Беседы с батюшкой. Священник Роман Колесников

8 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает священник Роман Колесников, настоятель храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Ростокине (Москва).

− Обычно когда меня представляют, говорят, что я настоятель храма равноапостольных Кирилла и Мефодия, но вообще наш храм официально называется: храм святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. Меня спрашивают все время, почему так. Потому, что святитель Мефодий был архиереем, а Кирилл иеромонахом.

− Даже в государственный праздник, который мы в мае отмечаем, День славянской письменности и культуры, всегда говорят: Кирилл и Мефодий.

У нас еще завтра праздник (уже сегодня начали его отмечать: совершили вечернее богослужение) – день памяти великомученика Пантелеимона. Давайте коротко поговорим об этом святом, тем более сейчас такое время: мы уже второй год говорим о том, как правильно лечиться, соблюдать разные правила. В чем помогает этот святой, как правильно ему молиться? Может, Вы какие-то интересные факты о нем расскажете?

− Один из любимейших святых у русских людей – святой великомученик Пантелеимон. Известно, что этот святой жил в IV столетии после Рождества Христова и прославил Господа тем, что лечил людей безвозмездно во славу Божию. Сегодня была память святого священномученика Ермолая. Это тот самый святой, который  просветил великомученика Пантелеимона. Император стал выяснять, кто же проповедует Христа среди его подопечных. Святой великомученик Пантелеимон как раз оказался в поле зрения императорской власти и не побоялся свидетельствовать о Христе, делать добрые дела.

Вы хорошо сказали, что в наше время говорить о болезни или об исцелении приходится в связке со святым великомучеником Пантелеимоном, который лечил людей. Православный человек в болезнях обращается именно к таким православным святым врачам-бессребреникам, которые полагали свою жизнь, свой профессионализм на то, чтобы исцелить  другого человека. Это суть христианского представления о жизни. Для чего я живу? Православный человек (в том числе современный) должен, испрашивая здоровья у святого, задавать себе вопрос: для чего мне здоровье? Когда святой великомученик Пантелеимон исцелял (или другие святые что-то делали доброе людям), он понимал, что главное – это духовное исцеление, прозрение, спасение. Очень часто мы забываем об этом.

Мне очень понравилось, как Святейший Патриарх Кирилл на ежегодном епархиальном собрании в своем докладе акцентирует внимание на том, что коронавирусная инфекция не только посеяла смуту, рассеяла людей (люди стали бояться находиться друг с другом), а прежде всего дала православным христианам приглашение к доброделанию. Наверное, все приходские священники могут сказать, что их прихожане в это сложное время (особенно когда был карантин) не сидели дома, а помогали тем людям, которые нуждались в помощи: приносили продукты питания, ходили в больницы. Это показатель: спустя несколько десятилетий после того, как наша Церковь стала свободной, плоды проповеди нашего священноначалия, священников не оказываются тщетными, то есть люди это слышат, ориентируют свою жизнь на служение другому человеку.

Мне кажется, что наши прихожане святые. Я так иногда говорю, люди улыбаются, а у меня искреннее ощущение, что наши прихожане (вообще православные люди) святые. Вот сегодня воскресный день. Что мы видим? В храмах люди. Они выкраивают часы свободного времени, чтобы побыть с семьей; или у них сейчас отпуск, но они все равно приходят в храм Божий. И не только приходят, а готовятся к причастию и причащаются. Священник говорит им о том, что время сейчас летнее, можно ослабить пост. Нет, они не слушают священников, строго постятся для того, чтобы подготовиться к причащению Христовых Таин. Я восхищаюсь нашими прихожанами и православными людьми, их ревностью по Богу. Если я, простой человек, восхищаюсь, то, мне кажется, это очень высоко перед Богом.

В это время мы действительно просим у Господа исцеления, но нужно задавать себе вопрос: зачем оно мне? Святые отцы всегда подчеркивали, что время жизни нам дается для покаяния. Покаяние – не исповедь. Нужно понимать, что главное делание покаяния происходит не на исповеди, когда я выдавил из себя слезу или какое-то чувство раскаяния, сожаления. Нет. Дело покаяния происходит на улице, в семье, на работе, а на исповедь мы уже приносим констатацию факта, что я сожалею о том, что сделал или не сделал. Очень важно понимать, что человек живет для покаяния, а это изменение ума, когда человек перерождается. Он понимает: то, что я делал раньше, во Христе просто немыслимо. Тогда действительно мы говорим, что человек покаялся и прожил жизнь не просто так, а со смыслом.

Когда мы обращаемся к святому великомученику Пантелеимону, то говорим: «Исцели мою болезнь, потому что ты лечил и умеешь это делать». С таким настроением, мне кажется, очень полезно обращаться к святому, но исцеление все равно дает Господь. Он единый, Кто исцеляет, единственный Врач, а святые – наши помощники.

Сегодня также память преподобного Моисея Угрина. Ему молятся, чтобы побороть блудную страсть. А вся его жизнь была как раз связана с борьбой за чистоту своей жизни. Поэтому для нас святые, конечно, помощники, которые своим примером показывают, как можно побороть ту или иную страсть и служить другим людям.

Сейчас, когда распространяется эта коварная болезнь, надо обращаться к святым врачам, чтобы Господь нас помиловал и мы могли бы многое понять в этой болезни. Ведь когда только началось карантинное время, многие говорили, что сейчас мир и жизнь станут другими, но, мне кажется, мы до конца еще не осмыслили, в чем мир будет другим.

− Мир, мне кажется, меняется не только из-за пандемии.

− Да, но православный человек должен понимать свое отношение к вере в связи с  пандемией. Я расскажу случай. В прошлом году наш храм несколько месяцев был закрыт. На праздник Троицы священноначалие разрешило открыть храм (эпидемиологическая ситуация стала лучше), пришли люди, соскучившиеся по храму, Причастию. Я помню один диалог с прихожанкой. Я у нее на исповеди спрашиваю: «К Причастию?» Она говорит: «Да нет. Я вернусь с дачи и тогда причащусь». Только что мы два месяца не имели возможности причащаться, а она говорит: «Нет». Я поразился тому, как люди, видя, что в любой момент храм может быть закрыт, тем не менее могут поехать на дачу и отложить святое дело причащения. Для таких людей, мне кажется, осмысление важного не происходит. Конечно, многие люди, наши прихожане, стали очень трепетно относиться к службам. Я вижу, как они действительно дорожат богослужением. Например, раньше они на всенощное бдение не приходили (дескать, самое главное – литургия), а сейчас обращают внимание на вечернее богослужение. Это радует.

− Вопрос  телезрителя: «В Писании сказано, что возмездие за грех − смерть. Поскольку мы уже при рождении смертны (и самое страшное, что внезапно смертны), то мы заранее платим за свои грехи. А о количестве грехов (один он у тебя или сто) сказано у апостола: если ты согрешил в одном, то виноват во всем (Ибо Тот же, Кто сказал: "не прелюбодействуй", сказал и: "не убей"). Получается, что человеческая жизнь ценна только тогда, когда живы и душа, и тело. А этой чести удостоились только два человека – Енох и Илий. Остальные все смертны».

− Серьезный вопрос, который отсылает нас как раз к глубинным основам всего нашего христианского мировоззрения. Это факт: человек рождается в мир грешным. Это началось с Адама, когда он отвернулся от жизни, Бога и повернулся к смерти. Тогда исполнилось пророчество: смертью умрешь, если преступишь единственную заповедь в Эдемском саду. И вот, казалось бы, мир теперь обречен на смертное существование во веки веков. Но Бог не успокаивается и задумывает спасение людей своеобразным способом. Весь Ветхий Завет – это подготовка человечества к принятию Мессии. Бог входит в человека, в ткань человеческой истории (как писали богословы, в частности Владимир Лосский) для того, чтобы человек имел спасение. И что мы теперь говорим? Что спасение (как и уничтожение греха, и умерщвление смерти) возможно в этом мире, но во Христе. Почему для нас очень важна смерть Христа и Его воскресение? Почему мы не согласны признавать Иисуса Христа просто пророком, учителем или умнейшим, величайшим человеком? Нет, для нас Он Богочеловек. Поэтому когда мы совершаем крестное знамение, каждый раз исповедуем веру в это: два пальца в крестном знамении свидетельствуют о богочеловеческой природе Христа. Потому что Бог задумал именно через Христа спасение от греха, смерти, тления.

Христос как человек умер и воскрес, и теперь каждый имеет возможность приобщиться этому бессмертию, о чем очень умно задал вопрос телезритель. В Православной Церкви Тело и Кровь Христовы подаются на литургии, и теперь каждый человек прививается этой жизни в таинстве Евхаристии, таинстве Причащения. Поэтому мы говорим, что тот, кто при жизни причащается Тела и Крови Христа, во Христе не умрет, ибо во Христе нет смерти.

Да, телесно человек умирает, но умершего человека мы называем усопшим, уснувшим. Это парадокс, и, кстати, об этом задумывались святые отцы. В VII веке святой Максим Исповедник задает следующий вопрос: «А почему мы умираем, если мы причащаемся?» То есть логично было бы так: я причастился Тела и Крови Христа, значит, буду бессмертный.

– Тогда все были бы православными. Все бы просто пришли за этим как за лекарством.

– Правильно. То есть тогда человек просто бы решил: «Ага, эти не умирают; значит, мне сюда». А Бог ищет именно тех, кто будет с Ним по любви к Нему.

– Вопрос телезрителя: «Вправе ли в храме требовать с меня оплату за освящение нательного крестика? В пятницу мне сказали, что за освящение нательного крестика нужно дать 100 рублей, а в субботу потребовали уже 200 рублей».

Давайте рассудим.  Тут, видимо, требовал не священник.

– Но наверняка по благословению или с молчаливого благословения. Я не знаю, как это делается. Мне кажется, это очень деликатная тема. С одной стороны, мы, церковные люди, понимаем, что дело не в деньгах, и если в храме абсолютно все сделать бесплатным, верующих или прихожан больше не станет.

То есть нельзя сказать: «Так, свечи, просфоры у нас бесплатные, крестики освящаем, требы совершаем бесплатно». В результате мы не увидим, что количество прихожан увеличится, потому любой православный человек понимает, что храм – это место, где существуют определенные взаимоотношения.

Мне как священнику кажется, что называть цену за то или иное действо, священнодействие не нужно, и не только потому, что это смущает людей, но и потому, что ты не исполняешь услугу, а совершаешь освящение. Сколько я служу священником, ни разу не требовал и не называл цену. Когда мне говорят: «Батюшка, скажите, пожалуйста, сколько стоит освящение квартиры», – я понимаю, что за то, что  делаешь, Господь Сам тебе даст через этого человека. Не было ни одного случая, чтобы человек демонстративно сказал: «Я Вам не дам». Или не заплатил.

Эта тема не должна быть краеугольным камнем, и мне кажется, что в храме нужно быть очень деликатным. Люди приходят в храм, и их ни в коем случае не нужно вспугнуть. Это очень тонкая работа, когда абсолютно все, что происходит в храме, имеет значение: даже то, как говорит свечница, ведь можно же по-разному сказать…

– Даже про эти 100 рублей.

– Конечно. Можно же сказать не про 100 рублей, можно сказать: «Вы можете отблагодарить священника». Это звучит по-другому.

– «Пожертвовать на храм».

– То есть здесь очень важно, чтобы свечница была на своем месте, чтобы она понимала, что, отпуская эти услуги и товары, она тоже миссионер, она тоже таким образом привлекает людей ко Христу.

Кстати, я знаю немало случаев, когда для человека шагом в храм и к церковной жизни было в том числе желание купить свечку или крестик и даже заплатить за освящение крестика. То есть каждый раз все по-разному, поэтому здесь нужно быть очень деликатным. Мне кажется, было бы идеально, если бы в храме эта тема вообще не звучала. Я думаю, это правильно, особенно когда речь идет о таинствах.

Как я могу назвать цену за таинство Крещения? Вот сегодня я крестил младенца. В нашем храме не написано, сколько это стоит, таинства у нас бесплатные, но не было случая, чтобы люди не отблагодарили. Когда не поднимаешь эту тему, человек либо сам подходит к священнику, либо жертвует на храм; внимание на этом как-то не акцентируется.

– Кстати, в светском мире, к примеру, все пользуются таким ресурсом, как YouTube. Там очень много блогеров. Им жертвуют деньги, то есть становятся их спонсорами, присылая им так называемые донаты и так далее, благодаря их.

Говоря современным языком, внося свою лепту – оплату за услугу, люди становятся спонсорами храма. Может быть, это звучит грубо, немножко необычно, но, по сути, это одно и то же.

– В ситуациях, когда человека смущает вопрос денег, лучше ему вообще все сделать бесплатно. Это смущение оставляет у человека осадок. Если человек задает вопрос, для него это неприятность, этого нужно избегать.

– Вопрос телезрительницы: «Я звоню не по теме, но меня очень волнует один вопрос. Моя подруга в Москве в 2011 году, можно сказать, вытащила маму с того света. Мама у нее умерла два года назад. Подруга несла очень большой подвиг. Тогда мы с ней говорили по телефону, а сейчас она велит мне только писать сообщения. Когда она еще ухаживала за мамой,  сказала: «Люба, у нас очень тяжело болеет священнослужитель, его зовут Борис. Помолись, пожалуйста, за него». Это было лет семь назад. Я всегда молюсь за него.  И вот у меня вопрос. Она говорит: «Я не помню, что я тебе это говорила». Я ее не осуждаю, потому что она очень много пережила, у нее с нервами не в порядке».

То есть, по сути, она молилась, не зная, жив ли тот человек.

– Любовь с ревностью по послушанию выполняла свое молитвенное правило. Это, конечно, дорогого стоит. Поэтому, думаю, не нужно смущаться, нужно продолжать молиться. Мы действительно не знаем, умер человек или нет, но если сердце вам не подсказывает остановить молитву, думаю, никакого греха нет в том, чтобы продолжать молиться.

Но есть еще один вопрос: как относиться к такого рода просьбам – помолиться? С одной стороны, я человека не знаю. Есть даже страх, что за тяжелого человека молиться нельзя, потому что будут какие-то житейские сложности, трудности. «Если за человека молиться тяжело, наверное, он самоубийца».

– Есть какие-то искушения.

– Да, искушения, и это страшно. И вот здесь нужно понимать, что наша первейшая обязанность и послушание – молиться друг за друга. Другое дело, что сейчас по WhatsApp, Viber распространяют очень много всяких неправд, и тут ты действительно не знаешь, молиться или не молиться.

Я желаю Любови найти духовника, чтобы прилепиться к одному священнику, который подсказывал бы ей, научил различать, что хорошо, а что плохо в духовной жизни. Потому что сейчас действительно время неправды, и я очень настороженно отношусь к такого рода рассылкам. Но если попросили знакомые, то мы молимся за человека, о котором просят. Я думаю, что в таких сложных ситуациях мы ничем другим помочь не можем, только молитвой, поэтому можем молиться.

– К одному моему знакомому молодому священнику, которого только рукоположили, обратились с просьбой помолиться за одного младенчика в очень тяжелой ситуации. В самом начале своего священнического служения он как-то особо молился весь сорокоуст, и через какое-то время ему сказали, что все хорошо. Я это говорю не к тому, что именно он его вымолил. Он почувствовал ответственность за то, что делает.

– Кстати, я верю, что помощь была в том числе и за такую усердную молитву священника, который только что рукоположен.

– Это только Бог знает.

– Я думаю: в том числе. Потому что молитва – очень сильная вещь. Кстати, мы недооцениваем ее.

– Да еще и священническая молитва, а он – человек верующий, он всегда молился, был активным в этом делании, а тут стал священником. Он говорит: «Я для себя по-другому открыл молитву за других людей». На самом деле это очень интересно и ответственно. А если говорить про рассылки, то это просто какой-то кошмар.

– Когда заболел отец Илий, была рассылка о том, что он умер. Зачем такое делать? У меня не укладывается в голове. Сфотошопили, цифры все подделали, специально этим занимались. Говорят, и для нас это показатель: наши верующие люди очень любят реагировать быстро на те или иные высказывания, проповеди, послания и так далее. Будьте очень осторожны.

– Люди в это верят на самом деле.

– Верят. Время сейчас такое – нет ориентиров. Если у человека не укоренено желание иметь ориентир в Церкви Христовой, то, конечно, будет верить всему. А как раз на Церковь сейчас большие нападки. Дьявол знает, что именно в Церкви есть ориентиры, именно Церковь есть якорь спасения. Поэтому он будет рассказывать и показывать всякие непристойные, неприглядные  вещи, новости, чтобы отбить желание у людей обращаться в Церковь.

– Еще это от безграмотности. Меня с Вознесением поздравили в конце мая, хотя Вознесение мы отмечаем в июне. Видимо, с католическим. Десятки сообщений. Я думаю: «Что такое?» Просто, видимо, кто-то переслал красивую картинку, где Христос возносится на небеса, и пошло-поехало. Нужно повышать свой уровень. Иногда просто бабушка хочет сделать доброе и присылает картинку. Как к этому правильно относиться?

– Я своим прихожанам говорю: «Не пересылайте поздравления открытками. Если хотите поздравить человека, напишите несколько слов, но от себя». А эта вирусная рассылка – пустая трата времени. Таким образом мы не миссионерствуем, а раздражаем, это обратный эффект.

– У нас есть соборная молитва, молитва за других. К этому относятся очень даже трепетно.

– Да, это действенная молитва.

– Как правильно попросить других помолиться за тебя?

– Когда у меня что-то случается и я прошу помолиться, то всегда добавляю такие слова – «если вспомните». Сейчас люди очень заняты, им не до моих сложностей; если вспомнят, пусть помолятся. Я, например, совершая проскомидию, вспомню одного, второго, третьего, их и помяну. Но многих не вспоминаю. Если вы просите помолиться, то не надо этого требовать. Люди правда очень заняты, жизнь очень непростая. Если вспомнят, пусть помолятся; если нет, то Господь знает, что я по смирению обратился к другому. Господь уже ответит на эти просьбы. Если есть возможность соборно помолиться где-то в храме, Господь обязательно устроит все, что нужно. Если вам нужно, чтобы за вас помолились соборно, обязательно Господь это устроит. Я верю в это.

Любое искушение, любая трудность не просто так, это в том числе для духовного роста, чтобы ты что-то понял. Это не просто трудность, которую нужно переступить и идти дальше, ее нужно прожить, пережить, понять. Когда я в этих мыслях поживу, тогда рождается, как писал апостол Павел, опытность. А опытность как раз дает в том числе и терпение. И это все благодаря искушению. Это все благодаря тому, что что-то произошло не так, как мне хотелось бы. В духовной жизни нужно все уметь пережить: и солнце, и дождь, и ураган, и жару. Это Господь дает для нашего возрастания. И слава Богу, что так.

– Многие священники про это рассказывают. Люди просят помолиться, он говорит: давайте вместе. Хочет встать перед аналоем, прочитать Трисвятое, «Отче наш» и помянуть имена. А люди говорят: «Зачем вместе?»

А прежде всего начинать нужно с себя.

– Очень важно доверять жизни, любить жить. Отец Иоанн (Крестьянкин) как раз пишет об этом: нужно любить жизнь и доверять жизни. Это то, чего большинству православных людей не хватает. Мы начитались житий, поучений, это все замечательно, но приложения к жизни нет от этого колорита. Нет желания жить, радоваться  литургии. Обратите внимание, как люди поют на службе. Я всегда говорю, что так петь нельзя. Хорошо, если несколько человек знают Символ веры, а большинство думают, что это не так важно, можно как-то тихонечко шепотом пропеть. А это жизнь. Я так верю. Если я так не верю, то, конечно, будет вяло. Святые отцы советуют во времена искушений читать Символ веры. Это двенадцать пунктов того, что Бог уже сделал до меня. А если Он это сделал до меня, а это были тяжелые времена, значит, я тоже переживу мои времена искушения. Когда нет яркости, активности, нет желания жить, любить, даже желания ошибаться нет. А ведь в ошибке тоже желание жить. Вот я не сделаю ошибку, но и шаг вперед не сделаю. Посмотрите, как много молодых людей не женятся… Надо жить, любить.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли выпрашивать себе подарки?»

– Мне кажется, нет. Человек задает такой вопрос, наверно, от нехватки внимания или чего-то основополагающего в жизни. Дело даже не в том, что это нескромно, а в том, что какие-то базовые позиции для взрослого человека  смещаются. Взрослый человек тот, который дает, а не берет.

– Человек организовывает праздник, приглашает людей и просит что-то подарить.  Это удобно.

Вопрос телезрителя: «Мир на данный момент – помойка грешников. Я устал от своих грехов и от грехов людей. Я не против истребления человечества».

– Бог так не думает. То, что Бог так не думает, дает нам возможность и желание жить. Мир – это сообщество грешников. Но Бог верит в человека. Он верит, что это не вся правда о человеке. Грех человека – не вся правда о человеке. У человека есть еще и стремление ко Христу, к свету и святости. И это определяет жизнь и мир, а не грехи человеческие.

Ведущий Сергей Платонов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать