Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

5 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря. 

– Отец Александр, мы начнем обсуждение с тех вопросов, которые у нас уже есть. Первый вопрос: «Почему большинство людей хотят быть обманутыми мошенниками, но не хотят верить в Бога?»

– Интересный вопрос. Здесь, наверное, играет большую роль психотип человека. Надо разделять: верующий или неверующий, церковный или нецерковный, религиозный или нерелигиозный, потому что эти составляющие определяют  способность встречной стороны, то есть того, кто хочет обмануть, повлиять на этого человека. Если человек верит в Бога, ходит в церковь, знает обрядовую сторону православия, внутреннюю (душевную и духовную) сторону православия, то его внутреннее пространство заполнено, уже невозможно туда что-то новое внести. Если кто-то со стороны хочет причинить вред, обмануть, ангел-хранитель верующего человека не даст осуществить этот коварный план. Это реальная молитвенная помощь для православного человека, чтобы не быть обманутым, не быть втянутым в различные искушения, ведь мы молимся общеизвестной Господней молитвой: «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». И Господь, слыша такое обращение, обязательно способствует тому, чтобы человек в этом мире не терялся в житейском море и всегда мог с помощью молитвы, с помощью своего сердца и желания приблизиться к Богу, получить от Него защиту, заступничество и покровительство.

– Вопрос телезрителя: «Меня очень волнует, что в храме не учат уважать родителей и старших. Говорят, дети женились – всё, родители больше не должны влезать в их семью со своими советами. Детям мы нужны, когда им требуется наша помощь. Разве мы, родители, – не их семья? Разве можно разрушать дружбу семьи?»

– Дело в том, что здесь следует различать много факторов: советское понимание семьи, христианское понимание семьи; допустим, по домострою до седьмого колена семья включает в себя составляющую, внуки, правнуки… Современная семья: церковная это семья или отделенная от Церкви, от веры, от Бога… Эти составляющие могут дать очень много ответов.

Отец или мать имеют такую головную боль, как же быть в этом случае?.. А как было в Вашем случае, когда Вы были вместе с любимым или любимой, а родители пытались влезть как третья сторона? Как Вы себя вели по отношению к ним? Вы хотели, чтобы они постоянно Вас воспитывали, давали Вам советы, как мыть кружки, как правильно стелить постель, как вести домашнее хозяйство? Это на самом деле надоедает. Просто-напросто люди забывают об этом.

Часто очень большая ошибка тянется из поколения в поколение: желание манипулировать. Родители считают объект манипулирования своей собственностью. Они очень часто приводят такой момент из литературы, нашей классики: «Я тебя породил, я тебя и убью». Это желание быть над ценностями ребенка очень часто  терпит фиаско. Ребенок – это человек, у которого есть внутренний мир. Он – личность. Он хочет реализовать свои желания, потребности. Он хочет каким-то образом отличаться от своих родителей, своих близких. Он хочет быть уникальным человеком. А когда начинают его прессовать, ущемлять, прижимать, ограничивать, это вызывает внутренний конфликт и желание уединиться, найти комфортного, близкого человека по своему душевному внутреннему миру и разделить в дальнейшем с ним жизнь. Есть желание родителя постоянно быть нянькой, быть наставником, чрезмерно жестоким  и настойчивым, чрезмерно манипулирующим: не будешь меня слушать, не получишь наследство, я тебя выпишу… В жизни и так бывает плохо, а я тебе сделаю еще хуже, если не будешь слушать меня. 

Такие поступки вызывают внутренний протест и желание человека быть вдали от этого конфликтогена, от  фактора, который вызывает раздражение, и каким-то образом реализовывать себя в другой среде…

Человек – создание духовное. Не только душевное, но и духовное. Чтобы быть в центре внимания, чтобы было уважение, необходимо выполнять много правил и требований прежде всего по отношению к самому себе. Если хочешь что-то от кого-то требовать, то  сам должен быть настолько безукоризненным,  любвеобильным, настолько  готовым служить, что огрехи со стороны детей должны быть просто обнулены и не приниматься во внимание. А родители часто любят любым детским грешком тыкать в лицо: «Ты сделал это, ты такое говорил, ты такое сотворил…» Ответная реакция – уйти от этого, потому что это вызывает внутренний протест и негодование. Человек не хочет повторять эту «школу жизни», он хочет постигать что-то новое, а ему по старым лекалам начинают шить одежку, которая ему уже мала. Поэтому конфликт отцов и детей всегда был. Я думаю, он будет очень долго, потому что это становление личности как со стороны детей, так и со стороны родителей. Они все время развиваются, когда соприкасаются друг с другом, когда находятся вдали друг от друга... Поэтому это надо принять, осознать и молиться Господу, чтобы Он даровал дух любви и покрывающую все благодать.

– Вопрос телезрителя: «Мой внук учится в престижном МГТУ им. Баумана на втором курсе. Он парень умный, но сейчас пришла лень. Он верующий. Раньше ходил причащаться, а сейчас разочаровался. Он просит Господа: «Избавь меня от лени». И я за него молюсь. Внук говорит: «Почему Он не избавляет? Я сам не могу справиться с ленью». Объясняю ему, что это какое-то испытание, надо выдержать его. Иной раз я срываюсь и злюсь. Подскажите: как мне себя вести? Как мне его успокоить? Я знаю, что Господь говорит: «От Меня это было». Я в этом убеждена. Но как убедить внука и как его успокоить?»

– Очень приятно, что современное поколение бабушек и дедушек приближено к нуждам своих внуков: я часто слышу обращения и сердечное, искреннее желание помочь своим внукам. Это очень хорошо.

Как здесь быть? Конечно же, молиться, просить Бога о помощи. Без Божьего благословения, без Божьей помощи ничего не получится. И необходимо помнить, что человек, когда учился в школе, обладал определенным багажом знаний.

Представьте себе такую ситуацию: на маленький грузовичок, который может везти три тонны груза, грузят двадцать пять тонн. Колеса проседают. Платформа начинает царапать асфальт. Машина может сломаться. С человеческим организмом так же. Человек получает много информации, ему приходится осваивать много учебных предметов. Много людей, с кем он общается. Его нервная система начинает к этому приспосабливаться, начинает по-другому работать: более продуктивно. Конечно же, забираются силы.  Забирается чисто физическая энергия. Человеку необходимо отдохнуть. Необходимо выделить главную цель: что он хочет получить?  Если он хочет быть хорошим специалистом, необходимо сосредоточиться на определенных предметах, выработать определенный стиль, ритм жизни и придерживаться его. Таким образом, человеку будет проще находиться в этой новой среде.

Конечно, не надо забывать о здоровье. Если есть время, надо ходить в спортзал. Надо заниматься каким-нибудь хобби. МГТУ находится в хорошем месте. Там очень много храмов. Величественный кафедральный собор города Москвы находится недалеко. Там есть мощи святителя Алексия Московского, Казанская икона Божьей Матери, чудотворная икона Николая Чудотворца, чудотворная икона «Утоли моя печали», то есть там все святыни, которые посвящены человеколюбию. Человек должен приходить сюда, плакаться, просить помощи, поддержки, благословения. Послужить молебен. Заказать записочку, чтобы вынули заздравную частичку за литургией. Таким образом все будет налаживаться духовно.  

Сами ходите в храм Божий, надо, чтобы родители ходили в храм. Зовите своих друзей в храм. Божественная благодать, которая всегда немощных врачует, оскудевающих восполняет, всегда будет помогать, всегда будет покрывать любовью все недостатки человека, поэтому без Бога ничего не делайте.

– Вопрос телезрителя: «Подскажите: как бороться с враньем ребенка? Мальчику 14 лет.  Ходим в храм. Ходим на исповедь. Но на любое задание быстрый ответ, что уже все сделал. На самом деле нет. Приходится все контролировать».

 – Здесь следует отметить, что вам повезло: ребенок хороший в том плане, что Господь даровал ему хорошую нервную систему, без патологий, без отклонений, и мальчик уже мудрый. Он начинает привыкать к этой жизни, начинает вырабатывать защитные инстинкты самосохранения – природные и душевные. Очень хорошо, что они живые. Человек ими пользуется.

Что нужно делать? Ответ заложен в самом вопросе: надо проверять. Надо давать заведомо проверяемые задания и контролировать ребенка. Никто не отменял систему поощрения. Существует система оценок, поддержки, мотивации. Нужно расти в плане психологии, педагогики самим родителям.  Родители привыкли работать с калькулятором, а ребенок – это уже продвинутый компьютер. Там уже не обойдешься двумя кнопками. Приходится повышать свой профессиональный педагогический и родительский уровень. Важна консультация с педагогами, специалистами, пастырями, которые имеют компетенцию в воспитании молодежи, определенный уровень знаний.

Бояться этого не надо. Это естественная реакция родителей на поведение ребенка. Поведение всегда корректируется. Поведение нужно корректировать умелым и правильным способом. Все будет отлично.

– Вопрос телезрителя: «Если приходится исповедоваться у батюшки, которого, мягко скажем, недостаточно уважаешь, является ли грехом, что у тебя недостаточное доверие к священнику?»

– Значит, мы должны определиться, что хотим получить от таинства Исповеди. Мы исповедуемся священнику. Мы здесь находим не собеседника, который должен тебя понять, а пастыря, который должен выслушать грех, дать определенный совет. Разговоры не должны заходить за территорию личности. Каждый должен держать марку и обсуждать на исповеди вопросы, касающиеся исповеди и греха, от которого человек хочет избавиться.

Дело в том, что существует священник, который исповедует, и существует духовник, духовный отец, который намного ближе к человеку, он знает человека как книгу, знает все его грехи, его духовное состояние, может дать какие-то советы практического и духовного плана. Такой человек прислушивается к своему духовнику, у них есть что-то родственное, что-то родное.  Он может поделиться с ним, а духовник может его поддержать. У них уже налажен контакт. Священник, который находится на приходском служении, на приходах, очень часто бывает перегружен другими проблемами: по храму, по хозяйству, у него, в конце концов, семья. Бывает так, что люди, которые приходят исповедоваться к такому батюшке, не получают ожидаемого результата. Может быть, они хотели потратить время на беседу с этим священником, но этого не получилось. Или тот как-то сухо ответил, или сказал не то, что нужно. Поэтому на это обижаться не стоит, нужно для себя прежде всего поставить галочку: я хожу на исповедь для того, чтобы исповедоваться, чтобы священник разрешил этот грех, чтобы причаститься и жить дальше.

Найти себе духовника никто не запрещает. Духовника можно найти в монастыре, наиболее опытные пастыри при соборах, настоятели больших соборов, духовники больших соборов, духовники епархии. Надо посмотреть на его жизнь, послушать, кто что говорит. Можно таким образом найти близкого по духу человека, поехать к нему; может быть, наладится контакт. Это сложно на самом деле. Но если человек хочет найти собеседника, духовника, человека, который бы поддерживал его по жизни, надо постараться.

– А если не уважаешь священника, к которому идешь на исповедь?

– Не важно, уважаешь ты его или не уважаешь. Мы уважаем священный сан, который носит священник. У священника есть способность разрешать грех. Она дана Церковью, Господом Богом, Самим Иисусом Христом. Но если сердце совсем не лежит, есть храм в соседней деревне, в соседнем городе. Пожалуйста, можете ездить туда и там реализовывать свои внутренние духовные и душевные потребности. Но если сказать честно, нужно приходить в Церковь для того, чтобы выполнить свой духовный, душевный долг, избавиться от греха.

Уважаешь ты врача или не уважаешь, все рано к нему пойдешь, он тебе поможет. Так и священник.

– Наверное, да.

– При острой боли подойдет любой врач, который справляется с болью. Боль перевешивает все возможные риски.

– Вопрос от телезрителя: «Как не опустить руки и делать добрые дела, если после этого люди наглеют и предают? Стараюсь на зло не реагировать, но дается это с трудом».

– Когда человек берется за святое, следует настроить себя на то, что будешь предан, оплеван, будешь оклеветан, отвергнут. Как Господь наш Иисус Христос, Который сказал: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня». То есть: делайте как Я и не обращайте ни на что внимание; помощь, которую вы будете просить у Меня, Я вам дам и помогу  в самую трудную минуту. Вот обещание Господа Иисуса Христа. «Тот, кто верен будет до конца, спасется»  – тоже слова Господа Иисуса Христа.

Человек должен делать добрые дела ради Царствия Небесного, ради Господа Бога Иисуса Христа и Божьей Матери, а не ради чего-то другого, чтобы в момент встречи с Ними за добрые дела Они ввели его в Брачный чертог. А то, как к тебе отнесутся (обманут, предадут, отвернутся), не должно волновать. Ты делаешь ради Бога. Сделал – забыл, делай новое доброе дело, не твори греха и беззакония, тогда все будет хорошо.

− Вопрос телезрителя: «Почему в церкви, как ни зайдешь, говорят о том, что нужно что-то жертвовать?»

− Мы должны запомнить, дорогие братья и сестры, что Церковь – это наша семья, она всегда содержалась на пожертвования. Даже когда Иисус Христос ходил и учил о Царствии Небесном, с Ним всегда был человек с кружкой, чтобы люди могли пожертвовать деньги. Таким образом община могла поддерживать свой уровень жизни: купить пищу и все необходимое для того, чтобы осуществлять свою деятельность. Зазорного здесь абсолютно ничего нет. Библейские ветхозаветные правила даже описывают, сколько человек должен пожертвовать на храм, общину, на то, чтобы творилась молитва Божья. В современных условиях Церковь  просит намного меньше, чем положено по закону Божьему, по библейским правилам: помогите по возможности.

Церковь в современном мире (как и раньше) существует благодаря помощи, пожертвованиям и поддержке людей. Когда человек может сделать что-то полезное, обустроить быт общины, поучаствовать в этом, Господь, видя добрые дела, прощает ему множество прегрешений. Нет человека, который бы не согрешил, а как можно исправиться? Добрыми делами, милостыней. В Священном Писании сказано, что надо творить милостыню. Нужно это для того, чтобы Господь, видя твое желание помочь другому, Сам с любовью, с желанием помог и тебе.

Нас не должно страшить то, что в церкви просят пожертвования. Просите, и дастся вам. Когда вы обращаетесь к Богу и что-то просите у Него, Господь по Своей любви дает это. Он сказал: Созижду Церковь Мою на земле, на апостольской вере, и врата ада не одолеют ее. Таким образом, Господь Сам ставит это учреждение, этот институт на земле и устанавливает определенные правила, данные Им в Ветхом Завете, применяющиеся и сейчас. Допустим, человек работает, получает зарплату. Если он православный, то хорошо бы ему десятую часть заработка реализовывать в храме: купить лампаду, ладан, напрестольный крест, помочь отремонтировать храм, заплатить за его содержание (за газ, свет). Человек хочет прийти послушать, как хорошо поет хор, посмотреть на красивое облачение батюшки, а это все стоит денег, это надо купить, организовать и поддерживать.

Церковь у нас отделена от государства, поэтому государство ей деньги не выделяет. Именно община, люди, приход содержат церковь. Бояться, стыдиться этого не нужно. Человек, который доброхотно дает Церкви, телеканалу, газете (где говорится о Боге, о слове Божьем, о том, как спастись), участвует в благом деле. Поэтому здесь один ответ: хотите жертвовать, жертвуйте, не слушайте никого.

− Можно ли жертвовать не только деньгами: например, послужить делами рук своих? Это будет считаться за милостыню?

− Можно и послужить: помогите, поработайте, что-то принесите, чем-то услужите, если нет денег. Это тоже хорошо. Но нужно думать и о том, чем платить за свет, газ, аренду, ремонт, – и это дело общины.  

− Зачастую храмы – это памятники архитектуры, истории.

− Да, но только Мосгорнаследие обязывает ремонтировать храмы их владельцев, оно не выделяет на это денег. Зато дает предписания, рекомендации по ремонту, а для него нужны деньги.

− Мы приходим в храм и, обращаясь к Богу, просим чего-то для себя, но ничего не даем взамен.

− Господь дает нам по Своей милости, благодати и смотрит, как мы поступим…

− Вопрос телезрителя: «Можно ли не хотеть детей? Я не хочу обрекать их на страдания, потому что наступает апокалипсис. Зачем им мучиться?»

− Непонятно, с чего у человека вдруг появились апокалипсические мысли. Скорее всего, здесь дело в низком уровне социализации и ответственности, в малом запасе, багаже знаний. Он считает, что достиг определенного уровня, каких-то пиковых высот и вправе давать оценочные суждения.

Господь сказал, что даже когда будет Страшный Суд, Второе Пришествие, когда Он будет судить людей, то и тогда люди будут жить. Господь явится, и умершие люди воскреснут, а живые изменятся: обретут новые, совершенные тела, пригодные для Царствия Небесного. Поэтому вопросы апокалипсиса вообще не должны нас волновать, в том числе вопрос, рожать или нет детей. Господь дал заповедь: плодитесь и размножайтесь. Ее можно принимать чисто утилитарно и таким образом выполнять волю Божию.

Не нужно резонерства: судить, будет ли апокалипсис, выживет ли человечество. Не нужно предрекать войну или еще какие-то бедствия. Это не наше дело. Если есть возможность реализовать себя в качестве отца или матери, то это нужно делать. И уповать на волю Божью − Господь поможет.

− Вопрос телезрителя: «Как быть с посещением храма, если относишься к группе 65 + и власти просят соблюдать режим самоизоляции?»

− Ответ содержится в самом вопросе. Власти  лишь рекомендуют соблюдать определенные меры предосторожности: носить маску, перчатки, пользоваться антисептиками, соблюдать социальную дистанцию. В храме то же самое: там есть разметка – полтора метра между людьми, соблюдаются противоэпидемиологические мероприятия. Если человек здоров, не кашляет, без температуры, хорошо себя чувствует,  он может сходить в храм, помолиться, поставить свечку, приобщиться Святых Христовых Таин. Не нужно забивать голову этими вопросами.

 Если же увеличится количество заболевших и будет рекомендация, например, Главного санитарного врача не находиться в общественных помещениях, чтобы не повышать риск заболеваемости, то можно дома посидеть: помолиться, посмотреть телеканал «Союз», передачу «Беседы с батюшкой», трансляции богослужений, почитать полезную литературу. Тут вы ничего не теряете.

Патриарх благословил соблюдать все необходимые меры, чтобы человек не заболел, чтобы потом не пеняли на церковь: вот я туда пошел и заболел. А до церкви ты проехал в метро, прошелся по улице, поговорил с 5−10 знакомыми, пренебрег многими мерами профилактики. А шел ты куда? В церковь. Где заболел? Конечно, в церкви, как потом скажут.

Нужно выполнять все предписания: они запланированы, общеизвестны, общедоступны, о них сообщают в новостях, рекомендуют местные власти. Если предписания должны строго исполняться, то здесь ничего не сделаешь. Но если это рекомендация, например, находиться дома, то это не значит, что ты все время должен быть там: можно сходить и в магазин, и в храм, и на прогулку.

− Я бы хотел вернуться к предыдущему вопросу о нежелании иметь детей по причине скорого апокалипсиса. Христос в Евангелии говорил (не только относительно падения Иерусалима, но и в проекции конца света): горе беременным и кормящим в те дни, то есть матерям с грудными детьми и беременным в те дни будет очень тяжело и страшно.

− Да, Господь сказал, что будет тяжело и страшно, но Он сказал и это: обращающихся ко Мне не изжену вон, Я им помогу. Господь и предупреждает, и дает совет, как поступать: естественно, обращаться к Нему. Будем готовить себя. Если случится какой-то катаклизм или еще что-то, будем уповать на волю Божию и предпринимать какие-то действия. Но это все будет потом. Зачем нагружать себя сейчас ненужным информационным мусором, ждать апокалипсиса? Если я спрошу у человека, что он понимает под апокалипсисом, он такого наговорит, что останется только руками развести. Он может не осознавать масштаба и значения этого слова, хоть и произносит его правильно.

Не хотеть иметь детей – это скорее всего желание порадоваться жизни,  проводить гедонистический образ жизни. Получать удовольствие сейчас, наверное, лучше, чем заботиться о подрастающем поколении, иметь деток и радоваться материнству, отцовству.

− Вопрос: «Можно ли слушать утренние, вечерние молитвы в записи по Интернету, когда болеешь? Читать вместе с диктором слова молитвы лежа, если встать не можешь?»

− Можно и нужно. Мне говорят: «Не могу прочитать молитвы: падаю от усталости». Я отвечаю: «Все равно возьми молитвослов, открой, почитай». «Я засну», – возражают мне. «И засни, − говорю, − с молитвословом, очень хорошо будет. Как проснешься, в метро его возьмешь почитать или диск с молитвами в машине послушаешь. Главное, чтобы ты с Богом был».

− Но ты будешь вести машину, а не слушать молитвы.

− Когда ведешь машину, мысли все равно крутятся, приходят идеи − столько всякого информационного ветра через голову проходит! Не бывает, чтобы ты только вел машину и ни на что не обращал внимания: вспомнишь разные ситуации, тебе позвонят − ты поговоришь; дамы успевают накраситься, пока едут в машине. Так что если человек за рулем слушает молитвы на диске, в этом ничего плохого нет. Он настраивает себя на определенный лад: в его голове слово Божье, Иисусова молитва, и другие дурные мысли не лезут, человек очищается и ограждает себя молитвенным защитным полем.

− Вопрос телезрителя: «Можно ли православному христианину не держать дома икон? Однажды батюшка сказал, что иконы нужны, чтобы легче было молиться, но мне и без икон нетрудно это делать. Неужели не иметь дома икон − грех?»

− Во-первых, возникает вопрос: почему дома не нужно иметь икон?

− Не то что не нужно. Здесь вопрос о том, нужны ли иконы для того, чтобы легче было молиться?

− Нет, тут вопрос намного глубже. Человек спрашивает: не будет ли грехом не иметь икон? Это очень коварный вопрос, с подоплекой. Почему он не хочет иметь их дома? Тут дело не в том, будет это грехом или нет. Корень вопроса в причине нежелания человека иметь икону: значит, грешишь дома, если боишься, что святые на тебя посмотрят; значит, что-то делаешь, что с иконами несовместимо. Чем они тебе могут помешать? У меня дома нет свободного места, где бы икона не висела. Они мне не мешают ни молиться, ни спать, ни что-то другое делать. Главный вопрос: почему человек не хочет иметь иконы?

− К Вам никогда не обращались с подобными вопросами?

− Обращались. Например, приезжают неверующие родители. Или муж мусульманин или иноверец. Если брат, сестра относятся к иконам не очень хорошо. Я тогда говорю: «Вы в своем доме? Нужно ли учитываться мнение тех, кто в него приходит извне?» Это ваш дом, ваши правила, ваша православная вера, и она не должна кем-то ущемляться. Если ты веришь, по церковной традиции дома должна быть икона. У нас нет сейчас иконоборчества, гонений − почему мы не должны держать дома иконы? У православных они всегда были, даже в эпоху иконоборческой ереси: под подушкой, матрасом у благочестивых цариц, за шкафчиком... Бывало, муж-иконоборец или язычник их находил и даже убивал свою жену, детей за иконы. Почему мы должны их прятать?

− Отец Александр, по традиции хотел бы попросить Вас пожелать что-то нашим телезрителям и кратко подвести итог сегодняшнему разговору.

− Дорогие телезрители, хотел бы вас обнадежить тем, что воскресший Господь Иисус Христос всегда слышит наши просьбы, молитвы и готов нам помочь. От нас же Он требует только одного: чистого сердца. Имея его, мы сможем получать от Бога все, что ни попросим ради Него, Он все даст ради Своего святого имени. И пусть Божье благословение, покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами.

Записали Наталья Сорочайкина и Наталья Богданова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать