Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

10 августа 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа Московской (городской) епархии, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, член Канонической комиссии при Епархиальном совете города Москвы.  

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Батюшка, первый вопрос достаточно сложный: «Несмотря на жаркую погоду и ее переменчивость, иногда чувствую холодность, черствость по отношению ко всему, что вокруг. Вроде и возраст непереходный, но почему-то это происходит. Что это?»

– Такое духовное очерствение бывает от неумения принимать волю Божию и жить по ней, то есть это неумение распознать присутствие Божие, когда больше начинаем надеяться на свои силы, уповать на себя. Получается какая-то оставленность Божия. Поэтому по-человечески нам кажется, что проявляется какая-то хладность, нелюбовь. Как в той сказке: «Что воля, что неволя – все равно». Как с этим бороться? Молиться. Говорят: «Что у батюшки ни спроси – все молиться надо». А молитва – самый тяжелый труд. Помолиться можно так: «Господи, помилуй».  Сказать искренне, с воздыханием – Господь услышит эту молитву, поможет и сердечное очерствение умягчит, вразумит тебя. Можно Псалтирь читать день и ночь, а результата не будет никакого. Кроме того, как человеку укрепляться в своей гордыне? Поэтому просите Бога.

Все, что нам ни дается, – это дар Божий: молитвы, здоровье наше, день, который мы  проживаем, ум, который у нас есть, талант. Это не наша заслуга, это Божий дар. Наши – только грехи, которые совершаем, поэтому надо Бога просить, чтобы Он убрал наше духовное омертвение, эту хладность и дал прежде всего любовь. Когда появится любовь к Богу, тогда возродится все другое – такая живительная капелька, которая дает жизнь всему остальному в сердце человека. Когда нет этой любви, тогда ничего в сердце нет. Еще раз повторю: это дар Божий, о котором надо просить Бога, и, если молитва будет искренней, Господь никогда никого не оставит.

– Вопрос телезрительницы: «Батюшка, я каждые выходные стараюсь ходить в храм, но не всегда причащаюсь. И услышала от святых отцов, что если не причащаешься, просто стоишь на литургии, то ангел-хранитель вычеркивает тебя из Книги Жизни. Так ли это?»

– Знаете, сколько батюшек, столько и мнений. Мнения святых отцов тоже разные, нет единого пути, по которому человек идет и наследует спасение. Направление указано нам Господом в Священном Писании. Дальше мы следуем этому направлению, но каждый идет своим путем. Кто-то рекомендует причащаться каждую службу, когда человек приходит в храм, как это было в Древней Церкви, когда христиане собирались на совместные молитвы (агапы), они причащались каждую литургию. Почему? Потому, что тогда Церковь была гонима и каждая литургия для них могла быть последней в жизни. За свою веру они подвергались смертной казни и могли лишиться жизни в любой момент. Потом это ушло, сердце наше охладело, и мы уже не имели такого рвения, ведь для того, чтобы причаститься, надо сугубо готовить себя и внутренне, и внешне. Готовиться к каждой службе не всегда и не у всех получается. Некоторые считают это утомительным, поэтому по такому нашему охлаждению уже не готовимся к каждой службе, на которую идем.

С другой стороны, почему не всегда полезно так часто причащаться? Потому, что это становится привычкой, мы привыкаем и начинаем терять ощущение таинства, той благодати, которую нам Господь дает через него. Человек ко всему (особенно хорошему) очень быстро привыкает и принимает это как должное. Если вы можете причащаться часто, сохраняя в своем сердце трепет перед этим таинством, перед Телом и Кровью Христа, свое благоговение, ощущение своего недостоинства, принося покаяние в своих грехах, если в этом состоянии приходите ко Святому Причащению  – это хорошо.

 Конечно, замечательно, если Вы будете причащаться каждую неделю. Если не причастились, никакой ангел-хранитель не вычеркнет Вас  из Книги Жизни, если Вы сами не отвернетесь от него и не пойдете путем зла. И то он всегда будет пытаться направить Вас на путь спасения, исправить Ваш жизненный путь, вразумить. Посмотрите, посоветуйтесь со своим духовником, со священником, у которого Вы исповедуетесь, как часто Вам причащаться. Может быть, каждую неделю и часто… Хотя есть некоторые прихожане, которые каждый день в храме причащаются через литургию, по нескольку раз на неделе, но, если они к этому готовятся, стремятся и в них есть благоговение перед таинством, зачем же их ограничивать? Я считаю, что причащаться реже, чем раз в две недели,  тоже плохо. Как у нас говорят: «Достаточно четыре раза в год причаститься, и все». Мы видим, к чему привело такое духовное охлаждение. Посмотрите на конец XIX – начало XX века, когда причащались раз в году Великим постом для галочки. Закончилось все плачевно – революцией, крестными страданиями Церкви, священников, духовенства, верующих людей, которые претерпевали страдания за веру свою.

Поэтому не надо умерщвлять свое стремление ко Святому Причащению,  и важно стараться избежать чувства повседневности, обыденности и привычности, приступая к таинству. Как священник возглашает: со страхом и верой приступайте... А там сердце  подскажет, как часто причащаться. Я рекомендую своим прихожанам, которые приходят ко мне на исповедь, причащаться хотя бы раз в две недели. В любом случае не реже, чем раз в месяц, потому что мы, к сожалению или к счастью, обычно совмещаем два таинства – Покаяния и Евхаристии, а они совершенно разные. Если мы исповедуемся перед причастием – это хорошо, но если не причащаемся, то не идем на исповедь – это плохо. Чем реже мы причащаемся, тем реже исповедуемся; чем реже исповедуемся, тем больше у нас копится грехов, которые мы забываем, о которых не переживаем, не приносим в них покаяния; соответственно, мы от них не избавляемся, не исправляемся, и они потихонечку облепляют нас все больше и больше. А чем чаще мы исповедуемся, тем больше стараемся очистить свою душу от всей этой внешней наносной грязи. Поэтому старайтесь исповедоваться чаще и причащаться хотя бы раз в две недели.  Я считаю, это хорошо.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Апостол Павел в Послании к Коринфянам рассуждает, что всякий труд должен быть оплачен, там есть такие слова: Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? У меня такой вопрос: если духовное сеяли – ничего не посеялось, а телесное пожали, тогда как быть? Притча о сеятеле тут не подходит, потому что он ничего взамен не просил…»

– Что здесь можно сказать? Все по нашему  восприятию. «Сеется духовное» – не совсем понятно: духовное не взошло, а телесное получили. Чего телесного мы могли получить, что пошло бы на пользу нашей душе и нашему спасению? Красивое тело после спортзала к Царствию Божию не ведет; конечно, запущенное тело тоже к Царствию Божию не ведет, но и внешнее совершенство ничего полезного не дает – во всем должна быть гармония. А не сеется потому, что мы не всегда готовы; не бываем той самой почвой, которую пропололи, подготовили, удобрили, чтобы плоды взошли. Или так запустили ее сорняками, что зерно, которое в нее попадает, не всходит. Поэтому прополите вначале свою почву, на которую должно упасть это духовное зерно, и оно, поверьте мне, взойдет и даст плоды свои сторицей.

– Вопрос написали в WhatsApp: «Слезно прошу помолиться за раба Божия Александра, 73 года пьет. Молюсь, но силы покидают меня».

– Укрепи Господь Вас прежде всего, потому что это крест не столько для пьющего, сколько для тех людей, которые его окружают. Он выпил, забылся, потом, может, переживает, мучается и страдает, сделать с собой ничего в силах, потому что духовной базы нет, желания бороться нет, веры нет в сердце. Конечно, это прежде всего крест для тех людей, которые рядом. Поэтому, когда Вы молитесь, молитесь прежде всего, чтобы Господь дал Вам силы принимать и нести тот крест, который возложен на Ваши плечи. Воспитать человека в 73 года тоже невозможно, можно только искренне молиться за него, чтобы Господь как-то дал ему разум. Видя, как человек гибнет, губит свою бессмертную душу, надо просить, чтобы Господь как-то его вразумил, чтобы он обратил свой взор к Богу. И когда он хотя бы чуть-чуть станет задумываться о Боге, когда обратит свой взор к Церкви, тогда, может быть, его внешняя жизнь начнет меняться; потихонечку он будет избавляться от этого греха.  

Еще хочу сказать, что молитва должна быть не напоказ ему. Часто мы ругаем таких (мне это знакомо, к сожалению, у меня в семье была такая проблема), не всегда хватает сил, терпения, поэтому надо просить Господа, чтобы Он дал нам возможность не сорваться, не перейти какие-то границы, не потерять свой облик христианина в этой сложной ситуации. Тогда Господь, укрепляя нас, может быть, через наше с вами смирение приведет раба Божия Александра к  внутреннему и духовному исправлению. Молиться нужно о том, чтобы Господь его вразумил, ведь он доживает свой век на земле (сколько Господь отпустил, мы не знаем, знаем, что прожил уже достаточно много, сколько впереди – неизвестно). Чтобы оставшееся время пошло на пользу его душе, чтобы он не потерял свою бессмертную душу и в День Страшного Суда мог дать достойный ответ хотя бы за тот краткий отрезок жизни, который ему Господь сегодня еще оставляет. Укрепи Вас Господь. И молитесь, чтобы Господь дал Вам силы, а его укрепил преодолевать ту немощь, которая у него есть. Также молитесь Божией Матери – Она наша Заступница великая. И к святому мученику Вонифатию часто обращаются за помощью в молитвах за того или иного человека, страждущего этим недугом. Да и к любому другому святому, когда нашей молитвы не хватает. Просить их заступничества и помощи никогда не помешает, никогда не будет лишним.

– Если крещеные дети не хотят воцерковляться, как за них молиться и какие требы заказывать в храме?

– Молиться за них надо, если они крещеные, на утренних молитвах, когда идет поминовение о здравии. Просить у Бога прощения за то, что Вы своих детей с детства не приучили к Церкви, не воспитали их как достойных христиан; наверное, не причащали с младенчества, не водили в воскресную школу, где они могли бы общаться со своими сверстниками. Хотя бывают случаи, когда люди ходят в воскресную школу, а потом наступает какое-то охлаждение, но мы сегодня говорили про то зерно, которое посеяно… Детское сердце очень восприимчиво, оно все впитывает в себя. Все хорошее и плохое оно видит, и если хорошее упало на почву, то рано или поздно даст  плоды. Плохое быстро проявляется, а хорошее может явиться не сразу.

И Бога надо просить, молиться о прощении своего греха, потому что где-то, может быть, не всегда мы достойный пример для своих детей в той же христианской жизни, в своей воцерковленности. Мы часто от детей требуем многого, того, чего сами не совершаем; это тоже очень важно. Но, судя по всему, они у Вас уже достаточно взрослые, раз проявляют свою волю и не хотят воцерковляться.  Молитесь, просите, чтобы Господь их вразумил. Но не напоказ, чтобы они это видели и слышали с укором, как мы часто делаем... Тихой материнской молитвой, преклонив колени в уголочке, там, где никто Вас не видит. И со своими родительскими слезами попросите Божию Матерь, чтобы Она этих чад (может быть, неразумных еще) вразумила и прежде всего Вас сделала достойной христианкой. Чтобы, приходя в Церковь, причащаясь Святых Христовых Таин, Вы источали любовь, добродетельность, а не кричали на своих близких, приходя домой, не ругали своих детей, иногда и заслуживающих, может быть, какого-то порицания.

Господь же нас не ругает, хотя мы достойны иногда получить хорошее наказание. Он любит, Он пострадал за нас – вот это любовь. Имейте такую любовь к своим детям и, чувствуя эту любовь, осознав, как хорошо быть христианином, имея Ваш пример перед глазами, они, вероятно, и сами придут к Церкви. Часто бывает, что дети наши видят нас говорящими одно, а делающими другое (в том числе и пастырей –  так бывает, говорим одно, не всегда исполняем, хотя стараемся, стремимся, но мы тоже люди – не всегда все получается) и разочаровываются в нас. Господь дал им возможность и разум преодолевать те искушения и испытания, которые на их пути встречаются, а мы должны являться для них   достойным примером в нашей христианской жизни, дабы они понимали, что быть христианином – это не только какие-то обязанности, но еще и радость общения с Богом. Потому что христианин – не забитый человек, отрешенный от окружающего мира, а  человек, живущий в радости общения с Богом в созданном Им мире. И тогда все вокруг нас начнет меняться.

– Вопрос телезрителя: «Почему Господь исцеляет в общей купели только одного болящего? Ведь там было множество людей, которые ждали исцеления и надеялись на это».

– Исцеляет Он не одного, а двоих. По традиции в один из дней Господь посылал благодать в этот источник – и тот, кто первый туда попадал, исцелялся. Этот немощной расслабленный никогда не мог добраться туда первым. И, видя его стремление, желание, Господь показывает, что вера все может сделать.  Он его исцеляет. Как бы в назидание нам, давая нам пример, что с верой все возможно. Конечно, можно было исцелить и всех, кто там был. Пошло бы это на пользу? Господь совершал много чудесного – все ли уверовали в Бога? Все ли пошли за Ним? Пошли единицы. И сегодня вокруг нас огромное количество чудес, мы их видим – идем ли мы за Господом? Нет, мы пытаемся найти им какое-то материальное объяснение и опять увидеть в этом не силу Божию, а силу человеческого разума, каких-то природных явлений.

И потом – мы не умеем благодарить Бога. Вспомните десять прокаженных – только один из них пришел поблагодарить Христа. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Господь увидел, что человеку было действительно это нужно, Евангелие открывает нам такое событие именно для того, чтобы мы стремились жить с Богом, идти за Богом – и тогда нам с Богом будет все возможно. Остальные, наверно, просто чуда искали, а за Богом идти не очень-то хотели.

– Вопрос телезрительницы: «Я лежачая больная, парализованная, причащаюсь раз в полгода – батюшка приходит ко мне. Хочу причащаться чаще. Можно ли как-то финансово стимулировать священника, чтобы он приезжал чаще?»

– Мне тут сложно сказать, можно или нельзя. Вообще при причащении больного получение какого-то вознаграждения – не самое главное. Конечно, если Вы даете какую-то жертву, священник не отказывается, принимает ее. Но отсутствие такой жертвы не должно быть причиной отказа Вас причащать. Тем более если Вы причащаетесь регулярно, Вам должны, конечно, идти навстречу.

А там уже надо с каждым конкретным священником разговаривать. Мне сложно отвечать за кого-то. Если это, например, сельский храм в деревне, то и священник, может быть, не на каждой службе бывает – конечно, ему физически тяжело приезжать к Вам чаще, даже если Вы ему золотые горы пообещаете.

Думаю, всегда можно найти компромисс. Деньги – не самое главное, что нужно. При виде Вашего желания, горения, думаю, сердце священника умягчится, и он будет находить возможность ездить и причащать Вас.

– В этой ситуации можно даже обратиться к другому священнику. Не нужно останавливаться...

– Надо искать. Тем более сейчас время такое, что храмов много. Особенно если это Москва или другой большой город – есть возможность окормлять духовно многих. Конечно, иногда мы ленимся, но в таких ситуациях не должны. Мы не должны лениться идти в больницу, когда говорят, что человек умирает и его надо причастить.

И родственники должны понимать: когда человек уже без сознания, а раньше никогда в храм не ходил, что может сделать священник? Прийти помолиться. Но он и в храме может помолиться о здравии больного. А если больной без сознания, священник ни исповедовать, ни причастить его не может; и соборовать его не может, так как больной не был христианином – назывался только так, а в храм не ходил. Профанация таинства получается. Да, конечно, по икономии, из сострадания мы делаем что-то – то, что можно. Но вот, например, старообрядцы очень строго к этому относятся – и здесь есть логика.

На нас люди обижаются: «Вы жестокие, не хотите идти к умирающему!» А где же вы, родственники, были раньше?.. Он же не сразу впал в бессознательное состояние. Особенно когда  человек много лет болел – не призывали раньше священника к нему домой, а какой-то болящий и сам не хотел, чтобы к нему приходил священник.

Всегда можно найти варианты. Думаю, в Вашей ситуации Вам пойдут навстречу, если Вы в сознании и проявляете такое желание быть поближе к Богу, причащаться Святых Христовых Таин. Мы, священники, конечно, тоже люди, но мы прежде всего воины Христовы, и полагаю, что священнику его христианская совесть не позволит отказать Вам в Причастии.

– Просьба от телезрителя помолиться за младенцев Владислава и Артемия. Дети в очень тяжелом состоянии, полуторагодовалый Артемий в реанимации.

– Укрепи Господь Артемия и Владислава! Огромная беда, когда дети болеют, особенно маленькие дети, которые не всегда могут высказать боль, что они переживают, рассказать о том, как все это происходит. Конечно, видеть, как мучаются младенцы, очень тяжело. Помоги Господи! Ничего не могу другого сказать.

Будем молиться, просить, чтобы Господь укрепил Вас и дал Вам возможность не отчаиваться, молиться, принимать волю Божью и надеяться на Его милосердие. Надеемся, что Господь даст возможность детям преодолеть те немощи, которые сегодня у них есть, избавит от этих немощей – и дети поправятся, будут Вам в радость.

– Вопрос телезрителя: «Как понять, какие таланты дал Бог? Кажется, что их нет».

– Так не бывает, чтобы совсем никакого таланта не было у человека…

– Как увидеть в себе талант?

– Например, кому-то Господь дает хороший слух. Можно проверить, есть у тебя слух или нет. Кому-то – хороший голос со слухом. А человек этим не пользуется, не развивает этот талант. Если будете развивать талант, может быть, чего-то достигнете. Кто-то хорошо рисует, но останавливается на каких-то своих зарисовках и дальше не развивает этот талант. Кто-то по молодости сочинял стихи, потом забросил – «нет, я бесталанный». А стихи были хорошие. У каждого есть какой-то талант. Порой мы сами не хотим его распознать.

Может быть, кто-то – хороший руководитель, это тоже талант, дар. Руководитель не в том смысле, что кулаком стучит по столу, а чувствующий ответственность за подчиненных, которые ему поручены. Быть хорошей, грамотной секретаршей – тоже талант. Понятие «талант» очень широкое. Стоящий у станка человек может талантливо делать детали, это талант, который ему Господь дал, другой так, как он, сделать не сможет. Надо развивать и этот талант. Только надо чуть-чуть внутрь себя заглянуть: что мы вообще можем, что у нас получается? Пытайтесь то, что у Вас получается, развивать в своей жизни.

– И не унывать.

– Не унывать, конечно, никогда.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли заменить утреннее или вечернее молитвенное правило на какие-то другие молитвословия?»

– Заменить можно все. Перед нами всегда должен стоять вопрос: «А нужно ли?» Еще раз говорю: человек – такая тварь, которая ко всему привыкает. Тварь не в плохом смысле, мы все твари – творения Божьи. Мы и к хорошему привыкаем, и к плохому тоже, к сожалению.

В каких-то жизненных ситуациях мы находим себе оправдание: сегодня устали, у нас был очень напряженный день, мы поздно вернулись домой, а завтра рано вставать, поэтому давайте наше вечернее или утреннее правило сократим или выберем себе какую-то другую форму молитвы. Может быть, это и хорошо, но это вопрос, который надо решать с духовником.

А у нас сейчас говорят: вот Серафимово правило... Ну, братцы мои родные, не забывайте: прочитать три раза «Отче наш», «Богородице Дево» и один раз Символ веры – это еще не все Серафимово правило, надо еще в течение дня находиться в постоянной молитве, как это делал преподобный Серафим. Тогда, возможно, этого будет достаточно и вам.

И когда сокращаем правило, нам потом очень не хочется и очень тяжело к нему возвращаться, каждый раз как заново получается, приходится себя понуждать. А когда мы входим в какой-то ритм и живем в нем, то и хорошо. А когда ходишь в храм, исповедуешься, причащаешься в течение года, а потом отпуск – и хочется отдохнуть от всего, уезжаешь куда-то, отдыхаешь…

– …а там вокруг только буддийские храмы.

– Ну, по-разному у всех бывает, иногда и православные. Но ты заходишь туда как турист, посмотреть, но уже не помолиться. И с правилом молитвенным на отдыхе так же: «Я же отдыхаю, поэтому сделаю его короче». А когда возвращаешься, снова втянуться очень сложно. Особенно когда человек отдыхает месяц. Вот мне Господь такой дар дает, что больше десяти дней никогда не получается.

– И в нынешнее время особо никуда и не поедешь.

– Почему? У нас в России много святынь, к которым можно ездить.

– Вот они как раз и простимулируют на молитву.

– По милости Божьей я был у Тихвинской иконы Божьей Матери в Тихвине, в Александро-Свирском монастыре. А не было бы пандемии, неизвестно, когда бы туда собрался съездить. Господь показывает святыни, которые у нас в стране есть, которые мы не ценим; бежим стоять огромные очереди к святыням, которые нам привозят из-за рубежа.

Но как Господь сказал: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. К огромному количеству подвижников благочестия, что были на протяжении русской истории в нашей Церкви, мы не проявляем такого рвения и интереса.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли молиться с одной проблемой разным святым и в один день?»

– Молитесь сразу всем святым, и тогда не будет такого вопроса. Можно и нужно молиться, но не святым. Святых мы просим, чтобы они помолились за нас, укрепили нашу молитву перед Богом. Запомните: не святые дают тот или иной дар. По их молитвам и по вашему обращению к ним Господь посылает просимое.

Кто-то считает, что он сам молится Богу и просит у Бога, кто-то считает, что у него не хватает физических и духовных сил, и, ощущая свое недостоинство, призывает для духовного соработничества святых угодников. А если мы их призываем, значит – почитаем. Чем больше почитаем, тем лучше. Значит, на небе у нас больше сомолитвенников. В этом есть радость. Поэтому молитесь, Господь милостив и укрепит Вас.

– Я недавно слышал даже такую историю: одного послушника спросили, почему он молится такому-то святому, а он ответил, что вот все молятся святителю Николаю, святитель Николай занят, у него очередь, а про этого святого мало кто знает и мало кто ему молится.

Вопрос телезрителя: «Дело приближается к концу жизни. Мы будем проходить воздушные мытарства, а говорят, у нас там силы воли нет. И как же подготовиться? Грехи-то мы все не исправим. Страшно. Что ж там делать-то?»

– Бойтесь одного – своими словами и поступками обидеть Бога, умереть без покаяния. Вот это страшно. Мытарства мы будем проходить… Но ведь Господь и там тоже укрепляет нас. Но что такое временные мытарства? Главное, чтобы, пройдя их, наследовать жизнь вечную, быть в общении с Богом. Вот это хорошо бы.

Но сегодня Господь дает возможность, осознавая все это, не жить в страхе перед мытарствами, а стараться исправить свою жизнь, быть сегодня достойной христианкой. Может, тогда и на мытарствах будет совсем не так страшно, как нам кажется. Мытарства мытарствами, но думайте прежде всего о Боге, о том, как Его любите, как хотите жить с Ним.

Если любите Бога, живете с Богом, то и благодарите Бога за каждый день. Придет момент, когда нам надо будет предстать перед Богом, и мы предстанем перед Ним как перед любящим Отцом, будем держать ответ. Мы несовершенны.

Если Господь будет каждого из нас судить по строгости, как мы читаем в молитвах ко Святому Причащению, кто из нас будет оправдан? Да никто не будет, и даже самые святые люди всегда уповали на милосердие Божие. Вот и мы уповаем на Его милосердие. Только по-разному можно уповать. Один уповает и ничего в своей жизни не меняет, как жил и грешил, так и продолжает, а другой, уповая на милосердие Божие, старается исправить свою жизнь. Старайтесь жить, благодарить Бога за каждый прожитый день, исправлять то, что можно исправить, сожалеть о том, что уже прошло. Покайтесь, оплачьте эти грехи, забудьте про них и не совершайте их в дальнейшем. И не стройте больших планов на будущее.

Вчера прошло, завтра может не быть, а сегодня у нас есть. Живите сегодняшний день с Богом, радуйтесь и благодарите Его за все, надейтесь на Его милосердие. Когда к родителям мы приходим, даже напроказничав, они же нас любят, прощают нас. Так и мы верим, что Господь по Своему великому милосердию и нас не оставит. Но для этого надо стараться уметь принести искреннее покаяние, потому что когда лукаво приходим просить прощения, то родители не всегда прощают.

– Можно ли просить человека исповедоваться в поступке, если он не понимает и не признает того, что совершил грех?

– Просить-то его, конечно, можно, но человек должен осознать, почему он это совершил. Сказать-то об этом грехе он может. Когда мы приходим на исповедь с этим талмудом грехов, это не значит, что мы в них покаялись, мы просто прочитали перечень грехов. Но часто мы это не пропустили через себя, не осознали и не проявляем особого желания избавиться от тех или иных грехов. Поэтому, конечно, можно человеку сказать: «Это грех, ты в нем должен покаяться». Но будет ли это искреннее покаяние – большой вопрос. Надо попытаться человеку объяснить, почему он в той или иной ситуации был не прав, почему это является грехом и какие последствия этого нераскаянного греха могут быть для него. Но здесь мы тоже сами должны обладать каким-то авторитетом, чужие грехи всегда виднее, чем свои. И чаще всего в других мы видим те грехи, которые где-то в глубине нашего сердца сокрыты. Надо задуматься и посмотреть, не затаилось ли что-то внутри моего сердца.

– Что болит, о том и говоришь.

– А может быть, было бы лучше просто за этого человека помолиться, чтобы Господь как-то ему открыл этот грех и он принес в нем искреннее покаяние, если уж действительно это тот грех, который требует исповеди.

– Можно ли считать других людей нелюдями и желать им смерти (например, террористам)? Будет ли это считаться грехом?

– Не судите – и не судимы будете. Каким судом судите, таким судом и вас судить будут. Это не я придумал, не мной сказано. Господь в Евангелии говорит: «Какая вам польза, если вы любите тех, которые любят вас, если в долг даете, когда знаете, что вам отдадут? И грешники так же поступают». Он нам говорит: «Любите врагов ваших, молитесь за тех, кто гонит вас». Господь на кресте висел и не осуждал тех, кто распинал Его: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят». Конечно, по-человечески маньяков, убийц, террористов любить, понять невозможно, но каждый из них ответит за свои дела. Кто не успеет ответить здесь, на земле, за свои поступки, ответит там, перед Богом. Там гораздо страшнее отвечать. Главное – самим не уподобиться даже в мыслях этим террористам.

А чем мы лучше, если мы убиваем их? Не мы давали им жизнь, не нам ее забирать. Они за свои грехи ответят сами, мы за свои грехи ответим сами. Конечно, очень тяжело стяжать в себе любовь, но ищите прежде всего бесстрастия, старайтесь никогда никого не осуждать. Бог им Судья, тем более от нашего осуждения редко что-то меняется, что-то зависит.

– «У дочери умер новорожденный сын, крещен священником в реанимации. В храме, куда ходила дочь, не принимают записку о поминовении. Есть ли на это канонические причины? Посоветуйте, как вернуть дочь в храм. Перестала ходить на исповедь и причастие».

– Если он был крещен, то какая разница, в реанимации или нет. Даже если бы он был крещен врачом с соблюдением формулы «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», то не принимать поминовение о младенце в храме не имеют права. Или совершенно необразованный священник это делает, или это те, кто принимает записки. Но у нас часто те, что стоят за свечным ящиком, себя считают выше любого настоятеля и священника, считают, что они знают больше всех, могут такого рассказать, чего в Церкви и нет на самом деле. К сожалению, такое есть, никуда от этого не денешься, потому что все мы люди. Но подойдите к священнику, к настоятелю, расскажите о ситуации. А уж если батюшка настолько невменяемый, то идите в другой храм.

А за дочку помолитесь. Потеря ребенка – это тяжело. Родителей тяжело хоронить, детей хоронить еще сложнее. Но если она молода, пусть не останавливается, Господь милостив, может, пошлет утешение в следующем чаде, которого ей даст. Словами утешить невозможно. Молитесь, чтобы Господь послал мир в ее сердце и чтобы озлобленность на Церковь, на Бога все-таки ушла. Мы не знаем Промысла Божьего, мы не знаем, почему Господь поступил так в той или иной ситуации. Нам не надо искать причины и оправдания всему тому, что произошло.

Кто знает, от чего, от каких страданий и бед Господь избавил младенца, взяв в ангельском состоянии к Себе эту невинную, совершенно чистую душу, которая является и за вас молитвенницей у Престола Божия. А останься он в живых, неизвестно, что с ним произошло бы дальше. Смысл искать нельзя, обвинять Бога в жестокости тоже нельзя, потому что мы не знаем всего Промысла Божьего. Нам он, к сожалению, не открыт. А вот за дочку свою помолитесь, чтобы Господь как-то ее ожесточение убрал и через другого ребенка, который у нее будет (или, может быть, у нее уже есть дети), послал ей утешение.

– Я бы хотел попросить Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Хочу напомнить одно: скоро Медовый спас, а с этого дня начинается Успенский пост. Пост строгий, в память Успения Божией Матери. Поэтому эти последние денечки подготовьте себя духовно, не пытаясь наесться всего вкусного, а духовно подготовить себя к тем дням, когда мы будем вместе с апостолами сопереживать Успение Пречистой Владычицы и сорадоваться, что Господь взял Ее к Себе. На Небе есть такая великая Заступница усердная, Молитвенница за нас с вами. Поэтому желаю вам, мои дорогие, с радостью сердечной пройти этот двухнедельный, небольшой, но строгий Успенский пост.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Чурина и Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​