Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

20 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает руководитель Молодежного отдела Песоченской епархии (Калужская область) священник Владислав Береговой.  

– Такой вопрос: «Обязательно ли священникам носить черную одежду?»

– Это же стильно, красиво. (Смеется.) По-хорошему, если бы все священники всегда ходили в рясах, в подрясниках, это было бы красиво; и люди увидели бы, как нас много. А так увидишь священника в рясе, смотришь как на ожившего неандертальца. «Ух ты!» – дети на тебя пальцем показывают. А нас же тысячи! В одной РПЦ только сорок тысяч. Где они все? А потому что отслужил, рясу повесил на вешалку и пошел – аккуратненький, модненький, по-современному, хотя и с бородой...

– А сейчас, кстати, модно носить бороду. Это целая культура. Я иногда думаю: «Батюшка или не батюшка?» Потом смотрю – перстни, татуировки. Нет, не батюшка, но похоже. Что поделать, стиль такой...

– Я когда-то года два, еще в начале своего рукоположения, ходил везде в подряснике. Конечно, не везде удобно. Даже, можно сказать, предосудительно, когда ты что-то покупаешь для супруги или в подарок начальнику.  Я совмещал дьяконское служение и работал на светской работе, но все равно ходил везде в подряснике, мне нравилось. Да и мой духовник  по сей день ходит везде в подряснике.

– А кто Ваш духовник?

– Отец Георгий Бойко, уже старец, девятерых детей воспитал. Он в Киеве служит. Суть в том, что когда я ходил в подряснике, ко мне везде подходили и периодически спрашивали что-то: расскажите то-то и то-то; такая проблема, помогите решить; а вот это можно? а куда обратиться? Священник в рясе – это всегда ходячий проповедник, к которому не стыдно подойти на улице и что-нибудь спросить. Особенно когда не были так развиты соцсети, не было православных телеканалов, священник на улице был всегда потенциальным проповедником. Поэтому дело хорошее.

– Следующий вопрос: «Где грань между любовью к ближнему и человекоугодием? Может ли потакание прихотям супругов, чрезмерная забота о близких, финансовая благотворительность становиться человекоугодием?»

– Человекоугодие предполагает любезное отношение, какую-то помощь, душевную поддержку с целью приобретения какой-то выгоды. В принципе, в любой семье предполагается наличие какой-то взаимной выгоды. Ведь можно выгодой назвать что угодно, любое проявление любви. Я хочу, чтобы меня не трогали, не беспокоили, относились ко мне с нежностью, вниманием, умели меня слушать и слышать. Если ты сам не будешь таким же в ответ, то стоит ли  жаждать подобного отношения к себе, не отвечая взаимностью? Нет, это законы любви, законы поведения в обществе, здесь человекоугодия как такового нет.

Но если хочешь в миру что-либо приобрести от своего собеседника, конечно же, будешь ковром стелиться, воспевать одежду, туфли, прическу, косметику, галстук – что угодно, лишь бы понравиться. Сразу человек к тебе расположится, и ты уже будешь просить то, что тебе необходимо. Поэтому человекоугодие – с одной стороны, греховно, а с другой стороны, никто не отменял правила этикета и законы любви. Короче говоря, если ты делаешь комплимент человеку из корысти – это человекоугодие, а если по закону любви, то это, можно сказать, добродетель.

– Следующий вопрос: «Как жить, если молитва не помогает, но вера все-таки остается?»

– Как же не помогает? Скорее всего речь идет о том, что не просто молишься, а что-то конкретно просишь. Причем не благодатных даров Духа Святого, а вполне себе приземленных вещей: повышения зарплаты, хорошей должности, помощи в учебе, в здоровье, в чем-нибудь еще. Как правило, мы к Богу относимся как к подателю земных благ. Редко когда искренне просим у Бога сугубо духовных благ. А если просим, то как блаженный Августин: «Господи, дай мне целомудрия, но не сейчас». «Дай мне Царства Божия, но лет через сорок, не сейчас. А сейчас, пожалуйста, – здоровья, благополучия, новую работу с более солидным окладом».

Такие молитвы могут не исполняться, с твоей точки зрения, даже если Господь готов  исполнить. Но Бог спасает нас не без нас, в том числе и в материальном контексте. Необходимо немного подождать, хотя бы на три-пять процентов сделать от себя все необходимое для достижения желаемого. А дальше уже Господь тебе поможет, но надо же дождаться. Ты же не центр Земли и Вселенной, необходимо запустить огромный процесс разных событий и обстоятельств для того, чтобы тебе подать желаемое. Иногда на это уходит год, иногда – годы, но, в принципе, лет за двенадцать как-то все складывается в одну стройную систему.

Но мы же не хотим ждать, мы хотим всего здесь и сейчас. Потом, когда получаешь через годы что-то земное, понимаешь: «А ведь действительно именно сейчас это мне приносит пользу, а вот тогда бы не принесло. Или получил бы и сразу растерял, а сейчас уже умнее, мудрее; и получил даже больше, чем хотел». Я просил чуть-чуть, просил леденец, а Господь мне подарил шоколадную фабрику. Но я же все эти годы Его ругал, даже веру периодически терял, духовный кризис был: «Господи, нет, хочу леденец сейчас». Господь тебе говорит: «Подожди, получишь целую фабрику леденцов, будет и тебе, и детям, еще и другим останется». – «Нет, дай мне сейчас. Пусть я получу в миллион раз меньше, но сейчас».

Но Господь даже дал в молитве «Отче наш» простейший пример: «Господи, да будет воля Твоя как на небе, так и на земле». Мы должны немного научиться терпению и второй замечательной добродетели – долготерпению. И молиться, чтобы Господь дал «во время оно все, ко благу…» И Господь даст.

Еще маленький духовный лайфхак в конце: чем меньше жаждешь получить желаемое, тем скорее это получишь. Чем неистовее в себе культивируешь некую мысль, тем дольше придется ждать. Надо уметь просить, желая, но не отчаянно желая.

– Смиренно желая.

– Да, наверное, это слово наиболее уместно.

– Это очень сложно: чего-то просить, но при этом смиряться. Самая лучшая формула, когда просишь: «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь». Наверное, да, в этом есть какой-то компромисс.

– Тяжело ужасно, особенно когда считаешь свою просьбу объективно ценной, когда  просишь даже не о материальных ценностях, а о здоровье. Я болею, мне больно, я прошу исцелить меня, но «да будет Твоя воля, а не моя». Это же какую надо кротость и смирение иметь? Настоящую. Какую веру, какое доверие Богу! Это уже некоторая высшая степень, но мы к ней должны стремиться, по-другому это не работает. Смиренному дается благодать. Хочешь получить в молитве благодать? Смирись. Смирение равно в данном контексте принятию воли Божией и тех жизненных обстоятельств, которым Господь попускает с тобой случиться.

– В этом, наверное, есть даже некое послушание воле Божией либо тем людям, которые, возможно, твою жизнь направляют, тем самым исполняя волю Божию.

– Надо быть, конечно, аккуратным в том, какой человек твою жизнь направляет по воле Божией, а какой наоборот.

– Начальник, руководитель, те же родители.

– В целом да.

– Мне один архиерей сказал: «Все, что, слава Богу, есть, – это послушание». Хотя я думал: как это? Он же архиерей. А он сказал: «Послушание». Он сам о себе сказал: «Как бы тяжело ни было, но послушанием жизнь идет».

– Я помню случай из жизни епископа Василия (Родзянко), который, когда стал архиереем, пошел к духовнику и говорит: «Как я теперь могу исполнять главнейшую монашескую заповедь послушания? Ладно нестяжание, целомудрие, а послушание – кому? Выше только патриарх». Ему ответили: «Будь послушен каждому человеку, с которым сталкиваешься на своем жизненном пути». Это как раз очень хорошо коррелирует с известной народной мудростью, которая говорит о том, что самый главный человек в твоей жизни – тот, который сейчас перед тобой, с которым ты общаешься.

– Действительно, очень важные слова. Допустим, мы ходим в церковь, просим о чем-то Бога, может, даже слезно молимся, но крайне редко причащаемся или участвуем в каких-то таинствах, не помогаем ближним… Очень нерадиво относимся к таинствам Исповеди и Причастия. Как здесь договориться? Бог тебе поможет или нужно выполнять еще ряд условий, чтобы твоя молитва была услышана?

– Это вообще так не работает. Если думаешь, что исполнение заповедей, всех предписаний (аскетических, социальных, догматических) безоговорочно запустит какие-то механизмы на небесах и ты получишь желаемое, то такого не бывает.

– Бюрократическая машина как будто.

– Хотя нам очень этого хочется. В принципе, весь иудаизм и протестантизм (и даже католицизм) стоит на этом: сделай одно – получишь другое. Все очень просто, схематично, логично.

– И легко в какой-то степени.

– Да. Это все легко понять. Это все можно назвать одним простым словом «магизм» или даже «фарисейство». Это явления одного порядка на самом деле. Поэтому чем меньше корысти в твоих делах любви по отношению к Богу и людям, тем скорее  будешь преисполнен Божией благодати в земной и небесной жизни. Чем больше корысти, тем менее вероятно, что  будешь успешен. Потому что надо быть в том месте, где тебя найдет благодать (не знаю, где это место находится), а не специально куда-нибудь встать и ждать, когда же она к тебе придет.

Бог дышит где хочет. Когда мы исполняем заповеди только ради того, чтобы что-то получить, мы тем самым пытаемся Бога что-то заставить сделать. Он же не собачка Павлова. Сейчас мы Его приручим действовать благодатью тогда, когда мы причащаемся, когда делаем какое-нибудь добро или молимся. Так не бывает. Мы просто по закону любви должны исполнять все возложенное на нас.

– Не потому, что так нужно и написано.

– Получишь – хорошо, не получишь – тоже хорошо. Мы не можем никак принять, что отсутствие положительного ответа на твою молитву – это тоже ответ. Нельзя понимать молитву только лишь в контексте какого-то прошения. Есть же славословие, есть покаянные молитвы, есть молитва как состояние, как образ жизни. Она может выражаться даже бессловесно, как чувство постоянного присутствия Бога, чувство хождения перед Богом. То есть это не только понимание того, что Бог ближе к тебе, чем собственная рубашка, а понимание, что все, что ты сейчас делаешь, открыто для Бога и для всего горнего мира. Мы должны ходить пред Богом, в этом есть некоторое молитвенное делание. А Господь, когда будет Ему угодно, даст тебе все необходимое, только храни Ему верность, доверяй Ему. Закон любви – главный закон, а не формальные, привычные для нас взаимоотношения: ты мне – я тебе.

– Мне рассказывали о том, как в Абхазии молятся. Приходят к очень почитаемому великомученику Георгию и говорят: «Георгий, мне нужны деньги, машина, квартира – сын женится. Дай, пожалуйста». Видимо, ментальность дает о себе знать, они с такой верой молятся.

– И дает же. По вере. Если мы будем слепо копировать, наверное, у нас так не получится. Потому что ты внутри должен быть грузин.

– Мы другие чуть-чуть. В то же самое время, наверное, имеет смысл верить в то, что ты сейчас помолишься – и тебе дастся (ты просишь, может быть, годами). Ведь Бог же не может не услышать молитву, правда?

– Безоговорочно.

– Это же не какой-то другой Бог, это же наш Всеблагой и любящий Бог.

– У нас чаще получается так, как в истории со старушкой, которая прочитала слова Писания о горе, смотрит в окошко, гора стоит, говорит: «Свергнись в море». Окошко закрывает, идет спать. Утром просыпается, открывает окно – гора на месте: «Ну, я так и знала…»  Мы убеждены, что с верой молимся, но где-то червоточина присутствует.  Молились так, чтобы Бог не мог не ответить, Иоанн Кронштадтский и святитель Иоанн Сан-Францисский. Они долго молились, это было не по щелчку пальцев, но было некоторое очень сильное дерзновение, без сомнений.

– И с искушениями.

– Конечно. Таких людей немного. Если мы сейчас будем слепо их копировать, вряд ли у нас что-то получится. Но есть еще такой интересный момент. Есть такое понятие, как призывающая благодать. И в первые дни, месяцы (вряд ли годы) твоего воцерковления Господь творит множество маленьких милых материальных чудес, которые тебя укрепляют в вере, ты дальше растешь и растешь. И со временем Бог как исполнитель твоих желаний, как добрый старик Хоттабыч, сидящий на небесах, все-таки превращается в настоящего Бога. Но начинается все с малого.

– Есть вопрос от нашего телезрителя: «Я крещеный. Могу ли я носить оберег "Коловрат"?»

– Можно кратко сказать: «Нет». И перейти к следующему вопросу. Или надо много рассказать… Писание же говорит, что иные боги суть бесы. Язычество – это не просто красивые мифы, являющиеся олицетворением человеческих страстей, пороков и добродетелей. Это вполне конкретные существа, которые стоят за всеми этими аполлонами, афродитами, артемидами, коловратами, нептунами и иже с ними. Поэтому каждый раз, когда ты грустишь о нашем былом славянском религиозном прошлом, по сути, ты грустишь по служению бесам. А они далеко не такие розовые и пушистые, как нам хотят представить.

Любая языческая религия на пике своего богопочитания имеет человеческие жертвы. Хочешь, чтобы боги были к тебе любезны, отдай им в дар что-то самое дорогое, что у тебя есть. Начинается все безобидно, с укропа и петрушки, а заканчивается красивейшими дочерями, первенцами, в большинстве случаев просто захваченными рабами и воинами противника. Но в целом язычество – это кровавейшая религия. И за этим, конечно, стоят человеконенавистники бесы. Как Господь нам говорит: дьявол человеконенавистник искони и ходит, как лев рыкающий, ища, кого поглотить. Поглотит он каждого, кто пытается совместить христианство и ношение каких-либо языческих оберегов или просто увлекается древним язычеством.

– Надо просто определиться, с кем ты. Если уже такой вопрос возник и Вы задаете его нам, то зачем придумывать себе лишние проблемы?

– Начинается красиво. Ведь они же ударяют в самые больные точки: экология, история, древность.

– Кстати, про Коловрата еще спорный вопрос, ведическое учение сейчас очень модно, и надо еще удостовериться в истинности этого документа и так далее. Нужно немного глубже копнуть и понять, откуда, что и как. Ведь могут подменять понятия, и, может быть, все это было придумано в конце XIX века.

– В общем, да. У нас же есть некоторые скудные данные из древних летописей. Совсем скудные, потому что первые летописи стали появляться практически с умиранием язычества.

– Когда к нам пришла письменность.

– Тысячу лет никаких языческих богов не было, а потом с середины XX века появились труды Рыбакова, который пытался все это реанимировать, и в них в основном догадки большей частью. Но на них уже основываются большие современные языческие религии. Если копнуть, то все рушится. Но люди, к сожалению, этому верят. И сейчас это очень популярно. Плохо, что спортсмены это популяризируют.

– И некоторые силовики тоже. Я в армии с этим сталкивался. Причем люди вроде как православные. К сожалению, это так. Прошло уже почти десять лет, но, видимо, идет какое-то развитие этого, будем следить. И, если нужно, дадим какой-то ответ.

– Конечно, христианство и язычество несовместимы.

– Следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, сколько раз можно каяться в одном и том же грехе?»

– Ровно столько, сколько раз ты его совершил. Если речь идет не об аборте, который совершен единожды в жизни и все равно утешения нет, рана все еще довольно глубока и сильна. Каяться надо каждый раз, когда ты упал. А если  совершил грех единожды в жизни, то один раз исповедал – и все. Если не почувствовал какого-то облегчения, то необходимо просто понести некоторую епитимью. И необязательно священник тебе должен что-то сказать, ты можешь сам это решить.

Собственно, что такое епитимья? Это некоторое врачевство. Если, допустим, совершила аборт, уже не вернуть этого ребенка, но ты можешь помогать центрам помощи женщинам, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, многодетным семьям, можешь ходить в женские консультации и отговаривать девочек делать аборты. Я знаю, что одна женщина поступает именно так, и у нее за полгода два десятка отговоренных. А можешь помогать священникам, которые занимаются противоабортной деятельностью, сидеть на телефоне доверия. Всегда можно найти противоположную греху добродетель и исцелить существующую рану.

– Да, можно так сделать, это самый верный способ. Скажите, пожалуйста, воспоминание о грехе и мечтания, постоянное возвращение в то время, когда ты его совершал, – в этом каяться тоже нужно? Это грех?

– Вообще Церковь не советует заниматься самокопанием, особенно в том, что ты уже перестал совершать. Мария Египетская говорила, что она и хотела бы это забыть, но не получалось. Семнадцать лет у нее ушло на то, чтобы совершенно исцелиться от этих воспоминаний и желаний красивой и разгульной, развратной жизни. О чем это говорит? О том, что нам тоже необходимо все это забыть. Это не снимает с тебя вины и ответственности, но ты не должен постоянно чувствовать вину за совершенный грех. Наоборот, некоторую радость, что Господь тебя, такого негодяя, принял, очистил, благодать Свою даровал и дал возможность жить новой жизнью. Это ли не счастье? Это ли не радость? И копаться в том, чего уже не совершаешь, просто запрещено и духовно неполезно.

– А если случается?

– Конечно, случается! Нужно менять направление мысли.

– Нужно ли говорить об этом на исповеди?

– Если не можешь забыть, это становится навязчивой идеей (ты спишь, ешь, ходишь – припоминаешь старые грехи), может быть, стоит об этом сказать, дабы благодать исповеди уврачевала рану.

– Возможно, мечтание может привести к повторению греха.

– Одно дело, когда ты сожалеешь, припоминаешь и услаждаешься. Не рекомендуется. Хотя если мы говорим о понятных и привычных грехах, то здесь и вспоминать нечего: куда ни посмотришь, взгляд всегда упрется в какой-нибудь соблазн.

– Вопрос: «Надо ли после чтения разных молитв говорить: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”? Или просто делать небольшие интервалы? В какие моменты чтения надо креститься?» Давайте кратко расскажем, как правильно читать молитвы.

– Не все молитвы заканчиваются словами, прославляющими Пресвятую Троицу. Если заканчиваются этими словами, то нужно перекреститься. Если нет, то специально что-то от себя добавлять не надо. Ты можешь креститься в начале каждой молитвы. Если не перекрестишься, это не значит, что молитва не будет зачтена.

Бывает, читаешь молитвенное правило в транспорте по дороге домой или на работу. Тут уже не до перекрещиваний. Поэтому читайте спокойно то, что есть, не делая лишних телодвижений.

– Вопрос: «Муж допускает существование Бога, но говорит, что Он вне религии. Скажите, пожалуйста, в чем неверность этого утверждения?»

– Можно долго говорить, но в целом слово «религия» переводится с латыни как «воссоединение» (или «соединение»). Кого с кем? Человека с Богом. Подразумевается когда-то бывшее единство с Богом в раю, разделение Бога и человека и попытка воссоединения (religare).

Все, что происходит в духовной сфере, невидимо: это невозможно ощутить, измерить. Но мы же не чистые духи, а души, живущие в телах. Телу нужны некоторые формы того содержания, которое является для нас приоритетным. Поэтому невозможно поклонение Богу в духе и истине без тела, ведь Бог есть и Спаситель тела, как дерзновенно говорит апостол Павел.

Почему «дерзновенно»? Даже не все христиане были в свое время с этим согласны: «Как же так? Тело – темница души. Зачем его спасать?» Тогда и Богу не надо было воплощаться, воскрешать это бренное тело и восседать одесную Отца. Поэтому все, что происходит с людьми, которые состоят из души и тела, должно облекаться в некую форму.

Внешняя форма таинств, здание церкви, иконы – все, что пытается обрамить невидимую духовную сущность, необходимо для того, чтобы спастись.

– Спасибо за ответ. Вопрос: «Что означает “иметь личные отношения с Богом”?»

– Хороший вопрос!

– Это не то, о чем мы говорили (прошение в свободной форме)? Как Вы думаете?

– Пока у тебя не будет личных взаимоотношений с Богом, нечего говорить о спасении. Мы приходим к Нему не сразу. Сначала приходим в храм, где слышим умилительные песнопения, видим древние намоленные иконы, фрески, тактичных, внимательных, образованных священников, которые нас утешают и приводят к Богу.

Сначала приходишь к некоторой форме, как мы говорили. В Церкви есть все, что может воздействовать на органы чувств человека. Но личная встреча может еще не произойти. Пока тебе нравится то, что можно назвать церковной культурой.

– Пение, фрески, облачения…

– Да, искусство: пение, музыка... Тебя привлекает душевность. А личной встречи с Богом может и не быть.

Только тогда, когда все это отходит на второй план, когда тебе уютно молиться как в кафедральном соборе с семинарским хором из 20–30 человек, так и в сельском храме, где три бабулечки (а может, даже и одна) дребезжащими голосами поют литургию без внешнего пафоса и антуража, который сам по себе вспомоществует сосредоточиться на молитве, наверное, встреча уже произошла.

Потому что для тебя молитва, общение с Богом, таинство Евхаристии, приобщение Тела и Крови Христовых в этом таинстве важны. Остальное становится менее важным. Встреча с Богом произошла, когда ты готов услышать от Него любой ответ на твою молитву; не можешь не молиться; тебе тяжело ложиться спать без прочитанной главы Евангелия.

Некоторые думают: «Собиралась сорок раз прочитать акафист и выйти замуж (или еще что-то осуществить), а тут один раз не прочитала…Все, не сработает!» Или многие горюют, что в конце поста съели что-то непостное, и совершенно искренне, чуть ли не плача (а иногда плача), говорят: «Все! Пост не зачтется!» Какой-то магический подход. Когда подход меняется, тогда можно говорить, что личные отношения с Богом установились.

– Надо просить у Бога прощения, может быть?

– Бог прощает еще до того, как ты попросил прощения. Не знаешь, что ж надо делать-то, чтобы личные отношения с Богом были.

– Если пообещал и не сделал, наверное, надо попросить прощения. Когда начинается Великий пост, мы молимся, чтобы он прошел хорошо: в церкви читают молитвы, поют специальные стихиры. А потом ты нарушаешь пост…

– Личные отношения – это отношения любви. Можно спроецировать их на взаимоотношения с супругом или родителями: доверие, хранение верности, исполнение просимого просто так, а не боясь наказания или ожидая какой-нибудь награды. Любовь, бескорыстие, абсолютное доверие свидетельствуют о том, что личные отношения с Богом у тебя уже установились. Тебе больно, когда ты совершил какой-то грех, потому, что ты Отца, любящего тебя, огорчил.

– Вспоминается детство. Когда сделал что-нибудь нехорошее, для тебя это трагедия: понимаешь, что сейчас что-то будет. Тогда либо сам идешь сдаваться родителям, говоря, что сделал, либо они спрашивают, что произошло, а ты признаешься: «Да, это я. Так получилось». Искреннее признание своей вины ведет к тому, что не так сильно наказывают, как ты представлял.

– Не зря же нам Господь дал опыт благословенного детства, чтобы мы поняли, как это работает. Представьте себе, что было бы, если бы мы взрослыми рождались в этот мир, без периода послушания.

– Наказания.

– Да. (Смеется.)

– И очень многих обязанностей. Ты не понимаешь, зачем они вообще нужны. Оказывается, нужны. Если родители в свое время что-то не совсем доделали, сейчас говоришь: «Папа, мама, почему вы меня тогда не заставили?»

– «Зачем вы мне купили эту приставку? Зачем разрешали мне сидеть за ней более пяти часов в сутки?» (Смеется.)

– Так же и мы в отношениях с Богом.

Вопрос: «Моя супруга – очень верующий человек, а я таким не являюсь. Хочется верить и помогать ей, нашей семье, но мне не доставляет удовольствия ее церковная угрюмость. Как стать ближе к супруге и помогать ей не через силу, а с чистым сердцем и желанием?»

– Боже мой, какой хороший супруг! Стоило бы с ним познакомиться и утешить его в горе. Потому что, когда в семье появляется христианин, все остальные становятся мучениками.

– Мне очень понравилось: «церковная угрюмость».

– Да. Это присуще некоторым нашим прихожанам чаще всего на первых этапах церковной жизни: вера им представляется как что-то крайне серьезное, где нет места ни юмору, ни улыбке, ни радости. Взаимоотношения с Богом воспринимаются как нечто действительно очень угрюмое.

К сожалению, некоторые долго остаются в таком состоянии. Все зависит от священника, который попадается тебе на жизненном пути. Если он сам угрюм, у него самого такие отношения с Богом…

– Может быть, для него это нормальные отношения.

– Это нормальные отношения для меньшинства. Большинство просто транслирует такие отношения в массы, потому что это повышает авторитет, вызывает уважение: «Какой серьезный батюшка! Не то что вот тот: ходит – улыбается, кричит всем: “Христос воскресе!” На дурачка смахивает и говорит, что все хорошо и все мы спасемся. “Не огорчайтесь, братья!” Этот – серьезный батюшка: он говорит, что все будем в аду гореть, единицы спасутся (может быть, даже и не мы). Вот это старец!»

– Любят пожестче, да?

– Да. К сожалению, многие ищут таких «старцев» на бессознательном уровне. Вокруг подобных духовников в основном девушки, которым нужна тяжелая, суровая рука.

Но не одной церковной угрюмостью живет православие. Я надеюсь, супруга этого замечательного господина со временем поймет, что христианство – это религия радости, ибо у нас – заповеди блаженств, а не «угрюмств».

Угрюмы изгнани правды ради – это по-человечески. Угрюмы плачущии – тоже все вполне логично. Угрюмы кротцыи. Да, все кроткие – угрюмые.… алчущии и жаждущии правды – угрюмые и в очках с большими диоптриями. Но разве так говорит Писание? Нет.

Блаженны (если корявенько переводить на русский) – это «счастливы». Вы видели счастливого человека с угрюмой гримасой на лице? «Сын родился, первенец!» Я даже не знаю, как выразить угрюмую радость с помощью мимики. Если бы ВГИК окончил, может, и смог бы это сделать.

Настоящая духовная (а не земная!) радость накладывает на лицо отпечаток. Мы же знаем, как выглядят умирающие святые и наши замечательные бабулечки, которые всю жизнь посвятили Богу: у них отпечаток Царства Божьего уже на лице – в виде улыбки. Есть Вифлеемская икона Божией Матери «Улыбающаяся Богородица», то есть у нас не запрещена улыбка даже в иконописи.

Люди делятся на две группы. Те, кто кается в своих грехах, приходя к Богу и сокрушаясь о них долгие-долгие годы, и те, кто, покаявшись, радуется тому, что Господь их простил и дал возможность жить новой жизнью. Здесь многое зависит от темперамента. Если человек суровый по жизни, он станет еще суровее.

Мудрый духовник «раскочегарит», «раскачает», объяснит, что не надо ходить грустным и унылым, напомнит тебе заповедь Спасителя: …постишься, помажь голову твою и умой лице твое. Выгляди радующимся, а не скорбящим. Может быть, эту цитату надо показать девушке.

– Дай Бог, чтобы у них все было хорошо!

– Закончим призванием апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите. Что же, радость мы вычеркнем? Тут апостол Павел ошибся? Нельзя быть православным и угрюмым.

– Да, это так. Если посещать богослужения, вдумываться в то, что происходит, можно понять многие вещи. Как мы многолетие поем, простите?

– А на Пасху: «…веселыми ногами…»?

– И не только на Пасху!

– И не только ногами!

– Действительно!

Вопрос: «Может ли еретик присутствовать в православном храме и молиться с верующими?»

Этот вопрос пришел к нам из-за рубежа, с Украины. Такая ситуация там, к сожалению, очень распространена.

– У них нет еретиков. Все раскольнические конфессии Украины верят в Пресвятую Троицу. Там много раскольников. Нам запрещено ходить в раскольнические храмы, а им в наши не запрещено. Но мы не можем дать им возможность участвовать в таинствах. Поскольку даже оглашенные (то есть те, кто не крещен) могут находиться в храме на литургии (не просто во время экскурсии), что же говорить о тех, кто крещен, но раскольниками?

Мы не принимаем их крещения, но не гоним из храма: вдруг они что-то такое услышат, а самое главное – почувствуют разницу между молитвой в храме, где есть благодать, и молитвой в храме, где ее нет.

– Я думаю, пусть приходят. Может быть, увидят что-то хорошее.

– Я знаю такие случаи. Впервые зашедшие на литургию в канонический храм Украинской Православной Церкви прихожане Киевского патриархата (или современной ПЦУ) на уровне души чувствовали себя совсем по-другому – и оставались. Они недоумевали: «Что здесь по-другому? Почему? Служба так же служится. Священники тоже такие же. Что не так?» Интересовались. Было бы хорошо, если бы на их пути нашелся толковый христианин, разбирающийся во всех расколах и готовый объяснить, что к чему.

– Только любовью мы можем победить.

– И знаниями. Вера от слышания.

– И это тоже, конечно, обязательно.

– Но если ты говоришь без любви, то эти знания будут знаниями надменного человека: «Смерд, учи! Снова тебя носом буду тыкать. Еретик! Раскольник! А мы молодцы!» Это будет антимиссией.

– Если не можешь объяснить, отведи к тому, кто объяснит.

– О, это невозможно! «Я сейчас все расскажу! Я же все знаю!» Особенно если речь идет о женщинах. «Мой звездный час! Зря я, что ли, все эти книжки три года читала? Сейчас тебе все расскажу!» (Смеется.)

– Батюшка, по традиции хотел бы попросить Вас обратиться к нашим телезрителям, пожелать им что-нибудь доброе, хорошее, светлое.

– «Разумное, доброе, вечное». Друзья мои! Братья и сестры! Берегите друг друга! От того, каким уйдет от вас человек, с которым вы встретились на своем жизненном пути, зависит очень многое: и ваше спасение, и его спасение, и обоюдное хорошее настроение.

Пусть благодать Господа нашего Иисуса Христа, причастие Святого Духа и любовь Бога Отца пребывают со всеми вами.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать