Беседы с батюшкой. Архимандрит Алексий (Вылажанин)

28 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Совсем скоро Новый год. В мегаполисе мы на себе это чувствуем особенно, когда в пробках стоим, в очередях в магазинах, продукты купить невозможно. Такая суета!  Как в этой суете подготовиться к Рождеству? Как вести себя в это время?

– Суета существовала всегда. И на моей памяти этот предновогодний праздничный ажиотаж тоже был всегда. Нужно найти покой внутри себя и не суетиться. Выбрать время сходить в магазин, не в час пик, когда люди после работы бегут... Казалось бы, сейчас в нашем современном мире в любом уголке страны есть то же самое, что в Москве, но то ли это менталитет, то ли сложившаяся традиция – за подарками надо ехать обязательно в столицу, поэтому дороги перегружены. Дай Бог, чтобы это прошло.

Чаще всего в суете мы находим для себя оправдание, чтобы не делать того или иного в своем духовном росте, в том числе и в подготовке к празднику Рождества Христова. Мы ссылаемся на суету, ищем себе оправдания, вроде Новый год, общегосударственный праздник, все празднуют, а мы остаемся в стороне. Может быть, дадим себе послабление. Это наше человеческое в нас говорит. Все можно в нашей жизни преодолеть, все можно научиться совмещать. Для этого надо только чуть-чуть потрудиться.

– Как держать пост в новогодние дни? Некоторые духовники, священники делают послабления в эти дни, для простых людей сложно соблюдать пост.

– Дело поста – это дело совести каждого человека, в том числе и тех священников, которые окормляют тех или иных людей. Те духовные чада, которые приходят к батюшке и просят благословения на послабление в эти дни, не совсем порядочно поступают, пытаясь снять ответственность с себя и переложить ее на кого-то другого, на своего духовного наставника. Хорошо, если он имеет духовную строгость и может в какой-то мере запретить и не позволить это делать, но чаще побеждает чувство любви, сострадания и сожаления к своим духовным чадам. Каждый должен брать ответственность на себя, должен стараться помнить, что это последние дни Рождественского поста и надо сосредоточиться на своем духовном внутреннем состоянии. А если что-то нарушили, Господь нам дает покаяние, чтобы мы могли принести покаяние в том или ином невоздержании, которое у нас появилось.

Сейчас часто в новогоднюю ночь практикуются церковные богослужения в храме, служение литургии. Я всегда к ночным службам, за исключением пасхального и рождественского периода, относился достаточно скептически.

Это было введено в советское время, потому что днем люди не имели возможности быть в храме. А сейчас это дань моде. Потому что народ привык к ночной жизни, к ночным похождениям.

Буквально несколько лет назад Новый год был с субботы на воскресенье. Я понимал, что вечером на службу, а утром снова на службу. Я решил отслужить ночью. И это удерживает от сидения у телевизора, где ничего нового, ничего хорошего не бывает.

– Мы говорим про музыкальный контент?

– Да там другого по большому счету и не бывает. Хороших фильмов не показывают в ночное время, а музыка вся одинаковая. Кто постарше, помнит этих артистов совсем молодыми.

Люди, которые приходят в храм на ночные службы, совершенно замечательные. Их бывает немного. Они с огромной радостью причащаются. А после богослужения, отдавая дань празднику, мы с прихожанами выпиваем по бокалу шампанского на улице. Нам это не мешает отпраздновать потом Рождество, усугубить ту радость, которую мы получили за Божественной литургией.

– Ночные службы порой удобны. В больших городах люди много работают, и иногда просто удобно прийти на ночную службу. Я встречал людей, которым реально удобно по ночам, в другое время они работают, такая загрузка.

– Есть монастырские большие службы, которые в течение суток совершаются, как это делается на Афоне. Не успеешь лечь, надо уже вставать и идти на службу. Для этого есть монастыри. Но, конечно, каждый должен иметь возможность прийти туда, где ему удобно. Но есть храмы в отдаленных селах. Например, есть небольшой приход на окраине Подмосковья, в Шаховском районе, в деревне Пески. Там Сретенский храм. Сейчас туда есть дорога, но она появилась в 1990-е годы, в 1980-е туда только электричество провели. Это даже не с советским временем связано, а просто по-другому было невозможно. По бездорожью можно было проехать только на тракторе. И много десятилетий в этом храме воскресное всенощное бдение совершалось с утра. Причем не просто утреннюю присоединяли, а полностью всенощное бдение служили с утра перед Божественной литургией, чтобы был круг богослужений, чтобы народ имел возможность помолиться. Приехать и вечером, и утром было нереально, а пешком идти 10 км от более-менее большого населенного пункта по бездорожью достаточно далеко.

– Церковный график богослужений продолжается, 1 января уже всенощное бдение, 2 января воскресенье.

– Второго января день памяти великого подвижника Иоанна Кронштадтского. Этот день лучше проводить в молитве и уметь это все совмещать с разумным празднованием светского Нового года.

– Нам пишет телезрительница Елена. Она не постилась в пост, а сейчас осознала, что совсем скоро Рождество, и у нее в связи с этим появилось какое-то уныние.

– Уныние – это грех, его надо гнать от себя. Вспомните о тех рабочих, которых нанимал господин в Евангелии. Приходил в разное время и призывал их к работе. Придя в последний час, он увидел, что бездельники стоят, но не потому, что они бездельники, а их никто не нанял. И он взял их к себе в виноградник. А когда начал производить оплату, они получили столько же, сколько те, которые понесли всю тяготу рабочего дня. Не надо отчаиваться и не надо печалиться.

Пусть это будет уроком на будущий пост. И раз Вы так вдохновились, отбросьте печали и начинайте строго поститься с этого дня до дня святого праздника Рождества Христова. Остается не так много, но постарайтесь эти дни возложить на себя больший пост, больший подвиг понести. От того, что Вы будете печалиться и продолжать нарушать пост, в духовном плане Вы ничего не приобретете, ничего в Вашей жизни не изменится. Сейчас у Вас есть шанс переломить свою жизнь и направить течение жизненной реки, которое пока несет в пропасть, в нужное русло.

– Вопрос  телезрителя Евгения: «Все Священное Писание наполнено пророчествами, но, как мы все знаем, никто пророков никогда не слушал и не выполнял то, что они предрекали. И Христос говорил, что даже мертвые воскреснут, а не поверят. Какой смысл несли пророчества? Для чего они были в Писании?»

– Они были для того, чтобы при всем этом народ имел возможность хранить истинную веру. Они постоянно напоминали о тех обетованиях, которые Господь дал людям. Это очень важно. Да, люди нарушали что-то, может быть, не всегда верили, не всегда хотели это слушать, но рано или поздно они это осознавали, понимали, и это давало им возможность сохранять веру в единого Бога и помнить о тех обетованиях, что род человеческий будет спасен, что рано или поздно придет Мессия. И даже сегодняшний иудейский народ помнит, что пророки были и что предвозвещали. Они ожидают своего Мессию, которого мы-то дождались. Ничего не бывает просто так, тем более в духовном делании. Пророческое служение важно даже больше для нас с вами, чем для людей того времени, когда оно свершалось.

– Очень много сейчас вспоминаем пророков, Неделя праотец, Неделя отец, пророка Исайю скоро будем вспоминать. Я люблю эти предрождественские дни за их богослужения, за особые молитвословия, за музыкальную форму этих богослужений. Стоит обратить на это особое внимание. Такие красивые службы совершаются только раз в год. Лучше их не пропускать.

– Каждая служба совершается раз в год. И каждая служба может быть последней в нашей жизни. Если бы мы это осознавали и понимали, то и наше ощущение, восприятие каждой службы было бы совершенно другое.

Церковные службы действительно все разные. Во всем есть своя определенная красота. Атмосфера совершенно разная на Рождество, на Пасху, на Крещение, на Троицу. Храм совершенно другой. Да и любой будничный день. Они все разные,  не похожи друг на друга. Но мы должны это осознавать, понимать и принимать в свое сердце.

– Как понимать богослужение? Когда Вы осознали, что без службы жить невозможно?

– Не могу сказать, что у меня с детства это прививалось. Был момент, когда я начал ходить в храм сам, лет с двенадцати. Были моменты, когда была потребность каждый день быть в храме. Было и так, как в семьях верующих часто бывает: дети ходят, ходят в храм, а потом наступает какой-то возраст, и они перестают ходить в храм. Родители иногда начинают на них давить. Никогда не надо давить на ребенка. Дайте ему свободу. Рано или поздно он все равно вернется. А если будете давить, он, конечно, пойдет в храм, но потом наступит момент, когда  перестанет ходить в храм совсем.

На меня никто не давил. И сегодня я не представляю, как можно без этого жить. Но расслабляться не надо. Когда позволишь себе лишний раз чуть-чуть отдохнуть, возвращаться бывает очень сложно.

– Остановка смерти подобна.

Вопрос  телезрителя Георгия: «Ангел-хранитель после смерти человека как-то ему помогает?»

– Ангел-хранитель помогает человеку при жизни, пытаясь всячески его уберечь от всяких искушений, напастей, соблазнов, от всего того, во что мы пытаемся вляпаться в нашей жизни. Он пытается нас оградить, предостеречь, а мы часто, как слепцы, идем напролом, невзирая на те сигналы, которые он нам посылает. Он оберегает нас в таких ситуациях, когда, казалось бы, уже ничего хорошего в нашей жизни быть не может.

Как это происходит после смерти? Конечно, он проявляет заботу о нас до последнего момента Страшного суда. И конечно, он будет пытаться найти те добрые дела в нашей жизни, которые мы совершали, чтобы Господь милостиво принял нас в Свои объятия, но здесь очень сложно об этом судить.

– Вопрос телезрителя Александра: «Совсем недавно вернулся из Европы. Православная страна, но Рождество праздновали 25 декабря. Стоит ли праздновать теперь Рождество и в России?»

– Человек должен определиться, членом какой Церкви он является. Некоторые приходы Русской Православной Церкви за рубежом тоже празднуют праздник 25-го числа. Нашим представителям в Дамаске ничто не мешало праздновать с Антиохийской братской Церковью Рождество по старому стилю и не умалять нашего Рождества 7 января. Если мы являемся членами нашей Русской Православной Церкви, то и традиции должны быть наши русские, православные. У нашего Рождества особый дух, особая атмосфера. Может, и хорошо, что празднуется это не в один день.

– Вопрос  телезрителя: «Есть такие слова, что Бог не любит боязливых и трусливых. Как понять это? Я с детства по натуре трусишка и замкнутая. Значит, эти слова я могу отнести к себе?»

– Бог любит всех. Вопрос в другом: почему появляется боязливость и трусливость? Чаще всего это бывает от нашего маловерия. Чаще всего в нашей жизни мы боимся не того, чего надо бояться. Мы боимся начальников, болезни, каких-то обстоятельств, боимся потерять работу, расстаться с любимыми и абсолютно не боимся греха. А казалось бы, мы должны бояться совершить грех в нашей жизни, потому что он лишит нас вечной жизни с Богом. Все остальное Господь бы по нашей вере нам дал. И дает на самом-то деле. В Евангелии Господь говорит: не думайте, что надеть, что есть, все дам; птиц питаю, цветы одеваю лучше, чем Соломон во всей своей красе одевался. Это все наше маловерие.

Наша боязливость – это стыдливость, робость. С одной стороны, хорошо, когда человек не наглый. Добиваться чего-то – не значит иметь в себе чувство наглости. «Надо помочь талантливому человеку, бездарность сама пробьется». Бойтесь греха, не бойтесь другого. Живите той полной жизнью, которую вам дал Господь, в созерцании того мира, который Господь создал для вас, с благодарностью за каждый прожитый день, что Господь нам посылает. Бойтесь прежде всего греха.

– Вопрос телезрительницы Юлии: «Господь создал человека по своему образу и подобию, то есть творцом. Но когда думаешь о жизни в контексте вечности, все кажется мишурой, ерундой. Есть Бог, есть ты. И ты думаешь только о том, чтобы не грешить, не делать плохого и молиться. Как творческое должно в нас проявляться? Как вы относитесь к искусству в контексте вечности?»

– Господь это все создал. Дал нам возможность быть творческими людьми. Мы обязаны развивать таланты, которые нам дал Господь. Вспомните притчу о талантах. Человек, который не пустил в рост талант, что Господь ему дал, был наказал. Так и мы дадим ответ перед Престолом Божиим, если не будем развивать наш талант.

Что мы под этим подразумеваем? Какую пользу от этого будем получать? Духовную пользу. Казалось бы, мир, прогресс, но часто от прогресса очень много греха происходит. Он не приносит никакой духовной пользы. Можно весь мир приобрести, а душу свою потерять. Какая от человека тогда будет польза? Никакой. Надо что-то делать, надо трудиться. Если Господь тебе дал дар быть хорошим музыкантом, то будь хорошим музыкантом, играй хорошую музыку. Если Господь дал тебе голос, то не разменивайся на какую-то сиюминутную славу, занимайся своим голосом так, чтобы тебя потом через сто лет вспоминали, что был такой певец или композитор. Делайте для вечности, делайте то, что останется. Если вы писатель, то пишите такую книгу, которую через сто лет будут читать, а не то, что сегодня на потребу. И так во всем. Надо развиваться, надо делать, надо совершенствоваться, надо творить, но творить без гордыни, а с благодарностью Богу.

Когда народ в Вавилоне возгордился и начал строить башню до неба, в результате пришло разделение.  Гордыня ничего хорошего не дает. Человек идет в пропасть. А с верой, с любовью и открытия совершает те, которые нужны человечеству. Ученые начала XX века, особенно русские, все были православными, глубоко верующими людьми, и это ни в коей мере не мешало им творить. Вспомним святителя Луку. Гениальный был хирург, за всю его жизнь у операционного стола не умер ни один пациент. И при этом какой он был замечательный священник, архипастырь, предстоятель у престола Божия! Надо научиться понимать, что все, что нам дается хорошего, – это не наше, это дар Божий. В лучшем случае мы его храним и приумножаем, в худшем случае теряем. Надо не только сохранить данный нам Богом дар, но и стараться его приумножить. Не потому, что я это могу, а потому, что Господь мне это дал, и Он помогает мне на этом пути. А если думать, что это все я, то рано или поздно Господь смирит и покажет, что ты  без Бога ничто. И пусть лучше это случится в этой жизни, чем в вечной.

– Вопрос телезрителя: «Для чего батюшкам борода?»

– Это древняя традиция нашей Церкви. Господь сотворил мужчину и женщину. Растет борода, и раз это дано от Бога, то должно быть. Пророки тоже в основном все были с бородами. Это принадлежность мужскому началу. В Русской Православной Церкви, которая находится в западной части Украины, есть духовенство, которое не носит бороду. А может, у кого-то борода не растет. Это не является препятствием для того, чтобы быть священником.  Это традиция.

– Вопрос  телезрителя Владимира: «Телевизор невозможно включить, один негатив. Прошу утешения».

– Смотрите телеканал «Союз». А если Вам его будет мало, то еще есть телеканал «Спас». Будете нас смотреть и почерпнете много пользы для своей души и разума. Отстранитесь от того, что нам дают с экранов телевизора. Есть вещи, которые мы не можем изменить, и нам не надо на них зацикливаться. Лучший способ – выключить телевизор, почитать полезную книгу, пообщаться со своими близкими, не обсуждая эти злободневные проблемы, которые, как нам кажется, сегодня актуальны в нашем современном обществе. Потому что это абсолютно никак не влияет на дело нашего с вами спасения.

Подумайте о своей душе, о своих близких, подумайте о том, сколько внимания мы им недодаем. Не ждите того момента, когда мы встанем у гроба наших близких и будем плакать горючими слезами, провожая их в последний путь и сожалея о том, что не сделали того-то... Постарайтесь сегодня отдать им то, что вы можете дать, пока они рядом с вами, не погружаясь в телевизор, в телефон, во все эти гаджеты. Но, к сожалению, сегодня в этом мире мы настолько погрузились во все это, что утратили общение. Заметьте, мы разучились писать письма.

– Я в своей жизни не написал ни одного письма.

– Написать нормальное письмо становится проблемой даже для тех, кто раньше их писал.

– Смотря какие письма.

– Я имею в виду хорошие письма – своим друзьям, близким, любимым девушкам.

– Мы пишем эсэмэски.

– Мы спустились до уровня эсэмэсок в нашем общении, а это общение неполноценное, это все-таки не то, что нужно…

– Не думаю также, что нас должны смущать разные пророчества, Ванги и так далее... Мне кажется, это все шум, который можно пропустить.

– Во-первых, мы с вами просто можем реально не дожить до этого момента. Зачем распыляться умом на все это? Сегодня я поскользнулся, упал, ударился головой – и все,  меня нет в этой жизни. Всю свою жизнь потратил не на то, чтобы реализоваться, оставить о себе какую-то добрую память, а жил ожиданием конца света, каких-то неприятностей, этими пророчествами…

Наверное, никогда Россия не станет великой, если мы с вами сами не изменимся, не будем с Богом. Посмотрите, храмы стоят пустые, дорогие мои братья и сестры. Я вспоминаю прошлый крещенский сочельник, мне плакать хотелось – четыре человека в храме, причем это храм, который никогда не закрывался. Когда такое было? Во времена, когда нам запрещали ходить в храм. Да, было мало храмов, но люди шли, стояли, мерзли, но они были в храме, они были с Богом. А сегодня этого нет. Поэтому мы боимся всяких пророчеств, ожиданий. А надо жить с Богом, надо жить в Боге, и тогда ничего страшного не будет.

– Вопрос телезрителя: «В одной из бесед со священником на мнение, что чем больше делаешь добра, тем больше получаешь зла, было отвечено, что мы вправе сами выбирать окружение друзей. А как быть с родственниками?»

– Точно так же. Надо делать добро, не думая о том, что мы за это получим. Почему мы получаем зло за добро? Делая что-то доброе, мы всегда пытаемся получить доброе в ответ. Это, в общем-то, касается и наших родственников. В этом отношении мы не бываем абсолютно бескорыстными людьми. Если мы даем в долг, то стараемся давать тем, о ком знаем, что они долг нам вернут. Когда мы не уверены, что нам долг вернут, мы стараемся в долг не давать.

Один мой знакомый, достаточно большой начальник, я считаю, поступает очень правильно, мудро. Он говорит: «Я никому не даю в долг, кто бы у меня ни просил – близкие или дальние». Если я могу помочь, просто дать человеку какую-то сумму, то даю. Люди уже знают это его правило – если он может помочь, он помогает.

– Это некая жизненная мудрость.

– Да. Поэтому относитесь к своим родственникам с любовью, не ожидая, что они вам за это любовью и отплатят. К сожалению, может быть, эта мудрость немножко жестокая – «не делай людям добра, не будет тебе зла», но это по-мирски. С духовной же точки зрения: если ты сделал доброе дело и не получил за это по шапке, задумайся, было ли это дело добрым.

Поэтому радуйтесь, когда вы сделали что-то доброе, а вам за это пришла какая-то печаль. Значит, Господь принял ваше доброе дело в Свою копилочку, а вы со смирением приняли ту печаль, которую вам послали как привет, как подтверждение доброго дела, вами сделанного.

– А если осознаешь, что делаешь очень нужное дело и осознанно ждешь благодарности, как можно объяснить это состояние? С одной стороны, мы говорим, что любой труд должен вознаграждаться и так далее.

– Опять же это наше человеческое тщеславие, наши желания. Все мы этому подвержены.

– Неужели плохо желать того, чтобы тебе сказали спасибо?

– Надо делать свое дело, а спасибо Господь скажет в тот момент, когда мы пред Ним предстанем.

– А как со всем этим бороться? Со своим желанием.

– От момента рождения до момента нашей кончины вся наша жизнь борьба с грехом, преодоление самих себя. Мы всегда стоим перед выбором. Вот грех, а вот путь праведный, и Господь говорит: «Выбирай, ты же свободен». Вот у тебя есть выбор – в  субботу пойти на какой-то крутой концерт, который единственный раз будет в Москве, или пойти на всенощное бдение. И кто-то идет на концерт, а кто-то говорит: «Нет, извините, для меня все-таки всенощное бдение важнее».

– А если ты пришел на всенощное бдение и думаешь о концерте?

– Лучше на всенощном бдении думать о концерте, чем на концерте забыть о всенощном бдении.

Я думаю, что Господь оценит это стремление.

Вопрос телезрителя: «Как радоваться текущим моментам жизни, осознавая  множество проблем, если длительный период времени нет возможности их решать в силу обстоятельств, которые не зависят от моей воли?»

– Не бывает безвыходных ситуаций, бывают временные трудности, иногда они затяжные. Могу сказать это из своего опыта (может быть, не очень богатого); твердо знаю, что с Богом человеку возможно все. Мы должны помнить и знать, что Господь обязательно укажет нам выход. Это не значит, что нужно сидеть и ждать. Мы должны что-то делать, к чему-то стремиться. Поэтому еще раз говорю, что необходимо учиться благодарить Бога за каждый прожитый день. Каждый день – это огромный дар, данный нам авансом, поэтому не надо расстраиваться из-за каких-то неприятностей, которые иногда кажутся глобальными, а на самом деле настолько мелочны, малы, что не надо и обращать на них внимание. В семье сказали друг другу обидное слово, не подумав, – всё, обиделись, расплакались, разошлись. Хорошо, если ума хватило потом помириться, а то, бывает, разругались, казалось бы, на пустом месте. Так и в жизни: есть начальники, есть подчиненные. Ты делаешь свое дело честно, будучи начальником или подчиненным, – слава Богу, а трудности рано или поздно пройдут. В жизни все проходит, как у царя Давида было написано на кольце; и неприятности пройдут, и радости пройдут. Когда совсем тяжело, почитайте Иова Многострадального, может быть, это вас укрепит в несении вашего креста.

– Бывает такое, что невозможно справиться с  тяжелым состоянием, когда очень трудно.

– Нет ничего невозможного.

– Невозможно молиться в этот момент.

– Надо себя перебарывать. Ищи Бога прежде всего во всем. Я хочу сказать по себе: когда порой бывают очень сложные жизненные условия, всегда находишь себе оправдание: «Вот было бы у меня по-другому, сейчас бы занялся научной работой, духовным ростом, молиться бы больше стал». Нет, прошло время: вроде все более-менее стабилизировалось, все хорошо, условия вроде бы появились, но внутренние проблемы как были, так и остаются. Наверно, леность не позволяет. Есть книга (жизнеописание) о митрополите Иосифе Алма-Атинском – вот где смирение, любовь к Богу. Где он только не сидел: и в ЧК, и в гестапо, и в советских лагерях; и в ссылке находился. Жил в казахской семье в ссылке в Казахстане, за шторкой, днем сидел с их детьми – это абсолютно не мешало ему молиться. А мы ищем себе оправдания, что нам не хватает того или сего. Тот, кто хочет чего-то делать, это делает, не хочет ничего делать, не будет делать и будет искать причины для того, чтобы не делать.

– Отец Алексий, спасибо Вам за беседу. Давайте подведем итог нашей беседы, обратимся к нашим телезрителям.

– Подходит к концу непростой 2021 год, в котором были утраты и потери, но были и духовные радости, радость обретения Бога в своем сердце. У кого-то в семье рождались дети, что тоже является огромной радостью. У нас была радость общения и встречи с вами на телеканале «Союз».

Хочу пожелать вам в новом году благости Божией, крепости духовной, душевных и телесных сил, не отчаиваться в сложных ситуациях, иметь огромное упование на Промысл Божий, на Господа, Который никогда нас не оставляет. Хочу поблагодарить всех тех, кто оказывает и будет оказывать свою материальную помощь телеканалу «Союз», благодаря чему мы имеем возможность с вами встречаться, общаться, отвечать на ваши вопросы, где-то духовно растем, пытаясь подготовиться к этим передачам. Благодаря вашей жертве не только у нас в России, но и в разных уголках земли есть возможность у людей соприкасаться с историей нашей Церкви, с сегодняшним днем ее жизни. Знаю, что сегодня на Мальте мои друзья тоже сидят у телевизора и смотрят – низкий им поклон, всем тем, кто нас смотрит, любит. Не забывайте оказывать свою жертву в этом делании и в новом году, а Господь милостив, Он воздаст каждому из нас за те добрые дела, которые мы делаем. Помощи Божией и многая лета всем.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает священник Илия Макаров, председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии, исполнительный директор Епархиальных курсов религиозного образования и катехизации. Тема беседы: «Христианин и медиамир».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать