Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

16 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель собора в честь Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе города Екатеринбурга, руководитель Отдела по социальному служению Екатеринбургской епархии протоиерей Евгений Попиченко. 

– Батюшка, хочу поздравить Вас с началом индикта, с новым годом. В понедельник шел на работу – ни одного поздравления не было. Только один из священников, который проходил мимо нас, сидящих на втором этаже, сказал: «Православные, с праздником вас». Незаметный день. Хотя не знаю, согласитесь Вы с этим или нет. Почему так происходит?

– Надо жить в режиме церковного устава, в ритме Церкви. Да, 14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый год. Новый год связан со Священной историей. Господь закончил творение этого мира. Если рассуждать, то время, когда райский сад цвел, были плоды и люди питались теми плодами, наступало примерно к сентябрю. В церковной истории именно в этот период отмечают начало нового года, потому что мы связаны сегодняшней жизнью с Божиим замыслом, Божиим Промыслом. Конечно, прекрасно, когда новый год – это не просто календарная перемена, непонятно на чем основанная, а когда есть определенный смысл, связанный с событием, уходящим далеко в историю. Господь создает этот мир. Мир начинает быть, начинается новый период, новый этап, и человек в этом мире начинает свою историю. История начинается с определенного момента. Мы не знаем, что было в первые 5–6 дней творения, но потом появляется человек и дальше уже идет летоисчисление.

– Процитирую небольшой отрывок из «Осени» Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

Безусловно, осень по-своему прекрасное время года, воспетое Пушкиным, и не только им. Но так складывается, что становится меньше солнца, все больше дождей, а это приводит в какое-то унылое состояние внутреннего духа, в какие-то нестроения, все больше проявляются упаднические взгляды на жизнь. Человек начинает искать причины своего состояния, но зачастую не находит их. Потом как-то все уравновешивается, укладывается, а затем вновь и вновь повторяется...

– Пушкина можно слушать бесконечно. Выдающийся гений! Так сказать несколько слов – и не только воображение просыпается, но и все чувства, вкус, запах. Например: «Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный...» Всего несколько слов – и  уже создано настроение, ты уже погружен в определенную атмосферу зимнего утра или вьюги. Потрясающе! Это особый Божий дар!

Кстати, если говорить про таланты, недавно отошел ко Господу Владислав Петрович Крапивин, удивительный русский писатель, который тоже умел в словах передавать настроение, чувства, эмоции, мог несколькими словами создать атмосферу. Я прошу всех наших телезрителей в ближайший месяц помолиться об его упокоении, у него сейчас непростой путь, но ничто земное его уже не тяготит. Удивительный талант был дан человеку. Он написал много книг. У нас дома целая полка полностью отдана его трудам. Я много читал его книг; и дети читали, фактически воспитаны на нем.

Знакомство с Владиславом Петровичем пришлось на мое воцерковление, это был юношеский возраст, когда я только-только открывал для себя Бога. А юношеский максимализм ведь проявляется так: все или ничего; черное или белое. Помню, каждую его книгу открывал и очень боялся разочароваться. Он же в каком-то смысле советский писатель, сложился в те годы,  когда был определенный государственный заказ, чтобы любое творение, которое выходит, прямо или косвенно формировало идеологию, в том числе атеистическую. И я боялся найти что-то против Церкви, против Бога. Но много его книг прочитал и, к его чести, ни разу не столкнулся с тем, что подвергло бы сомнению его талант.

Он ушел, а его книги остались. И через тридцать, и через сто лет подростки будут их открывать и находить какие-то светлые истории. Упокой, Господи, новопреставленного раба Божия Владислава.

Кстати, хорошая терапия против осенней депрессии – читать хорошие, добрые книги и погружаться в мир подвига, приключений, чести, мужества, верности. А наше Солнце никогда  не заходит и не зайдет. Солнце Правды – наш Господь. Надо просто чаще к Нему обращаться. Обращаться от сердца, с любовью. Любить – это только открыв глаза, сразу подумать еще с зарею, чем бы порадовать, удивить того, кого любишь всей душой. Проснулся – подумай, как порадовать нашего Господа, чем Его удивить. И так, глядишь, потихонечку этот сентябрьский период переживем. А там уже октябрь, ноябрь – и пойдем навстречу Рождеству.

А вообще в этом году Господь нас на Урале очень побаловал и солнышком, и теплом. Поскольку был карантинный период, дистанционное обучение, мы уже с апреля всей семьей пришли на землю, у нас было замечательное лето в деревне. До сих пор еще  собираем урожай. Теплые денечки только несколько дней назад сменились на дождливые. Поэтому слава Богу за все! А сколько было грибов! И леса еще полны, изобилуют грибами.

– Вопрос телезрительницы из Свердловской области: «Я много лет молюсь словами: Пресвятая Богородица, спаси нас. И только сейчас у меня возник вопрос: каким образом Она нас спасает?»

– Это удивительная церковная поэзия. К святителю Николаю мы обращаемся: «моли Бога о нас», к Господу – «Господи, помилуй», а к Богородице – «Пресвятая Богородица, спаси нас». Ей дана от Ее Божественного Сына особая благодать – ходатайствовать за людей, иногда даже вопреки воле Сына Божьего.

Мой самый любимый образ Пресвятой Богородицы – «Отрада и Утешение», он находится на Афоне в Ватопедском монастыре. Сейчас образ помещен в киот, а много веков назад он был на стене храма. Однажды, идя на вечернее богослужение, один из монахов краем глаза увидел, как образ на стене изменился. И Божия Матерь обратилась к нему со словами: «Суд Божий о вашем монастыре. Господь судил вас наказать. Снаружи монастыря пристал корабль, и разбойники ждут утреннего часа, когда ворота откроются, чтобы ворваться и учинить разбой. Не открывайте двери». Младенец Господь на иконе изображен со сдвинутыми бровями, и Он очень строго говорит: «Почему Ты нарушаешь Мою волю? Не предупреждай их, они должны быть наказаны». И закрывает уста Богородицы Своей ручкой. А Мария со смирением эту руку отодвигает и вновь повторяет Свое предупреждение. Так это изображение и застыло: Божия Матерь отодвигает ручку Младенца и по любви к людям идет на такое служение.

Божия Матерь очень нас любит огромной материнской любовью. Потому что Ей Господь на кресте вверил весь человеческий род в лице Иоанна Богослова. Невозможно представить, как, находясь в этой тяжелейшей пытке, муках, боли, Он не о Себе думает, не о том, чтобы все скорее закончилось, а о Матери. Он говорит Своему ученику: «Иоанн, вот Матерь твоя, позаботься о Ней». И Матери говорит: «С этого дня это Твой сын. Будь с ним». Он в лице Иоанна Богослова усыновил Ей весь христианский род. Поэтому Божия Матерь нас спасает по неизреченной любви и по огромному доверию от Бога.

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «По природе считается, что каждый человек должен обязательно создать семью. Но не у каждого это получается. Некоторым просто не везет, а у некоторых страшная память о своих родителях (что-то плохое было в отношениях). Со светской стороны это считается ненормальным, осуждается. А как смотрит на эту ситуацию Церковь?»

– Господь задумал человека для служения. Человек только тогда находит и радость, и мир, и полноту бытия, когда служит. Есть определенная стезя жизни, когда человек выбирает только служение Богу. Те, которые могут вместить; те, которым дано, выбирают этот путь. В большинстве же случаев человек идет путем служения в семье. Семья создается не для получения удовольствия только лишь, а именно для служения: жене, мужу, детям, родителям.

В современной жизни создание семьи – это большой и сложный вопрос, потому что люди стали и капризными, и привередливыми. У нас несколько лет существует православный клуб знакомств. Мы сейчас поменяли его название: раньше он назывался «Половинки», сейчас – «Встреча». Смотришь, и девушки православные очень взыскательные, и мужчины тоже требовательны, с непростыми ожиданиями. Всегда очень сложно оправдать ожидания.

Наверное, нужно научиться жить с самим собой и с Богом, радуясь жизни, жить полнотой радости. Учиться шить, готовить, служить, любить, потому что в браке все это нужно реализовывать. И доверять Богу: «Господи, помоги мне реализовать это желание. Но не как я хочу, но да будет воля Твоя». Когда есть оговорка «Пусть будет воля Твоя» и надежда на Бога, душа никогда не будет забегать вперед и будет довольна тем, что Господь дает. Если мы начинаем мучиться от каких-то нереализованных желаний, это говорит о том, что мы не вполне доверяем Богу, и от этого тяжело жить. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает.

– Вопрос телезрителя из Нижнего Тагила: «Как известно, пророк Божий Илия взошел на небо на огненной колеснице. Правда ли, что он до сих пор считается живым? Когда происходит гром, молния, правда ли, что это пророк Илия ездит на своей колеснице? И если молния ударяет в человека и насмерть убивает, это он карает нечестивых грешников за их плохие поступки, грехи, всех предупреждая, чтобы не нарушали волю Божию и не творили зла?»

– Да, пророк Илия, как и Иоанн Богослов, и пророк Енох призваны в Божие Царство во плоти. Они живы, как и все другие люди живы, только у них немножко другой статус. Если души других людей живы отдельно от их усопших тел, то эти пророки были взяты во плоти для исполнения определенного замысла Божьего, который наступит, как нам открыто в Апокалипсисе, в определенное время. Пророк Илия с Енохом явятся, и им будет дано послушание сразиться со зверем.

Молния – это явление природы, электрический разряд между двумя разнополярными полюсами. Это школьный курс физики. Но в любом случае молния всегда попадает туда, куда надо Богу. Ни одна молния не попала в какое-либо место по ошибке; даже такой процесс физических явлений все равно управляется Богом. И если какой-либо человек оказался под ударом молнии, в наводнении, ветром ли его унесло, значит, время пришло; Господь таким образом его позвал или напомнил о Себе, призвал человека к покаянию через боль, скорбь.

Например, в книге Владислава Петровича  Крапивина «Та сторона, где ветер» рассказывается про слепого мальчика, который сам искал молнии. Он запускал змея, когда начиналась гроза, вскарабкивался на конек дома, подходил к громоотводу и стоял, держась за него, в надежде, что молния в него ударит. Где-то он услышал историю, что от удара молнии к человеку с поврежденным зрением вернулось зрение. И вот он – как буревестник, который искал бури. Удивительный рассказ, который хорошо заканчивается. Иногда бывают и такие истории; Господь корректирует какие-то физические немощи через электрошок.

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Батюшке Евгению хочется пожелать духовных сил на его пути. Вопрос у меня вполне обыденный, жизненный. Почему люди торопятся, настолько углубляются в суету, что даже не замечают, как вокруг все интересно устроено? Если бы люди замечали все это, они не унывали бы в жизни, не теряли бы духовных сил».

– Почему?..

– Человек человеку бред, темнота и ад, –

он сказал, – оглянись вокруг, если мне не веришь.

– Нет, – кричу, – человек человеку – сад!

Человек человеку кит, океан и берег!

Человек человеку лето и теплый дождь.

Посмотри, как сверкает солнце в глазах и в сердце!..

– То блестят ножи – человек человеку нож;

и удар под ребро от рождения и до смерти.

Человек человеку рана, дыра и вой,

Это волк в настоящем и будущем воплощенье.

Волк не может без стаи; покинувший стаю волк –

Это бомж, это тень, он никто никому – кочевник.

Мы всего лишь осколки времени, пыль, стекло.

Мы разбитые зеркала – и маршрут короткий.

– Нет, – кричу, – мы друг другу движенье, полет, крыло!

И плечо, и надежный плот, и весло, и лодка!..

Даже если вот так, на грани и через боль,

Даже если ушел на дно, где темно и немо,

Все равно навсегда человек человеку – Бог.

Через смерть, через ад человек человеку – небо.

Все дело в волшебных очках, говорил великий Гудвин Элли и ее друзьям. Все дело в том, на чем у человека сфокусировано зрение, насколько у него есть талант видеть разумное, доброе, вечное. Все дело в фокусе. Мы стоим перед иконой, которая за стеклом: на чем сфокусирован наш взгляд? Можно сфокусироваться на стекле, видеть пятна, следы от губной помады, прикосновений и возмущаться, почему не вытирают, почему икона такая неприбранная. А можно сквозь стекло сосредоточиться на образе Пресвятой Богородицы и видеть красоту, тогда эти пятна растворятся, потому что фокус дальше.

Самое главное дело – научиться видеть Божию красоту в первую очередь в человеке. Сквозь тень, сквозь ад и смерть видеть, что человек человеку – небо. Чувствовать глубину и видеть красоту во всем, что есть в этом мире. Ведь все – Божие. Господь сотворил этот мир для того, чтобы человек в нем жил и был счастливым. Но главного глазами не увидеть, зорко только сердце; только сердцем можно увидеть. А сердце зависит от нашей жизни, от действия. Надо постоянно упражнять свое сердце через дела любви, через служение, через преодоление собственного эгоизма, через заботу о ближних.

Когда отец Иоанн (Крестьянкин) встретился со старцем Симеоном Псково-Печерским, тот ему сказал, что невозможно спастись человеку, который не заботится о спасении ближнего. Служи ближним добром и будь всегда немножко ниже других. Через служение наше сердце приобретает зоркость, видение, прозрение. Это труд всей нашей жизни, чего всем и желаю.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Господь говорит: Просите, и дано будет вам. Я прошу о своем день и ночь, можно сказать. Но я следую евангельскому расслабленному, который тридцать лет молился, надеялся и все же дождался. Вот и я верю и надеюсь. Говорю: “Господи, я подожду. Я верую и надеюсь, что Ты исполнишь мою просьбу. Или это очень дерзко? И, может, мне это не очень полезно? Как понять?»

– Во всем этом процессе самое дорогое то, что Вы молитесь, не оставляете главного духовного делания, которое выражает Вашу любовь к Богу. Это гораздо ценнее, чем тот результат, который мы порой хотим получить. Господь как любящий Отец и очень талантливый воспитатель учит нас тому, что приносит нам большие результаты. Поэтому очень здорово, что Вы молитесь; прекрасно, что не опускаете руки. Когда-то обязательно этот труд принесет плод. Может быть, он будет не такой, как нам хочется, но он точно будет прекрасным, таким, что мы даже и представить не можем.

Недавно посмотрел фильм, который на русский язык переводится: «Можно только представить». Удивительный фильм! Именно про то, что око не видело, ухо не слышало и на сердце человеку не приходило, что Бог уготовал любящим Его. Поэтому трудитесь над своей любовью к Богу, не оставляйте молитвы – и обязательно плод будет. А фильм – подарок для всех наших телезрителей; найдите его и обязательно посмотрите. Я не перестаю удивляться, как западная цивилизация все-таки способна создавать такое христианское кино. В этом фильме очень много смыслов.

– Смотрел с супругой не так давно. Прекрасный фильм.

– Они не стесняются прославлять Бога словами, своей жизнью. И Господь реально являет Свои чудеса. Вчера меня спросили, почему сейчас нет таких чудес, как во времена великомученика Пантелеимона. Чудеса есть, просто у них другое качество. Тогда была необходимость именно в таком чуде, когда мертвых воскрешали. А сейчас Господь действует через Церковь, через молитву, являя чудеса. Самое главное чудо – когда происходит чудо покаяния. Как Господь сказал: «Был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Покаяние – самое великое и самое прекрасное чудо.

Посмотрите фильм и обязательно утешитесь.

– Позвольте поднять еще одну тему. Сейчас многие родители озабочены современным качеством образования. Детям впоследствии предстоит определяться с выбором профессии, с выбором высшего учебного заведения, кому-то, может быть, понадобится идти в колледж. Суть в том, что не всегда родители довольны знаниями, которые ребенок получает, обучаясь только в школе. Тому свидетельство появление многочисленных образовательных центров при храмах, появление частных учебных заведений, которые проходят сертификацию, получают возможность официально вести свою деятельность. Как отец, как педагог Вы смотрите на эту ситуацию каким-то своим взглядом. Есть какое-то чувство беспокойства или желание помочь процессу?

– Есть возможность. Два года назад у нас при Успенском храме появился образовательный центр. На примере своих детей я действительно обеспокоен тем, что происходит в общеобразовательных школах, в первую очередь с точки зрения нравственного состояния. Формальные знания – это одно, а среда, в которой дети учатся?.. Как сказано в Священном Писании: с преподобным преподобным будеши, с мужем неповинным неповинен будеши, со избранным избран будеши и со строптивым развратишися. Апостол Павел говорит: не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Как бы семья ни трудилась над созиданием доброго в человеке, «попадая в банку с огурцами, свежий огурец все равно напитывается рассолом, который там есть».

Для меня все это очень тяжело. Я давно хотел создать то, на что мы можем влиять как родители, как педагоги, как руководители. Второй год мы потихонечку работаем. Бог даст, появится в нашем центре полноценная девятиклассная образовательная система. Сегодня я заходил к нашим воспитанникам и с огромной радостью смотрел на эти красивые, чистые лица, на их взаимоотношения, как мальчики относятся к девочкам, девочки – к мальчикам. Понятно, что первый класс – это еще не показатель, но очень надеюсь, что с Божией помощью потихонечку мы сохраним и атмосферу нравственного отношения друг к другу, и атмосферу веры и присутствия человека в Церкви. Русская классическая школа тоже принесет свои плоды. Это замечательная программа, которая дает возможность ребенку полюбить учиться.

– Вопрос телезрителя из Ставрополя: «Вопрос о крещении детей. Сейчас идут возмущения, что ребенок еще не успел по земле пройти несколько шагов, а мы ведем его в храм, чтобы крестить, чтобы он стал христианином. Но не каждый способен заплатить те расценки, которые предлагают в храме за крещение или на пожертвование. На наш взгляд, это должно проходить бесплатно. Если я не прав, рассудите».

– Всегда люблю разговаривать с родителями и крестными, когда они приходят крестить ребеночка. Я всегда задаю один вопрос: «Зачем вам это надо?» И в зависимости от того, как ответят, дальше принимаем решение: крестим или готовимся к крещению, поскольку у людей нет ясного понимания, зачем вообще нужно крещение, что это такое и так далее. Через огласительные беседы человек потихонечку воцерковляется, становится частью Церкви, чтобы не просто получить от Церкви какой-то кусочек благодати и ею попользоваться, а восстановить свою жизнь, начать жить в ритме церковной жизни.

Когда человек становится прихожанином (а не просто захожанином, потребителем религиозных треб), живой частью конкретного прихода, он понимает, что о приходе надо заботиться. Приход всегда живет очень насыщенной жизнью. Это же интересная тема, откуда у Церкви деньги. Церковь не содержится государством, Церковь не занимается каким-то бизнесом, у нее, как правило, нет специальных спонсоров. Когда храм строится, добрые люди помогают. А потом приход начинает жить обычной жизнью, при нем есть столовая для нуждающихся, детский центр, оказывается помощь бездомным. Каждый приход в той или иной степени ведет какую-то социальную работу. Плюс есть внутренняя жизнедеятельность: хор, люди, которые следят за чистотой храма, дежурные, библиотекари, певчие, священники и так далее.

Прихожанин должен понимать свою меру ответственности. Господь всегда заботился о приходе и еще в свое время дал четкий закон, что десятую часть от своих трудов христианин отдает на содержание Церкви. Если бы у нас эта заповедь выполнялась, то никаких вопросов не возникало бы. Никаких пожертвований не нужно было бы, если бы христиане выполняли свой долг по отношению к своему приходу и с любовью о нем заботились по закону Божьему.

Поскольку этого сейчас нет и редкий приход может положиться на своих прихожан, есть необходимость обозначать, что нужно проявлять заботу о храме, в том числе в виде пожертвований. Но всегда есть возможность этот вопрос обсудить. Если человек обозначает, что не очень способен на данный момент заплатить, любой священник по-отечески, по-доброму скажет: «Хорошо».

Становитесь частью прихода. Когда человек становится частью семьи, складываются совершенно другие отношения. Меня прихожане часто просят, например, освятить участок под строительство дома, или освятить машину, или прийти и помолиться, чтобы в доме все было хорошо. И никогда не возникает таких вопросов. Вопрос материальных отношений возникает, когда приходят люди нецерковные. Это такой парадокс: Церковь очень часто содержится на пожертвования нецерковных и даже неверующих людей. Например, когда совершается чин отпевания, собираются десятки или сотни людей, которые не являются прихожанами, ничем не связаны не только с этим приходом, но и вообще с Церковью. Но есть традиция купить свечки побольше. И эти пожертвования идут на жизнь прихода. Но когда приходят свои прихожане, то не возникает никаких вопросов.

– Я хочу подтвердить Ваши слова. Знаю, что активную помощь прихожане Успенского собора оказывают и друг другу, и тем, кто к ним обращается по разным вопросам в разных областях. Помню рассказ одного человека, он говорил: «Подойдите к отцу Евгению. Батюшка благословит помочь – и у меня даже никаких вопросов не будет, я помогу».

– Есть какой-то формальный порядок, уже выстроенный, сложившийся. А есть человеческие отношения, разговор по душам: подойди, поговори, объясни. По-доброму спросишь – по-доброму ответят. Не ответят по-доброму – сейчас храмов много, всегда можно найти храм по душе и батюшку, который войдет в твое положение. Это несложно.

– Остается буквально минута, чтобы попрощаться с телезрителями.

– Прощаясь, я хочу обратить внимание телезрителей на нашу заставку: это одна из последних фотографий нашего восстанавливающегося Успенского собора. Установлены леса на колокольне для внешней штукатурки, отделки центрального барабана. Нам очень нужна ваша помощь. Сейчас очень непросто сводить концы с концами, потому что коронавирусный кризис наложил отпечаток на жизнь Церкви, жизнь нашего прихода, жизнь наших помощников. Прошу, если можно, помогите. Храни всех Господь!

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе г. Москвы, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь» протоиерей Максим Первозванский.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​