Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба). Ответы на вопросы

11 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Начнем с праздника апостолов Петра и Павла. Расскажите коротко об этом празднике.

– Праздник считается в Церкви великим, имеет очень большое значение для нас, православных христиан, а также для богословов. Если человек читает апостольские послания, Деяния святых апостолов, то может сложиться неверное представление о том, что эти два апостола конфликтовали на пути своего служения. Хотелось бы сразу ответить, что это не так; они посвятили жизнь проповеди Христа миру.

Мы знаем, что апостол Петр больше проповедовал для иудеев, а апостол Павел – для язычников. Апостол Павел каким-то чудесным образом сказал всему миру о том, что после Иисуса Христа возникла новая религия, которая называется «христианство». Многие апостолы приходили в синагоги, проповедовали там, старались соблюдать иудейский закон. То же самое делал и апостол Павел. Как он пишет в своих посланиях, очень часто он был гоним, побиваем, встречал всяческий отпор от яростных язычников. Однако не ослабевал в вере и надежде проповедовать слово Христово.

Апостол Павел имел огромную надежду донести иудеям и всему миру, что иудейская религия и сами иудеи должны в конце концов измениться. Христианство он сравнивал с той ветвью, которая была привита к древу иудаизма. Это дает нам основание полагать, что само христианство имеет глубокие корни в иудейской религии. Ветхий Завет раскрывает сущность этой религии, показывает ее сердце и проносит через века мысль о том, что родится Христос. Христос рождается, появляется Новый Завет, который Бог заключает с человечеством. Таким образом, мы живем в эпоху Нового Завета.

Апостол Павел очень много потрудился для того, чтобы человек как можно яснее, глубже познакомился с учением Господа Иисуса Христа. Для иудеев Христос был непонятен в том плане, что многие законы, запреты были Христом нарушены, с их точки зрения. А с точки зрения апостола Павла, рождается новая Церковь, – Церковь Христова. Также мы помним, что в Деяниях апостольских можно встретить и первое название людей, которые следуют за Христом; они называются там христианами.

Роль святых апостолов огромна, они пострадали за свою веру, были убиты. Апостол Павел был усечен мечом, так как имел римское гражданство – и его смерть могла носить только благородный оттенок. А апостол Петр был распят на кресте. И чтобы быть меньше, чем Христос, даже в своей смерти, он попросил распять его на перевернутом кресте. Мы должны помнить о жизни, трудах святых апостолов, должны знать, что мощи их находятся в Риме. В некоторых храмах  Москвы и других городов есть частицы мощей этих святых апостолов, от которых исходит Божия благодать; она исцеляет, поддерживает, укрепляет людей. Люди, которые приходят к ним со своими молитвами, получают просимое.

– Вопрос телезрителя: «Апостол Павел оставил изречение, которое многими воспринимается как открытие теоретиков социализма, известное нам немного в измененном виде. Что это за наставление?»

– Я не понял вопрос.

– До нас дошло очень много посланий апостола Павла к разным общинам того мира. Может быть, попытаемся ответить на вопрос телезрителя таким образом: приведем какие-то наставления, которые можно применить к современной жизни. В вопросе прозвучало что-то про социализм.

– Я не понял, что телезритель имел в виду. Апостол Павел был ученый муж, он владел несколькими языками, имел несколько гражданств (в частности, римское) и возрастал у ног Гамалиила. Этот человек очень много знал, имел большой политический вес, много значил в научном мире, был всесторонне просвещен.

Послания апостола Павла к христианам разных народов действительно уникальные. Когда апостол приезжал в ту или иную общину, город, страну, он сначала изучал быт, философию, те вопросы, которые были в этом обществе. Он хлестко подмечал особенности определенных общин и умел на правильном христианском языке это осветить. Если было что-то хорошее, он это подчеркивал. Плохое он также умел подметить и с христианской точки зрения показать, что это не угодно Богу, что человеку, который живет в этом обществе, нужно оставить те или иные плохие поступки, мысли, дела и измениться. Когда апостол обращается к людям, социуму, он пишет соответствующие поучения, потому что изучил это общество изнутри.

– Апостолы того времени и нынешнего – это миссионеры.

– Сначала они кидали жребий, определяли свое место служения, а потом уже расходились по выбранным местам, по всему миру.

– Есть предание, что апостол Андрей дошел даже до Киевских гор и благословил это место. Жизнь апостолов, их труд и служение могут быть для нас примером. Если человек становится свидетелем какого-то чуда или истории из жизни, которыми мог бы поделиться и тем самым привести других людей ко Христу, как правильно об этом рассказывать? И стоит ли вообще это делать?

– Каждому возрасту свой плод. Здесь должно быть примерно так же. Общество, которое готовилось к принятию Христа, наконец-то с Ним встретилось в свое время. Потому что были предпосылки, чтобы узнать, когда Христос придет, в какое время, как именно можно будет понять, что это Он (со страниц Священного Писания это было понятно). Христос приходит, выполняет Свою миссию, Его распинают, убивают, Он воскресает, возносится и посылает на землю Духа Святого. При этом Он говорит, что Духом животворящим апостолы будут по городам и весям проповедовать слово Христово. И у них это будет получаться очень хорошо, потому что им будет помогать Дух Святой.

На праздник Пятидесятницы они получают Святого Духа и изменяют свое сердце, сознание таким образом, что проповедуют Христа даже до смерти и не боятся. То есть надо быть очень уверенным человеком, чтобы не бояться смерти, ведь противники могут поймать и заставить отречься от Христа и своих наставлений. Когда поймали апостола Павла и посадили в темницу, пришел ангел, ослабил цепи и выпустил его. Даже охрана захотела убить себя, испугавшись наказания. Это все было нужно для распространения веры Христовой.

Сейчас немного другое время. Было время апостольское, потом было время отцов, а сейчас, наверное, время предания, которое передается из уст в уста, через книги, записи, архивные данные, богословскую литературу. Здесь мы уже перерабатываем духовное наследие, которое сопряжено с нашей жизнью, с изменением нашего сердца, с подготовкой к тому, чтобы войти в Царствие Небесное. То есть та миссия, которую должны были выполнить апостолы, уже завершилась. И сейчас мы пользуемся плодами их трудов, дарами Духа Святого. В своей жизни мы руководствуемся их посланиями, наставлениями и пытаемся привлечь людей ко Христу, используя Священное Писание и Предание.

Нам звонил однажды в студию «апостол» Иоанн. Конечно, человек может заявлять о себе что угодно. Но какое главное отличие было у апостолов? У них в свидетелях был Сам Бог, Его особое благословение. У нас такого нет. У нас можно что угодно сейчас говорить. В Америке очень много говорят о Боге, харизматы тоже говорят, что общаются утром с Богом, в обед – с Богородицей, а вечером – со святыми. Есть и православные люди, которые находятся в духовной прелести. Говорить можно что угодно, но самое главное – это научиться жить по Евангелию, по Христу, по церковному учению. Если мы не сможем жить в этих рамках, нас может далеко отнести в это житейское море. Имея собственный спасательный круг, спастись на нем теоретически можно, но практически такой возможности не представляется.

– Хотелось вернуться к вопросу телезрителя про социализм. Вспомним такую фразу из советского кинематографа: «Кто не работает, тот не ест». Не все знают, что ее на самом деле сказал апостол Павел во Втором послании к Фессалоникийцам. История достаточно простая. Было проповедано христианство, апостол Павел ушел из Фессалоник, а люди решили, что скоро Второе Пришествие, и перестали работать. И апостол Павел сказал: кто не работает, тот не ест.

– Он сам зарабатывал своим трудом, как мы помним.

– А что касается социализма, насколько я помню, в Конституции СССР было написано, что нужно быть полезным для общества и трудиться на благо страны, не лениться.

– Если в этом усматривать какой-то политический контекст в плане того, что политика – это наука об обустройстве государства, то, наверное, можно так рассматривать этот вопрос.

– Но ведь те христиане ждали последние времена, и сейчас такую параллель тоже можно провести.

– А сейчас таких товарищей тоже очень много. Я их называю «товарищи», потому что это люди, которые имеют сектантский уклад жизни. Мы помним одно известное место, где такие люди жили, им помешали православные и сказали, что надо слушать священноначалие и жить под властью епископа.

– Или хотя бы читать Послания апостола Павла и знакомиться с трудами, которые могли бы объяснить тот контекст, эпоху.

– Сказано, что «без епископа пресвитер ничего да не творит». Поэтому нет возможности у священника открывать какую-то свою Церковь, участвовать в каких-то сообществах, отделенных от Церкви, не поминать Предстоятеля Церкви и епископов. Это уже не священник, на нем нет благодати Духа Святого, он отсекается от Церкви невидимым мечом архангела. Тут уже ничего не сделаешь, слово Божие непреклонно. Апостольские постановления тоже непреклонны, что бы кто ни выдумывал и ни говорил; в Церкви все решает Собор.

– Тем более это богодухновенные священные книги, которые мы читаем особым образом, в особом месте – за богослужениями.

Вопрос телезрительницы из Сочи: «Хотелось бы задать вопрос по Псалтири. В 109-м псалме есть такие слова: поклялся Господь и не раскаялся в том, что ты священник навеки по чину Мелхиседека. Что это за чин?»

– Говорится о священстве Господа нашего Иисуса Христа. Что такое чин Мелхиседека? Дело в том, что в Священном Писании не говорится о том, кто посвятил Мелхиседека, когда, при каких условиях? Но это было сразу понятно патриарху Аврааму, который заплатил ему десятину, воздал как священнику хлеб и вино.

Здесь усматривается пророческое служение Христа. Потому что когда Христос пришел на землю, Ему говорили: «Ты кто, откуда, кто Тебя послал?» И Мелхиседек взялся как бы из ниоткуда (там не говорится, откуда он пришел и куда направлялся, но было понятно, что он священник Бога Всевышнего), был прообразом служения на земле Христа, Который является Богом, царем, пророком и священником. Это очень хорошо и пространно объясняет Иоанн Златоуст (рекомендую Вам почитать его комментарии), а также Лопухин в «Толковой Библии». Смысл в том, что в Ветхом Завете этот пример рассматривается как мессианский эпизод.

– Его потом удобнее было объяснить в Новом Завете, когда уже пришел Христос.

– Не было ничего странного в том, что Авраам поклонился Мелхиседеку. Так и здесь: не было ничего странного в том, что современники Христа поклонились Ему как царю, священнику, пророку и Богу.

– Еще можно найти упоминание о Мелхиседеке в Послании к Евреям. Насколько я помню, Мелхиседек переводится как «царь мира».

Есть вопрос от Людмилы: «Недавно говорили о суррогатном материнстве. Что нужно сделать, чтобы отговорить свою родственницу от этого, чтобы не произошел сам факт передачи своего ребенка другому человеку?»

– Она уже участвует в этой программе?

– Получается, что да.

– Прежде всего объяснить, что она является полноценной матерью. Если она откажется от своего ребенка, будут духовные и психологические последствия. Не нужно усугублять этот грех. Само суррогатное материнство основывается на множестве грехов: прелюбодеянии, отказе от ребенка, унынии. Там очень много составляющих греха, которые женщина, как в мешочек, набирает, и он будет тянуть ее на дно. От этого мешка грехов нужно отвязаться. Если она уже участвует в этой программе, все эти договоренности ничтожны для христиан, нужно оставить ребенка себе. Если женщина собирается в этом участвовать, уже подписала что-то – отдать деньги и не связываться с этим. Только свой ребенок, только законная семья, только рождение законным способом с точки зрения православного учения. Если ребенок уже во чреве, то эта женщина – полноценная мать, и она не должна от ребенка отказываться; нужно отказаться от всех договоренностей любым способом. Если ее будут преследовать – обратиться в Церковь, и ей помогут.

– Или в правоохранительные органы.

– Да. Люди должны знать, что у них есть право этого ребенка оставить себе. Их потом помещают в определенные условия, где они не могут посоветоваться с независимым православным психологом, с православным священником, с людьми, которые адекватно оценивают ситуацию. Такой женщине говорят, что это нормально, что надо пожалеть тех людей, которые не могут иметь ребенка. Мол, они заплатили, переживают, бедные, несчастные; поэтому ты должна страдать, а они должны радоваться.

Возможность чадородия – это великий дар от Господа, и им не надо разбрасываться, не надо его продавать, относиться к нему наплевательски. Если Господь устроил таким образом, что человек не может родить, то такие вспомогательные технологии как бы наносят вред душе человека, и это немаловажный фактор. На Страшном Суде человек будет очень строго отвечать за эти дела (продажа людей, отказ от своего ребенка). Боже упаси!

Поэтому надо очень серьезно подойти к этому, критично. Христианство не преследует популизм, популярность; оно преследует правду Божию, истину. Мы должны прежде всего дружить с небом, а не с князьями мира сего.

Поэтому этой женщине желаю помощи Божией, чтобы она стала настоящей матерью, вырастила хорошего ребенка, покаялась в своих ошибках и больше такого не повторяла. Всем остальным женщинам хотел бы посоветовать, чтобы они в этом не участвовали. Если они имеют расположение заработать деньги таким путем – не надо этого делать, потому что деньги закончатся, а грех останется. Надо все-таки придерживаться православного учения, православной жизни, церковной линии и до такого скотского состояния не опускаться. Потому что когда используют человека, чтобы родить для кого-то, – это ненормально. В детских домах есть прекрасные, здоровые дети. Есть дети с ограничениями, с особенностями. Думаю, если обратить внимание и свое христианское сердце в эту сторону, то можно найти себе ребенка и воспитать его.

– Очень много примеров рассказывают священники, что когда они благословляли вместо ЭКО взять ребенка из приюта, то как только ребенок приходил в семью, Господь давал своих детей. Это удивительно и показательно.

– Да. Таких примеров очень много.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Часто говорят: умная молитва, сердечная молитва. И сердцу приписывают всякие разумные свойства. С таким же успехом можно сказать: печеночная молитва или почечная. Сердце не обладает каким-то разумом. Все управляется головой. Любой врач скажет, что сердце может быть или больным, или здоровым. Если человеку пересаживается сердце, ему и свойства этого человека, что ли, пересаживаются? Почему сердцу уделяется такое внимание? Это такой же орган, как и любой другой».

– Благодарю за этот вопрос, потому что пересадка сердца является темой моей научной диссертации по медицине. Почему такое большое внимание уделяется сердцу? Дело в том, что очень многое связано с мистической ролью сердца. Сначала люди думали, что центр жизни находится именно где-то в груди. Когда стали анатомировать человека или исследовать его после битвы или нападения животных, то видели расположение органов. Когда закалывали крупный рогатый скот, подготавливая для трапезы, тоже видели органы. Сравнивали органы и их расположение у животных, у человека. И таким образом открывалась анатомическая наука, сначала сравнительная, потом уже описательная.

Сердцу действительно придавалось очень много свойств, значений. Был врач Гален в греко-римскую эпоху, который это описывал. И многие мыслители, философы, медики также пытались приписывать сердцу какие-то особенности. Но они во многом ошибались… С физиологической точки зрения телезритель, можно сказать, прав, говоря, что в головном мозге находится очень много факторов, которые определяют личностные свойства человека...

Сердце можно понимать как орган анатомический, но есть еще понятие сердца как органа метафизического, духовного. В Священном Писании Ветхого Завета и Нового Завета говорится именно о сердце как о духовном центре и духовном мире человека. И в Коране (священной книге мусульман), и в Торе об этом говорится. И в других религиях сердцу духовному придается очень большое значение.

В трудах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) можно найти замечательные слова, что сердце бьется от молитвы то стройнее, то быстрее. Потому что когда человек занимается молитвой, христианским деланием, тело реагирует на молитву, те или иные духовные проявления через физиологию. Так человек устроен. Нервная система человека устроена как тончайший микропроцессор. Но опять же есть физическая сторона вопроса, а есть духовная сторона вопроса. Например, мы до сих пор не можем понять процессы умирания, смерти. Бывает, что все у человека нормально, а он умирает. Нет объяснения, как Господь призывает душу человека, но это тоже процесс, который сопровождается какими-то физиологическими явлениями. Думаю, в конце концов будет какая-то описательная физиология этого вопроса, и каким-то образом можно будет объяснить эти явления. Задача священников, как особенных духовных врачей, объяснить человеку, что все эти процессы естественны.

Почему сердце называется органом познания? Оно как бы познает и откликается на все внутренние процессы, которые происходят в человеке. Например, человек испугался, или взмолился, или обрадовался – и сердце отвечает на эти явления: оно веселится или замирает, затихает, останавливается, снова воскресает. Когда человек влюбляется, сердце по-своему поет. Когда человеку плохо, он что-то теряет – сердце у него болит. Потому что орган познания объективно связан и с духовным миром, и с физическим устройством человека.

Этот вопрос находится не только в богословской плоскости, но еще и в философской, и в медицинской, в частности физиологической. В одной плоскости невозможно все это объяснить. Молитва пронизывает все естество человека, проходит через каждую живую клеточку. Мы же знаем, что у человека миллиарды клеток, и все они живые. Чем объясняется жизнь клетки? Животворящая сила души пронизывает все естество человека: и почки, и кишечник, и мозг, и все-все органы и ткани.

Поэтому мы должны относиться к этому вопросу метафизически, духовно и понимать, что душа – это не какой-то комочек, который находится в одном месте (допустим, в сердце или крови, как сказано в Священном Писании). Что такое душа? Это кровь. Христианам, иудеям нельзя употреблять кровь, ее надо сливать, потому что душа должна уйти к Богу... Мясо, употребляемое человеком в пищу, должно быть обескровлено, без крови.

Поэтому здесь и мистический смысл, и метафизический, духовный. Очень много и каких-то, может быть, интуитивных моментов бытописатели или составители священных текстов закладывали в тексты.

– То есть можно сделать вывод, что к телу нужно относиться очень ответственно.

– Это творение Божие, и оно настолько уникально! Мы каждого человека должны почитать, потому что это икона Божества. Когда совершается каждение, кадят и лики икон, и лица людей. Человек – как образ Божий.

– Поэтому нужно лечиться и следить за своим здоровьем.

– Да, потому что здоровье – дар Божий. А дар Божий должен всегда правильно оцениваться.

– В здоровом теле – здоровый дух.

– Это, кстати, апостол Павел сказал. Он сказал, что хорошо было бы, если бы в здоровом теле был еще и здоровый дух. А уже в более поздних философских спорах переродилось это апостольское послание в констатацию факта, что в здоровом теле – здоровый дух. Но есть очень много здоровых людей со слабым духом. А есть здоровые люди, но неполноценные с точки зрения медицинских, физиологических факторов. Поэтому это пожелание апостола: чтобы в здоровом теле был здоровый дух.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать