Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

9 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает сотрудник Синодального отдела внешних церковных связей, насельник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Стефан (Игумнов). 

– Хотел поздравить Вас с праздником первого и второго Обретения главы Иоанна Предтечи.

– Спасибо, я тоже взаимно поздравляю Вас и всех телезрителей. Конечно, день очень важный в нашем церковном календаре, потому что святой пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, как Сам Христос называл его, – величайший из людей. И, конечно, память об этом святом, молитвенное обращение к нему совершенно необходимы для каждого христианина.

– Расскажите о значимости личности пророка Иоанна Предтечи.

– Мы знаем из общего церковного Предания, из тех основ знаний о Церкви, которые у нас есть, что святой пророк и Предтеча Иоанн является как бы мостом между Ветхим и Новым Заветами. Это та личность, которая действительно предуготовила приход в мир Спасителя. В Евангелии сохранилось несколько свидетельств о том, как Иоанн осуществлял свое служение, как он встретил Христа, явившегося для того, чтобы принять от него крещение, как он отреагировал на появление Господа и на Его призыв, на Его требование креститься от него.

Я бы обратил сегодня внимание (среди многообразия тех тем, которые мы можем затронуть в связи с личностью Иоанна Предтечи) на служение покаяния святого Иоанна Предтечи. Он и сам явил образ покаяния своей жизнью: по сути, он был обычным человеком, но достиг вершин духа, истинного христианского смирения, хотя  начинал свое служение еще до выхода Христа на служение. И он был тем человеком, который очень сильно и мощно призвал современных ему людей к покаянию.

Это очень важно. Потому что принятие Христа в сердце и в свою жизнь (к чему, собственно, и были призваны люди тогда, в то время, и призваны мы сейчас) невозможно без покаяния, без этого подвига смирения собственного сердца, признания того, что мы перед Богом бесконечно согрешили, бесконечно виноваты, бесконечно недостойны Его любви.

Но в то же время через это осознание к нам приходит чувство и понимание того, что мы и не можем без Бога существовать. Наши духовные силы проявляются только тогда, когда благодать Божия нам помогает и снисходит на нас. Это необходимейшее состояние души для того, чтобы принять Христа. Поэтому служение Иоанна Предтечи как благовестника покаяния было крайне важно. И не случайно Господь его к такому служению призвал.

Великий пост, который всех нас ожидает, в первую очередь, наверное, связан с этим аспектом – мы должны понять свою немощь, осознать, кто мы есть перед Богом, покаяться и действительно возжелать того, чтобы Христос пришел и поселился в нашем сердце.

– Скажите, а почему Церковь празднует обретение главы, обретение мощей?

– Мы знаем о трагическом событии, когда произошло усекновение главы Иоанна Предтечи. И, конечно, когда Церковь обрела эту часть его честных мощей, это был церковный праздник. Во-первых, Господь явил славу Своего святого угодника через это событие, через то, что его честные мощи оказались нетленны, сохранны. И в Церкви, поскольку такое отношение к святым мощам, это была одна из величайших святынь первых веков – глава Иоанна Предтечи. Хранили ее христиане со всем благоговением, очень бережно. Когда нужно, они скрывали ее от тех, кто мог ее похитить, как-то осквернить. И, конечно, это величайшая святыня для нас, потому что мы имеем возможность прикоснуться к этой святыне и тем самым как будто бы прикоснуться к самому Иоанну Предтече, к полам его одежды.

Для чего нам нужны видимые образы нашего поклонения: иконы, мощи святых? Для того, чтобы мы лучше поняли и почувствовали то, к чему нас призывает Господь, то покаяние, о котором мы говорили, или молитвенное состояние, момент нашего общения с Богом. Одно дело, когда мы молимся в пустом помещении или где-то на улице. И другое дело, когда мы это делаем, обращая свое лицо к святым образам или прикладываясь к мощам святых.

Среди мощей святых, среди этих реликвий Церкви глава Иоанна Предтечи стоит, наверное, на первом месте. Пресвятая Богородица, как мы знаем, была взята на Небо Господом, Ее телесных останков на земле нет. А вот у Иоанна Предтечи есть – сохранилась его глава. Есть, конечно, разные версии, где она хранится, есть несколько вариантов. Но тем не менее есть праздник Обретения этой главы, и он для нас тоже как икона, как символ, как повод вспомнить об этом святом и обратиться к нему в молитве.

– Интересно, что есть первое, второе и третье обретение главы Иоанна Предтечи, то есть три раза его голову находили вновь и вновь. В том, что ее находят, Промысл Божий очевиден. Есть ли он в том, что ее теряют?

– Наверное, есть, как и во всем, что происходит с нами в нашей жизни. Если мы допускаем ситуации, когда теряем наши святыни, наверное, это символизирует те моменты нашей жизни, те периоды в истории нашей Церкви, когда наша вера ослабевает. А потом мы обретаем святыню вновь.

Как произошло с Россией? Мы ведь утратили святыню в нашей стране в начале XX века, а потом вновь обрели ее. Конечно, это свидетельствует о возрождении нашей духовной жизни. По крайней мере, о том, что мы желаем этого возрождения. И это являет нам милость Божию. То есть Господь раз за разом нам показывает, что Он нас не оставил. Несмотря на то, что мы Его оставляем каждый раз, забываем о Нем, предаем нашу веру, Господь нас не забывает, Он вновь и вновь обновляет наши духовные силы, обновляет Свою благодать в этом мире. Это очень важно.

– К вопросу об обретении мощей святых. Вчера мы отметили обретение мощей святой праведной Матроны Московской, очень почитаемой святой в России. И в то же время вчера мы праздновали Международный женский день, появившийся еще в годы коммунизма. Есть ли  какая-нибудь взаимосвязь в том, что праздники так наложились друг на друга?

– Взаимосвязь мы можем найти в любых событиях. И, наверное, будем правы, потому что не бывает случайностей в нашей жизни. Точно так же, как не бывает тех событий, которые совершенно не связаны с нашим духовным состоянием. Если в нашей жизни что-то является, что-то Господь попускает, значит, это непременно имеет отношение к каждому из нас, а тем более когда совпадают какие-то видимые знаки. Хотя толковать это можно по-разному.

– Вопрос телезрителя из Тамбовской области: «Почему на этой неделе в среду и пятницу не положено литургии?»

– Важный вопрос для того, чтобы мы понимали лучше сам период подготовки к Великому посту и вообще значение грядущего поста. Действительно, Церковь нас уготовляет к Великому посту не только в тот день, когда происходит заговенье, а за несколько недель до этого события. Есть несколько предуготовительных недель.

Прошлая седмица (неделя – на церковном языке) была сплошной, когда не было поста в среду и пятницу. Эта седмица является обычной в плане рациона, но уже нет литургии в эти дни, чтобы мы с большим усердием подготовили себя к Великому посту. В период Великого поста обычных литургий, к которым мы привыкли в будние дни, не будет. Будут литургии Преждеосвященных Даров, и то не каждый день.

Зачем такой устав существует в Церкви, даны такие уставные особенности на этой неделе? Для чего это нужно? Для того, чтобы мы ощутили предоставленность самим себе в период Великого поста, чтобы могли сосредоточиться на делах нашего покаяния.

Литургия – это торжество, трапеза Господня. Это главнейшее в нашей жизни событие, когда мы со Христом вместе трапезничаем и причащаемся Его Тела и Крови. Об этом мы очень часто забываем в обычные периоды года. Мы не ценим священную литургию, редко причащаемся, не говоря уже о том, что редко ходим в храм, не во все положенные дни. Но даже когда в храм приходим и по великим праздникам, мы не причащаемся в эти дни.

А когда наступает Великий пост, у нас возникает искушение: «Как так? Мы лишены литургии. Хотим и не можем причащаться». Это в том числе и для того, чтобы мы научились ценить Божественную литургию и дар Причастия. Для нашего смирения, для того, чтобы в конце концов наши постные труды были более ответственные. Постное время – это не время праздника в том смысле, в котором мы к нему привыкли, а время особого характера духовных трудов. Церковь подчеркивает этот характер, поэтому нет литургий во многие дни Великого поста.

– Я бы хотел прояснить этот момент. Казалось бы, в пост Церковь призывает, наоборот, приходить в храмы еще активнее и молиться больше. И в то же время молитва у нас напрямую связана с Евхаристией: то есть надо исповедоваться, причаститься. Если Церковь зовет нас делать это чаще, значит, в пост мы должны исповедоваться и причаститься. Казалось бы, мы приходим в храм, а там ничего такого нет.

– Совершенно верно, но лишь отчасти. Действительно, в Великий пост, особенно на первой и Страстной седмице, Церковь призывает нас быть в храме тогда, когда мы можем туда прийти. Это очень важно. Но опять же характер богослужений в эти периоды несколько иной, чем в обычные дни.

А вот вторая часть Вашего тезиса немного спорная. Взаимосвязь между исповедью и причастием не совсем прямая. Если человек исповедовался, совершенно необязательно причаститься после этого. В принципе, это нормально, если так происходит. Если мы ведем нормальную духовную жизнь, живем по уставу, действительно верны Богу, то, конечно, перед литургией, перед Причастием мы исповедуемся и получаем заслуженную награду и поддержку, укрепление наших духовных сил. Но наше духовное состояние таково, что не всегда мы этой награды заслуживаем. Поэтому в пост мы несем особые покаянные труды, а вознаграждение в виде Святого Причастия получаем реже, чем в обычные периоды года. Мы должны больше посвятить времени покаянию в этот период.

А в нашей ситуации, наверное, будет правильно еще раз сказать о том, что это время дано нам и для того, чтобы мы больше ценили Божественную литургию и Святое Причастие. Еще раз подчеркну, к сожалению, очень многие из нас этого не делают, не ценят тот великий дар, который у нас есть. Давайте каждый обратит на себя внимание, вспомнит и посмотрит, как часто причащается в течение обычного года. А поскольку у нас исповедь связана в основном только с литургией, почему-то считается, что если мы не причащаемся, значит, и исповедоваться не надо. Это не так. Если мы, условно говоря, раз в две недели причащаемся, значит, и исповедуемся раз в две недели. Это не совсем правильно. Потому что исповедоваться, конечно, мы должны более регулярно и работать духовно над собой. В монастырях откровение помыслов бывает каждый день. В мирской жизни так не должно быть, но Вы понимаете, что имеется в виду.

Великий пост как раз то время, чтобы мы немного поняли ценность Причастия, ценность нашей исповеди, то есть насколько мы искренне и действительно глубоко каемся. Потому что в обычное время года это очень часто превращается в какую-то привычку. Мы это делаем только для того, чтобы причаститься. Есть такие моменты в нашей духовной жизни. Это связано все-таки с некоторыми искажениями. Чтобы немножечко привести свою духовную жизнь в порядок, чтобы все встало на свои места, было разложено по полочкам – в том числе и для этого есть такие установления в Церкви.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «В Книге пророка Даниила он описывает свое видение Второго Пришествия, конца времен. Там описывается, что сначала идет суд, а потом будет приход Сына Человеческого. И вся власть и слава будут Ему переданы, Он установит Свое Царство, которому не будет конца. В Книге Откровение апостола Иоанна описывается то же самое, только там наоборот: сначала Пришествие Сына Человеческого, Иисуса Христа, а потом уже суд. Так какому пророчеству верить?»

– Приятно, что зрители канала «Союз» так знакомы со Священным Писанием. Нужно верить учению Церкви, которое гласит, что по окончании земной жизни каждого из нас ждет частный суд (то есть определение временной участи нашей души за те дела, которые мы совершили в этой жизни). А потом, по окончании времен, будут определяться на Страшном суде Господнем судьбы всего мира и каждого из живших когда-то на земле.

В прошлое воскресенье мы как раз вспоминали притчу о Страшном суде. Это самое важное, что нам нужно знать. И еще нужно знать, что же произойдет на этом Страшном суде, как к нему готовиться и по каким критериям Господь будет нас на этом суде принимать. Притча звучит очень страшно на самом деле, можно испугаться. Там говорится о том, что по две стороны поставит Господь приходящих к Нему: кого-то по левую сторону, кого-то по правую. Правым скажет: наследуйте Царство Небесное, а левых отправит в геенну огненную. Причем это все бескомпромиссно, без каких-то промежуточных вариантов. И очень важно понять, за что такая участь будет определена каждому из нас.

Эту притчу нужно прочитать до конца, и очень внимательно. Трижды повторяется в ней тот критерий, который для Господа будет важен при определении нашей посмертной вечной участи. Это те добрые дела, которые мы сделали в нашей жизни. Об этом нужно помнить, конечно, и в преддверии поста, и в течение поста, и во время всей нашей жизни.

Это самое важное для нас. А какие-то моменты, связанные с тем, как это будет происходить, как вообще Сын Божий явится на землю – разве это доступно нашему пониманию? Это тайны великие. Но в Священном Писании  нет противоречия. Безусловно, будет Пришествие Сына Божия на землю и Страшный суд.

– Один из вопросов телезрителей связан с темой, о которой мы сейчас говорим: «Надо ли бояться Страшного суда?»

– И да, и нет. В преддверии Страшного суда, как и во все дни нашей жизни, мы должны иметь страх Божий. У христианина страх должен быть только Божий. Но это страх тем не менее, потому что мы действительно боимся такой участи, если Господь поставит нас по левую руку от Себя. Мы стремимся избежать этой участи, но в то же время уповаем и на милость Божию, знаем, что Господь хочет нашего спасения. И только мы сами являемся причиной того, что этого спасения не получаем в конечном итоге. Не дай Бог, если такая участь нас ждет. Поэтому еще и еще раз нужно обратить внимание на те критерии, те чаяния, которые Господь обращает в наш адрес в связи с грядущим Страшным судом.

Посмотрите еще раз на эту притчу. Ведь Господь не сказал: «Вы молились плохо, а вы – хорошо, поэтому вы идите по эту сторону, а вы – по другую. Вы постились хорошо, как надо – идите по правую руку. Вы постились плохо – идите по левую руку». Такого там даже близко нет. Почему этого нет? Да потому, что как бы мы ни постились, как бы ни молились, в очах Божиих это выглядит просто смешно. Вот Господь постился: сорок дней в пустыне ничего не ел. И каялся так за весь человеческий род, что мы даже представить себе не можем. Это пост и покаяние. Мы даже близко к этому не можем подойти. Даже величайшие святые, которые были в человеческом роде.

Поэтому как мы можем постом или молитвой угодить Богу? Пост и молитва – это то, что Господь нам дал в помощь, чтобы мы немножечко вернули себе облик человеческий, чтобы поняли, что мы сыны Божии, чада Божии, что Господь нас любит. Мы перед Богом согрешили в том, что никого не любим (самих себя в том числе), и надо хоть немного обратиться в другую сторону. Вот что такое пост и молитва и все остальные наши так называемые духовные труды.

В конечном итоге Господь будет судить нас за то, как мы стяжали любовь и покаяние в своем сердце. Но те добрые дела, о которых сказано в этой притче (накормили голодных, посетили больных, напоили тех, кто жаждал, одели нагих и так далее), мы можем сделать вполне конкретно и в полноте. Если кто-то хочет есть и мы его накормили – мы этим очень угодили Богу. И это то, чего Господь от нас ждет, то, что мы реально можем сделать. Но мы это можем сделать только тогда, когда хоть немножко встанем на путь покаяния и любви. Это с одной стороны.

С другой стороны, когда мы делаем добрые дела, Господь нам потом отдает в десять раз больше. Ты подал милостыню, Господь тебе в десять раз больше дал. Ты кому-то помог, а Господь тебя потом от таких искушений спас! И через это верующий человек видит Божию любовь к себе. Это тоже очень важный плод добрых дел, это очень важно для спасения. В этот момент мы понимаем, что Господь нас любит и милует.

И тогда мы правильно относимся к подготовке к Страшному суду, еще больше боимся обидеть Бога какими-то недобрыми делами. У нас появляется правильный страх Божий. И так далее. То есть это все взаимосвязано, и очень важно различать эти вещи. И тогда действительно страх Страшного суда у нас будет проявляться как страх обидеть Бога, как страх того, что мы совершим непоправимую ошибку и сами себя лишим благой участи. Лишим возможности того, чтобы Господь нас помиловал, потому что мы Его оттолкнем в этой жизни. Вот чего нужно бояться.

– Неужели Богу абсолютно не нужен наш пост? Неужели достаточно, чтобы мы просто кормили голодных, одевали нагих, навещали больных? Но поститься, получается, необязательно.

– Обязательно поститься, молиться, класть поклоны Великим постом. Это крайне необходимо, но это нужно не Богу, а нам. Это то, что нужно нам. Если мы этого не будем делать, то ничего другого не сможем сделать в духовной жизни. Если мы не будем держать пост, ходить в храм на постные богослужения, причащаться, когда это положено, не будем каяться, класть покаянные поклоны,  читать Священное Писание, молиться (стараться держать молитвенное правило, которое у нас есть), не будем соблюдать церковный устав, то надеяться вообще не на что. Мы ничего не сможем в нашей духовной жизни и никаких добрых дел не сделаем.

Это очень большая ошибка. Мы очень часто слышим от нецерковных людей такие слова: «Я не буду в храм ходить, мне это не надо, у меня Бог в душе, я вот добрые дела делаю и всем помогаю». Но истинно добрые дела без Бога творить тоже невозможно. Поэтому пост, молитва, поклоны крайне необходимы.

Мы соскучились по посту, хотим, чтобы он поскорее наступил.

– В Церкви он практически наступил. Телезритель уже отметил, что завтра и в пятницу не будет Божественной литургии, не будут читаться Евангелие и Апостол. Наоборот, уже читается молитва Ефрема Сирина. Но мы еще встречаем и провожаем масленицу.

– Ну а что такое масленица? Есть церковный устав, по которому живут православные христиане. Слова «масленица» там нет.

– В церковном календаре написано: седмица сырная (масленица), сплошная.

– Если говорить о правилах, касающихся трапезы в этот период, поскольку мы не вкушаем мясо, то да. Но слово «масленица» имеет другие смыслы в нашем лексиконе. То, что сегодня подразумевается под масленицей в нашем обществе, не имеет отношения к церковной традиции, церковным установлениям.

– Вопрос телезрителя: «С Церквами каких конфессий больше всего общается Русская Православная Церковь? И о каких проблемах идет речь?»

– Спасибо за вопрос. Он очень важный, как и другие вопросы, которые сегодня прозвучали. Сегодня Русская Православная Церковь старается развивать отношения со всеми христианскими конфессиями, которые сохранили верность основам евангельской нравственности. Мы дошли в развитии человечества до такой точки, когда этот критерий стал самым важным. Раньше мы вели какие-то богословские дискуссии, которые ни к чему не привели. Сейчас мы столкнулись с тем, что со всех сторон атакуются основы нашей нравственности: насаждаются аборты, эвтаназия, нестандартное понимание семьи и брака. Такая угроза всему человечеству, что христиане не могут это игнорировать. Поэтому те христианские конфессии, которые твердо держатся основ евангельской нравственности, являются нашими союзниками в этих вопросах.

К сожалению, есть такие конфессии, в основном целый ряд протестантских, которые не устояли; например, Лютеранская церковь Швеции, Норвегии, какие-то другие деноминации. Так получилось, что они привнесли то, что было принято в законодательствах этих государств, в церковную среду. Если государство допустило однополые союзы для регистрации, то церкви стали их называть церковным браком. Мы, конечно, так их никогда не назовем. И конечно, на каком-то этапе пройдена точка, которая является точкой невозврата. Поэтому с такими церквами Русская Православная Церковь порвала отношения раз и навсегда. Мы бы очень хотели, чтобы они вернулись к основам библейской нравственности, но, к сожалению, жизнь показывает, что это необратимый путь, слишком далеко они зашли. И, наоборот, есть конфессии, которые твердо стоят в нашей вере. Это древневосточные Церкви: Коптская, Армянская, Сирийская, Эфиопская... Также это Римско-Католическая Церковь, которая очень большая и разнообразная по своему составу, по отношению к каким-то вопросам другим, но в отношениях библейской нравственности это Церковь, стоящая твердо пока на своих позициях.

Я могу привести пример – тему абортов. Сегодня в Европе идет борьба Католической Церкви за право католиков быть в стороне от того, чтобы их обязывали участвовать в этом преступлении. В Польше недавно был принят закон, который не допускает аборты даже по уважительным причинам, за исключением случаев, по которым другого решения быть не может. Но эти случаи крайне ограниченные. И это один из самых строгих законов сегодня в Европе. Он принят при участии Римско-Католической Церкви. И в Польше происходит настоящая вакханалия, направленная против Церкви. Мы отмечаем с большим удовлетворением то, что, к счастью, католики в других европейских странах поддержали поляков. А Европейский союз раскритиковал такое решение Польского государства. Можете себе представить, насколько в Европе тяжело противостоять тем решениям, которые принимаются на законодательном уровне... Мы видим, что на Западе такое мейнстримное мнение не оставляет никакого места и права для альтернативных точек зрения. Это один пример. Поэтому мы развиваем отношения с Римско-Католической Церковью и по этой теме, и по другим.

Есть тема защиты христиан. Недавно в новостях мне попался такой случай, что в Швеции есть мигранты из Сирии: мусульмане и христиане. Христиан меньше. И недавно одного сирийского христианина шведский работодатель обязал снять нательный крест. Причем этот крест был под рубашкой, но они увидели, что он его носит, а по законодательству это нельзя. А мусульманки могут носить соответствующую одежду. Это по законодательству можно. То есть это прямое гонение на христиан в Западной Европе.

Мы помним другой случай, когда было целое дело в Европейском суде против Италии по иску одной финской женщины, которая потребовала, чтобы из итальянской школы изъяли распятие. Италия – католическая страна, в каждом классе висит распятие. Италия тогда отстояла то, чтобы сохранить распятие в классах. И Россия тогда помогла в этой борьбе. Конечно, мы должны в этом помогать. Как мы можем остаться равнодушными в таких ситуациях? Очень много примеров можно привести, и мы взаимодействуем со всеми традиционными Церквами, которые сохранили христианскую совесть и приверженность библейской нравственности.

– Мне кажется, с этой темой перекликаются слова сегодняшнего апостольского чтения из Послания апостола Иуды: Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Как можно обратить благодать Бога в повод к распутству?

– А вот так и можно обратить. В качестве варианта: ведь те, кто сейчас продвигает права людей, искажающих традиционное понимание брака, говорят: «Ну как же, это ведь тоже любовь. И Бог есть любовь. Если люди любят друг друга, почему мы должны отказывать им в праве сожительства и в праве на брак?» То есть идет манипуляция понятием любви.

Это манипуляция такой святой идеей: Господь любит, и люди друг друга любят. Здесь благодать обращается во зло. Дьявол очень хитрый. Апостол указал один из способов, которым пользуется лукавый,  чтобы нас обмануть. И очень часто благими намерениями совершаются совсем не благие дела.

Давайте посмотрим на современную политику. Прямой, очень яркий пример, который мы можем взять. Все события, которые сегодня происходят в мире, прикрываются исключительно благими причинами. Вот некоторые западные страны бомбят другие страны (Сирию, Ирак). Они прикрывались исключительно благими намерениями. А на самом деле мы видим, что произошло.

– Следующий вопрос: «Почему мы, православные христиане, должны постоянно испытывать чувство вины? Нам говорят, что мы постоянно должны думать о покаянии. От этого становится очень грустно, а ведь нужно радоваться. Возникает противоречие».

– Прекрасный вопрос. Чувство вины – это не то состояние, которое должно характеризовать нашу духовную жизнь. А вот чувство радости должно присутствовать в нашей жизни. Но мы понимаем, что мы несовершенны. Что мы постоянно прегрешаем перед Богом. От этого нам грустно. Мы даже можем от этого впасть в уныние, хотя Господь сказал, что не надо впадать в уныние. В то же время, осознавая свою немощь, что мы никто и ничто, мы понимаем, что есть Бог, мы верим в Него. Мы понимаем, что Господь, несмотря на всю нашу немощь, наше ничтожество, нас милует и любит. И мы испытываем радость от этого. Что сильнее: эта печаль от того, что мы плохие, или радость от того, что Господь нас любит? Наверно, радость сильнее. Но она в том случае сильнее, если мы прошли через это глубинное осознание своего ничтожества и своей немощи, уже поняли это, и мы каемся, сокрушаясь каждую минуту, что мы такие недостойные. Тогда радость от того, что Господь на нас призирает, начинает преобладать в нашем сердце. Это тайна духовной жизни христианина, и именно так должно быть.

– Я не зря связал этот вопрос с темой поста. На первой седмице поста мы слышим Канон Андрея Критского, и основной мотив канона – призыв души к покаянию и плачу. Как  же мы говорим о радости в христианстве? Чувство вины и в каноне: ты виновата, душа, кайся.

– Давайте вспомним себя в детстве. Какое чувство было у нас, когда мы набезобразничали и знали, что мама будет ругаться, а мама – самый святой человек для нас в детстве. Мы набезобразничали и боимся признаться. В какой-то момент мы видим, что мама знает, что мы сделали. Но чувствуем, что мама все равно нас простит. Мы бежим к ней, плачем, мы согрешили, очень виноваты, жалеем об этом. Но как нам радостно в этот момент, что мы сидим уже не в своей комнате и боимся, а что мама нас принимает…  Вот это чувство христианина. А не то чувство, когда мы закрылись в комнате и боимся выйти, на глаза матери показаться из-за страха, что она нас накажет.

– То есть когда мы слышим Канон Андрея Критского, уже можем думать о том, что Господь нас простит?

– Если мы пройдем путем всего канона, если каждый день на первой седмице будем его слушать (или дома читать, если у нас нет возможности быть в храме), будем чувствовать каждое слово и омывать его покаянными слезами из глубины нашей души, тогда мы придем к тому, что в воскресный день, по окончании первой седмицы, когда будет Торжество православия, уже немного ощутим эту истинную радость жизни во Христе. А тем паче мы ее ощутим в день Пасхи. Вот так задуман Великий пост, что мы сосредотачиваемся на покаянии и омываем слезами наши грехи. А потом будет радость. Иначе в чем смысл?

– Следующий вопрос: «Вторник и четверг – это последние будние дни, когда мы слышим слова Священного Писания, евангельские слова. И читается на этой неделе Евангелие о страданиях Спасителя. Почему на этой неделе перед постом мы вспоминаем те события, которые нас ожидают на Страстной седмице? Зачем такое напоминание перед постом?»

– Еще раз скажу, что это нужно для того, чтобы мы вошли в Великий пост как нужно, с правильным пониманием и правильным чувством в нашем сердце. Если бы мы исполняли все, что предусмотрено уставом, особенно в эти недели перед постом, то очень много приобрели бы, обогатились в нашей духовной жизни. Но мы, к сожалению, не всегда имеем такую возможность и не всегда этому следуем, когда можем, сами себя лишаем благодати и мудрости. Если бы мы присутствовали на каждой службе, слушали все Евангелия, слышали все молитвы, которые поются, мы бы очень многое поняли.

– Спасибо Вам за эту напутственную беседу. В эти дни, казалось бы, еще ощущение праздника должно быть. Как совместить настрой перед постом и масленицу?

– Праздник празднику рознь. Пост – это тоже праздник. Это важный духовный период, который мы ждем. Мы ждем поста, хотим поститься. Я уверен, братья и сестры. Хотим этого потому, что соскучились по сосредоточенной духовной жизни, которую в течение года не ведем. В то же время, как грешные люди, мы озираемся назад. Этого требует наше чрево, а не наша душа. Душа другого хочет. И период масленицы соединяет в себе эти два момента: нас тянет назад, а мы хотим вперед. Поэтому коллизии в праздновании масленицы тоже с этим связаны.

Христианину дан этот период, чтобы он мог укрепить свои телесные силы, потому что потом долгий период воздержания. А вообще как возник церковный устав? Его смысл в том, что монахи на период Великого поста вообще расходились по кельям, по своим пустыням и молились в одиночестве. Для братии период последней недели перед постом был временем общения, совместных трапез, но не периодом бесчинств. Поэтому если у нас масленица переходит в разряд бесчинств и непонятных празднований, то это неправильно. А если это время, которое мы используем для общения друг с другом, совместных трапез – это очень хорошо для того, чтобы поговорить на духовные темы и укрепить свои силы. При этом Церковь установила особые молитвы, покаянные чтения, которые мы тоже не должны забывать.

– Спасибо, отец Стефан, за прекрасную беседу. Многие Ваши советы помогут нашим телезрителям начать Великий пост.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Елена Кузоро и Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать