Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Потокин

21 августа 2022 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Епархиальной комиссии по социальному служению г. Москвы протоиерей Михаил Потокин. 

– Совсем недавно было Преображение Господне. Сейчас готовимся к празднику Успения. Вопрос телезрителя: «Почему был установлен Успенский пост? Почему он такой строгий?»

– Пост устанавливается Церковным Уставом по причине того дня, к которому он устремлен. В данном случае – к Успению Пресвятой Богородицы. Постом мы готовимся к этому празднику.

Что такое пост на самом деле? Мы часто думаем, что это некое упражнение, самоограничение, ведь для человека трудно поститься. Но мы никогда не думаем о том, что пост дает нам очень много возможностей. Чтобы человеку проникнуть в какое-то внешнее знание: науку, медицину, искусство, – нужно долго учиться. Чтобы стать специалистом, должны пройти десятки лет: учеба, потом наращивание определенного опыта и так далее. Такой опыт приближает человека к талантливым профессионалам в этой области.

Пост дает нам возможность приблизиться в духовном плане к тому событию, которое на самом деле очень значимо. А труд-то, в общем, небольшой. Учиться около десяти лет или две недели строгого поста? Чтобы достойно встретить праздник, Церковь предлагает совершить небольшой труд. Пост – это дар, это наиболее легкий путь. Например, если идти через разум, сколько нужно заниматься различного рода логикой, чтобы понять и принять богословие, как-то его осмыслить… Философы Средневековья (такие, как Боэций) очень много трудились, изучали и древнюю философию, и христианство, и теологию... А если идти путем поста, не нужно быть богословом или философом, нужно немного потрудиться над собой и иметь веру, что Господь на этот труд ответит. И Он ответит.

Постный труд дает нам возможность участвовать в очень серьезных событиях, в данном случае в празднике Богородичной Пасхи, Успения Пресвятой Богородицы. В католицизме это называют прославлением, вознесением Божией Матери. Событие очень значимое. Для того чтобы участвовать в нем, нам следует к этому подготовиться. Для этого есть короткий двухнедельный пост. Это дар, возможность.

В нашей жизни много упущенных возможностей, не надо упускать и эту. Если можете – поститесь. В конце поста вы придете к Причастию и увидите результат, почувствуете его и поймете смысл. Вы совершите малый труд, но за это получите большую награду. В Евангелии везде так: одно посеянное семя приносит много плода. В жизни же иногда наоборот: много сеешь, трудишься, а получается немного. Здесь обратная ситуация. Господь приумножает малое в нас. У Него есть такая власть. В Церкви мы всегда приветствуем пост, поздравляем друг друга с его началом, с тем, что у нас появилась возможность встретить некое событие, подготовиться к нему, приложив небольшой труд и малые усилия, и за это получить много даров.

– Тем более что неделя поста уже прошла.

– Да, он совсем небольшой.

– Те, кто не постился, получается, не очень должны и готовиться к этому событию?

– Есть разные истории. Это личное.

– Еще целая неделя впереди, можно напрячься.

– Есть люди, которые по здоровью не постятся. Сейчас послушают нас и огорчатся, подумают, что они недостойные. Бог видит все возможности человека. Если мы не реализуем возможность по лени и небрежению – это одно, а когда здоровье не позволяет – это другое.

Пост есть и духовный. Об этом можно много говорить. Если у кого-то есть сомнения, нужно прийти в храм и поговорить со священником. Пост – это хорошее дело. Упускать его не нужно. Если нет возможности поститься весь пост, то хотя бы несколько дней. Притча о работниках в винограднике дает нам надежду: ведь и те, что пришли позже, удостоились такой же награды, что и первые. Даже в «Огласительном слове Иоанна Златоуста» на Пасху есть такие слова: «Постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне». Господь может принять всех. Другое дело, что все зависит от того, насколько каждый расположен к этому дару и может принять его. Кто может – трудитесь. У кого здоровье или силы не позволяют – трудитесь поменьше. Малый труд Господь тоже вознаградит.

– Господь помогает нам на разных путях, приумножает разные начинания.

– Он часто в притчах говорит о трудящихся в поле, о тех, кто собирает урожай. Конечно, он растет благодаря природе и определенным процессам в ней. Мы вкладываем труд, природа производит свою работу – и получается урожай. Здесь также не в нашей власти все изменить. В нашей власти сохранять посеянное. Господь это приумножает, дает этому плодоносить. Это хороший образ, который часто используют в Евангелии.

– Начиная какое-то дело или бизнес, нужно довериться Богу? «Господи, я начинаю это дело, помоги, направь, доведи это до конца».

– Дела бывают разные. Житейские дела, бизнес – это не столь важно. Господь говорит, что это одежда. Не нужно с Богом советоваться, какую одежду носить. Важна душа, как она живет, чем живет. Это можно определить тем, что приносит счастье, радость. Материальное – это все-таки очень мелко.

– Примитивно. Но это бывает важно, когда у человека ипотека, кредит.

– Конечно, важно. Но это временное. С точки зрения вечности и жизни души это имеет малое значение. Мы не все станем философами или Диогенами, которые будут в бочке сидеть и говорить: «Мне ничего не нужно». Человек не так устроен. Но есть иерархия. В жизни мы распределяем дела, какие для нас важные, а какие нет. Одни мы откладываем на потом или вовсе не делаем их, а для других дел откладываем все остальные. Они самые важные и существенные. Вопрос в иерархии.

Господь говорит о том, что человеку нужно питание, одежда, крыша над головой, но важнее душа. Если ты об этом не забываешь, то все остальное приложится. Это не значит, что все чудесным образом даруется, как иногда можно подумать. Вот сейчас уйду в молитву и буду ждать, когда мне придет зарплата неизвестно за что. Но если это не будет вас беспокоить, то изменится и характер ваших отношений с жизнью. Мы беспокоимся, мучаемся, думаем, переживаем, что есть трудности, что нужны средства и так далее. А так будем переживать о другом, более важном.

Когда человек сталкивается с серьезными испытаниями, с болезнью, то перестает думать о тех вещах, о которых мы думаем ежедневно. Вряд ли он в это время будет думать, что ему нужно купить какую-то одежду и прочее. В первую очередь он думает о здоровье, потому что оно важнее. Без него никакая одежда не нужна. Не будет здоровья – не будет радости ни от чего, сколько бы ты ни заработал. Лишившись здоровья, полностью лишаешься и радости от внешней жизни.

Гораздо важнее внутренняя жизнь (мы отвыкли от нее, больше бегаем за внешним). Сейчас как раз пост, и все наши малые упражнения этому способствуют. Мы должны почувствовать радость от того, что есть эта внутренняя жизнь. Она действительно есть. И она может дать человеку радость. В Евангелии есть заповеди блаженств. Духовная жизнь дает блаженство. Когда человек начинает сравнивать одно с другим, то понимает, что от Бога он получает больше. К сожалению, многие из нас пренебрегают духовным, ведь это труднее. В иерархии ежедневных важных дел духовное мы часто откладываем на потом.

– Нужно правильно выстроить иерархию. На первом месте Бог?

– На первом месте жизнь души. Человек должен понять, как он живет. Прежде всего – душа и сердце. Эта жизнь должна стать основой, той, о которой я должен заботиться. Господь говорит: Царство Божие внутрь вас есть. Нужно понять, где это «внутри», из чего это состоит, как можно повлиять на это. Когда мы начинаем что-то делать, то составляем поэтапный план. Мы зачастую двигаемся только внешне и не думаем о том, что для перемены жизни надо изменить себя внутри.

Евангелие говорит нам о том, что если поменяться внутри, то и вся жизнь изменится.  В том числе и внешняя. Часто бывает, что Господь не дает человеку многого из-за того, что тот пренебрегает жизнью души. Например, у ребенка есть талант, вы как родитель это видите, но он сам не хочет этим заниматься, хочет делать что-то свое. Но вы знаете, что ребенок вырастет, а талант останется неразвитым. Те игрушки, в которых он сейчас погряз, станут ему неинтересны, а талант он свой растеряет и останется ни с чем. Поэтому приходится ставить детям препятствия, чтобы они шли от интересных игрушек к занятию тем, в чем у них талант. Так и Бог ставит препятствия, чтобы мы ушли от простых интересов и увидели в себе талант. Многие музыканты говорят о том, что талант не приходит сразу, сначала нужно долго играть гаммы. А это и не музыка вовсе, это очень скучно.

– Я пытался заниматься вокалом. Мне сказали, что нужно целый год петь гаммы.

– И как же этим заниматься? Нам хочется сразу петь. Но сначала нужно отработать технику. А это не нравится. Но после того, как научитесь технике, начнет нравиться. Талант развился и начинает приносить плоды, вы выходите на новый уровень умения и чувствуете, как легко поете, как владеете голосом…

– Потом за это и деньги начинают платить.

– Если все переводить на деньги, то радости будет не так много.

– Но жить на что-то надо.

– Жить надо. Но радость должна быть не только в деньгах. Они необходимы, но это не главное.

– Деньги не главное, но о них сейчас очень много говорится. Мы все время следим за курсом валют, например.

–  Это пропагандируется.

– Нам говорят о санкциях, о том, что будет плохо, сколько стоит газ и так далее. Поэтому мы часто этим и измеряем все.

– Большинство талантливых людей, которые сформировали нашу культуру и мировоззрение, пренебрегали деньгами или не умели с ними обращаться.

– Совершенно верно.

– Достоевский все проиграл, например. Почти все они были небогатые. Свой талант не обращали в деньги. Скорее мучились им. Ван Гог не продал ни одной картины при жизни, а сейчас его шедевры стоят десятки миллионов долларов. Но он писал свои картины, несмотря на то, что никто их не покупал. Это был его взгляд на мир. Он был нищим, жил как иждивенец. Деньги ему давал брат. А сейчас его картины невозможно купить, они стоят целые состояния.

–  Ими владеют никому не известные потомки.

– Талант уводит человека в совершенно другую область. Так не только среди художников, музыкантов, писателей, но и среди ученых и даже бизнесменов. Я читал, что основатель компании «Икеа» всегда пользовался очень скромным обиходом. Павел Михайлович Третьяков, основатель знаменитой галереи, все свои деньги отдал на благотворительность. Своим детям он оставил только недвижимость, предприятия, а деньги отдал Московской городской думе и Дворянскому собранию с четкими указаниями, что с ними сделать. Там было несколько миллионов рублей. На галерею выделил всего сто тысяч, но это огромные деньги по тем временам. Он был владельцем одной из самых крупных льняных мануфактур в Европе, старообрядец строгих взглядов. Никогда не сорил деньгами и основал Третьяковскую галерею.

– Она визитная карточка нашей страны.

– Он бизнесмен. Но ставил вперед не деньги. Хотя они у него были в огромных количествах. Это был человек, который видел целью жизни что-то другое, нежели просто обогащение и наслаждение тем, что дает богатство. Он собрал замечательную коллекцию, писал заметки о картинах, которые приобретал. Павел Михайлович хорошо разбирался в искусстве. Сейчас вкладывают деньги не только в недвижимость, но и в предметы искусства. Покупают картины, чтобы сохранить накопления, а потом продать, если денежная ситуация изменится. Третьяков приобретал не для этого, он собирал коллекцию. И у него была мысль о том, что она не останется частной, а перейдет в общественное пользование и будет показывать людям русское искусство, которое он очень любил и понимал.

Павел Михайлович фактически служил русскому искусству, помогал художникам, оплачивая их работы. Меценат – это человек, который больше любит не капитал, а искусство. Благодаря меценатству мы знаем очень много художников, скульпторов, композиторов. Они получали средства, чтобы продолжать свою творческую жизнь. Современный взгляд на вещи, который пропагандируется в дешевых изданиях и новостных каналах, очень примитивный.

– К сожалению, это уже образ жизни.

– Дешевый образ жизни. Все это было и раньше. Все это давно известно. Увлечение мирским богатством знакомо человеку с начала времен. И известно, к чему оно ведет. Но есть другое богатство, которое делает человека глубже. В Евангелии оно называется подлинным. Поддельное же богатство оказывается прахом и ничем не поможет.

Людям нужно изучать жизнь не только святых, но и творческих людей, чтобы понять, что талант не нужно обращать в зарабатывание денег. В основном талантливые люди не были богачами, но были счастливы. И мы сейчас счастливы тем, что они дали миру. Их талант приносит радость до сих пор. А деньги могут принести лишь временную радость, причем только для одного человека. Да и она сомнительная. В Евангелии есть притча о неблагоразумном богаче. Он собрал закрома, а Бог ему говорит: «Сегодня ты умрешь. Кому оставишь эти богатства? Кто будет ими пользоваться?» Богатство ушло от него. А от талантливых людей ничего не ушло, но приумножилось. Мы до сих пор знаем их имена. Они запечатлены в названиях улиц, станций метро. Эти люди часть нашей культурной и внутренней жизни. Они формируют ее. Если бы не было Третьякова, мы бы не знали такого полноценного и глубокого собрания образцов русского искусства. Слава Богу, что есть такие люди. Нужно узнавать больше таких людей, которые своим творчеством, талантом заработали настоящую жизнь и имя в веках. Мы приходим и смотрим коллекцию Павла Михайловича, картины, которые он подобрал, восхищаемся художниками и в соответствии с этим имеем определенный взгляд на культуру,  искусство. Это формирует людей до сих пор. Так же, как и музыка Чайковского. Спросите у многих: «Что такое Новый год, Рождество для вас?» Ответят: «Щелкунчик».

– Его хотели недавно запретить, но не получилось.

– К сожалению, безумные есть и сейчас. Музыку нельзя запретить. Если запретить музыку Чайковского, то на Новый год уже чего-то будет не хватать. Это музыка, которая пробуждает воспоминания детства.

Есть удивительные произведения людей, которые посвятили жизнь вовсе не богатству. Хотя они нуждались и были бы рады, если б им заплатили. Но не это главное. Они бы все равно занимались своим искусством независимо от оплаты. Если художнику не заплатят, он не перестанет писать.

– Антикультура захватила нас. Мне сегодня в Интернете в качестве рекомендации вывелась информация о том, что какой-то рэпер в Америке установил бриллианты в зубы. Зачем мне это нужно? Антикультура лезет изо всех щелей. А про искусство современный человек может сказать: «Это скучно».

– Это еще один эффект, который на самом деле описан еще в Священном Писании. Израиль долгое время находился в египетском рабстве. Когда же израильский народ получает свободу и уходит в Ханаанскую землю, то встречает там два культа – разврата и насилия.  Раньше они были ограждены от этого физически, это было запрещено.

В нашей стране долгое время был советский период, довольно своеобразный. В то время в области искусства и информации была строгая цензура. Она запрещала различного рода пошлость, гадость, разврат. И вдруг возникла свобода. А в нее в первую очередь вливается нехорошее.

Человек бывает одурманен этим сладким словом «свобода». Как в книжке про «Буратино». Как только он получил свободу от папы Карло, сразу попал в лапы лисы Алисы и кота Базилио. Неподготовленный человек, не знающий о существовании опасностей, вместо свободы попадет к шарлатанам. Шарлатаны бывают материальные, которые тебя обирают, например, телефонные мошенники. А бывают духовные, которые манипулируют человеком с помощью информации.

Чтобы свобода была реализуема, нужно понимать, что в мире есть не только друзья, но и враги. То есть человеком могут воспользоваться. И сделать это могут как люди (для обогащения), так и духовные силы. Они могут воспользоваться его незнанием, непониманием того, что такое информация, насколько она действует на его внутреннее состояние. Он думает: «Я просто читаю новостную ленту, но я же это не принимаю, это не мое. Я просто смотрю кинофильмы или ленты новостей – и ничего не происходит». А на самом деле это тоже пища. Если пища отравлена, значит, организм весь отравится. И те, кто делает новости, очень хорошо это понимают.

Недавно у Амвросия Медиоланского я прочитал в толковании на Евангелие очень интересные вещи. Для меня всегда было загадкой (я сам претыкался на этом), почему Христос запрещает проповедовать бесам. Когда Он изгоняет бесов, они начинают громко кричать или говорить о том, что знают, что Он Сын Божий. Называют именно Сыном Божиим, а не сыном Давида…

Напрямую говорит об этом изгнанный бес. На что Амвросий очень интересно пишет, что бес всегда вместе с правдой скажет какую-то ложь. И чтобы не было этой примеси лжи, которой они наверняка собьют с толку слушающего, Господь запрещает им говорить вообще. Они правду говорят, что Он Сын Божий, пришел их изгнать, прекратить их власть над человеком. Но дальше говорить Он им запрещает, потому что рядом с правдой они всегда скажут какую-то ложь.

И нам кажется, что мы просто смотрим ленту новостей. Мы хотим знать некие события и смотрим много того, что нам и не нужно даже. А вместе с правдой там и ложь могут подмешать: сделать картинку вроде светлую, а наполнение кислое или темное. Это как раз тот вариант, когда человека легче всего обмануть. Нас же обманывать нужно не просто так.

Вспоминаю замечательный пример из 90-х годов, когда играли в наперстки. Человеку сначала давали выиграть что-то, даже давали ему деньги в руки и предлагали дальше сыграть. И так людей обманывали, но сначала надо же было чем-то приманить. Если просто скажут: «Сейчас мы у тебя деньги заберем», так ты убежишь. Какой-то обман должен быть.

Здесь также кроется большой обман, которого мы не видим. А раз он невидим, значит, нами можно с его помощью манипулировать. Это очень опасное явление. Сейчас как раз идет пост. Я бы постом рекомендовал как-то уменьшить количество информации, которую мы потребляем в этих лентах новостей, в чтении. Пусть это будет не духовное чтение, но займитесь классической или исторической литературой или книгами по искусству. Духовное даже мне тяжело много читать.

– Можно Достоевского почитать.

– Да, можно просто почитать какие-то интересные книги, исследования известных исторических личностей. Есть много литературы, которая не несет в себе серьезной духовной нагрузки, но человеку полезно это знать. Постом я бы рекомендовал уменьшить количество информации, которую мы с вами привыкли потреблять. К сожалению, сейчас это один из методов манипуляции сознанием. Я думаю, что здесь идет манипуляция не столько даже с целью нас одурачить, а скорее всего с целью какого-то материального обогащения. Среди этой информации есть какая-то скрытая реклама.

Сейчас очень тонкие вещи есть. Помните, как в свое время все боялись 25-го кадра? Говорили, что 24 кадра мы видим, а в 25-м кадре может быть какая-то информация, которую человек не может засечь. Кадр вспыхивает так быстро, что глаз не успевает его замечать, не видит разрыва в событиях, но мозг это фиксирует. Исследовалось, есть ли воздействие на психику от 25-го кадра, можно ли с его помощью как-то человеком управлять и так далее. Конечно, это очень сложно, зависит от психологии человека.

Нами гораздо проще управлять с помощью той же информации. Человека очень легко разозлить или, наоборот, сделать нечувствительным к чему-то, если постоянно что-то ему предлагать или стараться его обманывать. Поэтому здесь, конечно, нужно ограничивать себя. Я понимаю, что тяга есть к тому, чтобы что-то читать, смотреть, изучать. Но в то же время нужно понять, что, во-первых, мы практически никак не влияем на события, если просто о них читаем. А во-вторых, в том, что нам предлагают, есть очень большая доза неправды, которую мы тоже потребляем и не можем отделить ложь от правды. Поэтому лучше все-таки меньше информации потреблять. Может быть, тогда внутренняя жизнь у нас с вами покажет, что и как делать. А информации, которая сейчас в изобилии, нужно остерегаться.

– Значит, и информационный пост должен быть.

– Я думаю, что сейчас информационный пост выше телесного. Я серьезно говорю, что если сейчас человек оторвется от ленты новостей и перестанет наблюдать за ними ежечасно и ежеминутно, глядя в свое мобильное устройство, то на самом деле почувствует, что попал совершенно в другую жизнь. Мы незаметно скатываемся в информационную матрицу (есть такой фильм «Матрица»), становимся зависимыми от этих новостей. Если мы не знаем, что произошло пять минут назад, для нас это кажется уже неприемлемым.

– Когда я был подростком, фильм «Матрица» воспринял практически буквально, даже задумывался о том, что, может быть, так и есть.

– Да, такая фантазия может материализоваться и у нас.

– Мы (особенно русские люди) часто верим в теорию заговоров, можем в каком-нибудь маленьком инфоповоде увидеть, что нас захватят или нами манипулируют. Даже сейчас мы с Вами пытаемся интересно общаться, чтобы нас смотрели. Но в то же время изолировать себя от этого иногда недостаточно, здесь нужно иметь какое-то знание, чтобы от этого абстрагироваться. Как этого достичь простому человеку?

– Духовная жизнь как раз дает знание. Интересно, что, например, у израильского народа (хотя мы его и ругаем) все-таки была духовная интуиция. Почему тысячи людей ходили за Христом, шли в пустыню, не ели несколько дней (помните, Христос насыщал их)?

– Бог, наверное, им это как-то внушал...

– Да, я и говорю, какая интуиция! Как они почувствовали, что это Мессия, как они ожидали Мессию! На самом деле у человека есть интуиция. Это одно из тех свойств нашей духовной природы, которое поможет разобраться во многих вещах, где разум легко запутается. Потому что можно рассказывать что-либо и так, и эдак, представлять это по-разному, и человек перестанет понимать, что на самом деле происходит. Интуиция нам подсказывает, что происходит. Поэтому здесь речь идет о том, что духовное возрастание человека связано в том числе и с неким прозрением, как мы говорим, прозорливостью. Прозорливость и есть интуиция. Когда ты не знаешь никакой информации о человеке, а сразу говоришь, что в нем хорошо, а что плохо.

– А пророчество – это когда тебе уже внушили что-то?

– Или дали что-то свыше. А интуиция – это некая прозорливость, понимание не разумом, а внутренним чутьем: что-то плохо или что-то хорошо, что это правда или неправда. Духовная жизнь позволяет человеку иметь интуицию, которая не разумом, не аргументами, а именно по общему содержанию ситуации дает ему понять: что-то здесь не так, что-то является неправильным или ложным.

Поэтому то, что мы утратили духовную жизнь, делает нас легкой добычей для различного рода мошенников, информаторов, которые манипулируют нами. А если человек начинает вести духовную жизнь, он начинает разбираться не в конкретном событии, а вообще в том, нужно ли во всем этом оставаться, требуется ли это, насколько оно значимо и не является ли это все приманкой, ложью или провокацией, которой что-то пытаются спровоцировать. Такая интуиция есть у профессионалов, например у врачей. И раньше были, и сейчас есть опытные врачи, которые могут сразу заподозрить заболевание, только встретив человека, по его виду, походке, изменениям речи, каким-то внешним изменениям. Здесь мы видим, что есть интуиция в профессии.

Но есть духовная интуиция, и она нам нужна. Без нее в современном мире при изобилии информации со всех сторон, при полной нашей незащищенности, когда нет никакой цензуры, авторитетов (для многих сейчас и Церковь не авторитет), мнений специалистов, в этом информационном море разобраться невозможно. Нужна интуиция. И, конечно, нужно уменьшить потребление всего.

– На этом мы и закончим нашу программу. Считаю, что очень важные вещи были сегодня озвучены. Думаю, что информационный пост очень важен.

– Да, мы рассмотрели сегодня еще один вид поста. Желаю всем, чтобы Успенский пост, который мы сейчас проходим, принес плоды, а Господь их приумножил бы, чтобы нам радостно встретить праздник Успения.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать