Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

9 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Покровском и Патриаршего подворья храма благоверного князя Александра Невского в бывшей Покровской богадельне г. Москвы протоиерей Кирилл Сладков. 

– Есть первый вопрос: «Мужу 59 лет. Он хочет причаститься. Скорее всего, это первое в его жизни причастие; по крайней мере, за последние 20 лет. Как ему правильно подготовиться?»

– Очень радостно, что у супруга женщины, которая задала вопрос, возникло такое желание. Важно при этом сделать так, чтобы это причастие стало для него неформальным, чтобы он смог максимально погрузиться в религиозное и даже мистическое переживание того события, к которому будет готовиться.

Святая Церковь предусматривает различные практики подготовки к причастию, чаще всего отталкиваясь от каких-то обстоятельств жизни конкретного человека, от его физического состояния, от того, как и где он работает. У нас есть и общие рекомендации по этому поводу: трехдневный пост, Правило ко Святому Причащению с прочитыванием трех канонов – покаянного Господу Иисусу Христу, Божией Матери, ангелу-хранителю.

Но при этом мы помним, что по традиции перед таинством Причастия человек идет на исповедь, в эту духовную больницу, чтобы очистить свою душу и сделать шаг навстречу к исцелению. Поэтому, безусловно, важно начать именно с этого шага – с момента подготовки к исповеди, с беседы со священником. И уже непосредственно на исповеди, излив священнику свою душу за всю жизнь или за последние 20 лет, попросить рекомендации, как лучше подготовиться.

Важно главное: понять, что причастие – это не просто религиозный обряд, это очень важное, серьезное церковное таинство, когда мы становимся частью Господа Иисуса Христа, частью Бога, а Бог становится частью нас. Поэтому очень важно максимально, насколько это возможно, подготовиться к этому событию.

– Вопрос телезрительницы: «Я случайно прочитала молитву, даже не знаю, чья она. Звучит  так: “Господи, дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мужество и душевный покой принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого”. Как же действительно отличить одно от другого? Что нам нужно стараться преодолевать, напрягая все силы, а что нужно принять как Божию волю во благо себе?»

– Священное Писание и Евангелие рассказывают нам не только о жизни Господа Иисуса Христа, но и о том учении, тех основах и заповедях, что Он принес и изложил людям, Своим ученикам и последователям. Поэтому в принятии тех или иных решений мы в первую очередь должны руководствоваться заповедями, которые Господь оставил для нас.

Второй совет, который я могу Вам дать: прежде чем принять какое-либо решение, оглянитесь вокруг себя и подумайте о его возможных последствиях. Если эти последствия не пойдут вразрез с заповедями Божиими и никому не принесут никакого вреда или ущерба – Вашим близким, соседям, коллегам по работе или еще каким-либо людям, то, я думаю, можно смело принимать это решение и реализовывать его в жизни. А если уж Вы взялись за плуг – взялись решение реализовывать, будьте тверды, крепки и доводите начатое до конца.

– Можно ли предположить, что, если становится тяжелее, Господь хочет, чтобы мы больше поработали над чем-то в своей жизни?

– Буквально в это воскресенье читалось Послание к Евреям, 12-я глава, где апостол Павел говорит, что когда мы воспитываем своего ребенка, применяем и физические наказания, но это есть проявление нашей любви по отношению к нему. Господь в нашей жизни часто предлагает разные формы и методы с целью сделать нас сильнее, чтобы мы проявили свою волю и определенную решимость.

Иоанн Златоуст так прямо и говорит, что золото для того и закаляется в огне, чтобы из него испарились все вредные металлы и оно стало высшей пробы. Так и человек. Ему посылаются испытания, чтобы его душа стала высшей пробы. Очень важно преодолевать их с молитвой и Божьим благословением, потому что, принимая то или иное решение, мы должны видеть, что оно в полном согласии с церковным учением, с учением нашего Господа. И что мы не приносим никому вреда, а, наоборот, благо окружающим нас людям.

– То есть если наши действия соответствуют учению, мы это продолжаем, а если нет, то отступаем?

– Вы знаете, иногда человек может устать, перегореть и в какой-то момент просто взять паузу. Конечно, все мы хотели бы идти до конца, быть всегда твердыми и несгибаемыми. Но мы люди, и наша жизнь иногда поворачивается по-разному. Может быть, иногда есть смысл взять какую-то паузу, передохнуть, помолиться, посоветоваться со священником. В той молитве, в тех словах, обращенных к Господу, которые процитированы, наверное, не случайно говорится о мудрости: «Господи, дай мне мудрость отличить одно от другого».

– Такой вопрос: «Почему в пост нельзя есть непостные продукты? В пост можно есть углеводы, а углеводы приводят к ожирению и не насыщают. Не проще ли было бы запретить в пост вкуснятину, например, ту же жареную картошку с грибами? Я очень это люблю, но работаю 12 часов, и мне необходима сытная пища. Постная же еда очень пустая».

В принципе, вопрос понятен. Действительно, постная еда кажется немножко пустой. И если работаешь много часов, то очень быстро устаешь. Может быть, лучше разделить еду не на постную и скоромную, а, например, на вкусную и невкусную?

– Я пришел в храм в 10-летнем возрасте и примерно с этого же возраста начал соблюдать посты. Точно помню, что уже в 12 лет соблюдал все посты, которые предписывает Святая Церковь, – и однодневные, и многодневные. Я даже сейчас помню вопросы, которые звучали вокруг меня: мальчик, растущий организм, ему нужно мясо, нужен белок… Но милостью Божией, соблюдая пост и вкушая и грибы, и помидоры, которые к концу поста, помню, очень сильно надоедали, я вырос в целом здоровым человеком.

Опять же очень важно не причесывать всех под одну гребенку, потому что для кого-то действительно важно получать белковую еду. В таком случае в индивидуальном порядке в общении с духовником или священником можно выстроить свою духовную жизнь так, чтобы действительно отказаться больше от сладкого или от того, без чего ты, как говорится, жить не можешь; или от того, что очень хочется съесть именно в этот момент.

Ведь пост не диета, это дисциплина души, духовные упражнения, и, в принципе, при личном общении с духовником и получении от него благословения возможна и такая форма поста.

– Вопрос телезрительницы: «Моя сноха Людмила официально, по паспорту, сменила имя и стала Милославой. Как нам теперь быть? Мы ходили в церковь, молились за нее как за Людмилу, а как теперь это делать?»

– Несмотря на то, что она сменила имя, смею предположить, что таинство Крещения, которое было над ней совершено, совершено с именем Людмила. Ее святой покровительницей скорее всего является святая Людмила, княгиня Чешская. Эта святая и имя, которое было дано ей при крещении, с ней останутся. Поэтому в храме продолжайте поминать ее как Людмилу.

Исключение может составлять только тот момент, если когда-нибудь Людмила-Милослава захочет принять монашеский постриг. Тогда в монашестве в знак отречения от мира ей еще раз поменяют имя, и тогда уже будем поминать ее с тем именем, которое ей даст постригающий. А сейчас молитесь за нее так, как молились всегда.

– У меня в связи с этим похожий вопрос. Очень часто бывает, что знакомишься с человеком и он представляется (условно) Андреем. Но проходит месяц, два, вы общаетесь, и ты узнаешь, что, оказывается, он крещен и в крещении у него имя Владимир, например. Какое имя правильно использовать в жизни: то, которым человека назвали в детстве родители (оно и в паспорте), или же то, с каким именем его крестили? У меня есть друг, которого одновременно зовут и Дмитрий, и Петр.

– Такая практика действительно священниками иногда употреблялась, но она не получила широкого распространения, и, наверное, слава Богу, потому что такая практика совершенно необязательна. Мне в связи с Вашим вопросом вспомнился мультфильм про братца Лиса и братца Кролика, где братец Кролик сказал: «Называй меня как хочешь, только в терновый куст не бросай».

Мы можем называть и называем человека по-разному. Например, свою дочку я называю и рыбкой, и солнышком, и зайкой, и всякими другими ласкательными словами. Мы понимаем, что это исходит из сердца, это определенное выражение любви.

Так получилось, что человеку дали одно имя, а крестили его с другим именем, и я не вижу никакой проблемы в том, что, например, в бытовой жизни мы будем называть его так, как у него написано в паспорте, или так, как мы привыкли.

Например, в церковной традиции есть яркий тому пример – имена Юрий и Георгий. Чаще всего мы пишем в записках имя Георгий, а на работе или в повседневной жизни называем человека Юрием, так, как привыкли с детства. Поэтому в церкви всегда нужно поминать человека с тем именем, с которым он был крещен. А в бытовой, обычной жизни можно обращаться к нему так, как привыкли, и так, как удобно окружающим и непосредственно ему самому.

– У нас есть вопрос, как мне кажется, очень серьезный. «Муж страдает психическим заболеванием. Бросать не хочу – люблю. Обострения раз в четыре года. Это невыносимо. Как быть? Посоветуйте».

– Любить, терпеть. Зная определенные проявления данной болезни, стараться купировать, предупреждать эти проявления и, возможно, просить какой-либо, в том числе и медицинской, помощи в этот острый период. Дай Бог, если Вы любите этого человека и, как говорите, не хотите его бросать, любовь покроет все проявления возможной агрессии или возможного дискомфорта, которые связаны с данной болезнью.

– Что делать, если так упал, что уже не встать, а душа болит?

– В церковной истории и церковном учении неизвестны такие случаи, когда человек падал настолько глубоко, что не было возможности подняться, или Господь этого человека не простил. Здесь, на мой взгляд, самый очевидный пример – это пример благоразумного разбойника, который был распят с правой стороны от Христа и первым вошел в Царство Небесное.

Скорее, этот вопрос продиктован возможным унынием, которое может захватить человека. А уныние убивает в человеке надежду на волю Божию, Промысл Божий и, что самое важное, на милосердие Божие. Наверное, одна из самых частых молитв, которая звучит во время службы, очень короткая и всем понятная – «Господи, помилуй». Мы просим Бога о милости. И о том, что Он – любящий и милосердный Отец, ни в какие моменты нашей жизни не стоит забывать.

Если произошло падение, Господь будет до последних дней ждать, что ты встанешь. Он будет не просто ждать, Он будет протягивать тебе руку, будет помогать различными способами, через людей, обстоятельства твоей жизни. Вспоминаю изречение преподобного Амвросия Оптинского, который говорил, что уныние хуже блуда. И не потому, что блуд чем-то хорош, а потому, что уныние убивает надежду, лишает человека веры в милосердие Божие, а эту веру терять нельзя.

– Вопрос телезрителя: «Почему на Руси Николай Угодник больше, чем святой?»

– Святитель Николай Угодник – один из моих любимых святых, и не только потому, что я являюсь настоятелем храма в честь святителя Николая, а потому, что он для Руси, для России, для нашего народа сделал очень много в молитвенном плане, в плане милосердия, определенной помощи. Не случайно так много храмов и так велико его почитание. Конечно, я не стал бы говорить, что святитель Николай больше, чем святой, но почитание его очень велико, Вы в этом правы. Это, с одной стороны, обусловлено любовью народа к святителю Николаю и благодарностью за его предстательство у Престола Божия о нашем народе.

– Часто в автомобилях можно увидеть иконки, и там обязательно есть Спаситель, Богоматерь и почему-то Николай Чудотворец. Хотя, казалось бы, Иоанн Креститель был ближе и к Господу, и к Богоматери. Или кто-нибудь из апостолов; например, апостол Андрей... Правильно ли это?

– Иконки в машинах – это, наверное, отдельная тема. Садясь в машину к друзьям или в такси, я часто вижу на бардачке или в каком-либо другом месте эти наклеенные иконы. Я, наверное, порекомендовал бы такому человеку убрать их оттуда, потому что часто эти иконы среди ключей, не дай Бог, сигарет или еще какой-то мелочи, что обычно находится в машине. Отношение к иконам становится не как к окну в другой мир, не как к образу, пред которым надо молиться, а как к некому оберегу (подобно подкове, чертополоху, жабе с монеткой или какому-либо другому совершенно непонятному, ненужному и недейственному амулету).

А так из жизни святителя Николая мы помним, что он помогал и путешествующим на море, и в различных других обстоятельствах, то есть участвовал в разных областях человеческой жизни. Поэтому так велико его присутствие, и его покровительство, и ощущение внутреннего покровительства в душе человека.

– Я недавно увидел в такси деревянный крестик, а посередине его была круглая иконка Сергия Радонежского.

– Это, наверное, немного странное исполнение, потому что крест – это все-таки Крест Христов.

– Хотел бы спросить о словах преподобного Амвросия Оптинского. Вы сегодня на него уже ссылались. У него есть цитата, которую часто можно встретить в храмах на листочках: «Разговаривающим в храме посылаются скорби». Я хотел бы спросить в этой связи – это угроза?

– Очень на нее похоже. Знаете, я впервые вошел в алтарь в 1992 году еще подростком. В алтаре прочитал надпись преподобного Серафима Саровского. Она живо запала в мою память, и с тех времен никогда, Боже упаси, я не разговаривал в алтаре (как в месте присутствия Самого Господа и Сил Его).

С одной стороны, чисто внешне фраза преподобного Амвросия Оптинского может прозвучать достаточно угрожающе: нарушил – получи воздаяние. С другой стороны, подобного рода высказывания часто остаются в памяти на всю жизнь и в какой-то момент являются сдерживающим фактором.

Мы очень часто обращаемся к прихожанам, говоря: «Дорогие братья и сестры, в момент богослужения не нужно заниматься праздными разговорами. Нужно сосредоточиться…» Но иногда наши слова не бывают услышаны, и остается надеяться только на преподобного Авмросия Оптинского и его достаточно строгое предупреждение. Поэтому, если говорить о какой-то практической стороне вопроса, то это часто полезно как напоминание.

С другой стороны, если мы в будущем будем рассуждать о причинах появления скорбей в жизни человека, то, конечно, увидим, что празднословие – это всего лишь одна из многих возможных причин, почему приходят скорби. Более того, увидим, что скорбь в христианстве понимается и как благо, как проявление любви и заботы любящего Бога Отца по отношению к тебе. Как говорится в 9-й главе Евангелия от Иоанна, слепорожденный родился таким, претерпевал эту скорбь, поношения и уничижения для того, чтобы на нем явилась слава Божия.

– Вопрос телезрительницы: «Я читаю книжку, которая была выпущена в 1993 году по благословению патриарха Алексия II. В этой брошюрке описано, что когда мы молимся за усопших, надо помнить, что молитва – это не только слова, но и состояние души; и если мы молимся за кого-то, то состояние его души влияет на состояние нашей (если душа усопшего грязная, очень плохо и тяжело бывает нам после молитвы за такого человека). Мне скорбно это осознавать, потому что я знаю о нехороших поступках усопших, за которых молюсь. Мне тяжело это принимать, я волнуюсь. Объясните, пожалуйста, как поступать. Может, Вы считаете по-другому?

− Мы призваны молиться за других людей, и в первую очередь за тех, кто упал. В молитве за человека мы просим, чтобы Господь простил ему грехи вольные и невольные, и надеемся на то, что Господь это исполнит. Молясь за других, мы тратим свои внутренние эмоциональные и духовные силы. Но мне бы хотелось обратить внимание на то, что через молитву к Господу Богу, Божьей Матери и святым за живых или умерших мы не только отдаем, но и получаем. Причем в разы больше, чем отдаем.

Кто мы такие? Просто люди, которые выражают свою человеческую любовь. Апостол Павел говорил о долге любви, и мы должны воздавать его нашим усопшим. Господь, видя проявление нашей христианской любви, то, как мы стараемся вымолить людей, упавших в своей жизни либо даже в прошлом богоборцев, даст нам силу, крепость. Он даст нам больше, чем мы потратим в своей молитве.

Поэтому молитесь. Пусть Вас ничего не сдерживает. Исполняйте долг любви. Будем молиться друг за друга, как призывал апостол Павел. Наша совместная молитва в храме, частная дома для того и существует, чтобы мы друг друга поддерживали.

− Значит, молитва друг за друга важнее, чем за себя?

− Долг любви, о котором пишет апостол Павел, – это и есть наша молитва за усопших и живых. А любовь – не обязанность, не наказание или хомут на шее. Наоборот, она источник радости, вдохновения, Божественной любви. Она будет возвращаться от Господа Бога к нам. Поэтому в молитве не нужно сосредотачиваться только на том, что вы отдаете. Почувствуйте, как вы в разы больше получаете от Бога.

− Вопрос: «Как Вы думаете, почему Господь не остановил палачей, которые обезглавили Иоанна Предтечу?»

− По той же самой причине, что и Господь Сам добровольно взошел на Крест. По той же причине, что и сотни тысяч мучеников пострадали за христианскую веру. В истории Церкви много разных подвигов: кто-то стоял на столпе, кто-то уходил в лес или молился на камне, а чей-то подвиг был мученическим. Человек, подвергаясь мучениям за Христа, как правило, идет на это сознательно. Если почитать жития святых, то можно увидеть, что во всех случаях они шли на мучения с радостью, с благодарностью Богу, с большой любовью. И при этом они еще и молились за тех, кто их казнил, прося о том, чтобы Господь их простил. Это не были пафосные слова. Это была искренняя вера и любовь по отношению к своим палачам. Святые мученики знали, что для человека, верующего в Господа Иисуса Христа, смерти вовсе не существует. Есть только жизнь земная и небесная, и через мгновение они встретятся со своим Божественным Учителем. Они стремились всей душой к этой встрече,  поэтому воспринимали мучение не как наказание, скорбь или горе, а как благодеяние и возможность пострадать за своего Господа.

− Священномученик Игнатий Богоносец в своем Послании к Римлянам писал о том, что он хочет быть перемолотым как пшеница зубами львов, чтобы стать хлебом небесным. Очень неожиданное отношение к мучениям.

− Да, в этом отношении первые века христианства особенные. Я вспоминаю мученицу Фёклу, которая даже замуж не хотела выходить, потому что ждала встречи со своим Божественным Учителем. Она говорила: «Зачем мне все эти земные радости, когда я в скором времени увижусь со своим Спасителем?»

− Следующий вопрос от телезрителя: «Скажите, батюшка, будем ли мы отвечать пред Господом на Страшном Суде за те грехи, которые исповедовали и не повторяли?»

Что говорят святые отцы об этом?

− Я выражу всего лишь свое частное мнение по этому вопросу. В молитвах перед исповедью это таинство сравнивается с баней, омывающей грехи, и духовной врачебницей, в которой они исцеляются. Мы говорим нашим прихожанам, что исповеданные один раз грехи повторять на исповеди больше не нужно, потому что верим, что Господь их простил. Но при условии, конечно, нашего искреннего и чистосердечного покаяния.

Думаю, не стоит воспринимать Господа как судью, у которого на столе будут лежать два списка: в одном грехи зачеркнуты, а в другом нет, − мол, несмотря на то, что вы покаялись, судья их все равно припомнит. Нет, этого не будет: Господь примет Свое чадо в Божественные объятия − как в притче о блудном сыне, когда отец снял с руки перстень и отдал его сыну со словами: «Мой сын погибал и нашелся».

− Вопрос телезрителя: «В Евангелии конкретно и четко написано, что Христос воскрес в первый день недели. Кто же сделал его седьмым? Это человеческая самодеятельность? Ведь Божья заповедь – почитать седьмой день, то есть субботу».

− Придя в церковь, вы увидите, что и сейчас суббота – это день, завершающий недельный круг. Дни с понедельника по субботу называются «седмица» − «неделя» по-русски. А «воскресенье» на церковнославянском – это «неделя». В церковной традиции воскресенье так и остается первым днем недели. С той лишь разницей, что в богослужебном плане воскресный день стал более почитаемым как день Воскресения Христа. Службы в этот день совершаются более торжественно, не зря его называют малой Пасхой.

Суббота − завершающий седмицу день − также является очень значимой в богослужебном плане. У этого дня есть особые уставные указания: поминание усопших, особое пение стихир (об этом можно более подробно узнать, ознакомившись с церковным Уставом).

Почитая воскресный день как особенный, когда Иисус Христос воскрес, светские власти в дальнейшем сделали его нерабочим, чтобы люди имели возможность прийти на богослужение, прославить этот день. Постепенно юридически понедельник превратился в первый день, но в первый рабочий день, в который мы начинаем трудиться. Как сказал Господь в одной из десяти заповедей: шесть дней работай на себя, а седьмой день посвящай Богу. Под седьмым днем в Ветхом Завете подразумевалась суббота. И сейчас первый день недели – воскресенье, но первый рабочий день – понедельник.

− Значит, неделю мы начинаем (а не заканчиваем) с богослужения в храме?

− Совершенно верно. Неделя начинается с воскресенья, а затем следует седмица.

− Вопрос: «Что делать, если появилось сомнение в вере? Я считаю теорию эволюции логичной  − неужели ученые ошиблись? Библейское повествование об Адаме и Еве мне кажется сказкой.  Стыдно за это, но не могу поменять свои мысли, хотя стараюсь их гнать от себя. Помогите, пожалуйста!»

− Когда я учился в школе, то, изучая теорию эволюции, также задавался вопросами подобного рода. Тогда я начал читать специальную литературу, посвященную этой теме, изучать этот вопрос. Полученные знания мне пригодились, когда перед самым началом пандемии я дважды с православной молодежью Москвы ходил в музей естествознания. Там в рясе и с крестом я проводил для них экскурсию. При этом многие случайные посетители, сотрудники музея присоединились к нам, делясь своими впечатлениями. Здесь, в студии, сложно пересказать всю двухчасовую встречу в Дарвиновском музее. Но могу сказать следующее: при более глубоком, внимательном исследовании данного вопроса Вы перестанете воспринимать библейскую историю как сказку, а на теорию эволюции, возможно, взглянете под другим углом.

Я бы мог порекомендовать Вам познакомиться с книгами зарубежных авторов, скорее всего они по вероисповеданию лютеране. Они неплохо выразили христианское отношение и к физике, и к биологии. Я назову два имени: Джон Полкинхорн и Иен Барбур. Эти авторы издавались в серии «Религия и наука». На мой взгляд, они заслуживают того, чтобы их труды прочитали те, кто начинает изучение данного вопроса.

− Вопрос телезрителя: «Могу ли я подавать записки на проскомидию за человека, который является крещеным, но я не знаю, воцерковлен ли он, ходит ли в храм? Существуют разные мнения на этот счет. Меня это беспокоит, потому что я хочу молиться за всех и всем желаю спасения».

− Никто не ограничивает Вас в молитве за всех. Мы уже чуть ранее говорили, что  христианин призван к тому, чтобы молиться не только за собратьев, но и за тех, кто пока, возможно, еще не нашел дорогу к Богу.

В Евангелии говорится: Господь повелевает солнцу Своему всходить над злыми и добрыми. В молитве преподобного Иоанна Дамаскина из вечернего правила есть такие слова:  «Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно: достойны бо суть милости Твоея. Но на мне грешнем удиви милость Твою». Эти цитаты я сейчас вспоминаю, подводя к мысли, что наша молитва не должна зависеть от того, нашел человек свой путь к Богу или нет.

Не следует лишать крещеного, но, может, невоцерковленного человека молитвы и поминания на проскомидии. Поэтому подавайте за него записки, молитесь келейно, в храме о том, чтобы Господь открыл его сердечные очи и он нашел свою дорогу к Богу.

− А если такой человек в жизни был преступником, за него можно молиться?

− Вопрос несколько странен: я не представляю себе такой ситуации, когда мог бы сказать, что за человека нельзя молиться. Даже если он не христианин или в своей жизни хулил Бога, я все равно, даже с тройной силой, должен за него молиться. Он же человек, близкий наш брат, чей-то родственник. Мы не должны ограничивать милосердие Божие, мы надеемся на Него. Не будем рассуждать о том, какую участь заслуживает умерший преступник. (Будем говорить: «Помоги, Господи, нам избежать жизненных ошибок».) Но не молиться за него  – как это возможно любящему христианскому сердцу?

Мы все для Бога одинаково любимые дети. За кого мы чаще переживаем: за благополучных, послушных детей, в которых мы уверены, которые хорошо учатся и всегда рядом, или за подростка, который ушел гулять;  уже за полночь, а его еще нет? Мы, конечно, больше переживаем за заблудшее чадо. Так и Господь переживает за человека, который духовно упал или погиб.

Мы уже говорили: для православного христианина смерти не существует. Душа бессмертна независимо от того, какого человек был вероисповедания, принимал он Господа в своей жизни или нет. А если его душа бессмертна, значит, мы можем и должны просить Бога о милости, прощении. Умерший уже ничего не может изменить в своей жизни, но мы-то живы и должны хоть что-то сделать для него.

− Молитва в три раза сильнее, как Вы сказали, за человека, который в течение жизни совершал преступления, хулил Бога и умер, не раскаявшись, но не является ли она насилием над ним? Ведь он сделал свой выбор. Ему говорили: «Вот церковь, вот Бог − приходи, обратись к Нему, помолись своими словами». Но он не захотел и выбрал преступление.

− Как не бывает атеистов в окопе или во время тряски самолета, так и в момент перехода в вечность атеистов нет: все становится очевидным, явным и открытым. После смерти человека, хулившего Бога, или атеиста никто не прячет от него Бога и дьявола. Он все видит, понимает и осознает. Другое дело, что  изменить ничего не может, а мы можем. Мы должны постараться проявить свою любовь по отношению к нему. И это будет вовсе не насилие: уже и человека самого нет. Нас же ничто не ограничивает, никто не сдерживает нас в нашей любви. Мы можем проявлять свои чувства, любовь в молитве об этом человеке. Никакого насилия здесь совершенно нет.

− Вопрос от телезрительницы: «Как понять притчу о Лазаре: он попадает в рай, но  до распятия Христа был только ад?»

− Очень правильно сформулированный вопрос, но следует обратить внимание на то, что это притча. В ней важно только то, что притча показывает, какой определенный смысл она несет. Сама притча является иносказанием.

А понятия «рай» и «ад» существовали и до пришествия Господа Иисуса Христа, в ветхозаветный период. Поэтому люди до Иисуса Христа также старались соблюдать заповеди, чтобы не попасть в шеол, не мучиться после смерти.

− Последний на сегодня вопрос: «Есть ли разница в понятиях "говеть" и "поститься"?»

− Только в наборе букв. Это синонимы: кто-то говеет, кто-то постится − суть от этого не меняется.

− Спасибо большое, отец Кирилл. По традиции хочу попросить Вас подвести итог нашей передачи и что-то пожелать телезрителям.

− Дорогие братья и сестры, мы все переживаем сейчас непростое время, связанное с ограничениями и болезнями. В первую очередь я желаю вам и вашим близким доброго здоровья. Берегите себя, заботьтесь друг о друге, молитесь Богу и просите Его о каждом человеке. Давайте будем вместе приносить Богу плоды искреннего и чистосердечного покаяния. Будем просить Его проходить через те испытания, которые Он посылает каждому из нас, в проявлении взаимной любви, уважения и терпимости друг к другу, чтобы мы с вами, дорогие братья и сестры, сделались сильнее, а вера наша стала крепче.

Записали Людмила Белицкая и Наталья Богданова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать