Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

6 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково Московской области иеромонах Сергий (Филиппов).

– Давайте расскажем о том празднике, который сегодня вспоминаем: Третье Обретение главы Иоанна Предтечи. Я знаю, что и ваше подворье тоже посвящено святому Иоанну Предтече. Давайте расскажем об этом событии и о личности Иоанна Предтечи в целом.

– Святой Иоанн Предтеча – один из величайших святых Православной Церкви. Об этом косвенно свидетельствуют и дни памяти этого святого, потому что в течение года его память празднуется семь раз. Мы знаем Рождество Господа нашего Иисуса Христа и Рождество Божией Матери. Есть еще русский праздник Рождества святителя Николая Чудотворца, потому что он особо почитаемый святой на нашей земле. Но еще празднуем Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение его главы, Обретение его главы (первое, второе и третье), Зачатие святого Иоанна Предтечи и Собор Иоанна Предтечи, который празднуется на второй день после праздника Крещения Господня.

Наше подворье в Сумароково посвящено празднику – Собору Иоанна Предтечи. А завтрашний день является малым престольным праздником, когда мы вспоминаем Третье Обретение главы святого Иоанна Предтечи. Если говорить о личности этого человека, то это пророк, который предшествовал приходу в этот мир Господа нашего Иисуса Христа, проповедовал, крестил. Еще одно его наименование – Креститель, потому что он погрузил в воду Иордана нашего Спасителя Иисуса Христа.

Несколько раз глава святого Иоанна Предтечи была найдена, обреталась после тех или иных событий. Первый раз ее обрели на месте дворца царя Ирода: нечестивая царица бросила ее туда, куда выливались отходы. А третий раз глава была обретена уже в IX веке, в 850 году, когда после периода иконоборчества патриарху Константинопольскому было видение и повеление обрести главу в Каманах, где она была сокрыта. Он рассказал об этом императору, и ее обрели.

С тех пор частицы мощей святого Иоанна Предтечи находятся во многих местах, в том числе на Святой Горе Афон, и на западе, и в восточной части Православной Церкви. Такая величайшая святыня есть и у нас на подворье – ковчег с частицей мощей, который был передан несколько лет назад из Греции, где большая их часть находится, в дар Новоспасскому монастырю. А так как мы являемся подворьем монастыря, посвященным как раз Иоанну Предтече, то и частица находится у нас. Перед этим ковчегом каждый день у нас служатся братские молебны.

Мы хоть и подворье монастыря в Сумароково, но весь ритм и режим жизни у нас монастырский. И начинается день утренним правилом с братского молебна перед основной святыней нашего подворья – ковчегом Иоанна Предтечи.

– Есть такой вопрос телезрителя: «Как Церковь относится к авторскому праву? Понятно, что с уважением, как к любому закону. Но хотелось бы понять, может ли человек претендовать на авторство предмета искусства, хотя автором любого шедевра является Бог?»

– Философско-религиозный вопрос. Конечно же, Господь дает таланты. Таланты в человеке от Бога. И наша задача эти таланты реализовывать, развивать, положить их на службу Богу, чтобы мы могли послужить ближнему и тем самым прославить Бога.

Есть повседневные таланты: кулинарный, когда можно человека вкусно накормить, изобразительный, архитектурный. А есть более возвышенные таланты. Все равно задача всех людей эти таланты реализовывать. И если мы то, что приобрели, отдаем, то больше и получим. Поэтому в некоем возвышенном плане мы не должны все то, что развили в себе (или то, что изобрели, создали), приписывать себе, иначе это приведет к гордыне.

Кстати, мы сегодня празднуем День русского языка.

– Да, 222 года со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

– Это был очень талантливый человек в мировой истории. Он свой талант реализовывал, не присваивал себе и не закапывал, а отдавал. И плодами его литературных трудов по развитию русского языка и его популяризации мы пользуемся до сих пор.

С другой стороны, любой трудящийся достоин пропитания. Если человек что-то создал, он имеет право требовать (а не просто просить) плату, и если кто-то будет пользоваться его трудами, чтобы какие-то отчисления ему были. Поэтому я за авторское право в рамках законодательства Российской Федерации.

– Вопрос телезрительницы: «Мне 82 года, причащаюсь еженедельно, в среду и пятницу соблюдаю пост. Обязательно ли поститься в субботу, чтобы причаститься в воскресенье?»

– Рад, что Вы, несмотря на почтенный возраст, ведете полноценную церковную жизнь, в том числе и поститесь. Ведь пост – это не только воздержание в пище, важен и духовный пост. А Вы соблюдаете и телесный пост, который с возрастом мог быть ослаблен в виду слабости здоровья или каких-то рекомендаций врачей.

Я, как священник, могу сказать: у тех, кто регулярно исповедуется и причащается раз в неделю (может быть, даже чаще) или несколько раз в месяц и соблюдает пост в среду и пятницу, дополнительного поста в субботу я, например, не требую и не прошу. Если человек очень редко исповедуется и причащается, тогда, конечно же, Церковь рекомендует попоститься. Это воздержание в пище, усиление в молитвенном правиле и в посещении богослужений в дни, когда человек готовится. Могли говеть и неделю, больше или меньше в зависимости от сил и возможностей и благословения духовника.

Поэтому Вам, я думаю, дополнительного поста перед причастием не требуется, кроме среды и пятницы.

– Есть еще такой вопрос: «Я боюсь участвовать в таинстве Причастия, потому что периодически мучают хульные помыслы. Год назад была психическая травма, мало-помалу прихожу в себя. Боюсь, что такому человеку нельзя причащаться. Но в то же время чувствую, что не продержусь и вернусь к старым привычкам и зависимостям».

– Я советую не бояться. Перед причастием священник произносит молитву: «Во исцеление души и тела...» То есть Причастие – это лекарство и для тела, и для души. Конечно, есть у каждого свои страсти и зависимости, свои грехи, с которыми мы должны вести борьбу. Не всегда у нас это получается.

Наверное, к каждому человеку приходят хульные помыслы. Но надо понимать, откуда они. Очень часто эти мысли приходят от нашего врага, от бесовских сил, которые пытаются свои мысли хулы на Бога, святых, Божию Матерь вложить в нас, чтобы мы с ними согласились, начали рассматривать, развивать в себе, культивировать, поддерживать их, транслировать другим. Тогда, конечно, они становятся нашими. Но если в самом начале мы поставили им заслон и они улетели, то тогда они не наши и нашего греха в этом нет. Наоборот, когда на нас больше духовных нападок от наших врагов, то мы должны использовать как можно больше средств поддержки, в том числе и участвовать в таинствах Церкви. Да поможет Вам Господь!

– Пришел такой вопрос: «Говорят, что грех родителей переходит на детей, если родитель покаялся и исповедовал свои грехи в церкви».

– Это представление не совсем верное. Утром на проповеди я как раз об этом и говорил. Сегодня читалось Евангелие, когда вспоминался эпизод исцеления слепорожденного человека.

– Когда ученики спросили, кто согрешил: он или его родители…

– Да, и в этом вопросе как раз отражается ветхозаветное представление о том, что грех может быть родовым. В христианстве такого представления нет. Каждый сам несет ответственность за себя, за те грехи, которые он совершает. Наши грехи не могут перейти на наших детей, потомков, это языческое представление.

Поэтому, вспоминая эпизод исцеления слепорожденного, мы можем сказать, что каждый несет ответственность за себя. Пока мы живы, мы можем что-то исправить, потрудиться. Конечно, косвенно мы влияем на тех, кто находится рядом с нами. То есть наш пример, наше воспитание могут отразиться на будущем и наших детей, и наших внуков. Но давайте будем стараться являть положительный пример, видеть свои немощи, стараться их как-то исправлять, вести борьбу, проявлять любовь, от других не требовать чего-то, а самим стараться отдавать.

– Но все равно какие-то привычки передаются по наследству. Например, приходишь устраиваться на госслужбу, а там тестирование с вопросом, были ли у тебя в роду самоубийцы или еще что-то подобное. Почему даже какие-то светские учреждения обращают на это внимание? Как  это объяснить?

– Мы сложные существа, состоим из души, тела и духа. То есть у нас есть и психика, и генетика, и физиология. Конечно, здесь чисто физиологически мы можем это все наследовать: какие-то генетические сбои или психические травмы. Но это не наследие греха, это наследие того естественного хода развития нашей человеческой истории, по которому мы пошли от грехопадения Адама и Евы.

Это чудо, что Господь исцеляет слепорожденного человека, Он вмешивается в естественный ход событий, ведь человек родился слепым. И Господь совершает чудо, нарушает ритм жизни, и человек становится зрячим. Так и здесь: Господь может совершить чудо с каждым из нас, может и психические заболевания исцелить, и физические недуги, если это пойдет нам на пользу не с точки зрения нашего временного земного бытия, а с точки зрения вечной перспективы.

– То есть ты родился, живешь, ты самостоятельная личность, значит – можешь менять свою жизнь.

– Мы обладаем полнотой свободы.

– Вопрос телезрителя Евгения: «Я православный воцерковленный христианин, регулярно хожу на службы, исповедуюсь и причащаюсь. Но я работаю на нелюбимой работе. С одной стороны, понимаю, что если Господь привел меня на нее, то я должен исполнять Его волю и быть тут, как бы тяжело ни было, ибо Бог делает это из любви ко мне. Но так хочется работать в радость, мочи просто нет. Что делать? Посоветуйте».

– Если от Вас кто-то зависит в материальном плане и Вы не видите сейчас возможности сменить работу без ущерба для себя и тех, кто от Вас зависит, тогда, может быть, надо потерпеть. Но в любой работе можно найти положительные моменты. Может быть, надо посмотреть на ситуацию немного по-другому: на отношения с коллегами, начальством, на свое дело. И тогда Вы увидите какой-то выход.

Может, Господь дает Вам некие препятствия и призывает к тому, чтобы Вы росли и духовно, и творчески, даже физически совершенствовались.  А может быть, наоборот, Господь хочет, чтобы Вы сменили род деятельности, работу и вышли на новые перспективы.

Психологи, кстати, советуют раз в пять лет менять род деятельности, работу, иначе мы привыкаем и можем погрузиться в некое болото, уже не видеть перспектив. Это состояние, когда нет радости от того дела, которое мы совершаем, очень опасно. Оно может привести к унынию, отчаянию и каким-то необратимым последствиям. Поэтому и надо себя подстегивать. Господь иногда дает такие ситуации, жизненные и рабочие моменты, которые нам позволяют развиваться и расти.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии Иоанн Предтеча говорит: я крещу вас водой, а за мной идет Тот, Кто будет крестить вас огнем и Духом Святым. И только избранные апостолы получили это крещение, а остальные по старинке, как это было и в ветхозаветные времена. Почему так?»

– Таинство Святого Крещения является первым таинством Церкви, которое открывает нам врата церковной и христианской жизни. Господь говорит, что тот, кто не крестится от воды и Духа, не может быть Его учеником. То есть крещение является необходимым условием следования за Христом, чтобы стать христианином (как стали в Антиохии называть последователей Христа).

В этом плане крещение, которое приняли апостолы в момент Сошествия Святого Духа, –некий прообраз крещения, которое мы принимаем. Там в виде огненных языков, в шуме сошел Дух Святой. И апостолы возродились, приобрели силу для проповеди о Христе. Их крещение является прообразом того крещения, которое принимает каждый христианин, и таинства Миропомазания – таинства принятия благодати Святого Духа, что приняли апостолы в момент Пятидесятницы. Здесь никакого противоречия нет. Форма может меняться в истории Церкви, но содержание остается.

Были случаи, когда мученики крестились кровью. Воды как таковой не было, но в момент мучений, страдания и смерти они принимали крещение своим мужественным исповеданием веры во Христа. Или было крещение в пустыне песком или каплей воды. Это не погружение, но здесь тоже действует Господь не в форме, а в содержании.

– Кстати, часто люди говорят, что когда их крестили, то не погружали в воду, а только обливали. И многие верят в то, что это якобы неправильное крещение, даже обзывают таких людей обливанцами. Давайте это рассудим.

– Здесь все зависит от тех условий, в которых человек оказывается. Не всегда есть возможность в храмах или во время каких-то событий принять крещение погружением. Погружение – это символическое действие, символ смерти и воскресения Христова. Мы погружаемся, умираем для греха, для прежней греховной жизни – и когда восстаем из воды, то рождаемся для новой жизни со Христом. Но не всегда есть такая возможность. И постановления Соборов подчеркивают, что крещение в любом виде, будь то погружение или окропление, обливание, является действительным. Человек крещен во имя Святой Троицы для новой христианской жизни.

В советское время, когда храмов было мало, возможности крестить полным погружением практически не было. Если взрослый человек заходил в храм и изъявлял желание креститься, этого уже было достаточно для того, чтобы он принял участие в этом таинстве. И там уже и обливали, и окропляли – и крещение совершалось.

А когда у людей не было возможности посещать храмы, крещение мог совершать любой христианин при условии, что нет возможности позвать священника. Человек умирает и желает принять крещение. Любой христианин, верующий церковный человек, кратко помолясь, может крестить другого крещальной формулой во имя Святой Троицы. И такое крещение признается, но потом совершается таинство Миропомазания.

– А если болящий или младенец при смерти?..

– Когда младенец находится в реанимации, куда нет доступа, просто кисточкой с водой священник его помазывает, и крещение тоже совершается. Неужели для Бога есть какие-то препятствия? Никаких препятствий нет. Главное – желание человека и твердое намерение.

– А зачем тогда нужны эти сложные формы – помазание?

– Церковь символична, и в ее богослужении, в таинствах символ присутствует. Символ как воспитательный момент, символ для научения. То есть показать через внешние действия внутреннее содержание. Символичность присутствует не только в церковной жизни, но и в светской; и в этикете. Как класть вилку, ложку, как держать их – мы же придерживаемся неких правил. Так и в церковной жизни: через внешнее мы пытаемся выразить внутреннее.

Святые отцы говорят, почему окропление или обливание важно. Потому что здесь участвует не только человеческий дух, который получает благодать Святого Духа, но и наше тело, то есть весь человек участвует в церковном таинстве. Благодать Святого Духа действует через помазание, окропление, обливание.

– Еще задают вопрос: что такое хула на Святого Духа? Людей интересует, что это такое, в каком грехе совершается хула на Святого Духа.

– Толкуя этот эпизод, святые отцы часто говорят о том, что хулой на Святого Духа является сознательное противление воле Божией. То есть когда человек понимает, как надо сделать, а делает противоположное. Когда человек может не согрешить и согрешает в плане того, что избирает путь, ведущий от Бога, и сознательно противится воле Божией.

– Это какие-то смертные грехи, например?

– Если человек не раскаивается в них, то это тоже является хулой на Духа Святого.

– А можно ли потерять Святой Дух? По идее, мы признаем, что крещение совершается один раз и навсегда, не перекрещиваем, даже если человек ушел в другую религию или откровенно предал свою веру. В момент, когда человек отпадает от веры, Святой Дух остается с ним или нет?

– Крещение является духовным рождением. Человек рождается для новой жизни, и он получает все необходимые средства для того, чтобы этим путем идти. Получает благодать Святого Духа. Господь нам все дает. Но если человек от Бога уходит, если говорит: «Не хочу с Тобой быть, не хочу, чтобы Ты со мной был», тогда Господь его покидает. Но второго крещения как рождения уже не требуется, возрождение происходит в таинстве Покаяния.

– Вопрос телезрительницы: «Вопрос о светских талантах. Молодой человек, ему двадцать лет. Господь дал ему много талантов, он окончил две музыкальные школы, чемпион в спорте, сейчас учится в Университете имени Баумана. Но пришла к нему ужасная лень. Сейчас ответственный момент – сессия, а он прямо до истерики доходит, говорит, что не может с ней справиться. Как будто кто говорит ему: иди в Интернет, посмейся, в телефоне посиди. Он спрашивает, что это: Божье попущение, испытание? Ведь Господь тоже спросит его о талантах. Я, бабушка, прошу Господа помочь, он сам никак не может справиться. Что делать? Как нам быть? Я у батюшек спрашиваю, а они говорят: “Боритесь. Шаг сделаете, а Господь сделает сто”. Но ничего не получается».

– Как имя Вашего внука?

– Егор. Помолитесь за него.

– Помоги, Господь, рабу Божию Георгию. Конечно, у нас не всегда получается бороться. Мы – люди немощные, слабые. И здесь некое испытание. Но не надо говорить, что это испытание дал Бог. Мы очень часто любим сваливать на Бога какие-то свои неудачи, неприятности, обстоятельства, вражеские нападки.

Как я уже сказал, мы не только телесные, но и духовные, и против нас идет еще и духовная борьба. Бесовские силы ополчаются и вкладывают в нас всякие мысли, и если мы с ними соглашаемся, они становятся нашими. Не случайно святые отцы сравнивают крещение с событием, когда человек из одного лагеря, вражеского, бесовского, переходит в лагерь Христа и становится воином Христовым. Наша жизнь является борьбой, и путь жизненный – это битва, мы должны отражать эти вражеские нападки.

 Может быть, стоит поискать Георгию поддержки у родных и близких. Может быть, ему нужно немножко отдохнуть, выделить себе денек (но не больше) и сказать: «Я немножко отдохну от напряжения, чтобы вновь вступить на путь работы, труда, борьбы, испытаний». Ему предстоят экзамены, и, конечно же, психологически ему немножко тяжело; может быть, тяжело еще и потому, что он чувствует ответственность.

И вы, бабушка и родители, требуйте и ожидайте от него хороших результатов. Не каждый человек способен такое выдержать. Ваша задача – поддержать его, обязательно молиться за него своей сердечной родственной молитвой. А Господь укрепит, поддержит и вразумит.

Самое главное – он осознает, видит, что с ним происходит что-то не то, и пусть он тоже молится, усердно учится и старается реализовывать таланты, которые дал ему Господь. Опять же понимание, что это не наше, а Божье и что мы понесем за это ответственность не перед людьми, а перед Богом, во многом помогает нам преодолевать все искушения и испытания.

– Может быть, в этой ситуации нужно не давить на него, а отпустить ситуацию, и все само устроится... Батюшка, мне кажется, Вы со мной согласитесь, что когда сессия, обычно так происходит у всех.

– Да, руки трясутся, ноги подкашиваются – каждый проходит через это. И здесь очень важно, что все мы пытаемся быть какими-то идеалистами, стремимся к лучшему, к большему. Но должно быть понимание того, что не в оценках счастье, не в тех результатах, которые человек получит, а в том состоянии, в котором он будет находиться; тогда он будет счастлив.

Знаете, когда я учился, у нас были и троечники, и двоечники, и отличники. Сейчас кто-то с плохими оценками хорошо реализует какие-то свои дарования, таланты, а кто-то, над кем довлело общество и родители, сломался. Поэтому здесь важно поддержать его как личность, а ему нужно попытаться найти свой путь.

– Да, это очень важно.

Вопрос телезрителя: «Я очень люблю вкусно поесть. Сейчас это мой единственный источник радости, помимо посещения храма и Святого Причастия. Но не грех ли вкусно поесть, например, в пост фрукты?»

– Наверное, этот вопрос актуален для всех нас. Я тоже люблю вкусно поесть. Кстати, когда телеканал «Союз» приезжает к нам на подворье с программой «Кулинарное паломничество», телезрители знают о том, что мы тоже готовим не какую-то простую, повседневную пищу, которой питаемся у себя на монастырском подворье, а более изысканные блюда предлагаем нашим телезрителям. Опять же не просто так, а чтобы люди посмотрели передачу «Кулинарное паломничество» и приготовили это у себя на кухне.

… Надо посмотреть, почему Вы любите поесть, единственное ли для Вас это удовольствие. Но Вы сказали, что еще любите посещать храм, участвовать в таинствах Церкви, а Причастие – Ваша духовная поддержка, духовная пища.  А вот к телесной пище мы не должны привязываться. Если мы  зависим от каких-то кулинарных изысков  или чего-то вкусного, святые отцы именуют это страстью сладострастия, гортанобесием, сластолюбием и так далее.

Святые отцы советуют относиться к пище как к топливу. Может быть, со светской точки зрения и даже диетологии не совсем правильно, когда людей учат любить пищу, испытывать от нее удовольствие, наслаждаться красивым процессом сервировки. Наоборот, святые отцы призывают к аскетизму, к тому, чтобы пища действительно была как дровишки для печи, от нее мы получаем энергию и идем трудиться дальше во славу Божию, реализовывать свои таланты.

Кстати, сегодня у нас вся передача вращается вокруг талантов, потому что для христианина это очень важный момент. Но надо посмотреть: если у вас нет какой-то другой альтернативы, других интересов, то не очень правильно, что человек находит некое телесное утешение только в кулинарии. Значит, много свободного времени, а мы, может быть, зациклены на себе, пребываем в неком эгоизме, себялюбии. Мы стараемся для себя, хороших, любимых, приготовить что-то повкуснее, может быть, подороже. А может быть, теми средствами, которые мы тратим на себя, мы можем послужить другим. В древности было понимание, что смысл поста не в том, чтобы просто соблюсти эти дни, воздерживаясь от скоромной пищи, а в том, чтобы пища была дешевой и на сэкономленные деньги помочь ближним. Вырученные средства можно было употребить на дела милосердия. То есть важна не форма, а содержание.

– У всех же есть таланты, правильно? Но есть люди, которые очень сильно унывают и считают, что они не могут в чем-то преуспеть. У них апатия, абсолютное безразличие к происходящему вокруг и так далее. Телезритель пишет об этом и очень отчаивается. Он считает, что в жизни он не пригодился, что жизнь прожита, а от него не было никакого толку ни обществу, ни семье. Он не женился, детей у него нет. Как можно утешить такого человека?

– Это опять же посыл от темных сил, чтобы ввести человека в уныние, отчаяние, чтобы он отчаялся в своем спасении и дни своей жизни проводил в саможалении. Если мы в жизни совершали ошибки, грехи, оступались, если, как нам кажется, мы тратили время впустую, хотя так было абсолютно не всегда, мы очень невнимательны к себе – как в добродетельном плане, так и в греховном. Поэтому мы не всегда замечаем свои грехи, но и не всегда замечаем добрые слова, мысли и поступки, которые совершаем. Даже ласковый взгляд, который мы на кого-то обратили, может изменить судьбу человека, но мы этого не заметили. А человек благодаря нам ушел от какого-то греха, отчаяния, уныния. Но Господь знает все это, поэтому мы выносим и свою жизнь, и жизнь других людей на суд Божий.

Говорят: «Господь рассудит». Но мы должны исходить из той точки, в которой находимся, то есть наша жизнь линейна, а прошлое остается в прошлом. У нас есть таинство Исповеди. Мы раскаиваемся и изменяем свою жизнь, и у нас для этого еще есть время. Сколько его, много или мало, мы не знаем, а Бог знает. Но у нас есть возможность все исправить, поэтому мы ни о чем не должны жалеть и, испросив у Бога прощения, идти вперед и потихоньку восходить по ступеням добродетели.

Одна из главных добродетелей – благодарность Богу. Мы должны благодарить Бога за все, что у нас есть, за то, что Он еще дает нам возможность как-то себя реализовывать. Поверьте, с помощью Божией мы можем очень многое. Главное – не зацикливаться на прошлом, а двигаться вперед.

– Батюшка, такой интересный вопрос: «Если решаешь какие-то вопросы, стоишь перед выбором, бросаешь монетку и молишься, можно ли считать, что полученный в выпавшем жребии ответ может быть каким-то даром свыше?»

– Это неправильный подход, потому что безошибочно определить волю Божию могут только святые люди, которые являются носителями благодати Божией, с кем пребывает Господь. Вот они обладают пророческим даром, которым их наградил Господь. К сожалению, мы люди грешные, мы не можем безошибочно определить, где воля Божия, где какие-то наши мысли и желания, которые мы подогнали под себя (и это относительно не только монетки, но и других способов гадания, сновидений), а где бесовские искушения. Есть троякий источник: от Бога, от бесов и от каких-то наших чувств, переживаний, нашего состояния. Святые могли определять, а мы не можем, поэтому гадать таким образом – дело не христианское, иначе мы просто попадем в бесовские, дьявольские сети, нас собьют с пути. Мы раз доверились – и вроде бы ничего плохого не произошло, два, три, а потом попадем в такую западню, в такой капкан, что сами уже не сможем выбраться.

– Как на ЕГЭ. Наверное, школьники сейчас думают об этом, переживают, но надо просто знать материал...

– Да. Когда мы были школьниками и студентами, тоже использовали какие-то способы, но это были некие детские шалости, может быть, даже некий психологический момент, чтобы себя поддержать, ободрить. Не выучишь – положишь учебник под подушку и думаешь, что с утра знания перекочуют в тебя. Конечно, они не перекочевывали, но некая уверенность  побеждала. Это некая психологическая поддержка, но полагаться на это, конечно, не стоит. Некоторые перед экзаменами начинают усиленно молиться Богу, вспоминать святых, но если человек ленился, не прилагал никаких усилий, если он не приобрел никаких знаний?..

Господь может совершить чудо, но чтобы надеяться на это, нужно иметь какое-то колоссальное дерзновение перед Богом, которое нам, наверное, не дано.

– Может быть, у преподавателя в этот момент совсем другое видение; может быть, ему тоже что-то открыто…

 Вопрос телезрителя: «Батюшка, что делать, как не расстраиваться, когда ты что-то запланировал, но это не идет по плану? Как быть в такой ситуации?»

– Доверять Богу. Мы сегодня уже говорили, что доверие Богу очень важно. То есть я прилагаю усилия, но если у меня все валится из рук, если я что-то задумал, а реализовать не выходит, значит, надо остановиться и подумать: «Стоп! А может быть, Господь хочет от меня чего-то другого? Может быть, Он хочет, чтобы я сделал паузу, оглянулся вокруг и увидел другую дверь? Вот я уперся в стену и бьюсь, бьюсь, а двери там нет…» А стоит сделать шаг немножко в сторону, и вот – дверь, вот – выход.

Поэтому здесь нужно не отчаиваться, а благодарить Бога. Благодарность – это вообще очень важное чувство, и не только благодарность Богу, но и ближним. Ведь Господь дает нам какие-то способности и возможности не напрямую, а через людей, чтобы мы учились благодарности и к ближним. Потому что любовь к Богу познается через любовь к ближним. И благодарность Богу тоже познается через благодарность ближним.

– Порой найти дверь и войти очень просто. Но определить, чего хочет Бог, все равно сложно. Может быть, сейчас нужно эту стенку подвинуть?

– Да, это сложно. Но для этого есть люди, которые могут нам помочь и что-то посоветовать. Главное – не отвергать эту помощь. Помните известную, избитую историю из патерика, как человек тонул? Молится Богу: «Господи, помоги мне!» – надеясь, что Господь явится ему, протянет руку и вытащит его из воды. Проплывает одна лодка, но он говорит: «Нет, я жду Бога, Он мне поможет». Так проплыли и вторая, третья лодки. Он не стал принимать от них помощь и утонул. Потом пришел на Суд и сказал: «Господи, я надеялся на Тебя, а Ты мне не помог». Господь же ответил: «Я посылал тебе столько людей, столько возможностей, а ты все отвергал».

– Но ведь должно быть некое трезвение, мудрость, чтобы увидеть этих людей. Это не так просто. Люди-то посылаются, но тот ли это человек? Может быть, у нас было плохое настроение – и мы его прогнали…

– Может быть множество путей. В нашей жизни нет одного пути, мы можем идти к Богу разными путями. Человек может жениться, может принять монашество, может проходить земной путь одиноким. Он может получить высшее или среднее специальное образование и так далее. То есть путей огромное количество, и самое главное на этих путях – избегать греха. Если человек толкает нас к греху, значит, мы должны бежать от него. Если человек помогает нам в добродетелях, дает нам смирение, повод к терпению, послушанию и так далее, значит, мы должны благодарить Бога за встречу с ним.

– Чтобы понимать это, наверное, нужно молиться. Вот здесь должно быть какое-то дерзновение к Богу: «Помоги мне это увидеть», – потому что порой мы слепы, мы не видим того, что вокруг. А если замыкаемся в себе, наверное, это можно назвать гордостью?

– Да, это гордость.

– То есть по своей гордости мы можем пропустить лодки, которые вокруг нас… Батюшка, обратитесь к нашим телезрителям с заключительным словом.

– Дорогие друзья! Сегодняшнее воскресенье – это последний воскресный день пасхального периода. Нам очень важно в предстоящий период нашей жизни (а сколько нам Господь отмерил, никто из нас не знает) стараться найти свой путь, и важно, чтобы мы проходили этот путь не в одиночестве, а с Богом.

Господь посылает нам разных людей – и хороших, и плохих. Но по большому счету врагов у нас нет, потому что каждый человек, даже тот,  который приносит нам неприятности и строит всякие препятствия и козни, является нашим благодетелем, ведь он помогает нам приобретать добродетели терпения, смирения, любви, покорности воле Божией и благодарности Богу за все, что с нами происходит. Я желаю всем нам, чтобы мы старались увидеть волю Божию в нашей жизни, старались совершенствоваться в добродетелях через любовь к ближним. Храни вас Господь. Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать