Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

16 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа Московской (городской) епархии, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, член Канонической комиссии при Епархиальном совете города Москвы.

– Сегодня будем отвечать на разные вопросы. У меня есть такой вопрос: «Что делать, если человек смотрит телеканал "Союз", слушает разные православные радиостанции, смотрит лекции Осипова и так далее, но в храм как не ходил, так и не ходит и не собирается туда приходить?»

– Каждый выбирает свой путь. Кто что ищет: кто Бога, а кто просто какую-то интересную информацию. Человек, который искренне ищет Бога, все равно рано или поздно должен будет прийти в храм. Может быть, пока он медь звенящая, кимвал бряцающий, то есть ведро пустое – информация есть, а толку от этой информации никакого.

Для чего существуют все наши православные радиостанции? Для чего трудится Алексей Ильич Осипов? Он трудится, преодолевая, может быть, свои какие-то возрастные немощи, чтобы привести человека к Богу, к церкви. Потому что только через церковь можно прийти к Богу, только в церкви совершается таинство Евхаристии для того, чтобы человек стал православным. А православным человек не может быть без церкви. Поэтому какой смысл во всем этом: нашел человек для себя клуб по интересам, дальше ничего полезного из этого не получил? Беда. Пожалеть такого человека надо, что он застопорился на пути своего духовного восхождения и не хочет двигаться дальше.

– А может, подождать? Может, все произойдет само собой?

– Может, просто не время. Поэтому все может быть.

– Как в такой ситуации себя вести? Ведь часто близкие люди, которые более воцерковленные, как-то давят на своих домашних.

– Никогда ни на кого давить не надо, надо жить христианской жизнью. Можно изучить богословие, весь мир приобрести, но, как говорит апостол, если нет любви, то все это пустое.

Давить можно на ребенка в каком-то определенном возрасте, а потом он вырастает, и получается чувство протеста, начинает делать все назло, наперекор. Это часто бывает даже в православных семьях, в семьях священников. И как это перебороть? Любовью покрывать. Нельзя требовать от ребенка того, чего не делаем сами. Если хочешь, чтобы ребенок был хорошим христианином, то сам будь христианином в своей семье. Жизнь в семье выстраивай на христианских принципах.

Почему дети одних священников идут в семинарию, а другие категорически не хотят? Некоторые видят, что действительно семья батюшки выстроена как православная во всех отношениях, он не только в храме священник, но и дома. А у нас часто бывает так, что мы в миру одни, а когда попадаем в свой мирок, становимся другими. Надо всегда оставаться тем, кто ты есть. Если ты православный христианин (да, со своими грехами, недостатками, немощами, но стараешься быть православным), твой ребенок будет видеть это, тогда и он будет стремиться к этому.

– Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос по Посланию к Римлянам по поводу Иакова и Исава. Апостол пишет, что когда они еще не родились и не сделали ничего доброго и худого, Бог уже их как бы избрал и сказал их матери Ревекке, что больший будет в порабощении у меньшего, как написано: Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел. В Книге Бытия написано, что Иаков дважды обманул своего старшего брата Исава, отобрал первородство за еду, взял благословение у отца, и отец, когда это узнал, плакал. Почему так Бог отнесся к Исаву, почему его возненавидел?»

– Я думаю, нельзя каждое слово понимать буквально. Какие-то вещи говорятся как назидательные для нас. Прежде всего надо помнить, что Господь каждому из нас дает свободную волю, свободу выбора. Почему Господь возлюбил одного? Потому, что один стремился к Богу и хотел быть первым перед Богом, а другой не хотел терпеть каких-то искушений, испытаний. Один и сам бы съел чечевичную похлебку, но посчитал, что первородство важнее, предложил тому, а тот очень хотел есть и посчитал, что первородство не так важно перед чечевичной похлебкой.

И так Господь нам дает выбор всегда: быть с Ним или без Него. Дьявол нас искушает, много чего предлагает за ту же чечевичную похлебку, а мы, к сожалению, принимаем это. Я не думаю, что здесь в прямом смысле сказано о том, что Господь возненавидел Исава. Господь дал выбор одному и другому. Но как каждый из них воспользовался этим выбором? Простил бы Господь Иуду, который предал Его? Наверное, простил бы, если бы Иуда, подобно Петру, покаялся и всю жизнь, находясь в покаянии, просил бы у Бога прощения. А он вместо этого нашел легкий путь – пошел и удавился, решил все проблемы, как ему казалось. Так что Бог не ненавидит, Бог любит, поэтому из любви к нам пришел в мир, принес себя на страдания и смерть, чтобы мы с вами получили жизнь вечную.

– Следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, где грань между любовью к ближнему и человекоугодием? Может ли потакание прихотям супруга, чрезмерная забота о близких, финансовая благотворительность становиться человекоугодием, если все идет на помощь только телам, а не душам людей?»

– Вообще потакание чему-либо – это плохо. Идти на поводу у жены, у капризного ребенка не всегда полезно. Как часто мы, прикрываясь вопросами любви, губим своих детей. Мы любим своих чад вплоть до того, что совершенно лишаем их возможности бытия в этом мире (не говоря уже о будущей жизни вечной), когда наше чадо начинает говорить, что ничего не может добиться, работы достойной нет, но при этом сидит на шее у родителей. На сигареты, пиво папа с мамой дают, на развлечения хватает, кормят, обувают, одевают, а он ищет якобы достойную работу. Это потакание ему. Если хочешь помочь человеку, то не денег ему дай, а возможность заработать эти деньги.

У меня знакомая всегда приводила пример. Она работала в далекие советские времена в системе бытового обслуживания. Летом, говорит, отправляли своих детей отдыхать в лагеря, на дачу, еще куда-то, а одна сотрудница вышла замуж за заведующего часовой мастерской (он был другой национальности, очень трудолюбивый), и он своего пасынка каждое лето то в обувную мастерскую направлял работать, то в часовую. Поэтому, говорит, наши оболтусами выросли, привыкшими отдыхать, а тот к окончанию школы вырос в профессионала, человека, который что-то может, у него было несколько специальностей.

Поэтому идти на поводу у детей нельзя. Наверное, мы сами их так воспитываем, не объясняем, что хорошо, а что плохо. Разумно надо всегда ко всему подходить. Жену надо любить; может быть, иногда баловать, но и она должна проводить грань между разумным требованием и своими личными капризами и амбициями. Любовь – это жертва. И когда жертвует только один, то это уже не любовь. Жертва должна быть взаимной. Когда проявляется забота, уважение друг к другу – это и есть любовь.

– Вопрос телезрителя: «Известно из Писания, что плата за грех – смерть. Мы рождаемся уже смертными благодаря нашему праотцу Адаму. То есть у нас остается только одно – обрести Царство Небесное, чтобы спастись. В Церкви учат, что спастись можно добрыми делами. Но в делах наших всегда можно найти тщеславие, корысть, зависть, и они уже получаются недобрые. Разбойник, который был распят справа от Христа, в добрых делах замечен не был, но почему-то первый спасся и попал в рай. Так чем же еще можно спастись, если не добрыми делами?»

– Спастись можно только милосердием Божьим. Что бы мы ни делали, какие бы ни были, мы все люди несовершенные. На Страшном суде Господь нелицеприятно примет нас с вами, покажет наши плюсы и минусы. Кто из нас будет оправданным? Кто из нас окажется достойным предстать перед Богом? Наверное, не будет ни одного такого человека. И только то милосердие Божие, которое Он проявляет к нам, та любовь, ради которой Он пришел в этот мир, дадут нам возможность спасения. А для этого мы трудимся, пытаемся в силу наших возможностей творить какие-то добрые дела.

Но делать это надо не напоказ. Как Господь говорит? Хочешь молиться? Закройся в келье и молись. А у нас чаще всего в келье молиться не хочется, а когда в храм приходим, нам надо встать на самое видное место, чтобы другие видели, и лицо сделать молитвенно настроенное, и одежду соответствующую надеть. Идет дисгармония внутреннего и внешнего, а должна быть гармония во всем. Обмануть можно человека, обмануть можно себя, а обмануть Бога невозможно, надо перед Богом быть всегда искренним.

Чем мы можем спастись? Есть замечательная молитва Амвросия Медиоланского, которую читает священник, готовящийся к литургии. Мы ее тоже часто опускаем, а она как бы апофеоз нашей подготовки. Каждый священник читает там, что не по нашим заслугам мы предстоим у престола Божия, а только по тому милосердию Божию, которое Он к нам проявляет. Поэтому для достижения Царствия Божьего надо прежде всего иметь веру, любовь, искренность и уповать на милосердие Божье.

– Следующий вопрос: «Что делать, если молитва не помогает, но вера остается?»

– А в чем молитва не помогает? Не помогает молитва благодарственная? Тогда от нее требовать нечего, мы же благодарим Бога уже за то, что получили. Какая молитва не помогает? В которой мы чего-то просим у Бога, чтобы Он нам дал? Тогда должны уметь все-таки полагаться на волю Божию. Может, нам это не нужно. Научитесь молиться.

Я для себя, по крайней мере, пытаюсь в своей жизни взять за правило молиться так: не моя воля, но Твоя, Господи, пусть будет. Мне, конечно, хотелось бы это получить, но насколько это пойдет на пользу мне и моему спасению? Да, может быть, на какой-то момент это улучшит как-то мою жизнь, мое материальное положение, а во что это выльется впоследствии? «Я-то не знаю, Ты ведаешь, знаешь, что лучше. И если на это есть Твоя воля, то пусть это исполнится; если на это воли нет, Ты найдешь способ, как от всего этого мне отойти».

Только унывать нам от этого не надо. А мы считаем, что Господь нас не слышит. Может, Господь нас как раз оберегает, тем более если молитва не слышится, а вера в нас сохраняется. Вот какой парадокс. Чаще благодарите Бога, и тогда будет ощущение, что молитва Ваша слышится. Благодарите за жизнь, которую Господь Вам дал, за минуты счастья, которые бывают в нашей жизни, да вообще за каждую секунду нашей жизни, потому что жизнь очень скоротечна, быстро пролетает.

Но мы всегда всем недовольны. Зимой снега нет – плохо, есть снег – плохо, теплая зима – плохо, холодная зима – плохо, солнечное лето – плохо, дождливое лето – плохо. Мы не знаем, чего хотим, ищем совершенства и гармонии, но нет совершенства и гармонии вокруг нас, пока мы не попытаемся создать совершенство и гармонию внутри себя. Поэтому благодарите Бога за все, а прося, всегда ищите в этом волю Божию, не свое проявление, а проявление воли Божией. И умейте принимать волю Божию, потому что не все просимое идет нам на пользу.

– Можно ли научиться молиться? Может, в Вашей практике есть какие-то примеры? Ведь молимся порой словами, которые записаны в молитвослове великими людьми, но молиться это не помогает. Может быть, есть какие-то другие способы?

– Мы не молимся, мы чаще читаем молитвы.

– Это тоже может вмениться хоть в какой-то подвиг.

– Безусловно, пусть это будет даже так, хотя бы для начала; тогда мы придем, может быть, к внутреннему. Для начала начните молиться, вслушиваясь в слова молитвы. Мы же часто не вслушиваемся в смысл, читая Покаянный канон, который есть в молитвослове. Надо пропускать слова этого канона через себя, и тогда будет другое ощущение, другое молитвенное внутреннее состояние. А если мы не будем вдумываться, если будем принимать это как механическое, тогда и помощи никакой не будет, и смысла в такой молитве не будет. Но этому надо учиться, ведь молитва – это дар.

Все, что в нашей жизни есть хорошее, положительное, – это дар Божий, который Господь нам дает, хотя иногда мы считаем, что мы чего-то добились сами. Но сами мы добиваемся только грехов. Грехи – это наше, то, что мы делаем по своей воле, а все хорошее, что в нас есть, –  от Бога: молодость, красота, ум. А Господь и ума может лишить, и красоты, и всего, а может дать все, что нужно человеку, если он будет стремиться жить с Ним. Много было богатых и умных, которых история не помнит, а были глупые и юродивые, нищие, и Церковь до сих пор их вспоминает за ту мудрость, которая в них была.

– Следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, сколько раз можно каяться в одном и том же грехе?»

– Пока не исправишься, столько раз и каяться в нем надо.

– А если уже перед священником неудобно?

– Тогда надо задуматься, надо ли совершать этот грех.

– Есть такие бытовые грехи.

– Любой грех ведет к погибели. Не бывает бытовых грехов. Не надо себя утешать: это как у всех. На исповедь приходят и говорят, что грешен, мол, как все. А ведь каждый по-своему грешен. Даже эти так называемые бытовые грехи у каждого свои. Вот где проверяется наше христианство, когда даже в чем-то малом мы не можем себя перебороть...

У Нилуса как-то прочитал, как он поехал к Оптинским старцам; заодно жаловался на проблему, что не может бросить курить. Молюсь, говорит, и никак не получается. А старец говорит: «Что ты просишь у Бога?» Он отвечает: «Прошу бросить курить». Нет,  говорит, проси у Бога желания бросить курить. Вот когда у тебя будет желание, тогда ты это сделаешь. Твердое, хорошее желание.

Это как думаешь, что бы такое съесть для похудения...  Прежде всего надо попросить желания в борьбе с грехом: «Дай мне, Господи, желание перебороть этот грех». Бытовые грехи чаще всего бывают от какого-то внутреннего умиления, но не чем-то божественным, а чем-то земным. Поэтому для того, чтобы это преодолеть, надо вместо умиления иметь отвращение и презрение к этому греху. Но это надо осознать, надо, чтобы Господь подтолкнул нас к этому. Этого надо прежде всего просить: «Дай, Господи, мне избавиться от моего малого, повседневного греха. Дай мне возможность потрудиться для того, чтобы быть рядом с Тобой».

– Следующий вопрос: «Как человека отучить материться? Соседи очень много говорят бранных слов. Сами мы не материмся, очень переживаем. Что делать?»

– Не обращайте внимания, живите своей жизнью. Объясняйте своим детям, что это нехорошо. Как можно других отучить? Как можно нас научить Царствие Божие наследовать, если мы этого сами не хотим и не понимаем? Не знаю. Просто не обращать внимания. Чем больше мы обращаем внимания на это, тем хуже. Не общайтесь с этими соседями, с теми людьми, которые разговаривают на таком языке, для которых это стало нормой, если это Вас так коробит. Можно сделать человеку замечание, но если он не понимает, что ж теперь? Никуда от этого не денешься. Сами не поступайте так.

А то как мы делаем? Осуждаем, осуждаем, а потом в какой-то экстремальной ситуации забываем про русский язык и вспоминаем тот язык, на котором наши соседи разговаривают. И получается лицемерие. Мы же не всегда хорошие бываем. Так что смотрите за собой, а не за соседями, как они живут, что они говорят, что едят, что пьют. А если они гибнут, то помолитесь о том, чтобы Господь как-то вразумил их и дал им разум увидеть пропасть, в которую они, к сожалению, падают, и свет над ними, чтобы они к этому свету постарались как-то обратить свой путь. Не осуждая, а с любовью пожалейте их.

– Как правильно сформулировать то, в чем хочешь исповедоваться?

– Просто, в простоте всё. Не надо формулировать, назови грех, какой есть, а дальше священник сам разберется, чтобы помочь тебе как-то уйти от того или иного греха. Если он сочтет нужным что-то спросить или уточнить, он это спросит. А если нет, назови сам грех, в чем он состоит. У нас же на исповеди вместо того, чтобы каяться в своих грехах, рассказывают всю свою жизнь. А сам грех из всего этого, может, и не следовал. Не надо было искать какую-то глубокую причину, она могла лежать на поверхности. Надо назвать сам грех, что бывает очень сложно.

Для чего мы объясняем священнику на исповеди наши грехи? Не для того, чтобы найти покаяние, а для того, чтобы найти оправдание себе в совершении своего греха. А Богу не нужно оправдание, Богу нужно покаяние. Мы читаем перечень грехов в брошюрках, которые для нас готовит Церковь, и там нет размышлений, рассуждений, там называется конкретный грех: согрешил словом, делом, помышлением, объядением, пьянством, тайноядением, празднословием, унынием, непослушанием, оклеветанием и так далее. Конкретный грех.

Ты пришел на исповедь, покайся в конкретном грехе. Клеветал. Если сочтет священник нужным спросить, когда ты был таким клеветником, наверное, есть смысл уточнить. Или вот приходят к батюшке, суют листок бумаги: читайте мои грехи. Это тоже нехорошо. Можешь бумажечку составить для себя, когда готовишься к исповеди... И в момент твоей исповеди что-то Господь твоему сердечку откроет; наверное, это и требует сегодня покаяния. А если что не вспомнил, может, это не так важно в твоей жизни на сегодняшний день.

– А если человек на исповеди забыл несколько грехов сказать, стоит уже к Причастию и вспоминает свои грехи?

– На следующей исповеди пусть покается в своих грехах. Он же был на исповеди. Мы просим у Бога простить наши согрешения словом, делом, помышлением,  что совершили в ведении или в неведении. Так нужно завершать исповедь после того, как перечислили грехи батюшке. Господь нам много чего открывает. Слава Богу, что открылось. Но не всегда бывает возможность тут же побежать к батюшке. Господь открыл грех; главное, не забыть принести в нем покаяние. Возможно, это враг искушает, показывая этот грех, чтобы, думая об этом, ты не шел к Причастию.

В любом случае мы к Чаше приступаем несовершенными. Мы ощущаем свое недостоинство. Хуже будет, когда мы будем приходить  к Чаше, чувствуя свое достоинство.

А разве это плохо? Я христианин, я пришел к Богу.

– «Благодарю Тебя, Господи, что я не такой грешник, как другие…» Так по факту получается.

– А как же радость?

– Это разные вещи. На небе больше радости об одном кающемся грешнике, нежели о десяти праведниках. В мир пришел Господь, чтобы не праведников спасти, а грешников. Конечно, надо радоваться, что Господь дал возможность прийти в этот день в храм, несмотря на то, что я в грехах поникший. Господь дает мне возможность подходить к Святой Чаше. Если Господь этого не захочет, Он поразит нас так, что мы не сможем подойти к Чаше. А Господь дает нам такую возможность. Этому надо радоваться. Чем отличаются реальные святые от «святых» прихожан? «Святые» прихожане на исповедь приходят «святыми», у них «нет грехов». Они думают, что живут праведной жизнью, грехов не совершают. А святые, которые от Бога, чем большего совершенства и святости достигали, тем больше и глубже видели свою греховность и свое недостоинство перед Богом. Надо стремиться к любви Бога, радости общения с Богом. Радоваться, что Господь такого недостойного принимает.

– Следующий вопрос: «Подскажите, что означает иметь личные отношения с Богом? Как это понимать?»

– У всех нас личные отношения с Богом в молитве. Особенно в нашей личной домашней молитве. Дожить до такого состояния, чтобы Господь разговаривал с тобой?..  Даже к святым людям Господь постоянно не являлся, не говорил с ними, а только в определенные моменты жизни. А если у вас постоянно происходит разговор с Богом, то это, наверно, уже не духовное состояние, а присутствие бесов.

– Наверно, если это происходит, то не надо об этом никому говорить.

– Святые люди запрещали рассказывать о явлениях Пресвятой Богородицы до того момента, пока они живы. Преподобная Мария Египетская тоже просила старца Зосиму не рассказывать о ее жизни, только после ее смерти он рассказал это братии. Нет пророка в своем отечестве: мы не видим старцев, которые с нами рядом, а бежим к каким-то непонятным, далеким. Только когда теряем близких нам людей, когда они от нас уходят, тогда понимаем, рядом с каким светильником и источником живоносной воды мы находились. И бегали от этого источника. Личное общение с Богом – это когда ваше сердце умиляется во время молитвы, когда оно может почувствовать те слова, с которыми ты обращаешься к Богу, задуматься над своей жизнью и, может быть, чуть-чуть исправить ее. И действительно, в это время идет личное общение с Богом. Господь умягчает наше сердце, которое готово в наибольшей мере сейчас принять Господа.

– Вопрос телезрительницы: «Может ли Господь спасти бесноватого?»

– В Новом Завете примеров очень много, когда Господь спасал одержимых бесами людей. Богу возможно все. И человеку, который живет с Богом, тоже возможно все. Только веры у нас часто не хватает. Бесноватый, может быть, не исцелился, если бы не попросил у Бога, чтобы Он его исцелил. Или близкий человек. Богу все возможно.

– Есть еще такой момент. У нас люди часто ставят себе диагнозы, в том числе духовные, и ищут тех, кто бы мог их, так скажем, отчитать.  Что можно сказать этим людям, у которых проблемы?

– Часто эти люди не хотят никого слушать. Они убеждены в своей правоте. Они ищут легкого пути. Они не ищут настоящего исцеления. Когда человек серьезно болеет, то обезболивающее лекарство не лечит, а снимает симптом. Впоследствии, если нет лечения, а есть обезболивание, бывает гораздо хуже. Так и в духовной среде. Часто приходят и спрашивают: может, мне на отчитку надо? Отвечаешь: «При твоем заболевании рано принимать серьезное обезболивающее; может быть, надо пока анальгином обойтись. Давай посмотрим, как ты живешь, как устроена твоя христианская жизнь. Ходишь ли ты в храм Божий? Как часто бываешь в церкви? Как устроена твоя семейная церковь? Как устроен твой быт? Насколько он христианский? Может быть, вначале нужно это исправить». Но в этом случае надо трудиться. А тут ведь быстро: поедем сейчас к старцу, там быстренько отчитают. И проблем никаких дальше не будет. Дальше можно жить как хочешь. Спрашивают иногда: почему нам освятили квартиру, а у нас ничего не изменилось? А что вы в своей жизни изменили после того, как вам освятили квартиру?

Не понимают, что, поехав на отчитку, избавиться можно от одного беса и получить десять других (по Евангелию). Очень это опасно. Можно поехать здоровым, а вернуться одержимым.

– Почему это происходит? Почему люди считают, что можно уехать из Москвы, где много священников и храмов, в глушь и там найти нужного и важного старца?

– Опять же ничего нового нет. Почему мы не ходим в храмы, которые возле дома, а ездим в далекие? Нам свой батюшка всегда не такой. Там другой, лучше. Надо трудиться. Ничего просто так в жизни не дается.

– Есть такое понятие: «мой храм». Приходишь в него, и хорошо.

– Так это замечательно. Найдите свой храм, своего священника. Конечно, в своем доме  чувствуешь себя уютнее. Лучше, чем в чужом. Пусть он даже красивее и богаче, просторнее. Да, он может тебе нравиться, но уюта и тепла в нем не почувствуешь. Это чужое, не твое. Так и с храмом. В каждом храме присутствует благодать Божия. Только в одном храме нам все знакомо. Знакомы люди, которые туда ходят, духовенство. Там есть иконы, которые мы любим. Они могут быть старые или новые. Может быть, у нас что-то связано именно с этой иконой именно в этом храме. Это как раз нормально. Это не значит, что благодать в других храмах отсутствует. Но мы чаще всего привыкаем к конкретному священнику. И это священников беда тоже. Мы людей начинаем не к церкви приучать, а к себе. Это, к сожалению, наш распространенный недостаток. Наша задача: в церковь привести. Потому что сегодня мы здесь, а завтра можем оказаться в другом месте. А можем вообще перейти от жизни временной к жизни вечной. И когда нас не будет, люди в церкви останутся.

– Порой люди сами так хотят, чтобы их вел священник. Они ищут духовника.

– Это замечательно. Хорошо найти духовника. Хорошо иметь духовника в своей жизни. Конечно, его нужно поискать. Только один искренне ищет, а другой считает своей целью не найти, а искать.

– Следующий вопрос: «Нет цели. Ничего не хочется в этой жизни. Ударился в алкоголь. Как с помощью Господа выйти из этой ситуации и найти ответы?»

– Уже хорошо, что человек сам задает этот вопрос. Значит, его что-то тяготит. Это беда. Но посмотри, что делает алкоголь с человеком. Когда в меру, он полезен. Когда чрез меру, он разрушает человека. Человек начинает деградировать, разрушаться интеллектуально. К чему человек стремится? Стремится ли познать окружающий мир, увидеть его глубину и красоту? Через спиртное  не получится. В спиртном угаре можно на дискотеке находиться, в каком-то безумном веселье, которое потом проходит. Наутро, когда происходит отрезвление, происходит сожаление в наших сердцах. Поэтому подумайте прежде всего о том, что вы не только себе причиняете вред, разрушая себя, но причиняете огромную боль тем близким людям, которых вы любите. Не тем, которые вам стакан наливают. А тем, кто искренне переживает за вас. Поддаваясь этому греху, вы теряете контакт с окружающим реальным миром. Уходите непонятно в какую прострацию. Теряете свою жизнь, работу, семью. Вы разрушаете всё на своем пути. Задумайтесь об этом. Просите у Бога желания и сил бросить это. И трудитесь, старайтесь. Не хотите пить – не берите в руку стакан. Старайтесь сами бороться.

– Можно обратиться к врачам и психологам.

– Но должно быть желание человека. Когда нет желания, к сожалению, все эти кодировки, основанные на страхе (если будешь пить – умрешь), результата не дают. Пока человек сам не осознает, не поймет, что он умрет духовно быстрее, чем физически, ничего не поможет. Должно быть желание. Не под давлением близких, не под давлением обстоятельств, а личное желание. Если желания нет, к сожалению, ничего не получится.

– Молитва близких тоже может помочь? Человек просит: я плохой, ничего не могу сделать, помолитесь, пожалуйста, обо мне.

– Надо молиться не о том, чтобы Господь его избавил от этого греха, а чтобы нас укрепил. Может быть, это для нас делается, для нашего спасения нам такой близкий нужен. Чтобы мы пронесли эту тяготу. Но хорошо, что человек думает. Душа его еще не утонула. Она жива и ищет того света, к которому стремится.

– Батюшка, прошу Вас обратиться к нашим телезрителям в заключение нашей программы.

– Дорогие братья и сестры, прослеживая тему сегодняшней нашей беседы, хочу пожелать вам ценить каждый день своей жизни. Не только каждый день, но и каждую минуту, которую Господь нам отпускает. Каждую минуту общения с нашими близкими, с нашими пастырями, которые у нас есть. Каждую минуту молитвенного общения с Богом, что не так часто бывает. Жизнь очень кратковременна. Не жалейте о прошлом. Не мечтайте о будущем. Потому что прошлое прошло, а завтрашнего может не быть. Живите сегодняшним днем. Благодарите Бога за то, что Господь дал вам этот день, дал вам пищу, кров над головой, тех людей, которые вас любят. И старайтесь сохранить этих близких людей рядом с собой. Дарите им любовь.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Наталья Культяева

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать