Беседы с батюшкой. 10 июля 2020. Как научиться любить

10 июля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников).  

– Тема сегодняшней передачи – «Как научиться любви».

Смотря на происходящее в мире сегодня, кажется, что все, что происходит, происходит по законам, которые не подразумевают под собой любовь. Мы сталкиваемся с войнами, нестроениями, хамством, откровенными проявлениями злобы. Если представить, что в мире между людьми воцарилась любовь, наверное, не было бы войн, не нужно было бы никакого оружия, никакие государства, границы не были бы нужны и все говорили бы на одном языке, – языке любви.

Но, к сожалению, мы будто никогда не слышали заповедей Христа и не соблюдаем закон, который дал нам Сам Господь: любить Бога и ближних. Если бы только мы научились любви, наверное, все поменялось бы. Вот на эту тему мы и будем сегодня говорить: как же научиться любви к ближнему, как научиться любить этот мир.

Наверное, Господь мог бы Своей волей раз и навсегда решить этот  вопрос – и люди никогда бы не грешили, а любили. Почему так не происходит?

– Мы знаем, что Господь – Всемогущий. Но есть одно, что Он не может сделать, потому что Он так определил – Он не может всех заставить быть хорошими. Это первое. Почему так происходит? Потому, что в каждом человеке есть подобие и образ Божий, этим мы отличаемся от животных. Мы сотворены по-другому в отличие от наших братьев меньших: мы сотворены не только с бессмертной душой, но еще и свободными. Господь никогда не покушается на нашу свободу, Он никогда насильно не вмешивается в нашу жизнь, пока человек сам не скажет: «Господи, Ты мне нужен».

Господь устрояет человеческую жизнь так, чтобы человек смог реализовать себя как существо, призванное к вечности. На тему любви есть много заповедей и в Ветхом Завете, но все-таки Новый Завет – это завет настоящей любви. В Евангелии от Иоанна Богослова, которое выделяется из четырех Евангелий, возвышенно сказано: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Посмотрите на прощальную беседу Христа с учениками: там все пропитано любовью Бога к человеку. И Господь, отдавая нам Свою любовь и заботу, конечно же, ждет, как чадолюбивый Отец, чтобы и каждый человек со своей стороны пытался выстроить свои дела, мысли, желания таким образом, чтобы во всем была любовь.

К сожалению, сегодняшний мир построен на разных культах, и любовь зачастую подменяется страстями, которые перегорают, проходят, и два любящих человека оказываются у разбитого корыта. Почему? Потому, что в основе не было любви.

Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам в 13-й главе пишет гимн любви: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… И так далее. Братья и сестры, конечно же, знают эти удивительные строки.

Я думаю, что любви учиться можно. Тем более у нас есть примеры, следуя за которыми мы можем научиться быть действительно учениками Христа. Вспомним слова Христа: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. В нашем понимании любовь – это высшее чувство, которое всегда сопряжено с жертвой. То есть мы отдаем часть себя, своего времени, своей жизни кому-то: нашим близким, супругу, детям. Конечно же, нельзя не сказать о том, что Господь тоже является объектом нашей любви, и мы отдаем Ему часть своей жизни, когда приходим в храм Божий, когда занимаемся богомыслием, когда рассуждаем о Нем. Самое главное, чтобы человек не ленился. Это чувство в каждом есть. Но часто люди подменяют любовь привязанностью, страстями или еще какими-то чувствами к тварному миру, то есть к тому миру, который нас окружает.

– Вспоминаются школьные годы. На уроках литературы мы разбирали таких людей, как Онегин, Печорин. Онегин, если разобраться, – это же пример ужасающего человека; это откровенное зло. Тем не менее мы почему-то сопереживаем ему. Печорин крадет княжну Мери, четыре месяца проходит, она ему наскучила. В результате княжна погибает. Этот поступок Печорина совершенно парадоксальный! К чему я это говорю? В школе нас воспитывали не на примерах удивительного мира Священного Писания, не пропагандировали нам заповеди Христовы, которые нужно было бы знать с первого класса. К сожалению, и литература, и средства массовой информации, и фильмы (за редким исключением) воспитывают в нас нелюбовь к этому миру, нелюбовь к людям. Хочется спросить, существует ли какое-либо противоядие для обыкновенных мирских людей, чтобы то зло мира, которое входит в нас, просеивалось через какое-то сито?

– Знаете, ведь у каждого человека есть внутренний мир. У каждого человека есть определенный набор ценностей, которым он соответствует. Для верующих во Христа, христиан, примером во всем являются, конечно же, слова Христа.

Посмотрим на десять заповедей Ветхого Завета: ведь Господь объединяет, возвышает их, говорит, что нужно их исполнять не ради наказания, а ради любви к Тому, Кто эти заповеди назвал. Он объединяет их духовно. Первые пять заповедей – это любовь к Господу Богу, Которого мы должны любить всем сердцем, всею душою и всем разумением своим. Вторая заповедь: возлюби ближнего, как самого себя.

И здесь интересный вопрос у людей возникает: почему Господь не дал человеку заповедь возлюбить себя? А потому, что любить себя – это так же естественно, как любить родителей, любить своих детей. Ведь нет заповеди возлюбить отца и мать; Господь говорит: почитай отца твоего и матерь твою. А что значит почитать? Наверное, это совокупность всего, что должен делать человек тому, кто дал ему это земное бытие.

Когда у человека большое сердце, наполненное любовью, которую укрепляет Господь, у него всегда рождается сожаление о тех, кто находится рядом. А сожаление рождает желание помочь, поддержать, понять человека, пожалеть его. Сейчас в передачах, кинофильмах человека воспитывают быть каким? Сказать жестко правду, оборвать и так далее. Но никто почему-то не научает наше сегодняшнее поколение рассуждать и относиться к ближним с состраданием. Потому что у каждого человека есть свой крест: кто-то несет много, кто-то мало.

Я в своей жизни очень давно встречал женщину, которая сказала: «А у меня нет никаких проблем, я счастливая, поэтому Бог мне не нужен». Бывает и такое. У нее было все хорошо, благосостояние, удобство жизни, здоровье, и Господь  ей не был нужен. Насколько такой человек может сострадать – неизвестно. Если я, например, перенес какую-то болезнь, то буду прекрасно понимать, как дается выздоровление тому, кто болеет такой же болезнью. Это естественно, потому что мы сострадаем только тому, что пережили сами. Если я никогда не соприкасался с какой-то проблемой, я не буду способен ни разделить боль, ни поддержать другого...

– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Можно ли самому научиться любить и делать что-то доброе? Сколько лет живу, столько верую в Бога (я со времен перестройки начала ходить в храм), и мне кажется, меня Господь ведет. Сама я ничему научиться не могу. Нам нужно просто уверовать, а Господь Сам распорядится, когда мы научимся любви».

– Разрешите мне прочитать выдержку из творений святителя Иоанна Златоуста. Он хорошо пишет. «Любовь заключается не в пустых словах и не в простых приветствиях, но в явлении и совершении дел. Например, в том, чтобы избавлять от бедности, помогать больным, освобождать от опасностей, покровительствовать находящимся в затруднениях, плакать с плачущими и радоваться с радующимися».

Действительно, Господь ведет любого человека, кто так или иначе отдает себя и свою жизнь в Его руки. Господь научает нас через пример. Недаром Иоанн Златоуст приводит определенные примеры, когда мы можем научиться любви. Конечно, любовь – это дар, и сострадательное сердце (которое есть, может быть, не у всех) – это тоже некий дар, но он приобретается так же, как и любое знание. Ведь мы сможем научиться говорить на иностранном языке только тогда, когда будем прилагать усилия, чтобы его выучить. Закон Божий – точно так же.

Я думаю, немножко ошибочно думать, что Господь Сам мне все даст. Господь нам дает возможность показать любовь. Она начинается именно с этого: с плачущими плачьте, с радующимися радуйтесь. Что это означает? Апостол Павел говорит: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых». В этом есть тоже огромная любовь.

Поэтому любви надо учиться, надо прилагать усилия. А инструменты у нас есть: они рядом с нами. Это те инструменты, которые научают нас этому великому дару.

– Еще интересный момент. Ведь мы сами не можем измерить степень любви к Богу. Мы можем только сказать: очень. А вот по любви к ближним, наверное, Господь увидит это и поймет...

– В Священном Писании есть хорошие слова: кто меньше любит, тому меньше прощается. Посмотрим на святых, на угодников Божиих: ведь их жизни различны, и чего только в их жизни не было... Вспомним Марию Египетскую, преподобного Сергия Радонежского. Это светильники, но объединенные одной ниточкой. У каждой свечи есть фитиль. Вот этот фитиль и есть любовь к Богу. Есть те, которые горели ярко (как святые), они много любили, и любили до конца. А есть люди, которые еще находятся в пути.

Очень важно воспитание, то, что было заложено: видели ли дети любовь, жертвенность на примере родителей или воспитывались в жестокости, равнодушии… В Священном Писании есть хорошие слова: «Кто скудно сеет, тот скудно и пожнет». Если родители скудно сеют любовь, внимание своим детям, они скудно потом будут пожинать, когда будут уже в возрасте.

– Честно скажу, чем старше я становлюсь, тем больше об этом задумываюсь. И каждый раз, когда мне хочется своего ребенка наказать, я думаю, что лучше проявить любовь...

– Возьмем приходскую жизнь. Батюшка отдает себя людям, проявляя любовь, внимание... В моей жизни тоже была пастырская деятельность, когда я был настоятелем прихода; и до сих пор люди вспоминают и говорят: как сеял, то и пожинаешь.

– Да, я видел людей, которые даже с Сахалина приезжали к Вам сюда, в Санкт-Петербург.

Есть у меня сложный вопрос, который касается именно общения с ближними. Потому что ближние – это ведь не только круг людей, с которыми мы общаемся каждый день: семья и друзья. Когда мы общаемся с чуть более дальними людьми, памятуя о том, что Господь заповедал их любить, мы начинаем говорить: «Какой ты хороший...» И мне иногда кажется, что это проявление лицемерия. Насколько я ошибаюсь?

– Человек – существо несовершенное, и, конечно, в нем присутствуют такие качества, с которыми он борется всю свою жизнь. Конечно, искренность всегда помогает. По крайней мере, нужно всегда стараться говорить правду. В Евангелии сказано: Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет... Надо стараться относиться бережно и к ближним, и к дальним, какими бы они ни были.

Более того, Господь напрямую говорит: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас... Он говорит это апостолам, отправляя их на апостольское служение, но это и призыв для нас.

Сказать, хороший кто-то или нехороший, – как мы можем сделать оценку? По какому-то поступку? Ведь Бог смотрит на человека в целом, каков человек в целом. А мы можем ошибаться, и настроение иногда бывает не очень хорошим. Поэтому нужно избегать лицемерия, и если не знаешь, как поступить, лучше промолчать, не обманывать себя.

– Вы сказали хорошее слово: благословляйте…  Благословлять своих ближних – это я понимаю. Например, когда дочку в школу отправляешь или когда жена уходит на работу, говоришь: «Благослови тебя Господь». Это понятно. Но представим ситуацию: идешь по улице, мимо проносится автомобиль и оттуда доносится матерщина. Каким образом и должен ли я благословлять этого человека? Понятно, что внутренне, не крестным знамением. Должен я это делать?

– Не творить зло – это основа христианства. Не твори зло своим близким. Часто мы встречаемся в жизни с ситуациями, когда напрямую не можем помочь человеку, избавить от чего-то, и тогда мы внутренне должны посочувствовать ему и помолиться: «Помоги ему, Господи».

Что касается ситуации, о которой Вы говорите, если у Вас есть желание, то можно сказать: «Вразуми их, Господи, они не знают, что творят». Ведь эту молитву Господь произносит на Голгофе во время крестных страданий. Он дает пример и нам так же молиться за тех, кто поступает не так, как необходимо поступать в этой жизни.

Кого Господь больше любит: нас, христиан, или тех, кто еще находится за оградой Церкви?

– Тех, кто за оградой.

– Вот. Он их любит больше, чем нас, потому что мы уже с Ним, а те находятся в странствии, как слепые, которые не видят света Божьей истины. Я не говорю, что среди тех людей, которые находятся там, все нехорошие. Есть талантливые, удивительные люди, которых, конечно же, Господь призовет к Себе. Как призовет – нам неизвестно. А останется во тьме, наверное, тот, кто не захочет увидеть света. Наверное, в этом слове «благословляйте» кроется смысл сопереживать и ждать.

– Наверное, я не ждал от Вас ответов, что вот, мол, десять способов, как научиться любить. Но общий принцип все равно существует. И здесь есть еще один тонкий момент. Мы встречаем и знаем таких людей, которые не любят себя просто потому, что никогда не испытывали любви. А может быть, имеет смысл научиться любить и себя?

– В принципе, подспудно, имея естественный нравственный закон, мы себя любим, мы стараемся о себе заботиться...

– Иначе мы убили бы себя просто.

– Когда мы не будем заботиться о своей жизни, понятно, что конец будет не очень хорошим. Но ведь когда мы заболеваем, мы принимаем таблетку, чтобы облегчить свои страдания. То есть все-таки мы о себе заботимся, и это естественно для нас.

Вспомните притчу Христа о сеятеле. Поле – это сердца человеческие. Одно семечко упало там, второе там, третье там. Это один образ. А еще есть образ в притче о талантах, когда хозяин каждому дает таланты: кому один, кому пять, кому сто. Господь определяет каждому по мере сил. Господь все предвидит, но Он не все предопределяет. Поэтому и жизнь, и воспитание, и атмосфера, в которой человек жил, – все это влияет, но все равно внутри всегда будет звучать голос Божий.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Чем обычная человеческая любовь по существу своему отличается от христианской?»

– Если мы говорим о любви чисто плотской, где в основание положена страсть, когда человек объект своей любви приукрашивает или делает объектом поклонения, – это образ страстной любви, которая часто присутствует в отношениях людей. Христианская любовь – это когда мы любим человека без условий.  Бог любит людей без всяких условий, потому что они Его. Так же и здесь. Мы говорили о гимне любви апостола Павла, он там тоже очень многие вещи приводит, которые надо прочитать, осознать и понять, какой должна быть любовь и на чем она строится. Еще важно понимать, что я люблю человека не потому, что у него красивые глаза, а потому, что у него великолепная душа и доброе сердце… Мы любим, не требуя ничего назад, как и Господь часто любит человека, не требуя ничего взамен.

– Как это ни парадоксально, но мы особенно любим людей, которым сопереживаем. Если у близкого человека возникают какие-то нестроения и мы знаем, что эта его черта не очень хорошая, то воспринимаем ее совсем по-другому, нежели у чужого человека. И мы это удивительным образом разделяем, наша любовь как бы делится. Телезритель спросил по поводу христианской любви. Получается, что христианская любовь должна безусловно распространяться на всех. Но как научиться любить гонителей, убийц и тому подобных?

– Мне вспоминается случай из очень тяжелого для нашей страны периода – Великой Отечественной войны. В плен захватили какое-то количество немецких солдат. И вот представьте: деревня и эта огромная толпа арестованных; стоят бабушки, которые нахлебались горя, и одна другой говорит: «Бедные они, каково им на нашей, чужой для них земле…» То есть надо иметь огромное сердце и долю сострадания, чтобы внутренне сопереживать страдающему человеку, даже такому. Поэтому еще раз скажу, что Господь дает нам и примеры, и возможность реализовать любовь, добро, сострадание. Все вместе они строятся на одном – быть человеком и оставаться им, даже претерпевая те или иные испытания жизни.

Еще один момент. Часто люди привязываются к вещам, домашним животным или каким-то моментам, без которых жить не могут. Я бы хотел озвучить преподобного Исаака Сирина. Посмотрите, что он говорит: «Не променяй любви к ближнему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что, любя ближнего, ты приобретаешь себе того, кто драгоценнее всего в мире. Оставь малое, чтобы приобрести великое, пренебреги излишним и ничего не значащим, чтобы приобрести многоценное».

Действительно, мы должны любить братьев наших меньших – домашних животных, но это тоже не должно стать смыслом нашей жизни. Как и дети, как любимый человек. И часто говорят: «Я не смогу без этого жить». А зачем ты так говоришь? Господь так сделает, что уберет это у тебя, и ты увидишь, что прекрасно живешь без этого. Да, потеряв что-то, переживешь боль, но ты без этого можешь, оказывается, жить. И, вспоминая наших предков, мы видим, что часто люди довольствовались меньшим: не кушали первое, второе, третье и еще десерт. Я, конечно, родился не так давно, но помню, что мы жили очень скромно и питались чем-то одним не потому, что так хотелось, а потому, что другого просто не было. Так и здесь. Все равно есть некая иерархия, что для тебя Господь, что для тебя ближний или животное, которое ластится, которое ты можешь погладить. Но это животное нельзя делать смыслом своей жизни.

– Здесь появляется еще одно, что мы сейчас обсудим, – власть над человеком и в том числе над животным, которая часто бывает беспредельной. О власти над людьми и о проявлении любви в этой власти мы и поговорим сразу после телефонного звонка.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Христос, когда Его распинали, проговорил: "Отче, прости им, ибо не ведают, что творят". Могу ли я, если мне кто-то не нравится, говорить: "Благослови их, Господи, ибо не ведают, что творят"? Не будет ли это осуждением? Потому что я имею субъективное мнение, я же не Бог».

– Сказали уже, что внутреннее сострадание человека рождает в нем сопереживание близким. Мы радуемся, когда человек делает что-то хорошее, и сочувствуем, когда человек идет не по правильному пути. Может быть, просто помолиться за этого человека: «Господи, вразуми, пожалуйста, его, помоги ему найти Тебя, помоги стать немного другим». А про то, что не ведают, что творят, – это Господь молится на Голгофе за ту толпу, которая действительно была без разума, они не понимали, что делали и что творилось вообще возле креста. Вы же понимаете, какое было событие – эта крестная смерть Спасителя. Там, можно сказать, настолько все было нагнетено... А в нашей жизни, слава Богу, редко такое бывает. Поэтому важна внутренняя молитва за ближних с просьбой Господу дать им разумение понять, что они заблуждаются или делают что-то не так.

– Вернусь к вопросу о власти. Здесь очень интересный момент. Человек, облеченный властью, даже самой небольшой, отвечает не только за себя и свою семью, но часто за многих людей. Как правило, по этим властителям не видно, что они проявляют любовь к людям.  Представим себе, что все эти начальники – верующие православные христиане. В этом случае им легче поменять мир своей любовью или у них ровно столько же шансов, как и у всех нас?

– Говорят: «Незаменимых людей не бывает». Но я все-таки с этим не согласен, потому что иногда встречаешь человека, облеченного определенной властью, но обладающего христианским сердцем. В нашей жизни такие существуют. Давайте вспомним патриарха Сербского Павла. Ведь это патриарх, представитель Церкви, а когда он умер, столько народу пришло его хоронить... Это, наверное, знак того, что люди, облеченные властью (как светской, так и духовной), всегда должны поступать по совести, а не по эгоизму. Это то, чего от нас требует наша вера.

Понятно, что тяжело иногда принять решение, очень тяжело сказать, например, человеку: «Извините, мы с Вами расстаемся, Вы больше не будете у меня работать». Но ведь можно всегда поступить с человеком с любовью, чтобы, расставшись с ним, сохранить добрую память, а встретившись на улице, всегда поздороваться; от начальствующих здесь очень многое зависит. Поэтому Вы правильно сказали: «Кому сколько дано, с того столько и спросится», ведь человек уже отвечает не только за себя, но и за весь коллектив, который находится с ним, и он заботится об этом коллективе.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Как быть, если отношение с состраданием к ближнему не всегда воспринимается им как любовь? Порой хочется помочь и душе человека, а отказ в том, что ведет к греху, может испортить отношения с ним – и любовь теряется».

– Есть такое понятие, как человекоугодие, и нам нужно этого избегать. То есть, понимая Закон Божий, мы должны всегда поступать по справедливости и так, как нас учит Господь. Конечно, надо уважать и любить человека, но если мы видим некое несоответствие, допустим, когда нами начинают пользоваться, лучше остановиться. Ты можешь помочь один раз, но когда эту помощь начинают воспринимать как твою обязанность, нужно подумать, помогать или не помогать. Так и здесь.

Но я всегда говорю: будьте аккуратны с советами. Мы хотим помочь человеку, но можем навредить. Если человек тебя спрашивает, как ему поступить, – это одно. А когда мы сами лезем и поучаем его, при этом начинаем его раздражать, нарушая заповедь любви, начинаем осуждать, то после такого общения может возникнуть спор, мы надуемся друг на друга и вообще не будем разговаривать. Здесь нужно всегда быть аккуратным. То есть мы должны как-то помочь человеку, наставить его, дать ему что-то полезное, но делать это нужно при условии, что это полезное от нас ждут и просят.

– Только если человек спрашивает.

– Если он спрашивает и ты видишь, что он нуждается в этом.

– А то ведь спросить-то можно так, чтобы просто услышать самого себя.

– Еще раз хочу сказать, что не существует определенного решения для всех жизненных ситуаций. Часто приходят и говорят: скажите, подскажите, решите мою проблему... А священник человека видит в первый раз. И как я могу сразу дать такой совет, чтобы все наладилось? Проблема, может быть, зрела не один год, а хотим решить ее сразу. Поэтому нужно всегда внимательно относиться к любой жизненной ситуации. Люди разные, взаимоотношения разные. Но всегда надо поступать так, как в заповеди врачей: «не навреди»; в христианстве тоже можно ее применять.

– Я знаю про очень многие дела Православной Церкви, так как мы все-таки работаем на телеканале и много снимаем сюжетов. Очень часто мы ездим в места, где люди находятся в скорби: тюрьмы, дома престарелых, детей-инвалидов. И мы знаем очень много таких центров помощи при Церкви. Там много волонтеров. Совсем недавно мы были в таком месте, где дети нуждаются в помощи только по той причине, что очень больны. И удивительно, что неверующие люди, которые начинают просто как обычные волонтеры с ними общаться, иногда, переступая через какие-то свои нестроения (некоторые от одиночества, некоторые следуют волонтерской моде), в большинстве своем приходят к вере. Может быть, это тоже один из способов научиться любить – заботиться о тех, кто нуждается в нашей помощи?

– Очевидно, что чувство любви приходит только через служение кому-то. Мы же в своей жизни очень многие вещи делаем, заставляя себя их делать. Так же и здесь: понуждая себя к служению своим близким, мы всегда основываем это на бережном отношении к ним и на сострадании, милосердии. Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы. А в чем суть милости? То есть все в нашей христианской вере взаимосвязано и все крутится вокруг этой темы.

Сама тема любви проходит красной нитью через все Священное Писание. Эта красная нить – та основа, от которой уже идут лучики: помочь, поддержать нуждающегося, оказать служение кому-то. Поэтому человек, даже попадая в такие места, о которых вы говорите, очищается. Часто мы ноем по жизни, чем-то недовольны, а вы сходите посмотрите, как люди живут и как страдают. Так что правильно говорят: не надо гневить Бога и говорить о том, как мы плохо живем. Если мы ходим, трудимся, дышим, можем делать полезное в этой жизни, то мы уже счастливы, а есть и болящие, и обездоленные.

Я хотел бы напомнить, что каждый человек, с одной стороны, приходит к той жизни, которой он живет, иногда сам совершая какие-то ошибки. Я бы не хотел сказать, что для всего есть своя расплата. Нет, хотя и говорится: смотри, насколько аккуратно ты должен в жизни поступать, потому что впереди есть «касса» и придется рассчитаться. Так и здесь: часто человек своей жестокостью и невниманием доводит до того, когда рвутся отношения, когда человек попадает в места, не столь отдаленные, нарушив закон любви, когда убивает кого-то, ворует или еще что-то. Здесь другого не дано, и надо пройти этот путь.

Я не говорю уже о том, почему возникают болезни. Понятно, что человек себя доводит до болезни, когда ведет неправильный образ жизни. А иногда людям посылается это, чтобы они научились ценить жизнь, когда, допустим, в семье появляется больной ребенок. А для родителей это испытание. Кстати говоря, всегда надо воспринимать это как жизненные уроки, а не наказания. Бог никого не наказывает.

– Приведу очень коротко пример. Женщина, у которой родился ребенок с синдромом Дауна, отказалась от него, муж ее сказал: «Мне этот мусор дома не нужен». Ушел, бросил семью. Долгое время (примерно полгода) были все эти нестроения, но эта женщина, потеряв мужа, работу, все свое внешнее благополучие, вдруг забрала этого ребенка к себе домой. Получается, что скорбями люди часто приходят к любви. Эта женщина говорила: «Мне не нужен Бог, потому что у меня все хорошо». И когда мы говорим о любви, это очень злободневная тема, она для нас злободневна всегда. Если подводить некие итоги нашей передачи, что нам нужно сделать для того, чтобы научиться любви?

– Господь каждому человеку дает шанс стать настоящим, можно сказать – стать святым. Поэтому используйте этот шанс всегда, проявите свою любовь, снисхождение, сочувствие, сопереживание к тем, кто находится рядом с вами: и с дальними, и с близкими. Потому что в каждом человеке живет Господь, мы сотворены по образу и подобию Его. Научаясь любить тех, кто рядом с нами, мы учимся любить по-настоящему Бога.

– Довольно просто. Но как исполнить? Наверное, все-таки учиться будем всегда, всю свою жизнь. И если говорить о примере святых, которые проявляли свою любовь, вспомним Серафима Саровского. Как он отнесся к людям, которые избили его так, что он только благодаря Пресвятой Богородице выжил… Мы можем вспомнить наших воинов, которые никогда не старались убивать, но защищать других и обороняться. Это тоже совершенно удивительно. Александр Невский, святой благоверный князь, увидев, сколько людей погибло, свою жизнь закончил в монастыре. Так что, наверное, любовь действительно долготерпит, но мы тоже можем научиться терпеть, любить и проявлять милосердие, потому что Сам Господь к нам настолько милосерден, что Его любовь к нам безусловна. Но как научиться видеть любовь Господа к себе?

– Хочу сказать всем нам, что каждый вздох, который мы делаем, уходит в вечность, и мы уже никогда не вернем те случаи, чтобы проявить свою любовь. Поэтому любите своих близких, дорожите жизнью, каждой минутой и каждой секундой, и тогда Господь будет с вами.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки Выборгской епархии священник Михаил Кудрявцев. Тема беседы: «Богопознание, или "прогресс в духовной жизни"».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​