Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

2 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

– Первый вопрос: многим трудно поверить в Воскресение, многие считают, что это сказка, приводят аналогии с какими-то другими верованиями десятитысячелетней давности. Но после смерти Иисуса были великие знамения: трехчасовая тьма, землетрясения, разодралась пополам церковная завеса, многие усопшие святые воскресли. Наш телезритель спрашивает, почему не было никаких явлений и чудес, когда Христос воскрес.

– Священное Писание свидетельствует, что были явления  святых, которые воскресли и явились в Иерусалиме. Это текст Священного Писания; другое дело, что евангелисты за обилием свидетельств не конкретизируют, кому и кто явился. Но это имело место. А наши дорогие телезрители говорят о каких-то египетских божествах. Но это до поры до времени. Как приблизится час нашей кончины, все это покажется химерой, кроме одного: «Господи Иисусе Христе, Ты Владыка жизни и смерти, Ты победил смерть Воскресением. Господи, Тебе отдаю свою трепещущую душу. Как Отец, заключи меня в Свои объятия, сохрани меня, даруй мне свет Твой».

Действительно, наша вера основана не на песке, не на домыслах, но на внутреннем свидетельстве, что наш Господь победил смерть. И мне только немного обидно, что телезрители смертью называют исключительно исход души из тела, временное разлучение в силу приговора, данного согрешившему Адаму. Временное потому, что Бог вновь воскресит наши тела и души войдут в уже нетленные тела. А если бы наши телезрители в Великую Пятницу вечером были на службе, то они бы слышали это удивительное пророчество Иезекииля о том, как воскреснут мертвые: жила к жиле, кость к кости... В качестве домашнего задания я бы предложил сомневающимся найти у пророка Иезекииля эту величественную картину.

Но Бог – Победитель еще и другой, куда более страшной смерти, чем разлука души с телом. Это вечная смерть, убивающая не только тело, но и душу. Причина этой вечной смерти – грех, беззаконие (начиная от гордости и неверия, заканчивая ненавистью, нераскаянными блудными грехами и прочими пакостями, о которых сегодня говорить не хочется).

Самое главное, что Христос Спаситель, еще задолго до нашей кончины, предлагает каждому из желающих удостовериться, убедиться в том, что Он Победитель этой вечной смерти. Покайся в своих грехах юности, измени с Божией помощью образ мысли, образ жизни с худшего на лучший, исполнись доверия и любви ко Христу, молись Ему и будь милостив к ближним, исповедуйся, причащайся Святых Христовых Таин. И ты, находясь в этой жизни в здравом уме и ясной памяти, скажешь: «Господи, верую, что Ты воскрес, потому что душа моя, очистившись от уныния и печали, гнева, злобы, нечистоты, почувствовала себя ребенком».  

Воскресение и вечная жизнь – это союз с воскресшим Христом в глубинах твоего собственного сердца. А то, что святые явились в Иерусалиме многим – об этом свидетельствует евангелист Матфей. Так что читайте внимательнее Священное Писание и найдете все, чего просит ваша душа.

– А есть ли какие-то свидетельства Предания об этих святых? Как они дальше жили? Ведь это невероятные события.

– Есть, конечно. Давайте прежде всего вспомним четверодневного Лазаря.

– Лазарь – понятно, а вот именно те святые, которые воскресли во время распятия?

– Это нам с Вами понятно, а половина наших телезрителей не была на острове Кипр в Ларнаке, где в величественном храме, спустившись вниз, вы можете увидеть мраморный гроб, в котором находился Лазарь. Есть возможность опуститься в него (я там был). Я помню это удивительное ощущение жизни, которая проникла в меня еще прежде в Иерусалиме, на самом месте, где был погребен Лазарь в пещере. Когда вы туда спускаетесь – таинственный сумрак, но вместо ожидаемого страха удивительно светлое, радостное ощущение: вот он – свет Христова Воскресения. «Нет, весь я не умру», как говорил Александр Сергеевич Пушкин.

Святой Лазарь на Кипре еще священствовал, был епископом. Пречистая Богородица везла ему на корабле собственноручно Ею сотканный омофор. Другое дело, что буря направила Ее к Афону.

Что касается упомянутого Вами свидетельства евангелистов, Предание дополнительно не сообщает нам ничего. Почему? Да потому, что если бы все это фиксировать, то, по слову Иоанна Богослова, мир бы не вместил написанных книг о свидетельствах, чудесах и Божественных деяниях нашего Спасителя. Мне лично достаточно знать, что Он воскрес, Он живой, меня видит и слышит, что я могу с Ним общаться, протянуть Ему руки, получить ответ, могу Его сокрыть в собственном сердце в таинстве Причащения.

Огонь в Иерусалиме сошел, и как четыре тысячи арабов восприняли эти искры Божии! Пусть наши телезрители посмотрят. Мне вчера прислали такой ролик. Дяденька с бородой смотрит достаточно агрессивно и говорит: «Не веришь? А вот смотри». Водит свечкой под бородой – и ничего не загорается. Руку ставит над пламенем – и тоже ничего. «Эх ты, маловер!»

Я-то знаю, что действительно этот огонь имеет чудесные свойства, первые несколько минут не опаляет, а освежает вас.

– Просто в такой атмосфере, если бы он опалял, была бы беда.

– Да, пахло бы паленым везде, а там, в Иерусалиме, все совершенно по-другому: благодать под сводами храма.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии от Матфея описывается, что женщины на рассвете, когда день только начинался, отправились к могиле Христа. По дороге случилось землетрясение, камень был отвален, там сидел ангел, которого они увидели, и он им сказал, что Христос воскрес. У Марка описывается совсем по-другому, никакого землетрясения не упоминается. Когда они шли, то думали, кто им отодвинет камень, подошли, а он уже был отодвинут. То есть они зашли внутрь, увидели там юношу, он тоже им сказал, что Христос воскрес. Женщины видели только результат воскресения; сам процесс и во сколько это произошло, они не видели, никто этого не видел. Так когда же Он воскрес? Может, Он воскрес поздно ночью в субботу, а воскресенье просто сделали этим праздником?»

– Удивительно верно нашим телезрителем подмечено, что точное время восстания Христа из мертвых не знает никто; никто не видел, потому что человеческие глаза неспособны это воспринять. Более того, я как филолог могу сказать, что существуют многие подделки под древние сирийские, арабские свидетельства; какой-то академик Украинской академии наук Белецкий собрал эти свидетельства о том, как сирийский врач и еще какой-то путешественник, окопавшись, сидели вокруг Гроба Господня. И потом в этой подделке описывается, как появилось свечение, какая-то фигура, восходившая в небо. Ничего подобного.

Вы совершенно правильно сказали. Евангелисты не противоречат друг другу, они с разной степенью детализации друг друга дополняют. И если святой Матфей сказал о землетрясении, то Марку уже было не нужно об этом упоминать. И если святой Матфей говорит об ангеле, сидевшем на камне, отваленном от входа в пещеру, то другой евангелист говорит о двух других ангелах, которые находились уже внутри пещеры, в возглавии и в подножии той каменной плиты, где лежало тело Иисусово.

И действительно, святые мироносицы уже засвидетельствовали, что произошло. Камень отвален невидимой силой, землетрясение раскидало стражу. Парализованные страхом, они мало-помалу пришли в себя, поползи к первосвященникам. У тех всегда было денег много, они говорят: «Мы вам дадим довольно серебра и злата, только молчите. А еще лучше скажите, что вы спали, а ученики пришли и взяли тело». Бред! Стражники головой отвечали перед синедрионом за выполнение своего дозора. Однако этот обман, распространенный иудеями I века, расползся до сего дня.

Заметьте, что по римскому летоисчислению тогда было 1 апреля. Сегодня по телевизору идут все эти бесконечные шоу в день обмана и смеха. Сами того не зная, телеведущие и легкомысленная публика, оказывается, солидаризируются с теми, кто ввел этот день обмана, оклеветав Воскресение, имевшее место в действительности, и думая серебром и златом замолчать эту великую истину победы жизни над смертью.

– Вопрос телезрителя: «Мне было откровение, что я родился на девятый месяц после того, как моей маме подарили икону Богородицы с младенцем. Когда я родился, сатана сказал (помните праведного Иова?): дай ему все, кроме одного – чтобы он не почитал родителей, чтобы у него были огромные проблемы с родителями. Мне это открыл Господь. И у меня реально все время проблемы на почве того, что я не всегда слушаюсь родителей. Хотя мне уже 29 лет, я не достиг полноценного смирения, я не достиг ничего совершенного, ничего не достиг. И Господь мне сказал: у тебя крест сатаны, крест Адама и крест Христа. Крест сатаны я прошел, конечная точка была буквально за день до пасхального дня. Я сам армянин, меня зовут Иоанн в крещении, я принял православие».

– Дорогой Иоанн, само Ваше имя означает «благодать Господня». Возможно, Ваш святой – это апостол любви святой Иоанн Богослов, который отличался совершенным послушанием и кротостью. Давайте в этот воскресный вечер вообще забудем этого злобного товарища по имени сатана. Он сокрушен, получил скулодробительный удар Божественной благодатью и ввергнут буквально в тартарары, где связан золотой цепью Божественной благодати и будет оставаться связанным. Хотя и немного пытается освободить свою лапу вследствие теплохладности современных христиан. Тем не менее Христос Крестом сокрушил власть лукавого, поэтому лишний раз его поминать не нужно. А я убежден, что Иоанн, которому сегодня удалось дозвониться к нам на передачу, получит через это благодать.

Вы слышали, как он исповедовался на весь мир, что ему уже 29 лет, а он только со второго раза слушается маму. Интересно, что в армянском народе очень развито почитание родителей. И на самом деле, мне кажется, Иоанн немного принижает планку, он почтительный сын. Но я убежден, что Божья благодать Воскресения Христова сейчас коснется его в полной мере.

Передайте, пожалуйста, наш поклон Вашей милой маме. Я убежден, что с завтрашнего дня (светлая неделя продолжается) у Вас уже не будет никаких трудностей, но пусть наступит гармония взаимоотношений века нынешнего и века минувшего. Причащайтесь Святых Христовых Таин с благоговением, покаянием и любовью, и будете Вы солнечным зайчиком, сотканным из мудрости, послушания и любви к старшим.

– Наверное, еще не надо усложнять некоторые процессы, которые описывает наш телезритель.

– Дело в том, что мы живем в большом городе, и интеллигенция всегда из простого пытается сделать что-то сложное. Но мне кажется, что я попытался воодушевить Иоанна, чтобы он шел путем простоты, смирения и незлобия. Он уже встал на этот путь, Бог ему в помощь, попутного ветра.

– Следующий вопрос нам прислал телезритель: «После воскресения Иисус явился только Своим ученикам. А почему же Он не явился всем людям, чтобы Его все увидели во славе?»

– Именно этот вопрос на Тайной Вечере один из апостолов задал Ему: «Господи, почему Ты хочешь явиться нам, а не всему миру?» А Господь не ответил прямо на этот вопрос, Он сказал: «Любящий Меня соблюдет заповеди Мои. А тот, кто соблюдет Мои заповеди, будет возлюблен Отцом Моим. И Я возлюблю его, и Мы придем и обитель у него сотворим». В Евангелии сказано Господом: «Если и мертвые воскреснут, то люди, которые небрегут об исполнении нравственного закона, не уверуют».

Итак, Спаситель обещал и воистину явился по Воскресении апостолам, потому что они любили Христа, жили и дышали Им. Они из верности Христу исполняли Его слово. И поэтому оказались единственными, кто способен был узреть воскресшего Господа. Ибо Спаситель является в Духе Святом. Человек, который иного духа (это ирония, уныние, раздражение, гордость, самоутверждение) мог бы и сподобиться увидеть воскресшего Христа, но если он не стяжал молитвенного духа обращенности к Спасителю, что с ним будет? Мы об этом тоже в Евангелии от Матфея узнаем. Христос в Галилее является большому количеству Своих учеников, и иные поклонились Ему, а другие усомнились. Что это значит? Внешними глазами они видели воскресшего Спасителя, но сердце их было холодное, отчужденное, оно было на стороне далече. Поэтому-то нам так важно внимательно читать Евангелие и разуметь его.

Помните, как Спаситель предупреждал учеников о временах отдаленных? «Когда скажут, что Христос в пустынях или каких-то сокровенных комнатах, смотрите, не гоняйтесь, ибо многие вас прельстят; и под именем Моим будут говорить и обольщать вас». Но очень важно, как говорит русский народ, Бога иметь в своей душе, иметь Христа за пазухой. То есть умом и сердцем обращаться к Искупителю. «Блаженны не видевшие Меня глазами телесными, но верующие в Меня, живущие по Моим заповедям».

Так что придет время, исполнится мечта нашего телезрителя: как молния разрезает небосвод от края до края, так Сын Человеческий придет и явит Себя вместе с ангелами Отца Своего. Но это уже будет занавес мировой истории, когда небо совьется словно свиток, будут воскрешены народы, и все мы предстанем пред очами Господа.

– У Вас есть какая-нибудь волшебная пасхальная история? Вы мне каждый год рассказываете что-то интересное, а в этом году есть что-то?

– Сегодня у меня было две истории. Может быть, они не заслуживают название волшебных, но они очень милые, жанровые пасхальные сценки. Сегодня после ночной службы я отдохнул, выспался, и мне нужно было посетить богадельню и причастить нескольких пожилых насельниц (среди них есть и монахини, и благочестивые мирские особы, кому-то из них далеко за восемьдесят лет).

Представьте себе, я забыл ночью отложить Святые Дары для причастия. Слава Богу, у меня осталась маленькая частичка в моей дароносице (мы ведь Великим постом разъезжаем по Москве и причащаем на дому тех, кто ждет нас). И вот с этой маленькой частичкой я прихожу к одной монахине (ей под девяносто лет) и говорю: «Простите меня, пожалуйста, частичка очень маленькая, но в ней Сам Господь». Она посмотрела на меня детскими глазами и как-то по-детски это восприняла... Господь пришел – и такое детское восприятие святыни. Бог пришел, облекся в человеческую плоть, под образом хлеба и вина скрывает Себя. И вот эта матушка говорит: «Маленькая частичка, но я и ее хочу». Меня это как-то умилило.

А вторая история такая. Я вошел еще в одну комнату, и там мирская благочестивая женщина исповедовалась, причастилась и говорит: «Батюшка, я Вам хочу кое-что рассказать. Когда я только начала ходить в церковь, тогда еще молитвословы были самиздатовские, и мне попался такой молитвослов. Каждое слово я читала как откровение. И когда доходила в утренних молитвах до помянника о здравии живущих и об усопших, читала: “Спаси, Господи, и помилуй меня, грешную”. А в скобках было написано “имярек”. Я думала, что это такое, а потом сообразила, что нужно назвать имя какой-то реки (много же рек в России). И я года полтора называла имя реки Лены – самой большой реки в России».

Я слушаю эти пасхальные истории и думаю: «Господи, ну какие же мы, взрослые, у Тебя дети». Такие вот жанровые истории.

– Про «имярек» у меня тоже есть небольшая история. Когда мы только поступили в семинарию, тоже товарищ додумался до того, что это название рек, вспомнил речку, которую встретил где-то по пути в Подмосковье.

– Получается, что так работает мышление не у нее одной.

– Вопрос телезрителя: «Все спасенные люди как будут общаться в раю между собой?»

– Поживем – увидим. Вот оно, спасительное состояние, когда ты алчешь и жаждешь единения с Господом, Он Альфа и Омега, начало и конец, Он для тебя как свет, как хлеб или воздух, ты задыхаешься, если надолго остаешься без обращенности, без молитвы ко Христу. Очевидно одно: если здесь, на земле, душа устремлена ко Христу как цветок к солнцу, если ты милостью Божией обрел эту духовную жажду, вошел в единение с Господом, то там, за гробом, увидишь подобных тебе людей, которые взирают на Христа, славят Его, молятся Ему. И в этом смысле спасенные народы будут дружно восклицать «аллилуйя», петь победную песнь Моисея, прославляя Спасителя за Его любовь и подвиг. И общение спасенных людей друг с другом будет пронизано одним – устремленностью ко Христу.

Заметим, что у людей, чуждых Господа, совершенно иные, фантастические представления о загробной жизни. И часто они высказываются как дети, делятся этими фантазиями: «Я надеюсь там закончить шахматную партию, которую не сумел здесь завершить», «будем надеяться, что я сумею перевести туда свои спиннинги и удочки и рыбная ловля там у меня уже не будет прерываться необходимостью ходить на работу». То есть у людей разные представления о загробном бытии.

– Земное тянет так, что хочется туда взять его с собой.

– Переносятся на вечность твои земные представления, но это нелепо, потому что там уже не женятся и не выходят замуж, но как ангелы на небесах, говорит Христос. А ангелы на небесах взирают ко Христу, созерцают его Божественную славу, не имея покоя, восклицают: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея».

– Следующий вопрос: «Что Вы почувствовали, когда увидели прихожан в этот праздник Пасхи, ведь год назад такого не было?»

– Я год находился в отдалении от прихожан. А наш храм во имя всех святых, ныне обитель, существует тридцать лет (я еще был настоятелем). И за это время сменилось несколько поколений наших прихожан, преимущественно они молились вместе с нашими насельницами. Святейший Патриарх во время карантина рекомендовал, чтобы отдельно молились насельницы обители и отдельно прихожане, чтобы снизить риск заражения. Практически год я только переписывался с ними, было случайное, но дозированное общение.

В эту Пасху в храме Алексия, человека Божия, который является главным храмом нашей обители рядом с метро «Красносельское», я облачаюсь в багряные ризы вместе с собратьями (они-то уже привыкли молиться с прихожанами) и вижу сонм человеческих лиц, радостные глаза, трепетные души. Малышей, которые громче всех кричат так, что в ушах звон: «Воистину воскресе!» И пожилую профессуру.

Конечно, для меня самой чудесной пасхальной историей является созерцание людей, преображенных радостью о Христе воскресшем, которые, не зная устали, глас не смыкая, всю ночь, как будто за три минуты, бодрственно, во взаимной любви, в восторге празднуют Пасху. Этого не забыть никогда. Я был бы рад и всплакнуть, но так как все время нужно было восклицать «Христос воскресе!», тут было не до слез. И для меня это, наверное, самое сильное впечатление: единение всех (и живых, и усопших) в воскресшем Спасителе.

– Вопросы на эту тему. Что делать тем, кто не постился в этот пост? Праздник не ощущается. Пришла Пасха, и оказалось, что недостоин. И как причащаться в этот период?

– Праздник не ощущается, если просто ливерной колбасой забит ЖКТ. Тут уж действительно: сытое брюхо к Воскресению глухо. Но, слава Богу, все-таки так Господь устроил после грехопадения Адама, что известными путями все съеденное уходит, и утречком ты потихонечку приходишь в себя и чувствуешь себя уже на взлетной.

Что касается устава по причащению, то для чего раскрыты царские врата всю Светлую седмицу и не закрываются? Это образ Небесного Иерусалима, где нет ни дня, ни ночи, но свободный доступ к Агнцу, освящающему вышний град. И, конечно, ясное свидетельство, что Церковь призывает на Светлой седмице верных чад Церкви приобщаться Святых Христовых Таин с благоговением, благодарением… Приглашаю, если желаете, в храм Алексия, человека Божия, метро «Красносельское», у нас будет Пасха во всей силе – причащение Святых Таин.

– Например, я исповедовался в Великую Субботу, причастился, батюшка благословил причащаться всю неделю, если не совершал тяжелых грехов…

– Давайте не только тяжелых грехов не совершать, но и облегченных словесных конструкций не будем произносить. Если ходишь в радости и благости, то не то что не нужно совершать тяжелых грехов, нужно еще умножать в этом мире любовь и милость и, соответственно, приступать к Святой Чаше. Лично у меня душа так устроена, что мне всегда есть что сказать батюшке, который со мной служит, всегда умею исповедоваться, хотя бы два словечка сказать. Представляю себе завтрашнюю исповедь: сидел в прямом эфире и все время говорил, рот не закрывая, а своему ученому собеседнику Сергию ничего не оставил, кроме последнего: «До свидания, мы были очень рады». «Господи, прости меня, старого болтуна» – вот так скажу для очистки совести и буду причащаться.

– А мне придется каяться в том, что я слишком мало говорил и мало вопросов задавал.

– У каждого свой детектор истины.

– Следующий вопрос: «Меня зовут Ксюша. Нам в школе рассказывают о том, что человек произошел от человека. Правда ли это?»

– А от кого Вы хотели бы еще произойти? Предложите Ваши варианты.

– Я могу додумать. Бывает, пришельцы клонировали, еще что-то...

– Я даже теряюсь, но могу сразу отмести варианты: свинья нам не подходит…

– Простите, Ксюша исправила ошибку в следующем сообщении, она имела в виду «от обезьяны».

– Я не усматриваю никакого сходства между Вами и обезьяной, потому что она движется инстинктами, а Вы свободны в своем выборе. У нее душа смертная, у Вас бессмертная; Вы стремитесь к нравственному совершенствованию, а обезьяна съела банан, вынула пару вшей из головы, и больше у нее нет никаких желаний. У Вас есть различение добра и зла в глубинах сердца, а животные – по ту сторону нравственности. Никаких точек соприкосновения. Обезьяна ходит на двух ногах в виде исключения, а большей частью передвигается на четвереньках.

– Так все-таки кто был Дарвин?

– Милый был человек, крещенный в англиканской традиции, масон какого-то градуса посвящения. Чем выше градус посвящения здесь в масоны, тем там, в подземных инфернальных помещениях, температура больше. Но, к сожалению, он растерял свое религиозное чувство, хотя не отрицал, как Хрущев, идеи Божества и Божественного происхождения человека. Просто считал, что есть еще опосредованные звенья в виде обезьяны. Но из двух Чарльзов – Дарвина и Диккенса – я все-таки выбираю книги последнего. У Диккенса есть очень хорошие рождественские истории, и вообще в детстве я перечитал почти всего Диккенса, поэтому теперь складно говорю. Этот писатель повлиял на мое мышление.

– Давайте обратимся к нашим телезрителям.

– Дорогие друзья, эта Светлая неделя особая. Хорошо смотреть телеканал «Союз», общаться друг с другом за дружеским столом. Но если вы хотите почувствовать, что воскресший Спаситель рядом с вами, внутри вашего сердца, если вы хотите, чтобы Его благодать вас пронизывала, не пренебрегайте пасхальными богослужениями и кратким уединением на природе. У себя дома затеплите лампадочку, встаньте перед иконой, пропойте: «Христос воскресе из мертвых». Божия благодать сойдет, а что вам откроется – вы нам расскажете в нашем следующем прямом эфире, когда мы с вами увидимся.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки Выборгской епархии священник Михаил Кудрявцев. Тема беседы: «Смысл жизни, или чем отличается христианин».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​