Беседы с батюшкой. Что такое личное благочестие сегодня

28 сентября 2022 г.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Вадим Буренин, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове в Санкт-Петербурге.

– Тема сегодняшней передачи: личное благочестие в наше время. Когда мы говорим о личном благочестии, кажется, что это понятие можно употребить только в отношении тех людей, в святости которых мы не сомневаемся. С другой стороны, наверное, каждый из нас призван быть благочестивым. О том, что такое благочестие, мы сегодня и поговорим. И о личном благочестии поговорим особо. Что же такое благочестие сегодня?

– Прежде всего надо обратиться к урокам истории. У нас более чем тысячелетняя история, и в ней было немало непростых периодов, когда людям нужно было проявить благочестие. И наши предки проявляли благочестие, причем в такие сложные моменты, когда можно было впасть в отчаяние, сложить руки и ничего не делать.

В 1395 году, когда было нашествие Тамерлана, который дошел до Ельца, наши православные христиане просили помощи у Божией Матери. Мы знаем, что икону Божией Матери из Владимира торжественно несли в Москву, и на всем протяжении этого пути стояли люди и просили Божию Матерь о помощи. Многие стояли на коленях, молились, прося у Богородицы помощи. На том месте, где встретили икону и произошло сретение, сейчас стоит Сретенский монастырь.

Это событие рассказывает нам о том, насколько люди были верующими и благочестивыми. Для них духовная жизнь не была какой-то иллюзорной, они к этому относились с верой и деятельно. Ведь на протяжении всего пути они стояли и просили Божию Матерь о помощи! Это могли сделать только люди действительно верующие. Наши предки верили, горячо молились, и горячая молитва благочестивого народа способствовала тому, что Божия Матерь оказала непосредственную помощь.

Как мы знаем из источников, Тамерлану было сновидение, и он просил своих ближайших помощников растолковать его. После того как сновидение растолковали, он понял, что ему нужно уйти из пределов Русского государства. Что он и сделал. Таким образом удалось избежать кровопролития. Деятельная молитва людей действительно помогла.

Ведь войско Тамерлана уничтожало все на своем пути. Все понимали, что если бы оно дошло до Москвы, то было бы большое разорение, большой плач, скорбь и много людей погибло бы. Но Божия Матерь помогла людям, видя их благочестивую жизнь.

Божия Матерь помогала и помогает тем людям, которые живут именно по заповедям Божиим, в любви к Богу и ближним своим. Любовь к ближним способствовала тому, что люди молились. Они не пытались убежать, укрыться где-то, чтобы их миновала сия чаша, но остались на своих местах и горячо молились, с твердой верой, что Матерь Божия поможет. Божия Матерь, видя крепкую веру людей, действительно оказала непосредственную помощь.

Были и другие события. В 1480 году – стояние на Угре (Калужская область): подошло большое войско, и могло произойти кровопролитное сражение. Но Божия Матерь в очередной раз оказала милость и проявила Свою любовь. Это событие тоже осталось в истории. Войска постояли друг напротив друга и мирно разошлись.

Божия Матерь является Защитницей и помогает именно тем людям, которые ведут благочестивый образ жизни. Этих людей Она слышит и им помогает.

– Вопрос телезрителя из Гатчины: «Я тоже убедился в помощи Пресвятой Богородицы; знаю, как Матерь Божия всегда помогает, никогда в беде не оставляет. Вопрос у меня такой. У благочестивых людей тоже случались падения. Но, как я понимаю, основное отличие в том, что они всегда находили силы подняться, испросить у Господа прощения и тут же примириться с Богом. Правильно ли я понимаю?»

– Как говорили святые угодники Божии, если ты согрешил, пал, вставай, кайся и иди дальше, не оборачиваясь на тот грех, который совершил. Покаяние всегда возможно. Как мы знаем, пророк Иоанн Предтеча начинал свою проповедь именно с этого призыва: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Мы всегда должны быть готовы к смертному часу. Поэтому, как говорили святые угодники Божии, в нас всегда должно быть чувство покаяния. Покаяние предполагает благочестивый образ жизни. Но бывают разные ситуации. Действительно, человек может согрешить вольно или невольно, ведением или неведением, словом, делом или помышлением. Но нам дана возможность покаяния.

Очень важно, чтобы каждый из нас чувствовал дыхание Божие, ощущал, что здесь и сейчас предстоит перед лицом Божиим. Вот сейчас мы сидим в студии и должны понимать, что мы находимся не только перед телезрителями, но и перед лицом Божиим. И вы, сидящие у экранов, тоже должны понимать, что находитесь перед лицом Божиим. Господь видит нас, видит наше внутреннее настроение. Более того, Господь желает, чтобы мы вели благочестивый, праведный образ жизни.

Но благочестие не должно быть формальным. Мы должны быть благочестивыми не только потому, что нам сказали, что надо быть хорошими. У наших предков всегда была настоящая национальная идея. В последние годы много говорили о необходимости построения гражданского общества. В частности, речь шла о том, что мы должны вернуться к нашим духовно-нравственным традициям. Но в средствах массовой информации это в значительной степени шельмовалось. Сегодня мы не видим, чтобы по телевидению показывали какие-то благие дела и намерения, мы видим прежде всего какие-то происшествия. Но о благочестивых делах, которые происходят вокруг и которых много, тоже нужно рассказывать. Но этому не уделяется достаточного внимания. Таким образом, в обществе формируется человек, который основывается не на духовно-нравственных традициях, а на каких-то событиях, происшествиях, которые будоражат нервную систему, не дают иметь мир и покой в душе.

Наши предки жили, имея подлинную идею. В чем она заключалась? В том, что человек должен достойно прожить свою жизнь, подготовиться к Царствию Небесному. Это является основополагающим и необходимо каждому. Если человек хочет прожить так, чтобы быть достойным Царствия Небесного, которое Господь уготовал любящим Его, то стремится вести себя благочестиво. Если просто формально играть роль, в которую вошел, тогда не в состоянии будешь каждый миг своей жизни чувствовать дыхание Божие. Бывает, человек, имея определенные условия жизни, пытается просто плыть по течению. Но если на пути этого течения оказывается какой-нибудь порог, человек к этому не готов, и могут произойти какие-то трагические события.

И, наоборот, человек, который стремится жить достойно, понимает, что на пути может встретиться немало различных испытаний и искушений и что нужно быть готовым к этому. Такой человек работает над собой. Как работает? Просит Бога, чтобы Господь помог стать более духовным и поступать в этой жизни так, как угодно Господу. То есть человек доверяет Богу.

Например, когда человек приходит к стоматологу, он доверяет стоматологу, верит, что врач ему поможет. Что мешает нам так же прийти к Господу и довериться Ему? Если мы не знаем стоматолога, к которому пришли, не знаем, чем он живет и какими материалами будет пользоваться, то мы знаем, что Господь Благ и Человеколюбец. Надо довериться Богу. У нас есть пример святых угодников Божиих, которые доверились Господу и жили настоящей духовной жизнью. Они были действительно благочестивыми. Нам хорошо известны новомученики и исповедники земли Русской, которые в XX веке прославились своей праведной жизнью. Благочестивым может быть любой человек, занимающий любое положение в обществе.

Совсем недавно мы совершали память святой мученицы Татьяны Гримблит. Ее жизнь удивительна! Она, будучи достаточно простым человеком, вела совершенно благочестивый образ жизни, и пример ее жизни достоин подражания. В тяжелое время она решила, что может помочь ближним, приходила в тюрьмы и передавала продукты питания и все необходимое людям, которые нуждались в этой помощи. И это было не просто формально, как сейчас многие делают: приходят, что-то отдают – и всё. Она приходила в тюрьму, спрашивала, кому не приносили передачу с едой, ей отвечали, и она передавала передачу именно этому человеку. Это была конкретная, адресная помощь. Она помогала тем, кого не знала, понимая, что они нуждаются в помощи. Вот такую любовь она проявляла. И в каких бы обстоятельствах она ни находилась, она всегда оставалась человеком: вела себя кротко, терпеливо, смиренномудро, не устраивала никаких противостояний с действующей властью, не проявляла никакой гордости, тщеславия, гнева, раздражительности, грубости, хамства. Она вела себя в полной мере благочестиво. И очень важно, что у нас есть такие примеры, достойные подражания.

– Вопрос телезрительницы из Луги: «В вечерней молитве я заменяю одно слово. Написано: ˮВсади в сердце мое творити Твоя повеленияˮ, но мне так не нравится, я слово ˮвсадиˮ заменяю и говорю: ˮвложи в сердце мое творити Твоя повеленияˮ. Грешно ли это?»

– Мы читаем молитвы, которые были составлены святыми угодниками Божиими, то есть теми людьми, которые имели непосредственное и постоянное общение с Богом. Эти люди опытным путем почувствовали жизнь с Богом. Как солдаты, которые были на войне, ходили в атаку, знают, что такое война, так и святые угодники Божии были на передовой духовной жизни. Для них невидимая брань не была иллюзорной, они постоянно принимали в ней участие. Они, как часовые на посту, всегда были готовы отразить натиск врага. Будучи такими людьми, они составили молитвы, исходя из своей жизни и своего духовного опыта.

Например, когда мы читаем молитву святого Макария Великого, мы можем открыть житие этого святого и прочитать, какие испытания он прошел, что было в его жизни. Прочитав житие, мы сможем понимать и молитвы, которые им написаны; они составлены исходя из того, какой духовный опыт был у праведника.

Открывая молитвы святителя Иоанна Златоуста, святого преподобного Иоанна Дамаскина или Оптинских старцев, мы понимаем, что у них была благочестивая жизнь, которая способствовала тому, что появились такие молитвы. Очень важно, чтобы мы прочувствовали эти молитвы. Эти слова имеют силу, и сила Божия помогает каждому человеку.

Слова молитвы, которые Вы прочитали, говорят о том, что мы должны отказаться от себя, доверившись Богу, чтобы Господь в нас действовал. Дух Святой действовал в каждом святом угоднике Божием. Да, у каждого святого угодника Божия были свои определенные возможности, чтобы проявить себя в этой жизни. Человек рождается в определенной семье, получает определенное воспитание, в дальнейшем получает определенное образование. И исходя из этого оказывает ту или иную помощь и себе, стараясь прожить жизнь благочестиво, и окружающим людям. Дух Святой, действующий в нас, помогает нам раскрыть те таланты, которые у нас есть. Святой угодник Божий, руководствуясь Духом Святым, действует так, чтобы все было во славу Божию.

Возлюбленные братья и сестры, каждый раз, когда вы читаете эти молитвы и просите, чтобы Господь вас вразумил и просветил, старайтесь проявить подлинную кротость, терпеливость и смирение. Мы должны обязательно довериться Богу. Без этого доверия Господь не может нам помочь в том объеме, который нам необходим. Господь говорит: Се, стою у двери и стучу. К тому человеку, который открывает свою душу навстречу Господу, Господь приходит, и в соработничестве с Богом человек живет достойно, благочестиво и становится наследником Царствия Небесного. Царство Небесное присутствует уже здесь, когда человек дошел до состояния святости, доверился Богу и живет с точным знанием и пониманием того, что есть настоящая, подлинная жизнь с Богом.

Наши предки всегда с этим знанием и жили. Подавляющее большинство женщин на Руси знали Псалтирь наизусть. Почему? Потому, что постоянно молились, жили с молитвой на устах. Многие творили и Иисусову молитву. То есть люди старались вести благочестивый образ жизни. Вспомните прославленного угодника Божьего, воина, адмирала Федора Ушакова: он вел благочестивый образ жизни, и все окружающие видели, что адмирал просветлен Духом Святым. Он действительно жил во славу Божию. Видя такую праведную жизнь, все вокруг стремились вести такой же образ жизни. В результате в сражениях, в которых он принимал участие, он неминуемо одерживал победу.

Вспомним нашего великого полководца, генералиссимуса Александра Суворова: он тоже вел благочестивый образ жизни, это исходило из его внутренней потребности. Каждый день он читал и утренние молитвы, и на сон грядущим, и три канона (покаянный ко Господу Иисусу Христу, молебный к Пресвятой Богородице и ангелу-хранителю). И сам написал канон. Ни одного сражения он не начинал, не отслужив Божественную литургию. Только после Божественной литургии он считал возможным вступить в бой.

– Вопрос телезрителя из Нижнего Тагила: «Иногда на исповеди батюшка спрашивает, прощаешь ли всех, кто тебя обидел. Потому что в молитве Господней сказано: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашимˮ... Я стараюсь простить этих людей. Стараюсь простить и сердцем, но не всегда у меня это получается. Вопрос такой: простит ли мне Господь мои грехи? Ведь Он все-таки ждет от нас прощения сердцем, а не умом. Но часто не получается это сделать сердцем. И второй вопрос: что делать, чтобы научиться прощать людей именно сердцем, а не нашим умом?»

– Господь прощает нам каждый раз наши грехи, когда мы чистосердечно раскаиваемся в них. Но без осознания того, что сделанное нами является грехом, мы не в состоянии покаяться. То есть мы должны понимать, что мы совершили то или иное зло. Поэтому Господь, как Сердцеведец всех, ждет, чтобы в нашем сердце Он присутствовал. Но из нашего сердца должен дальше и наш мозг получить такую пищу, которая будет благодатной. То есть произойдет осознание своего греха, чтобы в дальнейшем этот грех не повторять.

Но у нас, к сожалению, зачастую происходят сложные взаимоотношения с теми людьми, которые нас окружают. Это бывает и в семье. Мы знаем, что если в семье не один ребенок, а несколько детей, то обязательно появляются те или иные конфликтные ситуации. А если один ребенок, то тоже может быть ситуация, что он вырастет и будет эгоистом. То есть все не так просто. Это воспитание, которое должно начаться в семье, и дальше оно продолжается в течение всей жизни человека. И здесь очень важно, чтобы  каждый жил достойно. Для этого наше общество должно способствовать тому, чтобы человек имел возможность понимать: здесь он поступил неправильно или так поступать нельзя.

На протяжении нашей истории мы действительно наблюдаем, что так и было. Но в последние десятилетия, к сожалению, голос Церкви, звучащий постоянно, многими людьми не воспринимается как руководство к действию. И даже те люди, которые приходят в церковь, действительно нуждаются в том, чтобы им напоминали, что не надо держать камень за пазухой, не надо держать обиду на того или иного человека, нужно уметь, если произошла какая-то ситуация, простить человека. Обижается тот, кто хочет обидеться. Если человек не хочет обижаться, он ни за что не обидится. Он сделает все для того, чтобы найти компромисс, сохранить те отношения, которыми он дорожит. Если мы дорожим своими отношениями с Богом, как святые угодники Божии, то мы всегда стараемся сделать всё так, чтобы Господь нас простил за нашу действенную любовь как к Богу, так и к своим ближним.

А у нас как? Вот есть заповедь о почитании родителей. Сплошь и рядом у нас наблюдается непочитание родителей. А ведь сказано: ты будешь жить долго, это будет благая жизнь, если будешь исполнять эту заповедь. Что же мешает? Значит, нет соответствующей веры, нет внутреннего чувства и понимания, осознания, что если мы будем эту заповедь Божию исполнять, как и остальные заповеди, то действительно будем жить с Богом. И наша жизнь будет такой, которая Господу угодна, то есть благочестивой.

Что нам делать для того, чтобы нам внутри себя, в своем сердце иметь чувство покаяния, раскаяния в том или ином содеянном грехе? Здесь, конечно, очень важно, чтобы мы чувствовали дыхание Божие, что Господь здесь, перед нами, что Он видит нас, слышит в любой миг нашей жизни. Даже если мы находимся в помещении, в котором рядом нет ни человека, ни животного. Нам кажется, что мы одни в этом помещении. На самом деле мы не одни, Господь видит нас.

Более того, есть еще и ангел-хранитель, который тоже видит нас. А есть еще и нечистые духи, которые тоже стремятся не остаться в стороне и принимают деятельное участие в нашей жизни. Когда мы читаем Евангелие, мы постоянно встречаемся с тем, что Господь изгоняет из людей нечистых духов. Мы постоянно сталкиваемся в Евангелии с ситуациями, которые говорят нам о том, что мы должны обращать внимание на мир невидимый, духовный.

Поэтому, возлюбленные братья и сестры, блюдите, како опасно ходите (Еф. 5, 15). Просите Бога, чтобы Он помог вам в вашей жизни. Просите действительно, а не как-то формально. Надо не как-то иллюзорно, а реально жить во славу Божию. Трудно? Да, трудно. Надо прикладывать усилия. Да, проще говорить, что есть какой-то космический разум (а может, и вообще ничего нет), что, наверное, что-то есть. Так говорят некоторые. А тот человек, который реально представляет себе, что есть жизнь вечная, прикладывает и соответствующие усилия для того, чтобы Господь ему помогал и в нем действовал.

Поэтому, возлюбленные братья и сестры, стремитесь к тому, чтобы каждый раз вы могли простить того или иного человека. Часто приходится сталкиваться с таким: когда священник говорит людям что-то, что им не нравится, они обижаются, говорят, что больше с этим священником общаться не будут. Например, священник говорит, что человеку надо молиться, а человеку это не нравится. Ему хочется вести какой-то другой образ жизни, а тут говорят: надо молиться или соблюдать постные дни.

Такие ситуации, когда те или иные люди не хотят слышать то, что говорят им пастыри Церкви, встречаются сплошь и рядом. И сразу оказывается, что человек, находясь в храме Божием, показывает свое внутреннее состояние. Это внутреннее состояние требует того, чтобы человеку была оказана первая духовная помощь. Какая? Помочь человеку сотворить достойный плод покаяния, чтобы человек простил то, что ему было сказано не тем тоном. Некоторые говорят: «Не тем тоном мне батюшка сказал (или родители, или сестра, или начальник на работе), не так на меня посмотрели». И у человека сразу внутри мир потерян, у него состояние раздражительности, ему действительно нужна первая помощь. Некоторые пытаются пить какие-то успокоительные лекарства, обращаются к врачам, психологам, невропатологам. А надо-то прийти к Богу и покаяться, сказать: «Господи, прости мне мое поведение, внутреннее состояние».

Господь этого ждет. Потому что Он Человеколюбец, не желает, чтобы тот или иной человек погиб, но желает, чтобы человек спасся. Но для этого нужен труд в соработничестве с Богом. На сегодняшний день для нас это является очень и очень актуальным. Вспоминая историю наших предков, мы должны делать для себя правильные выводы. И эти выводы мы всегда можем согласовывать с теми людьми, которые духовно грамотные и могут действительно нам в этом вопросе помочь.

Поэтому, возлюбленные братья и сестры, не проходите мимо церкви. Более того, стойте на защите тех духовных ценностей, которые являются непреходящими. И каждый раз, когда пытаются говорить что-то такое, что противоречит евангельскому духу, не поленитесь: откройте Евангелие, зачитайте его человеку. Можете открыть жития святых угодников Божиих и что-то оттуда тоже зачитать. Причем как древних угодников Божиих, так и почти наших современников, кто жил совсем недавно. Остались и воспоминания о них, и даже те люди, которые с ними общались и действительно на себе ощущали благодать Божию, исходящую от них.

– Я слушал Вас и подумал, что личное благочестие – это не просто некое благое состояние, хорошее настроение. Личное благочестие, я так понимаю, – это и покаяние, и смирение, и боль, и размышления о жизни вечной, о болезнях, о смерти и так далее. Получается, что личное благочестие – это не состояние, а процесс нашего пути к Богу. Это так?

– Это тот образ жизни, который мы ведем. Если мы его ведем с Богом, то все окружающие видят: да, этот человек действительно благочестив. Как говорится, встречают по одежке, а провожают по уму. То есть люди видят, что человек и одет соответствующим образом. Мне трудно себе представить, чтобы современная угодница Божия ходила в мини-юбке. Мы никак не можем себе представить, чтобы Ксения Блаженная ходила в мини-юбке. Кто-то скажет: во времена Ксении Блаженной не было мини-юбок…

– Тем более что она ходила в мужской одежде.

– Да, и приняла на себя подвиг юродства ради Христа. Это те вещи, которые тоже должны быть понятны. То есть человек должен быть и внешне понятен окружающим, и в то же время его слова, дела тоже должны свидетельствовать о том, что он благочестивый.

– Хорошо, что у нас есть и примеры, и призыв Самого Господа: «Будьте святыми, как Отец мой Свят». Я понимаю, что у нас есть возможность обращения к Церкви и Богу, которую теперь у нас никто не отнимает.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает насельник Донского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Филарет (Бердников).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать