времена, пусть они не заботятся о том, что говорить, ибо Дух Святой даст глагол, что отвечать.

Мы знаем, что силою Святого Духа устрояется Церковь Божия и, по обетованию Спасителя, врата адовы не одолеют ее. Рассматривая историю, мы видим, что какие бы хитроумные гонения ни были созданы людьми против Церкви, Церковь жива. И в XX веке, тяжелейшем времени испытаний, Церковь выжила, несмотря ни на что. А ведь враг был очень лукав и хитер. Но именно силою Святого Духа Церковь сохранилась. Она сохранилась и тогда, когда была раздираема всевозможными ложными учениями (это арианство и другие учения). Благо, что мы принадлежим этой истине и имеем возможность единым сердцем и едиными устами прославлять Господа нашего Триипостасного: Бога Отца, Сына и Святого Духа.

– Праздник Вы встречали вместе с прихожанами. Как все прошло?

– Я благодарю Вас за последнюю добрую встречу в студии, после которой люди звонили, писали, по-доброму отнеслись к нашей нужде, обещали молиться. Мы верим, что молитвами людей храм Божий будет создаваться. Мы говорим о приходе в честь святого страстотерпца Евгения, врача, в городе Первоуральске.

Мы, как и все православные христиане, в эти святые и важные для нас дни были на богослужении. Очень много людей пришло на праздник Святой Троицы в это временное помещение в здании Первоуральской типографии. Конечно, с некоторым сожалением говорю о том, что храма пока еще нет, но мы прикладываем определенные усилия, уповаем на Бога и молимся. Мы понимаем, что храм нужно заслужить, вымолить, выстрадать, чтобы Господь даровал нам место, где мы могли бы беспрепятственно, без преград прославлять Его.

Праздник прошел, как я всегда говорю, на высоком уровне. Благо у нас на приходе есть свой большой хор. Есть прихожане, желающие освоить певческое искусство. Было богослужение, потом небольшая утешительная трапеза.

Современный приход, как вы знаете, живет не только богослужебной жизнью, но еще и просветительской работой. Ввиду того, что нас постигла пандемия (очень тяжелое испытание для всех), вся просветительская работа была перенесена в виртуальное пространство. В социальных сетях (в группе «ВКонтакте», в Instagram), на сайте нашего прихода мы старались выкладывать небольшие поучительные и необходимые для всех нас слова о каком-то предстоящем празднике, о памяти того или иного святого, чтобы прихожане все отслеживали и готовились к предстоящему празднику.

– Вы сказали, что на праздник Троицы было большое количество людей. Ситуация с пандемией не повлияла на приход так, что все разбежались и больше не вернулись?

– Мне очень сложно сказать за все приходы, но на нашем приходе это никоим образом не отразилось. Когда только-только начиналась пандемия, мы использовали все необходимые средства, которые рекомендовало священноначалие для предотвращения распространения коронавирусной инфекции: ношение масок, обработку рук, соблюдение дистанции, обработку лжицы. Еще у нас на приходе приобретен (нашлись благодетели) рециркулятор, чтобы очищался воздух. Все это для того, чтобы сгладить градус возможного заражения. Все мы ходим под Богом. Несколько прихожан, в том числе и я, переболели коронавирусом. Я лично в прошлом году месяц (в июле) пролежал в больнице.

– Тяжело переносили эту болезнь?

– Было страшно. Потому что последствия этой болезни очень неоднозначны. Было страшно, но я молился: «Господи, помоги, вразуми, управь». Как только мы заболели, я, как настоятель, сказал, что мы должны уйти на карантин. Мы закрыли наше помещение, соответствующим образом его обработали; две недели не совершали богослужений (понятно, меня не было, я был в больнице), никто не мог туда прийти. Всем прихожанам в социальных сетях сказали: побудьте, пожалуйста, дома, поберегите себя, понаблюдайте за собой и в случае ухудшения здоровья немедленно обращайтесь к врачу. Я думаю, мы вовремя оперативно преградили путь распространения коронавирусной инфекции, и это сыграло положительную роль. У нас буквально только два человека из прихожан заболели, остальных людей мы смогли сберечь.

– Это очень актуально сейчас, потому что вновь происходят какие-то события, вновь усиливаются меры по борьбе с этой инфекцией. Но не все это принимают, говорят, что это излишне. Но, судя по вашему примеру, далеко не излишне.

– Мне знакомы все эти моменты. Находятся люди, которые по любви к Богу, к традициям церковной и литургической жизни говорят: «Зачем это все? Мы же люди верующие. Неужели мы Богу не доверяем?..» Это все правильно. Я таких людей тоже понимаю. Но есть еще и другая сторона этого вопроса, очень важная, я бы даже сказал, деликатная. Самая главная добродетель, которой должен научиться православный человек, живя на земле, в том числе церковной жизнью, – это добродетель рассуждения. Если есть в нас дух рассуждения, когда мы можем сосредоточиться, взвесить все «за» и «против», – хорошо. Все святые всегда призывали к рассуждению на любом этапе жизни. В том числе этот момент действует и когда распространяется данная коронавирусная инфекция.

Второй момент. Если уж мы такие православные христиане, тогда нам обязательно нужно исполнить очень важное дело в духовной жизни, которое именуется послушанием. Если священноначалие и власть имущие благословили использовать вот такие меры предосторожности – возьмите это за послушание, даже если все нутро ваше категорически сопротивляется, и увидите, какой мир будет в вашей душе.

Работа может быть даже с каждым прихожанином. Мы много беседовали с ковид-диссидентами, как их называют, с людьми, негативно настроенными. Такая пастырская беседа, что называется, по душам, помогает человеку занять должную соответствующую позицию, избежать конфликтов, непонимания и жить с миром душевным. Потому что протестные настроения (экономические, политические, в духовной жизни наипаче) никогда не дают человеку никакого блага. Нужно сделать так, чтобы в душе был мир. Как это сделать? Взять все это за послушание – и тогда будет совершенно иная ситуация: и здоровье будет крепче, и душа спокойнее.

– Вы сказали, что святые отцы призывали к рассуждению...

– Приведу такой пример. Мы знаем, что святитель Феофан Затворник писал письма, давал письменно духовные советы. Одна из духовных чад его однажды спросила, не грешно ли танцевать. Вопрос актуальный не только для XIX века, но и для сегодняшнего времени. И святитель дает очень интересный совет. Он пишет так: сквозь зубы говорю, что можно, но так, чтобы не стыдно было стоять перед святыми иконами.

Казалось бы, если уж мы встали на такие ортодоксальные позиции, можно сказать: зачем танцевать? Вот тебе Псалтирь, молитвослов, ходи в храм Божий... Но святитель прекрасно понимал, что мир многогранен, люди разные (и разные обстоятельства). Есть еще так называемая светская культура, и большинству людей очень сложно избежать ее влияния. Но как жить по-христиански? Вот он и говорит: можно танцевать, но так, чтобы не стыдно было стоять перед иконами. Ведь танец танцу рознь. Здесь мы находим рассуждение архипастыря.

Так и по жизни нашей. Все мне позволительно, но не все полезно. Поэтому когда мы хотим жить полноценной духовной жизнью, мы должны руководствоваться не только своими представлениями об этой духовной жизни, но и получить соответствующее духовное врачевание у священника, у людей духовно опытных, которые пожили и понимают что-то в этой жизни. Наипаче обратиться к святоотеческому наследию – это кладезь, дающий ответы на многие вопросы, с которыми человек сталкивается в этой жизни.

– Святоотеческое наследие, духовные наставники, миссионерская деятельность. Все это составляющие Вашей деятельности. Вы – кандидат педагогических наук, преподаватель, заведующий кафедрой Миссионерского института, где люди получают духовное богословское образование.

– Я рад, что Господь сподобил меня, с одной стороны, получить качественное гуманитарное образование (светское, как мы говорим), с другой стороны – духовное. И быть полезным Церкви. Наверное, для православного человека полнота бытия наступает тогда, когда он ощущает свою полезность, свою конфессиональную включенность, как мы говорим, и, живя на земле, не просто зарабатывает деньги и ходит на работу (уж простите, что говорю так обыденно), но приносит конкретную пользу людям и видит от своей деятельности положительные плоды.

Господь сподобил меня работать в Миссионерском институте. Это действительно уникальное учебное заведение. Кстати, в этом году институту исполняется десять лет. Десять лет – это тот срок (для любого учебного заведения), когда уже можно говорить об определенных итогах, определенных традициях и намечать планы для дальнейшего развития. Данный институт помогает ответить на многие мировоззренческие вопросы, он формирует, если можно так сказать, некую церковную элиту в лучшем смысле этого слова, то есть людей, получивших высшее духовное образование, богословское образование, что в будущем смогут ответить на многие вопросы и негативные порой тенденции, которые мы видим со стороны секулярного мира.

Вот мы поговорили о тех мерах, которые предпринял наш приход во время пандемии. Надо сказать, что Миссионерский институт также не остался в стороне. Наталия Александровна Дьячкова, ректор института, – человек здравый, обладает духом рассуждения (по крайней мере, стремится к этому), поэтому как только начались все эти моменты с пандемией, мы перешли на дистант. Наличие масок, рециркуляторы, обработка рук, дистанция – это те элементарные меры, которые используются в институте после того, как мы ушли с дистанта. Мы дорожим каждым студентом, каждым преподавателем. Мы дорожим тем, что на сегодняшний день вместе, и мы хотим учиться очно. Дистант, конечно же, всех тяготит, это вынужденная мера. Поэтому мы делаем все с нашей стороны, чтобы избежать распространения коронавирусной инфекции.

Духовное образование на сегодняшний день – это не только изучение Священного Писания и святоотеческой традиции, но, как получается, еще и сиюминутное решение тех вызовов, с которыми сталкивается духовная школа. Например, где в истории нашего Отечества мы можем найти свидетельства того, что учебные заведения уходят на дистант и к студентам предъявляются определенные требования (соблюдение дистанции, масочного режима)? Это новые вызовы, которые необходимо решать конструктивно, мирно, по-доброму.

– Причем здесь и сейчас.

– У студентов возникают вопросы: зачем это нужно? для чего? а как?.. А наши студенты – люди особые. Многие получают уже второе, а некоторые – даже третье высшее образование. Например, три кандидата наук у нас в этом году окончили первый курс (кандидат технических наук из Екатеринбурга, два кандидата исторических наук – из Нижнего Тагила). То есть наши студенты – люди образованные, с определенным притязанием, взглядом на жизнь. Я думаю, среда их определенным образом настраивает, и на многие важнейшие вопросы сегодняшнего дня они находят ответы, в том числе в стенах нашего института.

– Кстати говоря, это ведь еще один из способов миссионерской деятельности. Человек, получающий образование в данном институте, должен быть способен отвечать на вопросы, которые возникают вокруг него и с которыми к нему обращаются непосредственно. А вопросы бывают очень непростые.

– На четвертом курсе студенты у нас проходят приходскую практику (организатор катехизаторских, просветительских бесед и вообще просветительской деятельности на приходе). И первая проблема, с которой столкнулись студенты на практике, – люди задают им вопросы. Например, спрашивают: а разве в храме Божием можно заразиться? Это первый вопрос, возникающий у человека, входящего в храм, у неофита. Надо сказать, что можно заразиться в храме Божием.

– «Разве в храме Бог не живет? Разве здесь нет Святого Духа, Который уничтожает все болезнетворные микробы?»

– Можно фантазировать, насколько у человека хватит фантазии. Но если мы называем себя православными, то должны прежде всего обратиться с этим вопросом к святоотеческому наследию. Так вот, студентам было дано задание: найти в трудах святых отцов рассуждения о том, что в храме Божием заболеть нельзя. Итог этого мини-исследования: студенты сказали, что таких суждений не нашли, чтобы такой-то святой отец сказал, что в храме Божием заболеть нельзя.

– И это работали грамотные, образованные люди…

– Понимаете, можно много говорить и рассуждать о том, можно или нельзя, но давайте найдем, как сказано об этом у святых отцов.

Представьте: ползет паучок и падает в святую воду. Он что, исчезнет? Нет, паучок останется. То же самое и с микробами: они никуда не деваются. Поэтому все то, что в наших силах, мы должны предпринять. Господь, когда сатана искушал Его в пустыне, говорит: не искушай Господа Бога твоего. Что значит: не искушай? То есть не проси то, что в принципе можешь сделать сам. Можешь сам помыть полы – мой. Обед можешь сам приготовить – приготовь. Что-то еще можешь сам сделать – сделай. Курсовую работу за тебя Господь Бог не напишет, только ты сам.

Поэтому я всегда студентам говорю: Бог помогает всем кроме ленивых; ленивым Бог не помогает. Если человек лежит на печи, на кровати, как же сделается работа? Но когда человек прикладывает определенные усилия, молится: «Господи, помоги моей немощи, интеллектуальной ограниченности, помоги справиться с тем или иным заданием», то нет сомнений, что Господь Бог поможет, насколько вам это будет полезно.

Еще я студентам говорю, чтобы они работы сдавали всегда вовремя. Пусть работа будет на твердую тройку, но это будет не какая-то списанная или заказная работа, а ваша, которая покажет ваш уровень включенности по тому или иному вопросу.

Современные реалии дают новые вызовы для духовного образования, для прихожан, для студентов духовных учебных заведений. И милостью Божией мы эти вопросы решаем конструктивно, плавно и полезно для души, имея память о том, что главное в духовной жизни – дух рассуждения.

– Миссионерский институт, как и любое учебное заведение, готовится сейчас к горячей поре. Абитуриенты узнают информацию, подают документы, интересуются вступительными экзаменами. Как работает приемная кампания?

– Благодарю Вас за хороший вопрос, постараюсь осветить его буквально тезисно. Напомню, что Миссионерский институт является не государственным, а частным учебным заведением. Учредителем данного института является Екатеринбургская епархия. Уникальность нашего учебного заведения заключается в том, что все студенты (на сегодняшний день у нас две формы обучения: очно-заочная, то есть вечерняя, и заочная) могут получить высшее богословское образование уровня бакалавриата абсолютно бесплатно. Такая возможность есть вне зависимости от того, первое это высшее образование, второе или даже третье. Если есть желание – мы всегда ждем, и епархия всегда готова содействовать в духовном просвещении людей. Это очень важно.

– В чем интерес-то? Почему людей готовы обучать бесплатно, если везде берут деньги за образование?..

– Это миссия Церкви, которая идет еще от святых апостолов – просвещать. И мы прекрасно понимаем, что, к сожалению, современный человек не готов платить за элитарное образование, каковым является богословское образование (просто мы не до конца все моменты понимаем). По сути, это элитарное образование. Теолог – это штучный продукт. Человек, который имеет определенную ценностную ориентацию, который готов решать вопросы через призму вечности, Евангелия – в наш секулярный век дорогой человек во всех смыслах этого слова. Поэтому епархия, понимая, что проповедь апостолов должна жить, из года в год продолжаться и приумножаться, вкладывает средства, которые у нее есть, в богословское образование.

Екатеринбургская епархия имеет на сегодняшний день два духовных учебных заведения: семинарию, которую тоже необходимо содержать, выделять определенные средства, и Миссионерский институт, который на сегодняшний день имеет государственную лицензию, государственную аккредитацию. То есть институт отвечает всем тем требованиям, которые предъявляет государство и Министерство науки и высшего образования РФ по отношению к высшим учебным заведениям. А это стоит определенных финансовых вложений в том числе. Поэтому здесь нет ничего удивительного.

Удивительно то, что Миссионерский институт является единственным вузом на территории Урала и Сибири. Да, есть семинарии. А где, например, человеку в возрасте, уже социально состоявшемуся, профессионально определившемуся, получить духовное образование? Лишь только в Москве, Санкт-Петербурге. Либо в Екатеринбурге (кстати, география студентов у нас расширена).

В этом году Миссионерский институт начинает очередной прием студентов на новый учебный год. Отмечу также, что в этом году с 1 сентября институт, как и все учебные заведения, где реализуется направление теологии уровня бакалавриата и магистратуры, переходит на новый стандарт. Этот стандарт выстрадан Церковью и государством, поскольку мы пережили уже несколько стандартов. Впервые в этом стандарте порядка восьмидесяти процентов – сугубо богословские дисциплины. Для нас, людей церковных, это, конечно же, большой плюс, потому что есть возможность погрузиться в богословские проблемы, а общегуманитарные дисциплины оставить на обзорном уровне. Потому что богослов должен заниматься богословием, педагог – педагогикой, философ – философией. Думаю, здесь есть правильное понимание со стороны государства.

Итак, с 1 сентября начинается новый набор на новый стандарт. Уверен, он будет еще качественнее, нежели предыдущие стандарты. Профессорско-преподавательский состав уже готов, написаны новые программы, все это представлено на сайте института. Желающие поступить в наш институт должны предоставить прежде всего результаты ЕГЭ по истории, русскому языку и обществознанию. Те, кто уже имеет среднее профессиональное или высшее образование, будут сдавать внутренний экзамен. В «Положении о приеме абитуриентов» у нас закреплено, что все студенты проходят экзамен по истории, русскому языку и обществознанию. Думаю, даже для тех, кто уже получил высшее образование, будет полезно вспомнить курс школы, настроиться на дальнейшую учебу.

Кроме того, мы просим, чтобы абитуриенты приносили нам рекомендацию от духовников. Потому что допуском к вступительным экзаменам является собеседование с духовником нашего института (так закреплено локальным актом; частное образовательное учебное заведение может это сделать, закон мы здесь не нарушаем). Если студент проходит собеседование, он допускается к экзаменам.

У нас были такие случаи, когда люди не проходили собеседование. В каких случаях это может быть? Когда люди негативно настроены по отношению к Церкви, имеют какое-то свое представление о жизни Церкви, не соотносящееся с мнением священноначалия. Это колоссальнейшая личностная трагедия, безусловно, и нам очень жалко этих людей. Но мы не можем сделать так, чтобы за счет церковных денег такой человек получал высшее (государственное) церковное образование, а потом Церковь хаял, поносил...

– И направил бы все свои усилия на разрушение Церкви.

– К сожалению, такое бывает. От этого никто не застрахован даже в процессе учебы, и мы это прекрасно понимаем. Подчеркну, это единичные случаи. В целом народ идет понимающий, адекватный, как сейчас говорят, желающий получить богословское образование и в дальнейшем, что немаловажно, послужить Церкви.

– Давайте еще раз обозначим географический момент. Студенты, которые обучаются в Миссионерском институте Екатеринбурга, могут быть буквально со всей страны, не только из Челябинска, Кургана, Югры, Пермского края...

– У нас учатся и из Москвы. В прошлом году у нас закончил учебу студент из Сербии. То есть у нас учатся не только студенты из Российской Федерации, но и из-за границы. В этом году на программе дополнительного образования у нас обучались студенты из Украины. То есть география у нас большая. Если институт находится в Екатеринбурге и учредителем является Екатеринбургская епархия, это не значит, что мы учим только своих. Нет; мы готовы принять всех, кто желает  получить высшее богословское образование.

Единственный организационный минус, который есть, – институт на сегодняшний день не имеет общежития. Поэтому иногородние студенты как-то договариваются между собой, снимают квартиры (вдвоем, втроем), когда приезжают на сессию, и справляются с этим вопросом. Хотя для многих отсутствие общежития является препятствующим моментом: хотели бы, но не могут. А так, все условия созданы; учиться весело, интересно.

– Если человек из Забайкалья или с Севера, то, в принципе, не возникнет сложностей с подачей документов, оформлением...

– Документы сейчас подаются только в электронном виде. Мы так же вошли в эту систему, как и другие государственные вузы. Вся подробная информация представлена на сайте Миссионерского института. Даже вступительный экзамен у нас будет в форме тестирования, которое студенты будут проходить на местах...

– Все зависит от той ситуации, которая сейчас разворачивается...

– Да. Как только человек подает документы, он сразу же вносится в базу данных, и мы его своевременно информируем.

– Завершая беседу, скажите несколько слов для наших зрителей.

– Желаю всем это лето провести с пользой для себя. Самое главное – помогать близким, помогать своему духовному становлению, беречь себя, помнить о тех предписаниях, которые существуют, проявить послушание по отношению к светской власти и тем предписаниям, которые дает священноначалие. Думаю, в таком добром рассуждении мы и достигнем душевного мира, которого я всем желаю. Помоги нам Господь!

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать