Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы. Протоиерей Павел Кондраков

13 сентября 2022 г.

– Сегодня мы беседуем с помощником председателя Отдела по делам молодежи Московской епархии протоиереем Павлом Кондраковым. Предлагаю начать выпуск с евангельских строк, которые мы слышали сегодня. Вечером, после проповеди, Спаситель с учениками был в море. Он уснул, находясь в лодке. Начался шторм, и ученики, встревоженные тем, что их лодка вот-вот перевернется, разбудили Его в панике: «Почему Ты спишь, когда мы тонем?» Он укротил ветер и море (буквально совершил чудо) и сказал ученикам: «Почему вы так боязливы? Чего испугались? Разве у вас нет веры?» О какой вере Спаситель здесь говорит? Как ученики должны были поступить в этой ситуации? Они тонут, и Господь говорит, что им не хватает веры. А как вера помогла бы им в этой ситуации?

– Здесь надо понимать, что ученики до этого уже видели много чудес от Господа. И были свидетельства того, что это не простой человек, а Богочеловек. И Его учение настолько великое, что можно было бы уже догадаться, что с ними рядом находится Господь. Удивительны Его слова, которые пронзают сердце и открывают души.

Этот момент, когда они забыли о том, что рядом с ними Сам Бог, Который воплотился, как раз и слышится в словах Спасителя: «Почему вы так боязливы и маловерны? Если Я рядом с вами, то ничего не может случиться, потому что все творение подчинено Мне». Их испуг был показателем их маловерия. Как им надо было поступить?

Есть параллельный случай в Деяниях апостольских, когда апостол Павел уже был препровождаем в Рим на корабле, а корабль попал в бурю. Никто не знал, что будет с этим кораблем. Все метались, переживали и думали, что погибнут. Апостолу Павлу было видение: явился ангел и сказал, что ради него все те, кто будет с ним на корабле, будут сохранены. И тогда он сказал: «Ободритесь, не бойтесь, вкусите хлеба». Потому что они уже много дней были в шторме, были в таком тяжелом положении, им даже не хотелось есть. Апостол Павел говорит: «Вы ослабли, надо поесть. Мне сказал сам ангел Божий, посланный от Бога, что никто из вас не погибнет».

Вот здесь и проявляется момент веры, что с ними ничего не будет. Представляете, идет шторм. В это время даже те неверующие, которые сопровождали апостола Павла, садятся и едят хлеб, пьют воду. А ведь очень страшно в такой момент. Такая вера как раз могла бы успокоить учеников Христа. И они могли бы по-другому себя вести, не кричать в страхе: «Спаситель, погибаем, тонем!», а просто спокойно разбудить Его и попросить о помощи. Но они забыли, что рядом с ними Спаситель мира, Богочеловек, Который может укротить бурю, что с ними ничего не будет, когда Он рядом. Этот момент как раз и затрагивает Господь, говоря, что они маловерные, забыли, Кто Он.

– Вы привели в пример апостола Павла. А ведь ему явился ангел, который его укрепил и сказал, что они не погибнут. Но нам ангелы не являются, а мы очень часто оказываемся в схожих ситуациях, когда лодка нашей жизни близка к крушению. И очень бы хотелось, чтобы рядом оказался Спаситель, Которому можно сказать: «Помоги, я погибаю!» Либо явился бы ангел, как апостолу Павлу, и сказал, что дальше все будет хорошо. Но апостолу Павлу он явился, а нам не является. Как нам укрепиться в вере? Как обрести веру, о которой Господь сказал ученикам: «Неужели в вас нет веры?»

– Тем и удивительно Евангелие, что многие моменты из повествования о жизни Господа можно переносить в нашу жизнь. Там столько моментов, когда ученики спорят о том, кто из них будет большим, сетуют, что не взяли хлеба с собой, хотя уже понятно, что Господь говорит о фарисейской закваске. То есть у них было некое недопонимание слов Господа. Можно образно сказать, что буря, которая была у них там, на воде, – это буря в нашей жизни. Те же волны – это наша тяжелая ситуация, когда, казалось бы, все говорит о том, что мы своими силами никак не спасемся, у нас нет надежды. А Бога мы не видим, потому что настолько все тяжело воспринимается, что даже само понятие, что есть Господь, как-то исчезает.

Здесь как раз нам надо пользоваться Евангелием и читать труды святых отцов. Потому что есть очень много случаев, когда святые отцы употребляли образы из Евангелия и советовали своим духовным чадам (или в письмах, или в своих посланиях), как надо себя вести в тех или иных ситуациях. Игумен Никон (Беляев), который был одним из последних Оптинских старцев, говорил так: когда у тебя какая-то проблема, тебя борет страсть или возникла сложная ситуация, открывай Евангелие или читай у святых отцов что-либо на эти темы.

Например, у тебя проблема в отношениях с близкими. Открой Евангелие, там написано: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31). Потом открываешь труды святых отцов, а они говорят: «Пойми, что в этот момент с твоим близким, к сожалению, может быть злая сила. И ты должен понимать, что не надо бороться с этим человеком, он лишь слепая и несчастная игрушка в игре злых сил, которые подчинили его себе. Если у него уже внутри такой пожар, когда он выражает его гневом, каким-то раздражением, неуважением к тебе, колкими словами, то не надо тебе в эту ситуацию входить, не надо с ним ссориться, надо, наоборот, побеждать зло добром, первым уступить в каких-то моментах, понять, что наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной, которые сейчас часто нас искушают. Тогда-то и появляются разум и мудрость использовать опыт святых отцов и Евангелия и применять его в жизни.

Я это к тому веду, что когда тебе очень плохо, открой Священное Писание, ищи подобные места в Библии. Если ты их не найдешь, сейчас очень много «Симфоний» по творениям святых отцов. Открываешь, и там столько написано, как себя вести, как молиться в этот момент. И ты утешаешься, потому что именно этот случай ложится пластырем на твою рану. Ты его запоминаешь, потому что это твое личное, родное, живое. Я считаю, вот таким образом надо действовать, когда у тебя возникают сложные ситуации в жизни.

– Вы упомянули, что надо отделять грех от человека, и очень часто человек, одержимый грехом, оказывается игрушкой в руках зла. Хорошо, конечно, следить за другими и говорить, что они стали игрушками дьявола и пытаются всячески нам досадить. Но все-таки нам, как христианам, нужно следить в первую очередь за собой. Как уследить за собой, чтобы не оказаться такой игрушкой в руках сил зла?

– Здесь, конечно, надо постоянно быть начеку. Потому что Господь сказал: «Бдите и молитесь, чтобы не войти в напасть». Также Он говорит: «Всегда бодрствуйте в молитвах». И апостолы об этом говорят: непрестанно молитесь. Это значит, что мы должны заповеданные Церковью правила выполнять. То есть утром и вечером молиться, в течение дня читать Евангелие, Псалтирь. И таким образом наш настрой будем нам помогать проходить через эти испытания. Когда человек читает Библию, изучает Евангелие, творения святых отцов, он тем самым укрепляется, умудряется.

Часто слышишь, как люди говорят: «А зачем это все надо? Зачем это читать?» Дорогие братья и сестры, зачем изобретать велосипед? Даже мудрые люди, известные всему человечеству испокон веков (хотя они, может быть, не были христианами), говорили: «Приобщайся мудрости». Мы знаем, что у египетских царей были шикарные библиотеки. Казалось бы, зачем? А затем, что люди хотят жить благополучно, не повторять ошибок, которые могут возникнуть в любой момент жизни, избегать их благодаря мудрости тех, кто уже пережил это все, оставил после себя писания.

Все это будет нас настраивать, мы будем различать ситуации. Допустим, что-то происходит, а мы сегодня читали Библию, Евангелие, труды святых отцов, молились. Конечно, не надо забывать о том, что есть еще Дух Божий, Который постоянно человека наставляет, поддерживает, охраняет, ограждает от всякого зла. Когда человек так настроен, злым духам очень тяжело проникнуть к нему.

Один святой отец привел такой пример: надо быть подобным котлу, который постоянно нагревается, и тогда мухи не смогут сесть на пищу, которая там греется. Но как только он остывает, они туда садятся. Это образ нашего состояния. Или мы пребываем в унынии, ничего не читаем, не молимся, или же горячо молимся, и тогда наша жизнь подобна разогретому котлу. И тогда бесы не могут к нам проникнуть, потому что боятся обжечься этой молитвой.

– Наверное, так метафорично обозначается как раз горение духа?

– Да, конечно. Это все входит в наш ритм жизни. Нам интересно читать Библию, святых отцов, молиться. Я удивляюсь, сейчас часто приходят люди, хотят быть крестными. Я их спрашиваю: «Вы молитесь?» – «Нет, мы не молимся». – «Как же Вы будете крестным, как будете молиться за своего духовного ребенка?»  Надо молиться. А почему надо молиться? Потому, что мы выходим в мир и не застрахованы ни от чего. С нами что угодно может быть. Самая главная наша страховка – Бог. Мы Ему молимся, просим Его, чтобы Он нас защитил, и предаем Свою жизнь в Его руки. И Он действительно нас не оставляет, не посрамляет.

Как раз к вопросу о вере. Господь говорит: «По вере твоей да будет тебе». Это очень важно. Когда мы теплохладны, это нас часто уводит от правильного пути. Вера спасает тебя. Понятно, что спасает Сам Бог. Но через веру ты соединяешься с Богом. А если ты с Ним, значит, ты непобедим.

– Вы сказали про теплохладность, и я вспомнил цитату из Откровения апостола Иоанна Богослова: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3, 15–16). То есть, получается, состояние теплохладности куда более гибельное, чем даже состояние холода?

– Да. Если лягушку посадить в теплую воду и начать подогревать, то она спокойно будет сидеть, ей в воде тепло и хорошо. Так ее и варят. А если ее кинуть в кипящую воду, она сразу ошпарится и выпрыгнет. Так и для человека опасно состояние теплохладности. Если человек горяч, то он идет к Богу, он весь насыщен верой и живет ею. А чем же лучше, если ты холоден, а не теплохладен? Когда человек холоден, он правильно оценивает себя. Он знает, что грешник и далеко от Бога. Это такое состояние, когда человек нуждается в Боге.

Но когда человек теплохладен, он вроде и не грешит, как раньше, но и не идет к Богу. Он застыл. А если человек не развивается, то деградирует, начинает оправдывать свои проступки и живет жизнью человека, не имеющего способности  Богу что-то дать, расположиться к Нему, пойти на какие-то подвиги, поступки любви и самоотречения.

Протоиерей Владимир Воробьев говорит о существующей проблеме, когда люди от грехов затвердевают в этом состоянии и не двигаются. Они были грешниками: курили, пили, блудили, потом резким движением отошли от этих грехов и пришли в храм. И на этом все, дальше нет никакого развития. Они могут позволить себе где-то расслабиться, не пойти в храм, нарушить пост. Для них это все легко. Они говорят: «Я хороший, не особо и грешу, не ворую, не гуляю». Человек сидит дома, смотрит телевизор, пьет пиво. «Но это же не грех, я не пьяница». Человек никуда не двигается, не развивает себя.  Такое состояние теплохладности очень опасно, потому что в этот момент человеку не нужен Бог.

Когда человек холоден, он часто ощущает этот холод, ему плохо. В такие моменты он действительно обращается к Богу: «Господи, помоги мне и спаси». Горячий человек постоянно ищет Бога, а потому находится с Ним.

– Наша вера должна быть пламенной? Мы должны гореть в ней? Но огонь не появляется просто так, должно быть что-то, что горит. Что же должно гореть в нас? Какие дрова подкидывать, чтобы не охлаждаться?

– Не все так просто. Даже у тех, кто горит, бывают такие моменты теплохладности и холода, что они впадают в уныние. Святые отцы говорят, что Господь так воспитывает нас, чтобы мы не возгордились. У человека может быть очень много духовных талантов и дарований. И иногда полезен щелчок по носу, когда Господь как бы говорит: «Не такой уж ты и великий, без Меня ты никто». В такие моменты святые отцы советуют представить, что душа – это поле, где во время дождя текут реки и все плодоносит. Но когда наступает засуха, нужно продолжать работать. Пока нет дождя, то есть Божественной благодати, трудись изо всех сил, не опускай руки, прорывай поглубже каналы, расширяй их. И когда снова пойдет дождь, ручьи смогут охватить большую площадь в твоем сердце.

При ответе на любой вопрос надо обращаться к тому, что нам заповедует Церковь. Дрова для нашего огня – это утренние и вечерние молитвы, чтение Священного Писания, добрые дела. Но если есть дрова, еще не значит, что будет костер. Нужен огонь. Его дает Господь. Это благодать Святого Духа. Она дается нам в храме. Но если у тебя нет заранее подготовленных дров, то огню не на чем будет гореть. Он просто упадет и исчезнет. Это двухсторонний процесс. С одной стороны, нужно кидать дрова молитвы, готовиться к встрече с Господом заранее. С другой стороны, нужно прийти в храм, где мы получаем благодать Святого Духа, которая возгорается и укрепляет нас.

Часто люди говорят, что до храма были усталые, еле живые, поясница болит, ноги отказывают, голова кружится, все плохо, а выходят радостные. Я сам видел таких людей, меня это всегда поражало. Действительно, сейчас в миру круговерть, люди устают, запутываются, а в храме получают отдохновение и говорят: «Как же хорошо с Богом!»

Поход в храм Божий дает силы на целую неделю. Кто-то ходит и чаще. У каждого свои возможности. Я знаю много консервативных христианских семей, которые обязательно ходят в храм раз в неделю. Они говорят: «Через неделю теряешь благодать. Прямо чувствуешь, как охлаждаешься». Сила Божия приходит через службу, которая подается в воскресенье. Не зря же она называется «обедница». Ты ею насыщаешься как обедом и через неделю приходишь опять.

– Причем насыщаешься и в буквальном смысле, поскольку принимаешь участие в Евхаристии. Метафорой духовного костра мы сейчас изобразили, говоря более высоким богословским языком, соработничество Бога и человека в деле спасения.

– Да. Здесь обязательна синергия. Старец Паисий Святогорец пишет, что Бог всегда помогает, но человеку нужно обязательно начать что-то делать в этом направлении. Есть люди, которые спрашивают: «А Бог мне поможет?», а сами ничего не делают. Фома Аквинский говорил: «Надо трудиться так, как будто все зависит от тебя, а молиться так, как будто все зависит от Бога». То есть во всей полноте входить в ситуацию. Это очень важно. Нам обязательно нужно трудиться, это правильно. Но без Бога, как ни трудись, успеха не будет.

Протоиерей Владимир Волгин писал: «Очень важно, чтобы каждый человек понимал, что от него многое зависит. Он должен трудиться не покладая рук, а Господь обязательно придет на помощь». В его жизни бывали такие случаи. Например, он никак не мог бросить курить. А когда пришел к вере, взмолился Богу: «Господи, я больше не могу с этой привычкой жить, помоги мне». И после этого пришла сила, и он бросил. В священство вошел уже некурящим. И он пишет: «И когда я наставлял других, то уже не гордился. А чем тут гордиться? Это не я бросил. Я пытался, но помог Господь».

Еще приведу пример. Я знал человека, который очень хотел бросить пить. У него была большая сила воли. И вот он не пьет 3-4 месяца, а потом вдруг появляются старые знакомые, которые зовут его на день рождения. Он говорит: «Я не могу, не пью». Они уговаривают: «Да пойдем, мы пить-то и не будем. Просто посидишь». Вот первый шаг. Он приходит туда. И ему говорят: «Не выпьешь немного? Попробуй чуть-чуть». Он чуть попробовал и слетел. Он действительно трудился, старался от этого избавиться, была дисциплина, занятия спортом. Но ситуация случилась, и он не смог устоять. Именно поэтому мы и просим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого, то есть от таких моментов, когда мы можем согрешить. В такие моменты нашей силы недостаточно, нужна сила Божия.

Зато когда сам иногда ошибаешься, согрешаешь, то и к близким начинаешь относиться по-другому, лучше их понимать. Иногда после причастия выходишь в жизнь как небожитель, все хорошо, проблем нет, а другие, бедненькие, страдают, тебе их жалко. Но  начинаешь себя ставить на место: понимаешь, что это все Он, а не ты. Господь наш первый Помощник и Укрепитель в духовной жизни. Но трудиться нужно нам.

– Слова Фомы Аквинского перекликаются со словами другого подвижника, единого святого для всей Вселенской Церкви, преподобного Венедикта Нурсийского: молись и трудись. Он подвизался в VI веке. Он понимал, что для монахов это две самые главные составляющие в труде над собственным спасением.

– Такой же случай был у Антония Великого. Он молился, просил Господа открыть ему, как спастись. И вдруг ему явился ангел, который то молился, то занимался рукоделием. Потом преподобному был голос: «Антоний! Вот так делай – и спасешься. Трудись и молись».

– Вопрос телезрителя: «Поясните, пожалуйста, слова апостола Павла «хвалиться немощами». Значит ли это, что нужно рассказывать об этом другим? Помню бесконечные разговоры родственников о своих болезнях, которые будто хвалились ими друг перед другом. Как следует правильно понимать слова апостола?»

– Я не помню точно толкование. Как я понимаю, там есть контекст. Апостол рассказывает, как он был вознесен до третьего неба, но ему был дан пакостник в плоть, который удручал его. Апостол Павел от этого так изнемогал, что несколько раз просил Бога, чтобы Он защитил его от этого пакостника. И Господь говорит: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. Поэтому, хвалясь немощами, мы как раз хвалимся силой Божией, которая в нас бывает.

Причастился – должен понимать, что с тобой Христос. Бывает, говоришь из последних сил, а люди внимательно тебя слушают. Потом переживаешь, думаешь: «Ну что я такого сказал?» А люди пишут: «Батюшка, Вы мне такое сказали! Да даже потому, что Вы сидели с нами за столом, нам было  хорошо». И ты понимаешь, что в этот момент ничего твоего нет. Там действовал Сам Господь Бог, Который через Причастие с тобой соединился.

Я заметил, когда долго не причащаешься и живешь расслабленно, то видишь, что ты вообще никому не нужен. Дома вроде бы еще как-то на тебя реагируют, а прихожане как будто закрываются. Никто не спрашивает, когда батюшка будет в храме или еще что-то. Как только начинаешь жить активной жизнью, просишься почаще служить, на молебен приехать, от такого горения сразу люди появляются, спрашивают, когда можно встретиться. И ты понимаешь, что тебя Господь поставил не для того, чтобы ты для себя жил, а для того, чтобы искал Его и соединялся с Ним; и чтобы люди искали тебя ради того, что с тобой Господь.

Сила Божия в немощи совершается. Ты понимаешь, что сам немощен, недостойный. Но  хвалишься, что благодаря этой немощи Господь дает Свою силу. А к рассуждению, что я молодец, хороший, подвизаюсь, можно привести другое наставление: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Когда есть немощь и ты ее осознаешь, Господь дает благодать. Но это не значит, что ты должен всем говорить, что ты самый немощный. Был такой случай. Один новоиспеченный послушник ходил по монастырю и говорил: «Да я самый грешный». И все думали, какой он смиренный. А игумен был очень мудрый старец. Он спросил послушника: «Ну как ты?» – «Да я самый грешный!» – «А мы знаем, что ты самый грешный». – «А кто вам сказал?!» Вот так не надо. Как есть – так есть. А ваша немощь показывает, что вам нужен Бог. Если вы просите Бога, чтобы Он вам помог, Он будет помогать. Только нужно по-честному себе признаться, что в этом и в том ты немощен. Очень важно – не закрывать глаза на свои немощи. И этим мы хвалимся не греховно. Мы хвалимся тем, что мы это видим, и Бог нас милует. Не самое лучшее Бог избрал для Себя, а самое худосочное и юродивое, чтобы посрамить мудрость мира. Мы видим и на примерах апостолов, как они посрамили весь мир.

Апостол Петр, который раньше боялся всего, получил благодать Святого Духа и мужественно выступил перед Синедрионом: перед фарисеями, книжниками и первосвященниками. И они говорили: «Мы же знаем их; это люди не книжные. Откуда у них эта премудрость?!» Это как раз немощь человеческая в содружестве с силой Божией, которая приходит именно на эту немощь.

– Получается, хвалимся мы не самой немощью, не тем, что мы больны, а силой Божией, которая совершается в этой немощи.

Вопрос телезрителя: «Поясните, пожалуйста, слова, когда брат не реагирует на обличение: да будет он тебе как язычник и мытарь. Евреи относились к язычникам и мытарям с неприязнью. Как нам сейчас относиться к тем, кто слушать о Церкви ничего не хочет, а общаться с ними надо?»

– Смотря как надо общаться. Если общаться по работе – это одно, если в семейных делах – другое. Мы не можем заставить человека быть верующим. Если ты хочешь сделать антипроповедь, оттолкнуть человека от веры, начинай его силком приводить к вере. Я знаю много случаев, когда из православной гимназии выходили ребята и говорили, что они больше в храм ни ногой. Их заставляли молиться, креститься в определенные моменты, следили за ними. Быть примером – это самая лучшая проповедь. Говорить о Боге надо своей жизнью.

Очень хорошо об одном случае рассказал протоиерей Артемий Владимиров. Он приехал к архимандриту Иоанну (Крестьянкину) и спросил, как ему воспитывать своих детей. А старец сказал: «Если хочешь, чтобы они не пили, – сам не пей, хочешь, чтоб не курили, – не кури». И так далее.  В таком кратком повествовании было очень многое: будь сам примером, и люди к тебе потянутся. Вспомним жития святых, например, преподобного Феодосия Киево-Печерского, преподобного Сергия Радонежского. Только своим примером мы должны разговаривать с язычниками. Если они спросят о Боге – дать ответ о своем уповании с кротостью и снисходительностью к немощи человека.

– Вопрос телезрительницы Елены: «Почему нет духовного роста? Я стараюсь верить, исполнять правило, причащаться, но роста нет. Сильно об этом переживаю».

Мы много сегодня говорили примерно о том же. Что у Елены не получается?

– Прямолинейно, в лоб, не ответишь… Вот однажды спросила одна женщина валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева): «Батюшка, не вижу у себя роста, не вижу, что я исправляюсь». А он говорит: «А ты хочешь увидеть, что ты уже святая? Так это будет первый признак, что ты в прелести». Здесь как между Сциллой и Харибдой, нужно идти средним путем. С одной стороны, если увидишь, что ты во всем успешный и все хорошо, тогда куда дальше расти? С другой стороны, каковы критерии того, что ты действительно находишься в росте? Надо посмотреть, какие качества души у тебя появились: милосердие, любовь, долготерпение, мир, тишина – это всё проявления Духа Святого в жизни человека.

Конечно же, может быть и третья грань. Человек настолько погружен в эту ситуацию, что ему кажется, что это плохо, неинтересно, однообразно. Очень хорошо про такие случаи сказал отец Иоанн Кронштадтский: «Почему Господь попускает падения? Когда ты согрешишь, ты понимаешь, как тебе было тогда хорошо. И ты начинаешь ценить то, что у тебя было. Потому что сейчас тебе очень плохо, и ты понимаешь, что без Бога тебе просто невозможно жить, тебе тоскливо. После этого ты думаешь, что был в хорошем состоянии. У тебя были тишина, мир, покой, страсти тебя не обуревали. Оказывается, ты был в Боге, но ты это не ценил». Здесь многогранный подход к этой теме. Поэтому я не могу прямо ответить Елене. Если хорошо на душе, есть мир, радость, людям стараетесь помочь – все хорошо. Но если хочешь выйти на какой-то уровень исихастский, тогда уже надо соответственно этому менять жизнь, искать духовников, которые выведут в такую жизнь. Но так как мы живем в миру, то, мне кажется, достаточно быть внимательным к своим близким, оказывать им дела любви, поддерживать их и смотреть на свое состояние. Если есть мир, тишина, покой, радость и долготерпение, значит, все хорошо, успокойтесь.

А бывает, еще и злая сила смущает: «Вот видишь, одно и то же. Вроде ты молишься, молишься, а у тебя мир, тишина и покой». Некоторые люди мне даже говорят: «Батюшка, я устал так жить. Мне хочется чего-нибудь перченого. Мне хочется позажигать». И Господь это попускает. Мне написал кто-то в комментариях: «Батюшка, Вы призываете к греху?» Нет. Просто Господь что-то попускает – и человек падает для того, чтобы начать ценить то, что у него было. Проблема многогранная. Ее лучше всего обсуждать с духовником. Я сказал в общих чертах, как ее можно решать.

– Жаль только, что ценить начинаешь уже поздно. Не ценишь этого состояния, когда в нем пребываешь.

– Один батюшка мне такую мудрую вещь сказал. Мы с ним служим вместе. Я к нему подошел, говорю: «Батюшка, так мало остается моих близких, с кем я раньше общался, наших прихожан, такие хорошие люди уходят в мир иной». – «Ну, Вы, отец Павел, не один такой. У меня тоже вот синодик…» Отцы говорят, что в самом начале у молодого священника синодик о здравии с огромным списком, а за упокой – немножко. А потом, к старости, все наоборот: маленький синодик о здравии и большой за упокой. И ты понимаешь, что и тебе надо готовиться в мир иной. Ты начинаешь сейчас ценить то, что у тебя есть, и держаться за это. Это познается просто опытом. Наставлением тяжело передать.

– Прошу слов напутствия для наших телезрителей.

– Желаю, чтобы у всех был мир, тишина, любовь, покой и радость о Духе Святом. Помоги вам Господи! И мне с вами.

Ведущий Александр Черепенин

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать