Беседы с батюшкой. Протоиерей Павел Кондраков. Ответы на вопросы

30 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святителя Николая в Покровском (г. Москва) протоиерей Павел Кондраков.

– В Евангелии Господь говорит: кто не возненавидит отца, мать, братьев, сестер ради Меня, тот не может сделаться Моим учеником. Получается, Господь проповедует ненависть к родным и близким?

– Я не думаю, чтобы Христос проповедовал ненависть к близким. Господь наш Иисус Христос пришел не нарушить заповеди. Мы знаем, в Ветхом Завете были такие заповеди: почитай отца твоего и мать твою; «кто будет злословить отца и мать, тот смертью умрет».

Священное Писание – это аллегорическая книга, не всегда надо понимать что-то прямо. Господь говорит: если кто не отречется от чего-то  ради Меня, тот не может быть Моим учеником. Это вопрос приоритетов. Господь ищет сердце каждого человека. Он пришел на землю, чтобы нас спасти. Но спасение возможно только тогда, когда человек полностью будет предан Христу.

В жизни бывают такие моменты, когда человек проигрывает, пытаясь как-то устроить свои дела ради родителей, при этом забывая о заповедях Божиих. Он и родителям не помогает, и в то же время отходит от Христа. Были случаи, когда человек уходил в монастырь ради Бога, он горел к Нему любовью; и, казалось бы, бросал родителей. Но в житиях святых мы видим: когда этот человек был искушаем сатаной (и были такие помыслы: «возвратись, помоги родителям, ведь ты же их бросил»), он молился, и ему являлся Господь или святые угодники Божии, которые говорили: подвизайся здесь, а мы поможем твоим родителям.

И были другие случаи, когда человек не верил этому, уходил опять в мир и впадал в какие-то страсти, грехи, пропадал, был обузой родителям. А у того, кто оставался по велению Божию в монастыре,  появлялись какие-то благодетели, люди, которые помогали его родителям в миру, а он спокойно проходил путь монашества.

Это интересная ситуация, когда человек вроде бросает родителей, но вызывает особую опеку Божию для помощи им. Конечно, это не всегда так. Были и случаи, как, например, преподобный Сергий, который оставался до последнего с родителями, чтобы упокоить их старость, он слушался их. И только когда похоронил их, пошел в монастырь. Но былии случаи, когда люди уходили, а Господь не оставлял родителей этого человека.

– Вопрос  телезрительницы Ирины из Ярославля: «Может ли православный верующий человек, который носит крестик и ходит в церковь, также носить и использовать древние славянские символы (лунница для женщин, коловорот для мужчины)? Мне подарили и говорят, что это православный символ, его носили наши предки».

– Строго сказать,  идол в мире ничто. Но не просто же так человек будет носить этот символический знак на себе, он придает ему какое-то значение и силу. Он свое внутреннее состояние как-то настраивает на связь с этим символом.

Если человек носит крест, он полагается полностью на Бога. Для него крест не просто какой-то символ отвлеченный, это символ любви Бога к нам и защита, орудие победы Господа над  дьяволом, над злом; соответственно, крест – это защита человека во всех непредвиденных обстоятельствах жизни. Когда человек крестится или целует крест в каких-то неожиданных или даже трагических ситуациях, то ситуация меняется, и он сохраняется именно через обращение к Богу.

А через этот символ что человек хочет получить? Наше заигрывание с этим пониманием, что наши древние предки носили и почитали эти символы, не очень хороший пример для того, чтобы мы подражали этому, потому что наши предки до Крещения Руси были язычниками. Тот же князь Владимир. Как он жил в то время, когда почитал языческих богов, это не пример для нас. Настоящему христианину не надо носить такие знаки на себе.

–  Чтобы не впасть в какой-то соблазн и не начать приписывать им какую-то сверхъестественную силу. А если относиться к этому просто как к украшению?

– Носить какую-то красивую безделушку рядом с крестом – не очень хорошо. Ставится равенство между крестом, серьезным знаком нашего спасения, и какой-то безделушкой, красивой вещью.

Если человек не приписывает этому какого-то особого действия и не поклоняется этому, тут ничего опасного нет.

– Велика опасность с другой стороны: кто-то из ближних и знакомых это увидит и может интерпретировать неправильно, предположить, что человек, который носит языческие символы, предписывает им какую-то силу, и тем самым этот ближний может впасть в искушение.

В вопросе меня смутила фраза, что это символы православные и что их носилинаши предки. То есть, может, предки не до Крещения Руси, а предки в XVIIIXIX веках?

– Я таких случаев не знаю. Конечно, были всякие отклонения, но мы сейчас говорим о православных. Не надо ориентироваться на тех, кто мог заблуждаться, это не пример для нас. Мы смотрим на тех, кто по-настоящему верил, кто был церковным человеком, жил жизнью Церкви.

Вы хорошо сказали: не соблазняй ближнего. Если я знаю, что идоложертвенное для меня ничто, я этим не смущаюсь, а для близкого это может быть серьезно. «Если я ем мясо, а ближний через это смущается, так не буду есть мясо…» Потому что через это гибнет душа моего близкого, который слаб в вере. Тут разные уровни. Когда семинарист или молодой человек из академии становится дьяконом, потом священником, для него открывается новая жизнь, новые грани, о которых он раньше не знал, много с чем ему приходится расстаться и принять новое. Во-первых, это практическиежедневное причастие, и надо сохранить благочестивое отношение к Святым Дарам и к подготовке к этой великой Жертве Христовой.

У человека открывается новое: постоянное общение с Богом, открываются новые грани этого общения, раскрываются новые горизонты в его жизни, он исповедует людей, для него открываются немощи близкихи свои собственные. Все это для него потрясение. Я говорю по себе и по тем батюшкам, которых я знаю. Все это ведет человека в новую жизнь, и он возрастает. Он не будет открывать этих новых вещей, которые для него открылись, для своего близкого, если это может смутить близкого, который их не знает,  для него это будет соблазн, он еще не готов, только-только пришел в храм, еще только учится жить по Евангелию. Кто давно живет в Церкви, знает, что Церковь – это лечебница. Все мы здесь не ангелы. Мы пришли спасаться, исцеляться. У всех свои немощи, страсти. И ты с этим примиряешься, где-то оправдываешь человека; как говорится у святых отцов, надо ненавидеть грех, но любить грешника. Близкого не надо ненавидеть, его надо любить, а грех надо ненавидеть и стараться исправлять плохую ситуацию так, чтобы греха не было.

Иногда получается, что человек, который только пришел в храм, думает, что в храме все должны быть святые, небожители, а его приняли не так, поговорили очень строго и даже злобно, и он начинает смущаться. Таких моментов надо избегать, через это мы теряем души, которые могли бы спастись и быть потенциальными наследниками Царства Небесного.

В начале 2000-х годов была одна присказка. Пришла в храм девочка в короткой юбке, накрашенная, не знает ничего, пошла сразу к иконам, стала молиться. И бабушка, которая мыла свой пятачок, начала на нее кричать: «Как ты могла здесь пройти, ты все испортила, да и в какомнаряде ты пришла!» Девочка в слезах развернулась и ушла. Такой встречи она не ожидала, она шла к Богу в искренней вере, что Господь ее любит, и она считала, что и тот, кто трудится в церкви, также ее полюбит. Но увидела другое. И этой бабушке явилась Божья Матерь и сказала: «Я эту девочку пятнадцать лет вела к встрече с Собой, а ты за пять минут ее отвратила навсегда».

Очень показательный пример. Надо быть очень осторожным, чтобы не смутить своего близкого. Поэтому если я знаю, что мои близкие смутятся, если я ношу этот медальончик, то я не буду его надевать. Если нравится он мне, то его спрячу, буду любоваться где-то, но не смущать своих близких.

– Вопрос телезрителя: «Согласно Книге Бытия, Бог на пятый день создал животный мир и только на шестой день – человека. Откуда появились тогда эти смертоносные бактерии и вирусы? Списать это на грехопадение человека не получится, потому что они были раньше, чем был создан человек. В Писании сказано и научно доказано, что они появились сами по себе в процессе эволюции, это еще можно понять и принять. Но если их создал Бог – это понять и принять невозможно, появляется вопрос: зачем?»

– Я могу высказать свою точку зрения. Я не могу опираться на научный багаж, так как у меня его нет. Но я слушал, как рассуждали некоторые священнослужители, которые преподают в Московской духовной академии, например, Священное Писание Ветхого Завета. Они говорили, что Господь создал весь огромный мир, а с грехопадением человека смерть вошла в жизнь этого мира. До этого животные жили в мире. Есть ссылки на Священное Писание, что, например, плотоядные животные рядом с травоядными и не вредят им, у них мир, любовь и согласие. Но с грехопадением человека весь мир изменился, исказился. Мне кажется, даже могла произойти какая-то мутация бактерий в результате этого грехопадения. Как сказал Господь Адаму: «Отныне земля будет произращать тернии и волчцы. Ты в поте лица будешь добывать хлеб свой». То есть раньше этого не было, земля была проклята за грехопадение Адама. Сначала все было здорово, чисто и хорошо, он не страдал от перемены погоды, и перемен таких резких не было, а теперь стал страдать, чувствовать разные потрясения для своего организма: это и болезнетворные бактерии, и перемена погоды, и условия, которые не соответствовали его нормальной жизнедеятельности. Я вижу в этом отрывке для себя лично ответ на Ваш вопрос.

– Мое скромное мнение, что человек после грехопадения стал подвержен этим атакам вирусов, бактерий, как он стал подвержен атакам хищных зверей.

– Возможно.

– Вопрос телезрителя: «Адама и Еву изображают так, как люди выглядели всегда; значит, их сыновья и далее внешне были как мы? Понимаю, что в каждый период истории внешность меняется, речь меняется. Бог создал человека по Своему образу и подобию. Так были ли дикари?»

Сразу ли человек был сотворен таким, какой он есть сейчас?

– Некоторые богословы говорят, что в эту область можно входить, рассуждая очень осторожно, очень многое неизвестно. Раскопки говорят, что человечество зародилось 30–40 тысяч лет назад. Из этого наука делает вывод, что человек такой, как мы, появляется в этом промежутке времени, а до этого были австралопитеки, питекантропы и так далее... Мы не знаем, насколько  прародители были человечны. Но они уже имели религиозные воззрения, у них был культ. Культ солнца, например. Это говорит о том, что в них было религиозное чувство. Мы не будем отрицать того, что люди были дикарями, и раскопки говорят об этом, но насколько эти люди с нами связаны, опять-таки неизвестно. Мы знаем, что после потопа человечество в лице Ноя и его сыновей стало размножаться, и это были уже совсем другие люди. Те, что были до потопа, все были погребены, потоплены водами. Были ли они похожи на нас? Мы этого не знаем, потому что выжил только Ной. Мы знаем, что после Ноя появились разные расы. Это и негроидная, и монголоидная, и европеоидная... Предполагать, что мы были похожи на дикарей, я не могу, потому что потоп как-то останавливает мою мысль, дальше она не идет.

– Вопрос телезрительницы Лидии: «Начался пост; если здоровье не позволяет, то как быть? Можно ли заменить пост чтением Евангелия и Псалтири?»

–  Что подразумевается под постом? Если только читать Писание, а все свои навыки (например, просмотр телевизора, долгое общение по телефону, погружение в соцсети) сохранить, то лучше так не делать. Свои нехорошие привычки, которые человек имеет и которые часто мешают ему жить, нельзя заменять только чтением Писания, надо над ними работать. Но если под постом подразумевается вкушение пищи и человек по здоровью не может соблюдать его в полной мере, то, конечно, неправильно разрушать свое здоровье, это не та дорога, по которой стоило бы идти.

Мы знаем случаи, когда человек разрушал свое здоровье, но своей душе никак не помогал. Это не тот путь. Тут важно понять, если я развиваюсь духовно, то стараюсь ограничить себя от сладостей, которые тоже вредны, от просмотра телевизора, от соцсетей. Это хорошее направление. И дополнительно чтение Священного Писания будет как раз заполнять эту пустоту, которая образовалась, когда человек перестал смотреть телевизор, меньше погружаться в соцсети. Это замечательно. Пускай так делает, это хорошо.

А по поводу вкушения пищи нужно обязательно самому оценивать свое здоровье, чтобы не навредить себе. Если человек разрушит свое здоровье, то в дальнейшем ему будет очень тяжело выполнять то духовное делание, которое он сейчас делает.

Некоторые святые отцы и богословы говорили, что даже если древние подвижники разрушали свое здоровье, то у них был такой сильный дух, что это им помогало, это их подвизало на новый уровень. Но в наши дни разрушение телесного строя только рушит и духовную составляющую. Человек в таком случае будет деградировать, будет думать только о лекарствах и о том, как ему выжить, будет ходить по больницам. Какое уж тут чтение Священного Писания, какое развитие себя в добрых делах? Он будет обузой другим. Надо очень разумно подходить к этому делу.

– Вопрос телезрителя: «Если я пощусь по своим силам, то на исповеди нужно ли каяться, что нарушаешь гастрономический пост?»

– Раньше, когда я только стал священником, я считал, что надо в этом каяться. Потом я познакомился со святителем митрополитом Антонием Сурожским, это замечательный богослов, подвижник, настоящий пастырь с большой буквы. Он говорил, что сейчас вышло очень много книжечек, в которых говорится о многих грехах. И он считал, что эти книжечки бывают не очень полезны, когда человек начинает просто оттуда списывать грехи ради того, чтобы, как ему кажется, исповедь была наиболее удовлетворительной, всеобъемлющей, чтобы Господь не предъявил к нему никаких претензий на Страшном суде. Что он вроде бы все рассказал про себя; таким образом, он чистый лист, на котором нет никаких помарок.

На самом деле это выхолащивание самого таинства, человек подходит к этому формально. Святитель советовал: лучше пускай это будет не совсем полная исповедь (для начала), но будет настоящей, живой, твоей. Начинать надо с работы над теми проблемами, которые сейчас тебя реально беспокоят. Например, раздражение, обидчивость, гневливость, злорадство или злопамятство (любой вид злобы), разные нехорошие мысли – это самое главное. Если такой грех есть, ты от этого страдаешь, на него надо обращать самое пристальное внимание – это будет твоя исповедь. Когда человек, например, не может поститься, в свою меру это совершает, то будет честно, если он будет называть те грехи, которые его сейчас беспокоят. Если он не ощущает за собой, что это для него сейчас грешно, то не надо лицемерить, чего-то выдумывать.

– Вопрос о Рождественском посте: «Чем отличаются службы Рождественского поста? Почему там нет покаянных текстов, как в Великий пост?»

– Рождественский пост – это время, когда мы готовимся к празднику Рождества Христова. Хотя некоторые скажут: «Батюшка, мы и к Пасхе тоже готовимся». Но Рождественский пост не такой строгий. Он, конечно же, направлен на то, чтобы человек переосмыслил свою жизнь, нашел в себе то доброе и хорошее, что надо взрастить, и то плохое, что надо убрать, чтобы встретить великий праздник – Рождество Господа. Прийти к Богу с какими-то своими маленькими дарами, которые сделал для Христа. Это и добрые дела, и уход от злых дел. Каждый день Рождественского поста переживается как очередной день, который приближает тебя к празднику.

Если мы посмотрим на Великий пост, то это самый древний пост, значение которого – перерождение человека, воскресение твоей души со Христом. Ты должен почувствовать самый глобальный праздник. Воскресение Христово невозможно пережить, если ты не воскрес душой. Соответственно, «метанойя», т.е. покаяние – наиболее полно помогает тебе приблизиться к Воскресению Христа. Поэтому службы Великого поста направлены на то, чтобы ты возродился, стал новым, приобрел новые качества в жизни, которые бы говорили, что живешь уже не ты, а живет в тебе Христос. Соответственно, службы очень разные. Если мы каждый день Великого поста готовимся к тому, чтобы измениться, стать новыми, переродиться и воскреснуть со Христом душой, то в Рождественском посту мы идем к встрече Господа, Его рождению, встречаем Его, стараемся быть достойными этой встречи. Это мое частное мнение.

– Вопрос телезрителя: «Очень сильно завидую успешности чужих детей, потому что у моей дочери все не так. Знаю, что зависть – это грех, раскаиваюсь в нем, исповедую его и снова завидую. Подскажите, как с этим грехом бороться?»

– Тут надо пересмотреть свое отношение к дочери. Если почитать психологов, все говорят, что мы родом из детства, проблемы, которые возникают и у наших детей, и у нас самих, идут из детства. Где-то ребенок недополучил любви, где-то понижена самооценка, где-то человека зажимали, неправильно воспитывали, поэтому сейчас обстоятельства жизни складываются таким образом.

В первую очередь надо пересмотреть свое отношение к дочери, второе – если человеку кажется, что дочка неуспешна, как ему видится, а другие успешны, мне думается, надо вспомнить житие преподобного Никона Радонежского, память которого сегодня празднуем. Преподобный Никон пришел к батюшке Сергию, горя желанием быть рядом с ним, быть под руководством этого великого наставника. Но что происходит? Преподобный Сергий отсылает его к своему ученику Афанасию в Высоцкий монастырь и говорит: «Тебе не место здесь». Казалось бы, все плохо, все рухнуло, такой великий авва  не прозрел сердце, желание быть рядом с ним, любовь к нему, стремление быть монахом. Но он смирился, воспринял это как волю Божию. В житии говорится о том, что преподобный Сергий, провидя будущее Никона, видя, что он имеет такие дарования, что его можно  после себя поставить наместником монастыря, игуменом, подобным ему, отсылает его, чтобы уже пришел в монастырь не юнец, а опытный муж.

Мне думается, надо положиться на волю Божию, молиться о своей дочери и верить, что Господь измышляет о дочери что-то лучшее, не надо сразу ставить на ней крест. Эта ситуация решается в двух направлениях. Первое: положиться на волю Божию и молиться о счастье дочери. Второе: переменить свое отношение к ней, посмотреть, может быть, где-то неправильно себя вел, постараться ее поддерживать, всячески оказывать знаки внимания и любви, чтобы она обрела устойчивость: «Доченька, не все так плохо, мы тебя любим; значит, ты уже успешна, это уже хорошо. Ты нужна этому миру, нужна Богу, не просто так ты появилась в этом мире, а предназначена для особой миссии». Если это будет, то постепенно (я в это верю)  ситуация с дочерью обязательно изменится.

– Вопрос телезрителя: «Вопрос по Евангелию сегодняшнего дня. Господь в притче приводит такие слова: прежде чем построить башню, надо рассчитать свои финансовые возможности (выражаясь современным языком, составить бизнес-план); прежде чем начать военные действия, провести военный совет; только тогда быть учеником Христа, идти за Ним. Как это можно соотнести с сегодняшним днем? Что надо взвесить, спланировать, прежде чем стать христианином?»

– В этом вопросе я вижу два момента, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, дар рассуждения, который является самым высшим даром, по учению святых отцов. Например, св. Кассиан Римлянин говорит о том, что дар рассуждения – это основополагающая добродетель. Также об этом говорит прп. Антоний Великий. Без нее невозможно жить духовной жизнью, идти по жизни и спасаться. Всегда надо обдумывать все свои поступки и размышлять, как это скажется на твоей жизни, как ты будешь действовать, подвизаться в тот же самый Рождественский пост. Какие взять на себя ограничения и как себя вести, чтобы это было тебе на пользу.

Второй момент, на который очень важно обратить внимание: смирение,  основополагающая добродетель. Некоторые говорят, что смирение – это мир души, но некоторые считают, что это мера. Знать свою меру очень важно: на что ты способен. Отец Иоанн Кронштадтский говорил, что следует правилу древних отцов и постоянно изучает, исследует себя. «Познай самого себя» – это основная направляющая в жизни. Исследовать себя и понять, кто ты есть, какая твоя мера. Сейчас это не так актуально, но, например, в девяностые годы, когда мы пришли к вере неофитами (многие из неверующих семей, многие вообще не зная, что такое православие, начитавшись жития святых), ринулись в бдения, посты, стояние на коленях, многие повредили свое здоровье. Потому что, как говорится в Евангелии, не размышляли: «Что я имею для построения этого здания? Какая моя мера, что у меня есть в наличии и что я могу сделать для того, чтобы это было успешно предпринятое дело, чтобы я его хорошо закончил?» Чтобы не было тех, кто потом будет смеяться надо мной и говорить: «Вот этот человек начал дело и не смог его закончить. Он стал строить башню и не смог ее завершить». Как раз об этом говорится, что мы должны всегда рассуждать, спокойно взвешивать свои силы и то, что мы можем сделать доброго на небольшом промежутке времени, которым является, например, Рождественский пост. Как можем исправиться не для галочки, а для себя; какие шаги можем предпринять, чтобы стать лучше, и что из того, что нам сейчас вредит, мы можем убрать из своей жизни. Как это сделать? Читать жития святых, читать Евангелие, изучая его через толкование святых отцов. Мне думается, что эта притча Господа об этом нам и повествует.

Как правильно провести эту оценку в духовной жизни?

– Мы хотим, чтобы все было безболезненно: мы – дети этого времени, и нам нравится жить в комфорте, чтобы все было хорошо, успешно. Но не надо забывать, что духовная жизнь – это вызов самому себе, что-то новое в жизни. Следование за Христом – такие шаги, которых ты раньше не делал. За счет этого может быть много ошибок, отклонений. Путем проб и ошибок ты сам идешь в ту сторону, которая тебе показывается в Евангелии. Например, очень хорошо говорил протоиерей Сергий Баранов, что многие, начитавшись святителя Игнатия (Брянчанинова), говорили: «Как бы нам заниматься Иисусовой молитвой и не впасть в прелесть?» А он говорил, что нам оставлены стереотипные воззрения. Какая здесь прелесть? Мы даже маленькой толики не делаем, не подвижничаем как те люди, которые жили в ХVIII или ХIХ веке. Какая здесь прелесть? Надо творить, действовать – Сам Господь тебя учит на этом пути – и доверяться Богу.

Когда ты выходишь из зоны комфорта, ты делаешь что-то новое. Например, говорит святитель Феофан Затворник: если ты в одних и тех же правилах застоялся, утренние и вечерние молитвы уже никак тебя не задевают, то ты можешь менять правило, по количеству времени заменять его на другое. Можешь прочитать «Богородице Дево, радуйся» вместо утренних молитв, заменить акафистом – это новая струя, что-то новое в жизни, она будет тебя учить и наставлять. Также можно попробовать в какой-то день прочитать 50 раз «Богородице Дево, радуйся» и посмотреть, как это в твоей жизни отзывается. Сегодня женщина очень хорошо сказала: «Начну читать Евангелие, заполнять свою жизнь чтением Библии». Замечательно! Это как раз такие шаги, которые и показывают, что человек старается, изучает, а Господь на этом пути начинает его вести. Но если ничего не делать, бояться ошибок и того, как бы не упасть, то можно в бездействии провести все дни своей жизни, не исправиться и закончить свою жизнь в унынии, малодушии. А это не очень хорошо.

– У меня остался вопрос еще с начала программы… В современности, если выбираешь служение Церкви вместо помощи родителям, уход в монастырь (о чем Вы сегодня говорили) при живых родителях, не является  ли это повторением корвана в еврейской среде? Не получается ли то же самое: то, что я могу сделать вам, я буду делать Богу?

– Я рассказывал и о примере преподобного Сергия Радонежского, который до конца был послушен своим родителям. У каждого бывает по-своему, нельзя ответить однозначно. Но я считаю, что для нас, современных людей, лучше заповедь о почитании родителей выполнять до конца. Это будет, во-первых, залогом успеха, по тому евангельскому слову, библейской заповеди, что ты должен возлюбить своих родителей. Когда ты видишь ситуацию, своих престарелых родителей, немощных, то, конечно, сердце тоже будет подсказывать.

Мне кажется, по каждому случаю нужно рассуждать отдельно. Но общее правило, как мне видится, таково: лучше выполнять заповедь Божию, не считать, что «я послужу Богу, а вы живите как хотите». Здесь может быть ошибка. Конечно, бывают особые случаи, когда является ангел (даже сейчас люди говорят, что бросают пить потому, что им явился ангел и сказал: больше не пей, иначе – всё). Если это дело от Бога – оно устоит. Если ты начинаешь что-то выдумывать от себя, то это очень опасно. В этом случае лучше спокойно, даже если ты ошибешься, выполнить заповедь о любви к родителям: остаться с ними, помочь им, что реально в твоей силе. Потом уже, я думаю, Господь примет твое желание и простит твою ошибку, если Он очень хотел видеть тебя в монастыре. Исходя из тех понятий, которые ты имеешь внутри себя.

Ведущий Александр Черепенин

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​