Беседы с батюшкой. Ответственность перед будущим. Протоиерей Вадим Буренин

30 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Тема сегодняшней передачи: «Ответственность перед будущим». В канун Нового года эта тема особенно важна.

Сейчас везде звучит новогодняя музыка, песни, все готовятся к Новому году, закупают подарки, в этом есть хорошее наполнение, радость, люди очень ждут Нового года. Самое распространенное пожелание: «С Новым годом, с новым счастьем!» Более того, существует традиция проводов старого года. В Англии с первым боем часов открывается задняя дверь, чтобы старый год ушел, а с последним боем часов – передняя дверь, чтобы Новый год зашел. Провожая старый год, люди говорят ему: «Спасибо тебе – и уходи. Давайте в Новом году обретем новое счастье!» Так вот, бывает ли счастье новым?

Когда мы провожаем старый год, мы это не делаем с благодарностью, не выносим из него что-то хорошее; более того, если было что-то плохое в уходящем году, мы не очень способны это трезво оценить. Вы – опытный священник и знаете приходскую жизнь, что называется, не понаслышке. Конечно, люди к Вам обращаются и с этими вопросами тоже. Что мы ждем в Новом году? Ведь это же реально наша ответственность перед будущим. Если мы к своему будущему относимся безответственно, без должного уважения и пиетета, то, наверное, мало что хорошего может случиться. С другой стороны, мы же должны жить сегодняшним днем, моментом. В общем, вопросов много.

– Мы, христиане, выбрали жизнь со Христом. Мы живем во Христе, поэтому надеемся, что и дальше будем пребывать в любви к Богу и ближним своим. Любовь к Богу выражается в том, что мы стремимся исполнять Его Божественные заповеди здесь, на земле, посещая православные храмы, молиться, причащаться Его Святых Христовых Таин и помогать своим ближним, проявляя ту любовь, которую мы можем проявить. Нам предстоит прожить столько времени, сколько определил Господь. Конечно, мы надеемся, что будем и дальше здесь, на земле, являть свою жизнь во Христе, но мы знаем также, что немало тех людей, которые относятся к этом словам формально. «С новым счастьем» –дежурные слова. В подавляющем большинстве люди говорят так совершенно формально. Но есть и те, которые желают, чтобы у них на пьедестале появилось то, чего у них нет. Для достижения той цели, которую ставят, они готовы дальше трудиться и делать все необходимое. Чаще всего эти цели достаточно меркантильные, материальные, человек хочет тех или иных материальных благ, и по мере достижения этих благ появляются задачи получить еще большие блага, потом еще и еще большие. Как правило, здесь нет места духовности.

На протяжении последних десятилетий очень много говорили о создании общества потребления. Сейчас мы столкнулись с тем, что нам важно задумываться именно о духовности. Но когда мы думаем и о вопросах духовности, мы не должны забывать, что она не существует сама по себе, а напрямую связана с нашим обществом. Если мы хотим, чтобы наше общество преображалось, становилось более духовным, значит, мы должны во всех аспектах прилагать очень большие усилия. Крестом мы стратегический бомбардировщик не собьем. Те люди, которые еще что-то отстаивают, должны понимать, что просто так они никакие ракеты не остановят. Нам нужно развивать и свою систему образования, и свою науку, и культуру. Очень много нужно трудиться для того, чтобы наше общество преображалось. Это преображение должно быть достаточно понятным для нас. На сегодняшний день само слово «преображение» для многих является непонятным, как и слово «духовность», как и слова про счастье в том числе. Понятие «счастье» для многих людей тоже что-то достаточно абстрактное.

Каждый день, трудясь, мы стремимся к тому, чтобы мы, христиане, жили именно во славу Божию. Каждый день утро мы начинаем с молитвы. Мы просим Господа, чтобы Он нас не оставил. Мы просим Божию Матерь, ангела-хранителя, своего небесного покровителя, молимся за своих живых родных и близких. Мы молимся и об усопших, о которых тоже, безусловно, просим. В дальнейшем мы так проводим день, чтобы совершать его во славу Божию. Мы и здесь прикладываем усилия: просим и молимся Господу, чтобы Господь нас не оставил, чтобы Он помог. Важно, чтобы все наши усилия и потуги были понятны и тем людям, которые нас окружают, нашему обществу. Нужно, чтобы мы все единым сердцем, едиными устами стремились к тому, чтобы созидать общество, которое будет действительно духовным гражданское общество с духовно-нравственными традициями.

Когда мы говорим об этих традициях, мы, конечно, вспоминаем о том прошлом, которое у нас есть. Если мы стремимся делать правильные выводы из прошлого, то и на сегодняшний день трудимся так, чтобы у нас было будущее. Нет возможности иметь будущее, которое будет радовать, если мы здесь и сейчас не трудимся грамотно, во славу Божию. Грамотно, а не абы как. Труд не ради усталости, а во славу Божию.

– Вопрос телезрителя: «Я жду от Нового года, чтобы все это закончилось, чтобы я могла ходить в церковь как раньше: в субботу и воскресенье, в праздники; и когда моя душа захочет, а не ждать, когда мне это разрешат мои близкие. Я очень тяжело болела коронавирусом, поэтому сейчас они меня никуда не пускают. Я грешу, потому что обманом хожу в церковь. Вчера они мне звонят: «Где ты была так долго?» Я обманываю, говорю, что ходила в магазин, погуляла. Конечно, очень за это переживаю, прошу у батюшки прощения за то, что я так делаю. Хочу спросить, когда же это закончится, чтобы мы жили как раньше? Как мы не понимали, не ценили того, что имели? Пусть нас Господь простит за это».

– Помогай Вам Господь, многая Вам благая лета, здоровья Вам и Вашим близким. Надеюсь, дальше Вы будете посещать храм во славу Божию и не будет у Вас такого тяжелого чувства.

Да, безусловно, прошедший год ознаменовался непростыми ситуациями, но ведь мы всегда помним, что Господь дает нам испытания по силам. Испытание, которое Вас постигло, постигло все наше общество, даже весь мир. Христиане всего мира столкнулись в своей жизни с определенной сложностью. Так или иначе мы все равно должны оставаться христианами в совершенно любых обстоятельствах.

Если нас посетил Господь и мы заболели, то, конечно, мы должны переносить болезнь так, чтобы не впадать в те или иные грехи. Это особая милость Божия, когда Господь дает нам возможность иначе посмотреть на себя, на своих родных и близких. То, что родные и близкие заботятся о Вас, – это же милость Божия. Они проявляют любовь к Вам, но по-своему – так, как они это понимают. Очень важно, чтобы мы учились общаться со своими родными и близкими. Очевидно, если есть какое-то недопонимание, надо это недопонимание настолько, насколько это возможно, решить мирным путем. Как решить? Именно общаясь, через попытку объяснить своим родным и близким свою позицию. С их стороны тоже есть возможность объяснить Вам свою позицию, чтобы Вы могли найти между собой общий язык.

Ситуация эта не единичная. Таких ситуаций на сегодняшний день очень много. Неоднократно на приходе я проводил беседы, связанные именно с этой ситуацией. Каждый раз люди уходили домой, пытались найти с родными общий язык. Я очень рад, что нашим прихожанам удалось это сделать, сохранив в семье мир Христов. Не через обман, недосказанность, а чтобы и Вам на душе было спокойно, и Вашим родным и близким тоже.

Конечно, люди переживают, и эти переживания оправданные. К сожалению, очень много наших соотечественников ушло в мир иной за последний период времени. Вот даже у нас на приходе буквально за последние дни умерло очень много людей преклонного возраста, у одного из наших священников скончалась мама тоже преклонного возраста. Конечно, все в семьях переживают. Такое беспокойство является весьма и весьма понятным.

В этой ситуации мы ни в коем случае не должны озлобляться, нужно учиться разговаривать друг с другом. Более того, у нас в Петербурге и многих других городах немало грамотных священнослужителей, которые могут помочь Вам в Ваших переживаниях и подсказать, как вести духовную беседу со своими родными и близкими так, чтобы это была беседа не с целью осуждения, а во славу Божию.

Когда мы говорим о прошедшем времени, есть ощущение, что мы исключаем себя из него. Мы думаем о том, что все происходившее в этом году – некий временной отрезок: время проходило как бы без меня, я не виноват в том, что со мной произошло в этом году; это некая история, не связанная со мной. При этом я о себе думаю в хорошем смысле: «Я хороший, все, что было, – ошибка, и наказание, которое я получил, – неправильное».

Вся история этого года была без меня. Я думаю, что теперь новый год, и хочу по-новому жить и ощущать. Возможно ли ощущать новую жизнь и желать счастья благодати Божией, если я откидываю свое прошлое и не связываю его с самим собой?

– Человек действительно может преобразиться. В христианстве мы знаем немало примеров, когда люди вели определенный образ жизни, а потом с ними происходили определенные обстоятельства – и они совершенно преображались, становились духовными. Это тоже непростой период: должен быть кто-то, кто поможет человеку в его духовном становлении. Скажем, возможно, Глеб Борисович, Вам завтра стать космонавтом? Никак не получится. И нейрохирургом Вы тоже стать не сможете.

– И даже пианистом не смогу стать.

– И пианистом тоже. Мы должны понимать:  чтобы мы преобразились, нужно много потрудиться. Этот труд должен быть для нас достаточно понятным, должны быть те люди, которые могут помочь, и это должны быть грамотные люди. Труд предполагает, что человек работает во славу Божию, и Господь ему в этом помогает. Господь прикладывает усилия, которые необходимы человеку в данный момент,  чтобы он проходил духовное становление. Ведь только Господь знает, сколько человеку нужно, чтобы достичь меры определенного духовного совершенства. Это действительно находится в руках Божиих. Если человек предал себя в волю Божию, предоставил себя Богу – Господь пытается сделать все возможное с помощью человека, чтобы тот действительно стал Божиим, наследником Царствия Небесного.

– С помощью человека – ключевые слова.

– Мы же понимаем, что человек – не компьютер. Душа человека, созданная Богом, впитывает в себя благодать Божию, Божественную энергию, и Господь, благодаря Своей Божественной энергии благодати действуя на нашу душу, дает определенные команды нашему телу и мозгу в том числе жить дальше во славу Божию.

– Вопрос телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «У меня вопрос по Евангелию, я уже давно думаю, как это понять. Когда Господь учил следовать за Христом, Его просили, чтобы Он отпустил его домой похоронить своего отца, а Господь сказал: позволь мертвым погребать мертвых. Как понять, что это означает? Объясните, пожалуйста».

– Спасибо за Ваш вопрос. В Священном Писании это место всегда отмечали особым образом. Действительно, для каждого человека очень важно предать себя полностью  воле Божьей, отказаться от всего мирского. Когда человек остается один на один с Богом, предает себя в волю Божию, дальше он совершает именно то, что ему диктуется Духом Святым, то, что необходимо совершать во славу Божию. А когда человек заботится о каких-то мирских вещах, совершенно забывая о духовной жизни, то Господь, конечно, стремится каждому такому человеку напомнить, что о вечности забывать ни в коем случае нельзя.

Мертвым погребать своих мертвецов: речь идет о том, что на земле немало тех людей, которые прожили чисто формальную жизнь. Мы знаем немало наших современников, которые утром встают без всякой молитвы – поели, попили и пошли на работу; с работы пришли – поели, попили, посмотрели футбол, хоккей,  легли спать. На этом все. Так у человека проходит жизнь изо дня в день, из года в год.

Ни о какой духовной жизни, ни о каких духовных запросах речи нет. К сожалению, многие люди жили и живут именно такой жизнью. Она так или иначе варьируется: у кого-то может быть поход на ночную дискотеку. Тем не менее это никак не связано с вопросами духовной жизни.

Когда мы разъясняем Священное Писание, то говорим: мы должны всегда помнить о том, что жизнь с Богом является важной и необходимой для каждого из нас. Если мы наблюдаем рядом с собой тех людей, которые не ведут духовный образ жизни, у которых он, может, неправильный и греховный, то мы должны к этому иметь правильное отношение. Мы должны понимать и осознавать, что такая жизнь Богу не может быть угодной – Ему угодна именно жизнь со Христом. Священное Писание, если мы его читаем, постоянно дает нам возможность отвечать на те или иные вопросы, в том числе  на вопросы нашей современности.

Сталкиваясь каждый раз с той или иной ситуацией, мы должны вспоминать Священное Писание. Но на современные вопросы прямых ответов мы не найдем в Священном Писании; тем не менее  духовная жизнь рассматривается достаточно детально. На сегодняшний день Русская Православная Церковь стремится к тому, чтобы появляющиеся вопросы не оставались без ответа; мы пытаемся отвечать на новые вызовы нашего времени. 

Надо осознавать, что, отвечая на те или иные вопросы сегодня, мы думаем о том, что будет в будущем; это есть уже определенное стратегическое планирование. Мы понимаем, что нам важен  прорыв. Но за этим прорывом должно последовать постоянство. Если не будет этого постоянства в будущем, то и прорыв окажется совершенно бесполезным.

Прорыв без изменения,  преображения, без действия абсолютно невозможен. Но  чтобы сделать его, совершить поступок, совершить его правильно, во славу Божью, необходима та степень мышления, которая позволит нам, когда мы говорим о новом счастье, понимать его в контексте именно Божьего расположения и расположения своей души к Богу. Если этого не будет, то не будет никакого нового счастья.

 – Важно еще помнить о том, что никакое зло не может быть оправдано, аргументировано и  рассмотрено в перспективе светлого будущего. Мы всегда должны понимать, что Господь ждет от нас тех добрых дел, которые помогут нам в дальнейшем трудиться во славу Творца и Создателя.

  Вопрос телезрителя: «Отдайся воле Божьей… Эта цитата звучит отовсюду. Что это значит? Жить по Евангелию или ждать, как Господь управит, и при этом не шевелить и пальцем? А начинаешь шевелить, то ничего не получается».

– Конечно, жить по Евангелию. Но под руководством духовно грамотных людей. Это является очень важным. У нас немало людей, которые стараются жить по Евангелию. Не только в нашей стране, но и во всем мире; являются верными чадами нашей Русской Православной Церкви. Конечно, не все получается. Бывают такие ситуации, когда из рук все валится.

Бывает. Причем тогда, когда думаешь, что уже начинаешь жить по заповедям Божьим...

– В этот момент человеку посылаются испытания, которые нужно пройти достойно. Человек не должен впадать в печаль, уныние, пребывать в какой-то тоске, но постараться разобраться в том, что не получается. Вокруг нас есть люди, которые могут прийти к нам на помощь. И действительно, они приходят и помогают, когда мы просим.

Кроме этого, когда мы чистосердечно просим Господа, Господь нас не оставляет.

Был такой случай, когда апостолы пошли в одно место и почувствовали, что благодати Божьей с ними нет. Они разворачиваются и идут в другое место. И там понимают, что Дух Святой с ними. Поэтому бывают такие ситуации, когда не пришло время осуществить то или иное доброе дело.

Телезрительница сказала замечательные слова о том, что, отдаваясь в руки Божьи, нельзя жить, и пальцем не пошевелив. Но здесь и начинается самое главное делание, ведь если ты ничего не делаешь, то мертва твоя вера.

– Довериться во всем Богу – это и просто, и сложно одновременно. Когда мы видим  какого-то человека рядом, допустим, это наш начальник, нам значительно проще. Начальник так решил, я выполняю его решение; вся ответственность лежит на начальнике. А в отношениях человека и Бога  непосредственно Бога мы не видим. Но мы просим, чтобы Бог нам помог, благословил то, чем мы хотим заниматься. Но встает вопрос: угодно ли Богу то, чем мы хотим заниматься. Здесь все выявляется: насколько мы кроткие, терпеливые, смиренномудрые. Насколько сможем в тех условиях, в которых мы находимся, совершать то, что будет на благо и нам, и обществу.

Здесь очень показательна приходская жизнь, когда есть настоятель и есть всегда возможность прийти получить благословение. И заняться именно тем, что пойдет на благо Церкви. Поэтому я очень рекомендую не обходить стороной руководство храма, обращаться к нему с просьбой. Батюшка постарается рассмотреть ваш вопрос: благословить или объяснить эту ситуацию так, как он ее видит. И вы почувствуете, что через священнослужителя  к вам придет воля Божья.

У нас на Руси всегда было традицией обращаться за помощью к духовно грамотным людям, спрашивать их совета, как поступить. У нас на Руси всегда были и блаженные,  и старцы, и прозорливые люди; сколько у нас было святителей праведных, священнослужителей… Да и мирян было немало праведных, которые вели духовный образ жизни. Поэтому мы видим, что Церковь возрождается, есть немало людей, которые действительно являются духовно грамотными людьми. К ним можно и нужно обращаться.

Я вспоминаю, как в свое время студентом я после занятий в семинарии всегда имел возможность зайти к нашему правящему архиерею, владыке Иоанну и с ним побеседовать на те или иные духовные вопросы. А в дальнейшем не только на духовные вопросы, но и о приходской жизни, что и как лучше грамотно делать. Владыка всегда шел навстречу, объяснял и помогал в этих вопросах. Вспоминаю нашего митрополита Владимира, который также помогал и объяснял что-то и не стеснялся этого, не чурался никого, ни простых людей, ни священнослужителей. У нашего владыки сегодня день хиротонии, 59 лет служения. Это большой срок.

Немало у нас священнослужителей, которые на приходах ведут беседы и очень многим помогают в жизни. В Петербурге, в Москве, в других городах я знаю немало таких архипастырей и пастырей. Владыка Нестор Ялтинский, например. К нему любой человек может в храме подойти и побеседовать. И он всегда ответит на духовные вопросы. Владыка Пятигорский, помню, после всенощного бдения всегда оставался и беседовал с прихожанами, совершенно спокойно, открыто. Поэтому у нас есть возможность получить ответ на те или иные свои вопросы. Главное, не стесняйтесь. Идите в Церковь, здесь вы обретете настоящую, подлинную жизнь.  

 В Советском Союзе Новый год и 9 Мая были самыми главными праздниками. Сейчас Новый год приобретает совершенно другое значение, потому что у нас стала популярной именно новогодняя литургия, на которую все больше стало приходить людей. Я знаю, что в вашем храме тоже проводится ночная Божественная литургия. Много ли приходит  прихожан? Что Вы говорите прихожанам в проповеди в эту ночь?

–  Есть немало прихожан, которые  просили именно об этих службах. Потому что они чувствуют необходимость в новогоднюю ночь помолиться. Многие говорят, что из года в год одни и те же лица мелькают по телевизору. А хотелось бы помолиться, чтобы Новый год начался именно с Божественной литургии.

Немало тех, кто приезжает к нам из других приходов. Они рассказывают, что у них такая жизненная ситуация, при которой они одиноки. Нет родных и близких, не с кем им проводить дома время, а с телевизором не хочется, поэтому они приезжают к нам в храм. Мы имеем возможность устраивать небольшое застолье, фуршет после литургии, чтобы провести праздничное время в христианской общине. Эти люди хотят прийти в храм и помолиться. Это очень благое намерение.

Я сам с большим удовольствием уже который год прихожу в храм и совершаю Божественную литургию. Вместе со мной приходит вся наша большая дружная семья, мы все вместе молимся, для нас это является большой радостью. Ничто не мешает нам позже посидеть уже в домашних условиях и вместе порадоваться в семейном кругу.

 Когда встречаешь Новый год не в храме, как людям встретить Новый год так, чтобы он не превратился в языческий праздник обжорства?

–  Не надо забывать, что идет Рождественский пост и мы должны ограничивать себя и в развлечениях, и в том числе в пище. Должно быть правильное, сбалансированное питание, и в употреблении напитков мы должны быть разборчивыми. Те продукты, которые разрешаются, тоже надо употреблять в меру.

 – Как не осудить людей за петарды?

–  Мы должны помнить, что Господь любит каждого из нас. Эту любовь мы должны изливать на каждого, кто нас окружает. Может, тот человек, который запускает сейчас петарду, нам неизвестен, но в предстоящем году мы с ним, может быть, пообщаемся, станем друзьями; может, в будущем вместе с ним будем стоять в храме и молиться. Неисповедимы пути Господни. Всегда мы должны помнить о том, что Бог есть любовь. Самая большая заповедь для нас – любовь к Богу и ближнему.  Своих ближних мы никогда не должны забывать. 

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Топорова и Ирина Обухова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать